Спросить
Войти

«ВЕСТНИК. "ЗОДЧИЙ. 21 ВЕК"» - ТРАДИЦИИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Автор: ?????? ? ??????

«Вестник. "ЗОДЧИЙ. 21 век"» - традиции продолжаются

Редакция журнала «Academiaю. Архитектура и строительство» поздравляет журнал «Зодчий» с 20-летием. Мы публикуем статью главного редактора журнала Элеоноры Арсеновны Шевченко

Дорогие друзья!

Прошло двадцать лет со дня выхода в свет первого номера журнала «Вестник. "Зодчий. 21 век"». Бег времени невероятен, кажется, это удивительное событие случилось только вчера! Сейчас, оглядываясь на два десятилетие назад, мы понимаем, насколько дерзкой была идея по возрождению уникального дореволюционного издания «Зодчий». Напомню, это был ежемесячный архитектурный и художественно-технический журнал, который в Российской империи с 1872 года издавался Санкт-Петербургским обществом архитекторов.

Чтобы понять, насколько важным и необходимым для петербургских архитекторов было издание, приведу цитату из редакционной статьи журнала «Зодчий», № 10 за 1872 год: «Общество санкт-петербургских архитекторов, предпринимая в 1872 году издание журнала, имело в виду разрешить троякую задачу: 1) иметь собственный печатный орган, в котором бы отражалась жизнь Общества архитекторов и деятельность его членов; 2) дать возможность не только своим членам, но и вообще всем архитекторам и техникам - вступать между собой посредством печатного слова, в общение, для обмена мыслей, разрешения научных и практических вопросов; 3) представить архитекторам, разбросанным по всему пространству русской земли, краткий свод практической архитектурной деятельности в России...».

Долгие годы издание объединяло профессионалов, давало возможность обмениваться опытом, рассказывать о лучших практиках, развитии школы российского зодчества. Выпуск «Зодчего» был прекращен в 1917 году, а предпринятая в 1924 году попытка возобновить издание претерпела неудачу - вышел только один номер.

В последующие годы журнал был предан забвению, что не особенно удивляет: в СССР появились новые, идеологически выдержанные издания, посвященные архитектуре. И общесоюзные, в их числе - «Советская архитектура», «Архитектура СССР», «Архитектура и строительство», и региональные - «Строительство и архитектура Ленинграда», «Строительство и архитектура Москвы», «Строительство и архитектура Узбекистана», киевское издание «Строительство и архитектура», «Жилищное строительство», «Промышленное строительство» и другие. Иначе говоря, в стране выпускалось более двадцати журналов, в которых вопросам архитектуры отводилась ключевая роль.

Безусловно, все эти журналы были полезны для строителей и архитекторов, - в каждом из них в различной степени раскрывались проблемы отрасли, у каждого была своя специфика, и, чтобы быть в курсе профессиональных задач, следовало просматривать и отслеживать публикации большого числа изданий.

Идея возрождения «Зодчего» имела целью появление такого журнала, в котором бы в краткой форме был отражён максимально возможный спектр проблем и вопросов, затрагивающих архитектуру, развитие таких важных и самостоятельных видов деятельности, как градостроительство, реставрация, сохранение историко-культурного наследия и других.

Поразительно, но идея возобновления издания журнала «Зодчий» принадлежит не архитектору, а геофизику - Екатерине Николаевне Саксоновой, которая и пришла с ней ко мне как архитектору. Так два человека, никогда не занимавшиеся издательской деятельностью, и создали ядро инициативной группы по возрождению «Зодчего».

Нельзя сказать, что мы не понимали, насколько будет тяжким путь и насколько амбициозна, высока идея. Для нас было очевидно, какие неординарные люди создавали, редактировали, были авторами дореволюционного «Зодчего» и как непросто будет дотянуться до их уровня в издательском процессе.

Просто назовём некоторые имена создателей «Зодчего», членов редакционной коллегии. Первым редактором издания с 1872 по 1875 стал И.А Мерц. Мало кто из коллег знаком с его творчеством. Но именно Иван Александрович, будучи помощника архитектора Э.Г. Шуберского, принимал участие (1859-1861) в разработке проекта, а затем и сооружении водонапорной башни на улице Шпалерной. А строительство этой башни обеспечило работу первого в С.-Петербурге централизованного водопровода. Мерц - автор образцовых проектов казарм, фонтана в Адмиралтейском саду (1870-1873), здания водопроводной станции на 23-й линии Васильевского острова. Нельзя не упомянуть его работы по благоустройству города - он разработал проект мощения улиц по выпуклому профилю, что было предпринято, чтобы на них не застаивалась вода.

Граф Николай Иванович де Рошфор - русский архитектор, инженер и теоретик архитектуры, редактировал «Зодчий» с1878 по 1881 годы; Леонтий Николаевич Бенуа - русский архитектор, член-основатель и почётный председатель Общества архитекторов-художников, был редактором журнала с 1892 по 1895-й; Михаил Фёдорович Гейслер (1861-1930) - русский архитектор, составитель «Строительного адреса-календаря», также был редактором журнала, В.В. Эвальд - российский учёный, специалист в области строительных материалов, возглавил редколлегию в 1910 году.

В числе членов редакционного совета журнала числились выдающиеся русские архитекторы: Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929) - представитель «кирпичного стиля», граф Павел Юльевич Сюзор (1844-1919), Мариан Марианович Перетяткович

1 2020 139

(1872-1916). Все они участвовали в архитектурной деятельности не только С.-Петербурга, но и России.

В числе редакторов отделов не менее известные и славные имена - профессора Д.И. Гримм, И.А. Монигетти, Д.Д.Соколов, И.А. Сальмонович, академики - А.Л. Гун, В.И. Собольщиков и сменивший его М. Арнольд, В.А Шретер, И.С. Китнер и другие. Постоянные авторы журнала Я. Лангваген, ведущий рубрики «Обзор деятельности Санкт-Петербургского общества архитекторов» В. Даль, рассказывающий на страницах журнала об исторических исследованиях памятников русского зодчества, В. Куроедов, Р. Бернгардт, Н. Л. Бенуа и многие другие члены Общества и просто архитекторы и инженеры, техники и чиновники.

Какие горячие дискуссии разворачивались на страницах «Зодчего» по поводу объёма предоставляемых на конкурс материалов! Рассматривались и вопросы вознаграждения за архитектурные работы. В каждом номере давалась информация о прошедших заседаниях Общества и рассмотренных на заседании проблемах.

Очень остро всегда обсуждались методы подготовки архитекторов, профессиональная самобытность. Достаточно обратиться к редакционной статье «Несколько слов на заметки Г.Д. Люшина о доме г. Проховщикова в г. Москве», опубликованной в № 3 за 1872 год: «В архитектуре сохранившихся зданий допетровской эпохи видно стремление к самобытности, и даже иностранцы-архитекторы, которые приглашались в Московию для производства работ, сообразовались с местными условиями, духом страны и в своих проектах применились к старинному русскому стилю... Мы не ратуем за изгнание других стилей, но возмущает нас остракизм, которому обречён стиль русский в частных и общественных зданиях. Поневоле иностранцу даже в лучших улицах Петербурга не приходится увидеть что-либо характерно русское, и он, понятно, должен придти к убеждению, что русские только и умеют, что заимствовать».

Именно эту традицию открытых дискуссий, пропаганды лучших практик, незаурядных идей мы посчитали необходимым сохранить в современной версии журнала «Вестник. "Зодчий. 21 век"».

И, конечно, в первую очередь развитие отрасли связано с состоянием образования архитекторов. Это стало вечной проблемой и важной темой обсуждения и на страницах возобновленного журнала «Вестник. "Зодчий. 21 век"». Профессия архитектора как искусство, по мнению академика РААСН Т.А Славиной, сегодня в кризисе. Татьяна Андреевна пишет в своем исследовании «Профессия - архитектор. Закономерности архитектурного наследования на материале истории русской архитектуры». Причины упадка - «дефекты профессиональной культуры и профессионального образования». Читая этот труд, невольно вспоминаются статьи на эту тему, опубликованные в журнале «Зодчий» в различные годы.

Для нас было чрезвычайно важно, что в самом начале, - а это был сложнейший период, - нас поддержали необыкновенные люди - академики РААСН С.И. Соколов и В.Ф. Назаров, память которых мы чтим. Но ещё невероятнее была поддержка таких организаций как Русский музей, Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, отдельных предпринимателей, оказавших журналу мощную финансовую поддержку.

В 1999 году был учреждён журнал с новым наименованием «Вестник. «Зодчий. 21 век». Этот год мы считаем годом рождения-возрождения журнала, - тогда было принято решение и зарегистрировано имя издания с изменениями, которых требовали новые законы. Но, как и прежде, это журнал об архитектуре, градостроительстве, великом наследии, инженерных сооружениях, научно-технических, художественных, исторических исследованиях и новациях отрасли.

Надо сказать, что мы были не первыми, кто взялся за издание журнала подобного профиля, - в конце девяностых годов в России выходило более пятнадцати периодических изданий, прямо или косвенно затрагивающих вопросы архитектурного творчества. Мы, конечно, с уважением относились к творчеству своих коллег, следили за их работой, анализировали содержание этих изданий и пришли к выводу, что актуальность задач, стоявших перед нашими коллегами в прошедшие века, не утрачена и сегодня.

Выход в свет в марте 2000 первого номера стал для нас самым главным событием, ведь с этого момента начался новый жизненный период издания, так необходимого профессиональному сообществу. В отличие от предшественника - «Зодчего», наш «Вестник. "Зодчий. 21 век"» выходит четыре раза в год.

Приведу небольшой фрагмент редакторской статьи первого номера журнала «Вестник. "Зодчий. 21 век"», где обозначены цели и направления тематики журнала: «Несколько лет назад, а именно в 1989 году в газете «Архитектура» была опубликована статья, в которой есть такие слова: "На волне демократии предстоит плыть советской архитектуре ближайшее десятилетие"» (Л. Волков. «Архитектура» № 13, 1989 г.). Приведённая фраза, несмотря на некоторый анахронизм, глубоко символична. В ней отражено и наше демократично-недемократичное прошлое и дана «установка» на жизнь отечественной, тогда еще советской, архитектурной школы в ближайшем будущем. Тогда, в 1989 году, трудно было предположить, что через два года понятие советская школа перестанет быть реальностью и уйдет в вечность, станет историей, историей 70-летнего пути формирования и развития одного из наиболее социальных в стране видов творческой деятельности.

По странному стечению обстоятельств встреча последнего века второго тысячелетия российской школой зодчих ознаменовалась шквалом новых идей и концепций, давших мировому архитектурному сообществу новое мировоззрение в архитектуре и градостроительстве. Последнее десятилетие века, то самое «ближайшее десятилетие», стало рубежным для значительной плеяды архитекторов советской архитектурной школы. Последнее десятилетие Века, так славно начатого, отечественная - российская - школа провожает, будучи опустошённой и почти морально сломленной, сидя на «пепелище» идей и судеб. Но так ли это на самом деле? Какова сегодня школа отечественных зодчих? Кого готовят сегодня архитектурные вузы России? Таким образом, тема подготовки зодчих в современной России станет одной из наиважнейших тематик журнала «Зодчий 21 век», потому что именно им предстоит жить и творить в следующем столетии и тысячелетии.

Э.А. Шевченко, главный редактор журнала

140 1 2020
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты