Спросить
Войти

Конституционно-правовые основы формирования социально-правового государства в России

Автор: Дертев Алексей Валерьевич

УДК 342

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

А. В. Дертев, аспирант кафедры конституционного и административного права

ЮУрГУ

Рассматриваются конституционно-правовые основы формирования социально-правового государства в России.

Общепризнано, что социально-правовое государство представляет собой высшее достижение западной цивилизации. На сегодняшний день существует богатая научная традиция изучения этого явления.

Термин «социально-правовое государство» вошел в научный оборот достаточно давно, поскольку обозначаемое им явление и соответствующее понятие сложились еще в середине XX столетия. Сегодня социальноправовой характер своих государств провозгласило большинство стран Запада. Россия правовой и социальный принципы строительства провозгласила в Конституции РФ. Ее ст. 1 гласит: «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Статья 7 провозглашает, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Необходимо упомянуть, что существует подход, согласно которому принцип правового государства и принцип социального государства по своей сути противоречат друг другу, и одновременное провозглашение того и другого в Конституции - это утопическая идея. Дело в том, что правовое государство, признавая юридическое равенство людей и их организаций, оставляет без внимания их реальное социально-экономическое неравенство, особенно в сфере производства, обмена, распределения и потребления. Социальное государство стремится к «сглаживанию» неравенства, в связи с чем возникают дискуссии о пределах вмешательства государства в социальные отношения1.

Характеристика России как социального государства - это одна из новелл Конституции РФ, означающая коренной поворот российского конституционного строительства по направлению и созданию современного, экономически развитого демократического общества. Идеология социального государства призвана предоставлять человеку в случае наличия у него определенных жизненных проблем (бедность, болезнь, старость и т.д.) возможность предъявить требование к государству о действенной помощи в их решении (улучшении его жизненной ситуации). Социальное государство также предполагает наличие системы социально-экономических мероприятий, гарантирующих материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье, обеспечение пособиями и представление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ добавляет к перечню «гарантий социальной защиты» охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие в стране системы социальных служб, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Государство в свою очередь, реализуя эту конституционную гарантию, обязано принять соответствующие социальные программы и обеспечить их надлежащее выполнение необходимыми материальными ресурсами и мерами принуждения. Однако данная идеальная конструкция является скорее должной, чем сущей в действительности; к сожалению, конституционный постулат о социальном государстве (в полном смысле этого слова) до сих пор не реализован2.

Это зачастую связано с тем, что в нашей стране разработано очень много разных концепций программ и реформ развития социально-экономического характера. Но невооруженным глазом можно увидеть, что эти многочисленные концепции, программы, реформы не увязаны между собой каким-то общим каркасом. Другими словами, страна проводит многочисленные программы, реформы, но не определилась в том, куда они должны привести ее в целостном виде. Сегодня в действиях высоких эшелонов российской государственной власти еще нет четкой увязки проводимых реформ с линией строительства в стране демократического социально-право-вого государства. Создается даже впечатление, что одна реформа проводится по одному плану, а другая реформа - по другому. Российское государство приняло немало законов, но о том, являются ли они правовыми или нет, фактически никто не задумывался. Законы больше критикуют бабушки и дедушки, нежели представители юридической науки. Все это происходит из-за того, что в нашей стране никогда не было и нет концепции и программы государственно-правового развития. Речь не идет о сотворении еще одного документа «высшего уровня». Речь идет о выработке концепции и программы государственноправового развития Российской Федерации соответственно выбранному и закрепленному в ее Конституции пути, т.е. по пути ее развития в качестве демократического социальноправового государства.

Не надо считать, что функции концепции и программы государственно-правового развития Российской Федерации выполняют ежегодные послания Президента страны. Президент РФ все же возглавляет одну из ветвей государственной власти. В ежегодных посланиях, с которыми он обращается к Федеральному Собранию, Президент излагает (во всяком случае, должен изложить) ситуацию, связанную с текущим положением страны, а также говорит об «основных направлениях внутренней и внешней политики государства» (ст. 84 Конституции РФ). Послание Президента страны (как и в других странах, где такие акции предусмотрены) - это не программный документ для всех ветвей государственной власти, обязывающий их совершать или не совершать какие-то действия. Таковым обязательным документом является сама Конституция РФ, где расписаны юридические статусы всех органов государственной власти. Послание Президента, как представляется, - это его отчет о проделанной работе, его видение накопившихся в стране проблем, с точки зрения исполнительной власти, оценки курса развития, намеченного в соответствии с принятыми к исполнению законами. Превращение же послания Президента страны к Федеральному Собранию в некий обязательный для всех ветвей власти документ необоснованно поднимает исполнительную власть на такую высоту, что все это явно не соответствует принципу разделения властей.

Поэтому необходимо разработать и принять концепции и программы государственноправового развития Российской Федерации. Этот документ будет развивать положения Конституции РФ о параметрах социальноправового государства, который в качестве вектора развития ляжет в основу деятельности всех ветвей государственной власти и который продемонстрирует населению всей страны основы развития российского общества. Такой документ должен быть принят на заседании Федерального Собрания с участием представителей других ветвей власти. Концепция и программа государственноправового развития - это некое общегосударственное идеологическое обоснование выбранного Конституцией страны курса. В какой-то мере такой документ может «поглотить» разрабатываемые и принимаемые программы социально-экономического характера, соединить воедино представления относительно как государственно-правового, так и социально-экономического развития нашей страны. Но самое главное назначение этого документа - показать всем практические шаги Российской Федерации по пути формирования демократического социально-правового государства. Этот документ должен однозначно иллюстрировать вектор развития российского общества в современном мире3.

Но для формирования демократического социально-правового государства это недостаточно, у страны нет принятой высшими органами государственной власти и одобренной народом долгосрочной стратегии развития страны, без которой не обходится почти ни одно развитое государство. Следовательно, у российского народа нет четких государственных целей, к которым необходимо стремиться, с которыми следует сравнивать реальную действительность, а, значит, развитие нашего государства, как правило, протекает стихийно.

Стратегия строительства демократического социально-правового государства является основой для реализации осмысленной политики органов государственной власти и местного самоуправления по модернизации всех сфер государственной и общественной жизни. Сущность стратегии строительства демокраДертев А. В.

Конституционно-правовые основы формирования социально-правового государства...

тического социально-правового государства в России состоит в совершенствовании конституционно-правового механизма функционирования и развития отечественной государственности и превращении Российской Федерации в одного из мировых лидеров. Но стать таким лидером Россия сможет лишь тогда, когда продемонстрирует миру образцово-показательное решение крупных социально-экономических и политико-правовых проблем на своей территории.

Стратегия строительства демократического социально-правового государства представляет собой долгосрочный национальный курс, закрепленный в Конституции страны и обозначающий основные пути реализации важнейших интересов народа и государства. Основная роль стратегии строительства демократического социально-правового государства заключается в том, чтобы координировать и направлять все правовые действия и законотворческие ресурсы органов государственной власти и народа Российской Федерации на достижение политических, правовых экономических и социальных целей и ценностей, зафиксированных в Конституции России. Ведь конституция - это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна. Стратегия строительства демократического социально-правового государства должна быть направлена на достижение следующей системы целей: занятие Россией лидирующих позиций в мировом сообществе; доверие большинства народа институтам государства; всеобщая занятость населения; зарплата лиц наемного труда согласно международным стандартам и обеспечивающая развитие личности; бесплатное и качественное образование и медицинское обслуживание; комфортное жилище каждой семье; пенсионное обеспечение на уровне не менее 50 % предыдущих заработков; рост численности населения страны; необходимый уровень душевного комфорта народа; воспитание чело-века-творца, способного к постановке и достижению личных и общественных целей; производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции; обеспечение национальной безопасности. И, конечно же, первостепенное внимание необходимо уделять семье. Эти цели совпадают с интересами и потребностями большинства россиян. Они будут большинством россиян поддержаны, вызовут

стремление воплотить их в жизнь. Реализация целей строительства демократического соци-ально-правового государства обеспечит новый уровень, новое качество развития отечественного государства. Заметим, что работа в целом нуждается в соответствующем законодательном обеспечении, которым должен стать Указ Президента РФ «О прогнозировании и стратегическом направлении». Это будет своего рода гарантия того, что стратегия станет не только идеологическим манифестом, а реальным программным документом. В развитии стратегии должна приниматься концепция и программа государственноправового развития РФ на долгосрочный период.

Очевидно, что если органы государственной власти не планируют развитие государства в долгосрочной перспективе, то развитие страны становится хаотическим процессом, а государственное управление превращается в реагирование на изменение внутренних и внешних факторов; субъектом управления становится не народ и государственный аппарат, а стихийный процесс. Только наличие четко сформулированных и измеряемых ориентиров развития государства позволяет увидеть пути развития страны, сплотить, мотивировать, воодушевить исполнителей, имеющих различные интересы (народ, государственные служащие, предприниматели и др.)4. С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что для формирования демократического социально-правового государства предстоит огромная непрерывная работа. Та работа, в которой будут задействованы все элементы политической системы страны. Многим гражданам России придется осознать свою ответственность за государство и воспитать в себе все необходимые гражданские качества, с помощью которых российский народ создаст для себя комфортный государственный дом и докажет другим нациям, что Россия есть современное демократическое социально-право-вое государство с общечеловеческим ценностями.

1 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность // Московские лекции и интервью. М., 1995. С. 44-45.
2 См.: Алейников Б. Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. № 1. С. 5.
3 См.: Раянов Ф. М. Матрица правового государства и наша юридическая наука // Государство и право. 2006. № 8. С. 46-47.
4 См.: Осейчук В. И. О стратегии строительства в России демократического правового социального государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 21. С. 3-5.

Статья поступила в редакцию 20 июня 2010 г.

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ КОНСТИТУЦИЯ constitutional and legal state long-term strategy constitution
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты