Спросить
Войти

Музеи древностей в Сирии

Автор: указан в статье

УДК 94

МУЗЕИ ДРЕВНОСТЕЙ В СИРИИ

Аласаад Ш.

8ИаШаа8аа118 8 @gmail .сот

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Сирия всегда привлекала туристов. Одной из причин является большое количество музее и исторических мест, огромное количество археологических объектов всемирного культурного наследия сохранившихся до настоящего времени, даже в условиях войны. Всё это требует создание новой и поддержание уже существующей инфраструктуры: новые залы, оборудование, подготовка специалистов... На примере нескольких музеев автор показывает состояние, перспективы и проблемы музеев страны.

Предисловие. Археологическое наследие в Сирии - это наиболее выдающееся явление из наследия древних цивилизаций на протяжении веков. Оно представляет собой полноценный, непрерывающийся во времени экскурс в историю человечества от веков до нашей эры до настоящих дней.

Это богатство артефактами, историческими и археологическими, делает Сирию, колыбель древних цивилизаций, центром мировой культуры и туризма. Это привело к увеличению количества научных и археологических экспедиций, изучающих эти артефакты, из различных стран мира. В настоящее время Сирия развивалась в различных направлениях, среди которых и направление культуры, что явилось предпосылкой расцвета археологии, сохранения артефактов и создания музеев. Очевидно, что археологические и музейные работы в Сирии всегда были непосредственно связаны между собой, причём второе было прямым логическим и необходимым следствием первого, и развитие работ в области археологических открытий ведёт за собой развитие музеев, увеличение их количества и разнообразия, увеличения числа археологических сайтов-музеев, доступных для массового посещения.

История сирийских археологических музеев и их развитие. До первой мировой войны на территории Сирии не было ни одного музея, но, начиная с того времени, в Дамаске был основан административно-культурный центр по изучению древностей, «Диуан Аль-Маареф» («Клад знаний») в старинном историческом здании «Школа Адлия», его задачей являлось сохранение археологических артефактов. В нём был зал для показа останков древностей, большинство из которых было подарено жителями г. Дамаск. Эта совокупность коллекций составила первый музей в Сирии, музей «Аль-Ватани» («Отечественный музей») в Дамаске, который открылся в 1919 году. Современное здание музея было построено в 1936 году. Впоследствии это здание расширялось несколько раз. Во время французской оккупации Сирии в 1925 году был создан музей в Сувейде и в 1928 году - музей в Алеппо.

Развитие музеев в Сирии началось после объявления независимости страны в 1946 году, количество музеев в различных областях Сирии стремительно увеличилось, но количество археологических музеев росло заметно быстрее, чем остальных видов музеев. Эта музейная революция явилось естественным следствием значительного увеличения археологических экспедиций, в частности, европейских, и значительный рост годового числа археологических открытий. В этот период основной целью создания музеев являлось

Исторические науки

накопление и сохранение исторических ценностей. В большинстве областей Сирии были созданы музеи, поначалу располагавшиеся в исторических зданиях по нескольким причинам, так как эти старинные здания располагались в городских центрах, что позволяло массовому посетителю без труда посещать эти музеи, но вторая причина заключалась в ограниченности бюджета в области создания музеев, а также эти здания отличались хорошим архитектурным состоянием и зачастую требовался лишь незначительный ремонт и приготовления, чтобы устраивать музеи в подобного рода зданиях.

Но с течением времени площадей для показа в музеях стало не хватать по причине увеличения годового числа археологических открытий с одной стороны и увеличения количества посетителей с другой стороны. В то же время появилась необходимость срочного обеспечения музеев залами для приёмов, лабораториями, художественными мастерскими, административными кабинетами и залами для временных показов. Для этого требовалось увеличить площади музеев, а в исторических зданиях это оказалось невозможно. Поэтому главное управление археологии и музеев приступило к строительству современных зданий для некоторых музеев на замену старым историческим зданиям, как, например, в музеях городов Сувейда, Дараа, Дейр-эз-зор и Идлиб. Сегодня в Сирии имеется более 50 музеев с различными областями специализации, и большинство из них составляют археологические музеи, которые разделяют на следующие категории:

- отечественные музеи;

- региональные музеи;

- музеи-археологические сайты;

- музеи народных традиций;

- специализированные музеи.

Что касается административного подчинения, большинство музеев в Сирии находятся под управлением главного управления археологии и музеев, в отделе музеев, который, в свою очередь, подразделяется на три отделения (музейной документации, развития музеев, обучения и связи) и у каждого музея имеется директор, называемый хранителем музея, а в случае больших музеев, таких, как музей Аль-Ватани («Отечественный музей») в них назначается начальник для каждого из имеющихся отделов.

Также существует несколько музеев, которые находятся под управлением других министерств, такие как военный музей и панорама Октябрьской освободительной войны, подчиняющихся министерству обороны, и сельскохозяйственный музей, находящийся в подчинении министерству сельского хозяйства. Музеи в Сирии расположены во всех областях страны без исключения, и мы приведём в таблице музеи археологических древностей с указанием областей их расположения.

Таблица

Распределение музеев древностей и музеев-а рхеологических сайтов в Сирии по областям

Область страны Музей-археологический сайт Музей археологических артефактов Количество музеев археологических артефактов

Хасаке - Музей Хасаке 1

Латакия Музей «Рас Шамра» («Уга-рит») Музей Латакии 2

Кунейтра - Музей Кунейтры 1

Ракка Музей «Крепость Джабер» Музей Ракки 2

Казанский вестник молодых ученых

Окончание таблицы

Сувейда Музей «Шагба» Музей Сувейды 2

Дараа Музей «Босра» Музей Дараа 2

Дейр-эз-Зор - Музей Дейр-эз-Зора 1

Дамаск Исторический музей Дамаска Музей «Аль-Ватани» (Отечественный музей), Музей каллиграфии и Музей медицины и наук 4

Дамасская область - Музей Дейр-Атия 1

Алеппо Музей «Крепость Алеппо» Национальный музей Алеппо 2

Хама Музей «Афамия» Музей Хамы 2

Хомс Музей «Пальмира» Музей Хомса 2

Идлиб Музей «Мааррет Нааман» Музей Идлиба 2

Тартус Музей «Остров Арвад» Музей Тартуса 2

Общее число 10 16 26

Настоящее состояние музеев в Сирии в послевоенное время. Тяжкие события, произошедшие в Сирии во время текущего кризиса, отрицательно отразились на состоянии сирийского культурного наследия, некоторые археологические сайты, расположенные в горячих точках, подверглись разграблению и разрушениям, активизировались группировки по незаконной перевозке артефактов, а также распространилось изготовление подделок, некоторые исторические здания в нескольких областях страны пострадали от разрушений.

В то же время главное управление археологии и музеев Сирии приложило значительные усилия для противостояния влиянию текущих событий на сохранение древностей и добилось успехов по многим направлениям, среди которых защита древностей в о всех областях страны, перемещение исторических ценностей в безопасные места, возвращение украденных из некоторых музеев-археологических сайтов артефактов путем их изымания при проверке в пограничных пунктах, но наиболее значимыми явились положительные результаты совместной работы с местным населением по охране и ремонту многих археологических сайтов.

Исторические ценности были упакованы и перемещены из музеев в безопасные места, во всех музеях были установлены дополнительные металлические двери, а также все важные исторические документы были перемещены в специализированные склады, что позволило предотвратить опасность кражи, пожара, влажности. В целом можно сказать, что все музеи в Сирии находятся в отличном состоянии, за исключением некоторого ущерба, упомянутого ниже:

- кражи с начала событий ограничиваются двумя случаями кражи артефактов, среди которых бронзовая позолоченная статуя, относящаяся к временам арамейцев из музея Хамы, и мраморного исторического фрагмента из музея «Афамия».

- Главное управление археологии и музеев совместно с управлением археологии города Ракка и работниками музея Ракки подтверждает, что всё содержимое музея в порядке и никак не пострадало, основные музейные ценности были перемещены из музея в безопасные места, залы музея были освобождены, а артефакты упакованы и перемещены в специализированные места для хранения в закрытом виде.

- Музей народных традиций в Алеппо подвергся разграблению, так как воры проникли в музей во время отсутствия охраны в течение вооружённых столкновений в этой местности и использовали одно из зданий, прилегающих

Исторические науки

к зданию музея для создания туннеля в стенах, через который они проникли в здание музея и украли артефакт в виде стеклянных сосудов, багдадских сабель, шесть дворянских гербов и предметы одежды.

- Национальный музей Алеппо и музей Дейр-эз-Зора понесли материальные потери в виде разбитых окон, разрушенных дверей и навесных потолков по причине взрывов снарядов поблизости упомянутых музеев.

- Управление археологии города Маарет Нааман подтвердило, что все залы музея Мааррет Нааман в хорошем состоянии, а ценности сохранены в ходе совместных с местным населением усилий. В то же время несколько зданий были повреждены в ходе вооружённых столкновений. В журналистских расследованиях фигурируют факты о потере нескольких предметов гончарного искусства и других ценностей. В данное время невозможно уточнить достоверность этих репортажей до проведения переучёта, в то время как управление археологии Мааррет Нааман склонно считать, что эти предположения скорее следует отрицать.

- Музей «Тыбет Иман» в Хаме подвергся разрушению стеклянных окон и дверей, в то же время мозаическое панно находится в сохранности.

- Музеи народных традиций в Хомсе и в Дейр-эз-Зоре понесли материальные потери, но музейные ценности удалось перевезти из этих музеев, в особенности наиболее важные их них.

Заключение. Археологические и музейные исследования являются началом любого проекта по организации музея или археологического сайта в сотрудничестве с учёными в различных областях науки, имеющими отношение к этому проекту. Также необходимо принимать во внимание мировой опыт в этой области и координацию с мировыми организациями и центрами, которые в этом специализируются, а также тех, что относятся к всемирной организации Юнеско. Начало любого проекта по основанию, сохранению и развитию музеев и археологических сайтов на основании мирового опыта содействует в достижении успеха и целей данного проекта. И после выполнения работ такого типа необходимо проводить оценку деятельности, привёл ли проект к успеху или к неудаче, после чего необходимо провести работу над ошибками , устранить недочёты и отрицательные стороны, которые испортили проект. Развитие в области показа музейных выставок и сохранения археологических ценностей в настоящее время невозможно без использования современных технологий, которые сопровождают современное общество в повседневной жизни и в любом виде, причём жизнь без этих технологий кажется невозможной, и современный музей должен принимать во внимание особенности современного общества, восполнять его нужды и требования, чтобы прийти к успеху.

Литература

1. Зугди, Башир. Музеи, издание министерства культуры, Дамаск, 1988.
2. Алиян, Джамаль. Сохранение культурного наследия в духе арабской школы для сохранения культурного наследия и управления им, Серия «Мир знаний», издание 322, Кувейт, декабрь 2005 г.
3. Аль-Кожак, Исра. Мир музеев, издание главного управления археологии и музеев, Министерство культуры, Дамаск, 2008.
4. Муганнад Мухамед, Управление археологическими сайтами и переселение в старом городе на примере города Босра, дипломная работа магистра в университете Дамаска, 2009.
5. Сулейман Макдад, Босра. Министерство культуры, Дамаск, 1978.

Казанский вестник молодых ученых

6. Al Haji Said, les méthodes d&expositions des collections archéologiques romaines au musée, nature et mise en scène. Etudes comparative entre les musées en France et les musées en Syrie. Thèse de doctorat en muséologie, université de Bourgogne, France, 2008.
7. APPEAR, Mise en valeur des sites archéologiques en milieu urbain, Guide pratique, Rapport de recherche n° 30/3, Commission Européenne : Direction Générale de la Recherche, Belgique, 2005.
8. Archéologie et histoire de la Syrie II, La Syrie de l&époque schéménide à l&avènement de l&Islam, édité par Jean-Marie Dentzer et WinfriedOrthmann en coopération avec la Direction Générale des Antiquités-Damas, Saarbrucker DruckereiundVerlag, Allemagne, 1989.
9. Dentzer J.-M., Blanc P.-M. et Fournet Th. Syrie, le développement urbain de Bosra de l&époque nabatéenne à l&époque byzantine : bilan des recherches françaises 1981-2002, revue d&art oriental et d&archéologie, publiée par l&Institue français du Proche-Orient, Tome 79, Beyrouth, 2002.
10. Dentzer-Feydy Jacqueline, Vallerin Michèle, Fournet Thibaud et Mukdad Ryad, Bosra aux portes de l&Arabie, Institut Français du Proche-Orient (Ministère des Affaires Etrangères et CNRS) Beyrouth, Damas, Amman, 2007.
11. Gob A. et Drouguet N.,La muséologie : Histoire, développements, enjeux actuels, 2e édition, Armand Colin, Paris, 2006.
12. ICOM, 1978, Musées de sites archéologiques, Rapport préparé par Conseil International des Musées, UNESCO, Paris.
13. ICOMOS, Charte internationale pour la gestion du patrimoine archéologique, Préparée par le Comité International pour la Gestion du Patrimoine Archéologique (ICAHM) et adoptée par la 9ème Assemblée Générale de l&ICOMOS à Lausanne en 1990.
14. Morel-Deledalle Myriame, Musées de sites et de reconstitutions, in Vestiges archéologiques en milieu extrême, Institut National du Patrimoine, Edition du patrimoine, Paris, 2003.
15. Morel-Deledalle Myriame, Musée de site et de reconstitution archéologique, in Cahiers d&étude, n° 9, ICOM/ICMAH, Paris, 2001.
16. Mukdad Khalil, Le théâtre de Bosra (Syrie), thèse de doctorat Paris IV, Paris, 2000.
17. Sartre Maurice, La Syrie à l&époque hellénistique, in Archéologie et histoire de la Syrie, Allemagne, 1989.
18. Sartre Maurice, La Syrie antique, Gallimard, France.
19. Shettet Harris et Bitgood Stephen, 1994, Les pratiques de l&évaluation des expositions : quelques études de cas, in publics et musées, n° 4, PUL, Lyon, 2002.
20. Amyr, Mise envaleur de Bosra - Cham,October 1968, rapport n° 1228/BMS, RD/CLT,UNESCO, Paris, 1969.

MUSEUM OF ANTIQUITY IN SYRIA

Sh. Alasaad

shathaasaad8 8 @gmail .com

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Syria has always attracted tourists. One of the reasons is the large number of museums and historical sites, a huge number ofarchaeological sites of the world cultural heritage that have survived to the present, even in wartime conditions. All this requires the creation of a new infrastructure and the maintenance ofan existing infrastructure: new halls, equipment, training of specialists... Using the example ofseveral museums, the author shows the state, prospects and problems of the country&s museums.

Сведения об авторе

Аласаад Шаза, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

shathaasaad88@gmail.com

Author of the publication

Shaza Alasaad, graduate student, Kazan Federal University, Kazan, Russia. shathaasaad88@gmail.com

Дата поступления 15.03.2019

Сирия древние цивилизации археологическое наследие музей структура подчинение syria ancient civilizations archaeological heritage museum
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты