Ю.А. Виноградова
Ватикан во внешнеполитической доктрине ПНР
в 1970-е гг.
Взаимоотношения с понтификатом католической церкви и, соответственно, с теократическим государством Ватикан были важным направлением внешней политики Польской Народной Республики на всем протяжении ее существования. С одной стороны, роль церкви во внутриполитической и общественной жизни Польши, ее влияние в обществе было очень велико, так как ПНР не стала государством «воинствующего атеизма», как её старший партнер по Варшавскому блоку СССР. Польша характеризуется высокой религиозностью населения, а по удельному весу признающих себя верующими занимает первое место в Европе. Более того, тотальная секуляризация общественной жизни, дискредитация религии, массовые гонения на священников, проводившиеся в довоенном Советском Союзе, не могли быть повторены в польских реалиях -прежде всего потому, что там не произошло тотального отказа от прежних ценностей. В отличие от России, где совершилась народная революция, в ПНР режим «насаждался», и личности, которая заменила бы полякам «бога живого», не нашлось .
С другой стороны, государство Ватикан являлось одним из международных партнеров ПНР. В 1970-е гг. государственная власть Польши пересмотрела свои отношения с Ватиканом, что привело к «оттепели» в политике по отношению к Костелу внутри страны. Этот процесс вполне укладывался в рамки политики «разрядки», которую проводил СССР, а также был связан с принятием новой конституции в 1976 г. Новый курс в отношении к странам Восточного блока демонстрировал и Ватикан.
В период понтификата Иоанна XXIII (1958-1963) католическая церковь начала пересмотр своей внешнеполитической доктрины, что было продиктовано уменьшением конфронтации между Востоком и Западом. Его предшественник Пий XII был нетерпим к коммунистам, а Иоанн XXIII, «красный папа», являлся сторонником более гибкой политики, к примеру, он вёл переписку с Н.С. Хрущёвым, принимал лидеров социалистических государств в
Ватикане. Именно при нем было отменено церковное правило, налагавшее епитимью на католиков, голосующих за коммунистов на выборах. По отношению к ПНР исключения сделано не было: Папа принял на аудиенции члена Государственного совета ПНР Завей-ского, после чего на церковной конференции польских епископов подтвердил намерения католической церкви строить двухсторонние отношения с польским государством на принципах толерантности .
Преемник Иоанна XXIII Павел VI (1963-1978) продолжал его политику, используя в отношении ПНР «тактику малых шагов». В 1966 г. планировался визит Римского Папы в Польшу, однако противоречия между двумя странами еще оставались значительными, и польское руководство отказалось принять понтифика. Несмотря на эту заминку, в том же году при посредничестве итальянского посла Аллауда и архиепископа Ла Коста стороны договорились о принятии верительных грамот послов ПНР в Риме. Польско-ватиканское сотрудничество продолжилось по вопросу войны во Вьетнаме, Ватикан и ПНР выступили посредниками на переговорах ДРВ и США в Варшаве в декабре 1966 г., однако Папа снова не был приглашён в Польшу. В 1967 г. ПНР приняла верительные грамоты посла Ватикана Касаролы, было дано разрешение на его временный приезд в страну, взамен Ватикан употребил свое влияние и помог состояться в апреле 1967 г. визиту в Италию одного из членов политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Э. Охаба. Главной нерешённой проблемой оставалось посещение Папой Римским польского города Ченстохова для освещения образа Богоматери «Золотое Лицо» и встречи с верующими, что имело колоссальное значение для польских католиков. Не случайно впоследствии этот образ стал символом оппозиционного движения «Солидарность».
Внешние связи польского духовенства и светских католиков, в том числе неконтролируемые контакты с Ватиканом, вызывали у властей серьезные опасения. Среди наиболее активных объединений можно назвать легальный союз «Каритас», объединявший 1250 ксендзов, имевший собственный еженедельник «Общественная мысль». Другой союз ПАКС (PAX), насчитывавший в своих рядах около десяти тысяч светских католиков, был лоялен власти и участвовал в процессе «построения социалистического государства»,
постепенно отдаляясь от внутрицерковной деятельности. Общехристианское движение «Христианский общественный союз» (СЬ88) контактировало с католическими организациями Западной Европы, что вызывало недовольство в руководстве ПОРП, обвинявшем его в оппозиционной деятельности. Клуб католической интеллигенции (ККИ, КЖ) в документах ЦК ПОРП характеризовался неоднозначно. С одной стороны, власти обвиняли клуб в сотрудничестве с оппозицией в Чехословакии, с другой - их одобрение вызывала деятельность этой организации в области внутрицерковных реформ и лоялизма в отношениях с социалистическим государством.
В 1970 г. Ватикан сформулировал политические принципы на ближайшее десятилетие, провозгласившие курс на диалог и сближение с коммунистическими режимами реформистского типа во благо верующих. Ватикан декларировал надгосударственность католической церкви, с одной стороны, и приступил к критике пороков буржуазного строя. Борьба за мир и разоружение стали также одной из важных составляющих доктрины католической церкви. В отношении ПНР Ватикан предложил расширить диалог и нормализовать отношения, обсудить возможность обмена послами и постоянными представительствами. Пойдя на переговоры с Ватиканом, ЦК ПОРП преследовал еще одну цель - ослабить роль кардинала Вышиньского внутри страны .
В отношениях между католической церковью и государством 1970-й год характеризовался рядом опасений со стороны последнего. В связи с 50-летием «чуда на Висле» и победой Польши в войне с советскими республиками (1920-1921) епископат намеревался распространить с пасторских кафедр поминальный лист с именами героев-пилсудчиков, что могло быть расценено СССР как оскорбление. Советское посольство даже направило протест в Государственный совет ПНР по поводу этой инициативы кардинала Вышинь-ского. Акция была запрещена властями, и духовенство не посмело ослушаться4.
В апреле 1971 г. был создан комитет по делам религии при ЦК ПОРП под председательством секретаря Станислава Кани. С этих пор политика в отношении церкви сосредоточилась в одних руках. Изменилось название, суть осталась прежней - религиозная политика контролировалась напрямую ЦК ПОРП. В число функций комитета входила координация отношений правительства ПНР с Ватиканом .
Нормализация отношений государства и церкви в 1970-е гг. была признана необходимой как властью, так и костёлом. В том числе епископат поддержал инициативу правительства в отношении Ватикана, но протестовал против назначения Александра Скаржиньского, который казался клиру одиозной фигурой, главой делегации в апостольской столице. В то же время костёл предложил возобновить работу совместной с правительством комиссии, среди задач которой была координация связей с Ватиканом. Последнее заседание этой комиссии состоялось в январе 1967 г., после чего её работа возобновилась лишь 24 сентября 1980 г.6.
Первым этапом переговоров между властями ПНР и Ватиканом было подписание декларации намерений. В октябре 1971 г. началась подготовка второго этапа. Министерство внутренних дел ставило задачу договориться о статусе западнопольских епархий и о ликвидации восточных. Власти стремились также исключить из состава делегации кардинала Кароля Войтылу, будущего понтифика Иоанна Павла II, и епископа Игнатия Токарчука, обвиненного в подрывной деятельности против социалистического строя7. Кроме того, правительство собиралось получить согласие Ватикана на обязательные консультации с ЦК при назначении архиереев, в том числе примаса Польши, и добиться церковного наказания ксендзов, участвовавших в нелегальной деятельности организации «Движение» («Ruch»), судебные процессы против которых проходили летом и осенью 1971 г.8 Наконец, власти ПНР требовали от Ватикана
uroczystosci koscielnych // Ibid. S. 342-346; Informacja Wydzialu Organizacyjne-go KC PZPR // Ibid. S. 347-349.
признать соглашение между ПНР и ФРГ о границах по линии Одер - Нейса, подписанное 16 декабря 1970 г. Однако по большинству этих вопросов из-за максималистской позиции ПНР переговоры с Ватиканом в 1971 г. зашли в тупик и были прекращены, а возобновление диалога стало возможным только в 1972 г.
Переговоры были назначены на конец октября, перед этим представители ПНР провели консультации со своими коллегами из Варшавского блока на съезде комиссий по делам религии 22-26 октября 1972 г. в Софии. Главной целью правительства на переговорах с Ватиканом было признание римско-католической церковью социалистического стоя и правопорядка, представление и утверждение кандидатов на должность епископов государством и заключение пакетного соглашения с Ватиканом. В этом случае правительство намеревалось дать разрешение на приезд Папы Римского в ПНР9. Подписание в начале 1970-х гг. двухсторонних договоров Ватикана с Чехословакией и Венгрией, по мнению руководства ПНР, привело к ослаблению там католической церкви. Эта модель отношений казалась польским коммунистам также привлекательной. Разумеется, «нормализация» отношений с апостольской столицей мыслилась руководителями ПНР не иначе, как только на их условиях10. Официальные отношения с Ватиканом были окончательно оформлены только в 1974 г.11.
В процессе подготовки новой конституции ПНР епископат Польши добивался либерализации политики государства в религиозной сфере, о чем Польшей были взяты обязательства на европейской конференции в Хельсинки. Опыт конституционного признания церкви уже имелся в Румынии. Соответствующая статья появилась и в польской конституции12.
Поскольку общественная поддержка режима сокращалась, а церковь становилась все более влиятельной, власти пошли на расширение диалога с духовенством. Двадцать девятого октября
вительстве осознали необходимость активизации прямых контактов с Ватиканом без посредничества польского клира для уменьшения политического влияния последнего. На этой волне, особенно после принятия конституции 1976 г., отношения ПНР с Ватиканом становились всё более интенсивными.
Эдвард Герек 1 декабря 1977 г. нанёс визит в Рим, встретившись перед этим с кардиналом Стефаном Вышиньским. В преддверии тысячелетия государственности заговорили о приезде главы церкви в Польшу, предполагалось, что это произойдет 3 мая
Павлу VI не довелось посетить Польшу, и лишь его преемник Иоанн Павел II впервые нанёс визит в ПНР 2-11 июня 1979 г. Это стало существенным шагом к «потеплению» двусторонних от-ношений16. В конце 1970-х гг. правительство ставило задачу проведения мирных инициатив в Европе через посредничество Ватикана. Общая идея сотрудничества с Ватиканом развивалась параллельно с решением задачи ослабления католической церкви внутри страны, поставленной в конце 1970-х гг. в качестве основной на следующее десятилетие.
Ватикан во внешнеполитической доктрине ПНР занимал значительное место. Главными задачами на протяжении 1970-х гг. были добиться от костёла признания законности социалистического строя в Польше и использовать Ватикан в качестве посредника в отношениях с государствами Запада, в том числе по вопросу признания границ между Польшей и ФРГ. Кроме того, двусторонние отношения с Ватиканом отчасти служили средством ослабления католической церкви внутри страны.
Виноградова Юлия Александровна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.