Спросить
Войти

Формирование института оплаты деятельности адвоката в период Становление советской власти

Автор: указан в статье

О.Г. Залогина*

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ОПЛАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Аннотация: Автором исследуются вопросы законодательного закрепления оплаты адвокатского труда в период становления советской власти, для чего исследована нормативно-правовая база.

Важным вопросом в любой профессиональной деятельности является ее оплата. Актуальным этот вопрос является и для адвокатской деятельности.

Исторически проблема вознаграждения адвоката существовала всегда, и это неслучайно. Это обусловлено тем, что с одной стороны, адвокатура как институт гражданского общества осуществляет отдельные полномочия по реализации публичной функции государства по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, а с другой стороны, адвокат действует в интересах доверителя, его деятельность должна оплачиваться, как и любой труд. Потому уже в незапамятные времена возникла дихотомия между публичной ролью адвоката и частным интересом, который он выражает. Данное противоречие обостряется в вопросе оплаты услуг адвоката

Разобраться в гонорарной практике сегодняшнего дня, причинах и условиях, влияющих на его определение, через призму истории становления адвокатского гонорара представляется интересным, поскольку: во-первых, понимание развития института адвокатуры

поможет глубже понять аспекты оплаты услуг адвоката и культуру взаимоотношений между адвокатом и доверенным лицом; во-вторых, решить те проблемы, которые наблюдались в предыдущие годы и остаются нерешенными по сей день.

Актуальность данной темы объясняется важностью проблемы формирования опыта исторического знания в развитии института адвокатуры для усовершенствования как института адвокатуры, так и форм оплаты адвокатской деятельности.

В ходе данного исследования на основании анализа нормативноправовых актов 1917-1922 гг. предстоит проследить процесс формирования оплаты услуг адвоката в период становления советской власти.

3 Залогина Оксана Геннадьевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета, специалист-эксперт отдела правового обеспечения УФССП России по Курской области, naoksana@mail.ru

Хронологические рамки исследования охватывают 1917-1922 гг. Данный период обусловлен, главным образом, тем, что указанный отрезок представляет собой начальный этап построения социализма в России, рождение нового типа государства и как следствие, нового типа общественно-политического устройства.

С учреждением советской власти была существенным образом реформирована адвокатура, а вместе с ней и принципы оплаты труда адвокатов. Так, уже в первые годы советского периода времени идея взимания с клиента платы за юридическую помощь подвергалась критике. В.И. Ленин считал, что только лица, которые занимаются юридической практикой по профессии, имеют право выступать в суде и взимать плату за свою деятельность от частных лиц1.

Первым законодательным актом советской власти был принятый 22 ноября 1922 Декрет о суде № 1, согласно которому институт присяжных поверенных был упразднен2.

7 марта 1918 г. был принят Декрет «О суде» № 23, которым учреждались коллегии правозаступников. Декрет допускал возможность принятия в суде бесплатно одного защитника и одного обвинителя из числа присутствовавших на заседании граждан (ст. 28), основную задачу защиты возложил на коллегии правозаступников. Только члены коллегии имели право выступать в судах за плату (ст. 25). Плата за осуществление защиты определялась согласно соглашению с доверителем, фактически, ничем не ограничивалась. В августе - октябре 1918 г. местными Советами были изданы положения, устанавливающие структуру и основные правила деятельности коллегий в регионах, и особенности оплаты их деятельности. К примеру, «в Петербурге установлены фиксированные оклады правозаступников, равные окладам народных судей. В Москве была принята система вознаграждений, при которой доверители оплачивали услуги через центральную кассу коллегий по установленным расценкам, данные средства распределялись среди членов коллегии по определенной
4

схеме в зависимости от количества проведенных дел и их сложности».

30 ноября 1918 г. принимается Положение «О народном суде РСФСР», которое заменило существующие законы о судебной защите5. Вводилась государственная защита, исполнявшаяся должностными лицами.

Одной из важных причин замены защиты с оплатой по соглашению с клиентом государственной защитой некоторые исследователи, например

1 Декреты советской власти, Т. 1. М., 1957. С. 466
2 Декрет о суде от 24 ноября 1917. № 1 // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
3 Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 «О суде» // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 26. Ст. 347
4 Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917 - 1939 гг. М.: 1993. С. 49.
5 Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 30 ноября 1918 // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 15.

В.М. Курицын, считали переход в связи с обострением гражданской войны к военному коммунизму с характерной для него системой распределения натуральных пайков и обесценением денег1. Члены коллегии избирались исполкомами на общих со всеми должностными лицами основаниях и являлись государственными служащими, получавшими жалование в виде оклада, размер которого приравнивался к окладам судей народных судов (ст. 42) и составлял 500 рублей (ст. 13 Временной инструкции по организации и действию местных народных судов 1918 г.). Хотя защита приобрела государственный характер, клиенты должны были оплачивать правовые услуги. Размер оплаты определялся судом, деньги вносились в доход республики (ст. 48 Положения) на счет Комиссариата юстиции, из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату правозащитникам. Для того чтобы исключить личные контакты между адвокатом и клиентом, закон запрещал обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Взяв на себя финансирование коллегий, государство стало заинтересованным в их минимальной численности. Так, в Москве для городской коллегии был установлен предел в 200 человек, в то время как в начале 1919 г. в нее входило в 4 раза больше членов. Получилось так, что в новую коллегию обвинителей и защитников было назначено только 60 человек. Таким образом, за 15 месяцев, прошедших после Октябрьской революции до марта 1919 г., число адвокатов в Москве сократилось с 3000 до 100 человек2.

Окончательно коллегии правозаступников были упразднены Положением о народном суде РСФСР 1920 г. В июле 1920 г. на III Всероссийском съезде деятелей советской юстиции было высказано мнение о том, что коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон себя не оправдывали. Они злоупотребляли доверием и, что особо резко воспринималось, получали высокие гонорары.

В январе 1922 г. на IV Всероссийском съезде представителей советской юстиции Н.В. Крыленко так выразил свое отношение к оплате доверителем юридической помощи, оказываемой защитниками: «Нельзя переделать людей, нельзя заставить подсудимого не платить своему защитнику за то, чтобы тот его лучше защищал. Говорят, почему мы ставим адвокатуру в лучшие материальные условия, чем судей, прокуроров, но хотел бы я видеть обвиняемого, который мне заплатил бы за мое обвинение. Нужно учитывать обстановку, в которой мы живем, прежде чем критиковать»3. Продолжая ту же мысль, Н.А. Черлюнчакевич подчеркнул, что «в адвокатуре хороший защитник - это специалист, художник, умеющий хорошо работать по своей профессии; странно потому задаваться вопросом, почему он может зарабатывать больше»4. Эти суждения были поддержаны законодателем и постановление 3-й ВЦИК об

1 Курицын В. М. Становление социалистической законности. М., 1983. С. 126
2 Хаски Ю. Указ. сочинение. С. 53
3 Еженедельник советской юстиции. 1922. № 6. С.10
4 Там же. С. 11.

адвокатуре от 26 мая 1922 г. закрепило принцип оплаты клиентами юридической помощи, оказываемой советскими адвокатами.

Постановление III сессии ВЦИК об адвокатуре от 26 мая 1922 г. утвердило Положение об адвокатуре 1922 г.,1 согласно которому размер вознаграждения защитника определялся свободным соглашением с заинтересованной стороной (ст. 47 Положения). Однако лица, признанные особыми постановлениями народного суда неимущими, освобождались от оплаты вознаграждения защитникам по уголовным и гражданским делам. Особый порядок оплаты юридической помощи применялся к рабочим государственных и частных предприятий и служащим советских учреждений и предприятий. Они имели право оплачивать услуги защитников по таксе, устанавливаемой Наркомюстом (по гражданским делам вознаграждение составляло 5% (истец - с присужденной суммы, а ответчик - с суммы, отказанной истцу), причем клиент должен был выдать защитнику денежные суммы на необходимые расходы по делу вперед и покрывать перерасходы по представленным счетам. Если говорить об уголовных делах, то тут таксой предусматривался предел гонорара, определяемый президиумом коллегии «в зависимости от размера и сложности дела».

Возмещение трудовых затрат защитников, оказывающих профессиональную юридическую помощь бесплатно, Положение не предусматривало. При этом получение денег от доверителя «по

бесплатному делу считалось дисциплинарным проступком, чреватым

2

исключением адвоката из сословия».

Анализ норм советского законодательства об адвокатуре показывает, что в первые годы советской власти услуги защитника оплачивались следующим образом.

В период с 1918 по 1922 г. труд адвокатов фактически приравнивался к труду государственных служащих, так как существовала заработная плата, которая выражалась в виде фиксированного оклада, устанавливаемого государством. Материальная связь защитника с доверителем отсутствовала.

При характеристике Положения о коллегии защитников от 5 июля 1922 необходимо отметить, что оплата труда за юридическую помощь производилась в зависимости от имущественного положения клиентов: бесплатная, по таксе, по соглашению. Получение денег по бесплатному делу считалось дисциплинарным проступком.

Библиографический список

1 Положение об адвокатуре, утвержденное ВЦИК 26 мая 1922 // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 425
2 Яртых И. С. Адвокатура и власть /Монография под ред. д.ю.н., проф. А. Д. Бойкова. -М., 2003. С. 27
1. Декрет о суде от 24 ноября 1917. № 1 // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
2. Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 «О суде» // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 26. Ст. 347
3. Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК 30 ноября 1918 // Собрание узаконений РСФСР. 1920. № 15.
4. Положение об адвокатуре, утвержденное ВЦИК 26 мая 1922 // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст. 425
5. Декреты советской власти, Т. 1. — М., 1957 — 627 с.
6. Еженедельник советской юстиции. - 1922. - № 6.
7. Курицын В. М. Становление социалистической законности. - М., 1983. - 193 с.
8. Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие советской адвокатуры 1917-1939 гг. - М., 1993. - 183 с.
9. Яртых И. С. Адвокатура и власть /Монография под ред. д.ю.н., проф. А.Д. Бойкова. - М., 2003. - 176 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты