Спросить
Войти
Категория: Психология

Синдром раннего детского аутизма: медико-психологические и социально-педагогические аспекты

Автор: Маллаев Джафар Михайлович

Психолого-педагогические науки

• ••

9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 371.9 (075.8)

СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА: М ЕДИ КО-ПСИХОАОГИ ЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

©2о°7 маллаев Д.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

В настоящее время разработаны различные методики оказания психологопедагогической помощи детям с ранним детским аутизмом дошкольного и младшего школьного возраста. Однако в специальной литературе недостаточно изучены особенности подростков с ранним детским аутизмом, возрастная динамика изменений в их психической сфере, не разработаны методы и приемы коррекционного психолого-педагогического воздействия на личность такого подростка. Наличие эмоциональных, поведенческих и когнитивных проблем значительно снижает возможности их адаптации в социуме. Поиск путей эффективного воздействия на формирование личности детей и подростков с проблемами в развитии делает изучение поставленных вопросов весьма актуальным.

At present different methods of giving psychological and pedagogical help to children with the early children’s autism syndrome of preschool and younger school age have been elaborated. However in the special literature particularities of teenagers with the early children’s autism, age dynamics of changes in their psychic sphere are not well-studied, methods and devices of correctional psychological and pedagogical influence on these teenagers’ personality are not elaborated. The presence of emotional, behavioural and cognitive problems substantially reduces the possibilities of their adaptation in society. Searching the ways of the efficient influence on personality upbringing of children and teenagers with development problems makes the study of the given questions more actual.

10

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

Проблема раннего детского аутизма (РДА) является одним из важных направлений исследований в специальной психологии и коррекционной педагогике. Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования

различных психических функций, со своеобразными эмоциональноповеденческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Основными признаками аутизма являются:

1. Неспособность ребенка устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, даже с самыми близкими (например, с матерью) на уровне взгляда, мимики, жестов. При этом часто указанная неспособность не является результатом низкого интеллектуального развития.
2. Поведенческие стереотипии.
3. Неадекватность реакции на стандартные раздражители. Неадекватность может проявляться как в виде глубокой поглощенности впечатлениями от стимула внешней среды, так и различного рода демонстрациями дискомфорта.
4. Нарушения коммуникативной функции речи.
5. Раннее проявление (до 3 лет).

Ранний детский аутизм встречается примерно от 3-6 до 10-15 случаев на 10000 детей, при этом у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

В работе О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» [16] приводятся наиболее яркие внешние проявления синдрома детского аутизма, обобщенные в клинических критериях:

- аутизм как таковой, т.е. предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. При этом характерны трудности взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией, сложности в выражении своих эмоциональных состояний и понимании других людей;

- стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям и обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями -моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз; пристрастие к одним и тем же предметам; захвачен-ность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре;

- особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции. По некоторым данным, даже в половине случаев это может проявляться как мутизм (отсутствие целенаправленного использования речи для коммуникации, при котором сохраняется возможность случайного произнесения отдельных слов и даже фраз). Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов или фраз), отставание в правильном использовании в речи личных местоимений;

- раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 лет).

Впервые термин «аутизм» был использован в начале XX века немецким психиатром Е. Блейлером [б], который описал его как симптом шизофрении, выражающийся в особом погружении «в мир грез», нереальный, придуманный, который для больного более реален, чем окружающий мир. Е. Блейлер описал

Психолого-педагогические науки •••

также и «аутистическое мышление» при шизофрении, характеризующееся отсутствием внимания на противоречия с действительностью, символизмом, оторванностью от реальности, «мечтами наяву», бредовыми идеями.

Лео Каннер в 1943 году использовал этот термин для обозначения иной клинической нозологии, характеризующейся триадой признаков:

1. Экстремальное одиночество ребенка и неспособность к общению;
2. Тревожное навязчивое желание сохранения постоянства окружающего мира;
3. Неспособность использовать речь для коммуникации.

По Каннеру, аутизм - это сложный симптомокомплекс расстройств, обнаруживаемый с первых лет жизни и определяемый чертами крайней самоизоляции, однообразным поведением, коммуникативными расстройствами речи, моторными стереотипиями, явлениями протодиакризиса. Каннер относил ранний детский аутизм к расстройствам шизофренического спектра. Он наблюдал 11 детей с этим клиническим синдромом.

«Крайнее аутистическое одиночество», описанное Л. Каннером, сопровождалось различными нарушениями социализации и некоторыми странностями в общем психическом развитии ребенка. В рамках данной патологии отмечались следующие проявления: неспособность настраиваться на адекватное поведение, различные нарушения в развитии речи, стереотипные поведенческие и речевые реакции, эхолалии, отличная механическая память, ограниченный диапазон спонтанной активности, резко выраженная консервативность и стремление поддерживать окружающую среду в неизменном состоянии, необычные склонности и увлечения, крайнее ограничение контактов и неумение строить межличностные отношения на разных уровнях.

11

Австрийским педиатром Х. Аспер-гером в 1968 г. было описано состояние, крайне схожее по клиническим проявлениям с синдромом Каннера. Названное им «аутистической психопатией» состояние характеризовалось необычностью развития и использования речи ребенком, неспособностью к визуальному контакту с окружающими, нарушением паралингвистических средств общения, не-сформированностью навыков социального взаимодействия.

Х. Аспергер считал, что в основе происхождения данного состояния лежат наследственные нарушения, а также патологические факторы, влияющие на организм матери и ребенка в период беременности и родов. Синдром Х. Аспергера более благоприятен в прогностическом плане, чем синдром Каннера.

В отечественной литературе впервые термин «детский аутизм» был введен С.С. Мнухиным (1947), который описал у детей, переживших блокаду Ленинграда, состояния, сходные с аутизмом Каннера.

Л. Каннер указал специфичность клинической картины при раннем детском аутизме, считая его самостоятельным нарушением психического развития. Аналогичных взглядов придерживаются и отечественные исследователи данного синдрома Е.Р. Баенская, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Т.И. Морозова, О.С. Никольская, Р.К. Ульянова.

В то же время С.С. Мнухиным и его сотрудниками Д.Н. Исаевым и В.Е. Каганом было обосновано мнение, что ранний детский аутизм является сборной группой дизонтогенеза психики у детей. В.М. Башина [5] рассматривает ранний детский аутизм как состояние, которое может быть выявлено при различных психических нарушениях. Х. Аспергер (1944), независимо от Л. Каннера описавший состояние, сходное с синдромом Л.Каннера и названное син-дромом Аспергера, дифференцировал синдром аутизма в

12

Известия ДГПУ, №1, 2007

различных клинических состояниях -шизофрении, олигофрении, нарушениях слуха, аутистической психопатии. О. Богдашиной (1999) приводится анализ проблемы дифференциальной диагностики РДА от олигофрении, шизофрении, специфических нарушений развития речи, синдрома Туретта, синдрома ЛандауКлефнера, синдрома Ретта и других сходных состояний.

По определению В.М. Башиной [3], «аутизм - это такое расстройство, при котором всегда имеет место нарушение общения, уход ребенка в свой мир, пусть самый примитивный, на уровне моторных стереотипий, утратой резонанса на внешние раздражители, поглощенность однообразной деятельностью с переходом на внутренние, затверженные моторные или идеаторные стереотипии, в связи с чем ребенок вовсе не может воспринимать сигналы извне. У этих детей обеднено формирование новых связей, наблюдается остановка в психическом развитии, которая всегда сочетается с отрешением от окружающего, невозможностью приятия окружающих раздражителей. Возникает как бы блокада информационного поля ребенка». Далее В.М. Башина указывает на то, что детский аутизм может быть различного гене-за (эндогенного, органического, хромосомного), однако всегда в основе -нарушение притока информации с задержкой умственного развития и погружением в мир собственных действий.

А. Гезелл выдвинул гипотезу, что «аутизм представляет собой настолько сильное и глубокое нарушение центральной нервной системы, что комплексы социальной стимуляции не могут быть интегрированы и проинтерпретированы ребенком, в результате чего социальное взаимодействие вступает в дальнейшее противоречие с функциями центральной нервной системы» [11]. Автор называет детский аутизм «псевдосимптоматической задержкой развития», считая, что в ее основе - повреждение центральной нервной системы и сопутствующая ему умственная отсталость.

В.Е. Каган считает, что аутизм, как психопатологический синдром, характеризуется недостаточностью общения, формирующейся на основе первичных структурных нарушений или неравномерности развития предпосылок общения и вторичной утраты регулятивного влияния общения на мышление и поведение. При этом под предпосылками общения понимается:

- возможность адекватного восприятия и интерпретации информации,

- достаточность и адекватность выразительных средств общения,

- взаимопонимание с его регулирующим влиянием на мышление и поведение,

- возможность адекватного планирования и гибкого варьирования поведения, выбора способа и стиля общения.

Многие отечественные и зарубежные исследователи (Х. Аспергер, Т. Питерс, С.С. Мнухин, К.С. Лебединская) указывают на то, что ранний детский аутизм отмечается в рамках разных патологий.

Этиология раннего детского аутизма до сих пор не вполне ясна, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что в качестве бионеврологической основы развития РДА могут выступать изменения в формировании и развитии деятельности головного мозга. Так, в исследованиях Ненси Дж. Миншу (Nancy J.Minshew) (2002) были измерены размеры головного мозга у пациентов с ранним детским аутизмом. Автор приходит к выводу, что у пациентов изучаемой категории моложе 12 лет размеры головного мозга превышают нормальные на 5%, тогда как в более старшем возрасте разница составляла 1-2%.

К аналогичным выводам пришел

С.Р. Дейджер (Stephen R.Dager), обПсихолого-педагогические науки •••

наруживший, что у пациентов возрастом 3-4 года размеры мозга превышают нормальные на 10-13%.

Таким образом, повышение интенсивности роста мозга совпадает с появлением симптомов аутизма и отражает нарушение нормального функционирования мозга.

По данным Американской ассоциации по аутизму, под термином «ранний детский аутизм» понимается глубокое нарушение, носящее бионеврологический характер, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни. Как указывают Л.М. Шипицына и И.Л. Петрова: «Твердо установленным считается факт врожденного органического поражения структур и функций головного мозга. Основным симптомом при этом являются ярко выраженные нарушения общения и любых форм социального взаимодействия. При этом отмечается, что примерно 75% детей с РДА имеют умственную отсталость» [18].

В настоящее время дискутируются вопросы о сохранности интеллекта при раннем детском аутизме и о выделении основной производящей причины указанного нарушения развития.

Большинство зарубежных авторов, отвечая на первый вопрос, относят детей с аутизмом к лицам с нарушениями интеллекта, которые, однако, могут проявлять определенные способности к овладению некоторыми навыками (M. Rutter, E. Newson и др.).

В работах зарубежных авторов разброс мнений по поводу нозологической самостоятельности раннего детского аутизма еще более велик. Ряд авторов (G. Gaffney, Т. Ward, В. Hoddint и др.) считают, что ранний детский аутизм не является результатом органического поражения головного мозга либо иной соматически обусловленной причины.

Некоторые авторы рассматривают РДА в рамках детской шизофрении, несмотря на то, что многочисленные

13

исследования указывают на значительные различия в клинической картине указанных патологий детского развития.

Такие авторы, как L. Tsai, Р. Меnо-lаdnо, считают, что ранний детский аутизм по своему происхождению полиэтиологичен, и поэтому существует множество синдромов детского аутизма.

Сегодня, согласно Международной классификации болезней, среди нарушений психологического развития выделяют две формы аутизма в зависимости от времени появления основных проявлений РДА - типичный аутизм (проявляющийся до трех лет) и атипичный аутизм (проявляющийся после трех лет нормального психофизического развития ребенка).

Как пишет М.И. Буянов: «Надо выйти... из-под гипноза каннеровско-го описания аутизма, не следует думать, что аутизм встречается лишь в раннем возрасте и специфичен только для двух-трехлетних детишек» [7].

В.М. Башина [3] приводит классификацию различных вариантов аутизма в детском возрасте:

1. Детский аутизм эндогенного ге-неза:
1.1. Синдром Каннера (эволютив-но-процессуальный);
1.2. Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный);
1.3. Детский аутизм (процессуальный);
1.4. Синдром Аспергера (конституциональный).
2. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы;
3. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях;
4. Синдром Ретта (неуточненного генеза);
5. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза;
6. Аутизм неясного генеза.

Каждый из приведенных вариантов аутизма характеризуется своей

14

Известия ДГПУ, №1, 2007

симптоматикой, патогенезом, клинической картиной, однако в основе всегда лежит крайнее нарушение социальных связей с окружающими людьми, даже самыми близкими, сопровождающееся своеобразием интеллектуального, сенсомоторного,

эмоционального развития.

Рассмотрим клинику некоторых из представленных в данной классификации вариантов.

Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный аутизм) характеризуется рядом постоянно присутствующих симптомов, таких как:

1. Начало - от рождения до 36 мес. жизни ребенка;
2. Аутистическая отгороженность от реального мира с неспособностью формирования общения;
3. Асинхронный дизонтогенез с неравномерным созреванием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер жизнедеятельности;
4. Явления протодиакризиса с недостаточным различением одушевленных и неодушевленных объектов;
5. В поведении и игре - стереотипии, симптомы тождества, отсутствие подражания, недостаток реакций или повышенная чувствительность на дискомфорт и комфорт;
6. Симбиотическая или индифферентная форма общения с родными, с матерью;
7. Хаотические реакции недовольства и страха с агрессией и самоагрессией на появление новых раздражителей.

К 3-5 годам синдром Каннера приобретает клиническую очерченность со специфической неравномерностью и хаотичностью в основных функциональных системах, с явными расстройствами речи, тонкой моторики и игровой деятельности. Автор подчеркивает, что после шести лет нарастающая симптоматика психического дизонтогенеза делает нецелесообразным рассматривать подобное состояние, как синдром Кан-нера, на протяжении всей дальнейшей жизни субъекта.

В своей более ранней работе [5] В.М. Башина указывает, что ранний детский аутизм Каннера является самостоятельным вариантом эволю-тивного дизонтогеза. Кроме того, она отмечает, что в силу ярко выраженных различий в клинической картине он не может быть приравнен к синдрому Аспергера (аутистической психопатии).

Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный) характеризуется аутистической симптоматикой (в форме аутистического отрешения, с повышенной или сниженной чувствительностью ко

всему новому, нарушениями режима принятия пищи и сна) по типу умственного недоразвития в возрасте 1218 месяцев жизни, и только последующее лонгитюдное наблюдение позволит с достоверностью диагностировать синдром Каннера, синдром Аспергера или раннюю детскую шизофрению.

Если симптоматика инфантильного аутизма сочетается с явными органическими поражениями центральной нервной системы или хромосомными, обменными расстройствами, то речь идет, по систематике В.М. Башиной, об аутистическом расстройстве.

Детский аутизм (процессуальный) рассматривается В.М. Башиной (и рядом других авторов) как расстройство, аналогичное ранней детской шизофрении. При этом указывается на сочетание в клинической картине признаков аутизма и детских психозов.

При начале процесса в возрасте до 3 лет детский аутизм отмечается в двух основных формах: с преобладанием в клинической картине явлений регресса и кататоно-регрессивными синдромами.

В первом случае процесс начинается с падения активности, возрастания индифферентности, угасания реакция на родных. Нарастающая аутизация распространяется на все сферы: исчезает интерес к общению

Психолого-педагогические науки •••

как со взрослыми, так и со сверстниками, речь упрощается до невнятных звукосочетаний, утрачиваются навыки самообслуживания (обращения с ложкой, опрятности и др.). Между 2 и 5 годами наступает некоторая стабилизация состояния в виде псевдоолигофренического дефекта с аутистическим поведением.

Во втором случае процесс начинается с отрешения, вялости, перемежающихся возбуждением со стремлением к необычным, манерным формам движений с гротескностью, чрезмерностью, нецеленаправленностью, причудливостью, несоизмеримостью ритма и темпа. Подобная необычность движений требует постоянной дифференциальной диагностики от неврологических расстройств. Моторное возбуждение сопровождается ярко выраженным активным негативизмом. Движение продолжается в течение всего дня с краткими передышками без видимых признаков утомления ребенка. Возбуждение неожиданно сменяется необычной вялостью, ребенок застывает в определенной позе, которая, однако, не сопровождается симптомом восковой гибкости. Кататонические состояния часто сочетаются с расстройствами регрессивного типа.

При начале процесса от 3 до 6 лет детский аутизм процессуального ге-неза рассматривается как приступообразно-прогредиентная детская шизофрения (по МКБ-10 - атипичный детский психоз), в клинической картине которой обязательны позитивные психопатологические симптомы - неврозоподобные, аффективногаллюцинаторные, полиморфные, кататонические, регрессивные. Состояние возникает в результате эндогенного психоза, в связи с которым идет формирование патопсихологического состояния, сходного с синдромом Каннера.

Синдром Аспергера, при всем своем сходстве с синдромом Каннера, отличается от последнего отсутствием в клинической картине заметных на15

рушений в умственном развитии. Сам автор, впервые описавший его, называл это состояние «аутистической психопатией».

Детей с синдромом Аспергера можно разделить на три группы:

- с сенситивным аутистическим дизонтогенезом;

- с пассивным аутистическим ди-зонтогенезом;

- с аутистическим гиперактивным дизонтогенезом.

У детей первой группы необычная чувствительность к шумам, звукам, дискомфорту. В клинической картине отмечается повышенная слезливость, раздражительность, обидчивость, ранимость, склонность к исте-роформным реакциям.

У детей второй группы, наоборот, отчетливо прослеживается крайняя пассивность, максимальное снижение всех эмоциональных реакций, безразличие к окружающему миру, более явная задержка умственного и речевого развития.

Детей третьей группы характеризует повышенная возбудимость, моторное беспокойство с дефицитом внимания, задержанная социализация, агрессивность к окружающим, эгоцентричность, стремление к недозволенному.

Ван Кревелен [8] описал некоторые особенности детей с синдромом Аспергера («аутистических психопатов»). Он называет аутистическую психопатию по Аспергеру «крайним вариантом мужского характера». Эти дети испытывают серьезные трудности в регламентации поведения в семье и школе. Чаще всего их поведение не по годам разумно, лишено детскости, эмоциональности; их интересы оригинальны и самобытны, игры со сверстниками не привлекают, наблюдается отчаянная приверженность к домашнему очагу. Они не считаются с мнением взрослых, стараются придерживаться собственных способов и мнения, лишены необходимой связи с реальностью, склонны к аффективным вспышкам. Как ука16

Известия ДГПУ, №1, 2007

зывает Ван Кревелен, неопытный человек мог бы принять их просто за невоспитанных и злых.

М.И. Буянов [7] выделяет следующие варианты аутистических расстройств:

- кратковременная аутистическая реакция;

- длительное аутистическое состояние;

- аутистическое формирование личности;

- парааутизм (аутистическое состояние при умственной отсталости).

М.И. Буянов в клинической картине раннего детского аутизма описал новый симптом - страх собственного отражения (симптом Буянова). Автор считает, что аутисты не имеют часто приписываемых им серьезных художественных или интеллектуальных талантов.

А. Гезелл [11] указывает, что причудливое поведение аутичного ребенка некоторое время отвлекает внимание родителей и профессионалов от интеллектуального дефекта, которые стремятся приписать необычность социальных взаимодействий малыша различным психогенным влияниям, а не наличию серьезной патологии центральной нервной системы. Проведя сравнительный анализ детей с органическими нарушениями без аутизма и аутичных детей по целому ряду параметров (вес при рождении, наличие патологии беременности и неонатальных осложнений, наличие конвульсивных расстройств, косоглазия, церебрального паралича, других специфических расстройств), А. Гезелл приходит к выводу, что аутичные дети ни по одному из сравниваемых параметров не отличались от детей с патологией ЦНС.

Примерно 40% из обследованных А. Гезеллом малышей в возрасте до двух лет с аутизмом страдали различными специфическими нарушениями, такими как паралич центрального происхождения, синдром Денди-Уолкера с гидроцефалией,

острый рассеянный склероз Шидера, болезнь Дауна, врожденный токсичный диффузный зоб, ветряночный энцефалит, менингит со вторичной гидроцефалией, краниостеноз, врожденная краснуха с потерей слуха, гипсаритмия, синдром Корнелии-де-Ланге, семейные метаболические нарушения. Однако автор указывает, что выборка в его исследовании отличается от каннеровской тем, что обследовались пациенты общей педиатрической службы, поэтому в процентном соотношении количество случаев патологии центральной нервной системы значительно больше, так как к педиатру чаще обращаются родители ребенка с заметными органическими дефектами. Если же патология в основном, по их мнению, затрагивает сферу поведения и социального взаимодействия, то тогда ребенок попадает к психиатру.

Согласно DSM-III-R, ранний детский аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций.

Основные диагностические руководства (МКБ-10 и DSM-IV) сходятся в определении основных симптомов раннего детского аутизма.

Согласно DSM-IV, основными критериями РДА являются следующие:

А. Общее количество показателей из разделов (1), (2) и (3) - 6: по крайней мере 2 показателя из раздела (1) и, по меньшей мере, 1 показатель из каждого раздела (2) и (3).

(1) Качественное нарушение в асоциальном взаимодействии, представленное, по крайней мере, двумя показателями из следующих:

(а) заметное нарушение в использовании многообразных невербальПсихолого-педагогические науки •••

ных типов поведения, таких как: взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, позы и жесты тела - в целях регуляции социального взаимодействия;

(б) неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;

(в) отсутствие спонтанного (непроизвольного) поиска обмена интересами, радостью или достижениями с другими людьми (отсутствие показа или указывающих жестов на интересующие объекты);

(г) отсутствие социальной или эмоциональной взаимности.

(2) Качественное нарушение коммуникации, представленное, по крайней мере, одним из следующих:

(а) отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, не сопровождающееся попыткой компенсации через такие альтернативные модели коммуникации, как жесты или мимика;

(б) у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими;

(в) стереотипное и повторяющееся использование языка или идиосинкразическая речь;

(г) отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры по социальной имитации, соответствующей уровню развития.

(3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих:

(а) активная деятельность по одному или нескольким стереотипным и ограниченным типам интересов, которая является нарушенной либо по интенсивности, либо по направлению;

(б) явное негибкое придерживание специфических нефункциональных распорядка и ритуалов;

(в) стереотипные и повторяющиеся механические действия (такие как размахивание или поворачивание

17

пальцами, руками или комплекс движений телом);

(г) постоянные действия с частями предметов.

Б. Отставание или нарушенное функционирование хотя бы в одной из следующих областей, начавшееся до 3-х лет:

(1) социальные взаимодействия;

(2) речь при использовании в целях социальной коммуникации;

(3) символическая или творческая игра.

В. Отклонение в большей степени не относится к расстройству Ретта или детскому дезинтегративному расстройству.

Согласно Международной классификации болезней десятого пересмотра, критериями раннего детского аутизма являются следующие:

А. Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные, по меньшей мере, двумя из пяти нижеследующих:

(1) неспособность адекватно использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия;

(2) неспособность развивать отношения со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности;

(3) редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения;

(4) отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми;

(5) отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом, или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

18

Известия ДГПУ, №1, 2007

Б. Качественные нарушения в коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:

(1) отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);

(2) отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры-имитации;

(3) относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор;

(4) стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

В. Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих четырех:

(1) активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов;

(2) явно выраженное обязательное придерживание специфическим, нефункциональным распорядку и ритуалам;

(3) стереотипные и повторяющиеся механические движения;

(4) действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала.

К. Гилберг, Т. Питерс называют определенные симптомы, часто появляющиеся при аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза: гиперактивность (особенно в раннем детстве или подростковом возрасте), слуховая гипер- и гипочувствительность и различные реакции на звук, гиперчувствительность к прикасанию, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, нанесение себе повреждений, заниженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения.

К.С. Лебединская (1991) при изучении особенностей диагностической работы при раннем детском аутизме указала на целый ряд причин, ведущих к диагностическим ошибкам:

- нечеткость жалоб родителей, обусловленная противоречивостью проявлений ребенка, их кажущейся нелогичностью;

- трудность оценки данных проявлений самими специалистами, поскольку в этом случае задержка, отставание развития одних функций могут сочетаться с опережающим развитием других;

- массивность фона неспецифической возрастной симптоматики нарушения развития и накопления у аутичных детей различных негрубых неврологических знаков.

Изучая данную проблему, О. Бо-гдашина (1999) также приводит анализ трудностей ранней диагностики РДА:

1. Наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптоматика выражена слабо, в скрытой форме;
2. Часто педиатры, детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития; их неосведомленность («перерастет») часто мешает родителям, которые замечают «необычность» своего ребенка, получить необходимую адекватную помощь специалистов;
3. Сами родители иногда не замечают (или не хотят замечать) ранние проявления патологии, особенно если это первый ребенок.

Рассматривая спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма, Е.С. Иванов говорит, что в настоящее время аутизм, как синдром первоначально специфический для шизофрении, перестал быть таковым, он утратил свою клиническую очер-ченность и требует в каждом конкретном случае строгой клинической дифференциации. Е.С. Иванов выПсихолого-педагогические науки •••

деляет следующие проблемы в изучении раннего детского аутизма, затрудняющие постановку диагноза:

1. Проблема начала и течения РДА;
2. Проблема психопатологической структуры симптомов РДА;
3. Отсутствие единства в нозологической трактовке РДА;
4. Проблема вторичных и первичных нарушений при РДА;
5. Проблема процессуальности и непроцессуальности.

Автор приходит к выводу, что в основе РДА лежит дизонтогенез, не укладывающийся в известные уже формы, при котором психика ребенка с РДА является одновременно причудливым сосуществованием островков психического функционирования различных уровней, не сбалансированных и не находящихся по отношению друг к другу в иерархической зависимости. Каждый из таких островков функционирует автономно. Е.С. Иванов подчеркивает «ядерные» симптомы аутизма, позволяющие отдифференцировать РДА от схожих состояний, таких как олигофрения, детская шизофрения и задержка психического развития:

1. Первые признаки сразу после рождения;
2. Отсутствие потребности в общении и целенаправленного поведения;
3. Стремление к сохранению стабильности окружающей среды;
4. Своеобразные страхи (отсутствие страха темноты, которое можно понимать как извращение безусловного оборонительного рефлекса);
5. Своеобразие моторики;
6. Симптомы нарушения этапно-сти и иерархии психического и физического развития;
7. Своеобразие речи и ее формирования. Частое отсутствие лепета, гуления, трудности выделения смысловой стороны речи (языковое кодирование), трудности в экспрессивной речи, жестовой речи, в мимике и пантомимике;
19
8. Своеобразное сочетание низших и высших эмоций;
9. Интеллектуальная неравномерность;
10. Стереотипия в поведении, моторике, речи, игре;
11. Нарушение формулы сна;
12. Недостаточность или отсутствие реакции на дистантные раздражители;
13. Нарушение дифференцировки одушевленных и неодушевленных предметов;
14. Способность к относительной компенсации в сфере быта при наличии постороннего помощника;
15. Возможность регресса психических функций при отсутствии правильного психотерапевтического подхода или позднего начала лечения.

К.С. Лебединская предлагает следующую классификацию РДА в зависимости от характера социальной дезадаптации:

- 1 группа - с преобладанием отрешенности от окружающего;

- 2 группа - с преобладанием ау-тического отвержения окружающего;

- 3 группа - с преобладанием аутистического замещения окружающего;

- 4 группа - с преобладанием сверхтормозимости в отношениях с окружающим.

В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг в своей книге «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция» [13] разработали уровневый подход к патологии нервнопсихического развития при раннем детском аутизме.

Рассматривая базальную эмоциональную регуляцию поведения как систему, состоящую из четырех последовательно формирующихся в онтогенезе уровней (уровня полевой реактивности, уровня стереотипов, уровня экспансии и уровня эмоционального контроля), авторы считают, что именно повреждения механизмов эмоциональной регуляции приводят к

20

Известия ДГПУ, №1, 2007

формированию различных вариантов раннего детского аутизма. Исходя из того, какой из этих уровней поврежден, авторы приводят классификацию РДА, описывающую четыре варианта изучаемого психического ди-зонтогенеза:

а) 1 группа РДА характеризуется повреждением механизмов уровня полевой реактивности. При этом формируется особый тип полевого поведения, не связанный каким-либо активным контактом со средой. Полное отсутствие избирательности во взаимодействии со средой сопровождается недостаточной аффективной дифференциацией внутренних соматических ощущений. В прогностическом плане данный вариант считается наиболее тяжелым, так как полностью отсутствуют возможности как непосредственного, так и опосредованного контакта с ребенком.

б) 2 группа РДА характеризуется повреждением механизмов уровня стереотипов. Будучи более активными по сравнению с детьми первой группы, эти дети способны на примитивный избирательный контакт со средой, позволяющий им достичь некоторых гарантий безопасности и удовлетворения физических потребностей организма. Они в состоянии осознавать внешние воздействия и внутренние соматические ощущения, способны к осознанию примитивных эмоциональных переживаний удовольствия и неудовольствия. Выделяя сигнальные впечатления от обстановочной афферентации внешней среды, они вырабатывают стереотипные пов?

СИНДРОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА СИНДРОМ АСПЕРГЕРА РАННЯЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты