Спросить
Войти

ПЕРВОЕ ЧАСТНОЕ ИЗДАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКА "АМУРСКАЯ ГАЗЕТА"

Автор: Арчакова Оксана Борисовна

Литературоведение

УДК 070.2 (571.61)"18" / "19"

О.Б. Арчакова

ПЕРВОЕ ЧАСТНОЕ ИЗДАНИЕ БЛАГОВЕЩЕНСКА «АМУРСКАЯ ГАЗЕТА»

В статье рассматривается первое частное периодическое издание Благовещенска - «Амурская газета». Частные издания наиболее ярко были представлены на Дальнем Востоке, в них в большей степени отразился коммерческий характер прессы. Анализу подвергаются основные типо-формирующие элементы издания: направление, контент (рубрикация, тематика, проблематика материалов), цена. Выявляются виды рекламных объявлений. Анализируются своеобразие, тематика, графическое изображение рекламных текстов дореволюционного периода.

THE FIRST PRIVATE EDITION OF BLAGOVESHCHENSK «AMURSKAYA GAZETA»

(Amur Newspaper)

The article considers the first private periodic edition of Blagoveshchensk «Amur Newspaper». Private editions were widely represented in the Russian Far East, they reflected a commercial character of the press. The main type forming elements of the edition are analysed: direction, content (classification, themes, problems of materials) price. The kinds of advertisements are shown. The author analyses peculiarity, themes, graphic image of advertising texts of the pre-revolutionary period.

Конец XIX - начало ХХ вв. - переломное время в развитии русской культуры на Дальнем Востоке. Одновременно с активным хозяйственным освоением края начинает стремительно развиваться культура. «Из всех форм культуры наибольшее развитие в этот период получает периодическая печать, что объясняется ее специфическими особенностями - издание газеты, журнала является одновременно и капиталистическим предприятием, приносящим хозяину прибыль, и средством идеологического и культурного влияния на действительность» [ 2, с. 52].

Возникновение разветвленной сети периодической печати отразило основные особенности социально-экономического и политического развития края в тот период. Все дореволюционные издания можно разделить на три группы: 1) официальные органы печати; 2) научная периодика; 3) частные издания.

По мнению И.Г. Стрюченко, частные издания - наиболее многочисленны, в них в большей степени отразился коммерческий характер прессы. Кроме того, в этой группе периодических изданий вскоре начнется идейно-политическое размежевание: одни из них перейдут на общедемократические позиции, другие, наоборот, займут монархические, третьи останутся на позициях либеральной буржуазии [ 2, 54 ].

Частная периодика появилась в Благовещенске только в последнее десятилетие XIX в. и первым представителем ее стала «Амурская газета» (1895 -1906 гг.).

Фактическим хозяином всего дела и издателем был Яков Домбровский1. Изначально редактором газеты являлся А.А. Кордовский, в 1900 г. его сменил А.В. Кирхнер2, с № 73 1903 г. - А.С. Михайлов, с № 112 1904 г. - Н И. Сажин3, с 1905 г. - Л.В. Кирхнер (вдова А.В. Кирхнера) [1, с. 18-19; 3, с. 181; 4 с. 334].

С 1895 г. по 1900 г. газета выходит ежедневно, затем еженедельно; с 1900 г. по 1902 г. - еженедельно, по воскресеньям; с 1902 г. по 1906 г. - трижды в неделю. За эти годы неоднократно менялись издатели и редакторы газеты.

С самого начала «Амурская газета» мыслилась ее основателями как орган гласности, освещающий общественно-политические вопросы в жизни региона. Это нашло отражение в подзаголовке газеты: «Политический, общественный и литературный орган».

Со дня основания она принадлежала к общедемократическим изданиям. Предпринимая издание «Амурской газеты», ее редактор и издатель А. Кордовский писал о задачах, стоящих перед газе1 Я. Домбровский - помощник смотрителя тюрем на Сахалине, а затем полицейский надзиратель города Николаевска. В Благовещенске Домбровский занимал должность заседателя окружного суда. Судебная карьера его началась с так называемого «Ниманского дела» - об ограблении в глухой тайге каравана с золотом, принадлежавшим Ниманской компании (это случилось летом 1892 г.). Домбровскому было поручено вести следствие по этому нашумевшему делу. За свои «труды» Домбровский получил от Ниманской компании крупное вознаграждение. В силу занимаемой должности ему было отказано в праве называться официальным издателем «Амурской газеты», однако газета издавалась на его деньги. А его компаньоном, числившемся редактором-издателем, стал Александр Александрович Кордовский. Газетная карьера Домбровского продолжалась недолго. Издание газеты оказалось делом крайне убыточным. Спасая газету от полного краха, Кордовский согласился уплатить часть денежных сумм, которые Домбровский задолжал кредитовавшим его фирмам, с условием, что последний отказывается от какого-либо участия не только в делах издания, но и в редактировании газеты. Роль негласного издателя взял на себя П.Д. Баллод. В обновленном виде «Амурская газета» стала выходить с 1 января 1896 г. В состав ее редакции вошли политические ссыльные.

2 В 1899 г. Л.В. Кирхнер приобрел газету в полную собственность. В среде ссыльных он пользовался самой дурной репутацией, его беспринципность переходила всякие границы. Когда-то он принимал участие в делах «Народной воли», судился вместе с известным народовольцем И. И. Майновым, отбывал ссылку в Иркутской губернии. Но впоследствии от радикализма в нем не осталось и следа. Он превратился в типичного дельца-предпринимателя, его газета всячески заискивала перед официальными властями и местными воротилами. Кирхнеровскую «Амурскую газету» ставили в один ряд с реакционной газетой Суворина «Новое время». В 1903 г., откликаясь на смерть Кирхнера, «Новое время» весьма высоко оценило его «заслуги» перед отечеством, а военный губернатор возложил венок на его могилу.
3 Н.И. Сажин за пребывание на посту редактора «Амурской газеты» (1902-1903) впоследствии был осужден. 26 апреля 1908 г. Благовещенским окружным судом был приговорен к году крепости за статьи в «Амурской газете», которые он подписывал как редактор в дни первой русской революции. Бывший редактор обвинялся по 1 и 2 пп. 129 ст. Уголовного уложения. Несмотря на то, что суд постановил ходатайствовать о сокращении ему срока до двух месяцев, Сажин отбыл заключение (в благовещенской тюрьме) полностью - с 19 марта 1909 г. по 19 марта 1910 г.

той в передовой статье первого номера: «Мы готовы посвятить себя служению интересам обширного Амурского края и предназначаем нашей газете - быть органом местной жизни, долженствующим служить выразителем потребностей и нужд, выдвигаемых жизнью и ожидающих своего удовлетворения....», - и затем продолжал, - «бороться против косности, апатии общества. Будить общество от спячки, действовать на него отрезвляющим образом, сдерживать дельцов и дать будущему историку материал для изображения нашей действительность» («Амурская газета, № 1, 1895 г.»).

Газета ставила в зависимость от положения трудящихся успехи хозяйственного развития края и противопоставляла положение рабочих и мелких служащих положению кучки богачей, тем самым она выступала с позиции защиты интересов рабочих, всех трудящихся в рамках буржуазного демократизма. Например, 3 сентября 1895 г. выходит статья «Продолжительность рабочего дня на фабриках и заводах России», в которой приводятся факты о 12-13-часовом рабочем дне, использовании детского труда. 5 ноября 1895 г. газета рассказывает о тягчайшем положении рабочих на строительстве железной дороги. 17 декабря 1895 г. газета выступила против золотопромышленников, жестоко эксплуатировавших рабочих.

«Амурская газета» постоянно освещала и другой важный аспект рабочего вопроса - растущую тягу рабочих к знаниям. 1 июля 1895 г. этому вопросу была посвящена специальная статья, в которой резко критиковались хозяева приисков, которые строят кабаки, но возражают против народных чтений на том основании, будто «праздничные дни даются рабочим для отдыха, а их присутствие на чтениях утомительно, вследствие чего рабочие скоро изнуряют свои силы».

С 1895 г. газета постоянно писала о том, что необходимо развивать культурно-просветительные учреждения для простого народа.

В 1900 г., с приходом на пост редактора А.В. Кирхнера, газета приобретает либерально-буржуазную направленность. В данный период в ней широко освещаются русско-японские споры по корейскому вопросу (№ 29), проблемы обороны города Благовещенск от маньчжуров (№ 30), крестьянский вопрос в Амурской области (№ 30), тематические подборки по различным явлениям русской жизни: «Школьные драмы» (№ 29), «Переселенческий вопрос» (№ 29), «Новости техники» (№ 29), «Заграничная эмиграция» (№ 29) и др.

В период, когда редактором был политический ссыльный Н. Сажин (1904 г.), обличительная струя в газете усилилась Русско-японскую войну «Амурская газета» расценивала как «дикую», антинародную. Газета приветствовала развитие революционных событий в России, сочувственно относилась к борьбе пролетариата за создание демократической республики.

В годы Первой русской революции 1905-1907 гг., формально оставаясь «беспартийной», газета перешла под фактический контроль РСДРП. На ее страницах появлялись статьи, содержащие резкую критику правительства. Тесно связанная с амурскими социал-демократами, газета широко освещала рабочее движение. Даже в условиях ужесточения цензуры в издании печатались материалы на злобу дня. За призывы к «ниспровержению существующего строя» газета была закрыта.

В газете очень четко были прописаны условия подписки:

1. Для городских подписчиков:

с доставкой на дом в год - 8 р. 0 к.,

с доставкой на дом в полгода - 4 р. 50 к.,

с доставкой на дом 1 месяц - 1 р. 0 к.

За отдельную доставку на дом агентских телеграмм, выпускаемых по вторникам и пятницам, городские годовые и полугодовые подписчики уплачивали особо - 3 р. и 1 р. 50 к.

2. Для иногородних подписчиков:

с пересылкой и доставкой во все места Российской империи: за год - 9 р. 50 к., за полгода - 5 р. 0 к., за месяц - 1 р. 0 к.

Отдельный номер розничной продажи - 20 к. За границу в год - 11 р.

Подписка принималась с 1-го числа каждого месяца. За перемену адреса - 25 коп. почтовыми марками.

До 1902 г. газета выходила на 16 - 24 - 32 стр., далее - на 8 - 10 стр. журнального формата. «Амурская газета» широко освещала общественную жизнь города, области, Сибири, всей России. Содержательная направленность газеты была четко сформулирована в № 56. Воскресенье, 20 декабря 1901 г.: «Газета ставит на первый план разработку местных вопросов ввиду особой зависимости развития местной жизни от положения дел в сопредельных странах Дальнего Востока и общего состояния международной политики. «Амурская газета» будет с должным вниманием следить за иностранной жизнью и вопросами международной политики». На первой полосе издания размещено «Содержание», где указаны рубрики и основные статьи номера. Это удобно для читателей. Благодаря такому анонсу любой человек может ознакомиться с содержанием газеты и решить, стоит или нет приобретать номер».

Тематическая дифференциация рубрик «Амурской газеты» была следующей:

1. «Последняя почта. Из иностранной жизни».
2. «Корреспонденция».
3. «Фельетон».
4. «Местная хроника».
5. «Областная хроника».
6. «Телеграммы Российского телеграфного агентства».
7. Объявления.

Рубрика «Последняя почта. Из иностранной жизни» представляет собой подборку новостных заметок о событиях за рубежом. В поле зрения газеты попадают действия, происходящие в Европе, Азии, Южной Америке, США, Японии и даже в Африке. Материалы представляют собой переводы из иностранных изданий. В исследуемых материалах нами обнаружены ссылки на 87 изданий как отечественных, так и зарубежных. Источниками сообщений становились не только газеты, но и информационные агентства. К примеру, российские - «Русские ведомости», «Новое время», «Новости», «Россия» и «Российское агентство»; иностранные - токийская «The Japan Weekly Times», римская «Temps», французская «Figaro», венская «Information», немецкая «Berliner Tageblatt», английские «Globe», «Times», «Daily Mail», «Morning Post», африканская «African Review», а также информагентства Рейтера, Лаффана, Гаваса и др.

Внутри рубрики заметки объединены между собой по тематике. Основным критерием выступает географическая принадлежность события. В каждом номере материалы печатаются под заголовками: «Китай», «Трансвааль», «Германия», «Англия», «Франция», «Турция», «Япония», «Соединенные Штаты». Также в номерах встречаются заметки, касающиеся Греции, Сербии, Испании, Кореи, Румынии, Болгарии. Однако в некоторых случаях подзаголовки представляют собой полноценный новостной заголовок, а не просто обобщающую категорию: например, «Корейский вопрос», «Таможенный тариф Германии», «Англо-турецкий инцидент», «Конфликт Венесуэлы с Колумбией», «Осложнения в центре Америки», «Дешевая покупка», «Беспорядки в Марокко», «Упадок английского престижа в Персии», «Эмиграция японцев в Корею» и др.

К ключевым событиям, нашедшим отражение в газете, волновавшим мировую общественность в тот период, относились:

1) англо-бурская война в Южной Африке (1899-1902 гг.);
2) восстание ихэтуаней в Китае;
3) российско-японские отношения на территории Кореи;
4) принятие таможенного тарифа в Германии;
5) стачечное движение (Франция, США);
6) конфликт Венесуэлы и Колумбии (1901 г. - идут гражданские войны как в Венесуэле, так и в Колумбии);
7) истребление христиан турками, нападки на армянское население;
8) строительство Панамского канала.

Через телеграммы или иную информацию в материалах могли затрагиваться проблемы различного масштаба, однако некоторые темы обусловливались географическим положением. К примеру, насущным был вопрос о взаимоотношениях с Китаем, о маньчжурских территориях. Поэтому почти в каждом воскресном номере за январь-апрель 1902 г. можно встретить материалы с заголовками: «Доклад о Маньчжурии», «Маньчжурский вопрос», «По Маньчжурии», «Новый договор о Маньчжурии», «Русские посты в Маньчжурии» и др.

В рубрике «Фельетон» печатаются произведения известных писателей - А. Амфитеатрова «Сумерки божков», «На пользу человечества», В. Дорошевича «Мустафа и его ближние. Арабская сказка», фельетоны И. Крылова.

«Амурская газета» активно поддерживала литературное творчество местных авторов, предоставляя свои страницы для поэтических произведений Л. Волкова; казака станицы Поярково И. Измайлова; сибирского поэта, певца трудной доли рабочего человека П. Масюкова; Сергея Силовича Синегуба (В апреле 1897 г. он напечатал в «Амурской газете» публицистические статьи под псевдонимом «Адмирандов» и стихотворения за подписью «N.N»); местных дальневосточных поэтов Н. Амурского, Н. Татариновой.

В газете анонсировались культурные мероприятия и спектакли, размещались объявления на подписку газет и журналов других регионов, читателю давалась возможность получать центральные издания. Например, в январском номере за 1902 г. вышло приложение «Объявления о подписке на газеты и журналы на 1903 г.». Анализ данного источника показывает количественное богатство и типологическое разнообразие журналистики предреволюционного периода. Приведем несколько примеров. Так, была открыта подписка на 1903 г. на новый ежемесячный литературный, исторический и научный журнал «Всемирный вестник»; подписка на еженедельную финансово-экономическую, торговую и промышленно-техническую газету «Промышленный мир»; подписка на новый иллюстрированный журнал для семейного чтения и юношества школьного возраста «Природа и жизнь»; подписка на ежемесячный музыкальный журнал «Музыка и пение». Стоит отметить, что в объявлениях указывались содержание издания, условия подписки, основной состав редакции.

Также при «Амурской газете» выходили и другие приложения - «Особое иллюстрированное приложение с беллетристским и научным содержанием», «Экстренный выпуск телеграмм «Амурской газеты», «Телеграммы Российского телеграфного агентства».

Реклама, крайне необходимая для частного издания, появляется на страницах уже первого номера «Амурской газеты». На первой полосе редакция регламентирует условия подачи рекламы: «За объявления платится по занимаемому ими месту за строфу петита за 1 раз на первой странице - 20 к., на последней - 10 к., с лиц, ищущих службы, взимается половина» («Амурская газета, № 1, 1895 г.»).

С 1901 г. по 1902 г. в «Амурской газете» размещались модульная реклама и строчные объявления. Строчная реклама печаталась шрифтом разного размера - боргесом (кегль 9 п.) и петитом (кегль 8 п).

В оформлении модульной рекламы использовались такие декоративные элементы как линейки и украшения, а также иллюстрации - изображения лошадей, часов, фуражек, кораблей, рыбы, велосипедов или руки, указывающей на текст. Модульные сообщения освещали сферу экономики, в частности такие отрасли как торговля и производство.

В 1902 г. в «Амурской газете» появляется дисплей-реклама, в которой в качестве предмета рекламирования выступали торговые предложения и расписания судов. Дисплей-реклама затрагивала только одну сферу рекламной деятельности - экономику. Реклама пароходства В.М. Лукина благодаря необычному размеру (полоса в газете), крупному шрифту (текст напечатан миттелем - кегль 14 п.) и качественной иллюстрации (изображение плывущего парохода) мгновенно привлекала к себе внимание читателя.

В 1905 г. на смену модульной, строчной, дисплей-рекламе приходит рубричная строчная, которая размещается на двух последних страницах издания. Объявления становятся меньше по объему, без рамок. Рубричная строчная реклама в зависимости от предмета рекламирования затрагивает три социальные сферы рекламной деятельности:

1. Экономика.

а) продажа каких-либо вещей, где в качестве рекламодателя может выступать не только частное лицо, но и крупный торговый дом или магазин:

№ 43. Пятница, 12 апреля 1902 г.: «Продаются несколько домов на выгодных условиях. Справляться можно по Американской улице, в доме Б.И. Кузнецова, у Франца Октавиановича По-стемиского».

№ 43. Пятница, 12 апреля 1902 г.: «С 1-го апреля поступило в продажу забайкальское мясо очень хорошего качества, принадлежащее Степану Фокьевичу Филимонову. Мясо будет продаваться на всех трех базарах. Цена: первый сорт 12 коп., второй сорт 10 коп.».

б) работа:

№ 11. Пятница, 11 октября 1902 г.: «На спичечную фабрику В.В. Лукина требуются девочки и мальчики от 13 до 16 лет. Обращаться в контору Лукина, угол Графской и Набережной, соб. д.».

в) расписание судов:

№ 101. Пятница, 16 сентября 1905 г.: «Пароход «Аристарх и Михаил» прибыл и незамедлительно выходит в Сретенск».

2. Сфера межличностных отношений представлена сообщениями о сдаче в съем квартир и комнат:

№ 11. Пятница, 11 октября 1902 г.: «Отдается под квартиру верхний этаж д. Ланкина, по Большой улице, против Сибирского банка, где размещался Коковин и Басов. Обращаться к Малафею Гурикову».

3.Интеллектуальная сфера:

№ 3. Воскресенье, 6 января 1902 г.: «Сразрешения епархиального начальства открыта школа грамотности по Станичной улице, в доме Филимонова, между Зейской и Большой».

В строчной рекламе используются разнообразные шрифты, с обязательным выделением заголовка. Он может быть удачным, побуждающим читателя к определенному действию, - например: «Продается!», «Ищу», «Отдаются комнаты». Однако слишком короткий или слишком длинный заголовок способен «оттолкнуть» покупателя: «Камень», «Продается полученное из Барнаула скотское (сливочное) масло».

На страницах «Амурской газеты» публиковались объявления разных видов, которые представляли собой единую композицию: чем больше печаталось рекламных материалов, тем интереснее становились способы их подачи. Помимо того, соблюдался определенный размер текста в зависимости от вида рекламы, чтобы соседство модульных и строчных сообщений не порождало дисгармонию на полосе.

Что касается состава объявлений, то в количественном отношении лидировали тексты экономической сферы рекламной деятельности (торговля, расписание судов, предложение и поиск рабочей силы). Второе место разделяли между собой интеллектуальная сфера, затрагивавшая такие отрасли жизнедеятельности как медицина и образование, и сфера межличностных отношений - сдача или съем квартир и комнат.

В начале 1906 г. издание газеты было административно приостановлено. Вместо нее с 18 марта 1906 г. стала выходить газета «Амурская жизнь», которая просуществовала недолго. Вышло всего 13 номеров. Решением Иркутской судебной палаты от 22 апреля 1906 г. она была закрыта «ввиду вредного направления».

«Амурская газета» была, конечно, провинциальным изданием - по объему информации, количеству новостей, разнообразию тем, по всем качественным и количественным показателям она проигрывала столичному изданию. Но «Амурская газета» и не претендовала на роль столичного органа печати. Авторы издания считали, что перед ними стоит другая задача, и на протяжении выхода «Амурской газеты» они постоянно разъясняли своим читателям роль провинциальной прессы, ее особенности по сравнению со столичной журналистикой. Ценность дальневосточной прессы определялась соответствием ее запросам общества. С этой точки зрения «Амурская газета» была не просто прогрессивным - она была ярким явлением дальневосточной прессы.

Таким образом, амурская печать формировалась под влиянием закономерностей развития столичной системы периодики, однако, наряду с этим, имела отличительные особенности, связанные в первую очередь с отдаленностью региона от центра и его приграничным положением, а также с активным участием в общественной жизни области политических ссыльных.

1. Лосев, А.В. «Амурская газета» // Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ веков / Составление, редактирование, вступ. статья А.В. Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 18.
2. Стрюченко, И.Г. Печать Дальнего Востока накануне и в годы первой русской революции (1895-1907). -Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1982. - 238 с.
3. Урманов, А.В. А.В. Кирхнер // Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ веков / Составление, редактирование, вступ. статья А.В. Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 181.
4. Урманов, А.В. Н.И. Сажин // Энциклопедия литературной жизни Приамурья Х1Х-ХХ веков / Составление, редактирование, вступ. статья А.В. Урманова. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - С. 334.
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕЧАТЬ press of the pre-revolutionary period ЧАСТНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ private periodic edition ДИСПЛЕЙ-РЕКЛАМА РЕКЛАМА advertising СТРОЧНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ МОДУЛЬНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ modular advertisement
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты