Спросить
Войти

Культура и традиции казаков как один из способов повышения престижа сельского туризма и развития сельских территорий Ставропольского края

Автор: указан в статье

КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖА СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Кононенко Александра Алексеевна

аспирантка СтГАУ, г. Ставрополь E-mail: kononenko aleksa@mail. ru

CULTURE AND TRADITION OF THE COSSACKS AS ONE OF MEANS RAISE PRESTIGE RURAL TOURISM AND DEVELOPMENT OF RURAL

AREA STAVROPOL TERRITORY

Alexandra Kononenko

postgraduate student of Stavropol State Agrarian University, Stavropol

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам развития сельских территорий. Автором обосновывается идея о том, что культура и традиции казаков могут являться предпосылками развития сельского туризма, и как следствие, процветанию сельской местности Ставропольского края.

ABSTRACT

The article is devoted to the development of rural areas. The author substantiates the idea that the culture and traditions of the Cossacks may be prerequisites for the development of rural tourism and as a consequence of the prosperity of rural areas of the Stavropol Territory.

Отцы, деды, прадеды оставили нам наследие, познав которое, нам легче формировать личность, строящую жизнь по законам разума, добра и красоты Кузнецов И.В.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации наблюдается активное внедрение сельского туризма как одного из направлений развития сельских территорий, борьбы с безработицей и улучшения условий жизни местного населения. Нужно отметить, что данный вид туризма, в отличие от других его видов, направлен на охрану и развитие природы и культурно-исторического наследия.

Уникальный природный комплекс Ставропольского края позволяет региону в перспективе войти в число лидеров этого направления туристической индустрии. Но кроме природных красот, значительный интерес для туриста может представлять историко-культурный и этнографический материал, сохранившийся в сельской местности края.

Одним из важнейших ресурсов сельского туризма является богатая и самобытная национальная культура Ставропольского края. Фольклорно-этнографический потенциал края включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения [3, с. 205].

Ставрополье — край преимущественно казачий. Здесь переплелись вековые традиции казаков юга России — Дона, Терека, Кубани и Запорожья. Могучая лирика казачьего фольклора является основополагающей темой народного художественного творчества Ставрополья.

Казачье прошлое, традиции, уклад жизни, культура способствовали созданию казаков - совершенно самобытного народа, пропитали их особым духовным началом, которое уничтожить трудно. Где бы ни были потомственные казаки, они везде крепко держатся своих устоев.

На сегодняшний день в крае проживает более 15 тысяч человек, считающих себя по национальности казаками. Это небольшое этническое сословие бережно сохраняет свой жизненный уклад и национальные традиции.

Казачество — исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан в составе населения Ставропольского края, имеющая самобытные традиции, обычаи, культуру, хозяйственный уклад и строящая

взаимоотношения с органами государственной власти Ставропольского края, как правило, на основе индивидуального и коллективного выполнения обязательств по несению государственной и иной службы [8].

История казачества является неотъемлемой частью истории Отечества. Одним из ярчайших свидетельств того, что казачество было неотъемлемой частью культуры страны, является тот факт, что образ казака прочно закрепился в нашей культуре. Многие выдающиеся писатели обращались к образу казака и истории казачества. Оценку его роли в истории России подчеркивает фраза Л.Н. Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию».

Родиной казачества являются южнорусские степи, куда в IV веке нашей эры был устремлен один из потоков славянской колонизации. Время начала массового освоения казаками территории Ставропольского края охватывает период 1770—1810 гг. Первоначально это были своеобразные культурно-ландшафтные архипелаги с новационной культурой (рисунок 1). Осями роста стали Кавказская и Азово-Моздокская линии, на которую были «нанизаны», как бусины на нитку, все возникшие поселения [2]. Терцы занимают район Кавказских Минеральных Вод, южные и восточные части края, но на западе проживают казаки Кубанского войска. Таким образом, казаки стали первыми оседлыми жителями Ставропольского края.

Рисунок 1. Первые казачьи поселения в Ставропольском крае (источник: Бунина О.А. Ландшафтогенез казачьего геокультурного пространства в

Ставропольском крае)

Начиная с 40-х годов XIX в. увеличение населения казачьих областей происходило в результате стихийного притока обездоленных переселенцев из центральной части России, часть которых приписывалась в казачье сословие. Кроме того в формировании ставропольского казачества принимали участие донские, волжские, уральские и терские казаки и украинские крестьяне-переселенцы.

В 1870—1917 гг. происходит постепенное сужение казачьего геокультурного пространства на территории края, одновременно с этим консолидируются и закрепляются две основные дифференцированные группы казаков: терцы и кубанцы.

В период с 1918 по 1980 гг. наступило время умалчивания о казачестве как этнокультурной общности. Это время уничтожения казаков историки называют «расказачивание».

С конца 80-х годов XX века на территории Ставропольского края начался процесс возрождения казачества, который продолжается и в настоящее время. Он характеризуется целым рядом факторов, одним из которых является сохранившаяся у казаков традиционная система ценностей. Потомкам ставропольских казаков было очевидно, что для спасения страны требуются те ценности, по которым ранее жило казачество. Деятельность воссозданных казачьих станиц и общин во многом способствует повышению уровня самосознания казаков, возрождению их традиций и быта, а вместе с тем развитию сельских территорий.

Большое значение в деле реабилитации и восстановления прежней роли казачества имело Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г, в котором оговаривалась концепция отношения государства к казачеству. В ней было сказано: «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов обновления новой российской государственности, укрепления её безопасности» [7].

В состав современного Ставропольского края входят более 40 населенных пунктов, некогда относившихся к казачьим войскам (рисунок 2). Западная группа районов в пределах Ставропольского края включает населенные пункты бывшей Кубанской области (станицы Расшеватская, Григорополисская, Новотроицкая, Барсуковская, Воровсколесская и др.). Южная группа — относится к бывшим территориальным владениям Терской области (станицы Бекешевская, Суворовская, Георгиевская, Марьинская, Галюгаевская и др.). Кроме того, существуют бывшие станицы, перечисленные в 1870 г. в гражданское ведомство (современные села Надежда, Татарка, Старомарьевское, Круглолесское, Северное, Бешпагир, Спицевское, Сергиевское, Грушевское, Калиновское и др.).

Рисунок 2. Современные станицы в Ставропольском крае (источник: Бунина О.А. Ландшафтогенез казачьего геокультурного пространства в

Ставропольском крае)

Нужно отметить, что в настоящее время казачество заметно укрепляет свои позиции не только в Ставропольском крае, но и на всём Северном Кавказе, ведь Терское казачье войско географически располагается не только на Ставрополье, но и в соседних с ним республиках. Исторически казачество на Кавказе решало целый ряд государственных вопросов. Казаки закладывали здесь станицы, охраняли границы державы. Сейчас задачи казачества видоизменились, хотя и к охране административных границ субъектов СКФО терцы привлекаются. Есть в ставропольском казачестве и сильные фермерские хозяйства. Ведение сельского хозяйства — тоже важнейшая историческая функция казаков. Ну и, конечно, сохранение культурных традиций и обычаев казаков, которыми богато Ставрополье. Велик сегодня интерес к казачьему

быту, замечательному напевному языку, зажигательным казачьим пляскам, ко всей национальной культуре.

Естественно, столь серьёзная структура ставит перед собой и серьёзные задачи. Органы власти Ставропольского края принимают активное участие в поддержке казачества. Программно-целевой метод поддержки казачьих обществ впервые применен в 2003 году после принятия Закона Ставропольского края «О казачестве в Ставропольском крае». А после утверждения Президентом РФ Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества была принята краевая целевая программа «Государственная поддержка казачьих обществ Ставропольского края на 2009—2011 годы». Государственная поддержка казачьих обществ Ставропольского края позволила развить в крае традицию проведения ежегодных казачьих культурных и спортивных мероприятий, а также обеспечить достойное участие представителей Ставрополья во всероссийских мероприятиях, таких как: военно-спортивная игра «Кому из нас атаманом быть!», «Атаманская елка» и др.

С принятием новой краевой целевой программы «Государственная поддержка казачьих обществ Ставропольского края на 2012—2015 годы» начался новый этап в развитии институтов казачества в Ставропольском крае как социальной силы, выступающей опорой российской государственности. В этой программе предусмотрены мероприятия, направленные на возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.

Кроме того, Министерством сельского хозяйства совместно с Ростуризмом разрабатываются рекомендации по созданию в регионах объектов казачьего агротуризма. Один из ярких примеров сельского туризма с уклоном на этнографический материал представлен в станице Боргустанской Предгорного района Ставропольского края. В 2011 году в станице открылся туристско-экскурсионный этнографический центр «Казачье подворье», который оказывает

комплекс услуг, включающих музейный, экскурсионный, ремесленный, торговый и развлекательно-этнографический компонент.

На его территории в единый этнографический комплекс объединены пять объектов, начиная от казачьей хаты и заканчивая сторожевой башней и казачьим редутом. К услугам посетителей нового туристско-экскурсионного этнографического центра — театрализованные представления фольклорной группы «Вольная казачка», отражающие самобытность казачества, их обряды и обычаи. А в старинной казачьей усадьбе посетителей встречает хозяйка с рассказом о житье казаков, показывает бытовые принадлежности казачества, предлагает разжечь светец, погладить белье рубелем, примерить коромысла с наполненными водой ведрами, посидеть за самоваром, попробовать вареники.

«Казачье подворье» станицы Боргустанской посещают делегации не только со всех уголков России, но и иностранцы. Гостями этнографического центра были туристы из Азербайджана, Дании, Англии, Норвегии и Италии.

За время работы туристско-экскурсионного этнографического центра «Казачье подворье» его радушие и гостеприимство оценили многие люди, побывавшие там. Об этом свидетельствует записи из книги отзывов. Так заслуженный работник культуры Российской Федерации Н. Ананина из Санкт-Петербурга оставила следующий отзыв: «Очень понравилась программа: прекрасный фольклорный коллектив, удивительное гостеприимство, создана атмосфера добра, радости и доброжелательности...».

Офицеры подводного плавания из города Заозерска уверены, что выбранный казаками курс верный, пожелали им «семь футов под килем» и просили «так же идти казачьим фарватером станичной жизни».

Гости из Дании также остались не равнодушными и оставили следующие положительные слова о казачьем подворье: "Tak for en helt fantastisk oplevelse og rigtig dejlig mad" («Спасибо за фантастическое впечатление, и действительно хорошая еда»).

Активно казачий агротуризм развивается в Левокумском муниципальном районе, где создается туристский кластер «Левокумье». Ядром кластера

является поселок Новокумский, в котором в настоящее время проживают 300 казаков-некрасовцев. В состав кластера входит, построенная по проекту казака-некрасовца Синякова Н.Ф., этнодеревня, состоящая из подворий казаков. По словам Никиты Филипповича, особое место в казачьем подворье отводится мельнице, так как большинство праздников у казаков проходило именно около мельницы.

Не менее интересным объектом этнодеревни является казачий курень. Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков — курени. Вот как отзывался о казачьих куренях В. Воронов: «...В палисадниках среди зелени и цветов — голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях...».

Из выше написанного следует, что Ставрополье и казачество неразделимы. С развитием казачьего агротуризма развивается экономика, социальная сфера, создаются новые рабочие места, укрепляется безопасность, сохраняется национальная идея. Аспекты развития казачьего агротуризма представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Аспекты развития казачьего агротуризма

Развитие казачьего агротуризма содействует не только повышению занятости сельского населения и улучшению качества его жизни, но и приводит к возрождению депрессивных сельских территорий и росту производства сельскохозяйственной продукции на фермах, используемых в данной сфере услуг. Кроме того оно способствует сохранению этнонациональных ценностей и чувства патриотизма в сельской местности. Особенно актуальной становится проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России и россиян, воспитания любви к Отечеству, к своей «Малой родине» — Ставропольскому краю, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод, что казачий агротуризм имеет большое будущее в Ставропольском крае, на это указывает огромный потенциал края, который составляют территория, культурное и историческое наследие. На Ставрополье сконцентрирована значительная часть памятников истории, архитектуры и культуры, хорошо сохранились обычаи и обряды, оригинальный фольклор, художественные промыслы, что также повышает туристический интерес и выступает значительным ресурсом для развития сельских территорий. Так в одном из своих интервью экс-губернатор Ставропольского края Валерий Георгиевич Зеренков отметил: «Будут живы казаки — будет процветать ставропольская земля» [5, с. 4]. Нельзя не согласиться с данной фразой, ведь казачество — социальная сила, традиционно выступающая опорой российской государственности на Юге России.

Список литературы:

1. Абалдов А.Н., Перспективы развития сельского туризма на Ставрополье /

А.Н. Абалдов // Ваш сельский консультант. — 2010. — № 3. — С. 25—27.

2. Бунина О.А. Ландшафтогенез казачьего геокультурного пространства в Ставропольском крае [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://geoeko.mrsu.ru/2010-2/PDF/Bunina.pdf (дата обращения 20.08.2013).
3. Дарган О.Н. Развитие агротуристических услуг: региональный аспект / О.Н. Дарган, Ю.И. Чорненькая // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в экономике региона: материалы IV Региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 29—30 марта 2011 г.) / СтГАУ Ставрополь, 2011. — С. 202—206.
4. Зыкова Н.В. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы / Н.В. Зыкова, О.В. Иконникова, О.Д. Кононов // Российское предпринимательство. — 2011. — № 11 (196). — С. 151—155.
5. Бородин Ю. Воевода казачьего края / Ю. Бородин // Красная звезда. — 2012. — 19—25 октября (№ 194). — С. 4—5.
6. Покасов В.Ф. Казачество на Ставрополье: учебно-методическое пособие / В.Ф. Покасов, В.А. Черкасов. Ставрополь: СКИПКРО, 2011. — с. 231.
7. Российская Федерация. Правительство. О концепции государственной политики по отношению к казачеству: постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 № 355 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=6311 (дата обращения 20.08.2013).
8. Ставропольский край. Законы. О казачестве в Ставропольском крае: закон Ставропольского края от 01 августа 2003 г. № 29-КЗ // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: //www.law7.ru/stavropol/act0p/z843 .htm (дата обращения 14.08.2013).
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ rural tourism cultural and historical heritage the development of rural areas
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты