Спросить
Войти

Политические партии современной России как активный и профессиональный "носитель" и "производитель" политических идеологий: теоретические и практические аспекты (часть вторая)

Автор: Тимошенко В.И.

BECTR МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 1

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ТРИБУНА В.И. Тимошенко

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК АКТИВНЫЙ и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ "НОСИТЕЛЬ" и "ПРОИЗВОДИТЕЛЬ" ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ (часть вторая)*

1. Левые радикалы

Начиная со второй половины 90-х годов левые радикалы как сегмент современного российского партийно-политического спектра численно росли, причем темп их роста (партийного строительства) был обратно пропорционален тому, насколько ошибочными и неуспешными были действия либерал-реформаторов России.

Сегодняшнее течение левых радикалов в России — это одновременная деятельность нескольких групп партий, движений, политических организаций, каждая из которых имеет свое особенное идейно-политическое лицо. Выделим три такие группы.

Первая (самая большая по численности, включающая зарегистрированные и незарегистрированные политические структуры) — это ортодоксальные коммунисты. Одна из крупных зарегистрированных политических партий данной группы — Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партия коммунистов (РКРП — РПК. Руководители: В.А. Тюлькин, A.B. Крючков).

Вторая группа — это марксисты-ортодоксы, в последние годы ставшие усиленно использовать в своих платформах и программах национально-патриотическую тематику. Можно сказать, что это группа "радикальных коммунистов — патриотов". Сюда входят: Народно-патриотическая партия России (руководитель: И.Н. Родионов), из незарегистрированных — Национально-державная партия России (руководители: А.Н. Севастьянов, С.Н. Терехов) и др.

Третья группа — это партии и организации леворадикальной, но не марксистской ориентации. Они пытаются выстроить свои платформы, не применяя марксизм-ленинизм в качестве идеологической основы, хотя публично не отбрасывают его и даже латентно используют. Предлагаемые ими модели общественного устройства можно назвать,

* Начало см.: Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2006. №6.

соблюдая определенный такт, радикал-экспериментальными. Наглядный пример такой партийной структуры — Концептуальная партия "Единение" (руководитель: К.П. Петров).

2. Левые. Коммунисты (КПРФ)

Говоря о левых в лице коммунистов, образовавших Коммунистическую партию Российской Федерации, мы тем самым обозначаем реально существующую центристскую часть коммунистического движения современной России, где действует около двух десятков зарегистрированных и незарегистрированных структур "российского", "советско-союзного", "большевистского" и "молодежного" характера.

КПРФ, будучи некоей центристской частью этого движения, в меру ортодоксальна, в меру радикальна, ведет диалог с органами государственной власти и сама входит во власть, например в Государственную Думу, имеет свой широкий электорат, словом, представляет состоявшуюся массовую партию, признаваемую политическими силами России в качестве крупного и достаточно предсказуемого актора.

Партия постепенно модернизирует свои идейно-политические позиции. Так, председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов накануне парламентских выборов 2003 г. на вопрос корреспондента "От каких цдей коммунисты отказались после 1991 года?", ответил так: «Мы отказались от идеи, что при социализме могут существовать только три формы собственности: государственная, колхозно-кооперативная и личная. Считаем, что наряду с ними может существовать и значительный частный сектор — мелкие и средние предприниматели. То есть мы за смешанную экономику при значительной регулирующей роли социалистического государства. Другое дело — олигархи, крупные собственники, которые диктуют волю государству. Крупные концерны, особенно естественные монополии типа РАО "ЕЭС России", должны быть национализированы, как и недра, и леса...

Коммунисты по-новому посмотрели и на соотношение национального вопроса и интернационализма. Теперь они считают, что каждый народ вправе думать прежде всего о своих интересах, и сам решит, оказывать кому-нибудь интернациональную помощь или нет. Коммунисты пересмотрели свой взгляд и на организацию Советов: они должны строиться на основе разделения власти, с тем, чтобы Советы стали законодательной властью, а их органы — властью исполнительной»1.

1 Зюганов Г.А. отвечает на вопросы молодежи // Правда столицы. Газета Московского городского отделения КПРФ. Спец. выпуск. 2003. Октябрь. С. 4.
3. Партии "левого центра" (Левый центр)

Необходимо отметить разноплановость ниши "левого центра" партийно-политического спектра России. На первом плане действует ряд, так сказать, "легковесных" социал-демократических партий классического (в идейно-политическом плане) типа, причем на смену одним приходят другие партии-"легковесы", а реализация прогноза о скором возникновении мощной социал-демократической партии все откладывается.

В качестве классического примера по использованию социал-демократической идеологии в российских условиях можно привести платформу Социал-демократической партии России (руководители: М.С. Горбачев, К.А. Титов), Российскую партию труда (руководители: О.В. Шейн, C.B. Храмов), Партию Возрождения России (руководители: Г.Н. Селезнев, Г.В. Пряхин), Социалистическую единую партию России (Духовное наследие) (руководитель: А.И. Подберезкин), Партию социальной справедливости (руководители: В.И. Ки-шенин, М.Н. Лазутова и др.), Российскую партию самоуправления трудящихся (руководитель: Л.X. Чахмахчан) и некоторые другие.

Второй план "левого центра" — это партии, которые также отошли от марксизма-ленинизма и восприняли некоторые идеи социал-демократической идеологии. Вместе с тем в своих платформах и программах они сделали акценты на необходимости коррекции проводимых до сих пор в России реформ, в том числе исправления допущенных в их ходе ошибок и наведения порядка, усиления патриотической составляющей в общественно-политической жизни страны и ликвидации межнациональной розни.

Начало такой вариации социал-реформизма было в определенной степени положено еще в 1999 г. избирательным блоком "Отечество — Вся Россия" (руководители: Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков)2, затем подобные идейно-политические позиции с еще большим усилением национал-патриотической составляющей нашли отражение в 2002 г. в программах Партии "Созидание" (руководитель М.А. Алексеев) и Партии российских регионов (руководители: С.Ю. Глазьев, O.E. Ку-тафин, Ю.В. Скоков и др.), а также в предвыборной программе блока "Родина" в 2003 г. (руководители: С.Ю. Глазьев, Д.О. Рогозин, Ю.В. Скоков и др.).

Сегодня эстафету "левого социал-патриотизма" подхватила партия "Родина" — плод трансформации вышеназванного избирательного

2 См. подробнее: Тимошенко В.И. Структурно-ценностный метод анализа предвыборных партийных документов. М., 2002. С. 83—85, 155—161.

блока "Родина" в ходе внутриблоковой конкурентной борьбы за лидерство. В провозглашенном партией политико-идеологическом подходе видны по меньшей мере два слабых момента. Во-первых, использование "нации" как объекта партийных устремлений вызывает скепсис в том смысле, что нация выступает традиционным объектом политики государства, а партии в этом случае опираются на отдельные социальные слои и группы. Поэтому "замах" "Родины" на нацию может быть чистой воды популизмом. Во-вторых, только в ходе одного съезда "Родина" провозгласила в качестве своих стратегических целей пять "революций" (научно-техническую, антикриминальную, антиолигархическую, антикоррупционную, социальную)3. Полагаем, что брать на себя такой объем "работы" — это по меньшей мере политическая трескотня.

4. Партии "правого центра" (Правый центр)

Российские партии "правого центра" как некое современное относительное множество заявили о себе в преддверии выборов в Государственную Думу 19 декабря 1999 г. Среди правоцентристских тогда фигурировали: избирательное объединение «Всероссийское общественно-политическое движение "Наш дом — Россия"» (руководители:

B.C. Черномырдин, В.А. Рыжков), избирательный блок «Межрегиональное движение "Единство" ("Медведь")» (руководители:

C.К. Шойгу, А.А. Карелин, А.И. Гуров), избирательный блок «Конгресс русских общин — "Движение Юрия Болдырева"» (руководители: Ю.Ю. Болдырев, Д.О. Рогозин, В.К. Глухих) и некоторые другие4.

Основой правоцентристского позиционирования названных объединений стали идеи и ценности консервативной идеологии, направленной против, во-первых, недостатков и просчетов либеральных реформ (как в свое время в Западной Европе. — Авт.), а во-вторых, против возможного возврата к коммунистическому прошлому.

Таким образом, думские выборы 19 декабря 1999 г. открыли "эру консерватизма" в современной России. Но, конечно, выдвинутый консерватизм был всего лишь заявительным. Причем одни общественные объединения делали это целенаправленно, а другие — без должного осмысления, вскользь, мимоходом, с акцентом на частности5.

В настоящее время крупнейшим носителем консерватизма является трансформировавшаяся из избирательного блока "Единство" партия "Единая Россия". Она считает своими идейно-политическими

3 Материалы V внеочередного съезда партии "Родина" (http://www.rodina.rii/ аейс1е/81кж/?1(1=261; http://www.rodina.ш/programma/show/?id= 42; кхИпа. ш/statements/show/?id=77).
4 Название общественных объединений дано в соответствии с избирательным законодательством того периода.
5 См.: Тимошенко В.И. Структурно-ценностный метод анализа предвыборных партийных документов. С. 12—1 в, 92—96, 130—135.

ценностями веру, нравственность, семью, собственность, государство, порядок, ответственность и др., т.е. все то, что традиционно относится к ценностям правых, консервативных политических сил. Надо также отметить, что свою идейно-политическую консервативную платформу "Единая Россия" мыслит как мощную и долговременную антитезу и коммунистам, и правым "демократам-реформаторам" периода 90-х годов. Но станет ли она таковой — покажет время.

Наряду с "Единой Россией" к числу партий "правого центра" следует отнести: Народную партию Российской Федерации ("сырой" и неудачный проект Г.И. Райкова, поспешно оставленный им новому руководителю К. Г. Гудкову), Российскую партию Жизни (руководитель: С.М. Миронов), очень близкую по своему составу и ценностным ориентирам к партии "Единая Россия", Российскую партию мира (руководитель И.Д. Кобзон), Республиканскую партию России (руководители: В.Н. Лысенко, Б.Г. Федоров), партию "Истинные патриоты России" (руководитель З.М. Раджабов) — модернизированный проект ранее не зарегистрированной Минюстом Российской Федерации Исламской партии России"и некоторые другие партии.

Анализ содержания идейно-политических позиций вышеперечисленных политических партий показывает, что идеологические основы "правого центра" представляют собой некий симбиоз консервативных, либеральных, националистических, традиционалистских (в том числе латентно религиозных) идей и идеологем, назначение которых состоит в преодолении ошибок и просчетов предшествующих радикальных политических сил и предложении пути развития без крайностей, социально-политической конфронтации, вражды, с учетом социальной и иной специфики страны.

5. Правые партии России

В сегменте правых политических партий партийно-политического спектра России господствующей идеологической основой выступал и выступает либерализм, хотя в деятельности тех или иных партий, движений и организаций он имеет свои варианты.

Надо отметить, что идеалы и ценности либерализма, как и его многочисленные конкретные носители, сыграли ведущую роль в демократической трансформации России на протяжении 90-х годов XX в.

В числе наиболее значимых носителей либеральной идеологии до сих пор были политические партии "Яблоко" и "Союз правых сил".

Сегодня после неудачи на парламентских выборах 2003 г. в партии "Яблоко" решениями ее XII съезда сформирована и действует рабочая группа по реформированию партии и уточнению идейно-политических и организационных основ ее работы в новых условиях6.

6 См.: Коргунюк Ю.Г. Хроника многопартийности // Полития. Вестник Фонда "Российский общественно-политический центр". 2004. № 1. С. 258, 270.

Вторая крупная либеральная партия — "Союз правых сил" — после поражения на парламентских выборах 2003 г. также проводит организационную перестройку (например, введена высшая партийная должность — Председатель партии, на которую избран молодой вице-губернатор из Пермской области Н.Ю. Белых). Развернута внутрипартийная дискуссия об идейно-политических позициях СПС в новых политических условиях. На конец 2004 г. в рядах этой партии насчитывалось 37 тыс. членов7.

Что касается всего лагеря либерально-демократических сил России, то в нем при доминирующей роли СПС, отчасти "Яблока" и партии "Свободная Россия" (созданной в марте 2004 г.) (лидер И.М. Хакамада), а также при активном участии Г.К. Каспарова, В.А. Рыжкова и некоторых других лиц делается попытка через созданный в начале 2004 г. "Комитет 2008: свободный выбор" сформировать политическую коалицию, которая бы обеспечивала сохранение гарантий свободного выбора для граждан в период будущего избирательного цикла в России.

Одна из задач этого Комитета — разработка идейно-политической платформы будущей демократической коалиции, которая позволила бы преодолеть кризис либерализма на основе переосмысления уроков поражения на парламентских выборах 2003 г. и выдвижения новых ценностных ориентиров и политических целей. Комиссию по разработке данной платформы возглавили В.А. Рыжков и Г.А. Сатаров8.

6. Праворадикальные партии России (Правые радикалы)

Один из ярких примеров правого радикализма в современной России — это позиция и деятельность Либерально-демократической партии России. За последние годы радикализм идейно-политической платформы ЛДПР еще более возрос, приобрел крайне правые черты. Об этом красноречиво свидетельствуют программные документы партии, принятые в связи с избирательными кампаниями 2003—2004 гг.

Если в своей Программе от 2001 г. ЛДПР определенно высказывалась за утверждение в России президентской республики и связывала это со своей приверженностью идеям либерализма и демократии, то в Предвыборном манифесте от 2003 г. ЛДПР уже указывала на "желательность восстановления монархии в стране в лице Верховного правителя, передающего власть своему преемнику"9. Причем монархия у ЛДПР подается как панацея от всех бед и проблем России. В своем Предвыборном манифесте 2003 г. ЛДПР отбросила положение о том, что она является "центристской, демократической партией" и

7 Там же. С. 265, 268, 272; Московский комсомолец. 2004. 12 нояб.
8 См.: Коргунюк Ю.Г. Указ. соч. С. 247-248, 276.
9 ЛДПР. К гражданам России. Предвыборный манифест. М., 2003. С. 18.

заявила, что она идентифицирует себя с типом партии, культивирующим русскую проблематику, партии, приветствующей приход в свои ряды и "монархистов", и "националистов", и "патриотов", причем неважно какого цвета эти патриоты — "красного", "белого" или како-го-нибудь другого10.

Крайний правый радикализм и безоглядный популизм пронизывают и другие разделы предвыборных документов ЛДПР. В числе таких идей и проектов следует упомянуть:

— один из центральных предвыборных лозунгов ЛДПР: "Все, всем, всегда! ...Мы — за бедных!" Это звучит гораздо радикальнее и зазывнее, чем большевистские лозунги: "Земля — крестьянам! Мир — народам! Фабрики — рабочим!";

— идею о национализации нефтяной и газовой отраслей под видом повышения благосостояния граждан;

— идею подселения выходцев из азиатских стран к одиноким русским гражданам в целях укрепления семей и решения проблемы рождаемости;

— предложение присоединить Русскую православную церковь к государству, возложив на нее духовные и воспитательные функции;

— арестовать авторов всех реформ последних 20 лет и чиновников, осуществлявших эти реформы, окончившиеся провалом и нанесшие огромный моральный и материальный ущерб;

— ввести за чиновниками, большая часть которых сформировалась в советский период, контроль со стороны органов государственной безопасности;

— удалить из России (предложение O.A. Малышкина, кандидата на пост Президента России от ЛДПР в марте 2004 г. — Авт.) олигархов и реформаторов (М.Б. Ходорковского, Б.Е. Немцова, Г.А. Явлинского, Е.Т. Гайдара и др., всего 10 человек), нанесших стране колоссальный экономический ущерб;

— считать действия парламентских фракций партий СПС и "Яблоко", лоббировавших в парламенте России интересы олигархов и их зарубежных хозяев, антинародными (позиция, высказанная O.A. Ма-лышкиным);

— для реализации этих и других идей и проектов необходима только воля высшего государственного руководителя России11.

Общие выводы

1. Деятельность партий в качестве "носителей" и "производителей" политических идеологий органична, вытекает из сущности пар10 Там же. С. 3.
11 Там же. С. 6—7, 9, 15—16, 20—22, 30. "Моя цель — благо и счастье каждого россиянина" — предвыборная платформа кандидата на пост Президента РФ от ЛДПР О.А. Малышкина // Российская газета. 2004. 27 февр.

тайных структур, их обширной функциональной роли в политических системах и процессах.

2. Алгоритм (порядок) реализации политическими партиями своей идеологической функции включает следующие этапы: а) освоение, заимствование и адаптацию существующих идеологий, либо создание новых, более современных идеологий; б) увязывание избранных идеологических ценностей со своими стратегическими и тактическими задачами, принимающее в итоге вид партийных платформ (программ), которые от лица партии предлагают тот или иной вариант (модель) общественного устройства; в) пропагандистское и практическое продвижение политическими партиями своих платформ (и программ) в жизнь.
3. Оценивая адресность и характер освоения партиями тех или иных политических идеологий, сущность выработанных партийными структурами платформ (и программ), а также используя инструментальную, типологизирующую роль понятия "идеологический (идейно-политический) спектр", можно дать следующую классификацию современных партий России (имеются в виду партии, прошедшие юридическую регистрацию): партии левых радикалов; партии левых (коммунистов, входящих в КПРФ и аналогичные партийные структуры); партии "левого центра"; партии "правого центра"; партии правых; партии правых радикалов.
4. Анализ показывает, что построение идейно-политических позиций (платформ) данными группами партий идет по нескольким принципиальным направлениям:

— освоение и использование основных мировых идеологий в их, так сказать, "чистом виде" (РКРП-РПК, СДПР, "Яблоко", СПС);

— попытки коррекции "старых" идеологий в соответствии с новыми политическими реальностями, ревизия собственного идейно-политического багажа с учетом современных политических процессов (КПРФ и др.);

— движение по пути симбиоза (сочетания, увязывания двух или нескольких идеологий), способного, по мнению партий, дать благоприятный идейно-политический результат ("Родина", ряд малочисленных партий "левого центра" так называемой "социал-патриотической направленности" и др.);

— инициативы по освоению новых для современных условий России идеологий, которые якобы востребованы жизнью (консервативная платформа партии "Единая Россия");

— появление малочисленных зарегистрированных и незарегистрированных партий, стремящихся построить свои платформы на тех или иных националистических идеологиях в их мягких или жестких формах;

— движение по пути эклектических идейно-политических построений, когда платформы партий представляют собой сверхмерное,

беспринципное включение самых разноречивых идеологем и политических целей (платформа ЛДПР);

— безоглядное построение в программных документах странных, ненаучных идейно-политических концепций, отличающихся тоталитарным содержанием и утопичностью (платформа Концептуальной партии "Единение").

5. К числу сущностных особенностей идеологических процессов, протекающих в партийно-политическом спектре России, следует отнести "вертикальное", сквозное (через весь спектр) проникновение и внедрение националистических идеологем, стремление партий использовать в той или иной мере националистические взгляды как составную, особую или даже главную тему своих позиций.
6. Для идейно-политических платформ партий России характерно напряженное, конфронтационное противостояние, особенно между полярными партийными группировками. Радикализация — одна из тенденций в партийно-политическом спектре России.
7. Отличительная черта идеологической деятельности некоторых политических партий России — стремление не только использовать консерватизм в качестве элемента своих платформ, но и сделать акцент на религиозную проблематику, ввести ее в ткань своих инициатив.
8. Наряду с разнообразием форм идейно-политической борьбы, которое присутствует практически во всех платформах политических партий, их программные документы по-прежнему "выносят" на поверхность политического процесса России широкий круг актуальных оценок, конструктивных идей, предложений и проектов, что является иллюстрацией существующего идейно-политического плюрализма и потенциалом для оптимизации государственной политики.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты