Спросить
Войти

Рецензия на книгу М. Ф. Видясовой и В. В. Орлова «Политический ислам в странах Северной Африки»

Автор: Подцероб Алексей Борисович

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2009. № 1

А.Б. Подцероб*

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ М.Ф. ВИДЯСОВОЙ И В.В. ОРЛОВА «ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ»**

Рецензия посвящена выходу в свет монографического исследования М.Ф. Видясовой и В.В. Орлова «Политический ислам в странах Северной Африки». Отмечается высокая степень актуальности анализа влияния религиозного (исламского) фактора на внутреннюю политику Туниса, Алжира, Марокко и Египта. Подчеркивается комплексный характер подхода авторов к заявленной проблематике, их стремление охватить весь спектр исламистских движений и исследовать проблемы влияния религии на процессы демократизации и взаимоотношений государства с «религиозной властью» с учетом культурно-исторического своеобразия каждой страны.

In this review A.P. Podtserob shares his impression of the book «Political Islam in Northern Africa" by M.F. Vidyasova and V.V. Orlov. Author emphasizes the high relevancy of exploring the religious (Islamic) factor&s impact on internal politics of Tunisia, Algeria, Morocco and Egypt. The review highlights the comprehensiveness of the authors& approach, their intention to cover the whole spectrum of islamist movements and study the religion&s impact on the democratization processes and relationships between government and «religious powers» while taking into account the cultural and historic particularities of each country

Рецензируемая монография, в которой рассматривается роль ислама во внутренней политике Туниса, Алжира, Марокко и Египта, охватывает для трех стран Магриба период с момента получения ими независимости, а для АРЕ — с революции 23 июля 1952 г. Вместе с тем авторы не ограничивают себя исключительно указанными временными рамками и, когда это необходимо, углубляются

* Подцероб Алексей Борисович, к.и.н., зав. Отделом сравнительно-теоретических исследований ИВ РАН (e-mail: podtserob@yandex.ru).

** Видясова М.Ф., Орлов В.В. Политический ислам в странах Северной Африки. М.: МГУ, 2008. 512 с.

в более отдаленное прошлое, что позволяет им выявить взаимосвязь времен, показать, как прошедшее влияет на настоящее.

Исследование посвящено весьма актуальной теме, представляющей интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности. В нем обстоятельно показано, как религиозные догматы используются в своих интересах в качестве идеологического «зонтика» различными политическими силами — и ретроградными, призывающими вернуться в прошлое, и прогрессивными, стремящимися освятить ссылками на ислам свой модернизатор-ский курс. В этом контексте немалый интерес представляет анализ воздействия религиозного фактора на политику египетского президента Г. Абдель Насера, председателя Ревсовета АНДР Х. Бумедье-на, президента Туниса Х. Бургибы, проводивших секуляристскую линию в религиозной риторической упаковке. Основное же внимание авторы уделяют взаимоотношениям с исламом власти и различных неправительственных организаций в настоящее время, в силу чего их работа представляет не только академический, но и практический интерес.

Книга М.Ф. Видясовой и В.В. Орлова свободна, таким образом, от недостатков, присущих целому ряду монографий по современному исламу, авторы которых не рассматривают проблему в комплексе, а ограничиваются описанием деятельности фундаменталистских группировок. Это не означает, однако, что они обходят вниманием данную тему. Авторы анализируют деятельность исламистских организаций в Тунисе, Марокко и Египте, подробно излагают события развязанной интегристами гражданской войны в Алжире. Исследование охватывает практически все исламистские движения — подпольные и легальные, оппозиционные и проправительственные, экстремистские и умеренные. Вместе с тем книга выиграла бы, если бы к ней был приложен список таких организаций с их краткой характеристикой.

Одновременно М.Ф. Видясовой и В.В. Орловым исследуются методы, используемые правящими режимами в борьбе против агрессивного фундаментализма. Отмечая сложности, с которыми сталкиваются в этой связи власти, они вместе с тем констатируют, что в странах Магриба и в Египте перевес в этой борьбе был и остается на стороне государства.

При этом авторы не замыкаются исключительно на месте ислама в политической жизни североафриканских государств, а прорисовывают и тот фон, на котором играет свою роль мусульманская религия. В данном контексте представляется абсолютно обоснованным их интерес к проблематике воздействия религиозного фактора на процессы демократизации. К рассмотрению этого вопроса М.Ф. Видясова и В.В. Орлов подходят сбалансированно, отмечая, что исламизм стал в государствах Северной Африки тормозом для политической либерализации. В то же время они приходят к правомерному выводу, что превращение стран этого региона в «президентские монархии» было обусловлено воздействием и целого ряда других, не менее значимых факторов.

Не обойдена в работе вниманием и такая тема, как взаимоотношения государства с «религиозной властью» в лице служителей культа, улемов, руководителей суфийских братств. Так, рассматривая под этим углом ситуацию в Марокко, авторы констатируют, что там модель таких взаимоотношений существенно отличается от алжирской или тунисской, поскольку марокканский король воспринимается как «тень Аллаха на Земле» и «предназначен Богом для выполнения миссии, которой невозможно пренебречь, как и поставить ее под сомнение».

Структура книги построена по страноведческой схеме: Тунису, Алжиру, Марокко и Египту посвящены отдельные главы. Такой подход позволяет детально проанализировать роль ислама в каждом из этих государств, имеющих свое собственное лицо, свою историю и политическую систему. Вместе с тем у стран Магриба немало и общего, что обусловлено их уникальным положением в арабском мире, тесными связями с Европой, своеобразием элит, великолепно знающих европейскую культуру и при этом сохраняющих верность арабо-мусульманской цивилизации. В то же время вполне логичным выглядит включение в рамки исследования также и АРЕ, являющейся не только крупнейшим государством Северной Африки (да и всего арабского мира), но и страной, где возникла первая исламистская партия современного типа — Ассоциация Братьев-мусульман. Нельзя в этой связи не обратить внимания на замечание авторов, что АМБ стала своего рода «"матрицей" современного исламизма, или неоисламизма».

Исследуя специфику исторического развития стран СевероВосточной Африки, наложившую отпечаток в том числе и на роль, которую играет там ислам, М.Ф. Видясова и В.В. Орлов выделяют здесь целый ряд факторов — от особенностей доколониальной государственности и степени влияния политической культуры метрополии до ориентации интеллектуальных элит и подготовленности общества к постколониальной модернизации.

В контексте рассматриваемой темы авторы отслеживают пути развития каждой из стран региона. Они констатируют, что для Туниса характерна эволюция от созданной Новым «Дустуром» республики, «демократической в принципе», до «демократии без исламизма» президента З.А. бен Али. Иная ситуация наблюдается в Алжире, где религиозные движения существовали в рамках «авторитарного социализма», за крахом которого последовала форсированная политическая либерализация, сменившаяся затяжной гражданской войной, и где сейчас вновь стали пробиваться ростки

демократии. Особый путь свойственен Марокко, где становление политических институтов после приобретения независимости проходило в контексте традиционно сильного влияния мусульманской религии, а в настоящее время монархия и исламисты действуют в «демократических декорациях». Наконец, свой собственный вариант был реализован в Египте, прошедшем путь от разгрома АМБ при Г. Абдель Насере до заигрывания с исламистами при президенте А. Садате и «дозированного» противодействия Братьям-мусульманам при жестком подавлении экстремистских группировок при президенте Х. Мубараке. Но одновременно, как отмечают М.Ф. Видясова и В.В. Орлов, их задачей было выявить и схожесть процессов во всех этих государствах, что им, безусловно, удалось.

В краткой рецензии невозможно перечислить все параметры, по которым авторами проводится исследование политической роли ислама. Хотелось бы лишь отметить, что их концепция изложена стройно, достаточно полно и обоснованно. Каждой из глав предшествует краткое введение, знакомящее читателя с предысторией описываемых событий, их социально-экономическими и политическими предпосылками. В текст включены описания общей ситуации, существовавшей на том или ином этапе развития государств Северной Африки, что способствует более полному пониманию места мусульманской религии в происходивших событиях. При этом в своих выводах М.Ф. Видясова и В.В. Орлов проявляют разумную осторожность, избегая упрощений, предвзятости, использования черно-белой палитры.

Такой подход позволяет отойти от нередко встречающейся в российском и зарубежном исламоведении тенденции к излишней схематизации. Не вдаваясь в крайности, авторы успешно отыскивают «золотую середину», дают роли ислама взвешенную комплексную характеристику. Можно согласиться с их выводом, что в конце ХХ — начале XXI в. в Северной Африке «наблюдались то выход ислама на авансцену политики, то его отступление вглубь, "за кулисы", в сферу морально-нравственных и духовных ценностей». При этом, однако, не следует упускать из виду, что при всех таких «приливах» и «отливах» мусульманская религия никогда и нигде полностью не деполитизировалась.

Своеобразие и ценность монографии определяются и широтой охвата исследуемых проблем, хотя при этом, естественно, не все затронутые темы удалось осветить одинаково полно. Если, например, такие вопросы, как исламистское движение в Тунисе при Х. Бургибе и в Алжире при президенте А. бен Белле и при Х. Буме-дьене представлены достаточно подробно, то описание шагов, осуществленных З.А. бен Али после прихода к власти, выглядит

несколько сжатым. Следует, тем не менее, подчеркнуть, что в целом М.Ф. Видясовой и В.В. Орлову удалось хорошо показать эволюцию связанной с политическим исламом ситуации в Северной Африке.

К несомненным достоинствам работы относится то, что авторы не ограничиваются «крупными планами». Они не забывают, что историю делают не абстрактные персонажи, а живые люди со своими характерами и взглядами, пристрастиями и антипатиями, успехами и неудачами. Такой подход не только придает исследованию жизненность. Он важен для понимания происходящего в арабском мире, где харизматические личности, будь то главы государств или лидеры действующих в подполье группировок, продолжают пользоваться немалым влиянием. Заслугой исследователей является и стремление выявить скрытые пружины происходивших событий.

Как и другие работы М.Ф. Видясовой и В.В. Орлова, новая книга написана живым языком, читается с немалым интересом, демонстрирует глубокое знакомство авторов с исследуемой тематикой.

В монографии собран интересный и разнообразный материал, и она заслуживает внимания со стороны не только специалистов, но и широкой читательской аудитории.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ МАГРИБ РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ "ПРЕЗИДЕНТСКИЕ МОНАРХИИ" "presidential monarchies" political islam maghreb religious factor
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты