Спросить
Войти

Ассирийцы в украине1920-1930-х годах: исторический путь

Автор: указан в статье

УДК 94:323.11(477) "1920/1930"

Маргулов А.Х. ©

Доцент кафедры украинского языка и культуры, Донецкий национальный университет

АССИРИЙЦЫ В УКРАИНЕ 1920-1930-Х ГОДАХ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ

Аннотация

На основе исследования как опубликованных материалов в рассматриваемый период, так и архивных документов, в статье проведен анализ влияния особенностей исторического развития ассирийского населения на исторической территории. Также рассмотренные процессы расселения беженцев-ассирийцев на территории Советского Союза и их причины, которые привели к миграции. Автор приходит к выводам о стремлении ассирийцев к компактному проживанню и определенной самостоятельности.

ASSYRIANS IN UKRAINE1920-1930-IES: THE HISTORICAL PATH

In this article is analyzed influence of peculiarities of historical evolution of the Assyrian population in the historical territory, based on exploring published materials consuming this period and archival documents. Also the resettlement of Assyrian refugees in the territory of Soviet Union and their migration causes are under consideration too. Author binds the conclusions about Assyrians desire do compact living and their certain independence.

Ассирийские переселенцы в Россию конца XIX века являются потомками древнейшего народа, занимавшего в Древнем мире территорию междуречья рек Тигр и Евфрат. Во время расцвета по всей Передней Азии простирались границы ассирийского царства, которое было мощным игроком в международных отношениях и сверхдержавой своего времени. Ассирийские правители проводили агрессивную политику объединения большого количества различных территорий и народов в рамках одного государства, что сопровождалось постоянными завоевательными походами и активным межэтническим общением. Для администрирования великой империи применялась политика переселения народов внутри страны и заселение ассирийцами завоеванных территорий. [1, 479] Ассирийские переселенцы были вынуждены быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, используя собственные природные способности.

Совокупность проблем внутреннего правления и неблагоприятные внешние обстоятельства привели к падению царской власти и краху всей могучей империи в 605р. до н. н.э. [2, 160] По мнению некоторых ученых, история ассирийского народа на этом не заканчиваеться, а характеризуеться новыми обстоятельствами. [3, 4]

Следующим историческим этапом, четко определившим существование ассирийцев в мировом масштабе, является период распространения христианства. Новая вера стала етноопределяющим элементом этой нации среди представителей других конфессий и религий, что было превращено в залог процесса этнической консолидации. Устная народная традиция свидетельствует о том, что ассирийцы приняли христианство от учеников самого Иисуса Христа - Фомы и Фаддея.

©© Маргулов А.Х., 2013 г.

Развитие ассирийской церкви на протяжении столетий происходил в соответствии с Вселенской. В начале этого процесса были заложены некоторые предпосылки, которые при определенных обстоятельствах сыграли решающую роль в формировании самостоятельности церкви. Одним из этих условий являетсь далекое географическое расположение Персии от центров греко-римского христианства и постоянные войны с Римом, повлиявшие на определенное автономное существование, и в перспективе приведшие к самостоятельности в развитии церкви. Так, в правление константинопольского патриарха Нестория (431-442 гг) было сформировано новое религиозное направление, которое на вселенском соборе в Эфесе в 431р. было осуджено. В это же время к нему начали активно приобщаться ассирийцы. В 497р. в Эдессе были объединены несторианские общины, определены основы учения, обрядов и богослужения. Этот шаг в очередной раз противопоставил ассирийцев мировому сообществу и обособил их от цивилизационного пространства, указывая на самостоятельность.

Имея способности к просветительской деятельности, основанные на прежних научно-общественных достижениях, ассирийцы с удовольствием прибегли к миссионерской деятельности. Довольно быстро они распространили свои религиозные взгляды на территории Персии, Аравии, Индии, Цейлона и даже в Китае. Несмотря на распространение мусульманства и его доминирование в регионе, ассирийцы-несториане получили государственную протекщю. Им удавалось занять места даже в верхних уровнях управления государствами, для народа, лишенного государственного статуса, что было делом довольно трудным. Это стало возможным благодаря «... особой пронырливости и изворотливости ...»[4, 118-119]

Правление Тамерлана принесло ассирийцам печальные последствия, целью которых было их полное физическое уничтожение. Скрываясь от преследований, они были вынуждены переместиться в горы Курдистана, где были защищены природным образом.

Накануне мировой войны ассирийцы занимали территорию, расположенную в непосредственной близости с их исторической. Это, по нашему мнению, свидетельствует о том факте, что на протяжении веков негативного влияния иностранных захватчиков и других факторов ассирийцы не оставляли мысли о восстановлении своей государственности. Эта идея их сплачивала вокруг исторической территории и обострило желание предотвратить ассимиляционные процессы для собственного сохранения. Преимущественно ассирийское население было представлено на территории Азиатской Турции (Северная часть) и Персии в бассейне озер Ван и Урмия. Район расселения христиан в Турции - санжак Хеккяри и Ван (Ванского вилайета), санджак Сирт-Битлис, каза Джезире - Мардинського санджака -Диарбекирського вилайета и казы Амадио (4тыс. человек) и Акра (5тыс. человек) санджака и вилайета мосульских. В Хеккяри - 75 тыс. человек - от 25 до 75% общей численности населения. В четырех казах Джуламерк, Ельбак, Гявар и Орамар в последнем примерно 20 тыс. человек по 3-4 тыс. человек между курдскими поселениями. В Персии несториан - 40 тыс. человек. В Урмийськом районе, на западном побережье озера Урмия в направлении ее турецких границ, они сливались с жителями санжака Хеккяри.[5, 131-135] Эти данные подтверждаются справкой Всесоюзного Союза Ассирийцев. До империалистической войны в Ванского и Ерзерумському вилайета (Турция) находилось около 100 тыс. ассирийцев, в Персии, Урмии и Салмаси - тоже около 100 тыс. ассирийцев, в районе Мосула - 50 тыс., в России в Эриванськой и Тифлисской губерниях и лекарственных области - 5 тыс. [6, д.186, л. 11] Таким образом была образована единая географическая территория расселения ассирийцев. Даже разделенна между двумя странами, она демонстрировала этническую сплоченность и единство стремлений к самостоятельности. Надо отметить, что эта территория имело стратегическое значение не только для Турции и Персии, а и представителей стран имперского характера того времени.

Количественные показатели этого меньшинства очень отличаются от реальных при некоторых обстоятельствах: во-первых, это христианское население, численность которого пытались занижать на государственном уровне, во-вторых, отсутствие этническирелигиозного учета (отсутствие метрических книг при церквях) и, наконец, сознательная фальсификация демографических показателей для уменьшения налогового бремени со стороны ассирийского общества.[7, 1] По некоторым данным под властью Турции - 260 тыс. населения, в Персии - 40 тыс. населения. [8, 3] Очевиден тот факт, что в этом регионе было расположено самое большое в мире место компактного проживания ассирийцев. Несмотря на давление со стороны администраций этих стран, ассирийцы оставляли свою историческую территорию лишь временно для заработков.

Интересным фактором в функционировании общества является деятельность религиозных миссий на территории компактного проживания ассирийцев преимущественно в Персии. Инициатором такой бурной деятельности являлась собственно сама ассирийская община с ее естественными потребностями и постоянными притеснениями со стороны провластных учреждений. Одной из древнейших была англиканская, хотя существовали и другие: латинская миссия французских лазаритов, американская пресвитерианская миссия.[9, 33-34] Деятельность миссий была стандартной - это предоставление образования и ознакомления детей и взрослых с постулатами новой веры, с целью иметь в будущем своих сторонников. Потребительское отношение к другим религиям было зафиксировано в разных источниках и является наглядным примером нежелания ассирийцев изменять собственную веру. За годы деятельности миссий были зафиксированы факты перехода от одной конфессии в другую, что финансово стимулировалось. [10, 50]

За годы изолированного пребывания в этнически и религиозно враждебном регионе ассирийцы отработали основные практики взаимодействия с местным населением и пути сохранения элементов повседневного уклада и этнокультуры.[4, 125] В то же время наблюдается внутриэтническое распределение, отвечающее территориально-государственному устройству и географическим особенностям региона. Так, ассирийцы, проживавшие в урмийський долине (Персия), были более зависимы от капризов государственной политики и деятельности представителей государственных органов власти, охотно находились под влиянием представителей других религиозных конфессий. Зато их соотечественники в горных районах Турции имели полную или частичную независимость. Согласно существующей в государстве практике даже подати собирал патриарх Мар Шимун (религиозный и светский глава общины). Эта община была поборником и защитником национальных интересов, в то время не имея определенного уровня образования.

Желание установить свое влияние в экономически перспективном регионе, используя для этого местное христианское население, объединяло страны имперского характера. Россия была ближайшей страной, которая с «симпатией» относилась к ассирийцам. Это базировалось на собственной политической и экономической выгоде. Урмия от российской границы находится на расстоянии 200-250 верст. [11, 544-548] Пользу от ассирийцев в этом регионе признавали военные деятели и дипломаты. Фактами лояльного отношения с российской стороны было разрешение переселения 100 ассирийских семей с Урмии в Эриванську губернию после окончания русско-персидской компании 1826-1828 гг. [9, 74]

Ассирийцы были слепыми сторонниками российской завоевательной политики, надеясь на помощь в самоопределении нации и создании ее национальной автономии. Но изменение внешнеполитического вектора развития, а впоследствии и революционные события в Российской империи полностью лишили регион российского присутствия. Под давлением турецкой и персидской военно-административной машины, угрозы полного физического уничтожения ассирийцы были вынуждены искать защиты на российской территории, отступая вместе с ее армией. Воспользовавшись нестабильной мировой обстановкою, турецкое и персидские правительства прибегли к открытому преследованию христианского населения, не опасаясь международных дипломатических последствий. Сначала притеснения претерпело ассирийское населения Турции, которое было вынуждено перебазироваться к персидской территории, а затем волна открытого геноцида достигла урмийськой долины. [12, 56-57] Этапы массового переселения произошли в период с 19141918 годах. За это в Россию переселилось более 100 тыс. ассирийцев.[6, д.22, л. 20]

Движение в Россию было «......стихийным и непредотвратимым ....», как отмечал российский

консул в Урмии.[13, 46]

На территори России они расселялись «хаотично», подавляющее большинство поселялась сначала в приграничных регионах Закавказья, которое было местом первоначального заселения и местом исторически сложившихся отхожих промыслов. В 1915 году ассирийцев было зафиксировано в 7 уездах Эриванськой губернии, 4 округах Карской области и 1 уезде Тифлисской губернии - Ахалкаланскому в количестве 8061 человек а, со временем они расселялись по всей империи. [14, 4,72] На этой территории беженцы не были обеспечены надлежащими условиями и не имели ощутимой поддержки. Так, было зафиксировано вблизи Эривани четыре тысячи ассирийских беженцев (1916 год), нуждающихся в медицинской помощи. Для этих целей планировали закрыть школы в селах Верхний Двин, Арзни и Нижний Койласар. [13, 65]

Впоследствии ассирийцы продолжали разделяться на выходцев из Персии и Турции. Это наблюдалось в социально-экономической, образовательной и других сферах жизни. С прибывших в СССР ассирийцев (30-40 тыс.) в 1931 году они жили в Закавказских республиках - 5-6 тыс. (не считая тех, кто уже проживал), РСФСР - 15-20 тыс., УССР - 8-10 тыс ., в других республиках - 3-5 тыс. [6, д. 186, 11-11об.]

Среди ассирийского населения самым распространенным было желание вернуться на родину. Это было характерным в 1920-х годах, хотя позже это выражалось в виде отказа и нежелания менять гражданство. Как подтверждение сказаного существуют задокументированные факты о деятельности единой партии ассирийцев, целью которой было обединение и возвращение на родину [15, д. 51, 127-133], также практика сбора и хранения денег на черный день или на возвращение на родину, поддержание тесных взаимоотношений с соотечественниками, которые остались на родине (переписка , отправки денег, посещения). [6, д. 26, л. 111-114] Ситуация на родине динамично менялась и оставляла надежду в решении вопроса ассирийского суверенитета это вселяло надежду на возвращение.

Отдельные случаи возвращения в Персию существовали, но это были преимущественно неудачные попытки. Лишенные исторических территорий проживания, безработица, экономический кризис, с которым столкнулись переселенцы у себя на родине, -все это побудило их к возвращению. Большинство из них подверглись двойному преследованию: в СССР они были иранскими шпионами, чуждым элементом, у себя на родине - сторонниками коммунизма, что уменьшило их шансы на адаптацию. Условия пребывания на родине были невыносимыми, что побудаждало людей еще раз нелегально пересекать советскую границу при отсутствии официальных разрешений. Наказание за это в 1920-х годах было более формальным: - условные сроки заключения или штраф, в отдельных случаях заключение на короткий срок. [16, д. 13796-с, л. 7]

Трагическая судьба постигла ассирийцев, которые остались на родине или вернулись из Советского Союза. Открытое пренебрежение к их потребностям и использование в интересах английской колониальной политики привело их к многочисленным страданиям и проявлению нескрываемых фактов геноцида со стороны Турции. Это побудило ассирийцев Персии (20 тыс.) обратиться к своим соотечественникам с целью переселения в Советский союз. Но эта просьба натолкнулась на открытое нежелание власти. Незаинтересованность увеличивать контингент ассирийцев было высказано на совещании по эвакуации, данное решение имело в то время гриф «секретно». Это было следствием неустройства ассирийцев СССР на земле и отсутствия эффективной проводной линии партии в работе с ними - то есть признание своей неспособности решить этот вопрос. [17, д. 11, л.3]

Несмотря на это, многочисленная община ассирийцев поселилась в разных республиках. Среди других республик Украина «получила» один из высочайших коэффициентов привлекательности со стороны ассирийского населения в СССР. Причинами этого есть определенная традиционность в отхожих промыслах ассирийцев, экономическая мощь региона, приближение к центрам сельскохозяйственного и промышленного производства. Факторы, связанные с историческим прошлым, социально-экономическими

условиями пребывания накануне массовой миграции являются весомыми аргументами в формировании этнического портрета ассирийского населения Украины в 1920-1930-х годах. Ассирийцы, которые оказались в Украине, оставались неотъемлемой частью общей этнической общины Советского Союза. Их пребывание было зафиксировано в таких городах, как Киев, Полтава, Ромны, Славянск, Артемовск, Юзовка и др. Учитывая бесперспективность возвращения на родину они были вынуждены адаптироваться к новым для себя социально-экономических условий. Впоследствии их социальное поведение прогнозировалось и было подчинено желанию власти.

Таким образом, сопоставление приведенных факторов свидетельствует о том, что накануне появления ассирийцев на территории России они представляли собой население этнически сплоченное и ориентированное на получение определенной независимости на исторической территории. Попав на новую территорию, они воспринимали ее как временное место пребывания при сохранении тесных отношений со своими соотечественниками. СССР, в силу определенных обстоятельств, мог бы стать в 1920-1930-х годах местом пребывания самой многочисленной общины ассирийцев в мире, но это не входило в сферу интересов правящей партии.

Низкий культурный и образовательный уровень, отсутствие государственного образования в течение достаточно длительного времени, стратегическая заинтересованность со стороны лидеров мировой политики в наращивании своего влияния в регионе - эти факторы негативно повиляли на ассирийскую общину, не только отдалив время обретения независимости, но и способствуя упущению достаточно удобного для этого случая - ходом и последствиями Первой мировой войны.

Оказавшись в Советском Союзе, ассирийцы сразу попали в водоворот событий революционного значения и оказались в неблагоприятных для себя условиях. В массовом сознании населения и даже государственных органов это была этническая общность, наименьшая среди других, но более уязвим из-за своей необразованности. Обслуживая имперские амбиции российского царизма, а позже не менее амбициозные планы большевиков, ассирийцы не нашли для себя настоящей защиты и поддержки своих этнических устремлений на территории новой родины и были обречены на активное ассимилирующее влияние.

Литература

1. Рагозина З.А. История Ассирии. СПБ., 1902.
2. Садаев Д.Ч. История древней Ассирии. М., 1979.
3. Саргизов Л.М. Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока. Первая четверть XX в. Ереван., 1979.
4. Архангелов С. А. Наши заграничные миссии. Очерк о русских духовных миссиях. СПб., 1899.
5. Шелковников Б.И. Войска и район У1-го турецкого корпусного округа (Багдад, Мосул и Бассорский вилает отчерк о командировки в Месопотамию в 1902-1903гг.). Тифлис., 1904.
6. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 3302. Оп. 1.
7. Аверьянов П.И. Этнографический и военно-политический обзор азиатских владений Оттоманской империи. СПб., 1912.
8. Бабаханов И. Сирохалдейцы, их история и жизнь по рассказу одного из них Иакова Бабаханова.СПб., 1899.
9. Исторический очерк Восточной Сирийской Церкви и учреждение миссии. СПб., 1897.
10. Смирнов К. Персы этнографический очерк Персии. Тифлис., 1917.
11. Сергии (Лавров) еп. Начало православия в Салмасе (в Персии) / Сергии (Лавров) еп. // Церковные Ведомости, прибавл.СПб., 1914. - № 2.
12. Платонов А. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг. Тифлис., 1910.
13. Саргизов Л.М. Ассирийцы стран Ближнего и Среднего Востока. Первая четверть XX в. Ереван., 1979.
14. Однодневная перепись беженцев из Турции, Персии и из мест пограничних с Турцией (армян, айсоров, греков и пр.) 1914-1915гг. Перепись призведена 30 января 1915г. Эривань., 1915. С. 4,72.
15. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 495. Оп. 1.
16. Архив временного сохранения документов УСБУ в Полтавской области. — Архивно-следственное дело 13796-с.
17. ГАРФ. Ф. 364. Оп. 7.
АССИРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ МИГРАЦИЯ АССИРИЙСКОКО НАСЕЛЕНИЯ БЕЖЕНЦЫ ЭТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ assyrian empire migration of assyrian population refugees ethno-historical traditions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты