Спросить
Войти

Трансформация жизни коренного населения (хакасов) Минусинской котловины за последние 100 лет

Автор: указан в статье

УДК 316.62:314.6 (571.513) «192/202» doi: 10.24411/9999-021A-2019-10049

Георгий Михайлович Шапошников ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ», г. Абакан, Республика Хакассия Россия

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ (ХАКАСОВ) МИНУСИНСКОЙ

КОТЛОВИНЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 100 ЛЕТ

С момента как коренные жители Минусинской котловины получали свое современное название -хакасы, прошло 100 лет. За это время из занимающихся разведением и содержанием животных, стали осваивать и другие профессии. Но с началом реформ многие коренные жители, проживающие на селе не нашли себя и в то же время не хотят заниматься традиционными видами трудовой деятельности. Все это не способствует сокращению безработицы и росту реальных доходов населения.

Georgy Shaposhnikov GBNEWRKH "I Charniele», Abakan, Republic of Khakassia Russia

TRANSFORMATION OF LIFE OF INDIGENOUS POPULATION (KHAKAS) OF MINUSINSK

BASIN OVER THE LAST 100 YEARS

From the moment the indigenous people of the Minusinsk Basin received their modern name, Hakasy, 100 years have passed. During this time, from engaged in animal breeding, began to learn and other professions. But with the beginning of reforms, many indigenous people living in the countryside did not find themselves and at the same time did not want to engage in traditional types of labor activity. All this does not contribute to reducing unemployment and increasing real incomes of the population. Keyword: Collective farms, state farms, private farmsteads, unemployment.

За прошедшие 100 лет в жизни коренного населения (хакасов) Минусинской котловины произошли значительные изменения. В 20-е годы ХХ века в пределах современных территорий Хакасии проживали чуть больше 120 тысяч человек, в т.ч. хакасов проживало около 40 тысяч или более 30 % [1, 12]. Все коренное население в те годы занималось сельскохозяйственным производством, в основном содержали животных. Немногочисленные представители коренного населения работали на Черногорских шахтах, медных рудниках «Улень» и «Юлия».

По данным переписи 1917 года на современной территории Хакасии содержалось 87 тысяч голов лошадей, 137 тысяч голов крупного рогатого скота, 338 тысяч овец и коз, 7 тысяч голов свиней и более 30 тысяч гектаров посевных площадей. На каждые 100 жителей приходилось около 1000 голов скота и 50 гектаров посевной площади [2, 20]. В Хакасии в те годы насчитывалось 16,5 тысяч единоличных крестьянских хозяйств [2, 22].

Но в связи с гражданской войной к 1920 году поголовье лошадей сократилось на 31 %, а поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 21 %, а овец и коз стало меньше на 29 %. Число личных подсобных хозяйств на селе к 1940 году достигало 18866 дворов. С изменением политики государства, а это замена продразвёрстки продналогом, с 1924 года начался рост поголовья животных содержащихся в частных подворьях. И наибольший рост поголовья животных достигло к 1928 году. Число лошадей выросло до 100 тысяч голов или рост по сравнению с 1924 годом составил 33 %, поголовье крупного рогатого скота выросло до 246 тысяч голов или рост по сравнению с 1924 годом составил 41 %, поголовье овец и коз за этот период времени выросло до 522 тысяч голов или рост по сравнению с 1924 годом составил 35 %.

Но с началом коллективизации, а это «добровольное» обобществление поголовья животных, привело к резкому сокращению поголовья, т.к. на селе стали избавляться от животных путем продаж в живом или забитом виде, чтобы что-то получить в итоге на руки, вместо справки о том, что их скот находится на территории помещения, принадлежащему колхозу.

К 1930 году в сравнении с 1928 годом количество лошадей сократилось на 36 %, крупного рогатого скота стало меньше на 57 %, овец и коз на 52 %. Но за это время выросли посевные площади

с 31 тысяч гектаров в 1917 году до 61,3 тысяч гектаров в 1930 году. Местное население стали приобщать к общественному труду, по результатам которого стали получать вознаграждение. Надо отметить, что население трудилось почти везде одинаково, но по результатам труда получали не одинаковые вознаграждения. Так, по итогам 1934 года на один трудодень в колхозе «Красная заря» приходилось 4, 3 кг зерновых, а в колхозе «Колхоных чолы» 2,117 кг [3, с.81]. Так продолжалось до 1970 года, когда ликвидирован последний колхоз «Заветы Ильича» Бейского района на территории Хакасии [4, 55]. В 1930 - е годы на территории Хакасии стали организовываться совхозы - Хакасский овцесовхоз (1928 год), а в1930 году организовали Бородинский и Красноиюсский молмясосовхозы. К 1936 году совхозов уже стало 12, а через двадцать лет их было уже организовано 30 [2, 98].

В начале 1970-х годов в Хакасии не осталось ни одного колхоза, они были ликвидированы или присоединены к ранее созданным совхозам, которых уже было 63 [5, 25]. Надо отметить, что в колхозах колхозники получали натуроплаты на заработанные трудодни. В разных колхозах получал по-разному. В совхозах бывшие единоличники и колхозники «превратились в сельскохозяйственных рабочих» [2, с. 23] и стали получать гарантированную заработную плату. Вышел на работу, походил из угла в угол и получи за это вроде бы заработанные деньги. Вместе с тем тяга к содержанию животных у коренного населения оставалась. Но в начале 1960 - х годов ХХ века им не разрешали животных держать больше чем установлено. Так, на начало 1960-х годов колхозники имели право содержать в своем подворье коров до 2-х голов, овец и коз до 10 головы, свиней до 2-х голов [6, с. 113]. Вместе с тем, в период создания совхозов ликвидировались мелкие поселения. Так, в 1930-х годах при организации Красноиюсского молмясосовхоза было расселено 24 населенных пункта с 550 дворами, в т. ч. 432 двор с хакасским населением [7,61]. А при организации овцесовхоза им. Куйбышева население сел, где проживали в основном хакасы, рекомендовали ликвидировать овцепоголовье [4, с. 55]. Эта, обязательная к исполнению, рекомендация мотивировалась тем, чтобы местная грубошерстная порода могла повлиять на разведение тонкорунной породы овец.

Таким образом, начиная с 1930-х годов ХХ века коренное население Хакасии медленно стали отучать от традиционного образа жизни. Первоначально эта работа за трудодни, за которые немного платили, в основном сельскохозяйственной продукцией, затем, будучи работниками совхозов многие поучали в большей части за пребывание на рабочем месте. Все это в конечном итоге способствовало, что часть коренного населения, проживавшее в сельской местности было приучено к тому, что кто -то за них организует, принесет и сделает. Им только осталось расписаться в ведомости за начисленные денежные средства за отработанное вроде бы время.

Все это привело к тому, что с началом перестройки многие, проживавшие на селе не смогли и не могут найти какую-нибудь работу, так как все сельскохозяйственные предприятия обанкротились и были ликвидированы. Часть населения, в т.ч. и коренное, стали возобновлять и расширять поголовье животных в своих подворьях. Но большая часть не могла по ряду причин (нет средств на приобретение первых голов животных, трудно с заготовкой кормов и т.д.) вновь заниматься традиционным образом жизни, чтобы иметь средства на достойное содержание себя и своей семьи.

Так, в селе Очуры Алтайского района только 100 подворий из 847 имеющихся на селе держат животных [7, с. 102]. Вместе с тем многие жители этого же села могут найти работу в городе Саяногорске -10 км, в городе Абакан -40 км, на угольных разрезах Алтайского и Бейского районов это на расстоянии около 20 км. А почему не держат животных в отдаленных селах. Так, например из 608 подворий, расположенных на территории муниципального образования Красноиюсский сельсовет, а это около 100 километров до ближайшего города - города Шарыпово или Назарово, содержат животных только 149 подворий, хотя на территории Совета в частных подворьях содержали в 2018 году 2018 голов крупного рогатого скота [8, с. 64].

Вместе с тем уровень регистрируемой безработицы в республике довольно высок. Так, например, по итогам 2018 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,4 %. Однако с началом 2019 года его уровень повышается каждый месяц: по итогам января его уровень составил 1,5%, по итогам февраля 1,7 %, в марте и апреле его уровень стал 1,9 %. Это очень тревожная тенденция [8].

Источники и литература

1. Хакасская автономная область за годы Советской власти. Статистическое управление Хакасской автономной области (Для служебного пользования. Экземпляр №19) г. Абакан. 1967. 112 с.
2. Ученые записки. Вып. VI. - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1958. 191 с.
3. Аскизский район. История и современность (К 300-летию вхождения Хакасии в состав России) (2-ое изд. перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 2007. 248 с.
4. Бейский район: история и современность. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2015. 168 с.
5. Хакасская автономная область в цифрах за 60 лет. Госкомстат РСФСР Управление статистики Хакасской автономной области. Абакан, 1990. 100 с.
6. Роль жителей села в социально-экономическом развитии территории // Материалы республиканской научно - практической конференции, посвященной 180-летию со дня образования аала Доможаково и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Абакан, ООО «Книжное изд-во «Бригантина», 2015. 256 с.
7. Роль сельских муниципальных образований в социально - экономическом развитии Хакасии// Материалы научно-практической конференции, посвященной 100 -летию со дня образования Очурского сельского Совета. Абакан, ООО «Книжное изд-во «Бригантина», 2019. 244 с.
8. Красноярскстат // «www.krasstat.gks.ru» (дата обращения 17.05.19)

УДК 002.3

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10050

Лариса Анатольевна Шепелева Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЦЕНТРА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»

РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

В статье рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации, в которых закреплены положения, направленные на развитие национальной политики в сфере сохранения, поддержки и развития культуры в целом и этнокультурной деятельности, в частности. Данные положения отражены в постановлениях Правительства РФ, в государственной программе и государственном задании. Также в статье дается обзор деятельности Государственного автономного учреждения «Центр русской культуры» Республики Тыва в соответствии с уставом и государственным заданием. Показана связь нормативной документации федерального, регионального и локального уровня. Документация «Центра русской культуры» Республики Тыва была изучена на основе соответствующих разделов официального сайта Центра.

Larissa Shepeleva Tuvan state University, Kyzyl, Republic of Tyva, Russia

DOCUMENTING THE ACTIVITIES OF THE «CENTER OF RUSSIAN CULTURE» OF THE

REPUBLIC OF TUVA

The article deals with the normative legal acts of the Russian Federation, which contain provisions aimed at the development of national policy in the field of preservation, support and development of culture in General and ethno-cultural activities in particular. These provisions are reflected in the resolutions Of the government of the Russian Federation, in the state program and the state task. The article also gives an overview of the activities. Of the state Autonomous institution "Center of Russian culture" of the Republic of Tuva in accordance with the Charter and the state task. The connection of normative documentation of Federal, regional and local level is shown. Documentation of the" Center of Russian culture " of the Republic of Tuva was studied on the basis of the relevant sections of the official website of the Center. Keywords: ethnos, Republic of Tyva, Kyzyl, Center of Russian culture, ethno-cultural activities, national policy, state program, rules, indicators( indicators), transfers, state task, document, normative legal acts

На территории Республики Тыва проживает два основных этноса - русские и тувинцы. Культура, быт, история, развитие этих народов тесно связаны друг с другом.

В Российской Федерации активно проводится политика в сфере сохранения, поддержки и развития культуры в целом и этнокультурной деятельности, в частности. Начало этой политики положило постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 217 «Об утверждении Правил распределения и предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку

Колхозы совхозы частные подворья безработица collective farms state farms private farmsteads unemployment
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты