Спросить
Войти

Концепция «Мифологии этнотравмы» как метода конструирования образа врага в пропаганде Третьего рейха

Автор: указан в статье

УДК 94(430)08:82.091

Н. М. Погребная, А. А. Аникеев

КОНЦЕПЦИЯ «МИФОЛОГИИ ЭТНОТРАВМЫ» КАК МЕТОДА КОНСТРУИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВРАГА В ПРОПАГАНДЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

В статье анализируется феномен этнотравмы, выступающей следствием воздействия разрушительной нацистской и расистской идеологии. В статье идентифицируются пропагандистские идеологемы и приемы, направленные на создание образа врага в массовом сознании при тоталитарных режимах, преследующих милитаристские и расистские цели. В качестве исторического примера создания в СМИ и в искусстве образа врага выбрана нацистская государственная идеология, успех которой отчасти объяснялся манипулированием общественным сознанием, в которое внедрялся образ внешнего врага в качестве причины национального бедствия и экономических затруднений.

В работе устанавливаются причины возникновения феномена этнотравны в Германии 20-х годов ХХ в., определяются основные направления развития мифа «о вонзенном в спину ноже» нацистами. Особое внимание в статье уделяется антисемитизму, мифологизации образа еврея, в начале работы кратко представлена историческая справка об истории юдофобии и антисемитизма, что объясняет, почему антиеврейская политика Третьего рейха была достаточно быстро принята массами. Мифологизация этнотравмы в национал-социалистической Германии рассматривается на примерах конкретных исторических источников: газеты, публичные речи политиков, новостные видео-журналы и художественные фильмы.

Для анализа взяты разные способы воплощения массовой пропаганды, чтобы сравнить используемые методы конструирования образа врага, проследить за языковыми тенденциями и формированием идеологем, доказать, что агитация и пропаганда нацистов носила комплексный характер. В исследовании приведены выдержки из речей А. Гитлера и Й. Геббельса, цитаты из материалов партийного печатного органа НСДАП «Völkischer Beobachter», описание художественных («Квекс из Гитлерюгенд», «Еврей Зюсс») и документальных («Вечный жид») фильмов, а также новостных сюжетов (о состоянии армии и о польских евреях).

N. Pogrebnaya, A. Anikeev

CONCEPTION OF THE ETHNOTRAUMA MYTHOLOGY AS A MEANS OF CONSTRUCTION OF THE ENEMY IMAGE IN THE PROPAGANDA

OF THE THIRD REICH

The phenomenon of ethnotrauma being a consequence of an impact of devastating Nazi and racist propaganda is considered in the article. The article deals with propaganda ideologemes and practices directed at the formation of the enemy image in public consciousness under totalitarian regimes that pursue militaristic and racist goals. Nazi state ideology is chosen as a historic example of creating the enemy image in the media and art. Its success was partly explained by manipulation of public consciousness where the image of the external enemy as the main reason of national misery and economic difficulties was embedded.

The reasons for the emergence of the ethnotrauma phenomenon in Germany in the 1920-ies as well as the main directions of the development of the myth of "the knife in the back of Nazis" are defined in the article. The main attention in the article is paid to antisemitism and mythologi-zation of the enemy image. At the beginning of the work a brief historical background about the history of anti-Judaism and antisemitism that explains why anti-Jewish policy of the

Third Reich was rapidly accepted by the masses is given. The mythologization of ethnotrauma in National Socialist Germany is considered by examples of particular historic sources: newspapers, public speeches of politicians, video news magazines and feature films.

Various means of the mass propaganda translation are taken for analysis in order to compare methods used to construct the enemy image, to provide insight into language tendencies and the formation of ideologemes and to prove that agitation and propaganda of Nazis was complex. The extracts of A. Hitler&s and J. Goebbels&s speeches, citations from materials of the press organ of NSDAP "Völkischer Beobachter", descriptions of feature ("Hitlerjunge Quex", "Jud Süß") and documentary ("The Eternal Jew") films and also news stories (about the condition of the army and about Polish Jews) are provided in the research.

ХХ век завершился, и с его завершением в науке и публицистике в литературе и искусстве наметилась отчетливая тенденция, направленная на осмысление причин военных катастроф ХХ

века, а также на идентификацию тех идеологических концепций, которые их породили. Геноцид целых народов, расизм, диктат тоталитарного государства, уничтожение инакомыслия и подавление критики - симптомы кризиса гуманистической мысли и демократических форм правления. С тем чтобы избежать повторения геноцида, пресечь зарождение расистской или нацистской идеологии, милитаристских тоталитарных режимов, несущих потенциальную угрозу человечеству, необходимо не только осознать исторические причины, детерминировавшие подобные явления, но и научиться распознавать признаки нацизма и расизма, возникающие в ойкумене той или иной государственной идеологии. Современные отечественные и зарубежные исследователи: М. Ф. Антонов [1], О. Ю. Пленков [12], [13], Д. М. Проэктор [14], Рольф Гизен [18], Зигфрид Бернгард [16] -внесли немалый вклад в исследование причин, способствующих формированию идеологий, враждебных человечности, а также способствовали выработки инструментария, направленного на распознание опасных тенденций в развитии государства и государственной философии. Одной из таких тенденций выступает активность государства и государственных СМИ, а также кино, литературы, театра, преследующая цель создания образа врага, как причины экономических затруднений и международного непризнания заслуг государства. Таким образом, политический режим перенаправляет поток критики с институтов власти и управления на некоторые внешние силы, которые выступают причиной тех или иных недостатков или даже провалов на международной арене или во внутренней политике. Л. П. Белякова [4], Н. П. Быстров [5], Р. Э. Герштейн [8], анализируя способы конструирования идеологем как средства формирования общественного мнения и манипулирования массовым сознанием, указывают, что узнаваемый языковой код выступал мощным средством пропаганды в СМИ и в искусстве.

Внедрение образа врага в массовое сознание объясняется тем, что народу, пережившему переломные моменты истории и катаклизмы, необходимо объяснить причину бедствий, лишивших его крыши, родных или средств к существованию. Чаще всего такой собирательный образ врага включает оппозиционные партии и идеологии или иностранные государства и «неправильные» народы. Метод конструирования образа врага как виновника всех бед «отечества» активно продвигается недемократическими властями и отдельными партиями с помощью средств массовой информации и других видов пропаганды, чтобы создать противопоставление «они - мы» [20].

Исторически созданием образа врага занимались все автократические государства, а апогея данного метода пропаганды наступила с появлением такого понятия как тоталитаризм. Под тоталитарной формой правления в политологии понимают «политический режим, при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни» [6]. К числу ярких примеров тоталитарных режимов относится национал-социалистическая диктатура в Германии. А. Гитлер активно использовал этнотравму для достижения желаемых результатов. Под этнотравмой следует понимать событие и его последствия, трактующиеся и представляющиеся в пропаганде скорее не как недальновидность государственной политики, а как всенародное горе, которое создали враги, желающие лишить нацию не только сильного государства (Версальский договор 1919 г.), но и разобщить сам народ (Ноябрьская революция 1918 г.). Поражение на фронтах Первой мировой войны и Ноябрьская революция в восприятии большинства немцев привели к резкому падению уровня жизни и унижению как немецкого государства, так и немецкого народа со стороны стран-победительниц, что в конечном итоге путем организации соответствующей пропаганды и привело НСДАП к власти.

Образ врага национал-социалистов сформировался задолго до прихода к власти в 1933 г. В 1920 г. в «25 пунктах» программы НСДАП в четвертом пункте говорилось, что «еврей не может быть фольксгеноссе». В 1924 г. в первом издании «Майн кампф» помимо антисемитизма активно пропагандировалась несостоятельность «еврейских» (коммунизм, левые движения) и либеральных идеологий, святость «Великой войны» и позор немецкой нации, олицетворяемый Версальским договором. Последующая пропаганда НСДАП традиционно опиралась на эти направления. Однако «главным виновником всех бед» немецкого народа оставался еврей.

«Еврейство» - слово, прочно вошедшее в немецкий язык тех времен, было мифологизиро-ванно и обозначало нечто чужеродное задолго до принятия А. Гитлером идей антисемитизма. Еще в эллинистическо-римский период из-за исповедовавшегося тогда монотеистического иудаизма евреи жили обособленно, чем вызывали некоторую враждебность по отношению к себе. А распространение в Европе христианства вывело неприязнь на совершенно новый уровень. Теперь евреев обвиняли не только в самом страшном грехе - богоубийстве, но и во всех бедах христиан от нехватки денег до эпидемий чумы, поэтому сильно изменять и без того существующий в сознании масс образ не пришлось. Вот, что пишет о евреях ультраконсервативный немецкий философ Евгений Дюринг в конце XIX в. в первой главе произведения «Еврейский вопрос»: «На этом основании еврейский вопрос не есть просто вопрос расовый вообще, но специально и вполне определенно - вопрос о вреде,всюду наносимом этою расою... Где только этот избранный кочующий народ ни появляется, всюду тотчас же возникает для общества еврейский вопрос, который с успехами истории и просвещения все яснее и правильнее входит в сознание народов» [2]. Из этого следует, что перед пропагандистами стояли задачи модернизировать существовавший антисемитизм, превратить негатив в радикализм и сделать его абсолютно массовым.

А. Гитлер еще во время своего пребывания в Вене перед Первой Мировой войной и уже после заключения Версальского мирного договора в 1920-е гг. начинает обвинять евреев и социал-демократов в грабеже и развращении, убеждая своих соратников в том, что от инфляции страдают именно немцы, живущие на территории Веймарской республики, а евреи продолжают зарабатывать деньги и купаются в богатстве. А. Гитлер, рассуждая о Версальском договоре в своей автобиографии, непременно употребляет название договора в одном предложении со словосочетанием «немецкий/наш народ». Он лично руководит пропагандой против Версальского договора. По его мнению, политика Франции в отношении Германии неразрывно связана с загрязнением французской крови, в том числе с евреями: «Только во Франции, - пишет он, - сегодня сильнее, чем когда-либо, царствует внутренняя гармония между намерениями фондового рынка, евреями, которые их носили, и пожеланиями шовинистического национального государственного управления. Но именно эта идентичность является огромной опасностью для Германии. Именно по этой причине Франция была и остается, безусловно, самым грозным врагом (для Германии). Этот все больше предающийся негроизации народ становится в своей связи с целями еврейского мирового господства скрытой опасностью для существования белой расы Европы» [15, s. 704].

Таким образом, страна-победитель, к которой перешли значительные территории Германии, в мифологизации этнотравмы национал-социалистами становится не только антагонистом и «грабителем» немецкого народа, но и союзником главного врага немецкой нации - еврейства. И именно поэтому «Франция желает предотвратить формирование закрытой власти в Германии, поддерживать немецкую систему политического равновесия сбалансированных маленьких государств без единого руководства, занять левый берег Рейна и выдать это за предпосылки для создания и сохранения гегемонии в Европе» [15, s. 696].

Чтобы продолжить пропагандировать идеи из «Майн кампф» через средства массовой информации, создать и в них единый для идеологии образ врага, идеологизировались средства художественной выразительности (гиперболы, метафоры и эпитеты), а также использовались такие исключительно пропагандистские приемы, как создание штампов, навешивание ярлыков, искажение фактов, многие из которых характерны для тоталитаризма вообще или же для конкретно-исторических тоталитарных мировоззрений. Такие языковые клише и приемы подачи информации называются идеологемами [9].

Уже в номере от 30 января 1933 г. главного рупора НСДАП - газете «Völkischer Beobachter» -на первой полосе еврейский народ называли паразитами, указывая, что «Посветлело в немецком доме, и паразиты пытаются укрыться во всех возможных щелях» [23]. Эта фраза очень богата на средства художественной выразительности: национал-социализм становится светом, евреи -паразитами, а страх евреев перед «справедливостью» в лице НСДАП заставляет их обращаться к бегству. Большевизм же сравнивают с ядом, который протекает через города и деревни и отравляет наивную немецкую душу: «Его (большевизма) приспешники бродят по города и деревням, вливая свой яд в несостоявшуюся немецкую душу» [23].

Помимо конкретных идеологических врагов в прессе («Völkischer Beobachter», 16.05.1935) [24], также активно осуждается поражение в Первой мировой войне и «безвольное» заключение Версальского договора. Промежуток времени между вступлением в силу Версальского мира и назначением А. Гитлера рейхсканцлером назван «14 позорными годами», а поражение в войне -«позорным клеймом». Удивительно, что номер за 16 марта 1935 г. посвящен одновременно отчету по разоружению (приводится в цифрах уничтоженная военная техника) и массовому призыву граждан в армию. В статье «Объяснения правительства» Йозеф Геббельс растолковал его как радостное событие, которое население должно воспринимать как возвращение мощи и защищенности страны, а не желание воевать. Рейхс-министер народного просвещения и пропаганды нацистской Германии призывает восторгаться и гордиться вермахтом. Интересно, что в этом же году выходит короткометражный фильм Лени Рифеншталь «День свободы - наш вермахт!», отснятый с целью прославления армии Третьего рейха.

Процесс идеологизации коснулся всех социальных институтов и чуть ли не в первую очередь языка. Например, слово «das Volk» в прессе и публичных выступлениях в современной Германии не запрещено, однако его употребление может быть неправильно понято. Об этом рассуждает писатель Дурс Грюнбайн в интервью в материале «Шпигеля» «Словотворчество и его смертоносное значении»: «В Германии соединение в сложное слово двух безобидных слов «конец» -«das Ende» и «решение» - «die Lösung» в единую лексему «Endlösung» (окончательное решение) с совершенно другим значением. Впервые термин был использован Адольфом Гитлером, который в 1919 г во время представления доклада об антисемитизме определил его конечную цель как «полное удаление евреев из жизни в принципе (в целом)» [17]. «Окончательное решение» стало частью программы НСДАП. Хотя слово «Endlösung», тем не менее, не часто употреблялось журналистами «Völkischer Beobachter», вместо него в резонансных материалах использовалось «das Judenproblem».

Еврейский вопрос обсуждался не только на страницах главного печатного органа партии. Через две недели после «Хрустальной ночи», 24 ноября 1938 года, в газете «Das Schwarze Korps» под заголовком «Евреи: что теперь?» было написано: «План ясен: окончательное отделение, полное отсечение. Что это значит? Это значит -удалить евреев не только из сферы экономики германского народа! [...] Во всех отношениях нация паразитов обеднеет в изоляции, так как она не желает и неспособна работать! [...] Результатом будет фактический и окончательный конец иудаизма в Германии, его полное уничтожение» [11].

Во главе СМИ стояли Parteigenossen, как Альфред Розенберг в «Völkischer Beobachter». Это значительно повлияло на язык масс-медиа: его формировали политики, к тому же, выдержки из публичных выступлений идеологических лидеров стали важнейшим контентом для всех видов СМИ. Публичная речь не урезалась в видеосюжетах, в газетах ее разбирали на цитаты и восхваляли отдельно взятые фразы, а по радио такие выступления часто можно было услышать в прямом эфире.

Публичные политические речи - это озвучивание основных задач и главных идей политической программы, они выступают в роли мощного агитационного инструмента и направлены непосредственно на электорат и народные массы. Из этого можно сделать вывод, что впервые образ врага был представлен широким массам именно в политических речах.

После формирования нового правительства речи лидеров идеологии национал-социализма оставались главной опорой и примером для журналистских текстов. Рассмотрим некоторые фрагменты речи А. Гитлера и Й. Геббельса от 10 февраля 1933 г

«Если «Rote Fahne»1 с типичной еврейской наглостью смеет утверждать, что наш камрад Майковски и сержант полиции Зеритц были застрелены своими же собственными камрадами, то я должен сказать, что это еврейская наглость просуществовала дольше, чем нужно, и у нее нет будущего» [7]. Из этой фразы мы понимаем, что наглость для еврейства типична, а само прилагательное «еврейский» в любом контексте обладает заведомо негативной окраской. Еще один пример из той же речи, содержащий открыто выраженную агрессию в отношении «главных виновников» немецких бедствий: «И если сегодня еврейские газеты еще верят, что они могут запугать национал-социалистическое движение с помощью скрытых угроз, если они еще верят, что способны обходить наши чрезвычайные распоряжения, они должны остерегаться! Когда-нибудь наше терпение закончится и тогда евреям набьют наглые лживые рты» [7]. Что примечательно, обе фразу адресованы «лживой» и «неправильной» (читать: еврейской) прессе.

Йозеф Геббельс продолжает в несколько ином ключе: «Когда еврейская пресса начинает жаловаться, что национал-социалистическое движе1 «Красное знамя» - газета, основанная 9 ноября 1918 г.

Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург. С 1919 по 1945

являлась центральным печатным органом Коммунистической партии Германии (KPD). В условия нацистской диктатуры существовала подпольно.

ние позволяет только рейхсканцлеру говорить по всем немецким передачам, мы можем дать лишь один ответ: «Как вы нас дурачили (показывали нам, как нужно делать), так мы теперь подражаем вам! [...] Вы наши наставники, а мы ваши смышленые ученики (ирония)» [7].

По ходу речи самого рейхсканцлера несдержанность также проявлялась в отношении к социал-демократам. Его активно цитировали правые СМИ. В номере «Völkischer Beobachter» от 26.07.1932 в статье, посвященной теории и практике марксизма, Социал-демократическую партию Германии называли «Коррупционной партией Германии» [21], ответственной за нищету и унижения Германии. Спустя полгода А. Гитлер продолжил: «Мы не нуждаемся в тех методах, которые использует марксистское социал-демократическое правительство. Хотя они могут стать базой в наших целях - для борьбы с преступностью, против социал-демократов» [3]. Записи данного выступления показывали в кино-комнатах2 оригинал выступления дошел до наших дней. И именно визуализация (не только с помощью плакатов со статичными утрированными изображениями, но и с помощью камеры) делала пропаганду более эффективной.

Ю. М. Лотман в работе «Семиотика кино и киноэстетики» подчеркивает значимость кино как средства формирования стереотипов общественного поведения [10]. Именно эти пропагандистские цели преследовались в полнометражных фильмах Третьего рейха. Хотя большая их часть представляла из себя так называемый легкий, развлекающий контент, через такие картины как «Квекс из Гитлерюгенд»3, «Еврей Зюсс»4 или «Вечный жид» от первого до последнего кадра проходит идея образа врага немецкой нации. В фильме 1932 г. «Квекс из Гитлерюгенд» есть четкое разграничение между утрированно положительными и утрированно отрицательными персонажами: коммунисты представлены ленивыми, маргинальными и развратными нарушителями порядка, тогда как положительные герои - Гитле-рюгенд - порядочны и всегда помогают друг другу. Помимо пропаганды антикоммунистических настроений картина превозвышает самопожертвование во имя идеи.

Евреи в нацистском кинематографе предстают зрителю более коварными злодеями, нежели агрессивные и пустые коммунисты, ведь коммунизм - идеология слуг еврейства и лишь пешки в его руках. В фильме «Еврей Зюсс» «богом избранный народ» представлен грабителем и осквернителем немецкой нации.

2 Так как телевизоры были редкостью до середины 30-х годов, а в 1939 г. их производство так и не стало массовым (помешало начало Второй мировой войны), в районах создавались специальные кино-комнаты для совместного (с соседями) просмотра новостных передач, фильмов и развлекательных программ.
3 Hitlerjugend Quex: Ein Film vom Opfergeist der deutschen Jugend (Квекс из Гитлерюгенд) (реж. Ганс Штайнхофф). 1933 г.
4 Jud Süß (Еврей Зюсс) (реж. Файт Харлан). 1940 г.

Продолжением еврейской истории в национал-социалистическом кинематографе стал документальный фильм «Вечный жид»1, вышедший на экраны, как и «Еврей Зюсс», в 1940 г Фильм демонстрирует жизнь евреев в гетто, их быт и традиции. Кадры живые от постановочных достаточно легко отличить: вот выхваченное из толпы крупным планом еврейское лицо, а вот -семейный обед, кадры которого несколько раз сменяются выхваченными крупных планом насекомыми. Из фильма неясно, были ли отсняты насекомые в том же доме, где обедала семья, и был ли показанный дом жилым. Эти кадры сопровождаются текстом: «Евреи нечистоплотны!», «Спустя несколько часов после оккупации они возобновили свои денежные махинации!», «Эти евреи вовсе не бедные, у них достаточно денег, чтобы приобрести большой и чистый дом, но они хотят жить поколениями в грязной дыре». Примечательно, что голосом фильма стал диктор передач «Die deutsche Wochenschau» Гарри Гизе, что закономерно увеличивало доверие обывателя к отснятому материалу.

Появление массовых кинозалов еще в конце 1920-х гг. не могло остаться без внимания пропагандистской машины Третьего рейха. В марте 1935 г торжественно открывается берлинская телестудия имени Пауля Нипкова. Киножурналы «UFA Ton-Woche» и «Die deutsche Wochenschau» представляли почти до самой капитуляции в 1945 г информационные видеосюжеты, репортажи, интервью с партийцами, записи политических речей. Помимо информационных программ и специальных репортажей о работе государственных учреждений в Третьем рейхе существовало множество развлекательного контента: от музыкальных комедийных передач («Dachgarten»), мультипликации и фрагментов с концертов до кулинарных шоу и утренней гимнастики. Они не носили информативных характер - это и не было их основой задачей. Такой контент создавался, чтобы контролировать настроения населения даже во время досуга. Однако в развлекательных передачах нацистская идеология преподносила свои идеи осторожно и ненавязчиво, а агитация и более смелая, радикальная пропаганда была неотъемлемой частью новостных журналов.

В одном из сюжетов «UFA Ton-Woche» показано, как за пять лет нахождения у власти национал-социалистам удалось искоренить последствия этнотравмы. Речь идет о выпуске №428 «UFA Ton-Woche» 15 ноября 1938 г. Журналист рассказывает о конце Первой мировой войны, революции 1918 г и последствиях Версальского договора для Германии: «Все оружие, склады были уничтожены. [...] Военные корабли и самолеты запрещены. [...]» [19]. И на экране сменяются унизительные кадры: солдаты рейхсвера проводят учения с моделями самолетов и танков. Далее следуют кадры преобразования армии после прихода национал-социалистов к власти: «Новый

1 Der Ewige Jude (Вечный жид) (реж. Фриц Хиплер). 1940 г.

рейх снова сделал все военные ресурсы Германии сильными и свободными» [19]. Под эти слова на видеоряде маршируют ряды солдат вермахта. Музыка и видеоряд меняют настроение сюжета на победно-ликующее, голос диктора остается неизменно уверенно-спокойным. Дикторский голос не должен был нести в себе какую-либо информацию об авторе, он должен был оставаться безликим. Журналист в Третьем рейхе - проповедник идеологии, не более того.

Что же касается пропаганды созданного образа еврейства, ей посвящен выпуск этого же новостного журнала №472 от 20.09.1939 г [21], однако и здесь об окончательном решении еврейского вопроса и о депортации еврейского населения в лагеря ничего не говорится - агитаторы все еще ведут осторожно, вещая о войне, пленных и гетто. Данный сюжет освещает в основном взаимодействиям вермахта с польским населением, в том числе евреями. «В этом месте все разрушено, смертоносный огонь уничтожил все дома, кроме одного: Синагоги. Любые комментарии излишни» [20], - вещает диктор. На экране мы видим скромное здание синагоги из польской глубинки. Удивительная фраза «любые комментарии излишни» не несет в себе посыл подчеркнуть религиозную святость: огонь обошел место моления, но лишний раз подчеркивает «живучесть» еврейства. Любопытно, что оператор снял также лица местного еврейского населения. Сразу видно, что образы для крупных планов тщательно подбирались. Большинство из отснятых людей идеально вписываются в приписываемые нацистской идеологией внешние черты этой группы населения.

Тема еврейского вопроса на данном эпизоде не заканчивается. Кадры с активно двигающимися детьми и стоящими рядом людьми, предположительно, знакомыми сопровождаются закадровым текстом: «В гетто на занятых территориях у восточных евреев прекрасное настроение. Эти кадры опровергают мерзкую еврейскую пропаганду дотошного зарубежья» [20]. Конечно, лица на пленке не наполнены ужасом, но радости на них тоже нет; они скорее нейтральны. Люди с более-менее обычным выражением лица, несомненно, выискивались съемочной группой среди неразберихи в только что организованном гетто. К такому видеоряду можно подставить практически любой текст, чем пропагандисты и воспользовались. Однако даже в представленном ролике есть оговорка, что «непокорные элементы собираются в (отдельные) лагеря» [20]. В числе «непокорных элементов» много представителей ортодоксов (на это указывают одежда и пейсы). Их лица сдержанны, но на них читается непонимание и отчаяние, перебирание в голове возможного наказания. Эта съемка дает нам куда более правдивое представление о том, что происходило в гетто. За непослушание жителям гетто приходится выполнять тяжелую физическую работу: они разбирают завалы, расчищают дороги и сортируют камни. «Впервые в жизни он принуждены к работе» [20], - говорит голос за кадром.

Реплика должна была задеть и вызвать одобрение простых работяг и крестьян, которые совсем недавно, в 1920-е годы, переживали страшную бедность, несмотря на то, что многие работали более 14 часов.

Из этого следует, что объединяя этнотравму немцев с вековым мифологизированным образом врага европейских народов в целом, нацистские пропагандисты смогли достичь двойного эффекта. Они не только снимали любые обвинения в неудачах и бедствиях с «масс» и ссылались в этих вопросах на обработанные исторические факты, но и смогли показать народу «главных виновников всех бед немецкой нации» - евреев, к которым издавна относились как к чужеродному элементу. Важным аспектом мифологизации эт-нотравны нацистской идеологией было объединение всех неугодных политических, культурных или общественных движений под одним словом: еврейство. Если говорить о социал-демократах,

то их нацисты называли еврейскими рабами, а либеральную, «лживую» прессу просто еврейской. Коммунистическая идеология в целом полностью ассоциировалась с еврейством. Пожалуй, только образ Франции как врага и представление Версальского договора как «вонзенного в спину ножа» не имели такого яркого «еврейского» начала, хотя даже здесь А. Гитлер отмечает, что «это народ имеет приверженность к целям еврейского мирового господства [15, s. 704]. Таким образом, еврейство стало олицетворять не только сам еврейский народ, веками носивший клеймо неспособного к интеграции и к научно-культурной деятельности, ленивого, жадного, хитрого, превратился в олицетворение не просто виновника всех бед христиан, но «главного врага» именно немецкой нации, принимающего форму то большевика, то социал-демократа, то военной дезорганизации.

Список источников и литературы

1. Антонов М. Ф. Расистский национал-социализм Адольфа Гитлера // От лжекапитализма к тоталитаризму! Мир в XXI веке и судьбы России М.: Альта-Принт, 2008. С. 592.
2. Архив Яд Вашем, «И памяти нет страшней...» - История Холокоста (Шоа) 2019 URL: https://www.yadvashem.org/ ru/education/projects/phoenix/holocaust/lesson2.html (Дата обращения: 21.09.2019).
3. Аудиозапись выступления Адольфа Гитлера 1932 года.
4. Белякова Л. П. Средства непрямого воздействия на общественное сознание // Мир газетного образа. Минск: БГУ,
2003. С. 175.
5. Быстров Н. П. Идеологема «фашизм» в советской публицистике 1922-1953 гг.: дисс. ... канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2009. 235 с.
6. Василик М. А., Вершинин М. С. Политология: словарь-справочник. М.: Гардарики, 2001. 843 с.
7. Видеозапись речи Адольфа Гитлера и Йозефа Геббельса от 10 февраля 1933 года.
8. Герцштейн Р. Э. Война, которую выиграл Гитлер / пер. с англ. А. Л. Уткина, А. В. Бушуева, И.С. Соколова / под общ. ред. Г. Ю. Пернавского. Смоленск: Русич, 1996. 608 с.
9. Карамова А. А. Идеологемы: определение понятия и типология URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20815 (Дата обращения: 10.05.2019).
10. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 92 с.
11. Михман Д. Катастрофа европейского еврейства. Т.3. Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 2001. 193 с.
12. Пленков О. Ю. Третий рейх. Социализм Гитлера (Очерк истории и идеологии). СПб.: Издательский дом «Нева»,
2004. 475 с.
13. Пленков О. Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии [РХГА], 1997. 576 с.
14. Проэктор Д. М. Фашизм: путь агрессии и гибели. 2-е изд., доп., М.: Наука, 1989. 584 с.
15. Adolf Hitler, Mein Kampf / Zwei Bände in einem Band Ungekürzte Ausgabe. - Zentralverlang der NSDAP Frz. Eher Nachf., München, 1936. 828 s.
16. Bernhard S. Nationalsozialistische Bildberichterstattung // Wien, Universität, Diplom-Arbeit, 1998.
17. Der Spiegel. 26.08.2017.
18. Giesen R. Nazi propaganda films: a history and filmography // Pbk. ed. Published. Jefferson, N.C.; London: McFarland, 2003. 287 p.
19. UFA Ton-Woche. 1938. No. 428.
20. UFA Ton-Woche. 1939. No. 472.
21. Völkischer Beobachter. 26.07.1932.
22. Völkischer Beobachter. 30.01.1933.
23. Völkischer Beobachter. 16.05.1935.
24. Völkischer Beobachter. 30.01.1938..

References

1. Antonov M. F. Rasistskij nacional-socializm Adol&fa Gitlera (Adolf Hitler&s racist national socialism) // Ot lzhekapitalizma k totalitarizmu! Mir v XXI veke i sud&by Rossii. Moscow: Al&ta-Print, 2008. P. 592. (In Russian).
2. Arhiv Jad Vashem, «I pamjati net strashnej...» - Istorija Holokosta (Shoa) 2019 (Archive Yad Vashem, "And there is no worse memory ..." - History of the Holocaust (Shoa) 2019) URL: https://shhshhshh.jadvashem.org/ru/education/projects/ phoenih/holocaust/lesson2.html (Accessed: 21.09.2019). (In Russian).
3. Audiozapis& vystuplenija Adol&fa Gitlera 1932 goda (Audio recording of a 1932 Adolf Hitler&s speech).
4. Beljakova L. P. Sredstva neprjamogo vozdejstvija na obshhestvennoe soznanie (Means of indirect impact on public consciousness) // Mir gazetnogo obraza. Minsk: BSU publ., 2003. P. 175. (In Russian).
5. Bystrov N. P. Ideologema «fashizm» v sovetskoj publicistike 1922-1953 gg. (The ideological "fascism" in Soviet journalism of 1922-1953): thesis. Moscow: RSHU publ., 2009. 235 p. (In Russian).
6. Vasilik M. A., Vershinin M. S. Politologija: slovar&-spravochnik (Political science: dictionary). Moscow: Gardariki, 2001. 843 p. (In Russian).
7. Videozapis& rechi Adol&fa Gitlera i Jozefa Gebbel&sa ot 10 fevralja 1933 goda. (Video recording of the speech of Adolf Hitler and Joseph Goebbels dated February 10, 1933).
8. Gercshtejn R. Je. Vojna, kotoruju vyigral Gitler (The war Hitler won) / tramslated by A. L. Utkin, A. V. Bushuev, I. S. Sokolov / ed by G. Ju. Pernavskii. Smolensk: Rusich publ., 1996. 608 p. (In Russian).
9. Karamova A. A. Ideologemy: opredelenie ponjatija i tipologija (Ideologemes: definition of a concept and typology) URL: http://shhshhshh.science-education.ru/ru/article/vieshh?id=20815 (Accessed: 10.05.2019). (In Russian).
10. Lotman Ju. M. Semiotika kino i problemy kinojestetiki (Semiotics of cinema and problems of cinema aesthetics). Tallin: Jejesti Raamat, 1973. 92 p. (In Russian).
11. Mihman D. Katastrofa evropejskogo evrejstva (The Holocaust of European Jewry). Vol.3. Tel&-Aviv: Otkrytyj universitet Izrailja publ., 2001. 193 p. (In Russian).
12. Plenkov O. Ju. Tretij rejh. Socializm Gitlera (Ocherk istorii i ideologii) (Third Reich. Hitler&s Socialism (Essay on History and Ideology). St.Petersburg: Izdatel&skij dom «Neva», 2004. 475 p. (In Russian).
13. Plenkov O. Ju. Mify nacii protiv mifov demokratii: nemeckaja politicheskaja tradicija i nacizm (Myths of the nation against the myths of democracy: German political tradition and Nazism). St.Petersburg: Russian Christianity Academy publ., 1997. 576 p. (In Russian).
14. Projektor D. M. Fashizm: put& agressii i gibeli (Fascism: the path of aggression and death). 2-e izd., dop., Moscow: Nauka, 1989. 584 p. (In Russian).
15. Adolf Hitler, Mein Kampf / Zwei Bände in einem Band Ungekürzte Ausgabe. - Zentralverlang der NSDAP Frz. Eher Nachf., München, 1936. 828 s. (In Russian).
16. Bernhard S. Nationalsozialistische Bildberichterstattung // Wien, Universität, Diplom-Arbeit, 1998.
17. Der Spiegel. 26.08.2017.
18. Giesen R. Nazi propaganda films: a history and filmography // Pbk. ed. Published. Jefferson, N.C.; London: McFarland, 2003. 287 p.
19. UFA Ton-Woche. 1938. No. 428.
20. UFA Ton-Woche. 1939. No. 472.
21. Völkischer Beobachter. 26.07.1932.
22. Völkischer Beobachter. 30.01.1933.
23. Völkischer Beobachter. 16.05.1935.
24. Völkischer Beobachter. 30.01.1938.

Сведения об авторах

Погребная Нина Михайловна - магистр Лейпцигского университета (Лейпциг, Германия) / ninakorr97@mail.ru

Аникеев Алексей Алексеевич - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник кафедры истории России гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / anikeevst@mail.ru

Information about the authors

Pogrebnaya Nina - MA student, University of Leipzig (Leipzig, Germany) / ninakorr97@mail.ru Anikeev Alexey - Doctor of History, Leading Researcher, Chair of Russian History, Institute of Humanities, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / anikeevst@mail.ru

ЭТНОТРАВМА НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ АНТИСЕМИТИЗМ ПРОПАГАНДА МАСС-МЕДИА КИНЕМАТОГРАФ ethnotrauma national socialism antisem-itism propaganda
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты