УДК 378.13
Т.Н. ЕФРЕМЦЕВА, Ю.А. КИРЕЕВА
TRAVELSKILLS КАК ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Анализируются новые формы оценки качества подготовки кадров через деятельность международной ассоциации WorldSkiUs в повышении статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификаций по всему миру и в России в частности. Рассматриваются краткая характеристика заданий Первого отраслевого чемпионата TravelSkills и содержание основных дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций студентов по направлению подготовки «Туризм». Ключевые слова: компетенция, туризм, подготовка кадров, Первый отраслевой чемпионат, TravelSkills, WorldSkills, оценка качества.
New forms of assessing the quality of personnel training are analyzed through the activities of the international association WorldSkills in raising the status and standards of professional training and qualifications around the world and in Russia in particular. The authors consider a brief description of the tasks of the First Industry Championship TravelSkills and the content of the main disciplines aimed at the formation of students& professional competencies in "Tourism".
Для любой страны сегодня борьба за лидирующие технологические позиции заключается в достижении высокого уровня человеческого капитала. Развитие современных профессиональных и управленческих навыков и использование капитала знаний уже сейчас стало важнейшим условием для долгосрочного экономического роста [1].
По данным Всемирной туристской организации (далее - ЮНВТО) число поездок туристов во всем мире в 2018 г. достигло рекордных 1,4 млрд, что на 6% больше, чем в 2017 г. По прогнозам ожидалось, что этот рубеж будет пройден только в 2020 г. Специалисты ЮНВТО отмечают, что в 2019 г. турпоток в мире вырастет еще на 3-4% из-за стабильных цен на
© Ефремцева Т.Н., Киреева Ю.А., 2019
топливо, что приведет к доступности авиаперевозок [8].
Обратимся к нашим показателям внутреннего туризма. По данным Ро-стуризма, с 2015 по 2017 г. внутренний турпоток в России вырос на 18% и приблизился к 50 млн человек [3]. Прогнозируется, что в ближайшее время данный показатель достигнет 70 млн путешествующих.
Стремительно развивающаяся индустрия туризма во всем мире диктует необходимость обратить пристальное внимание на подготовку квалифицированных специалистов для работы в сфере туризма.
Социологические исследования маркетинговых служб многих туристских компаний и организаций гостеприимства показывают, что в большинстве
случаев работодатели, предоставляющие рабочие места, ориентируются на профессионально обученную рабочую силу.
Первая гостиничная школа открылась в конце XIX в. в Швейцарии, ставшей лидером по подготовке кадров для этой индустрии. В США, Великобритании, Испании, Ирландии и других странах туристские учебные заведения стали открываться только в начале XX в. Путешествия и туризм явились базовыми направлениями большинства этих школ.
Российская международная академия туризма (далее - РМАТ) является не только ведущим, но и старейшим учебным заведением в стране, осуществляющим подготовку специалистов в своей отрасли: за 50 лет ее существования было подготовлено 55 тыс. специалистов для сферы туризма и гостеприимства [3].
Однако специалисты туристской отрасли отмечают, что существует проблема не в нехватке выпускников с профильным образованием, а в уровне их подготовки, их завышенной самооценке и низкой трудовой мотивации.
Внедрение инновационного подхода в подготовке кадров могло бы стать решением этой проблемы. Участие студентов колледжей и вузов в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills позволит продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции и применить их на практике.
WorldSkills International (далее -WSI) - международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований
по всему миру. WSI основана в 1953 г., в настоящее время в состав организации входит 79 стран [5].
Основная миссия WSI заключается в привлечении внимания к рабочим профессиям и создании условий для развития высоких профессиональных стандартов [4]. Мировой чемпионат WorldSkills проходит раз в два года. В нем принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, которые оценивают выполнение заданий.
Конкурсанты отбираются на региональных профессиональных чемпионатах. Они демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров, соответствующих мировым стандартам и потребностям новых высокотехнологичных производств [4, 5].
Россия вступила в WorldSkills весной 2012 г. Сразу же в течение полутора лет в российские профессиональные учреждения были внедрены адаптированные программы WorldSkills. За шесть лет были проведены порядка 500 региональных, корпоративных, вузовских и национальных чемпионатов. В них соревновались более 100 тыс. участников. Кроме того, следующий мировой чемпионат пройдет с 22 по 27 августа 2019 г. в Казани. В Россию приедут молодые специалисты более чем из 70 стран, чтобы соревноваться за звание лучшего в 51 компетенции [7].
Профессионалы сферы туризма также присоединились к движению, проведя в марте 2019 г. Первый отраслевой чемпионат Т^е^кНк в России. Чемпионат проходил по трем компетенциям:
• турагентская деятельность;
• туроператорская деятельность;
• организация экскурсионных услуг.
В чемпионате приняли участие профессионалы (обязательное требование - конкурсант должен являться действующим сотрудником компании), школьники, студенты среднего профессионального образования (далее - СПО) и вузов.
Необходимо отметить, что задания для участников чемпионата разрабатывались ведущими экспертами отрасли, что фактически гарантировало объективную оценку актуальных знаний для действующих и будущих сотрудников туристских компаний. В табл. 1 представлен перечень заданий.
Таблица 1
Краткая характеристика заданий Первого отраслевого чемпионата Travel Skills [2]
№ п/п Компетенции Школьники, студенты СПО и вузов
Во время проведения чемпионата большая роль отводилась и экспертам. Это люди, обладающие богатым опытом и знаниями в профессиональной сфере, соблюдающие стандарты
и регламент WorldSkills, участвующие в подготовке заданий и определении критериев оценки. Экспертами на Первом отраслевом чемпионате TravelSkills выступили специалисты
ведущих туроператорских компаний и турагентских сетей [2].
В Первом отраслевом чемпионате Ъ^е^кНЬ принимали участие и студенты РМАТ.
Для участия в чемпионате в компетенции «Туроператорская деятельность» были отобраны студенты старших курсов РМАТ по направлению подготовки «Туризм» (уровень бакалавриата). В ходе чемпионата студенты продемонстрировали знания и умения в области географии, программного туризма, транспортного обслуживания и др. дисциплин, включенных в учебный план РМАТ по направлению подготовки «Туризм». В табл. 2 указаны основные знания и навыки, которые позволили студентам успешно выступить на чемпионате.
№ п/п Название дисциплины Знания и навыки, получаемые в ходе изучения учебной дисциплины
Таблица 2
Перечень дисциплин учебного плана по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», ориентированных на формирование профессиональных компетенций студентов
Окончание табл. 2
№ п/п Название дисциплины Знания и навыки, получаемые в ходе изучения учебной дисциплины
По каждой дисциплине, указанной в табл. 2, предусмотрены различные формы контроля, позволяющие выявить уровень полученных знаний и навыков, а также протестировать сфор-мированность компетенций.
Считаем, что профессионально-ориентированные задачи, кейсы, практические задания, подобные заданиям Тга^е^кПЬ, позволяют более объективно оценить не только уровень владения компетенциями студентами по итогам изучения отдельных дисциплин, но и в целом качество профессиональной подготовки специалистов для индустрии туризма.
В рамках подготовки к чемпионату WorldSkills 2019 г. в Казани Россия разработала две инициативы: программу профессиональной «перезагрузки» для граждан предпенсионного возраста 50+ и программу опережающей подготовки кадров FutureSkills.
Российская программа переподготовки и переобучения граждан предпенсионного возраста по международным стандартам WorldSkills - это своего рода вызов всей современной педагогике, и WorldSkills, развивая педагогические идеи и практики, способен представить свой образовательный опыт в данной сфере для обсуждения с зарубежными делегациями в ходе мирового чемпионата 2019 г. [6].
Вторая инициатива FutureSkills направлена на опережающую подготовку кадров. Развитие проекта обусловлено стремительными глобальными изменениями в сфере технологий и производства, которые диктуют новые требования к кадрам и к их подготовке.
Главная идея - это проектирование новых компетенций, которые будут востребованы в ближайшем будущем; определение трансформирующихся компетенций; работа с уходящими компетенциями и поиск путей решения проблемы переподготовки кадров [9].
Проект FutureSkills включает исследовательскую, практическую и образовательную части.
Исследовательская часть проекта обычно проходит в формате форсайт-сессий по новым и трансформирующимся компетенциям. Практическая часть представляет собой апробацию результатов исследований на соревнованиях по стандартам WorldSkills, и, надо отметить, список перспективных компетенций постепенно расширяется. Образовательная часть предполагает использовать разработанные компетенции, чтобы сформировать новые образовательные программы для подготовки востребованных кадров будущего.
Организаторы Т^е^кйЬ уже приступили к подготовке следующего
чемпионата 2020 г., основываясь на результатах исследований по трансформирующимся компетенциям и разрабатывая задания участникам в соответствии с меняющимися требованиями современной индустрии туризма.
Участие студентов в профессиональном чемпионате повышает авторитет и признание квалифицированных людей и показывает, насколько важны навыки в достижении экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ