Спросить
Войти

Подготовка будущих педагогов к разрешению педагогических конфликтов в образовательной организации

Автор: Корнеева Н.Ю.

УДК 371.132

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАЗРЕШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

TRAINING FUTURE TEACHERS TO RESOLVE PEDAGOGICAL CONFLICTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Н.Ю. Корнеева, Е.И. Шаталова Челябинский государственный педагогический университет (Россия, Челябинск)

N.Yu. Komeyeva, Ye.I. Shatalova Chelyabinsk State Pedagogical university (Russia, Chelyabinsk)

В статье описаны разнообразные приемы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов, возникающих в процессе работы, а также обоснована необходимость конфликтологической подготовки будущего учителя. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий эффективной конфликтологической подготовки будущего учителя. Ведущими задачами конфликтологической подготовки будущего учителя названы обучающая, воспитывающая, развивающая. Обучающая задача заключается в формировании системы конфликтологических знаний и умений будущих учителей в области методологии, теории, методики и практики разрешения педагогических конфликтов. Воспитывающая задача связана со становлением педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля. Развивающая задача заключается в развитии культуры педагогического мышления студентов в процессе разрешения педагогических конфликтов.

This paper describes a variety of techniques of how to train future teachers in pedagogical conflict resolution and proves the necessity of training of that kind. It identifies and justifies complex of pedagogical conditions that provide effective training future teachers in conflict resolution. The leading objectives there are to train, to educate and to develop. The first one presupposes building the system of knowledge and skills in conflict management that future teachers can gain in the field of methodology, theory and practice on pedagogical conflict resolution. The second deals with development of pedagogical view and the basic principles of the original teaching style. The third one is to develop students& culture of pedagogical thinking while resolving pedagogical conflicts.

В условиях модернизации российского образования в ряду ведущих проблем, имеющих социальную значимость и требующих незамедлительного решения, особое значение приобретает подготовка будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.

Подготовка квалифицированного учителя, способного использовать конструктивные способы взаимодействия в ходе решения конфликтов, закладывая тем самым фундамент формирования у учеников толерантного, уважительного отношения друг к другу, к учителю, к окружающим, является одной из приоритетных задач высшего педагогического образования [1]. Решение этой задачи во

многом зависит от педагогических методов и приемов, используемых в процессе подготовки будущих учителей.

Необходимо развивать у будущих учителей способность анализировать, интерпретировать, трансформировать приобретенный в ходе обучения опыт. Этому могут содействовать особые приемы организации учебного взаимодействия, обращенные на формирование конфликтологических умений и профессионально важных личностных качеств [2].

Сегодня в стадии становления находится педагогическая конфликтология -новая отрасль научных знаний о педагогических конфликтах.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные исследования в данном направлении позволили констатировать, что, несмотря на значительное количество научного материала, связанного с исследованием педагогических конфликтов, процесс комплексной разработки конфликтологической подготовки будущего педагога находится пока в стадии становления.

Главной целью системы подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов является подготовка знающего педагога, предполагающая сформированность системы конфликтологических знаний и умений, становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения, развитость культуры педагогического мышления будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов [3].

Теоретико-методологическую основу концепции конфликтологической подготовки будущего педагога составили научные изыскания в области моделирования процессов конфликтологической культуры и компетентности учителя Б.С. Аминева, В.В. Базелюка, Е.Е. Ефимовой, Л.Я. Климентьевой и др.

Ведущими задачами разработанного вида подготовки являются:

- формирование у будущего учителя системы конфликтологических знаний и умений в области методологии, теории, методики и практики разрешения педагогических конфликтов;

- становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения будущего учителя в педагогическом конфликте;

- развитие культуры педагогического мышления будущего учителя [4].

Конструктивное разрешение педагогического конфликта невозможно без овладения будущим учителем технологической стороной данного процесса, без овладения способами действий, без педагогического взаимодействия, направленных на решение педагогической задачи.

1. Прием многоступенчатого выбора обращен на осознание собственного опыта и самооценку конфликтологической

компетентности, на создание условий для самопознания субъектов образовательной деятельности благодаря использованию метода рефлексии.

Будущим учителям предлагаются карточки с заданиями по конфликтологии, включающие:

а) задания репродуктивного характера на использование знаний в известной конфликтной ситуации;

б) задания на использование знаний в незнакомой конфликтной ситуации;

в) задания на применение знаний в новой конфликтной ситуации на основе частичной переработки известного способа действий;

г) задания, предполагающие применение знаний в новой ситуации на основе поиска новых способов действия [5].

Инструкция по использованию приема предусматривает выполнение студентами учебных действий:

1) выбор из предложенных конфликтных ситуаций той, которая могла бы случиться с авторитарным учителем, и решение ее в соответствии с установками педагога;
2) выбор конфликтной ситуации, условия которой выглядят надуманными (книжными, художественным вымыслом), и решить ее в соответствии с возможной стратегией действий идеального учителя;
3) выбор и решение конфликтной ситуации, характерной для современной образовательной организации;
4) выбор любой конфликтной ситуации, приспособление ее к своему видению специфики взаимодействия в современной образовательной организации и решение с позиций собственного стиля профессиональной деятельности.
2. Прием творческого выбора помогает студентам выявить объем собственных знаний по конфликтологии, имеющиеся «перекосы», которые являются индикаторами несформированности определенных компонентов конфликтологической компетентности, из-за чего студент избирает задания только определенной направленности (с определенным количеством баллов). В то же время этот прием может применяться как форма самообучения студентов [6].

Прием предполагает проведение контрольной работы, состоящей из четырех блоков:

1) терминологического,
2) заданий на определение пропущенного этапа в анализе ситуации,
3) заданий на обнаружение фактических знаний - имен ученых, конфликтологических концепций и т.д.,
4) сочинения на определенную тему, раскрывающую личное видение студентом тех или иных конфликтологических проблем [7].

Студентам предоставляется возможность выбрать три задания из четырех. Правильное выполнение каждого задания оценивается в четыре балла. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент, - двенадцать. Таким образом, студенты не только упрочивают собственные знания и умения, но и одновременно выбирают задания. Это содействует самопознанию и определению задач профессионального самосовершенствования.

3. Приемы активного осмысления (дискуссии, дебаты, круглые столы, «мозговой штурм») имеют существенное значение для формирования конфликтологической компетентности будущих учителей, так как позволяют прояснить собственную позицию относительно решения конфликтных ситуаций, услышать мнения других участников учебного процесса и осознать многомерность проблемы предупреждения и разрешения конфликтов [8].

Можно выделить универсальные этапы дискуссии, которых целесообразно придерживаться в процессе обсуждения конфликтных ситуаций и поиска способов их решения:

1) определение проблемы или затруднений, которые могут быть решены с помощью обсуждения в группе;
2) формулировка проблемы в ходе ее группового анализа;
3) углубление понимания проблемы благодаря раскрытию связанных с ней фактов и обстоятельств;
4) определение направления для усилия при решении проблемы (обсуждение, сбор данных, привлечение внешних источников информации и т.д.);
5) предварительные «рабочие» выводы, которые свидетельствуют о возможности достижения консенсуса между участниками дискуссии;
6) формулировка выводов;
7) обсуждение и проверка окончательного решения;
8) презентация резюме.

Дискуссия как прием учебной деятельности предусматривает три этапа развития:

1) дискуссия с преподавателем в роли ведущего (эволюционирующая дискуссия);
2) дискуссия с подготовленным студентом в роли ведущего;
3) дискуссия без ведущего (самоорганизованная) [9].
4. Приемы творческого моделирования способствуют формированию у будущих учителей прогностических умений, педагогической интуиции, дивергентного мышления в конфликтной ситуации [10]. Студентам предлагается:
1) смоделировать в виде схемы, рисунка, графика условия возникновения конфликта;
2) спрогнозировать вероятные стратегии поведения участников конфликта;
3) смоделировать вероятные методы и приемы предупреждения конфликтов;
4) определить допустимые методы и приемы решения конфликтов;
5) спрогнозировать варианты конфликтного взаимодействия в случае развития конфликта по горизонтали, по вертикали;
6) смоделировать стратегию действий идеального учителя в конфликте [11].
5. Приемы творческой интроспекции направлены на расширение представлений будущих учителей о внутреннем мире другого человека, на осознание реальных психологических характеристик и переживаний участников конфликта, которые сравниваются с научными положениями о психологии людей определенного возраста, пола, темперамента, характера и т.п. [12]. Студент, являющийся участником смоделированной конфликтной ситуации, благодаря работе педагогического воображения ставит себя на место оппонента, а потом вербализует чувства, которые, как он считает, испытывает оппонент в данных обстоятельствах. После творческой интроспекции, направленной на психологическую имитацию внутреннего мира оппонента в конфликте, студенты обобщают свои мнения в виде выводов о мотивах и внешних побуждениях конфликтного поведения [13].
6. Прием эхо-вербализации эффективен в работе над развитием эмоционально-экспрессивной сферы, саморегуляции, самоконтроля будущих учителей. Группа студентов получает задание смоделировать действия участников конфликтной ситуации. За каждым членом группы закрепляется его «эхо» - участник второй группы, который воссоздает вслух чувства, состояния, мнения своего визави

После любой реплики участников конфликта делается стоп-кадр, во время которого звучит голос «эха» с теми или иными мотивами, побудившими действовать определенным образом в этой ситуации. После поиска способа решения смоделированного конфликта обе группы анализируют его эффективность. К обсуждению привлекается вся группа студентов, которые, благодаря невключенности в смоделированный конфликт, проявляют большую беспристрастность. Групповое обсуждение содействует более адекватной оценке будущими учителями степени развития умений саморегуляции, самоконтроля и адаптационной мобильности [15].

7. Прием «шаг за шагом» способствует развитию у будущих учителей умений и навыков выслушивания собеседника, прогнозирования ситуаций, а также умения выбирать наилучшие варианты разрешения конфликтов [16]. Студенты работают в паре, моделируя конфликтную ситуацию в диадах «учитель -ученик», «ученик - ученик», «учитель -родитель», «учитель - представитель администрации». Вслед за тем, как первый из участников конфликта произносит реплику, второй ее повторяет, а потом на нее отвечает. Эти действия повторяет оппонент.

Благодаря использованию приема «шаг за шагом» студенты осознают типичную ошибку участников конфликта,

которые не слушают оппонента, а вместо этого продумывают свою ответную реплику. Необходимость повторять за собеседником его слова заставляет студентов сначала только прислушиваться к словам оппонента, а потом учиться понимать его чувства, мотивы, возможные скрытые личностные проблемы. При этом ответы друг другу в конфликтном диалоге приобретают другое содержание, эмоциональную окраску [17].

8. Прием драматизации. Благодаря высокой эмоциональной интенсивности, близости переживаний участников драматизации конфликта к реальным ощущениям «конфликтантов», на занятии появляется возможность:
1) диагностировать индивидуальные особенности поведения будущих учителей в конфликте;
2) выявить глубинные личностные проблемы, которые могут в дальнейшем оказать влияние на возможность решения педагогического конфликта;
3) вырабатывать новые установки и модели поведения в конфликте. Общим итогом применения приема драматизации может считаться формирование конструктивного подхода студентов к собственной профессиональной роли в педагогическом конфликте [18].
9. Прием ролевого моделирования: в условиях презентации конфликтной ситуации, которая отражает реалии учебной жизни, каждый из участников по очереди функционирует во всех возможных ролях. Так достигается более глубокое понимание индивидуального поведения, его мотивов каждым из участников взаимодействия. Данный способ анализа конфликтной ситуации не только позволяет узнать ее изнутри благодаря включенности участников в ход событий каждый раз в другой роли, но и активизирует обсуждение способов предотвращения и решения конфликтов [19].
10. Приемы конструктивной коммуникации:

А. Студентам на занятии дается задание: изучить активные стратегии поведения в конфликте (соперничество и сотрудничество). С этой целью моделируется конкурентное взаимодействие студентов в процессе полемического обсуждения

вопросов педагогической конфликтологии. Каждому участнику в процессе дискуссии поручается соблюдать определенную стратегию: соперничества или сотрудничества. Примерные проблемы для обсуждения: способы презентации учащимся правил поведения; способы стимулирования учебных достижений; способы использования учителем своей власти или авторитета; способы структуризации учебного занятия; способы выдвижения требований к работе учащихся; системы поощрения или наказания в воспитании.

Б. Тренинг конструктивной критики: студенты в соответствии с предложенными условиями дают критическую оценку исполненного учеником задания, применяя различные приемы: критика-надежда, критика-аналогия, критика-одобрение, критика-сопереживание, критика-сожаление, критика-удивление, критика-ирония, критика-упрек, критика-намек, критика-вызов, критика-предостережение, критика-встревоженность.

В. Сначала студенты формируют методические советы относительно того, как работать в конфликтных ситуациях, а потом апробируют их в учебной аудитории:

1) ученик размывает границы конкретной проблемы, выводит ее за пределы дискуссии;
2) ученик ведет разговор о пустяковых вещах, не желая обсуждать основную причину конфликта;
3) ученик подтасовывает факты, чтобы обвинить учителя в непрофессиональности и неосведомленности;
4) ученик старается указать на некомпетентность учителя, пренебрегая конкретными фактами, необъективно истолковывая слова взрослого;
5) ученик непрерывно стремится перебить учителя в разговоре по поводу конфликта, который произошел в учебной аудитории [20].
11. Прием эвристических вопросов разумно применять в условиях необходимости приобретения дополнительной информации, анализа конфликтной ситуации или для упорядочения той информации, которая уже собрана для творческого решения конфликтологического задания. Эвристические вопросы, которые могут

формулировать и преподаватель, и студенты, стимулируют формирование новых стратегий и тактик решения конфликта [4]. Эвристические вопросы советовал использовать в научной и практической деятельности еще древнеримский философ Квинтилиан, считавший, что для сбора полной информации о неких событиях или человеке нужно определить и решить семь основных вопросов: кто? что? почему? где? чем? как? когда? В наше время эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя. Преимуществами приема являются простота и эффективность использования для развития интуиции, логического мышления и изобретательности студентов в процессе решения конфликтных ситуаций [10].

12. Прием синектики (Дж. Гордон, Г.Я. Буш) - действенный способ формирования диалогических и творческих способностей студентов, играющих важную роль в поиске решений конфликтных ситуаций (синектика в переводе - «объединение разнородных элементов»). В использовании этого приема следует избегать четкой, предваряющей выполнение задания формулировки проблемы, поскольку это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение необходимо начинать не с самого задания (проблемы), а с анализа отдельных общих признаков, которые постепенно вводят в ситуацию постановки проблемы, уточняя ее содержание [2].
13. Прием неоконченных предложений может быть использован в процессе формирования всех компонентов конфликтологической компетентности будущих учителей. Преподаватель составляет неоконченные предложения, которые относятся к содержанию и структуре конфликтологической компетентности. Студентам предлагается продолжить мысль и закончить незавершенные предложения, аргументировав свои высказывания. Таким образом, студенты понимают уровень сформированности как отдельных компонентов конфликтологической компетентности, так и общей готовности к предотвращению и разрешению конфликтов. В свою очередь, преподаватель получает

информацию об условиях успешной конфликтологической подготовки будущих педагогов, а также об основаниях для планирования дальнейшей работы в этом направлении [8].

14. Приемы самопознания оказывают содействие пониманию студентами логики развертывания предметного содержания конфликтологической подготовки и осмыслению путей совершенствования в области педагогической конфликтологии [9]. Будущим учителям предлагается составить так называемую «Карту знаний», которая представляет логику развертывания предметного содержания в процессе приобретения конфликтологической компетентности. В то же время такая карта будет средством фиксации собственных достижений каждого студента с указанием «открытий», «трудностей», «вопросов», «поворотных ходов», «остановок для более основательного погружения в море знаний». Анализ собственного движения к конфликтологической компетентности оформляется в виде педагогического сочинения, планом к которому служит «Карта знаний» [15].

Конфликтологическая подготовка будущего педагога является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки, она обусловлена необходимостью формирования профессиональных компетенций специалиста по конструктивному решению конфликтов в реальном педагогическом процессе.

Эффективность применения проанализированных приемов в процессе подготовки будущих учителей к предупреждению и разрешению конфликтов во многом зависит от преподавателя, его мастерства, такта, изобретательности, умения стимулировать творческое мышление студентов. Будущие учителя при этом закрепляют свои знания в области конфликтологии, расширяют поле собственной конфликтологической компетентности, развивают личностные качества, важные для успешного решения педагогических конфликтов. Применение комплекса приемов конфликтологической подготовки способствует пониманию будущими учителями вероятных стратегий поведения в конфликте, формирует благоприятные условия для профессионального самопознания и создания индивидуальных стратегий конфликтного взаимодействия [18].

В результате реализации практического компонента конфликтологической подготовки у будущих учителей должны быть сформированы особые компетенции в области практики разрешения педагогических конфликтов, включающие:

- сформированность предметных умений в области решения педагогических конфликтов;

- становление педагогической позиции и базовых основ индивидуально -педагогического стиля поведения в педагогическом конфликте;

- развитость культуры педагогического мышления, необходимого для разрешения педагогических конфликтов.

•к к к

1. Темина С.Ю. Конфликты школы и «школа конфликтов» // Введение в конфликтологию образования. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2011. - 144 с.
2. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетент-ностный подход // Высшее образование сегодня. - 2015. №9. - С. 17-22.
3. Базелюк В.В. Конфликтологическая подготовка будущего учителя в педагогическом вузе (методология, теория, практика): Дис. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 2005.
4. Базелюк В.В. Разрешение педагогических конфликтов. - Челябинск: ЧГПУ, 2005. 169 с.
5. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение: Методы изучения. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
6. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ.; Под. общ. ред. Л.Г. Ионина. -М.: Идея-Пресс, 2000. - 208 с.
7. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.
8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2012. - 321 с.
9. Базелюк В.В. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению конфликтами в образовательном процессе школы. - Челябинск: ЧГПУ, 1998. - 45 с.
10. Иванова О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб., 2004.
11.Вершинина Л.В. Теоретические основы формирования ценностного сознания будущего учителя. - М.: МПСИ, 2014. - 258 с.
12.Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М.: Тандем: Экмос, 2000. - 272 с.
13.Базелюк В.В. Методология научного познания педагогических конфликтов будущими учителями. - М.: Компания Спутник+, 2005. - 104 с.
14.Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. - 2002. №1. - С. 45-51.
15.Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. - Астрахань, 1997. 169 с.
16.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. - Ростов-н/Д., 1998.
17.Белкин А.С. Конфликтология образовательного процесса. - Екатеринбург, 2011. 126 с.
18. Самсонова Н.В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: Дис. ... докт. пед. наук. - Калининград, 2003.
19.Базелюк В.В. Теория и технология конфликтологической подготовки будущего учителя. - М: МГОУ 2005. - 214 с.
20. Дринка З.З. Дидактические условия подготовки студентов к решению профессиональных конфликтологических задач: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2000.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ conflict management teachers training pedagogical technology training in conflict resolution
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты