Спросить
Войти

Стекольные заводы Смоленщины в ХIХ–ХХI веках

Автор: указан в статье

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10215 УДК 745 ББК 85.12

Л. В. Синицына (Московская обл.)

Стекольные заводы Смоленщины в Х1Х-ХХ1 веках

Художественное стеклоделие относится к выдающимся явлениям в истории отечественной культуры. В становлении и развитии стекольного производства в России необычайно важной является деятельность семьи Мальцо-вых. В XVIII в. в окрестностях Москвы появляется несколько стекольных заводов, крупнейшие из которых принадлежали Василию Мальцову. Уже в 1723 г. упоминается его завод в с. Новом Можайского уезда. Однако указ Сената 1747 г. запрещает размещать стекольные производства в радиусе двухсот верст от Москвы, что вынуждает Мальцовых перенести заводы в д. Радицы под Брянском, а затем — в с. Дятьково [Батанова, Воронов 1964, 14-20]. Постепенно здесь формируется заводской район, охвативший не только часть Орловской губернии, но и ряд уездов соседней Смоленщины. Одним из первых здесь появляется Сварский завод близ д. Свары, расположенный в 120 километрах от Рославля и принадлежавший калужскому купцу Степану Хлебникову. В 1804 г. это предприятие выпустило свою первую продукцию.

В 1824 г. открывается Екатерининский завод. Когда он переходит по наследству к В. Л. Энгельгардту, тот продает его харьковскому купцу И. А. Соколову; новый хозяин строит еще один завод в Ново-Деребуже. Этот завод, в советское время получивший название «Красное знамя», успешно проработал до 1941 г.

В 1835 г. статский советник камергер А. Д. Олсуфьев устраивает стекольный завод около д. Каменец, который вскоре войдет в число крупнейших предприятий России данной отрасли. В большей степени он известен как Марьинский: А. Д. Олсуфьев назвал его так в честь жены. В 1874 г. рижский купец Шеплер основал Присельский завод, позднее купленный британским подданным Робертом Лодером, а еще позже — витебскими купцами Л. З. и М. Л. Гуревичами [Иванов 1997, 59].

1897 г. стал временем возникновения завода в с. Никольском Рославльского уезда (ныне это Первомайский стекольный завод). Его основатель и владелец — Яков Маркович Магидсон. Свой завод, по сложившейся уже традиции, он назвал в честь жены Фанинским.

Местный историк И. И. Орловский в работе «Краткая география Смоленской губернии», изданной в 1907 г., писал, что в начале ХХ в. в Рославльском уезде Смоленской губернии работало три хрустальных и четыре стекольных завода.

Хрустальные заводы, принадлежащие И. И. Соколову, следующие: Ново-Деребужский в По-луевской волости, Ворошиловский при с. Ворошилове и Марьинский при с. Марьинском Разрытовской волости. На них работает 658 рабочих. Изготавливается гладкая и шлифованная стеклянная посуда — стаканы, рюмки, графины, вазы, кружки, лампадки, абажуры и т. п. Стекольные заводы: Щеткинский Мальцевского Товарищества при сельце Щеткине Прыщанской волости, Воргинской Ал. К. Мухина при д. Воргине Гореновской волости и Магидсона при сельце Никольском Резановской волости. На них изготовляется бемское и простое оконное стекло, ламповые стекла и бутылки. Хотя заводы и обеспечены топливом при обилии леса на заводских землях (от 3 до 7 тысяч десятин при каждом), но материал для стеклянной массы привозится со стороны: жернова, из которых получается песок, — из Орловской губернии, черная глина — из Черниговской, белая — из Белева Тульской губернии и Воронежской губернии; поташ, сода, мел, известь, селитра, мышьяк, марганец, никель и прочее — частью из Москвы, частью из-за границы [Орловский 2006, 88].

В северной части Смоленской губернии, на территории Бельского уезда, находился еще один стекольный завод, Новосельский, принадлежавший Ю. О. Маль-цову. Среди работников этого завода были иностранные мастера: 15 немцев и 4 француза [Орловский 2006, 89].

Известно, что производство стекла нуждается в значительных топливных, сырьевых, водных ресурсах, а также в рынках сбыта. На территории Рославльского и окрестных уездов всего этого было в избытке. В юго-восточную и южную части уезда заходили знаменитые Брянские леса, здесь же были сосредоточены большие запасы торфа. Расположение строившихся предприятий было связано с озерами или речками бассейна Остёра и Ипути. Были в уезде и запасы кварцевых песков, мела и огнеупорных глин. А Риго-Орловская железная дорога обеспечила подвоз недостающих компонентов сырья и транспортирование готовой продукции.

Стекольный завод, или гута, представляет собой здание, в котором устроена круглая стекловаренная печь, изготовленная из огнеупорной глины и закрытая сверху. В нее вставляется несколько больших горшков, тиглей, в которых варится стеклянная масса. Для получения ее в тигли засыпается песок, поташ1, сода, мел или известь, селитра, мышьяк, марганец, никель, битое стекло. Вся эта масса должна вариться в течение 16-24 часов (с появлением газовых гут процесс варки сократился вдвое). После приготовления массы начинается процесс изготовления изделий. Мастер с помощью длинной железной трубки набирает определенное количество стеклянной массы и дует в эту трубку с противоположного конца, одновременно поворачивая ее. В результате получается нужная форма стакана, графина, вазы и т. д. Поскольку этот процесс основан на интуиции и художественном вкусе мастера, время ученичества стеклодува было длительным и составляло 8-12 лет.

Готовые изделия помещаются в печь на 10 часов для снятия внутреннего напряжения стекла, после чего гладкая посуда упаковывается, а часть отправляется дальше для шлифования или крашения и золочения.

В шлифовальне вертящимся чугунным колесом нарезают шероховатые грани, затем каменным колесом шероховатость заглаживается. В красильне или золо-тарне мастера кисточками наносят на внешнюю поверхность посуды различные рисунки, после чего она обжигается в муфельных печах.

Заводы выпускали не только прозрачное, но и цветное стекло. Для этого в тигли добавлялись соответствующие компоненты, окрашивавшие массу в нужный цвет: лимонно-желтый, голубой, розовый, дымчатый, зеленый, рубиновый, фиолетовый.

Несколько отличалась технология изготовления оконного стекла. В этом случае печь для приготовления стеклянной массы снабжалась закальным кругом для

1 Поташ — карбонат калия, получаемый при сжигании золы полыни.

IV всероссийский конгресс фольклористов. том Второй

халяв2. Перед топками в печи имелось большое отверстие, через которое на круг постоянно клали только что приготовленные халявы. При этом круг посыпался слоем песка, чтобы халявы не катались по кругу и не бились. Мастер сидел перед кругом и разрезал халявы вдоль железным раскаленным прутом. Разрезанный цилиндр шел в плавильню и разглаживался в стеклянный лист [Иванов 1997, 93].

Труд на стекольных заводах был чрезвычайно тяжелым, сами рабочие называли его «огненным»: это связано не только с тем, что около печей стоял невыносимый жар, но и с тем, что мастер «сгорал» на производстве, и век его был недолог.

Земский санитарный врач Д. А. Жбанков в конце Х1Х в. провел обследование фабрик и заводов Смоленской губернии. Вот его описание условий труда на Ворошиловском стекольном заводе, владельцем которого был И. А. Соколов:

Гутейщики подвергаются, с одной стороны, сильному воздействию лучистой теплоты и жара раскаленной печи, а с другой — холода из растворенных дверей и щелей ветхого здания, поэтому у них нередко являются болезни дыхательных путей. Дым, выделяющийся из труб печей, вызывает сильную головную боль. Постоянное чрезмерное напряжение легких при выдувании посуды и дыхание в пыльной и дымной атмосфере является одним из важных мотивов, способствующих развитию легочных страданий у рабочих; наши измерения заводских рабочих показали, что развитие груди у них гораздо хуже, чем у многих других; среди них многие умирают от чахотки. Выдувание стекла, по словам рабочих, требует довольно больших усилий, особенно когда приходится делать большую посуду. Сильный жар и обильное питье холодной воды, с одной стороны, причиняет раздражение желудочно-кишечного канала, а с другой — усиленную потливость, и пот вместе с садящейся на тело пылью раздражает кожу, вызывает зуд и заболевания кожи. При выдувании посуды, особенно зимой, когда железная трубка холодная, у рабочих получается сильное раздражение губ, очень часто бывают ожоги рук раскаленной массой [Жбанков 1894, 30].

В конце Х1Х в. в стекольной промышленности в Смоленской губернии было занято 927 рабочих. Стоимость выпускаемой продукции оценивалась в 406086 рублей. Стекольные заводы производили листовое стекло, бутылки, корпуса керосиновых ламп, ламповые стекла, посуду (стаканы, блюда, сахарницы, вазы, графины, рюмки, кувшины, тарелки, розетки, банки, лампадки). Часть изделий изготовлялась способом выдувания, часть — формованием. Готовую продукцию украшали гравировкой и травлением. Существовала и художественная роспись стекла, при которой художник красками наносил рисунок, после чего изделие обжигалось в муфельной печи. Мотивы узоров носили разнообразные названия: ямки, пальцы, бабочки, венки, желудки, иголки, чешуя, кусты, елочки, звездочки, виноград [Иванов 1997, 63].

В начале XX в. крупнейшим стекольным заводом был Фанинский, на котором было занято около 350 рабочих. После событий октября 1917 г. предприятие было национализировано и переименовано в Стекольный завод им. Первого мая. Владелец предприятия Яков Маркович Магидсон остался в Рославле и работал в комитете промышленности до 1927 г., затем уехал в Москву, где умер в 1942 г. [Иванов 1997, 69].

1920-е гг. стали тяжелым периодом для отечественного стеклоделия, сократилось количество заводов, а изделия носили сугубо утилитарный характер. Только постановление СНК «О стекольной промышленности Наркомлегпрома» от 2 апре2 Халява — пузырь цилиндрической формы из стекла.

ля 1934 г. меняет ситуацию в отрасли: постепенно восстанавливаются позиции художественного стеклоделия.

В 1930-е гг. перед отечественными художественными промыслами встали новые задачи. Искусство тех лет отмечено новаторскими исканиями, обращением к советской тематике. Стремление создать новое искусство выражалось прежде всего изобразительными средствами, что проявлялось в обновлении ритмов орнамента, новизне его мотивов, в укреплении мастерства, в изменении ассортимента. В те годы содружество двух поколений было особенно продуктивным: старшее передавало опыт мастерства, молодежь вносила особенности своего мироощущения, свое более смелое отношение к традициям [Разина 2006, 94]. На Ленинградской зеркальной фабрике создаются научно-исследовательские лаборатории и экспериментальный цех для работы в области художественного стекла и сортовой посуды. Художественное руководство этим начинанием было возложено на В. И. Мухину. Так завершался предвоенный период отечественного стеклоделия, в котором смоленский стекольный промысел занимал далеко не последнее место.

1930-е гг. внесли большие изменения в нелегкий труд рабочих завода им. Первого мая. В 1935 г. были установлены полуавтоматы Шиллера для выработки бутылок, смонтированы две чугунные печи для обжига изделий, установлена вентиляция, что позволило охлаждать рабочие места у печи. Вместо старого локомобиля в строй был введен новый генератор электрической энергии мощностью 100 киловатт. Теперь не только цеха, но и вся территория предприятия была освещена. В это время завод получает 12 автомобилей, которые стали осуществлять подвоз торфа (основного топлива предприятия), добывавшегося в 10 километрах от производства. Руководство завода во главе с директором Михаилом Константиновичем Москвитиным приняло решение о реконструкции завода. Однако разработка технической документации была завершена накануне Великой Отечественной войны, и осуществить преобразования было уже невозможно.

После войны всё пришлось начинать заново, с возведения стен, кирпич для которых делали здесь же, на территории разрушенного завода, вручную. Работали самоотверженно. Вот имена тех, кто внес огромный вклад в возрождение Стекольного завода им. Первого мая: Дмитрий Ефимович и Анатолий Михайлович Марцевы, Юрий Федорович Панков, Анатолий Альбертович Радзин, Николай Васильевич Карпачев, Лидия Павловна Васьковская, Любовь Ивановна Никитина, Мария Ивановна Фищенкова, Вера Николаевна Шкуратова, Нина Андреевна Марченкова и многие другие. Во главе коллектива встал тогда Николай Иосифович Шугаров [Иванов 1997, 80].

Завод возвращается к жизни в 1948 г. Первой послевоенной продукцией были бутылки, но коллектив стремился вернуть былую славу предприятия и освоить выпуск сортовой посуды. Этот рубеж был взят в 1950 г. Теперь с конвейера завода сходили графины, вазы, стаканы. В 1950-е гг. стеклоделы опирались на лучшие отечественные традиции, классику стекольного наследия. Изделия этого времени характеризовались эмоциональной выразительностью цветового строя. Московская школа взяла под свою опеку мастеров провинциальных стекольных заводов.

В 1960-1970-е гг. проводится модернизации предприятия, оно становится крупнейшим в отрасли. У завода появились новые задачи. Одна из них — сделать первомайское стекло высокохудожественным. Изделия из стекла, как и любое произведение декоративно-прикладного искусства, призваны быть украшеIV всероссийский конгресс фольклористов. том Второй

нием повседневной жизни, нести радость обычным людям, формировать у них эстетический вкус. Особое место стали уделять цвету; утверждалась ценность гладкого стекла. Затем наступил период увлечения народным искусством: стеклу возвращались формы старинной гуты. А вот от художника стекло требовало особого мастерства, смелости в поисках чего-то нового. Художник должен создать такой образец изделия, который, с одной стороны, был бы привлекателен, а с другой — прост в исполнении.

Этот период в художественном стекольном производстве ознаменовался творческим переосмыслением отечественных традиций и соединением их с тенденциями своего времени. В начале 1970-х гг. изделия из стекла становятся менее утилитарными, теперь в них доминирует эстетическое начало. Формы посуды укрупняются, намечается некоторая монументализация форм. Многие художники обращаются к народным мотивам, что приводит к появлению сложной цветовой гаммы от густо-красного, синего, зеленого до молочного. Теперь художник работает с контрастом фактуры, соотношением масс, форма отличается простотой и лаконичностью — это цилиндр, шар. Стеклопластика активно взаимодействует с пространством.

Следует отметить, что стремление к декоративности в 1970-е гг. привлекло на производство художников, которым удалось внести в понятие массовости художественную индивидуальность [Дзаккария 2006, 97]; на Первомайском заводе работали и работают сейчас многие талантливые художники. В 1970-е гг. интересные творческие изделия были созданы П. А. Бруевым: к ним следует отнести набор декоративных ваз «Дубрава», вазу «Весна». Плодотворно трудились на заводе художницы Н. П. Курьянова и М. В. Храмова. Их декоративные наборы «Калина» и «Сентиментальность» экспонировались на крупных международных выставках в США, Чехословакии. Немало интересных работ было создано А. И. Храмовым. Но, несмотря на значение роли художника, стекольное производство не может существовать без мастеров-выдувальщиков. В 1969 г. коллектив Первомайского завода был удостоен диплома и трех медалей Выставки достижений народного хозяйства.

С 1970 г. завод стал выпускать только сортовую посуду, в декабре 1979 г. был взят новый рубеж: освоено производство хрустальных изделий. В этом же году завод был награжден орденом «Знак Почета». Всё это время заводом руководил Н. И. Шугаров. Он пришел на завод сразу после Великой Отечественной войны, работал механиком, затем мастером стройучастка, восстанавливавшим завод, главным механиком. Обладая талантом руководителя, Н. И. Шугаров был человеком высочайшей культуры, что позволило ему не только стать организатором производства, но по-настоящему понять значение завода как предприятия, выпускающего художественную продукцию.

Отличительная черта таких предприятий состоит в том, что основой производства является творческий труд художников и мастеров, в процессе которого сохраняются и развиваются лучшие традиции народного искусства, обогащаются его творческие методы. Совсем непросто наладить и сбалансировать работу промышленного предприятия таким образом, чтобы решались еще и художественные задачи. К ним относится работа художественного совета завода, консультирование мастеров и художников по творческим вопросам, рассмотрение эскизов, проектов и новых образцов массовых, малосерийных и уникальных изделий, внедрение в производство новых образцов и снятие малохудожественных, устаревших изделий. Перед руководителем предприятия народных промыслов

всегда стоит очень непростая задача: внести в массовую продукцию элементы художественного многообразия.

С 1970 г. и по настоящее время главным художником Стекольного завода им. Первого мая работает выпускник художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института Владимир Иванович Бердников. Первый раз он попал на завод случайно, еще будучи студентом. Его воображение поразила стекловаренная печь. Спустя 45 лет Владимир Иванович вспоминает:

Это была 12-горшковая печь и верстак, сцена, на которой в сполохах огня работали люди, делавшие из расплавленной сметанообразной массы рюмки, вазы, графины. Впечатление театрального действа, только вместо актеров — рабочие. Зрелище это завораживало, и я мог часами не отрываясь находиться здесь, у печи. Еще меня поразило то, что в поселке все ямы на дороге были засыпаны боем из стекла синего, алого, зеленого и других цветов. Я ходил с сумкой, одуревший от счастья, и собирал понравившиеся мне куски стекла3.

Окончив институт, Владимир Иванович уехал «за стеклом» в пос. Первомайский. Первым его учителем на заводе был Н. С. Борисенков, работавший тогда главным художником. А еще на завод часто приезжали художники Московского комбината прикладного искусства С. М. Бескинская, Н. Ю. Ганф, Л. С. Жигалкина, С. М. Рязанова. Вскоре завод был переведен на выпуск сортового стекла. На завод приехали выдувальщики — выпускники профтехучилищ, существовавших тогда при заводах «Красного Мая», Гусь-Хрустального, Дятькова. И сегодня в пос. Первомайском живут и работают «гусяки», «крас-номайцы» и их потомки.

В 1970-е гг. на заводе работали одновременно восемь художников. Стремление к декоративности дало им возможность проявить свой творческий потенциал. В это же время выдвигается проблема синтеза декоративно-прикладного искусства с архитектурой; многие художники по стеклу, в том числе и В. И. Бердников, стали активно работать над витражами (например, композиция В. И. Берднико-ва «Цветы» для магазина «Смоленские товары»). Но всё же самой большой любовью, которой он остается преданным и сейчас, является гутное стекло.

1990-е гг. были сложными для предприятия, резко упал спрос на продукцию; результатом стала задолженность по зарплате и сокращение производства. В 1992 г. Стекольный завод им. Первого мая был акционирован, а спустя 10 лет получил статус предприятия народных промыслов. Новым ударом явился кризис 2008 г. Увеличились долги. Особенно тяжелым бременем легла задолженность за газ и электричество. Всё это привело к тому, что в июле 2017 г. арбитражный суд Смоленской области признал ОАО «Первомайский стекольный завод» банкротом и ввел в отношении предприятия процедуру наблюдения. В тяжелейшем положении оказались жители пос. Первомайского, так как завод фактически является градообразующим предприятием, хотя официального статуса не имеет. Без средств к существованию остались потомственные мастера национального стеклоделия. В случае закрытия завода народные промыслы России также понесут невосполнимую утрату.

з Зап. автором от В. И. Бердникова в 2013 г., г. Смоленск.

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНГРЕСС ФОЛЬКЛОРИСТОВ. ТОМ ВТОРОЙ

Литература

Батанова, Воронов 1964 - Батанова Е. И., Воронов Н. В. Советское художественное стекло. М., 1964. Дзаккария 2006 - Дзаккария Д. Декорируем стеклом: предметы интерьера, витражи. М., 2006. Жбанков 1894 - Жбанков Д. А. Санитарное исследование фабрик и заводов Смоленской губернии. Смоленск, 1894.

Иванов 1997 - Иванов С. С. «Стеклянная» страница истории Рославльской земли // Рославль:

Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. Смоленск, 1997. Орловский 2006 - Орловский И. И. Краткая география Смоленской губернии. Смоленск, 2006. Разина 2006 - Разина Т. М. Художественные промыслы Подмосковья. Истоки и развитие. М., 2006.

художественное стеклоделие стекольный завод мастера-стеклодувы народный художественный промысел. artistic glassmaking glass factory glass-blowing master folk art craft.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты