Спросить
Войти
Категория: Психология

Формирование правового самосознания личности подростка

Автор: Гаджиева Султанат Изетовна

Психолого-педагогические науки

• ••

13

УДК 159.922.7

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО САМОСОЗНАНИЯ

ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

© 2009 Гаджиева С.И., Цахаева А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Современное общество ставит перед подростком новые проблемные ситуации, создает новые трудности: его социальные и психологические механизмы развития подвергнуты новым испытаниям, и необходимо адекватно реагировать на эти изменения. Психологической теорией и практикой доказано, что только высокий уровень развития правового самосознания поможет личности противостоять идеологической обработке радикально настроенных лиц, приводящей к вооруженным конфликтам

The modern society brings a teenager’s attention to new problem-solving situations, creates the new difficulties. Social and psychological mechanisms of its development are subjected to new tests. It is necessary to react to these changes adequately. The psychological theory and practice convincingly proved the fact, that only the high level of the development of the legal consciousness would help a person to withstand radically aiming persons’ ideological pressure that brings about armed conflicts.

Масштабность общенациональной проблемы воздействия разрушающих факторов на психику людей актуализирует необходимость обеспечения формирования правового самосознания лиц с девиациями в поведении настоящее время. При этом современная система образования, достигшая определенного познавательного прогресса в выработке духовной и интеллектуальной культуры, претерпевает глубокие преобразования в личностных сферах субъекта этих изменений - ученика. В Федеральной программе развития образования, Федеральном законе РФ указывается на необходимость усиления воспитательной функции образования по формированию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к Родине, семье, окружающей природе. Поэтому подготовка молодого поколения должна быть ориентирована на воспитание конструктивной, с лидерскими позициями, декларирующей общечеловеческие ценности, не преследующей свои узкокорыстные цели молодежи. Рост урбанизации, разрушение патриархальных устоев, развитие информационных технологий, спутникового телевидения, всемирной сети Интернет; рыночные формы, использующие детский труд в теневой экономике, привели к трансформации жизненных целей, где превалирует нажива любой ценой, и сделали подростка потребителем материальных благ, где право отодвигается на второй план как препона к достижению намеченной цели.

14

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2009

Кроме того, встречающиеся в обществе разночтения правовых норм поведения, возможность сосуществования двойной морали взрослых (для себя и для других) влекут за собой деформации личности, за которыми следуют поведенческие девиации, затрудняющие социализацию и социально-психологическую их адаптацию. Особенно сильный трансформирующий удар приходится на подростков, как на самый сложный этап онтогенеза. По данным Управления федеральной службы по нарконадзору РФ по Республике Дагестан за три года возбуждено 129 уголовных дел в отношении подростков, среди которых: по ст.228 УК РФ возбуждено 34 уголовных дел, из них 85% - за сбыт наркотиков в крупных и особо крупных размерах; задержаны и арестованы подростки-правонарушители. В вооруженных конфликтах участвовало около 335 подростков. При этом в суд направлено около 200 уголовных дел несовершеннолетних.

В связи с этим психологопедагогическая наука призвана решать ряд новых специально-научных вопросов, приобретающих большое значение для преодоления кардинальных проблем, среди которых: гармонизация отношений в системе «подросток - взрослый», «ребенок -родитель», «ученик - учитель»; поиск путей избегания противоречий и трудностей взаимовлияний школьника и среды; детальное изучение факторов и механизмов развития правового сознания и самосознания, выступающих в качестве психологической защиты от возможных девиаций и т.д. Изучение этих вопросов, на наш взгляд, целесообразно осуществлять на основе психологической модели формирования правового самосознания подростка. При этом в условиях Дагестана, уникальной республики Северного Кавказа (многоязычие, культуры этнических групп, вероисповедание основных мировых религий ислам, христианство, иудаизм и т.д.), где есть светские законы и законы (адаты) традиций горцев, часто взаимоисключающиеся, несколько размыто общественное правовое сознание.

В период роста национального самосознания, самоопределения малочисленных народов Северного Кавказа изучение и описание не только «психологического портрета» этноса, выявление межэтнических, межличностных, внутриличностных конфликтов, приводящих к девиации личности, предполагает и требует поиск путей выхода из конфликтных ситуаций, механизмов нейтрализации, скрытых в паттернах сознания причин, определяющих уровень демонстрации личностных структур. Следовательно, необходимо разработать и внедрить в практику подготовки научно-целевые установки и методические рекомендации, предназначенные для повышения уровня правовой культуры личности в школе, обществе.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что правовое самосознание, представляя собой специфическую форму отношений, складывающихся между человеком и государством, попадает в пространство исследования: юриспруденции, социологии, этнографии, педагогики, психологии. Анализ сущности правового самосознания, предпринятый ведущими учеными, выявил согласованность универсальных структур данного феномена, где он рассматривается как многоаспектный и поэтому малоизученный феномен природы психического в человеке, требующий детализаций и уточнений.

При этом правовое самосознание имеет оценочный и регулятивный уровни (А. И. Долгова), процессуально его формирование осуществляется только в деятельности (Е. В. Аграновская, Р. С. Байниязов, П. П. Баранов), имеет практическое проявление типа деаксиологического правового сознания, где выделяются формы

Психолого-педагогические науки •••

проявления: прямые умышленные

нарушения действующих законов; лояльность государства к преступности и коррупция власти; повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение правовых предписаний; издание противоречащих, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов; подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью; конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях; нарушение прав человека; догматизирование и вульгаризирование известных ценностей права [7].

По мнению многих авторов, правовое самосознание личности является предпосылкой формирования нормативного поведения (М. И. Боб-нева, Н. Н. Снежкова). При этом не всегда наличие правового самосознания является фактором, необходимым для нормальной деятельности личности, поскольку на первый взгляд «законопослушный» человек может быть не свободен в проявлении своей самостоятельности, творческой индивидуальности. Такой человек пропитан духом конформизма, он не способен к широкому дифференцированию интеллектуальной, нравственной, духовной жизни [6]. По мнению Л. С. Алексеевой, мало знать, как надо себя вести, необходимо и в экстремальной ситуации проявлять правовые нормы в поведении, иметь прочные убеждения, правовые поведенческие стандарты и стойкие установки. В таких личностях существует сложный, противоречивый комплекс устойчивых негативных диссонансов, настроений и переживаний, адаптация к которым социально принижает личность, служит предпосылкой ее нравственного разрушения [1].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что факторами формирования правового самосознания выступает совокупность условий и обстоятельств, которые

15

определяют темпы, результат, уровень и устойчивость демонстрации правовых норм в поведении. При этом под уровнем сформированно-сти правового самосознания нами понимается глубина процесса, где устойчивость характеризуется степенью ее прочности и длительности, поддержанием поведения на том или ином уровне, а также отношением, углублением и развитием данного процесса.

Следует отметить, что личность в своем поведении, реализующем правовые установки и ценности, руководствуется представлением о праве, как об инструменте удовлетворения потребностей, и при этом столкновение потенциала индивидуальной потребности и правовых ценностей, рамки которых определяются требованиями норм права, становится в обществе необычайно частым и индивидным, вместо того, чтобы стать объективным и общественным.

По нашему мнению, большинство членов общества при возникновении несогласия с общественной нормой предпочитают не вступать в открытый конфликт с законом, проявляя конформность, основанную на страхе перед наказанием, что рано или поздно приводит к внутриличностным конфликтам. С этих позиций важным фактором развития правового самосознания выступает активная жизненная позиция личности по отношению к нарушениям права. При этом значимость данного фактора изменяется, что говорит о динамичности системы факторов, включенных в процесс формирования правосамосознания, действующих не изолированно друг от друга, а как единое целое, как система взаимосвязей и взаимообусловленных обстоятельств.

Классическим постулатом отечественных психологов (Л. А. Запорожец, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман) стала идея о важнейшей особенности подросткового возраста, связанной с

16

Известия ДГПУ, №4, 2009

развитием различных видов сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений и норм, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если младший школьник действует чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то для подростка основное значение приобретают собственные принципы поведения, взгляды и убеждения. При этом в сознании складываются паттерны нормативности и привлекательности поведения, возникает система самооценивания, что влечет за собой формирование самосознания и потребности осознать себя как личность, полноценный член общества. Кроме того, у подростка появляется интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми, он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности [3].

С развитием сознания, ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникает идеальный образ поведения с конкретными людьми. При этом поведенческий идеал подростков, как исключительно эмоционально окрашенный образ, становится своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения, что создает ту внутреннюю среду, которая обеспечивает личности возможность стать самостоятельной и самой в большей или меньшей степени управлять развитием.

Потребность в правовом самосознании возникает в жизни, практической деятельности и определяется растущими требованиями к своим соответствиям [5].

Анализ современных представлений о психологии подростков, демонстрирующих девиации в поведении, указывает на связь с психической патологией (А. Е. Личко), правовым нигилизмом (н. И. Матузов, Р. Н. Па-вельев), употреблением наркотических средств (А. В. Сухарев), на зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи (Л. С. Алексеева), с социальной запущенностью (Ю. А. Клейберг), а также успешной психокоррекции (А. А. Кроник, Н. Ю. Максимова, Г. К. Селевко, Ю. Ю. Черво). С этих позиций логично предположить, что подростки с девиациями в поведении поддаются психокоррекция, где прослеживается динамика от «негатива к позитиву», поскольку подростковый возраст является сензитивным для формирования правового самосознания.

Таким образом, в качестве механизма формирования правового самосознания как условия реализации нормативного поведения в сложных социальных условиях следует выделить:

- личный позитивный опыт, создающий аттитюды норм;

- самоконтроль, внутренняя саморегуляция на основе внутренней позиции;

- пластичность в принятии решений, сообразная с общечеловеческими ценностями;

- критическое и креативное мышление, дающее отпор насаждению чуждого мировоззрения и нивелированию общечеловеческих ценностей;

- ценностное отношение к нормам и правилам, принятым в данном обществе;

- коммуникативная компетентность, определяющая индивидуальную стратегию поведения.

Сравнительный анализ основных теоретических подходов позволяет считать, что правовое самосознание представляет собой активное, продуктивное приспособление социальных и психологических характеристик к актуальным параметрам норм общества, позитивный результат его

Психолого-педагогические науки

• ••

17

развития, ведущий к оценкам его членов и зависящий от начала его

планомерного популяризирования.

Примечания

1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1980. С. 45-58. 2. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Определение степени антиобщественной направленности девиантных подростков // Акмеология. 1996. №2. 3. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово : Кузбасс вузиздат, 1996. 4. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции. Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1994. 5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. : Медицина, 1983. 6. Максимова Н.Ю. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях новой ситуации развития. М., 2006. 84 с. 7. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. 1994. №2. 8. Невский И.А. Особенности подростков с девиантным поведением. М. : МОПУ, 2005. 43 с. 9. Павельев Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Воронеж, 1998. С. 16. 10. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемых подростков. М. : ЦСП РАО, 1997. 48 с. 11. Сухарев А.В. О возможности замещения психологической потребности в алкоголе у подростков // Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества. М. : АПН СССР, 1987. С. 106-116.

Статья поступила в редакцию 12.11.2009 г.

ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА САМООЦЕНИВАНИЕ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты