Спросить
Войти

К вопросу об авторстве kitab-i-nuqtatull-kaf being the earliest histori of the babis complid by hajji mirza Jani of Kashan

Автор: указан в статье

Щеглов Н.В.

К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ KITAB-I-NUQTATUL&L-KAF BEING THE

EARLIEST HISTORI OF THE BABIS COMPLID BY HAJJI MIRZA JANI OF

Аннотация

В статье рассматривается вопрос авторства Китаб-и нуктат ал-Каф фи тарих-и бабийат - первой книги, описывающей историю возникновения и последующего развития нового религиозного движения - Бабизма.

Важнейшим источником для изучения ранней истории Бабизма является прозведение Kitab-i-Nuqtatul&l-Kaf being the earliest histori of the babis complid by hajji mirza Jani of Kashan (Китаб-и нуктат ал-Каф фи тарих-и бабийат) — Книга пункта "Каф" в истории бабизма Хаджи Мирзы Джани Кашани — история бабизма, написанная кашанским торговцем Хаджи Мирзой Джани.

Как и два его брата, хаджи Мирза Исмаил и хаджи Мирза Ахмед Мирза Джани был бабидом. Он познакомился с Бабом в 1847 году во время шествия последнего в крепость Маку. Во время остановки в родном городе Мирзы Джани — Кашане предприимчивому дельцу удалось подкупить стражу, и почти на двое суток освободить Баба. Все это время Али Мохаммед провел в доме Мирзы Джани.

Мирза Джани был весьма заметной фигурой в бабидской среде. Он был лично знаком не только с Бабом, но и со всеми остальными бабидскими лидерами. Летом 1848 года, после того как восставшие бабиды укрылись в форте Шейх-Табарси и были блокированы там правительственными войсками, Мирза Джани вместе с Бахауллой, Субх-и Азалем и некоторыми другими бабидами попытался пробраться к осажденным. Однако попытка окончилась неудачей. Джани был арестован и заключен в темницу города Амуль. Спустя некоторое время он был выкуплен за 400 туманов двумя кашанскими купцами.

После казни Баба (1850) и усиления гонения на бабидов Мирза Джани находился в предместье Тегерана Шах-Абул-Азиме, где работал над написанием своей книги. Однако работа осталась незавершенной, поскольку после неудачной попытки покушения бабидов на Насер-ад-Дин шаха (1830-1896), которое произошло весной 1852 года, последовало усиление гонений. Вместе с несколькими бабидами Мирза Джани был арестован и заключен в тюрьму Сиях-Чаль, где был скован одной цепью с Бахауллой. В отличие от последнего ему не удалось освободиться из-под стражи, и в сентябре того же года он был казнен. Современные бахаи почитают Мирзу Джани мучеником.

История Джани представляет собой важнейший источник по ранней истории Бабизма уже по той причине, что является первой историей бабидского движения написанной непосредственным участником описываемых событий. По свидетельству советского исследователя М. С. Иванова: «В его работе отражены настроения и стремления людей, оказавшихся во главе народных выступлении» [1, 6].

Однако по причине того, что в книге главой бабидской общины после казни Баба в июле 1850 г. Джани назвает Субх-и Азаля, сторонники Бахауллы предприняли попытку уничтожить сочинение Мирзы Джани.

Browne, будучи в Иране, занимался поисками этого труда, но по его словам не мог найти и следа этой книги, поскольку бахаиты не только уничтожили его, но и подменили

новым сочинением The Tarikh-i-Jadid or New Hictori of Mirza Ali-Muhammed the Bab by Mirza Huseyn of Hamadan — Новая История Мирзы Хусейна Хамадани. Это, утвердившееся сейчас, мнение принадлежит, очевидно, британскому профессору Browne (1862-1926).

Иную точку зрения на обстоятельства написания «Новой Истории» приводит русский исследователь А.Г. Туманский. Наш соотечественник в своем труде «К вопросу об авторах истории бабидов» приводит данные о том, что написание «Новой Истории» не держалось в тайне, равно как и не делалось секрета о недостатках этого труда [3,35-44].

Единственный считающийся неповрежденным экземпляр рукописи Мирзы Джани был вывезен из Ирана сотрудником французской дипломатической миссии графом de Gobineau. После смерти дипломата в 1884 году его архив была продан с молотка, а рукопись была куплена Парижской Национальной библиотекой. Именно она легла в основу издания в 1910 году в Лондоне персидского текста Kitab-i-Nuqtatul&l-Kaf being the earliest histori of the babis complid by hajji mirza Jani of Kashan, который и по сей день является единственным печатным изданием труда Мирзы Джани.

Несмотря на то, что перевода на любой из современных европейских языков «Истории» Джани до сих пор нет, выдержки из нее приводят многие исследователи. Издание Browne снабжено предисловием на английском языке, где профессор в конспективной форме излагает содержание книги, весьма подробно рассматривая наиболее важные моменты бабидской истории и вероучения. Введение на персидском языке написал известный иранский литературный критик Мирза Мухаммад Джавад Казвини, который очевидно сочувствовал азалитам.

В качестве недостатков данного источника Иванов отмечает: «отсутствие точных хронологических дат описываемых событий, а в некоторых случаях время событий указывается ошибочно»[1, 7]. Сам Иванов полагает, что лишь недостаток времени и гонения, помешали Мирзе Джани обработать книгу стилистически. Однако, рассматривая эти «неточности» наиболее критично настроенные ученые утверждают, что: « "История..." либо писалась в разное время, либо составлялась из отдельных, написанных в разное время частей» [2, 65].

Так, проведя анализ содержания данного произведения, Иоаннесян сформулировал следующие выводы: «а) «История Мирзы Джани» не является оригинальным произведением; б) представляя собой позднюю компиляцию с возможным включением пассажей, действительно принадлежавших Мирзе Джани, она не позволяет судить об истинных взглядах, ни самого Мирзы Джани, ни бабидов в целом на ранней стадии бабидского движения»[2, 66].

Это весьма смелое заявление, с которым не могут согласиться ведущие западные исследователи. Так, общепризнанный специалист по ранней истории Бабизма Denis MacEoin предполагает, что историческая часть этого труда была написана братом Мирзы Джани, Хаджи Мирзой Исмаилом в 1854 году в Багдаде в соавторстве с его родственниками бабидами. Авторство вероучительной части сочинения MacEoin неизменно оставляет за бабидами, которые, по его мнению, писали ее еще до смерти Баба. Хотя, колоссальную исследовательскую работу, MacEoin считает ее незавершенной и совершенно открыто признает, что: «конечное решение вопроса ожидает дополнительного и беспристрастного текстового исследования» [4, 78].

Литература

1. Иванов М. С. Бабидские восстания в Иране. М., Л., 1939.
2. Иоаннесян Ю. А. Очерки по истории Веры Бахаи. СПб., 2003.
3. Туманский А. Г. К вопросу об авторах истории бабидов, известной под именем Тарихе-Манукчи, или Тарихе-Джадид. - СПб., 1893.
4. MacEoin, D. A Revised Survey of the Sources for Early Babi Doctrine and History. — Los Angeles,1977.
БАБИЗМ БАХАИЗМ БАБ ИСТОРИЯ МИРЗЫ ДЖАНИ baha'i babi bab babis history of mirza jani of kashan
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты