Спросить
Войти

ОБСУЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА ССЫЛКИ В МЕХАНИЗМЕ КОЛОНИЗАЦИИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КРУГАХ РОССИИ В XIX ВЕКЕ

Автор: указан в статье

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Theory and history of law and state

УДК 343.264

С. В. Архипов, В. В. Бурукин

ОБСУЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА ССЫЛКИ В МЕХАНИЗМЕ

КОЛОНИЗАЦИИ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ КРУГАХ

РОССИИ В XIX ВЕКЕ

В статье дается анализ мнений общественных и государственных деятелей о проблеме эффективности ссылки в решении колонизационных задач малоосвоенных территорий Сибири и Дальнего Востока. Вопрос об эффективности ссылки в достижении колонизационных целей неоднократно поднимался на протяжении XIXстолетия. Исходившие от общественности и правительственных кругов предложения касались широкого спектра предложений о преобразовании ссылки: от ее отмены и до расширения применения.

Анализ предложений позволяет сказать, что все из них рассматривали ссылку в первую очередь как меру колонизации и в последнюю — как наказание со своими целями. Между тем, с ростом количества ссылаемых преступников в Сибирь и на Дальний Восток росло и число обращений сибирских генерал-губернаторов о приостановлении или прекращении ссылки. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения данного вопроса, ссылка продолжала существовать и в XIX в., претерпевая лишь некоторые изменения.

S. V. Arkhipov, V. V. Burukin

DISCUSSION OF THE INSTITUTE OF THE BANISHMENT

IN THE MECHANISM OF COLONIZATION OF SIBERIA

AND THE FAR EAST IN PUBLIC AND GOVERNMENTAL AUTHORITIES OF RUSSIA IN THE XIXth CENTURY

The article offers an analysis of the views of the public and governmental officials about effectiveness of banishment when solving problems of colonizing of undeveloped areas of Siberia and the Far East. The question of the effectiveness of banishment in achieving the purposes of the colonization was much spoken about throughout the nineteenth century. The proposals of the public and government officials considered a wide spectrum of ways of optimization of banishment including both its abolition and its promoting.

According to the analysis of proposals the banishment is considered first as a measure of colonization and then as a punishment with its purposes. Meanwhile, with the increasing of the number of criminals banished to Siberia and the Far East the number of requests of Siberian General-governors, concerning the suspension or abolition of banishment grew tremendously. However, in spite of numerous discussions of this issue, the banishment was existing in the nineteenth century being insignificantly changed.

© Архипов С. В., Бурукин В. В., 2016.

Современное развитие уголовно-исполнительной системы России невозможно представить в отрыве от общества. Сегодня все больше говорится о необходимости широкого участия институтов гражданского общества в процессе исполнения уголовных наказаний в отношении оступившихся членов этого общества. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 г. уделяет внимание взаимодействию институтов гражданского общества и уголовно-исполнительной системы в вопросах исполнения уголовных наказаний [3].

Однако в обсуждении проектов реформ или законодательных актов гражданское общество участвует мало, несмотря на имеющийся опыт обсуждения Закона «Об образовании» и Закона «О полиции». Между тем, в истории уголовно-исполнительной системы России участие общественности в обсуждении вопросов исполнения уголовных наказаний имело место в XIX в. Внимание общественных и правительственных деятелей привлекал институт ссылки в механизме колонизации Сибири и Дальнего Востока. Ссылка являлась одним из пенитенциарных институтов XIX в., вызывающих неоднозначные оценки, как в то время, так и сегодня. По мнению отдельных исследователей, современные колонии-поселения имеют своим прообразом ссылку на поселение [4, с. 17].

Отдельные положения Концепции заложили существенное развитие системы колоний-поселений, тем самым сместив акценты в лишении свободы в отношении преступника в сторону уменьшения степени изоляции, тем более что в развитии данного вида лишения свободы имеются значительные перспективы, поскольку «учреждения открытого типа международными стандартами рассматриваются как обязательный атрибут пенитенциарной системы государств, без которого крайне

затруднительно подготовить осужденных, отбывших длительные сроки в тюрьмах, к жизни на свободе» [1, с. 137].

Широкое обсуждение общественностью истории развития данного вида наказания и его современного состояния позволит более глубоко оценить потенциал его развития в будущем. Поэтому представляет интерес вопрос об обсуждении ссылки в механизме колонизации окраин России в связи с ее массовым применением в России.

Вопрос об эффективности применения ссылки для колонизации Сибири и Дальнего Востока неоднократно поднимался в течение всего XIX в. Однако обсуждение его в общественных и правительственных кругах приводило, как правило, к еще большему потоку ссыльных. Наряду с увеличением числа ссылаемых росло и число обращений сибирских генерал-губернаторов о приостановлении или ее сокращении. Еще в 1834 г. Государственный Совет поручил министру юстиции совместно с министром внутренних дел дать предложения о пересмотре законов, определяющих ссылку в Сибирь на поселение за незначительные преступления. Министрам предлагалось определить возможность замены ссылки другими видами наказаний. Дальнейший импульс движению был дан в 1835 г. резолюцией императора Николая I на рапорте Томского губернатора: «Рассмотреть, нет ли возможности вовсе прекратить ссылку в Сибирь на поселение, оставляя сие для одних каторжных» [6, с. 31].

В Департаменте законов Государственного Совета было собрано значительное число материалов, касающихся общего числа ссыльных, отчетов и мнений губернаторов Сибири, чиновников, посещавших места ссылки с инспекторскими проверками. Были обсуждены и представленные на рассмотрение проекты министра внутренних дел Блудова и министра юстиции Дашкова. Министр

внутренних дел предложил, ограничив ссылку в Сибирь, расширить ее в северные районы европейской части России. Однако в этих районах, по данным губернаторов Пермской, Вятской, Вологодской и Архангельской губерний, можно было разместить только четыре тысячи ссыльных. Министр юстиции предложил заменить ссылку созданием восьми особых «домов заточения» для помещения преступников, подлежащих ссылке в Сибирь. Оба министра предлагали расширить применение труда преступников, подлежащих ссылке, на заводах и фабриках.

Тщательный анализ всех документов и проектов привел Департамент законов к заключению, «что все меры, предложенные в замену, были бы, очевидно, неудобнее и вреднее самой ссылки». Одним из важнейшим аргументом в обоснование оставления ссылки были статистические данные об относительно большом, по мысли законодателей, соотношении числа ссыльных к местному населению в этот период — 1 : 25, и незначительном проценте преступлений, совершаемых старожилами Сибири. Эти данные и обусловили появление вывода о сравнительно небольшом отрицательном влиянии ссыльных на местное население.

Несмотря на многие отрицательные отзывы о системе ссылки, ее негативном влиянии на коренное население, правительство постоянно расширяло размеры ссылки. Все правительственные дискуссии о ссылке заканчивались в лучшем случае небольшими поправками в законодательстве, мало влияющими на саму систему ссылки. Как свидетельствует анализ документов и материалов, касающихся ссылки, колонизационные цели, связываемые со ссылкой, преобладали в правительственных кругах.

Колонизационное значение ссылки не отрицалось и правительственными чиновниками, выступавшими на международных тюремных конгрессах. И. Я. Фойницкий в работе «Ссылка на

Западе в ее историческом развитии и современном состоянии» приводит выдержку из выступления председателя комиссии по преобразованию тюрем графа В. А. Соллогуба на Лондонском международном тюремном конгрессе, который, защищая ссылку как меру колонизации Сибири, отмечал, что именно в этом значении сибирская ссылка есть «вопрос жизни для России» [7, с. 237].

Борьба двух направлений в тюремной политике — колонизационные задачи ссылки и замена ссылки другими видами наказаний — составляла сущность дискуссий о реформировании тюремного ведомства в течение длительного периода. В течение всего XIX в. правительство пыталось найти альтернативу ссылке. В разные периоды законодатель то сокращал применение ссылки, то в связи с недостатком тюремных помещений расширял размеры ссылки. Так, создание арестантских рот и издание Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предполагало сокращение ссылки в Сибирь и решало, по мысли законодателей, использование труда преступников, осужденных за незначительные преступления. Однако с конца 1840-х — начала 1850-х гг. последовали указы о замене многих наказаний ссылкой в Сибирь в связи с переполнением как арестантских рот, так и других мест заключения. К 1850-м гг. относятся и последние попытки упорядочить способы функционирования ссылки, создать систему использования труда ссыльных.

Расширение использования административной ссылки для лиц, осужденных за бродяжничество, привело к образованию нового разряда — ссыльных на водворение. В связи с превалированием числа административных ссыльных в общем количестве ссылаемых в Сибирь неоднократно поднимался вопрос о целесообразности и юридических основаниях применения административной ссылки. В конце 1860-х гг. под воздействием проводимой в стране судебной реформы возникает вопрос о

необходимости реформирования

уголовно-карательной системы. Под руководством министерства юстиции создается комиссия под председательством Э. В. Фриша, в министерстве внутренних дел — комиссия под председательством графа Соллогуба. Результаты работы этих комиссий были внесены на рассмотрение Государственного Совета, который образовал специальную комиссию под председательством члена Государственного Совета статс-секретаря К. К. Грота. Работе комиссии предшествовал анализ отзывов губернаторов, губернских присутствий по крестьянским делам по вопросу о возможности отмены административной ссылки в Сибирь в связи с проведением судебной реформы.

В 1880-1881 гг. состоялась служебная командировка начальника ГТУ Галкина-Враского, позволившая сделать вывод о существенном, неустранимом частными мерами расстройстве всей системы ссылки. К тому же в ответ на многочисленные настойчивые обращения сибирских властей Александр III в конце 1886 г. указал на «необходимость наискорейшего рассмотрения этого вопроса в смысле возможного упорядочения его и ограничения повсеместного расселения ссыльных» [6, с. 86].

Острому обсуждению подвергся вопрос об административной ссылке, в частности, целесообразность сохранения такой меры наказания, как исключение из среды сельских и мещанских обществ порочных членов. Большинство членов Государственного Совета высказались за отмену. Однако Александр III поддержал позицию меньшинства — восьми членов Государственного Совета, выступивших против отмены приговоров обществ. Император считал, что до реформирования всей системы сельского общественного устройства отмену приговоров как возможность защитить общество от порочных членов необходимо отложить.

Между тем, проблема ссылки становилась все острее. Результаты второй служебной командировки начальника ГТУ Галкина-Враского в 1894 г. в Сибирь и на остров Сахалин были положены в основу доклада министра внутренних дел Дурново Николаю II. В 1895 г. было решено создать комиссию под председательством начальника ГТУ с участием директоров департаментов полиции и хозяйственного, управляющего земским отделом, представителей от министерства юстиции и финансов. Комиссия подготовила проект, в основе которого было заложено: 1) «ссылку непринятых крестьянскими и общественными обществами членов их после наказания отменить вовсе»; 2) «ссылка в Сибирь членов мещанских и сельских обществ, передаваемых в распоряжение правительства за порочное и развратное поведение — отменяется» [6, с. 97-98].

В начале декабря 1895 г. проект «основных положений по вопросу о прекращении административной ссылки в Сибирь с заменою другими предупредительными и исправительными мерами» был разослан членам комиссии. Однако в связи с назначением председателя комиссии членом Государственного Совета комиссия прекратила свое существование.

В 1898 г. по распоряжению императора новый начальник Главного тюремного управления А. П. Саломон был командирован в Сибирь и на остров Сахалин. Результаты поездки были представлены в виде доклада министру юстиции. Решением Николая II 6 мая 1899 г. была учреждена Комиссия под председательством министра юстиции И. В. Муравьева. По распоряжению императора в компетенцию комиссии входила разработка проектов по отмене как административной ссылки, так и разработка мероприятий по сокращению судебной ссылки. Комиссия подготовила обширные материалы, затрагивающие все аспекты ссылки. Выводы комиссии основывались на отчетах тюремного ведомства, статистических и других

официальных материалах, отчетах губернаторов сибирских губерний, данных, опубликованных исследователями Сибири и каторги в частности. Выводы были однозначны: в том состоянии, в котором находилась ссылка, она не решает колонизационных задач, напротив, представляет огромное зло для всех территорий Сибири.

10 июня 1900 г. были утверждены Временные правила о замене ссылки на поселение и житье другими наказаниями [5, № 18770]. В преамбуле к закону говорилось, что Государственный Совет, рассмотрев представление министра юстиции по вопросу об отмене ссылки, впредь до введения в действие нового Уголовного Уложения в отношении замены ссылки на поселение и на житье другими наказаниями, рекомендовал руководствоваться Временными правилами. Ссылка заменялась заключением в исправительные арестантские отделения и тюрьмы. Не отменялась только ссылка на каторжные работы на остров Сахалин. В то же время документ подчеркивал, что «от ссылки в каторжные работы надлежит переходить к исправительным арестантским отделениям» [5, № 18770].
12 июня 1900 г. был подписан указ «Об отмене ссылке на житье и ограничении ссылки на поселение по суду и по приговорам общественным». Документ закреплял: «Ссылку на поселение в Сибирь и в Закавказье, равно как ссылку на житье в Сибирь и другие, кроме Сибирских, отдаленные губернии — отменить» [5, № 18839]. Ссылка на поселение сохранялась лишь за отдельные виды преступлений.

Указом отменялось и право мещанских и крестьянских обществ о принятии или непринятии своих членов, отбывших наказание по судебным приговорам. Было отменено и право мещанских обществ представлять в распоряжение правительства своих членов в случае порочного их поведения.

Принятию важного для страны решения об отмене ссылки способствовали многочисленные дискуссии на страницах печати, издание многих обобщающих трудов по истории российской ссылки.

Следует отметить, что в связи с обсуждением вопроса о целесообразности использования ссылки большое значение имели исследования, посвященные опыту других стран. Так, И. Я. Фойницкий проанализировал опыт использования ссылки в пенитенциарной практике стран Западной Европы. Исследование ученого представляло интерес в плане критического осмысления опыта использования ссылки в решении колонизационных задач в колониях этих стран.

Как следует из материалов, подготовленных комиссией об отмене ссылки в России, эти выводы совпадали. Одним из важных аргументов в обоснование отмены ссылки как на Западе, так и в России являлась дороговизна ссылки. Сторонники отмены ссылки в России указывали на возможность ежегодного построения десяти современных тюрем на средства, направляемые на функционирование ссылки, этапирование преступников, поддержание разрушающихся тюремных помещений в районах ссылки.

О размерах расходов на содержание сибирских тюрем в сравнении с некоторыми губерниями, не входящими в районы ссылки, свидетельствует таблица, приведенная в аналитической записке помощника управляющего государственными имуществами в Западной Сибири Павловского [2, с. 58].

По данным Главного тюремного управления, по всей Российской империи на арестантов было израсходовано в 1881 г. 11 308 676 руб. 98 коп., а на эти же расходы в четырех сибирских губерниях и Забайкальской области, израсходовано 1 982 120 руб. 03 коп., т. е. 17,5 %. В эту сумму не входили расходы на содержание зданий, стражи и т. д. Только расходы на этапирование в Сибирь арестантов в 1883 г. составляли 1 244 686 руб.

Приведенные цифры затрат в совокупности с негативными последствиями ссылки обусловили вывод, «что никакая регламентация ссылки не может привести Сибирь в нормальное положение, что создать общество из таких антиобщественных элементов, как преступники, — немыслимо и что для благополучия и будущего экономического процветания этого обширного края необходимо прежде всего безусловно прекратить ссылку» [2, с. 60].

Знаменательным событием в истории как страны, так и Сибири стало празднование 26 октября 1881 г. 300-летия присоединения Сибири. Юбилейные торжества, прошедшие как в центре, так и в Сибири, позволили проанализировать исторический путь развития Сибири, обозначить проблемы, тормозящие ее прогрессивное движение. Так, Томская и Енисейская губернские Думы на общих собраниях постановили ходатайствовать о проведении реформ: отмене ссылки, введение земства и др.

В связи с юбилеем была издана многочисленная литература, раскрывающая опыт колонизации Америки, Австралии, Канады, сделаны попытки анализа колонизационных процессов в Сибири. О дискуссиях, развернувшихся в российской прессе в 1870-е — 1880-е г.,

сообщал и автор ряда работ по переселению Н. М. Ядринцев. Подробно анализируя появившиеся материалы, он приводит характеристику колонизационных процессов, данную известным литератором, участником декабристского движения Д. И. Завалишиным. Сравнивая Канаду с Сибирью, он писал: «В Канаде развивалась свободная промышленность, совершалось прибытие добровольных переселенцев; Сибирь сделалась местом ссылки и принудительной работы». Наряду с этим он указывал на огромное значение правильного управления, которое в Канаде только улучшалось, в то время как в России плохое управление сделалось «хронической болезнью» [8, с. 715-716].

Не меньшее значение для принятия важного решения в связи с разработкой тюремной реформы имели исследования российских ученых-юристов о сущности пенитенциарной политики. По их мнению, ссылка потеряла свое назначение как места изоляции преступника от общества с целью ограждения его от преступлений. При громадном наплыве ссыльных эта цель ускользнула из виду, как в высших законодательных сферах, так и в местной сибирской администрации.

Литература

1. Жданов С. В. Международные стандарты исполнения наказания и обращения с осужденными в колониях-поселениях // Человек: преступление и наказание. — 2014. — № 1 (84). — С. 136-138.
2. Записка о современном состоянии ссыльных в Западной Сибири в связи с поземельными отношениями последней. — Омск, 1887. — 60 с.
3. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение правительства РФ от 14.10.2010 №1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.
4. Пертли Л. Ф. Историко-правовые основы деятельности колоний-поселений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2012. — № 8. — С. 17-23.
5. Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗ РИ). — Собр. 3-е. — СПб., 1902. — Т. XX-1.
6. Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. — СПб., 1900. — 402 с.
7. Фойницкий И. Я. Ссылка на Западе в ее историческом развитии и современном состоянии. — СПб., 1881. — 346 с.
8. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. — СПб., 1892. — 720 с.

Информация об авторах

Архипов Сергей Валентинович: Академия ФСИН России (г. Рязань), доцент кафедры теории государства и права, международного и европейского права, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: justice4@yandex.ru

Бурукин Вадим Валерьевич: Академия ФСИН России (г. Рязань), доцент кафедры философии и истории Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент. E-mail: vaburukin@yandex.ru

Information about authors

Arkhipov Sergey Valentinovich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), Associate Professor of the Department of State and Law, International and European Law of the Academy of Law and Management, Candidate of Law Sciences, Associate Professor. E-mail: justice4@yandex.ru

Burukin Vadim Valerievich: Academy of the FPS of Russia (Ryazan), Associate professor Department of Philosophy and History, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor. E-mail: vaburukin@yandex.ru

УДК 343.81

Е. Г. Михеенков

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЛАГЕРЕЙ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ ГУПР НКВД РСФСР НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-х ГОДАХ

В статье на основе нормативно-правовых актов, архивных материалов производится анализ становления и развития системы лагерей принудительных работ Главного управления принудительных работ (ГУПР) НКВД РСФСР в начале 1920-х гг.

Рассматриваются особенности классификации заключенных, их численность в лагерях принудительных работ Западной Сибири, классификация по разрядам, объем налагаемых на них режимных ограничений, анализируются правовые аспекты привлечения заключенных к труду.

Автором статьи делается вывод, что созданием сети лагерей принудительных работ с подчинением ГУПР НКВД РСФСР в Советском государстве была апробирована модель милитаризированной, жестко централизированной системы, основанной на экстенсивном использовании массового подневольного труда. При этом уже на первоначальном этапе в 1920-х гг. труд заключенных являлся экономически рентабельным для государства, что предопределило развитие лагерной системы отбывания наказаний в 1930-х гг.

© Михеенков Е. Г., 2016.

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ МИГРАЦИЯ КОЛОНИЗАЦИЯ ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАТОРГА ССЫЛКА ССЫЛЬНЫЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты