Спросить
Войти

История и реконструкция берестяных лодок евразийского пространства: результаты работ 2003–2017 гг.

Автор: указан в статье

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10217 УДК 745 ББК 85.12

А. В. Шутихин (Котлас)

История и реконструкция берестяных лодок евразийского пространства: результаты работ 2003-2017 гг.

Тема берестяной лодки возникла на стыке интереса автора к истории обработки традиционных материалов и увлечения водным туризмом и краеведением. Было желание узнать обо всем и сделать всё, что касается традиционных изделий из бересты, хотелось всё это опробовать в реальных условиях. Но в 2003 г. существовало несколько проблем: во-первых, не было ни одного действующего мастера и, во-вторых, в музейных коллекциях было крайне мало артефактов на данную тему. Дело в том, что берестяными лодками в начале XXI в. уже никто не пользовался, она вышла из употребления у аборигенных народов 60 и более лет назад (саами, коми, манси, ханты, селькупы, эвенки, челканцы, тубалары, ку-мандинцы, шорцы, хакасы, буряты, якуты, нанайцы, ульчи, негидальцы и др.).

Ко времени начала деятельности берестяная каркасная лодка как яркий элемент речной культуры, некогда бытовавший на огромном пространстве таежного пояса Евразии от Скандинавии до Японии, не была предметом отдельного специального исследования. Она не интересовала ни ученых, ни любителей-судостроителей. Никто не ставил вопроса: существовала ли она на Русском Севере? Историки судостроения советской эпохи, в отличие от их предшественников, по неизвестным причинам почему-то забыли про существование каркасной конструкции. Как выглядел «берещаный каюк», зафиксированный в Таможенных книгах Московского государства, как обратить внимание общественности на незаслуженно забытую часть истории судостроения, как возродить утерянные навыки строительства — такие вопросы поставил перед собой автор более 10 лет назад. Работа по возрождению интереса к лодке из бересты с самого начала разделилась на три части: поисковую, экспедиционную и просветительскую.

Поисковая деятельность

Сбор информации по технологии строительства и распространению берестяных лодок производился из различных источников: Интернет, фотографии и видеозаписи, музейные коллекции, литература (особенно этнографическая).

Упоминания о каркасной лодке, покрытой берестяными листами, есть у многих путешественников, исследователей и этнографов, которые бывали в таежной зоне Евразии. Это предмет отдельного доклада.

Интернет принес большую часть информации, он предоставил возможность для общения. До сих пор собираются и анализируются сведения обо всех лодках аборигенных народов. До появления домашнего Интернета в 2003 г. на поверхности «информационного океана» по данной теме были лишь короткая статья

из Большой Советской Энциклопедии с одной иллюстрацией, упоминание судна («берещаный каюк») в Таможенных книгах Московского государства, а также два экспоната из экспозиций Российского этнографического музея и Кунсткамеры. Сейчас же в Интернете по запросу «берестяная лодка» можно найти множество материалов на русском языке (до 2008 года поиск не выдавал ничего). Измерять количество и качество этой информации сложно. Но главное, что на данный момент ее достаточно много, чтобы составить представление о берестяной лодке.

Коллекции музеев имеют мало сибирских берестяных лодок: в настоящее время мною выявлено всего 12 штук и несколько моделей, причем три лодки находятся за рубежом (в Японии, Дании и Финляндии), три лодки — в Сибири и на Дальнем Востоке и 6 лодок в Петербурге; 5 из них удалось увидеть воочию, остальные — только на фотографиях.

Наибольшее собрание берестянок на данный момент имеет Российский этнографический музей:

— Коллекция 1211-56. Эвенкийская лодка «джавел» 1907-1908 гг. с р. Катанга Енисейского уезда. Лодка с острым носом и кормой, длина 5 м. Обмерена А. Шутихиным и А. Рыбаковым в 2017 г.

— Коллекция 1998-514. Нанайская лодка «дзяи» 1910 г. из д. Баулян на р. Амур. Длина лодки — 5,9 м, ширина — 0,65 м.

— Коллекция 6762-50. Нивхская лодка «оморочка» 1910-1911 гг. с низовьев Амура, с. Пачи. Длина лодки — 5,8 м.

— Коллекция 6786-10. Якутская лодка «ветка» с р. Лена в Якутском округе. Длина лодки — 4,5 м.

Музей антропологии и этнографии им. Петра Первого (Кунсткамера) опубликовал сведения только об одной лодке в коллекции 3608-1. Длина лодки — 4,17 м. По классификации В. В. Антроповой — ленский вариант [Антропова 1961, 110].

Как в Кунсткамере, так и в Российском этнографическом музее много фотографий самих лодок из разных мест, они различны по технологии строительства. Также здесь можно найти немало текстов по теме берестяной лодки.

О лодках аборигенов Сибири в европейских музеях удалось выяснить благодаря публикациям и переписке с финским исследователем традиционного судостроения Гарри Лукканненом. В 2018 г. в США ожидается публикация его книги в соавторстве с директором Арктического центра Смитсониевского института В. Фит-цхью, посвященной традиции строительства маломерных судов на Евразийском Севере; в ней собрана информация об истории и использовании маломерных судов большинства коренных народов Северной Евразии от Скандинавии до Аляски.

Национальный музей Дании в Копенгагене имеет в своей коллекции амурскую лодку 1864 г. размером 8 х 0,75 х 0,3 м. Национальный музей Финляндии в 1914 г. приобрел лодку с р. Кеть Енисейского бассейна размерами 5,4 х 0,85 м [WesterdahL 2010].

На территории Сибири и Дальнего Востока удалось выявить всего несколько лодок и их моделей. В экспозиции Хабаровского краевого краеведческого музея им. Гродекова выставлена лодка, приобретенная в с. Кондон у Ф. М. Наймука в 1962 г. Это нанайская лодка длиной 8 метров с оригинальными носом и кормой. В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии в экспозиции выставлена эвенкийская лодка «дяв» из с. Иенгра Нерюнгринского района, приобретенная в 1997 г. Длина — 3,26 м, ширина — 0,8 м, высота — 0,39 м (КП 25456 Э-209).

На территории музея села Ванавара Эвенкийского района Красноярского края хранится лодка в плохом состоянии; судя по нескольким фотографиям, ее можно

отнести к приенисейскому типу. Енисейский краеведческий музей (Красноярский край) на своей странице в Интернете объявил, что у них находится одноместная лодка-берестянка. Музей-ледокол «Ангара» также имеет лодку-берестянку в натуральную величину. Несколько моделей берестяных лодок представлены в районных музеях Дальнего Востока. Например, в Амурском областном краеведческом музее г. Благовещенска находится модель такой лодки, изготовленная Ф. М. Юшкевичем и поступившая туда еще в 1893 г. В Иркутском краеведческом музее оцифрованы, но пока недоступны в Интернете семь стеклянных негативов, посвященные технологическому процессу изготовления эвенкийской лодки-берестянки «дяв».

Представляет интерес лодка из музея этнологии города Осака в Японии. По информации из Хабаровского музея, ее сделал мастер из ульчского села Булава в нижнем течении р. Амур. Судя по фото, это амурский вариант с фигурно загнутыми концами.

Собранные материалы из музеев свидетельствуют о крайне малом количестве лодок для такой огромной территории, как таежный пояс Евразии. Берестяная лодка признается элементом культуры древнейших народов со времен освоения человеком Сибири, с ее помощью первобытный человек осваивал Северную Америку.

Огромное пространство от Скандинавии до Японии, некогда имевшее в своей культуре разные типы берестяных лодок, в нынешнее время не имеет ни одного действующего мастера и крайне малое количество артефактов в музейных коллекциях, которые, к тому же, труднодоступны. Так древнейший элемент культуры исчез из поля зрения за очень короткий срок.

Скоро известность берестяной лодки полностью переместится в Северную Америку, что неудивительно: там умеют хранить то, что имеют. Только один музей каноэ в Канаде имеет свыше 600 лодок различных времен и народностей Северной Америки. Сколько из них берестяных, выяснить не удалось, но, судя по сайту музея, их больше 100 штук.

Стоит заметить, что действующих мастеров, в совершенстве владеющих традиционными технологиями каноэ, по ту сторону океана немало. А ведь чтобы научиться делать традиционную лодку из бересты, кожи или дерева, достаточно только желания: сейчас действуют школы судостроения, проводятся фестивали и регаты самодельных лодок. Берестяная лодка продолжает жить.

Галерея этнографических фотографий лодок пополняется, так как российские музеи постепенно оцифровывают свои коллекции. Постепенно пополняется и литература по теме, в большинстве своем электронными публикациями, но появляются также зарубежные и российские печатные издания.

В связи с появлением новых публикаций по истории освоения Сибири и Дальнего Востока в ХУН-ХУШ вв., а также новыми материалами по Таможенным книгам Московского государства имеются новые данные о купле-продаже, строительстве и использовании берестяных лодок русским населением.

Экспедиционная деятельность

С 2007 по 2010 г. было организовано 4 экспедиции, для каждой из которых строилась отдельная лодка.

Первая лодка была построена в августе 2007 г. в д. Бушманиха (Подосинов-ский р-н Кировской обл.). Использовались местные природные материалы (береста, ветви ели, корень сосны, живица), а в качестве орудий — ножи, шило и топор. Лодка получилась довольно вместительной: на ней могут путешествовать два человека с грузом 150 кг. Длина лодки — 4,50 м, ширина — 0,90 м, вес — 35 кг. В середине сентября 2007 г. состоялся переход на берестяной лодке по р. Пуш-ме в Кировской области и р. Юг в Кировской и Вологодской областях. За три дня было пройдено 141 км от д. Бушманиха до д. Устье-Повалихино Велико-Устюгского района Вологодской области.

В 2008 г. А. Шутихиным и М. Хохлиной в д. Княжево Котласского района Архангельской области была построена лодка по первобытной технологии: использовались только ветви, кора, смола и корни деревьев. Опытный турист В. Бужин-ский за 12 дней прошел на ней по Северной Двине от д. Княжево до музея Малые Корелы под Архангельском маршрут в 600 км.

В мае 2009 г. на берегу Белого моря в поселке Рабочеостровск в ходе археологического эксперимента группой из шести человек в течение трех дней была построена лодка по первобытной технологии. Морской переход свыше 30 км показал возможность использования берестяной лодки для достижения Соловецкого архипелага с материка в глубоком прошлом. В экипаж лодки входили археолог Александр Мартынов — заместитель директора Соловецкого музея-заповедника по научной работе — и Александр Шутихин. Подробно об этом эксперименте можно узнать из отчета, докладов и статей А. Я. Мартынова [Мартынов и др. 2011; 2012; 2013].

В 2010 г. в рамках проекта «Реконструкция средневекового пути "Кенский волок" и водно-волокового судна "берестяной каюк"», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом совместно с Кенозерским национальным парком, была проведена реконструкция «берещаного каюка». Участники экспедиции, среди которых были Анна Анциферова (руководитель научно-методического и экспозиционного отдела национального парка) и археолог Алексей Едовин — ныне ученый секретарь Архангельского областного краеведческого музея, легко преодолели 18-километровый Кенский волок (Кумбасозерский вариант). Сейчас лодка находится в д. Вершинино на территории Кенозерского национального парка как экспонат по теме водно-волоковых путей на Русском Севере [Полежаев 2010; Анциферова 2011; Едовин 2011; Едовин 2012].

Деятельность по популяризации

С целью популяризации берестяной лодки предпринимались различные шаги, благодаря чему она приобрела известность. В статье упомянуты только самые важные и значимые фестивали и ярмарки, где строились действующие лодки в натуральную величину.

Строительство лодок в ходе фестивалей, ярмарок и мастер-классов

В 2010 г. одна лодка была построена на выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», которая проходила в выставочном комплексе Экспо-Центр в Москве. Строительство лодки посмотрели не только тысячи гостей и жителей столицы, но и, самое главное, мастера-ремесленники со всей страны. Телеканал «Культура» рассказывал о строительстве в своих новостях.

В 2011 г. одна лодка была построена на фестивале «Большая рыба» на р. Чусовая в селе Кын. До сих пор ее выставляет и пропагандирует фонд «Нанук» из Перми на проходящих в городе мероприятиях.

В 2012 г. на фестивале «Времена и эпохи» был построен «берещаный каюк» как судно XVII в. (Фестиваль, проходивший на территории музея-заповедника «Коломенское» в Москве, собрал несколько тысяч реконструкторов не только из России, но также из Польши, Белоруссии и Украины. По данным статистики, за три дня фестиваль посетило более 150 тысяч человек.) «Берещаный каюк» был спущен на воду реки Москвы. Лодка и сейчас находится на ходу, участвуя в мероприятиях Агентства исторических проектов «Ратоборцы».

В декабре 2017 г. в д. Куимиха Котласского района Архангельской области в течение четырех дней был проведен мастер-класс для двух японских мастеров по дереву, которые специально приехали, чтобы научиться делать берестяную лодку. Лодка была доставлена в Японию и сейчас находится на острове Хоккайдо.

Строительство лодок для музеев и этнографических экспозиций

В 2010 и 2012 гг. по заказу Музея Мирового океана была построена авторская первобытная лодка и авторская реконструкция нанайской лодки «эматти». Основой реконструкции эматти была публикация В. Тимохина по материалам, собранным в 1960-х гг. При реконструкции также использовались фотоснимки из собраний Кунсткамеры и других источников [Тимохин 1973].

В музеях хранятся по сей день экспедиционные лодки: две — в Соловецком музее-заповеднике и одна — в Кенозерском национальном парке. Одна лодка осталась в Салехарде в Музейно-выставочном центре им. Шимановского. Еще две лодки были построены для этнопарка «Кочевник» (Московская обл.) и одна — для визит-центра Байкальского заповедника. Всего в музеях сейчас хранится восемь лодок, созданных с 2007 по 2011 г.

Участие в регатах

Участие в двух Кижских регатах можно назвать и испытанием, и пропагандой лодки. В 2012-2013 гг. авторский «берещаный каюк» на одного человека с двухлопастным веслом, сделанный по традиционным технологиям, участвовал в 14-й и 15-й Кижских регатах традиционных лодок. Гонки показали, что древнее судно не уступает по скорости современным каноэ и байдаркам. С результатом 26 минут в 2013 г. «берещаный каюк» прошел расстояние 2,8 км и занял 2-е место среди участников на каноэ и байдарках. Организатор регаты музей «Кижи» приобрел лодку и экспонирует ее на территории музея, а также планирует ее участие в будущих мероприятиях на воде. По информации старшего научного сотрудника музея Ю. М. Наумова, собранной в этнографической экспедиции, вепсы пользовались подобными лодками для рыбалки.

Выступления на различных мероприятиях

Первое выступление по теме берестяной лодки состоялось в г. Онеге на семинаре «Онежские корабелы». После этого были доклады и сообщения более чем на 10 конференциях, чтениях и круглых столах, чаще всего это были доклады о проведенных экспедициях. Также проводились отдельные публичные выступления по теме берестяной лодки в Сыктывкаре на собрании мастеров Коми, в Соловецком морском музее и других местах.

На одном из семинаров я впервые услышал о том, что лодки из бересты существовали на Русском Севере. После моего выступления один из местных судостроителей рассказал о своем прапрадеде, который ходил на берестяных лодках. Потом выступали информаторы из Водлозера, Северной Двины и Сухоны. А в Салехарде лодка не вызвала удивления, так как там они исчезли недавно — лет сто назад.

Публикации в печатных изданиях и Интернете

Все проекты широко освещались в СМИ местного, регионального и всероссийского уровней. Большой вклад в освещение вопроса по первобытной берестяной лодке сделал соловецкий археолог А. Я. Мартынов, который опубликовал ряд своих и соавторских статей о результатах археологического эксперимента по первобытному мореплаванию. Значительное число публикаций по материалам экспедиций размещено в Интернете. Можно назвать целевые группы, которые очень заинтересовались этой темой и сами распространяют фотографии и статьи: реконструкторы, любители самодеятельного судостроения, специалисты по выживанию в природе, археологи, туристы и др.

Выставки

Начиная с 2007 г. было проведено восемь персональных выставок, также автор принимал участие в четырех групповых выставках, где демонстрировались модели лодок, репортажные фотографии с экспедиций и процесса изготовления. География мест проведения выставок: Архангельск, Вологда, Кичменгский Городок, Великий Устюг, Котлас, Салехард, Ханты-Мансийск.

С 15 декабря 2016 г. по 12 марта 2017 г. в Дарвиновском музее в Москве проходила выставка «Береста на века», где выставлялись три берестяные лодки в натуральную величину, причем одна из них делалась прямо в экспозиции. В выставке с берестяным каноэ принял участие мастер А. Литвинов (Москва), также были представлены этнографические фотографии из Красноярского музея, фотопроцесс изготовления берестяной лодки и другие экспонаты по этой теме. В течение выставки прошли две лекции, посвященные теме лодок (А. Шутихин и Н. Шишелов, Москва). Выставку посетили 69 тысяч человек.

В 2017 г. в парке «Зарядье» на выставке «Русская Арктика» и в Центральном Доме художника на III фестивале Русского географического общества этнопар-ком «Кочевник» демонстрировались лодки-берестянки.

Участие в съемках документальных фильмов, передач и репортажей для телевидения

Репортажи журналистов канала НТВ К. Гольденцванга и канала ВГТРК «Поморье» П. Прокопенко во время проведения эксперимента в мае 2009 г. сделали берестяную лодку известной всей стране. Материал П. Прокопенко завоевал второй приз в номинации «Репортаж» II Международного фестиваля телевизионных программ и документальных фильмов «Северный характер» (Мурманск, 2009).

Эксперимент вдохновил карельских кинодокументалистов, и их фильм «Самая легкая лодка мира» (режиссер Игорь Полещук) стал лауреатом Международного конкурса документальных фильмов «Человек и природа» в Иркутске 2011 г.1 В 2013 г. в Архангельске телеканалом «Первый образовательный» была снята передача «Сделай сам», автор Татьяна Лазарева2.

В 2017 г. вышло несколько репортажей на различных телеканалах и радиостанциях («Эхо Москвы», «Ямал-регион» и др.) о состоявшейся в Дарвиновском музее выставке «Береста на века», где центральными экспонатами были берестяные лодки и материалы на эту тему.

1 URL: http://video.yandex.ru/users/keks88666/view/9.
2 URL:http://www.sgutv.ru/sdelay-sam/tvide0_10497.htm.

В результате изучения темы «Берестяная лодка на евразийском пространстве» можно сделать вывод, что «берещаные» каюки и каючки, каюки-берестяники, используемые русским населением, — это суда, полностью заимствованные для своих нужд у аборигенного населения. Некоторые участки водных путей в прошлом, особенно вблизи волоков и на реках с быстрым течением, можно было преодолевать только на каркасных лодках с покрытием из бересты или кожи.

Еще одно дополнение: «Историко-этнографический атлас Сибири», выпущенный в 1961 г., содержит только три типа каркасных лодок (приенисейский, ленский и амурский варианты). Теперь, с появившимися новыми этнографическими данными 1970-х гг. и публикациями этнографов XIX в., атлас можно дополнить четвертым вариантом лодки, появившейся на Оби.

Один из важнейших результатов работы заключается в том, что теперь археологические находки бересты, прошитой крупными стежками со следами смоления, можно смело атрибутировать как фрагменты лодки.

Список созданных автором берестяных лодок с 2007 по 2017 г.

— Первая экспедиционная лодка, 2007. Находится в д. Куимиха.

— Вторая экспедиционная лодка, 2008. Соловецкий музей-заповедник.

— Третья экспедиционная лодка, 2009. Соловецкий музей-заповедник.

— Четвертая экспедиционная лодка, 2010. Кенозерский национальный парк.

— Мастер-класс по лодкам на фестивале «Ладья», 2010, Москва, Экспо-Центр. Лодка была куплена.

— Мастер-класс по лодкам на фестивале «Большая рыба», 2010, Пермь. Находится в г. Перми.

— Мастер-класс по лодкам на фестивале «Времена и эпохи», 2012, Москва. Собственность клуба реконструкторов, Москва.

— Лодка первобытная для Музея Мирового океана. Собственность музея.

— Лодка «эматти» для Музея Мирового океана. Собственность музея.

— Лодка по заказу музея Шимановского, Салехард. Собственность музея.

— Мастер-класс по лодке в Дарвиновском музее (лодка для этнопарка «Кочевник»), Московская обл., 2016.

— Лодка для сериала «Тобол», 2016, Тобольск.

— Лодка для Байкальского заповедника, 2017. Визит-центр Танхой.

— Лодка первобытная, 2016. Находится в д. Куимиха.

— Лодка для музея «Кижи» с участием в регате. Собственность музея.

— Лодка для этнопарка «Кочевник», 2017. Московская обл.

— Лодка для заказчика из Японии, 2017. Находится в Японии на о. Хоккайдо.

— Лодка, изготовленная в процессе мастер-класса для японских туристов, 2017. Япония, о. Хоккайдо.

— Лодка берестяная, 4,3 метра, 2017. Находится в д. Куимиха.

Литература

Антропова 1961 - Антропова В. В. Лодки // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961. С. 107-130.

Анциферова 2011 - Анциферова А. И. Реконструкция средневекового пути «Кенский волок» и водно-волокового судна «берестяный каюк» // Кенозерские чтения — 2011. Человек и среда: гармония и противоречия: Сб. матер. V Международной науч.-практ. конф. / сост. М. Н. Мелютина; отв. ред. Е. Ф. Шатковская. Северодвинск, 2012. С. 20-30.

Едовин 2011 - Едовин А. Г. Кенский волок — история и археология // Кенозерские чтения — 2011. Человек и среда: гармония и противоречия: Сб. матер. V Международной науч.-практ. конф. / сост. М. Н. Мелютина; отв. ред. Е. Ф. Шатковская. Северодвинск, 2012. С. 80-90.

Едовин 2012 - Едовин А., Шутихин А. Две трассы Кенского волока: археологические исследования на трассе древнего Кенского водно-волокового пути в Плесецком районе Архангельской области в 2010 г. // Архангельская старина. 2012. №1. С. 84-95.

Мартынов и др. 2011 - Мартынов А., Шутихин А., Казаков А. Первобытное мореплавание в Бе-ломорье: опыт и результаты полевых и экспериментальных исследований, осуществленных Соловецким музеем-заповедником // Архангельская старина. 2011. №1/2. С. 98-117.

Мартынов и др. 2012 - Мартынов А. Я., Шутихин А. В., Казаков А. А. Первобытное мореплавание в Приполярье: опыт и результаты полевых и экспериментальных исследований // Арктика и Север. 2012. №5.

Мартынов и др. 2013 - Мартынов А. Я., Шутихин А. В., Казаков А. А. Первобытное мореплавание в Беломорье: опыт и результаты полевых и экспериментальных исследований // Тверской археологический сборник. Вып. 9. Тверская земля и сопредельные территории в древности: материалы 13-15-го заседаний науч.-метод. семинара / Твер. гос. объ-един. музей; отв. ред. И. Н. Черных. Тверь, 2013.

Полежаев 2010 - Полежаев А. А. Берещаное путешествие по Кенскому волоку // Чело. 2010. №2-3. С. 89-95.

Тимохин 1973 - Тимохин В. А. Нанайская берестяная лодка-оморочка «эматти» // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока: Тез. докл. Всесоюз. конф., 18-21 дек. 1973 г. Новосибирск, 1973. С. 135-137.

Westerdahl 2010 - A Circumpolar Reappraisal: The Legacy of Gutorm Gjessing (1906-1979): Proceedings of an International Conference held in Trondheim, Norway, 10th-12th October 2008, arranged by the Institute of Archaeology and Religious Studies, and the SAK department of the Museum of Natural History and Archaeology of the Norwegian University of Science and Technology (NTNU) / Ed. by C. Westerdahl. Oxford, 2010 (BAR International Series 2154).

берестяная лодка древнее судостроение реконструкция Северная Евразия тайга. birch bark boat ancient shipbuilding reconstruction northern eurasia taiga.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты