Спросить
Войти
Категория: Психология

Исследование возрастных особенностей самопознания школьников

Автор: Спиридонова Светлана Борисовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Б. СПИРИДОНОВА (Волгоград)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Анализируется проблема развития самопознания в онтогенезе. Рассматриваются возможности исследования самопознания как источника внутренней активности личности ребенка в процессе саморазвития. Представлены результаты изучения возрастных особенностей самопознания школьников методом самоописания.

В отечественной психологии самопознание рассматривается как начальный этап процесса самосознания. Самосознание во многом зависит от объективных знаний о себе, полученных в результате самопознания. И.И. Чеснокова отмечает, что сначала знания о себе «выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности, далее эти ситуативные образы себя интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном “Я” как субъекте, отличном от других субъектов» (Чеснокова 1982: 121).

Самопознание является сложным многоуровневым процессом. На первом уровне оно осуществляется через соотнесение себя с другими людьми. Здесь активно работают механизмы познания себя через познание Другого и социального сравнения. Первый уровень онтогенетически связывается с доподростковым возрастом, хотя И.И. Чеснокова отмечает, что на протяжении всей жизни человека он продолжает существовать наряду с более высокими, актуализация одного уровня сменяется актуализацией другого.

Второй уровень самопознания, по мнению И.И. Чесноковой, функционирует в отличие от первого не в системе «Я - другие люди», а в системе «Я - Я». На этом уровне приобретение знаний о себе осуществляется путем самоанализа и самоосмысливания, для которых к этому времени уже созрели и интеллектуальные предпосылки. Но не

только операционально этот уровень является выше предыдущего. Значительно усложняется и содержание процесса самопознания.

Имея своими источниками общение и деятельность, процесс самопознания развивается от простого самовосприятия и самонаблюдения в доподростковом периоде до самоанализа поведения и деятельности. Л.И. Божович отмечает, что ребенок «постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и осмысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности» (Божович 1968: 347).

Самопознание имеет п р о ц е с с у а л ь -ную и результативную стороны. Результатом процесса самопознания выступает продукт, для обозначения которого разными авторами используются термины «Я-концепция», «Я-образ», «Я» и др. Представления о себе, касающиеся разнообразных сторон своей личности, складываются в целостный образ. С.Л. Рубинштейн (2003) отмечал, что к своему Я человек относит и свой физический облик, и свое психическое содержание. Но, по его мнению, не все из этого содержания отражается в равной степени.

В образе Я выделяются различные компоненты. Но у всех авторов так или иначе присутствуют понятия «Я-реальное» и «Я-идеальное». По Роджерсу (1997), «Я-кон-цепция» отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями. «Я-концепция» включает и то, каким человек хотел бы стать.

Одной из важных характеристик самопознания, от которой зависит его регулятивная функция, является рефлексивность. А.В. Захарова определяет рефлексивность по «наличию у ребенка колебаний, сомнений в ситуациях оценивания себя, стремления избежать однозначных оценок путем перебора их вариантов, смягчения категоричности самооценочных суждений» (Захарова 1993: 31).

© Спиридонова С.Б., 2008

Таблица 1

Объектные и субъектные суждения в самоописаниях

Классы Количество суждений, %

объектных субъектных

Начальная школа 67,5 32,5

Среднее звено 51,7 48,3

Старшие классы 23,4 76,6

Не менее важной характеристикой самопознания является способность ребенка к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Наличие в образе Я отрицательных характеристик, подкрепленное результатами объективного самонаблюдения, порождают адекватную самооценку и побуждают к целенаправленной саморегуляции поведения. Критичность самопознания может играть как негативную, так и позитивную роль в развитии личности ребенка. Чрезмерная критичность закрывает пути самоизменения, ложась в основу устойчивой неадекватно заниженной самооценки. Осознание и анализ своих недостатков и неуспехов побуждают человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

В 2006 - 2007 гг. нами было проведено исследование возрастных особенностей самопознания школьников.

Мы предположили, что с возрастом содержание самопознания школьников изменяется в связи с усилением рефлексивности и критичности.

В исследовании мы решали следующие задачи:

1) проанализировать особенности самопознания младших школьников, подростков и старшеклассников;
2) выявить возрастную динамику развития рефлексивности и критичности самопознания школьников.

Было обследовано 216 учащихся 2 - 11-х классов. Основным диагностическим методом являлось самоописание. Учащимся предлагалось написать сочинения на две темы: «Что я знаю о себе?» и «Каким бы я хотел стать?». Такие формулировки побуждали отразить в сочинениях содержание «Я-ре-ального» и «Я-идеального». Время работы и ее объем не ограничивались. Анализ са-моописаний школьников осуществлялся с помощью разработанной нами системы (Матюхина, Спиридонова 2000). В качестве единиц анализа выступали слова, фразы, элементы текста, которые относились к различным категориям суждений.

1. Суждения, отражающие объектное содержание самопознания. Они соотносятся с уровнем самопознания, при котором «человек преимущественно опирается на внешние моменты, включая себя в сравнительный контекст с другими» (Чеснокова 1977). Эти суждения могут быть разного уровня. Самый низкий уровень самопознания проявляется при перечислении принадлежащих ребенку предметов, членов семьи, друзей, домашних животных, анкетных и биографических данных, описании той или иной практической деятельности и т.п. К более высокому уровню мы отнесли суждения, отражающие отношение к материальным и социальным объектам, желание иметь что-либо из предметов, описание увлечений, пристрастий и т.п.
2. Суждения, отражающие субъектное содержание самопознания. Они соответствуют уровню самопознания, который, по мнению И.И. Чесноковой, обеспечивает соотнесение знаний о себе в рамках системы «Я и Я». На этом уровне «человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то мере сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях» (Там же).

Субъектное содержание самопознания также может быть представлено на уровне перечисления явлений своего внутреннего мира и на уровне отношения к ним. К уровню перечисления мы отнесли указания на мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, а также суждения, отражающие стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. Суждения, отражающие отношение к явлениям своего внутреннего мира, как правило, имеют рефлексивный характер, это рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. В них проявляется способность учащихся осторожно, не категорично осознавать особенности своей личности, различПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

Субъектные суждения в самоописаниях

Классы Количество суждений, %

Указания на привлекательную профессию Указания на желаемые качества Рефлексивные суждения о себе Критические суждения Суждения, отражающие стремление к саморегуляции

Начальная школа 9,3 8,8 12,7 1,3 0,4

Среднее звено 5,8 10,2 20,7 9,2 2,4

Старшие классы 3,3 19,3 35,4 14,2 4,4

ные стороны своей жизнедеятельности, свои стремления, потребности и мотивы. В эту группу мы относим и суждения, в которых проявляются критическое восприятие себя, осознание способов саморегуляции и самосовершенствования.

Рассмотрим соотношение объектных и субъектных суждений в самоописаниях по возрастным группам.

Как видно из табл. 1, описания объектного характера составляют больше половины объема сочинений как младших школьников, так и учащихся среднего звена. У старшеклассников количество объектных суждений существенно меньше. Субъектные характеристики отражены в са-моописаниях младших школьников меньше, чем объектные. У учащихся среднего звена количество объектных и субъектных характеристик представлено примерно поровну (51,7 и 48,3% соответственно). У старшеклассников количество субъектных суждений превышает количество объектных примерно в три раза (76,6 и 23,4% соответственно). То есть наблюдается значимое увеличение доли субъектных описаний в общем объеме суждений от младшего к старшему школьному возрасту.

Изменение в соотношении количества объектных и субъектных суждений в работах учащихся позволяет сделать вывод, что уровень самопознания с возрастом повышается за счет усиления субъектности суждений о различных сторонах своей личности.

Рассмотрим подробнее, какие изменения происходят в группе субъектных суждений. Обратимся к табл. 2.

Из табл. 2 видно, что постоянный и устойчивый рост от младшего к старшему школьному возрасту наблюдается по категориям «Рефлексивные суждения» и «Критические суждения».

В сочинениях младших школьников рефлексивные суждения занимают лишь 12,7% от общего объема описаний. В основном это указания на различные качества личности: «Я красивая, яркая, трудолюбивая, милая, добрая». У подростков рассуждения о себе встречаются чаще (20,7%). Они становятся более развернутыми: «Я человек, который довольно уверен в себе», «У меня есть своя точка зрения и свои мысли». У старшеклассников рефлексивные суждения занимают треть объема самоопи-саний (35,4%). Это достаточно глубокие высказывания, отражающие результаты самоанализа: «Единственная моя цель в жизни - добиться успеха в определенных сферах деятельности», «Мои жизненные ценности складываются под воздействием многих факторов», «В моем характере доминируют лидерские качества».

Критические суждения у младших школьников представлены единичными случаями и занимают в общем объеме около одного процента. Чаще всего они касаются поведения и сферы общения: «Я немного драчливый», «Я не всегда говорю правду». В средних классах наблюдается значимое увеличение количества критических суждений - до 9,2%. Подростки очень категорично могут высказываться о своих недостатках: «Я очень вредная, меня трудно переубедить», «Иногда могу быть агрессивной и злой». В старших классах рост количества критических суждений также является значимым (до 14,2%). Но изменения в этой категории являются не только количественными, но и качественными. Старшеклассники указывают на свои недостатки часто в сочетании с суждениями рефлексивными, а также отражающими стремление к самоизменению: «Мой характер явно не безупречен, в нем есть много отрицательных черт», «Я не всегда смелый, очень редко бываю жадным и расчетливым, иногда бываю равнодушным», «Я честный человек, но иногда бываю хитрым», «У меня есть привычки, в основном они плохие».

Доля суждений, отражающих стремление к самоизменению, в сочинениях учащихся всех возрастных групп невелика. Но можно отметить положительную динамику в отношении этой категории: 0,4% от общего объема самоописаний младших школьников занимают такие высказывания, как «Иногда я задумываюсь о своем поведении», «Я всегда ставлю себе цель». У подростков 2,4% суждений указывают на проявления волевой саморегуляции: «Я не могу себя долго сдерживать, но я стараюсь держаться», «Пытаюсь убедить себя в том, что каждодневный поступок я выбираю самостоятельно». Старшеклассники в два раза чаще, чем учащиеся среднего звена, рассуждают о способах самосовершенствования (4,4%): «Я с удовольствием воспринимаю критику, ведь это помогает совершенствовать свое внутреннее Я».

Важным показателем развития самопознания в нашем исследовании являлось указание на стремление приобрести в будущем какие-либо качества личности. При анализе учитывались количество называемых качеств, их разнообразие. Из табл. 2 видно, что эти суждения в сочинениях младших школьников и подростков представлены примерно поровну (8,8 и 10,2% соответственно). Рост этого показателя наблюдается только у старшеклассников (19,3%). У младших школьников желаемые качества не очень разнообразны, чаще всего они хотят быть «добрыми, умными и красивыми». У подростков желаемые качества касаются разных сфер: «Хочу стать более спокойным», «Хочу стать доброй, отзывчивой, не стеснительной», «Хочу стать независимым человеком». В отличие от младших школьников, подростки кроме желания приобрести положительные качества личности указывают на стремление избавиться от отрицательных черт: «Я хотела бы измениться, не быть такой вспыльчивой». В само-описаниях старшеклассников суждения этой категории становятся развернутыми, затрагивают разные стороны личности. Например, десятиклассник Дмитрий И. пишет: «Я хочу стать очень трудолюбивым, всегда спокойно относиться к происходящему, всегда здраво мыслить, не идти на поводу у своих сиюминутных желаний».

Таким образом, сравнительный анализ самоописаний учащихся трех возрастных групп позволил выявить следующую тенденцию в группе субъектных суждений: от младшего школьного возраста к подростковому, а затем к старшему школьному возрасту в содержании самопознания школьников значимо увеличивается количество рефлексивных и критических суждений о себе. У старшеклассников наблюдается также рост указаний на стремление приобрести в будущем привлекательные качества и особенности личности.

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что с возрастом у школьников усиливаются рефлексивность и критичность по отношению к особенностям своей личности и повышается осознанность стремления к самоизменению и саморегуляции. Знания о себе становятся более глубокими, дети приобретают желание и способность рассуждать об особенностях своей личности, критически относиться к некоторым ее сторонам, начинают осознавать возможность самоизме-нения и саморазвития, проявляют желание приобрести в будущем не только какую-либо профессию, но и те или иные качества личности, а иногда и изменить в себе некоторые нежелательные свойства характера.

Литература

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. Минск, 1993. 99 с.

Матюхина, М.В. Самопознание и формирование в младшем школьном возрасте: учеб.-метод. пособие /М.В. Матюхина, С.В. Спиридонова. Волгоград: Перемена, 2000. 64 с.

Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. 317 с.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. 713 с.

Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. 144 с.

Чеснокова, И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И.И. Чес-нокова // Проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1982. С. 121 - 126.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты