Спросить
Войти

Юго-западный ордонанс 1790 г. И его значение в государственно-правовом развитии США

Автор: указан в статье

УДК 340

ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ОРДОНАНС 1790 Г. И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ США

SOUTHWEST ORDINANCE AND ITS IMPORTANCE IN THE DEVELOPMENT

OF STATE AND LAW OF THE USA

С. В. ЧЕЧЕЛЕВ (S. V. CHECHELEV)

Даётся историко-правовой анализ юго-западного ордонанса - одного из важнейших актов в системе источников процесса субъектообразования в США.

This article is devoted to the legal analsise of Southwest Ordinance (179G) - one of main source of subject-making in the USA.

В ранней государственно-правовой истории США особое место занимают акты, касающиеся правового статуса тех территорий, которые получили США по результатам Парижского мирного договора 3 сентября

1783 г. К их числу относится и так называемый Юго-Западный ордонанс (официальное название - Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов южнее реки Огайо) 1790 г. В учебной и научной литературе, посвящённой истории США, в основном анализируется лишь так называемый Северо-Восточный ордонанс 1787 г. («старший брат» рассматриваемого нами) [1]. На его фоне Юго-Западный ордонанс остаётся в тени, не привлекая особого внимания исследователей. Однако его появление явилось следствием очень важных тенденций в государственно-правовом развитии США и имело колоссальные политико-правовые последствия для дальнейшего государственно-правового развития страны на протяжении многих последующих десятилетий.

Западная граница владений, обретённых Соединёнными Штатами по договору 1783 г., проходила по реке Миссисипи, северная - по Великим озёрам, южная - по 31 градусу

сев. широты, западная - по Аллеганским горам и примыкала к 13 первоначальным колониям Великобритании в средней части Северной Америки [2]. В своё время власти метрополии, приобретя эту территорию по Парижскому мирному договору 1763 г., тогда же королевской прокламацией в 1763 г. запретили американским колонистам переселение на новую территорию [3]. Однако не-прекращающееся с самого начала британской колонизации движение переселенцев на запад не смог остановить королевский указ и, как правило, неорганизованное скваттерское движение буквально перехлестнуло границу, указанную в законе 1763 г. Таким образом, новые границы владений США на некоторое время фактически узаконили происходящий процесс колонизация («продвижения фрони-тира, как это называли американские историки вслед за основателем известной теории фронитира Ф. Тёрнером [4]).

Фактически сразу же после юридического закрепления этой обширной территории за США права на отдельные её участки предъявили практически все штаты. Данная проблема стало одной из ключевых в ходе деятельности конфедеративного конгресса США.

© Чечелев С. В., 20i2

Последняя была урегулирована путём переговоров конгресса конфедерации со штатами, большинство из которых отказалось от своих требований на западные земли в пользу центральной власти а также путём издания серии ордонансов (1784, 1785, 1789 и 1790 гг.) Самым известным из них является так называемый Северо-Западный ордонанс 1787 г., определивший порядок создания новых штатов из земель, вошедших в новообразованную этим актом так называемую Северо-Западную территорию (полное название -Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов северо-запада от реки Огайо). В августе 1789 г. федеральный конгресс в соответствии с новой конституцией переутвердил его в новом качестве. Этот ордонанс создавал новую территориальную единицу, находящуюся под управлением центральных властей США. Он предусматривал возможность изменения статуса территории вплоть до образования штата на определённых условиях [5]. Характерно, что хотя пределы действия рассматриваемого ордонанса касались лишь территории к северу от реки Огайо, фактически он определял порядок образования новых штатов и на других территориях (на это указывал ещё ордонанс 1784 г., говоривший о всех территориях, уже уступленных или могущих быть уступленными США отдельными штатами, а также приобретённых у индейцев [6]).

Причины, по которым ордонанс 1787 г. распространял своё действие только на земли к северу от реки Огайо, по нашему мнению, следующие:

1. На тот момент (июль 1787 г.) свободными от претензий штатов были только земли к северу от Огайо. На земли, расположенные южнее реки и до 34 градуса сев. широты, по-прежнему претендовали Вирджиния, Северная и Южная Каролины, Джорджия.
2. Статья 6 ордонанса запрещала рабство на данной территории.

К тому моменту по причине экономической невыгодности рабство было практически изжито в северных штатах и продолжало культивироваться в южных штатах в силу распространённости в них плантационного типа хозяйства. По своим природно-географических особенностям Северо-Западная территория тяготела к северным штатам и

заселялась выходцами из того региона (в основном из Новой Англии и штата Нью-Йорк). Земли же к югу от Огайо заселялись выходцами из Вирджинии и других южных штатов и по климатическим условиям годились для воспроизводства там плантационного типа экономики [7].

Решение вопроса о государственноправовом статусе земель к югу от Огайо пришлось принимать уже федеральному конгрессу первого созыва. В ходе первой сессии законодатели вели трудные переговоры с представителями Северной Каролины об уступке последними своей «доли» западных земель в пользу федеральных властей. Ещё в

1784 г. генеральная ассамблея штата приняла решение об уступке своих новоприобретён-ных западных владений в пользу Конгресса США. Однако ещё до того как власти конфедерации формально успели вступить в обладание этой территорией, законодатели Северной Каролины отменили собственное решение. Но спустя пять лет им всё же пришлось уступить земли США. Одной из причин стало сложное положение бюджета штата - разорённая войной Северная Каролина испытывала огромные проблемы с доходной частью бюджета. Федеральный же конгресс пообещал соразмерное уменьшение федеральных налогов уступаемой части штата. Кроме того, за переход в федеральную юрисдикцию высказывались и жители западных графств. Так, они считали, что с индейской угрозой лучше могут бороться федеральные органы власти, не испытывающие таких денежных затруднений и располагающие хоть и относительно небольшой, но профессиональной армией, которую, к тому же, после окончания войны решено было разместить на западных границах США [8].
22 декабря 1789 г. законодатели штата приняли соответствующий акт и передали его для утверждения в федеральный конгресс. Данный акт стал непосредственной предпосылкой принятия конгрессом и подписания президентом Д. Вашингтоном 26 мая 1790 г. так называемого Юго-Западного ордонанса (полное название - Ордонанс для правительства территории Соединённых Штатов южнее реки Огайо).

Однако реально действие данного орда-нанса распространялась не на все западные

земли южнее реки Огайо. Непосредственно к югу от реки Огайо и до границ новообразованной территории располагались земли, суверенитет над которыми ещё 1780-е гг. провозгласила Вирждиния и на базе которых в 1792 г. был создан штат Кентукки (т. е. фактически минуя стадию федеральной территории). Южнее 35-го градуса располагались земли, на которые претендовала Джорджия и которые только в 1802 г. были формально уступлены федеральным властям США (к тому моменту Юго-Западная территория прекратила своё существование). Наконец, территории севернее 31-го градуса северной широты до 1795 г. являлись спорными с Испанией, завладевшей по Парижскому договору 1783 г. Флоридой и Луизианой.

Таким образом, новая федеральная территория была создана только на землях, уступленных федеральным властям Северной Каролиной.

Что касается самого Юго-Западного ордонанса, создававшего вторую в истории США федеральную территорию (Юго-Западную), то по своему содержанию (20 строк -без учёта заголовка и подписей) большая часть содержащихся в нём норм носит бланкетный характер и отсылает к Северо-Восточному ордонансу и Акту о цессии Северной Каролины. В рассматриваемом нами акте указывалось, что все жители территории к югу от реки Огайо будут «наслаждаться всеми привилегиями, выгодами и преимуществами», которые установлены для правительства к северо-западу от реки Огайо, а правительство организуемой территории «будет схожим с тем, которое организовано для территории к северо-западу от реки Огайо, за одним исключением, которое указано в “Акте принятия уступки требований Северной Каролины на определённые округа западной территории” 1790 г. (запрет на принятие мер, направленных на запрет рабовладения на этой территории) [9].

Американские историки и юристы по-разному оценивают это, имеющее, безусловно, ключевой характер, положение ЮгоЗападного ордонанса. Одни считают его своеобразным ответом оппонентов на анти-рабовладельческие настроения «отцов-осно-вателей». Другие полагают, что авторы Северо-Западного ордонанса намеренно пошли

на уступки рабовладельцам, сознательно ограничившись запретом рабства территориями, севернее реки Огайо. Наконец, существует чисто юридический подход, объясняющий данную особенность рассматриваемого ордонанса простым следованием положения Акта о цессии Северной Каролины 1790 г. [10].

Таким образом, к источникам ЮгоЗападного ордонанса мы можем отнести Ордонанс конгресса 24 апреля 1784 г., СевероЗападный ордонанс 1787 г. и Акт о цессии Северной Каролины 26 мая 1790 г.

Положения второго (и последнего) абзаца ордонанса предусматривали в силу приграничного (фронтирного) положения новой территории совмещения постов губернатора и суперинтенданта по индейским делам по южному департаменту.

Формирование и дальнейшие изменения конституционно-правового статуса ЮгоЗападной территории происходили в соответствии с положениями Северо-Западного ордонанса, подтверждённые Юго-Западным ордонансом. Этими актами предусматривалось, что по достижении федеральной территорией численности белого мужского населения в 5 тыс. чел. жители её получат право на самоуправление. Наряду с назначаемыми президентом с согласия конгресса губернатором, секретарём территории и прочими должностными лицами (согласно федеральной конституции) создавалась территориальная генеральная ассамблея в качестве нижней палаты двухпалатной легислатуры. Члены верхней палаты назначались президентом по представлению органов власти территории. Кроме того, законодатели территории получали право делегировать одного представителя в конгресс США с правом совещательного голоса.

Данная схема впервые была опробована при образовании нового штата Теннесси в 1791-1796 гг. В 1791 г. территория получила окончательную организацию - были назначены губернатор и прочие федеральные чиновники (секретарь территории, трое федеральных судей и два генерала-командующих милицией её округов - Меро и Вашингтон).

На финишную прямую процесс вышел 11 января 1796 г., когда в соответствии с прокламацией губернатора 45 представителей от

11 графств территории собрались в Кнокс-вилле в качестве конституционного конвента. Вначале делегаты приняли «декларацию о правах» (32 пункта), которая позже была включена в принятую 6 февраля конституцию в качестве её последней, 11 статьи. Тогда же было утверждено и название нового штата - Теннесси.

Текст конституции был отослан госсекретарю США для её дальнейшего представления конгрессу на ближайшей сессии. Однако в федеральном Конгрессе принятие штата столкнулось с некоторыми трудностями. Если президент подписал конституцию штата без всяких рекомендаций и внёс её на утверждение в конгресс 8 апреля, а соответствующая резолюция была принята в палате представителей 6 мая (43 - за, 30 - против), то сенат отложил утверждение до последнего дня сессии - 1 июня 1796 г., опасаясь, что новый штат будет голосовать против кандидатов правящей тогда партии федералистов на предстоящих в конце года выборах президента и в конгресс. Условием согласия сенаторов стало сокращение представительства нового штата в нижней палате с двух мест до одного, несмотря на данные переписи 1795 г., которые позволяли Теннесси претендовать на два места в каждой палате Конгресса [11].

Значение Юго-Западного ордонанса состоит в том, что впервые на его основе был образован новый штат непосредственно из федеральной территории. И именно этот опыт стал прецедентным для образования других штатов на остальных территориях союза. Таком образом, не образование штата Огайо на основе так называемого ЕпаЬП^ Act 30 апреля 1802 г., а возникновение Теннесси заложило конституционно-правовую традицию субъектообразования в США из федеральной территории. Более того, ЕпаЬН^ Act 1802 г. уже учитывал сложившуюся при принятии Теннесси ситуацию. В частности, в акте было определено (разд. 6), что новый штат будет иметь в конгрессе только одного представителя, несмотря на то, что к тому времени численность его населения уже превышала 60 тыс. чел. И только со следующей переписи (в соответствии с её результатами) может быть установлено иное представительство [12].

Другое, более печальное значение ордонанса состояло в фактическом закреплении раскола страны по секционному признаку между Севером и Югом по вопросу о рабовладении. Именно в этом вопросе СевероЗападный и Юго-Западный ордонансы кардинально расходились. Юго-Западный ордонанс на некоторое время (до первого Миссу-рийского компромисса 1820 г.) также решал вопрос о возможности распространения «особого института» на западные земли. Последующие конституционные соглашения вроде Первого и Второго Миссурийских компромиссов и билля Канзас-Небраска своими источниками также имели ЮгоЗападный ордонанс. Именно последний вместо следования сложившейся тенденции ограничения рабства только «старыми» южными штатами, где, как ожидали отцы-основатели, он «умрёт» естественной смертью (по их мнению, это станет совершенно неизбежно после закреплённого в разд. 9 ст. 1 федеральной конституции запрета ввоза рабов после 1808 г.), дал «особому институту» вторую жизнь, перенеся его на плодородные земли американского Запада.

1. См., например: Соломатин А. Ю. История государства и права в США. Конец XVII-XIX вв. - М., 2006. - С. 33-34.
2. Словарь американской истории / ред. Т. Пёр-виса. - М., 2007. - С. 373.
3. The Royal Proclamation 1763. - URL:

http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/PreConfederation/rp_1763.html (дата обращения : 22.02.2012).

4. Тёрнер Ф. Д. Фронтир в американской истории. - М., 2009.
5. Northwest Ordinance 1787. - URL:

http://tennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= 1236http ://en.wikisource.org/wiki/The_Northwe st_Ordinance (дата обращения : 22.02.2012).

6. Land ordinance 1784 г. - URL:

http://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/ bdsdcc:@field(D0CID+@lit(bdsdcc13401)) (дата обращения : 22.02.2012).

7. Тёрнер Ф. Д. Указ. соч. - С. 122-123, 145148.
8. Southwest Territory. - URL: http://tennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= 1236 (дата обращения : 22.02.2012).
9. Southwest Ordinance 1790. - URL:

http://www.baumanrarebooks.com/rare-books/ united-states-congress-bradley-stephen-row/ southwest-ordinance-act-for-the-government-ofthe-territory-of-the-united-statesIб4044.aspx (дата обращения : 22.02.20І2).

10. Southwest Territory. - URL http:IItennesseeencyclopedia.net/entry.php?rec= І23б (дата обращения : 22.02.20І2).
11. Ibid.

І2. Enabling Act iS02. - URL: http:IIpublications. ohiohistory.orgIohstemplate.cfm?action=detail Page=00057б.htmlStartPage=74EndPage= S0volume=5newtitle=Volume %205 % 20Page %2074 (дата обращения : 22.02.20І2).

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты