Спросить
Войти

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Автор: Цай Пэйен

2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Художественная литература, 1979. С. 8-72.

3. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.: Российск. гос. гуманит., 1999. 382 с.
4. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь / Ю.Н. Караулов, Ю.С. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Т.А. Черкасова. М., 1994-1998. Кн. 1. 193 с.
5. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантические, прагматические и лингвокультурологические аспекты. М.: Школа "Языки русской культуры", 1996. 288 с.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДГОТОВКИ РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ В ЭПОХУ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Цай Пэйен Email: Cai691@scientifictext.ru

Цай Пэйен - аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в современную эпоху искусственного интеллекта технология искусственного интеллекта оказывает огромное влияние на производство новостей, и требования к журналистам также изменились. Статья посвящена анализу особенностей работы журналиста в эпоху искусственного интеллекта. Также рассматриваются необходимые навыки для журналиста в будущем. В заключении приведен перечень необходимых компетенций для журналиста для внедрения в учебные программы профессиональной подготовки будущих журналистов. Ключевые слова: искусственный интеллект, современная журналистика, СМИ, технологии.

TRANSFORMATION OF RUSSIAN JOURNALISM TRAINING INTO THE ERA OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Cai Peiyan

Cai Peiyan - Graduate Student, DEPARTMENT OF TELEVISION AND RADIO BROADCASTING, JOURNALISM FACULTY, BELARUSIAN STATE UNIVERSITY, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: in the modern era of artificial intelligence, Artificial Intelligence technology has a huge impact on news production, and the requirements for journalists have also changed. The article is devoted to the analysis of peculiarities ofjournalist&s work in the epoch of artificial intelligence. The necessary skills for a journalist in the future are also discussed. It concludes with a list of necessary competencies for a journalist to be introduced into professional training curricula for future journalists. Keywords: artificial intelligence, modern journalism, media, technology.

УДК 8

Сегодня трудно представить себе такую сферу человеческой деятельности, в которой не присутствуют различные умные машины. Интеллектуальные машины упрощают работу и берут на себя часть человеческих обязанностей. Можно сказать, что искусственный интеллект также проник в сферу журналистики.

Искусственный интеллект (далее - ИИ) в журналистике - это технология создания интеллектуальных компьютерных программ, способных выполнять творческие функции, традиционно считавшиеся прерогативой человека [3, с. 566].

В эпоху искусственного интеллекта основными чертами журналиста будущего являются: деловой интеллект; способность специалиста создавать специальные платформы для презентации своих работ; экспериментировать, не опасаясь новых инструментов и технологий; уметь ориентироваться в социальных сетях и знать о своем SEO-потенциале, ив то же время четкое следование основным принципам журналистики (этика, надежность, объективность и т.д.).

Но самое главное, решающим навыком журналиста в век визуального представления информации является умение искать сюжеты, он также должен иметь представление о работе своих коллег - программистов и дизайнеров, ведь кардинальным изменением в современной профессии журналиста является появление у читателя слепоты на текст, что требует развития зрительного языка передачи информации. Поскольку визуальная передача информации позволяет пользователям быстрее понять контекст ситуации и получить новые знания, инфографика становится важной частью современной журналистики в эпоху ИИ. Но журналист, работающий с инфографикой, должен обладать не только стилем написания, но и базовыми знаниями по проектированию и подготовке программного кода. Также работа с визуальной информацией в эпоху искусственного интеллекта требует нового подхода к работе, который условно можно разделить на три основные части: сбор данных, фильтрация и визуализация. Журналист, занимающийся инфографикой и визуализацией данных, должен иметь не только опыт подготовки сюжетов и рассказов, но и современные средства их создания и иметь художественный вкус.

Таким образом, эра ИИ создает новые профессиональные и квалификационные требования к журналистам и провоцирует трансформацию системы профессиональной подготовки журналистов в Российской Федерации.

Исследователи отмечают, что система профессиональной подготовки и развития журналистов в стране сталкивается с необходимостью радикальных реформ. Актуальность изменений в системе журналистского образования обусловлена как общими, так и частными причинами.

Во-первых, необходимость реформирования образования журналистов продиктована существенным изменением объективных социальных, политических и экономических условий профессиональной деятельности журналистов и, в определенной степени, изменением ее характера.

Во-вторых, на мир профессий уже влияют вездесущие изменения на рынке труда, связанные с глобализацией, интеграцией и внедрением современных технологий. Традиционные редакторские профессии наполняются новым содержанием, модернизируются, и в то же время создаются совершенно новые профессии, которых еще несколько лет назад не существовало. В то же время недостаточное внимание уделяется обучению новым профессиям, таким как технический редактор, исследовательский редактор, редактор-менеджер и специалист по редакционному маркетингу. Здесь есть очень значительные профессиональные возможности, и в то же время большие возможности для учебных заведений с новым прогрессивным профилем.

Следует учитывать, что в ежедневных газетах работают не только сами журналисты, но и профессионалы СМИ других профессий. Масштабы их задач и обязанностей также быстро меняются. Никто пока не заботится об их профессиональном развитии, хотя они даже больше представлены в издательских домах, чем журналисты: в соотношении 2:3. Это развитие меняет профиль требований, предъявляемых к большинству видов профессиональной жизни, и в то же время к подготовке будущих специалистов.

В-третьих, как отмечают многие исследователи, необходимость радикальных реформ журналистского образования становится все более актуальной по мере снижения качества журналистской продукции. В конечном счете, именно требования к профессиональной квалификации, а, следовательно, и к обучению, определяют характеристики и качество продукта или услуги, созданного в ходе профессиональной деятельности [1].

Удивительное развитие новых информационных технологий привело к тому, что за достаточно короткий промежуток времени компьютер и Интернет были внедрены практически во все сферы социальной реальности. Техническая модернизация средств массовой информации порождает новые направления развития. Изменения в техническом потенциале открывают новые возможности рационализации для медийных организаций, которые влияют на редакционную и стоимостную структуры, меняют существующее восприятие профессии и ставят новые задачи перед журналистами. В связи с этим предъявляются более высокие требования к компетентности журналистов в новых средствах массовой информации и, соответственно, к их подготовке. Классическое высшее образование сегодня меняется. Сам процесс сбора информации постепенно теряет свое уникальное значение. Современные технологии, быстрые каналы поиска и передачи информации, набирающий обороты глобальный сбор информации через компьютерные сети и банки данных - все это открывает совершенно новые возможности сбора и обработки информации, а значит, кардинально меняет условия работы журналистов. Поэтому будущий журналист должен иметь возможность пользоваться новыми коммуникационными и информационными технологиями.

Европейская ассоциация преподавателей журналистского образования (EJTA) на основе опросов и анкет, проведенных среди преподавателей кафедр журналистики в Европе и Российской Федерации, определила профессиональные компетенции, которые будут наиболее важными для журналистов в ближайшие десять лет, в том числе: качество предоставляемой журналистами информации, т.е. способность выбирать надежные источники информации, способность воспринимать явление с разных точек зрения, а также способность выбирать информацию, исходя из ее достоверности, способность «понимать контекст происходящего», способность выбирать в различных формах. Ему также необходимо больше знать о производственных и экономических процессах, так как он все чаще работает в медиа-компании, которая находится под давлением экономических факторов.

К сожалению, система образования в Российской Федерации все еще требует достаточно длительного времени для разработки и реализации программ и курсов, отвечающих новым требованиям рынка труда. Часто студенты получают специальность, которая по окончании обучения становится устаревшей и менее важной. Поэтому в такой ситуации необходимо отдавать приоритет приобретению будущими журналистами тех компетенций в рамках программы обучения, которые необходимы в эпоху искусственного интеллекта.

Список литературы /References

1. Иванов А.Д. Транспарентность роботизированной журналистики: как новые технологии угрожают принципам профессии // Вестник Челябинского государственного университета, 2017.
2. Шмидт Т. Умная журналистика: искусственный интеллект в редакции // European Journalism Observatory, 2017.
3. Чертовских О.О. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития // Вопросы теории и практики журналистики, 2019.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА СМИ ТЕХНОЛОГИИ artificial intelligence modern journalism media technology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты