Спросить
Войти

ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ В ПЕРИОД МОДЕРНИЗАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Автор: указан в статье

чес кий курс Святослав продолжал торговлю политику предшествующих князей в отношении Византии, стремясь сохранить те рубежи, которые были достигнуты ранее в сфере торгово-таможенного регулирования. Уже в то время на Руси появляются элементы таможенного дела — торговые пошлины, распространенным видом которых было "мыто". Постепенно, в связи с эволюцией правящего класса на Руси и возглавляемого им государства. время широкомасштабных походов в соседние земли в поисках добычи и выгодных торговых соглашений для сбыта излишков натурального хозяйства и рабов и получения взамен предметов роскоши сменяется временем, когда оседающие на землю феодалы ищут источник обогащения не вовне, а внутри собственной страны и подвластных территорий, предпочитая эксплуатировать собственное население, а не водить его в дальние и опасные походы в иные земли. Границы стабилизируются, и внутри них идет дальнейшее развитие производительных сил, вызревают новые отношения, новые сферы и виды деятельности. Усложнение общественных связей, дальнейшая специализация по вновь возникающим и развивающимся видам деятельности неизбежно приводит к возникновению таможенного дела и выделению лиц, занимающихся этой деятельностью на постоянной, профессиональной основе - - мытников, или мытарей, появление которых зафиксировано уже в "Правде Ярослава" — древнейшей части "Русской Правдычто позволяет говорить о возникновении таможенного дела и законодательства на Руси. Но это — уже тема отдельного исследования.

рА. у4грсш1енков

Таможенная служба России в период модернизации: историко-правовой и политический аспекты

"Пока будут государства друг от друга отдельными, с независимыми своими целями, средствами и правительствами — до тех пор будет надобность в таможнях". Высказанная более ста лет назад мысль великого русского ученого Д. И. Менделеева не утратила своего глубокого смысла и се годня, когда мир, международные отношения вступили в новый этап своего развития, который характеризуется глобальными процессами. При этом современные реалии требуют серьезного осмысления роли государственных, политических институтов, созданных под систему "международного мира&&, в системе "глобального мира". Эффективное реагирование на этот сдвиг — основная институциональная задача, стоящая перед мировым сообществом.

Ньшешний этап глобализации характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик ] тсзяйственный единый

38 Кисловский Ю. Г. История таможни госу^арстаг рооашэ: я». 907-1995 гг. М., 1995. С. 19

международный комплекс. Это вызывает необходимость создания новых подходов к разработке и принятию эффективных управленческих решений по вопросам внешнеэкономической деятельности. Е системе органов государственного управленияънешнеэкономической деятельностью особое место отводится таможенной службе.

В современных условия* таможенная служба играет значительную роль в развитии рыночных; отношений, защите юсударственного суверенитета и экономической безопасности страны, активизации связей национальной экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав ■"раздан, хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Неизмеримо возросло значение таможенной службы России не только как органа исполнительной власти, регулирующего вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но и как контролирующего, правоохранительного органа

Эффективность решения задач, стоящих перед таможенными учреждениями, во многом зависит от характера современной эпохи, в которой оказались государства мира и которую принято рассматривать с позиций глобализации. Это обстоятельство настойчиво требует модернизаций" таможенной службы в соответствии с потребностями глобального мира

Трансформация российского общества по пути демократизации, интеграция его в мировое сообщество обусловливают необходимости определения основных направлений модернизации таможенной системы в целом и, в частности, таможенной службы на длительную перспективу, правовой регламентации статуса и особых полномочий, социально-правовой защиты и квалификации ответственности сотрудников таможенных органов.

В свою очередь модернизация таможенной службы невозможна без создания научно обоснованной концепции регулирования таможенной службы в Российской Федерации, базирующейся на эффективно действующей системе правовых норм, соблюдении законности арантии прав человека и гражданина: Осуществляемые реформы таможенной службы в Российской Федерации вызывают потребность в соответствующих научных исследованиях

Повышенный интерес к различным аспектам таможенной проблематики со стороны специалистов-исследователей — реалии нашего времени. Все чаще заявляют о себе представители исторической, политической науки, которые в своей исследовательской практике делают акцент на необходимости комплексного теоретико-методологического и прикладного исследования таможенной службы как особого вила государственной службы.

В данной статье делается исследовательская попытка установить взаимосвязь меняющегося мира — времени активной экспансии капиталистической мировой системы с внутренними общественно-государственным!" процессами России — страны, которая входила в т.н. замкнутые миры

экономики. Хронологически речь идет о периоде I этапа глобализации, который начинается с выходом европейского капитализма на авансцену истории. Для России этот процесс начинается в ХГХ в. Представляет интерес практика втягивания страны в орбиту мирового рынка, новые правила международной игры, в которых не последняя роль отводилась таможне, сам процесс модернизации таможенной службы в новых для России исторических условиях — условиях модернизации.

Во второй половине XIX в. Россия совершила исторический скачок на пути перехода в индустриальное общество. Русское самодержавие должно было встать на путь неотложных социальных, экономических и политических преобразований, чтобы приблизиться к ведущим странам Запада. Особенностью российской модернизации явилось то, что она стала своего рода интеллектуальным и политическим ответом на вызов со стороны более развитых стран. Эта, так называемая, неорганическая модернизация была связана с распространением культуры "модернити" под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации. Российская вторичная модернизация догоняющего типа определялась высокими темпами промышленного развития, выборочным заимствованием и внедрением организационных, экономических и технических достижений Запада, напряжением внутренних сил страны, государственным регулированием перестроечных процессов. Следует учитывать, что большая территориальная протяженность страны, разнообразные ланд шафтно-климатические условия, пестрый этнический состав населения, отличавшийся не только менталитетом, религией, но и социально-экономическим укладом, осложняли радикальные преобразования в российском обществе.

Начало модернизации положили великие реформы 60-70-х гг. XIX в , развернутые по инициативе императора Александра II.

Удалась ли "Великая реформа" (точнее, реформы 60-70-х гг.)? Ответить на этот вопрос не так-то просто, однозначный же ответ невозможен в принципе. В этот период была отменена крепостная зависимость крестьянина, был дан толчок развитию крупной капиталистической промышленности в городах, стимулировано формирование общероссийского рынка была приоткрыта дверь буржуазному прогрессу России. Мы уже не говорим о том, что не менее существенным, чем экономический фактор, являлось возникновение в эпоху 1861 г. новых отношений между людьми, пробуждение общественного сознания, культурного движения. Все это в итоге стало составляющими элементами обновления страны и умножения возможностей ее развития.

Однако царизму, обладавшему огромными возможностями проникновения в ход экономического развития, перераспределения его ресурсов и плодов, не удалось превратить процесс внедрения и роста верхушек" ка\втор ггридержитается той точки зрения, что глобалпзнння начинается а XVIII в., а сегодня можно говорить лишь о новом II этапе в процессе глобализации, связанном, в частности, с деятельностью транснациональных кампаний; чо никак не о новизне самою этою яв ления.

тштализма в фактор, преобразующий всю систему общественных отношений, Более того, сонфликт буржуазного развития с крепостничеством превращался в конфликт внутри первогс , в столкновение разных вариантов самого капитализма

Полагаем, что данные обстоятельства следует иметь ввиду, говоря о развитии российской таможенной службы е XIX:;., периоде глубоких потрясений и выдающихся преобразований

Практика организации управления таможенными учреждениями в целом, таможенной службы, в частности, замыкалась на системе органов власти Российской империи, которая в начале XIX в. уже была жестко структурирована.

В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает" По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается Божественным происхождением. Вместе с тем, появляется и новая идея — законности власти монархг

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Но такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии бойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания и политику в жизнь

Обходясь без конституции, российские императоры в то же время не могли эбойтись без приспособления государственного аппарата к нуждам нового времени. С одной стороны, модернизационные процессы диктовали данную необходимость, с другой, — целью совершенствования государственного аппарата было стремление приспособить его к нуждам ме-»гтощейся, но все еще абсолютистско-феодальной России.3

Практические реформы государственного управления, проходившие в ;ГХ в отразили, на наш взгляд, две основные идеологические позиции нижсеовативную и пберальную), выразителями которых были разные группы правящей политической элиты.

Перват выражалась в сосредоточении распорядительных и исполните-л аых функций в структурах центральных учреждений, ^ак, в задачу ми-ьястерств входила организация "сношений с местами", подготовка спра-о текущих делах и отчетов. Они действовали на основе инструкций, Зобщали проделанную работу, составляли планы и ежегодно предостав-отчеты о своей деятельности в Сенат

* См.: Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические институты жрвая поло чина XIX в.). М., 1981. С. 29.

Не следует забывать, что "верхи чиновничества стре лились держать императора в своих чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходи-осл ограничения которых давно назрела". См.: Сафонов М. М. Проблема реформ в прави-ельсгвенной юлитике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. С. 36- 38

Вторая — в численности чиновничества, четкой и детальной регламентации порядка прохождения государственной службы, преимущественных правах чиновников, имевших высшее образование, на карьерный рост (узаконенных правовыми актами). Все это приводило к обуржуажи-ванию" бюрократии со всеми вытекавшими последствиями." Спецификой России являлось то, что и первая, и вторая тенденции отталкивались от функционирования ведущего российского политического института — самодержавного государства, роль которого в обществе традиционно была исключительно велика.

Еще раз следует подчеркнуть, что хозяйственная, правовая и административно-управленческая модернизация проводилась только тогда, когда обнаруживалось, что дальнейшее отставание от передовых стран Запада угрожает политическому престижу и территориальной целостности империи. Созревание новых буржуазных отношений вызывало изменения, объективно подталкивая к поискам рациональных решений, и, соответственно, попыткам правящей политической элиты сохранить статускво путем проведения превентивных реформ (особенно это касалось судебной, земской реформ середины XIX в. и обновления Ремесленного, Торгового, Биржевого, Вексельного, Таможенного уставов, Устава о торговой несостоятельности, Устава о промышленности заводской и фабричной). Однако, во многих случаях приспособление писанных юридических норм к новым буржуазным условиям производилось обычным судебным перетолкованием: Сенат как высшая кассационная инстанция выносил обязательные для государственных органов решения, служившие руководящим ориентиром для нижестоящих учреждений.

Реформы в системе государственного аппарата, однако, в качественном отношении не привели к пр1шципиальным изменениям, в количественном — продолжалось его разбухание, рост чиновничества, бюрократии. Это разбухание, а также активная внешняя политика, проводимая царизмом практически на протяжении всего XIX в., требовали громадных денег Государство искало их старым испытанным способом — повышением налогов: только в 1810-1812 гг. они были увеличены в два с лишним раза.

Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие в России в XIX в., были призваны регулировать государственно-служебные отношения, а их анализ позволяет исследовать опыт организации и функционирования таможни как государственного правового института.

Царское право, как известно, различало гражданскую и военную службу. Таможенная служба, как, впрочем, и таможенное право эклектично включало в себя многие составляющие. Под государственной службой понималась деятельность в порядке подчиненных управления государством, т.е. осуществляемая чиновниками деятельность по управлению делами

Однако в угоду консерваторам порядок приобретения потомственного и личного дворянства был значительно затруднен.

государства. Государственной службой являлась система полномочий чиновника, его прав и обязанностей, представленных для осуществления административного управление, для совершения в интересах государственного управления определенных действий, без превышения при этом степени и пределов полномочий или административной власти, т.е. устанав-лива эсь требование действовать в рамках предоставленных полномочий

Законодательство царской России устанавливало два важнейших понятия: определение на службу и определение к Должности. Определение на службу осуществлялось от имени царя. При этом сам царь не пределял непосредственно лиц на государственную службу. Эта процедура находилась в компетенции государственных органов и других должностных чиновников. Для высших должностей трех первых рангов (сенатор, магистры) определение к должности осуществлялось путем издания царского указа. Так, в манифесте о создании таможенного управления по Европейской торговле от 24.06.1811 г. речь шла и об учреждении штатов ему принадлежащих. Царь назначал министра финансов, которому подчиге [ся глава департамента внешней торговли и начальники отделений таможенных внешних сношений. В свою очередь последнему чиновнику подчинят ись начальники округов. Таможенная иерархия состояла из управляющего таможней и подчиненного ему штата таможенных чиновников и служителей. Заставы состояли из одного заставного надзирателя с необходимым числом служащих по штату

В компетенцию таможенного ведомства входили не только сбор таможенного дохода, но и пг лицейская, карантинная охрана границы. Таможенная -тража, каждая команда которой состояла из 10 человек рядовых объездчиков (в соответствии с манифестом от 24.07.1811г.) была призвана следить за проводом товаров через границу. Три команды подчинялись одному надзирателю, который имел в подчинении одного помощника. Вся таможенная охрана, находящаяся в округе, подчинялась начальниц таможенного округа.

Команда рядовых таможенной стражи — низшей ступени таможенно-чиновничьей иерархии — дислоцировались на расстоянии каждых 15 верст сухопутной границы. Уже; в документе "Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе" от 9.07.1822 г., предписывалось в объездчики таможенной стражи предпочтительно избирать отставных военных. На практике вакансии замещались вольноопределяющимися людьми, зачастую выходцами из Польши ^польскими шляхтичами). Необходимо отметить, что военные ведомства (начальники Главного ПГтаба Его Императорского величества, в частности; часто вступали в противоречия с таможенными учреждениями (с Министерством финансов) этказывая таможне в дееспособных военнослужащих, посылая зача5 Служебное право. М., 1996. С. 61-62.

стую инвалидов, не способных выполнять обязанности таможенной стражи.6

В 1830 г. были приняты "Правила о порядке передвижения Днестровской таможенной линии и об устройстве оной на границах Бессарабии" Перевод днестровской таможенной линии на Бессарабскую границу планировался еще в 1827 году но лишь в сентябре 1830 г. Комитет Министров вновь обратился в этому вопросу, заслушав записку Министра Финансов. Речь шла о порядке передвижения таможенной границы к Пруще и Дунаю, введении в Бессарабии "гильдейского устройства"8, об устройстве таможенных округов и мест, пограничной таможенной стражи в Бессарабии, приготовлении необходимых дл* таможен помещений

В соответствии с требованиями закона, изложенными в I отделении II главы документа "О таможенных округах и местах и о Пограничной таможенной страже", Бессарабия разделялась на два округа: Верхне-Бесса-рабский или Скулянский и Нижне-Бессарабский или Измаильский.

По этому случаю для Бессарабского таможенного управления был составлен новый штат,

В III отделении "Правил" — "Подробные меры по переводу Днестровской таможенной линии" указывалось, "коль скоро точное время передвижения Днестровской Линии назначено будет, устраиваются предварительно Таможни нынешнего Бессарабского Округа по новому порядку, и усиливаются на первый раз, по удобности, а потом, при снятии Днестровской Линии, наполняются Чиновниками, частью из состоящих ныне в Бессарабских Таможнях, а частью — с Днестровской Линии, преимущественно же последними, как более приобвыкшими к общему Таможенному порядку Вместе с тем назначаются и Начальники Округов.

Окончательное устройство Таможенной Стражи в Бессарабии отлагается до утверждения штатов для нее, а между тем, если утверждение такое не последует до передвижения Днесровской Линии, Стража эта предварительно составляется: из трех Рот Дубоссарского Округа, двух сформированных, как в параграфе 13 упомянуто, в Радзивилове, и одной на Австрийской границе Бессарабии, уже существующей, а всего из шести Рот, из которых четыре Роты поступят в Скулянский, а две в Измаильский Округ".9

Для обустройства таможенной стражи в Бессарабии Департамент Внешней торговли выделил необходимые финансы из гак называемого конфискационного капитала. В дальнейшем все суммы расходуемые на штаты таможенного управления в Бессарабии и на таможенную стражу предполагалось получать в соответствие со сметой расход от Департамента Внешней торговли.

й ПСЗРИ. Т XXXVIII. Собр. 1. N 29067. С. 226.

См.: Ф. 21. Оп. 12. Д. С.

Гам же. С. 16.

Правила о порядке передвижения Днестровской таможенной линии и об устройстве оной на границах Бессарабии. Ф. 21. Оп 12. Д. 6.

В высочайше утвержденном документе по вопросу формирования штатов для таможенных учреждений от 30.11.1865 г. указывалось о необходимости повышать требования к таможенным чиновникам. Рядовы таможенной стражи набирали предпочтительно из отставны) военных, имевших аттестаты о похвальном поведении. Военное министерство, как правило, содействовало Министерству финансов в комплектовании таможенных штатов. В таможенном уставе по Европейской торговле (1857 г.) обращалось внимание на функции Управляющего таможней, которому вверялись низкие таможенные чиновники, которые должны были четко следовать возложенным на них обязанностям. (Речь шла не только о высоком уровне профессионализма, но и корректности отношений с клиентами: вежливости, благопристойности, обходительности.)

Российские таможенные служащие из числа вольноопределяющихся польских шляхтичей в должностях объездчико^ часто не соответствовали высоким требованиям, предъявляемым к ним. Они способствовали тайному провозу товаров по связям, родству и знакомству. В царской России борьба со злоупотреблениями в таможне велась по разным направлениям. В документе об "Учреждении таможенного регулирования по Европейской торговле" 1811 г. в случае нарушения таможенными чиновниками своих обязанностей (уличение в способствовании провозу запрещенного товара) предусматривались строгие наказания: ссылка от 5 до 15 лет. При более игчающих обстоятельствах лишение чести и ссылка на век жизнь 0 Высочайше утвержденные в 1822 г. меры, предлагаемые в записки Министра финансов "Об устройстве таможенной стражи по сухопутной европейской границе"11, предполагали усилить таможенную стражу полковыми нижними чинами, преимущественно из служивших в кавалерии, а цепь из казаков протянуть позади таможенной стражи, при этом немедленно увольнять не желавших служить в таможне, переводя надзирателей таможенного присмотра, их помощников и объездчиков через полгода к новым местам службы, &оставлять в виде исключения на одном месте не более года), улучшать быт путем постройки жилья,

Надо отметить, что этика российской таможенной службы формировалась вм;сте со становлением законодательства в сфере таможенной деятельности и практикой таможенно-служебных отношений. Как видим, моральные качества таможенника в царской России в XIX в. считались важнейшим критерием г ютупления на государственную службу и продвижения по ней. Многочисленные нормативные акп устанавливали обязательства по соблюдению норм морали для таможенников. Служащие должны быть честными, не поддаваться искушению "сребролюбия" и "мздоТаможенное дело России С. 210.

ПСЗРИ. Т. XXXVIII. Собр. 1. N 29067. С. 226-227.

См.: Дело Государственного Совета департамента экономики. По проекту штатов таможенных учреждений по европейской и азиатской торговли. (30 ноября 1865 г.) 1152. 176, И 9 г. N 176. (4.093 по архиву: Положение об устройстве погоаничной таможенной стражи РГИА. Ф. 1341. Оп. 28. Я 2619. С. 1-11

имства", воздерживаться от дурных наклонностей и поступков, В Положении "Об устройстве пограшгшой таможенной стражи" от 1827 г. к таможенным работникам уровня обьездчиков и стражников предъявлялись довольно жесткие требования: быть здоровыми, трезвыми, проворными, иметь хорошее поведение В 1865 г. Министерство финансов попыталось решить эту проблему путем уменьшения числа штатных таможенных чиновников с одновременным увеличением окладов оставшимся,& Министерство финансов, проанализировав данные о поступлении доходов по отдельным таможенным учреждениям, пришло к заключению о прямой зависимости злоупотреблений с уровнем материального обеспечения таможенных работников. Более обеспеченные служащие давали меньше поводов для нарушений. В соответств1ш с законом о новых штатах (1865 I ) предусматривалось значительное повышение окладов для исполнительных должностей: управляющих, членов и пакгаузных чиновников.1 * Секретари, чиновники по особым поручениям, бухгалтера, выкладчиков пошлин как правило получали гораздо меньше вышестоящих чиновников и этим обстоятельством ставились в сравнительно невыгодное положение. При этом Министерство финансов уже в 1865 г. попыталось изменить положение вещей: осознавая статус бухгалтера и выкладчиков пошлин, увеличило им зарплаты. Мотивация этого решения достаточно проста и заключалась в том, что в руках людей, занимавших данные должности, находился ближайший и самый действенный контроль за правильным отправлением всей таможенной службы, "Без их ведома почти невозможны злоупотребления, тогда как они непосредственно сами, войдя в стачку с экспедиторами, могут почти безнаказанно приносить огромные убытки казне.

При этом указывалось, что должность бухгалтера настолько специфична, что на нее невозможно определить неопытных, не служивших прежде в таможнях людей. Переход пакгаузных на эту должность оказался связан с некоторыми неудобствами, вызванными более низкой бухгалтерской зарплатой и потому оказывался крайне затруднен и не выгоден. Эти обстоятельства требовали пересмотра окладов содержания, что было сделано уже к 1868 х.16 Не только жалованье бухгалтера сравнялось с жалованьем пакгаузного чиновника, но и таможенные досмотрщики стали получать на 55,056 руб. больше,.

Важным мероприятием по укреплению таможенной охраны явилось высочайшее утверждение решения Государственного Совета "Об учреж-

Личный состав таможенного ведомства был сокращен на 312 человек, многие таможенные учреждения были ограничены в правах, некоторые упразднены.

14 В этих документах требовались люди, заслуживающие доверия, которые могли бы противостоять соблазнам огромных выгод, представляемых их служебным статусом, злоупот реблениям.
15 Гам же. С. 5.
1 Там же. С. 22.

На каждого досмотрщика до 1985 г. в год приходилось 84 руб серебром, т.е. 7 руб. в месяц.

дении расписания должностей и оплаты содержания в таможенных учреждениях Европейской России, на Кавказе и в районе Иркутской таможни& от 19.05.1897 года

На основании принятого решения Министру финансов предписывалось "ввести в действие означенное расписание постепенно, не выходя из пределов Ассигнуемых для сего кредитов, с тем чтобы последние были обращены, прежде всего, на усиление личного состава местных таможенных учреждений, на производство добавочного содержания таможенных чиновников, лолучивших высшее техническое образование, и на уравнение окладов содержания чиновников Кавказских таможенных учреждений с окладами в таможенных учреждениях Европейской России.1

В XIX в. I моженные чиновники верно служили царю и Отечеству Присяга, принимаемая ими немеда нно при (ступлении в государственную должность, в определенно], степени способствовала и выполне и ¡о административной деятельности д элжным образом. Тамож ~ 1е чиновники назначались на должности в царской России пожизненно.

Главным принципом служебных отношений в рассматрквае ый пери од "5 таможенной службе был централизм. Устанавливалась строгая сопод-чиненность таможенных служащих высшего, среднего и низшего звеньев. Регламенты, уставы и другие нормативные документы содержали конкретные характеристики соответствующих таможенных должностей, устанавливали статус чиновников, круг их полномочий, требования к ним В Манифесте об учреждении таможенного управления по Европейской торговле статус таможенного чиновника определялся как достаточно высокий. Указывалось на необходимость помощи им со стороны воинских начальников, губернского правления, военных и гражданских губернаторов, чиновников городской и земской полиции по перв му требованию, &под опасением взыскания за неповиновение законам".21 Таможенные чиновники, таким образом, обладали достаточно большой властью и все, кто опротивлялся, тинил препятствия в отправлении их должностных обязанностей наказывался 500-рублевым штрафом, либо наказанию, определенному законами за сопротивление установленной власп_

& ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 17. С. 293, 294.

В законодательстве оговаривались случаи, когда их можно было уволить со службы, ■»лример: Положение Комитета Министров от 1.02.1849 г. "О порядке увольнения со служи определения вновь в оную неблагонадежных чиновников"; Указ Александра I от II 1802 г. "Об искоренении лихоимства"; Ука: Сената от 26.02.1847 г. "Об отстранении чи-аовников от занимаемых должностей и переводе из одного ведомства в другое"; "О порядке увольнения гражданских чиновников за неспособностью".

О пшвах таможенных чиновников. Гл. VУчреждения Таможенного управления по Ев-ожйско-Чторговле. 24.06.1811 г ЛСЗРИ. XXXIС эбр. 1. N 24684. С. 685-686; "О таможенном нтанлении в Закавказском крае". Высочайше утвержденное положение. ГОРИ. Т. 6. Отд. 1. С=5р. 2. СПб., 1836. С. 632-634; Положение об устройстве пограничной Таможенной стражи. „ТИа. Ф. 1341. Оп. 28. Д. 2619. Лд 1-11; По проекту штатов таможенных учреждений по ев-опейской и азиатской торговле. 1869. Дело Государственного Совета. 1152. Э. 176. 1869. 176 по журналу, N 14.093 по архиву

О правах таможенных чиновников... С. 686.

Гам же.

Устав 1857 ]. предъявлял особые требования к таможе нным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только профессионалы, которые же имели выслугу-лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были в верности испытаны и доверия достойны" (ст. 68).

Кроме того, в Уставе особо подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: "Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не входит ни в какие непосредственные распоряжения по таможенной части" (ст. 226), в то же время местные начальники и чиновники были обязаны оказывать помощь таможенникам по первому их требованию. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о принадлежности таможенных учреждений того времени к органам государственной власти. Таможенным чиновникам запрещалось требовать и принимать подарки в любой форме. За нарушение предусматривалась ответственность по Уложению о наказаниях, как для самого таможенника, так и для лиц, спровоцировавших его на совершение должностного преступления.

В соответствии с Уставом 1857 г. постоянное внимание уделялось подбору кадров, их профессиональной подготовке и нравственным качествам. Кадры таможешшков комплектовались, в основном, из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование. На должности досмотрщиков принимались унтер-офицеры, ранее служившие в армии или пограничной страже. Зачисление на службу в таможню санкциониро-в; лось градоначальником, а приказы о назначении на должность издавались Департаментом таможенных сборов.

Должностная субординация прослеживается уже по документам регламентирующим материальную составляющую в таможенной службе. Речь идет об обмундировании, лошадях, жилище, денежном довольствии. В Положении 1827 г. "Об устройстве пограничной таможенной стражи" отмечалось. что сукно для таможенного обмундирования темно-зеленого улучшенного образца, а так же вооружение для таможенных служащих среднего и низшего звена назначалась особым распоряжением Департамента Внешней торговли с утверждением Министра финансов и экстраординарного или конфискационной суммы Департамента. Нижние чины получали лошадей за счет конфискационных сумм, сбрую — "попечением Окружных начальников", Как правило, Высшие начальники и Ротные командиры "наблюдали за тем, чтобы нижние чины получали все им принадлежащее"/ Окружные начальники особо курировали инспекторов, обращались к Министру финансов с докладными на предмет увеличения затратных сумм, используемых на разъезды с 1000 до 2000 руб. в год Производство в чины надзирателей и их помощников в соответствие с вышеназванным документом осуществлялась в порядке, установленном для гражданских чиновников, которым за получение первого классного чина

О правах таможенных чиновников...

Там же.

XIV класса жаловалось личное дворянство, а VIII класса — предоставлялось право потомственного дворянства со всеми сословными привилегиями При этом следовало иметь ввиду, что для получения чина VIII класса сроки выслуги в чине IX класса у чиновников из недворянских сословий были в четыре раза продолжительнее, чем у служащих дворян. С 1856 г. лично" дворянство стало жаловаться только с получением чина IX класса. На должностях управляющего таможней, его помощников, чиновников всех рангов были, как правило, дворяне, имеющие классные чины и звания. В Департаменте таможенных сборов служили представители царствующей фамилии и их приближенные. При укомплектовании таможен, как и пограничной стражи, обращалось внимание на происхождение и национальность, предпочтение отдавалось русским.

Если по признаку происхождения на государственную службу запрещалось принимать купцов II и III гильдий, их детей лиц податных сословий, военнослужащих-отставников из числа недворян и нижних чинов и их детей, мещан, вольноотпущенников, то в таможенную службу могли поступать военнослужащие из недворянского происхождения. Объездчики и стражники набира нсь из полков из людей "здоровых, неувечных, трезвых и проворных".2 В таможенные служащие с ведома Окружного Начальника определялись и отставные солдаты — командирами бригад, полубригад, отдельных рот. При этом указывалось, что "вольноопределяющихся с з совершенной необходимости в таможенную службу не при-шмать".26

Таким образом, очевидно, что таможенные подразделения требовали строгого соблюдения установленного порядка поступления на службу и продвижения по ней. В качестве главнейших качеств таможенника являлись: способность к службе, качественное выполнение должностных обязанностей, высокая нравственность. Особой обязанностью высших чинов »клялось формирование таможенного персонала из людей способных, компетентных, добросовестных, Им вменялось в обязанности увольнять сс службы лиц, нарушающих нравственные нормы и ненадлежащим обра-ом выполнявших свои должностные обязанности. С 1841 г., когда Сенат >тггановил общий порядок представления служащих в очередные чины, в практику таможенного чинопроизводства были внесены элементы поряди организованности

Примерная служба таможенников ценилась и поощрялась в различных юрмах. В Высочайше утвержденном положении о таможенном управлении 1811 г. обращалось внимание на необходимость отмечать наградами Начальников Округов, Управляющих, служащих таможен, так и чиновников таможенной стражи, которые своей деятельностью способствовали приращению таможенного дохода. Награждения распределяли сь "ттштстром финансов по представлению Главного таможенного началх.мЗаложение об устройстве пофаничной таможенной стражи. 1822 / Таможенное дело

сии. С. 223.

Гам же. С. 223.

ства и ежегодно Высочайше утверждались. Как правило, денежные вознаграждения складывались из сумм, вырученных из конфискаций, пеней за вычетом 20%, которые поступали для выдачи пенсий таможенным чиновникам. Пенсионный фонд формировался из 1% всего таможенного дохода, ежегодно поступавшего в казну и пособи я его предназначались как для таможенников "всякого звания", так после их смерти их вдовам и детям.

Таможенным чиновникам Закавказского Таможенного Округа были положены особые льготы 2& &При отправлении из внутренних Губерний, сверх прогонов по чину они получат на подъем полугодовое жалованье не в зачет, из остатков от таможенных сумм; переводимые по Закавказскому таможенному округу из одного места в другое Чиновники, равно и поступающие в штат онаго и находящихся в Закавказии, снабжаются прогонами, несмотря на расстояние, и получают на подъем некоторое пособие из суммы Таможенных. При этом Закавказским Таможням увеличивался процент из таможенного дохода для награждения (вместо 3 % для европейских таможен — 6%), а так же для Канцелярских служителей, обязанных прослужить 12 лет до первого офиц ерского чина, получали таковой за половину срока. Свои преимущества получали и объездчики таможенной стражи Закавказского округа.& &

Таким образом, анализ законодательных документов позволил составить представление о системе формирования таможенного персонала, способного выполнять задачи и функции огромного государства. При этом следует иметь в виду что правила функционирования таможенных служащих конкретизировались в специальных актах, посвященных проблемам таможенной деятельности. Учитывая это обстоятельство, не следует забывать, что таможенные чиновники являлись одним из отрядов многочисленного чиновничества парской России, на который распространялись указы и законы, регламентирующие деятельность этого корпоративно-сословного представительства российского социума.

Исследуя российское законодательство, регулировавшее вопросы таможенной службы, можно отметить преемственность статуса таможенных служащих, прохождения ими службы, выполнения

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты