турные различия, формировавшиеся в течение многих столетий, а также исторический опыт освоения территории страны, отраженный в сложившихся традициях ее административнотерриториального деления.
«богатых» и «бедных» регионов; при этом надо помнить, что «бедный» от формальносовместного проживания с «богатым» богаче не станет). В административно-политическом устройстве государства должны не только учитываться сиюминутные политические и экономические интересы властей, но и этнокуль-
А. В. Селиверстов
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОВИНЦИИ (социолого-математический анализ итогов выборов губернатора Псковской области 14.11.2004 - 5.12.2004 г.)
В ноябре-декабре 2004 г. в Псковской области прошли выборы губернатора. В результате упорной борьбы победа досталась оппоненту действовавшего губернатора. Математические закономерности итогов голосования позволяют заглянуть в процесс выборов и проанализировать, нет ли статистически значимой связи между долей выданных
бюллетеней в переносных ящиках и голосованием за какого-либо кандидата.
Составим общую таблицу голосования. Разделим районы на две категории, сгруппировав их по доле бюллетеней, выданных в переносных ящиках (с первого по тринадцатый, и с четырнадцатого по двадцать третий; почему именно так -чуть позже) и свяжем с итогами голосования.
Таблица
Группировка районов по доле бюллетеней в переносных ящиках1
Районы Доля бюллетеней, выданных в пере-носных ящиках во 2-м туре 5.12.2004, % % проголосовавших за бывшего Г лаву областной администрации % проголосовавших за нового претендента на пост Главы областной администрации
Голосование за того или иного претендента не может быть зависимо от числа выданных для голосования бюллетеней в переносных ящиках (в стационарном ящике - территориальная норма, а в переносных - только за одного). Подсчитываются же они анонимно и вместе с бюллетенями, опущенными в стационарные ящики. Сравнение третьей с четвертой и пятой колонками в представленной таблице показывает, что увеличение доли бюллетеней в переносных ящиках в первой группе районов на 8,52% увеличило долю проголосовавших за эксгубернатора - с 47,75% до 52,2%. В районах же, проголосовавших за нового претендента на должность Главы Администрации области, средняя норма голосования не зависела от числа выданных бюллетеней в переносных ящиках. Бюллетеней могло быть больше или меньше - конечная цифра голосования входила в математическую норму нормального распределения (54.25-54.16).
В целом, отдельные представители власти смогли реализовать свой административный ресурс по дополнительно появившимся бюллетеням больше, чем на 4,45%. Дело в том, что в этих уравнениях не известна базовая переменная для всех районов, поэтому, конечная цифра, скорее всего, должна бть чуть выше. Но мы рассуждаем о проблемах становления цивилизованной политсистемы в провинции, поэтому абсолютные значения нам не нужны.
Итак, переносные ящики - ликвидный товар, стоящий многого: из первых 13 районов, в которых бюллетеней в переносных ящиках оказалось больше на 8,5%, чем во второй группе, в девяти районах победил бывший губернатор; во второй группе из 10 районов, где избиратель чаще самостоятельно ходил на избирательные участки, новый претендент победил в шести. Устойчивая тенденция преодоления административного барьера начиналась только в случае понижения доли бюллетеней, выданных в переносных ящиках, с 30% и ниже.
Помимо математических выкладок, анализ выборной кампании в провинции дает возможность поднять ряд вопросов социоло-го-политологического плана. Самые общие
выводы: 1) провинциальная власть может при желании отвлекать солидные, по отношению к общественным ресурсам, финансовые, административные, людские ресурсы, связанные не с управлением территорией, а идеологоинформационным обеспечением деятельности одного или группы людей; 2) сложившиеся с голосования 1993 г. нормы выборных процессов с уровня субъекта федерации и ниже могут не являться на сегодня инструментом становления современной российской цивилиации.
Технология монолога власти с псковским обществом срабатывала при тотальном натиске 8 лет, но слабость этой конструкции оказалась заложена в ее жесткости: малейший отпор «бунтаря - народного защитника» мгновенно кристаллизовал вокруг него копившийся протест и привел власть к оглушительному поражению. Даже когда власть начинала говорить правду о своих достижениях - все равно ее уже не слушали, не верили и не защищали.
Превращение оппозиции в маргиналов превращает и власть в имитационное явление. Экзистенциональная мысль В. Франкла, возможно, подходит и нам: «Лишь только когда один аспект реальности противополагается чему-то отличающемуся, начинают существовать и одно и другое» [1]. Без решимости формировать реальные политические сдержки и противовесы российская провинция не либеральна, не демократична, неконкурентноспособна, рождает подданного, а не гражданина.
Игнорирование законов системной жизни общества, попытки обойти законы социальной эволюции приводит к затхлости социальной энергетики, феодализации экономической активности. Пока что выборные процедуры - одно из серьезных препятствий формирования в России конкурентноспособной политической среды, системной оппозиции, культуры мудрости местных миров.
В делах государственного строительства Россия и сегодня следует завету Н. М. Карамзина, советовавшего найти в России «50 мужей умных, добросовестных», чтобы «дела пошли, как должно». Зачисление великим историком в государственно недееспособное практически всего мужского населения стра-
ны - дань монархиста монархической интеллектуальной традиции ХУШ-Х1Х вв. Мини- н
стры, губернаторы, первые секретари обкомов н
и предисполкомы были всякими - результат и р
в 1917 г., и 1991 г. для государства оказался д
один. За два века Россия так и не смогла заме- н
стить монархическую (старозаветную) гипер-трофированность воли государя (с идей л
«внешнего порядка») синергетической идеей с
внутреннего порядка с иерархией безличнос- с
тной системы структур и институтов совре- К
менной государственности. к
Можно было бы посоветовать Совокупным Законодателю, Властителю ввести новую норму, по которой итоги голосования по переносным ящикам подсчитывать отдельно, но делать это бесполезно, ибо суть не в переносных ящиках.
У действующей власти сегодня нет более главной государственной проблемы, чем создание реально работающей политической системы с цивилизованными правилами игры. Критерием этой цивильности опять выступают выборы.
А. Г. Манаков, А. В. Финашкин
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ географическии анализ ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРОВ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1996-2004 гг.)
Анализируя результаты голосований в Псковской области, необходимо учитывать то обстоятельство, что различные районы области заметно отличаются структурой электората (по полу, возрасту, политическим симпатиям и т.п.). В этой связи территорию Псковской области можно разделить на несколько электоральных районов, каждый из которых характеризуется определенными политическими предпочтениями населения, которые складываются под воздействием внутренних социальнокультурных и географических факторов.
В электоральном поведении населения Псковской области наблюдается четкая географическая закономерность, которую легче всего описать при помощи модели «центр-периферия» и теории «диффузии нововведений» [7]. Согласно теории «диффузии нововведений», политические новшества (инновации) распространяются из инновационных центров первого порядка (Псков и Великие Луки) в центры второго порядка (райцентры), а затем постепенно охватывают сельскую территорию. Соответственно, традиционная полити-
ческая культура (имеющая левоцентристский оттенок) дольше всего сохраняется в наиболее удаленных от инновационных центров сельских районах области.
Два главных центра политических инноваций в Псковской области находятся на разных «полюсах» политико-географического пространства. Сфера влияния первого центра инноваций - Пскова, расположенного на северо-западе области, охватывает почти всю северную половину Псковской области. В целом здесь наблюдается небольшой перевес сторонников центристских и правоцентристских партий, блоков и кандидатов. Псков, где проживает 200 тыс. чел., оказался единственной в регионе административной единицей в категории с демократическо -патриотическим типом голосования [5, 6].
Второй центр инноваций - Великие Луки - расположен на юго-востоке области, где несколько преобладают консервативные (в частности, левоопозиционные) настроения населения. Великие Луки (100 тыс. чел.) по итогам анализа избирательных кампаний, на-