Спросить
Войти

2010. 01. 038. Грибанова В. В. Три столетия развития образования в Южной Африке / уран. Ин-т Африки. - М. : Наука, 2008. - 185 с

Автор: указан в статье

2010.01.038. ГРИБАНОВА В В. ТРИ СТОЛЕТИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ АФРИКЕ / УРАН. Ин-т Африки. -М.: Наука, 2008. - 185 с.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Ин-та Африки РАН В.В. Грибанова в своей монографии исследует историю развития образования в Южной Африке на протяжении более чем трехсотлетнего периода (конец XVII - начало XIX в.). Прежде чем обратиться к становлению и развитию европейской системы образования на Юге Африки, автор кратко останавливается на традиционной системе обучения и воспитания детей, сложившейся у африканцев. Ко времени появления европейцев в Южной Африке (в конце XV в.) ее территорию населяли племена банту, бушменов и готтентотов. «Бушмены стояли на низкой ступени развития, занимались охотой и вели примитивный образ жизни» (с. 19). С самого начала европейской колонизации, отмечается в работе, они подвергались жестокому истреблению, и к середине ХХ в. общая численность бушменов составляла всего семь тыс. человек. Готтентоты к середине XVII в. населяли всю южную оконечность Африки от мыса Доброй Надежды до р. Кей. Это была многочисленная группа скотоводческих племен, по культурному уровню немного опережавших бушменов. Во многом образ жизни готтентотов был похож на жизнь племен банту, которые к началу европейской цивилизации находились на более высоком уровне развития, чем готтентоты.

На примере зулу, одного из наиболее влиятельных племен банту, автор описывает нормы и правила воспитания детей и молодежи. Основой зулусского общества являлся крааль. Он состоял из нескольких хижин, в каждой из которых жила мать со своими детьми. «Среди зулусов была распространена полигамная семья, поэтому хижинами управлял отец - глава клана, члены которого зависели от него» (с. 21). Семья держалась на строгой дисциплине и почитании старших. Воспитание имело практические цели, в

первую очередь - адаптация ребенка к жизни в обществе. Полезные и необходимые для жизни навыки формировались личным примером и приказаниями, которые требовали безоговорочного повиновения.

С появлением на африканском континенте европейцев обучение стало принимать новые формы. Образование в 1652 г. Капской колонии, отмечает автор, положило начало процессу формирования европейской системы обучения, распространившейся и на африканцев. «Особенностью обучения в конце XVII - первой половине XVIII в. был его религиозный характер» (с. 164). Рассматривая национальный состав колонистов, автор пишет, что он был довольно сложным: помимо голландцев были выходцы из других европейских стран. «Практически сразу после приезда на Юг Африки они ассимилировались в единую бурскую нацию» (с. 25). Гораздо более глубоким стало социальное расслоение. Белая община разделилась на две группы. С одной стороны, это были чиновники Голландской Ост-Индской компании и крупные собственники, с другой - буры-скотоводы, живущие во внутренних районах страны и ведущие зачастую кочевой образ жизни. Вплоть до конца XVIII в. дети буров учились у так называемых странствующих учителей, которые путешествовали по стране от одной бурской фермы до другой. Как правило, обучение длилось от одного до двух месяцев, в течение которых ученики получали основные знания в области чтения, письма и арифметики. Создававшиеся государственные школы принадлежали Голландской Ост-Индской компании, и Голландская реформатская церковь осуществляла строгий контроль за обучением. Разделения на школы для белых и небелых в общественном секторе не было. В колонии вплоть до XIX в. были только государственные начальные школы, хотя де-факто существовали и частные школы. Формально образование осуществлялось на голландском языке, но уже к 70-м годам XVIII в. реалии Южной Африки породили новый язык, местный вариант голландского, со своей грамматикой и словарем, включавший элементы португальского, который стал прообразом современного языка африкаанс.

Европейские колонисты, будучи крупными землевладельцами, владели крупными поголовьями скота. В крупных хозяйствах применялся труд рабов, которых ввозили из Восточной Африки, Мадагаскара и Малайи. В 1658 г. для детей рабов была открыта

первая школа. «Основной задачей обучения в данной школе было религиозное воспитание и изучение голландского» (с. 27).

После окончательного присоединения Капской колонии к Великобритании и создания бурских республик создается система регулярного школьного обучения. Школы были разделены на две группы: классические школы в больших городах (дающие начальное и среднее образование) с обучением на английском языке и двухклассные начальные школы, где в качестве языка обучения использовался голландский. Унификация образования основывалась на двух принципах: насаждение английской культуры и отказ от религиозных основ обучения. В тот период англоязычное население на Юге Африки было чрезвычайно малочисленным. Так, в Капской колонии оно составляло всего 300 человек, к 1814 г. все население колонии выросло до 34 тысяч человек, но англичан среди них было менее 10% (с. 32).

Формирование государственной системы светского образования вступило в противоречие с религиозными и националистическими идеями обучения бурских поселенцев, которые стали называться африканерами, поскольку считались коренными жителями Южной Африки. «В этом, помимо прочего, проявилось противостояние двух групп белого населения, в конечной мере выразившееся в англо-бурской войне 1899-1902 гг.» (с. 61). Война окончательно разрушила существовавшую систему образования, бурными темпами началось внедрение английской школьной системы и секуляризация обучения.

Компромисс в области равенства языков и культуры между двумя группами белого населения был достигнут после образования в 1910 г. Южно-Африканского Союза. В Конституции ЮАС было записано: «И английский и голландский языки будут официальными языками Союза и будут обладать равной свободой и пользоваться равными правами и привилегиями» (с. 73).

Составлявшие большинство населения буры не чувствовали себя хозяевами в новом государстве, которое стало доминионом Британской империи со всеми вытекающими отсюда последствиями. На первых парламентских выборах в новом государстве африканеры получили большинство и сформировали правительство, но его деятельность была ограничена парламентом Великобритании. Буры продолжали придерживаться своего традиционного взгляда

на обучение, которое, по их мнению, должно быть основано на христианских принципах. «Основой христианского образования стали догматы Голландской реформатской церкви, неизменные еще с XVII в. Все науки должны были изучаться на основе идеи о божественном происхождении всего живого на земле» (с. 75).

Пришедшая к власти в 1948 г. Национальная партия провозгласила государственной политикой режим апартеида, т.е. раздельного развития африканского и белого населения страны. Основной задачей образования белого населения стало проведение в жизнь идеи сохранения африканской нации и культуры. Создавались школы двух категорий: для детей африканеров с обучением на африкаанс и для детей англичан с преподаванием на английском. Что касается образования небелого населения, то оно осуществлялось на основе принятого в 1953 г. Закона об образовании банту, цель которого была сформулирована министром по делам туземцев: «С детства приучить их (африканцев) к мысли, что равенства с белыми для них не существует» (с. 88). Дети африканцев получали образование в школах трех типов: общинных, государственных и частных.

В апреле 1994 г. в Южной Африке впервые прошли всеобщие нерасовые выборы. С апартеидом было покончено, завершилась и сегрегация в области образования. Была создана новая нерасовая система обучения. Однако она сразу же испытала на себе груз неравномерного развития общества в период апартеида. Новая система обучения предусматривала равные возможности для всех вне зависимости от расы, классовой принадлежности, пола, религий и т.п. Тем не менее сфера образования до сих пор испытывает недостаток средств, необходимых для обеспечения огромного количества бывших африканских школ современными зданиями, оборудованием, новыми учебниками. Во многих школах, подчеркивается в книге, нет даже водопровода. Более важным вопросом, чем низкая квалификация учителей, считает автор, является их численная нехватка. Согласно статистическим данным, в последние годы до 17 тыс. учителей по разным причинам ежегодно покидали школы. А для того чтобы обеспечить сферу образования необходимым количеством преподавателей, в школу должно в год приходить до 20 тыс. учителей (с. 156).

В целом тяжелое положение во многих школах способствует росту подростковой и детской преступности. В стране упал престиж образования, нередки стали случаи срыва учебного процесса. «В некоторых школах количество учебных дней в год не превышает 20, в других обычным явлением стало безделье учителя и учеников» (с. 141). Хорошее образование, делает вывод автор, остается недоступным для многих бедных африканцев (с. 140). Постоянно сокращается число учеников, сдавших выпускные экзамены, в 2005 г. оно составило 68,5% (с. 155), и только 17% из них получили оценки, позволяющие поступить в вузы.

В заключение автор отмечает чрезвычайно интересное, с его точки зрения, явление: возрождение интереса к языку африкаанс. Язык белой общины, вызывавший ненависть во времена апартеида, становится все более популярным среди черного населения. Из 550 тыс. учащихся, сдававших выпускные экзамены в 2006 г., менее 10 тыс. предпочли это сделать на одном из африканских языков, а 266 тыс. сдавали экзамены на африкаанс (с. 160).

Б.С. Тупов

ЮЖНАЯ АФРИКА КОНЕЦ xvii НАЧАЛО xix В. ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов