Спросить
Войти

Художественное серебро в культуре кыргызов Енисея

Автор: указан в статье

УДК 739.1:669.1(572.2)

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10003

Виктор Яковлевич Бутанаев Хакасский государственный университет

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЕРЕБРО В КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗОВ ЕНИСЕЯ

На территории Хонгорая (Хакасии) в результате археологических раскопок средневековых курганов найдены десятки серебряных кубков, серебряных чаш, серебряных сосудов и другие ювелирные изделия. Все они датируются VI - XII веками и свидетельствуют о «серебряной» культуре кыргызов. Самым изящным и широко распространенным видом узоров на серебряных ювелирных изделиях является растительный орнамент. К концу I тыс. н.э. кыргызское искусство достигло наивысшего расцвета и в дальнейшем оказало существенное влияние на художественную культуру их потомков - современных тюрков Хонгорая (т.е. хакасов Хакасии).

Viktor Butanaev Khakass state University they. N. F. Katanov, Abakan, Republic of Khakassia, Russia

THE SILVER ART IN THE CULTURE OF THE KYRGYZ PEOPLE OF YENISEY

On the territory of Hongorai (Khakassia) as a result of archaeological excavations of medieval barrows found dozens of silver cups, silver cups, silver vessels and other jewelry. All of them date back to the VI -XII centuries and testify to the "silver" culture of the Kyrgyz. The most elegant and widespread type of patterns on silver jewelry is floral ornament. By the end of the I Millennium BC Kyrgyz art reached its greatest prosperity and later had a significant influence on the artistic culture of their descendants - the modern Turks Gongora (i.e. Khakassia Khakassia Republic).

Согласно сведениям восточных письменных источников в горах Саяно-Алтая с древнейших времен имелись богатые серебряные рудники, и самые славные из них располагались в границах страны енисейских кыргызов. На севере Хонгорая вниз по Енисею находилась историческая область Алакчин (Алафхин), жители которой блюда, чаши и в целом всю посуду делали из серебра [1, с. 102]. Возможно поэтому, в память об Алакчине, хонгорцы в своем фольклоре серебряную посуду обозначают термином «алаг»: «алаг сара» - серебряная чаша, «алаг хорлых» серебряный кубок, «алаг торсых» = серебряный сосуд. Необходимо отметить, что известный старинный серебряный рудник также находился на севере Хонгорая, на р. Каштат в горах Кузнецкого Алатау. С 1697 по 1699 гг. здесь велась добыча и плавка руд по указу русского правительства. Для его охраны даже был построен Каштатский острог [2, с. 144].

Среди тюрков Хонгорая (т.е. хакасов Хакасии) процветало ювелирное искусство, связанное с обработкой драгоценных металлов. Как и другие народы Центральной Азии, они очень ценили изделия из серебра. Серебряных дел мастера своими нехитрыми инструментами изготовляли посуду, перстни, серьги, наборную упряжь и т.д. Это искусство уходит в глубокую старину. Например, в XVII в. русские документы сообщали, что в «кыргызской, и в тубинской, и в алтырской, и в керелской землях серебряных мастеров, которые из серебра узды делают и по железу набивают, добре много» [3, с. 26]. Любовь хонгорцев к серебряным изделиям объясняется не только практичностью данного металла, но также и суеверными представлениями, что лунный блеск серебра притягивает жизненную силу человека.

На территории Хонгорая в разное время были найдены десятки образцов серебряной посуды, принадлежащей кыргызской знати и датируемой YII - X вв.н.э. В 1846 году жителями д. Верхняя Биджа на горе Калмыковой, расположенной в 3,5 км. от селения, были разрыты курганы с каменными

насыпями, под которыми нашли более двадцати серебряных сосудов [4, с.18]. В 1934 году около ст. Капчалы в Уйбатской степи археолог Минусинского музея В.П. Левашова в могилах обнаружила золотой браслет, сбруйные наборы из золотых, серебряных и бронзовых украшений, серебряные украшения пояса, деревянные статуэтки баранов с серебряной и бронзовой обкладками туловища и с золотой обкладкой головы. В 1936 году при раскопках огромного могильного поля в 6 км. от ст. Уйбат в тайниках, были найдены серебряный сосуд с рунической надписью, стремена, покрытые инкрустированным серебром, железные удила, украшенные головами баранов и растительным узором с золотой насечкой, позолоченная фигурная бляха-накладка, деревянная фигурка барана, обложенная листовым золотом. [4, с. 19.] В 1964 году на левом берегу Енисея близ д. Батени, в 140 км. к северу от г. Абакан, при раскопках могильника 1Х-Х веков Красноярской археологической экспедицией были обнаружены серебряная чарка с золочеными рисунками и уйгурской надписью, бронзовая чаша с орнаментом, тисненые серебряные бляшки, украшавшие пояс кыргызского чиновника. В Хакасском краеведческом музее хранится набор серебряных кубков на полых конических поддонах, найденных в 1979 г. во время рытья погреба в г. Абакан [5, КП 4959/1- 4]. В начале 1990-х годов одним из местных жителей в районе бывшей д. Копены найдены уникальные предметы древних кыргызов: штампованная бляха с изображением воина - всадника, стреляющего из лука; 10 блях с изображениями кабана, тигра, льва, козы; около 80 бронзовых и около 10 золотых и серебряных поясных и ременных блях с уникальными образцами торевтики енисейских кыргызов: изображениями «пылающих жемчужин», лотосов, фениксов, парных рыб.

В 2006 году в районе д. Абакано-Перевоз Боградского района Республики Хакасия найден средневековый серебряный пояс - комплект накладных пряжек пояса (сам кожаный ремень не сохранился).

Ценность этих археологических находок определяется не только тем, что они сделаны из драгоценных металлов, но и высокими художественными достоинствами. Некоторые из кыргызских предметов покрыты богатой накладной или чеканной орнаментацией. Орнамент состоит из растительных узоров и зооморфных мотивов. Все изделия подобного рода являются уникальными. Они обычно сопровождали могилы знатных людей.

Самым изящным и широко распространенным видом узоров на серебряных ювелирных изделиях является растительный орнамент, который традиционно сохранился в вышивке современных хонгорцев. Растительные мотивы представлены цветочными узорами, трилистниками, пальметтами, изображением древа жизни, вьющимися побегами и различными вариантами указанных мотивов. В них выступает идея родства кыргызов с окружающим растительным миром.

В 2010 году нами был осмотрен серебряный кувшин с рунической надписью, который был найден на левом берегу Абакана, недалеко от с. Аскиз. Серебряный кувшин имеет «классическую форму», полностью идентичную найденным С.В. Киселевым и Л.А. Евтюховой золотым сосудам в тайниках Копенского чаатаса. Кроме того, подобные серебряные сосуды с надписями, обнаружены при других археологических находках, как например, в кладе с верховьев р. Биджа и р. Уйбат. Ныне они хранятся в Государственном историческом музее в Москве [6, с. 41].

Рассмотренный нами серебряный кувшин имеет гладкие сферические стенки, внизу опирающиеся на поддон. Тулово сосуда в верхней части переходит в широкое кверху расширяющееся горло. Высота его 160 мм. Вес изделия 180 гр. На сосуде имеются незначительные повреждения.

Ручка сосуда сложно украшена растительным орнаментом. Она выполнена в бронзе и имеет крепления к телу кувшинчика в виде трех клепок. Сверху находится обрамленный узорами горизонтальный щиток. Под щитком расположено кольцо с выступом для удобного его захвата пальцами.

На донце сосуда с внешней стороны хорошо просматривается руническая надпись, над которой вырезана тамга. Нижняя ее часть состоит из дуги, характерной для кыргызских знаков собственности. Подобные тамги бытовали среди представителей некоторых хакасских сеоков, а также встречаются на Мало-Арбатской и Саройской писаницах . Руническая надпись расположена дугообразно одной строкой. Она читается справа налево, состоит из шести знаков, со слово разделительным знаком (двоеточие) после четвертой литеры. Все знаки хорошо различаются. Надпись гласит: «сагырымыс» - наш сосуд для пития. Слова «сагыр» со значением сосуда

для приготовления напитков и «sagraq» кубок, представлены в составе лексики древнетюркских языков [7, с. 480-481].

Кроме того, на боковых стенках кувшина имеется короткая надпись из трех прорезанных знаков рунического алфавита. На ней можно прочитать слово «сир». Возможно, хозяин сосуда

принадлежал к одному из тюркских племен «сир». До сих пор среди тюрков Хонгорая находится крупный сеок «ызыр», название которого можно отождествить с этнонимом «сир» [8, с. 9-12]. Таким образом, исходя из нашего прочтения, получается, что этот сосуд «сагыр» принадлежал владельцу из племени сир.

Кыргызы изготавливали не только серебряные кувшины и чаши, но чеканили и серебряные блюда. В 1937 - 1940 годах известные ученые С.В. Киселев и Л.А. Евтюхова работали над вскрытием Копенского чаатаса. В результате археологических раскопок были обнаружены четыре золотых кувшина на серебряном блюде и золотая тарелка. Два из найденных кувшинов покрыты рельефным растительным орнаментом, среди которого фантастические птицы, терзающие рыб. На двух других сосудах изображений нет, но зато на их донцах имелись рунические кыргызские надписи. В первой говорится: «серебряный дар мы преподнесли», вторая надпись гласит: «золотой подарок» (согласно прочтения автора - Б.В.). Серебряное блюдо было сплошь покрыто растительным орнаментом. На тарелке также имелось изображение фантастических птиц и цветов [9, с.66; 10, с. 42].

Анализируя материалы кыргызской торевтики, С.В.Киселев усматривал в ней реминисценции скифо-сибирского звериного стиля. В то же время он отмечал и влияние искусства сасанидского Ирана и китайской империи Тан на развитие художественной обработки металла на Енисее [9, с. 349, 360]. Сложен вопрос о происхождении золотой и серебряной пиршественной посуды, украшенной сложным растительным узором и зооморфные изображения грифов. Археолог Л.А.Евтюхова также отмечает иранские и китайские элементы в орнаментации этой посуды. [6, с. 46.].

О кладах Минусинской котловины сложено немало древних преданий, красивых легенд, невероятных историй. Каждая из них по-своему интересна и не похожа на другие. Изучение причин и условий рождения преданий и легенд однозначно свидетельствует, что в большинстве случаев они возникают на основе реальных исторических событий и фактов. Поэтому сообщения, идущие из глубины веков о богатствах, хранящихся в земле Хакасии, заслуживают пристального внимания. Порою сведения о сокровищах Хонгорая уходят своими корнями в глубокую древность, некоторые возникли недавно и вызывают большой интерес людей.

Например, существует легенда, согласно которой в одной из двух пещер горы Тепсей замурован клад кыргызов рода Марьясовых. Особую ценность представляют серебряные таблички с орхоно-енисейскими надписями, спрятанными в сундуках. Косвенно наличие клада подтверждает находка на Тепсее двух каменных львов, которые находились у входа в пещеры Марьясовых. Сегодня эти львы хранятся в Минусинском краеведческом музее им. Н. Мартьянова [11, с.44].

К редким находкам относятся серебряно - золотые серьги в виде миниатюрных полых фигурок женщин, крепящихся к серебряной пластине с нимбом над головой, крыльями и загнутым хвостом, окантованные витой серебряной проволокой. Они были найдены 1985 г. археологом С.Г. Скобелевым в могильнике кыргызского времени, расположенном рядом с аалом Койбалы. К нимбу и крыльям на цепочках прикреплены миниатюрные серебряные шарики. К каждой серьге крепилась подвеска в виде объемного полого бутона цветка, вероятно лотоса, с шариками на цепочках. Согласно мнения С. Г. Скобелева, эти фигурные серьги напоминают изображения богини Умай, которая может принимать образ крылатой птицы. [12, с. 227, 233].

Оригинальным украшением являются височные серьги «ызырга», которые спускались на плечи с нанизанными крупными кораллами, завозимыми, вероятно, из Китая. Обычно они изготавливались из серебряной или медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца, цепляемой за косы. Височные серьги «ызырга» внизу заканчивались серебряными монетами. Каждая коралловая бусина окаймлялась снизу и сверху серебряными полукруглыми орнаментированными чашечками «зирянами». Они были похожи на чашелистник, т.е. на листочки, окаймляющие сверху ягоды земляники. Каждый «зирян» по краям имел зубчики, похожие на края чашелистника. По внешней стороне вырезался растительный орнамент. Вполне возможно, что данный термин иранского происхождения, у которых слово «зире» обозначало женские серебряные серьги. Употребление кораллов для украшений известно на Саяно-Алтае с гуннского времени. Украшения подобного типа можно встретить в таштыкских могильниках I -У вв. н.э. [13, О.Ф. 2749; 14, с. 127].

Ювелиры Хонгорая изготавливали прекрасные серебряные перстни «чустюк». Название происходит от основы «чус», что значит «перст». Аналогичные обозначения были у всех тюрков Саяно - Алтая. Слово восходит к древнетюркскому «ytiztik» - кольцо, перстень.

Перстнем считается кольцо со щитком или драгоценным камнем. Декоративный щиток перстня делался в виде орнаментированного круга, сердечка, креста, полумесяца или эллипса с инкрустациями. Он украшается гравированным геометрическим орнаментом, а также весьма

характерными для кыргызских металлических изделий: ромбиками, треугольниками,

зигзагообразными линиями, волнами, закрученными спиралями, арочками, розетками. В целом декор щитка перстня определяется его формой и характеризуется четко выраженным "ободковым" рисунком.

Щитки обычно инкрустировались глазками из кораллов в серебряных оправах . Кроме кораллов использовались сердолик, бирюза, яшма или другие привозные драгоценные камни. Количество коралловых глазков обязательно было нечётным. На поверхности круглого щитка был декор от одного до пяти кораллов, один в центре, остальные по краям. Драгоценные камни вставлялись в серебряные оправы и закреплялись внутри с помощью загнутых декоративных зубчиков. По традиции, на безымянный палец замужние женщины надевали перстень с пятью, а на средний — с тремя инкрустациями [15, Ф. и-5, оп.1. д. 32; 5, КП 4152/1; 13, О.Ф. №2728; О.Ф. №2730; О.Ф.7433; О.Ф. 7188/5].

Девушки и молодые женщины украшали кисти рук серебряными браслетами «пилектеес». Слово восходит к древнетюрскому «Ы^ик» браслет. Браслеты обычно изготавливались из цельной загнутой в полукольцо серебряной пластины с гравированным орнаментом и коралловыми инкрустациями. Пластинчатые концы браслета были более широкие с прямоугольными штампами, на внешней стороне которых была орнаментация в виде полурозеток, завитков и треугольных линий.

Иногда браслеты делали из серебряных пластинчатых звеньев с гравированным геометрическим узором, соединенных проволочными замочками. Они имеют несложный узор, состоящий из орнаментальных треугольных гравировок, в середине которых круги с точками [13, О.Ф. 2748].

Украшения в виде браслетов на Енисее имеют долгую историю развития. Археологи доказывают близость современных хакасских браслетов с их подобными бронзовыми образцами в карасукской культуре (XIII - YШ вв. до н.э.). Украшения подобного типа можно встретить и в более поздних кыргызских могильниках.

Племена Саяно-Алтая , как правило, декорировали металлические изделия и в скифские, и в древнетюркские времена. Так например, растительный орнамент на металлических сбруйных украшениях тюрков Хонгорая, выполненные гравировкой и насечкой, в такой же технике исполнения бытовали среди кыргызских мастеров YШ - X вв . Самой распространенной техникой была насечка серебром по металлу. Эту технику знали не только енисейские кыргызы, но многие тюрко - монгольские народы Центральной Азии.

Вплоть до начала ХХ в. в Хонгорае сохранялась древняя традиция искусства таушировки серебром по железу. Таушировка «сигме» представляла инкрустацию одного металла, обычно железа, другим более мягким, т е. серебром. Железные пластины насекались, вырезался орнамент, а затем набивались серебряной проволокой.

С этой целью железные пластины предварительно покрывали зазубренной сеткой, а затем вырезался узор, на который накладывали в соответствии с задуманным узором серебряную узкую проволоку. Серебро сначала вбивали в надрезы железной шершавой пластины, а затем сплющивали и заглаживали. В орнаментированных серебряной проволокой изделиях распространенными мотивами были формы растительных побегов с завитками и узоры розеток.

Художественной обработке подвергались различные детали конской упряжи и сбруйной фурнитуры: седла, подпруги, татауры, бляхи, пряжки и многие другие детали. К началу XX в. данная продукция хакасских мастеров почти исчезла из быта.

В каждой достаточной семье имелись праздничные конские снаряжения, куда входило серебряное седло, наборные уздечки, конские нагрудники с насечками из серебра или сплошным серебрением.

Богатая конская упряжь зависела от состоятельности владельца. Нарядные красиво отделанные металлические бляхи и таушированные серебряные накладки располагались на передней луке седла и на видных местах упряжи. Форма и характер украшений были с весьма красивым орнаментальным декором.

Коневоды Евразии с особой тщательностью украшали седла и упряжь. Эта традиция получила широкое распространение, начиная от гуннских кочевников и до номадов позднего средневековья. Особый художественный интерес вызывает декорирование конских седел.

Остов хонгорского седла изготовлялся из березового дерева. Седло состояло из передней и задней лук и двух парных ленчиков (дощечек), лежащих в основе седла. Передняя лука у них выше задней. Все детали соединены сыромятными ремешками. Луки седла украшались металлическими

пластинами с гравировкой. На пластинах вырезался растительный орнамент, куда по углублениям набивалась серебряная проволока. Кроме того, дуги лук инкрустировались крупными кораллами, иногда украшались серебряными бляхами [5, КП-8213/1].

Мужские и женские седла по своей конструкции отличались друг от друга. Мужское седло имело закругленную переднюю луку и круто изогнутые задние луки. Сидение мужского седла покрывалось специальным ковриком «типсе» из дубленой кожи с нашитыми серебряными бляхами «курелдик». Передняя подпруга коня украшалась серебряными пластинами и нагрудником «тёстик». На мужской конской сбруе серебряный нагрудник был в форме круглой бляхи. Ремень закрепляющий седло с хвостом коня называется подхвостником (по-хакасски «хосхын»). На подхвостнике «хосхын» на уровне основания хвоста находился серебряный круг. Точно такие же изображения круглых нагрудников присутствовали на сбруях конных кыргызских лучников из находок копенского чаатаса.

Особенно красиво украшались передние луки женского седла. Они были широкой квадратной или ромбической формы [15, Ф.и-2. Оп.1. д.306. л. 2]. Передняя лука женских седел красиво украшалась серебряными пластинами и мелкими серебряными пряжками «тога» с коралловыми инкрустациями. Дуги лук, края ленчиков обивали металлическими накладками в виде трех лепестков, украшенных гравировкой или серебряной насечкой. В местах соединения розеток иногда часто были включены красивые кораллы. Сверху женского седла ложилась мягкая кожаная подушка «ахта», которая закреплялась кожаным ремнем «татауром», украшенным таушированными серебряными пластинами.

Передняя подпруга женского седла также имела серебряный нагрудник «тёстик», но в отличие от круглого мужского, он был в форме сердечка. Серебряный нагрудник «тёстик» женского седла инкрустировался кораллами. Средняя подпруга, держащая седло и перетягивающая брюхо коня, оканчивалась серебряной бляхой «курелдик» с гравированным растительным орнаментом. Подхвостник «хосхын» покрывался пластинами с серебряной таушировкой.

Серебряная уздечка состояла из набора инкрустированных серебром пластин с серебряными бляхами «тога». В местах соединения ремней были расположены крупные серебряные шаровидные бляхи «курелдик» с шестилепестковой посеребренной розеткой.

Сборщики податей «чазоолы», исполнявшие также полицейские обязанности в обществе тюрков Хонгорая в Х1Х в., при себе всегда имели нагайку «тобырчых» с серебряной ручкой. Аналогичные названия «тобурчук» («допуржак») для нагайки бытовали у алтайцев и тувинцев.

Нагайка «тобырчых» носилась за поясом и служила символом власти «чазоола». В случае необходимости он всегда мог пустить ее в ход для наказания виновных. При входе в юрту, в отличие от простого скотовода, «чазоол» брал ее с собой, не оставлял около дверей.

Деревянная ручка нагайки была покрыта металлическими пластинами. Пластины инкрустированы серебром с растительным орнаментом в мотиве вьющихся стеблей. Конец нагайки сплетался из тонких кожаных полосок. На основе ручки закреплена кожаная петля для кисти рук. Длина ручки 30,5 см., длина кнута 53,5 см [5, КП 3623].

Каждый хонгорский мужчина, в качестве неотъемлемого атрибута, имел огниво «отых», которое закреплялось на поясе со стороны поясницы через продетое кольцо цепочки. Подобная мода на ношение огнива и ножа существовала у всех народов Саяно-Алтая и, вероятно, восходит к кыргызским традициям.

Огниво «отых» состояло из стального кресала и приделанного к нему кожаного футляра «хаболдырых» для кремня и трута. Кресало было выгнутой формы и гладко отшлифованное. К кожаному футляру прикреплены ажурные угловые железные пластины с серебряной инкрустацией в виде растительного орнамента с мотивами вьющегося побега и завитков. С левой и правой сторон пластины украшены вставками кораллом оранжевого цвета. Посередине на кольце огнива прикреплены металлическая пластина в форме цветка с инкрустацией в растительном орнаменте и металлическая цепочка (длиной 62 см.) желтого цвета [5, КП № 7503/1].

Итак, на территории Хонгорая в результате археологических раскопок средневековых курганов найдены десятки серебряных кубков, серебряных чаш, серебряных сосудов и других ювелирных изделий. Все они датируются VI - XII веками и свидетельствуют о «серебряной» культуре кыргызов. Самым изящным и широко распространенным видом узоров на серебряных ювелирных изделиях является растительный орнамент. Кроме того, в художественной обработке металла у кыргызов прослеживаются традиции звериного стиля предыдущей гунно-сарматской эпохи, которые просуществовали вплоть до 1Х - Х вв. н. э. Зооморфные сюжеты встречаются в виде самостоятельного изображения или в сочетании с растительным орнаментом. К концу I тыс. н.э.

кыргызское искусство достигло наивысшего расцвета и в дальнейшем оказало существенное влияние на художественную культуру их потомков - современных тюрков Хонгорая.

Источники и литература

1. Рашид - Ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. кн. 1. М.-Л.: Академия наук СССР, 1952.
2. Историко-географические описания Верхнего Приобья и Прииртышья 1730 - 1740-х годов (по анкетам В. Н. Татищева) // Сборник документов. СПб. : Европейский дом, 2010. 259 с.
3. Абдыкалыков А. А. Енисейские киргизы в ХУП веке. Фрунзе: Илим, 1968. 139 с.
4. Вадецкая Э. Б. Древние маски Енисея / Э. Б. Вадецкая ; Российская акад. наук, Ин -т истории материальной культуры. - Красноярск: Версо; Санкт-Петербург : [б. и.], 2009. 183 с.
5. Хакасский национальный краеведческий музей (ХНКМ) КП 4152/1; КП-8213/1; КП 3623; КП № 7503/1.
6. Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов). Абакан: Советская Хакассия, 1948г. 109 с.
7. Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука, 1969. 677 с.
8. Бутанаев В.Я. Новый серебряный сосуд с рунической надписью из Хакасии // Алтаистика и тюркология. Астана, 2011. №1. С. 9 - 12.
9. Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1951. 635 с.
10. Васильев Д.Д. Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. Л.: Наука, 1983. 128 с.
11. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая / В. Я. Бутанаев. Абакан, 2003. 260 с.
12. Скобелев С.Г. Подвески с изображением богини Умай // Советская археология. 1990. № 2. С. 226 - 233.
13. Минусинский краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова (МКМ) ОФ №2728.; О.Ф. №2730.; О.Ф. 7433.; О.Ф. 7188/5; О.Ф. 2748.
14. Бутанаев В.Я. Национальная одежда хонгорцев / В. Я. Бутанаев. Абакан: [б. и.], 2015. 336 с.
15. Государственный архив Республики Хакасия (ГАРХ). Ф. и-5., оп.1. д.32; Ф.и-2. Оп.1. д.306. л. 2.

УДК 575.174:599.9

doi: 10.24411/9999-02^-2019-10004

Лариса Доржуевна Дамба

ГБУ «НИИ медико-социальных проблем и управления Республики Тыва», Кызыл, ФГБНУ «Медико-генетический научный центр», Москва, Россия

Надежда Александровна Короткова Дмитрий Николаевич Чернышенко Сергей Александрович Утриван (Петров) Владимир Юрьевич Пылев Марина Викторовна Олькова Олег Павлович Балановский Елена Владимировна Балановская ФГБНУ «Медико-генетический научный центр», АНО Биобанк Северной Евразии, Москва, Россия

ВОСТОЧНО-ЕВРАЗИЙСКИЙ КОМПОНЕНТ В ГЕНОФОНДЕ РОДОПЛЕМЕННОЙ ГРУППЫ КЫРГЫС ЮЖНОЙ ТУВЫ ПО ДАННЫМ О ПОЛИМОРФИЗМЕ

У-ХРОМОСОМЫ

По данным полиморфизма Y-хромосомы изучен генофонд и проведена оценка степени восточно-евразийского (центральноазиатского) влияния на генофонд родоплеменной группы кыргыс Тере-Хольского и Эрзинского кожуунов Республики Тыва. Три четверти генофонда составила гаплогруппа С2-М217 с субветвями С2(хС2-М48), С2-М48 и С2-М407, маркирующая центральноазиатский вклад, причем субветвь C2b1a1a1a-M407 с наибольшей частотой встречена в генофонде родоплеменной группы кыргыс Тере-Хольского кожууна. Накопление центральноазиатского компонента в генофонде родоплеменной группы кыргыс южной Тувы произошло на более позднем этапе формирования его генофонда, предположительно, с XII по XVIII вв.

енисейские кыргызы Хонгорай хонгорцы Хакасия хакасы серебро торевтика таушировка руническая кыргызская письменность yenisei kyrgyz
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты