Спросить
Войти
Категория: Психология

Особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ

Автор: Нурмухамедова Ирина Валерьевна

литература

1. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 127-133.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во МГУ, 1982.
3. Дерепко С.А. Формирование профессионального менталитета у курсантов военных учебных заведений (1861 - 2003 гг.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2004.
4. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопр. психологии. 1993. № 5. С. 20-29.
5. Картушина И.Г. Формирование профессионального менталитета инженера по организации и управлению на транспорте : автореф. дис. ... канд. пед. наук. калининград : калинингр. гос. ун-т, 2004.
6. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология, 1994. №2. С. 4149.
7. Особенности менталитета студентов аграрного вуза на рубеже веков / Н.Д. Бардаков, А.Ф. Поломошнов, А.Д. Денисов. Пос. Персианов-ский : ДонГАУ, 2001.
8. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Ярославль : канцлер, 2008.
9. Сапогова Е.Е. Паттерны профессиональной ментальности и проблема профессионализма в психологии // Социально-психологические проблемы ментальности : материалы III Междунар. науч. конф. Смоленск : СГПУ, 1998. С. 356-360.
10. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя // Мир психологии. 2000. № 2 . С. 183-191.
11. Тонкошкурова И.В., Игнатова В.В. Становление профессиональной ментальности инженера: контекстный подход // Мир человека. 2009. №1(30). С. 184-191.
12. Юрина А.А. Методологические и теоретические аспекты исследования профессионального менталитета научного работника // Вестн. Адыг. гос. ун-та. 2007. № 4. С. 327-334.

Formation of professional mentality of students - teachers of different subjects

There is given the author’s definition ofprofessional mentality, sorted out the structural components of mentality, which are united into a psychological system. There are described the results of the research of formation specificity of professional mentality of students of different pedagogic professions.

И.В. НУРМУХАМЕДОВА (Знаменск)

особенности личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ

Раскрываются особенности личностного потенциала педагогов начального, среднего и старшего звена общеобразовательных школ. Представлены основные результаты изучения потенциальных возможностей педагогов в практике обучения; проведен сравнительный анализ взаимосвязи уровня личностного потенциала и переменных личности педагога. Определено влияние возраста педагогов на уровень личностного потенциала.

Наблюдаемое в последнее время изменение парадигмы образования, связанное с акцентом на исследовательских методах, методах совместной работы, увеличения самостоятельной работы учащихся, побуждает расширить исследование личностного потенциала учителя. Педагог является ключевой фигурой образовательного пространства, которая помогает осуществлять переход через мир культуры к развитию личностного в человеке [1]. Интерес к знаниям у обучаемых возможен лишь в случае заинтересованности самого педагога, ощущения значимости изучаемого материала. Однако многие учителя не готовы к творческой, инновационной деятельности и не стремятся к реализации своих личностных и профессиональных возможностей в педагогической деятельности. В значительной степени это обусловлено тем, что не уделяется должного внимания индивидуальной траектории профессионального становления учителя и общим закономерностям данного процесса. Многие педагоги сегодня чувствуют свою нереализованность, а стремление к наиболее полной самореализации является условием эффективного развития индивидуальности.

Личностный потенциал - это интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а также некоторая возможность, резерв, который при определенных благоприятных условиях развивается и становится

© Нурмухамедова И.В., 2011

Таблица 1

корреляционные связи между переменными стрессоустойчивости и уровнем использования личностного потенциала

Переменная Уровень использования личностного потенциала Значение Уровень

(среднее значение) критерия значимости *

низкий средний высокий

Стрессо- устойчивость 4,9567 5,8432 6,2584 7,008755 0,001435

* Здесь и далее в табл. 2 - 5 звездочкой показан уровень статистической значимости р< 0,05.

действительностью. Личностный потенциал учителя мы рассматриваем как обобщенную характеристику факторов третьего порядка - продуктивности, креативности (уровень использования личностного потенциала) и стрессоустойчивости (выносливость к напряжениям, потенциал прочности, стойкости) личности. Креативность будем понимать как обширную характеристику личности, определяемую не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности - эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, восприятием и т.д. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием продуктивной деятельности учителей. Именно впечатление профессионального и личностного роста, ощущение успешности и веры в себя мы называем отражением уровня личностного потенциала.

Замысел нашего исследования состоял в исследовании особенностей личностного потенциала педагогов общеобразовательных школ. В задачи входили выявление и сравнительное изучение взаимосвязи возраста испытуемых с переменными, отражающими личностные особенности педагогов, уровнем личностного потенциала и стрессоустой-чивостью. Для решения экспериментальной задачи мы выбрали методику 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла в модификации Л.Н. Собчик [3], позволившую определить особенности коммуникативных, эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств личности.

Анализ интересующих нас факторов третьего порядка (продуктивности, креативности и стрессоустойчивости) имеет большое значение для исследования, т.к. дает возможность соотнести первичные эмпирические данные с теоретическими положениями, способствует более структурированной интерпретации результатов и дополнительному толкованию структуры личности.

в ходе эксперимента педагоги общеобразовательных школ в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919) были разделены на следующие группы: 1) педагоги начального звена (41 чел.); 2) педагоги среднего звена (29 чел.); 3) педагоги старшего звена (30 чел.). Исходя из задач исследования, мы выделили следующие возрастные группы педагогов: 1) юность (18 - 22 года); 2) ранняя зрелость (23-30 лет); 3) средняя зрелость (3140 лет); 4) поздняя зрелость (41-60 лет).

Для осуществления объективного анализа и последующей интерпретации результаты тестирования обрабатывались с помощью стандартных методов математической статистики. Для сравнения средних значений по выделенным группам использовались Н-критерий Крускала - Уоллеса; Колмогорова - Смирнова; Ливена; и-критерий Манна - Уитни, непараметрический критерий хи-квадрат. Компьютерная обработка результатов проводилась с использованием прикладной программы <^а-tistica 6.0».

При определении уровня личностного потенциала мы использовали схему разделения выборки на группы, предложенную Е.В. Сидоренко [5], по критерию отклонения значений от средней величины (М = 4,5481) на 1А стандартного отклонения (с=1,604182).

Итак, рассмотрим личностный потенциал педагогов исследуемых групп. При изучении уровня личностного потенциала отметим явное преимущество педагогов начального звена. высокий уровень личностного потенциала в данной группе испытуемых составляет 44%, в среднем звене - 37%, в старшем - 23%. Таким образом, педагоги начального звена имеют высокое

Таблица 2

Корреляционные связи между уровнем личностного потенциала и переменными

Переменная Уровень личностного потенциала (среднее значение) Значение критерия Крускала - Уоллеса Уровень значимости*

низкий средний высокий

А 6,560000 5,780000 4,440000 24,82175 0,0000

В 6,680000 8,100000 8,680000 15,54565 0,0004

F 6,160000 4,880000 4,160000 14,07151 0,0009

G 5,320000 5,960000 6,720000 13,02334 0,0015

Н 6,360000 6,580000 7,320000 7,485973 0,0237

I 7,480000 7,600000 5,480000 17,94937 0,0001

N 4,920000 6,440000 6,720000 7,643262 0,0219

Q2 3,840000 5,540000 5,960000 19,11399 0,0001

Q3 4,800000 6,140000 6,480000 11,91450 0,0026

Таблица 3

Взаимосвязь возраста испытуемых с переменными личностного потенциала и стрессоустойчивости в группе педагогов (18-22 года)

Переменные Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости*

Возраст уровень использования личностного потенциала 0,447214 0,552786

стрессоустойчивость 0,000000 1,000000

стремление к реализации своих потенциальных возможностей. Возможно, это связано с тем, что основной задачей педагогов начального звена является формирование на основе первых аналогий и умозаключений фрагментарной картины познания -полноценного аппарата научных понятий. Это достигается, в частности, посредством личностного вклада педагога, особенно эмоциональной составляющей (в силу возрастных особенностей младших школьников), в организацию совместной с учащимися деятельности. Анализируя выраженность переменных стрессоустойчивости и креативности у педагогов представленных групп, выясним, существует ли связь между этими двумя переменными? Для этого воспользуемся однофакторным дисперсионным анализом для независимых выборок (см. табл. 1).

Из табл. 1 следует, что существует достоверное различие между уровнем использования личностного потенциала и стрессо-устойчивостью личности педагога. Примечателен тот факт, что при низком уровне использования личностного потенциала отмечается низкий уровень стрессоустойчиво-сти. Учитывая значимость полученных различий, отметим закономерность: чем выше уровень использования личностного потенциала педагога, тем выше уровень стрессо-устойчивости личности. Таким образом, наше предположение о взаимосвязи показателей стрессоустойчивости и уровня продуктивности и креативности педагогов является доказанным. Значит, необходимо говорить об их взаимодополняемости.

Мы предполагаем также, что существует определенная связь между представленными переменными личности и уровнем личностного потенциала педагогов. Для выявления достоверных различий между уровнем использования личностного потенциала и переменными мы использовали процедуру вычисления критерия Крускала - Уоллеса (табл. 2).

Из табл.2 видно, что достоверные различия между низким, средним и высоким уровнями использования личностного потенциала выявлены для ряда переменных - А, В ^, G,

Н, I, N Q2, Q3. Примечательно, что практически все значения переменных растут вместе с увеличением значений уровня личностного потенциала.

Итак, педагогам с высоким личностным потенциалом присущи такие качества, как высокие общие умственные способности; высокий уровень вербальной культуры и эрудиции; доминирование; аналитичность мышления; экспериментаторские идеи; акТаблица 4

Взаимосвязь возраста испытуемых с переменными личностного потенциала и стрессоустойчивости в группе педагогов (23-30 лет)

Переменные Значение коэффициента корреляции Пирсона Уровень значимости2

Возраст уровень использования личностного потенциала 0,8662 0,005

стрессоустойчивость 0,2339 0,577

Таблица 5

Взаимосвязь возраста испытуемых с переменными использования личностного потенциала и стрессоустойчивости в группе педагогов 31-40 лет

Переменные Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости*

Возраст уровень использования личностного потенциала - 0,181159 0,329411

стрессоустойчивость - 0,359674 0,046883

тивность; повышенный самоконтроль. Это подтверждает наше предположение о том, что за стремлением использовать свой личностный потенциал на практике могут стоять следующие личностные позиции педагога: потребность в самоактуализации; желание реализовать свои возможности в ведущей деятельности; стремление к расширению собственных потенций, ощущение личностного и профессионального роста. Напротив, педагоги с низким уровнем личностного потенциала обладают прямолинейностью, эмоциональной неустойчивостью; сдержанностью и зависимостью от группы, выражающейся в ориентации на социальное мнение и некоторую безынициативность.

Рассмотрим взаимосвязь третичных факторов с исследуемыми возрастными группами педагогов (см. табл. 3).

Из табл. 3 видно, что в данной группе нет связи возраста с личностным потенциалом и стрессоустойчивостью личности.

В возрастной группе педагогов 23-30 лет отмечена положительная корреляция с личностным потенциалом (табл. 4). Можно говорить о том, что личностный потенциал выступает качеством личности, связанным с возрастом. Иначе говоря, возрастные особенности личности педагогов в данной категории оказывают влияние на развитие продуктивности и креативности как личностных качеств.

Данные, представленные в табл. 5, показывают, что в возрасте 31 - 40 лет для педагогов характерна отрицательная связь возраста и стрессоустойчивости личности. Это соотношение показателей говорит о том, что в исследуемой группе возрастные особенности оказывают отрицательное влияние на стрессо-устойчивость личности.

В возрастной группе педагогов 41-60 лет не выявлено корреляционных связей возраста с третичными факторами. Это говорит о том, что в данной группе возраст не влияет на уровень продуктивности и креативности личности, а также на стрессоустойчивость педагогов.

Анализ выраженности значений личностного потенциала педагогов, работающих с учащимися разных ступеней образовательного процесса, позволяет сделать следующие выводы:

1. высокий уровень личностного потенциала отмечается в группе педагогов начального звена - 44%; далее следует группа педагогов среднего звена -37% и старшего звена - 23%. Низкий уровень личностного потенциала отмечается также в группе педагогов начального звена - 35%; среднего звена - 35% и старшего звена - 33%.
2. Мы обнаружили взаимосвязь показателей стрессоустойчивости и уровня продуктивности и креативности педагогов, а это значит, что они являются взаимодополняемыми. Учитывая значимость полученных различий (i=0,001435, p=7,008755), отметим полученную закономерность: чем выше уровень использования личностного потенциала педагогов, тем выше стрессоустойчивость личности педагогов.
3. Анализ показал наличие высокозначимых корреляционных связей между уровнем личностного потенциала педагогов и рядом переменных. Было обнаружено 9 достоверных корреляционных связей, уровень статистической значимости которых распределяется от Р< 0,1 до Р< 0,01.
4. Анализ корреляционных связей у педагогов разных возрастных групп показал наличие тесных положительных и отрицательных корреляционных связей (р < 0,05) между возрастом испытуемых и третичными переменными, отражающими уровень личностного потенциала и стрессоустойчивость личности педагога. Отметим, что положительная корреляция с личностным потенциалом выявлена в возрастной группе 23-30 лет (r=0,8662, р=0,005); отрицательная корреляционная связь возраста со стрессоустойчивостью обнаружена в возрастной группе 31-40 лет (r= - 0,359674, р=0,046883).

Таким образом, общий анализ эмпирических данных позволил нам выделить особенности проявления продуктивности и креативности педагогов, а также стрессоустойчивости как профессионально значимого качества личности учителя.

литература

1. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2002.
2. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. СПб. : Питер, 2000.
3. Методическое пособие но дисциплине «Психодиагностика» для решения практических задач. Ростов н/Д., 2002.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Соц.-психол. центр, 1996.

Peculiarities of personal potential of secondary school teachers

There are revealed the peculiarities of teachers’ personal potential at primary, middle and senior classes of secondary schools. There are given the basic results of teachers’ potential research in work experience; analyzed the interconnection of personal potential level and varieties of teacher’s personality. There is determined the influence of teacher’s age on the level ofpersonal potential.

Е.В. коротовских

(Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

Освещаются проблемы изучения профессионального самоопределения лиц разного возраста с нарушенным слухом. Представлены особенности профессионального самоопределения глухих и слабослышащих учащихся и причины, обусловливающие необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии. Анализ развития профессионального самоопределения детей с сохранным и нарушенным слухом позволил установить наличие особенностей - отставание в развитии профессиональной направленности и самосознания, трудности профессионального выбора.

Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе, нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. Он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы, принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии, думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова и др.) отмечают, что большинство выпускников школы не готовы к решению этой задачи. чаще всего старшеклассники совершают неосознанный, необоснованный выбор профессии и испытывают при этом существенные трудности.

Данные социологических исследований, проводимых Московским областным центром профориентации молодежи, говорят о том, что школьники выпускных классов не готовы адекватно определить обстановку на рынке труда. Им не хватает достоверной информации о профессиях, они не способны самостоятельно оценить свои способности и склонно© Коротовских Е.В., 2011

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ КРЕАТИВНОСТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ personal potential self-actualization creativity stress resistance
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты