Спросить
Войти

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Автор: Сарьян В. К.

001: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.033-042

В. К. Сарьян*, В. К. Левашов**

Основные тенденции развития информационно-коммуникационных систем принятия государственных управленческих решений1

Аннотация. В условиях возрастания правовых и социотехнологических проблем конвергентной информационно-коммуникационной среды информационная безопасность государства приобретает стратегическое значение. Недостоверная информация о процессах, происходящих в обществе, превращается в инструментарий информационной сферы социума и может влиять на принятие государственных управленческих решений. Нарастают дисфункции институтов и средств массовой информации и коммуникации, активно применяются приемы массового манипулирования информацией, что негативно сказывается как на принятии государственных управленческих решений, так и на реализации одной из главных функций взаимодействия общества и государства — получении и осуществлении гражданами государственных информационных услуг. Назрела острая необходимость формирования государственной системы администрирования безопасности и достоверности предоставления информационных услуг гражданам. Особенно это актуально для ситуаций чрезвычайного характера, когда под угрозой находится обеспечение жизни и здоровья граждан. Ключевые слова: социотехнологический феномен; административное право; государство; государственное управленческое решение; цифровизация; информационно-коммуникационная система; администрирование государственных услуг; государственное управление; инфокоммуникационная среда; социотехнологические проблемы.

Для цитирования: Сарьян В. К., Левашов В. К. Основные тенденции развития информационно-коммуникационных систем принятия государственных управленческих решений // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 6. — С. 33—42. — DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.033-042.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научных проектов № 20-011-00013 и 20-011-00749.

© Сарьян В. К., Левашов В. К., 2020

* Сарьян Вильям Карпович, доктор технических наук, профессор, научный консультант Ордена Трудового Красного Знамени Российского научно-исследовательского института радио имени М. И. Кривошеева (ФГУП НИИР)

ул. Казакова, д. 16, г. Москва, Россия, 105064 sarian@niir.ru

** Левашов Виктор Константинович, доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра стратегических социальных и социально-политических исследований Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

ул. Фотиевой, д. 6, стр. 1, г. Москва, Россия, 119333 levachov@mail.ru

Main Trends in the Development of Information and Communication Systems of Public Administration Decision Making2

William K. Sarian, Dr. Sci. (Technical Sciences), Professor, Scientific Consultant, Federal State Unitary Enterprise "Radio Research and Development Institute" (NIIR) ul. Kazakova, d. 16, Moscow, Russia, 105064 sarian@niir.ru

Viktor K. Levashov, Dr. Sci. (Sociological Sciences), Professor, Head of the Centre for Strategic Social

and Socio-Political Studies, Institute of Socio-Political Studies, Federal Research Sociological Centre

of the Russian Academy of Sciences

ul. Fotievoy, d. 6, str. 1, Moscow, Russia, 119333

levachov@mail.ru

Abstract. In the conditions of increasing legal and sociotechnological problems of the convergent information and communication environment, IT security of the State acquires strategic importance. Inaccurate information about the processes taking place in the society constitutes the apparatus of the information sphere of the society and can influence adoption of decisions made in the field of public administration. Dysfunctions of the institutions and media of mass media and communication are increasing, methods of mass information manipulation are actively applied, which adversely affects both making decisions in the field of public administration and implementing one of the main functions of interaction between the society and the state, namely: receiving and providing public information services by citizens. There is an urgent need for the formation of the state system of administration of security and reliability of information services provided to citizens. This is particularly relevant for emergency situations where the life and health of citizens are at risk.

Cite as: Sarian VK, Levashov VK. Osnovnye tendentsii razvitiya informatsionno-kommunikatsionnykh sistem prinyatiya gosudarstvennykh upravlencheskikh resheniy [Main Trends in the Development of Information and Communication Systems of Public Administration Decision Making]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(6):33—42. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.115.6.033-042. (In Russ., abstract in Eng.).

Процессы цифровизации и распространения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) всё в большей степени захватывают новые стороны и аспекты жизнедеятельности российского общества и государства. Сети электросвязи, передающие речевую, символьную, цифровую, иконографическую информацию с помощью электрических сигналов по проводам или радиосигналами, трансформируются в государственные управленческие решения, образуя единую глобальную конвергентную инфокоммуникационную среду (ИКС)3.

Конгломерат стремительно развивающихся цифровых технологий: Интернет, сети мобильной связи, облачные технологии, интернет вещей, технологии блокчейн, проекты систем околоземных спутников дешевого широкополосного Интернета типа Starlink, технологии искусственного интеллекта и ряд других авангардных ИКТ фундаментальным образом изменяют системы социальных, экономических и поли2 The reported study was funded by RFBR according to the research projects № 20-011-00013, 20-011-00749.

3 Бутенко В. В., Назаренко А. П., Сарьян В. К. Проблемы современного этапа и пути дальнейшего развития информационного общества // 4-я отраслевая конференция-форум «Технологии информационного общества», 05—07.04.2010, МТУСИ : тезисы. М., 2010. С. 56.

тических коммуникаций. Во взаимодействии социума и техносферы возникает сложный со-циотехнологический феномен, позитивные и деструктивные эффекты которого завязываются в узел проблем устойчивого развития общества и государства.

Повышение актуальности правовых и социо-технологических проблем развития ИКС в глобальном и национальном масштабах для российского общества и государства обусловило необходимость принятия Доктрины информационной безопасности Российской Федерации4, в которой информационная сфера определяется как «совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее — сеть "Интернет"), сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений». Информационная сфера по своему содержанию и формам проявления во многом тождественна инфокоммуникационной среде.

Разновекторные национальные интересы и возникающие вследствие этого социально-политические противоречия и дисфункции предопределяют конфликтность единой глобальной информационной сферы. Ее основные инструменты: средства массовой информации, цифровые социальные и политические коммуникации — находятся под контролем конкурирующих сторон. По мнению Норберта Винера, информация стоит в ряду фундаментальных понятий мироздания: «Информация — это не материя и не энергия, информация — это информация»5. Информация выступает как свойство материальных объектов отражать свою количественную и качественную сущности через меру измерения неопределенности (энтропии) в социуме и биосфере — меры самоорганизации устойчивой жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Изучение качественных и количественных свойств и параметров сущности информации составляет задачу фундаментальной науки. Информация, как и энергия атома в материальной природе, обладает колоссальной креативной и разрушительной силой в социуме. Рост диспа-ритетов в материальной и духовной сферах в мировом масштабе обостряет информационный конфликт между бедным большинством и богатым меньшинством как на планете, так и в отдельных странах, создает критические степени социально-политических напряжений, которые в условиях кризиса могут привести к самоуничтожению не только государства, но и общества.

Сегодня мы наблюдаем и становимся невольными участниками глобальной информационно-технологической конкуренции, в которой сторонники консервации элитарных форм социального управления активно применяют приемы массового манипулирования информацией. Государственные деятели и проводники их интересов в СМИ стран — геополитических конкурентов России ведут информационную кампанию по демонизации Российской Федерации, ее государственного руководства и гражданского общества. Развивающаяся глобальная ИКС поставила и мультиплицировала проблему суверенитета национальных информационных сфер, их безопасного достоверного устойчивого функционирования. Информационная безопасность РФ приобрела стратегическое значение.

В условиях формирования массовых социальных коммуникаций и объективно востребованного развития институтов гражданских демократий сходящие со сцены спекулятивные информационные коммуникации и технологии тормозят формирование достоверных сегментов ИКС (протоноосферы по Э. Леруа и В. В. Вер4 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 декабря 2016 г. № Пр-646.

5 Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н. Поварова ; под ред. Г. Н. Поварова. 2-е изд. М. : Наука ; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.

надскому)6. Ситуация развивается по сценарию французского философа и социолога Ги Дебора, согласно которому современное общество постепенно становится обществом спектакля и впереди нас ждет диктатура массового потребления и тотальных политических репрессий7. Сбудется ли это предсказание спекулятивного потребительского ада фальшивой информационной сферы? Какие уроки необходимо вынести российским ученым и политикам?

В условиях становления и развития глобального гражданского общества и перехода к цифровым формам электронным демократии ИКС переживает болезнь роста, запаздывания процессов социотехнологических, социополи-тических и социоправовых трансформаций, что выражается в нарастающих дисфункциях институтов и средств массовой информации и коммуникации. Американские исследователи F. Gilbert, Th. Peterson и W. Schramm в середине прошлого века отмечали как усиление экономической зависимости печатных и электронных СМИ, так и рост их социальной безответственности8. По их мнению, все более частое проявление в работе либеральных СМИ накопленных десятилетиями противоречий вело к деформации института свободной и независимой прессы и электронных СМИ как в развитых, так и в развивающихся странах.

Общество массового потребления, рыночные механизмы максимизации прибыли постепенно трансформировали СМИ в транснациональные картели и корпорации по производству и продаже информационных продуктов. Четвертая, после законодательной, исполнительной и судебной, ветвь власти — СМИ стала формировать общественное мнение и продавать свои услуги. Сущностная функция СМИ — информирование граждан в интересах безопасной жизнедеятельности — стала размываться целями максимизации прибыли.

Формирование единой конвергентной ИКС на цифровой технологической платформе привело к тому, что СМИ и государственные средства радио- и телевизионного вещания, которые долгие годы практически монопольно формировали мировоззрение подавляющего большинства граждан своего государства, утратили свое преимущество в территориальной изоляции, так как благодаря современным средствам сигналы любой радио- и телевизионной станции мира могут быть доступны любому пользователю ИКС9. Это дает широкую возможность для организации информационных войн, поскольку на любое событие как внутри страны, так и в мире любому абоненту ИКС могут предлагаться прямо противоположные аргументированные оценки. Эти войны могут инициироваться как отдельными боровшимися за рынки группами из бизнес-класса или государствами, которые зачастую выполняют заказы того же бизнес-класса. Радикальный метод, который использует бизнес-класс, — это контроль подавляющего количества радио и телевизионных станций, для того чтобы они выступали согласованно по всем ключевым событиям.

Наряду с этими распространенными в глобальной инфосфере девиациями, стали проявляться новые. Власть неолиберальных элитарных демократий стремится формировать и контролировать информационную сферу, где господствует право сильного и богатого. Стремление уходящих элит сохранить свое господствующее положение в государстве максимально усиливает практики дезинформации. В результате происходит вырождение сущностного качества информации — достоверное отражение действительности, а СМИ становятся институтом социальной и политической манипуляции. Сегодня функция манипуляции вмонтирована и активно используется в политических технологиях, социальной и коммерческой рекламе с целью

6 Вернадский В. И. Избранные сочинения. М. : Изд-во АН СССР, 1954. Т. 1. 696 с.
7 Дебор Г. Общество спектакля. М. : Логос, 2000, 184 с.
8 Gilbert F. S., Peterson Th. B. and Schramm W. Four Theories of Press. Urbana : University of Illinois Press, 1956. Pp. 78—79.
9 Сарьян В. К. Определение эффективности телерадиовещания в современных условиях // Brodcasting. 2005. № 2. С. 42—45.

заставить граждан совершать политический выбор не в своих и общества целях, а вопреки им, в интересах корпораций или различных групп политических элит. Такая искаженная информационная сфера по сути своей не отвечает широким общественным потребностям, она социально дисфункциональна.

Масштабные кампании дезинформации проявились в феномене постправды, сконструированной недостоверной информации, состоящей из фрагментов реальных событий, перемежающихся с вымыслом, слухами, эмоциональными суждениями и мифами. Недостоверная информация перестает быть просто феноменом межличностного общения, вырастая в инструментарий информационной сферы социума. Рыночные отношения распространяются и на инфосферу: вымысел, скандалы, мифы и слухи становятся товаром, продаются и покупаются, а их потребительная стоимость зависит от сенсационности. В обществе спектакля, стимулирующем избыточное фейковое потребление, искусно смоделированные скандалы и

сенсации стали инструментами массовых манипуляций эмоциями и поведением не только в шоу-бизнесе и рекламе, но и в политике и экономике.

По результатам социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», который ежегодно проводится Центром стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН с 1992 г.10 под научным руководством одного из авторов данной статьи, доктора социологических наук В. К. Левашова, граждане нашей страны достаточно критически оценивают достоверность передач российского радио и телевидения. Так, в декабре 2018 г. лишь 10 % респондентов заявляли, что передачи радио и телевидения о событиях и жизни в стране являются правдивыми. Граждане отмечали, что наиболее точно и достоверно отражающими информацию являются источники Интернета (41 %) и центральных СМИ: телевидение (32 %), местное телевидение (13 %), органы печати (10 %)11. Более подробный анализ ответов респондентов приведен в таблице.

Оценка респондентами наибольшей достоверности отражения обстановки в нашей стране различными источниками массовой информации

(РФ, % от числа опрошенных)

СМИ 2004, XI 2013, VI 2018, XII

Центральное телевидение 42 40 32

Местное телевидение 20 23 13

Зарубежное телевидение 11 7 4

Центральное радио 16 12 9

Местное радио 10 7 5

Зарубежное радио 7 4 2

Центральная печать 19 13 10

10 При проведении социологического исследования использована квотно-пропорциональная всероссийская выборка с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, местожительства. В основу территориального размещения выборки легло экономико-географическое районирование страны при соблюдении пропорции численности населения и пропорций между городским и сельским населением. Объем выборочной совокупности составлял на различных этапах 1 312—1 866 респондентов. Эмпирическим объектом исследования выступает взрослое население России.
11 Левашов В. К., Афанасьев В. А., Новоженина О. П., Шушпанова И. С. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? XLVIII этап социологического мониторинга, ноябрь — декабрь 2018 года / под общ. ред. В. К. Левашова. М. : Перспектива, 2019. 59 с. URL: https://goo.gl/2ZAze1 (дата обращения: 08.03.2020).

СМИ 2004, XI 2013, VI 2018, XII

Местная печать 13 10 5

Зарубежная печать 6 5 2

Интернет 24 45 41

Затруднились ответить 30 22 34

Источник: Центр стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ ФНИСЦ РАН

В общественном мнении сформировался рейтинг причин распространения недостоверной информации через СМИ. На первое место вышла причина «замалчивание событий в средствах массовой информации» (39 %), далее — «преднамеренное искажение информации властью, негласная цензура» (38 %), «зависимость журналистов от "денежных мешков"» (34 %), «неискренность политиков» (31 %), искажение информации журналистами (29 %)12.

Подобные представления о достоверности информации негативно сказываются на информационной сфере и реализации в ней одной из главных функций взаимодействия общества

и государства — получении гражданами государственных информационных услуг. По мере формирования ИКС становится очевидным, что главные критерии ее функционирования — безопасность и достоверность — невозможно выдержать без эффективного администрирования со стороны государства. Структурно-функциональный анализ существующей и апробированной системы администрирования услуг (САУ) показывает, что она имеет комплексный многофункциональный и междисциплинарный характер. На рисунке далее приведена типовая инфраструктура предоставления информационно-коммуникационных услуг13.

Система администрирования предоставления гражданам ИК-услуг (САУ)

12 Левашов В. К., Афанасьев В. А., Новоженина О. П., Шушпанова И. С. Указ. соч.
13 Назаренко А. П., Сарьян В. К. О возрастании роли администрирования услуг КВНО на современном этапе // Труды ИПА РАН. 2017. Вып. 43. С. 3—13.

Очевидно, что САУ имеет сложную структуру, которая в своих элементах выполняет множество функций:

— система криптографической защиты информации (СКЗИ) — это программа или устройство, которые шифруют документы и генерируют электронную подпись (ЭП);

— биллинговая система — это программное обеспечение, разработанное специально для операторов (провайдеров). Она позволяет считать (учитывать) и тарифицировать оказанные услуги доступа;

— авторская платежная система защищает авторское право правообладателя контента;

— геоинформационные технологии — системы координатно-временного и навигационного обеспечения (например, ГЛОНАСС или GPS);

— сервис-центр — определяет порядок доступа к услуге и контролирует достоверность услуги, то есть правильную работу всех составляющих услуги;

— система условного доступа обеспечивает порядок взаимодействия разных поставщиков информации в случае конвергентных услуг, которые на рисунке для простоты не указаны. Мониторинг и контроль системы администрирования услуг, соблюдения критериев государственной и общегражданской безопасности, достоверности информации, реализации функций взаимодействующих госучреждений, обязательств их выполнения, разрешения споров сторон в максимально короткие временные, вытекающие из смысла услуги отрезки и недопущение массового нарушения прав пользователей должны стать основной функцией государственных органов надзора и администрирования САУ. В основе функционирования этих органов должны лежать социотехнологические стандарты и регламенты, которые могут и должны быть выработаны в тесном взаимодействии

специалистов и экспертов, компетентных в различных аспектах научного знания цифровых технологий и информационных услуг.

Примером такой услуги, которая, по мнению авторов, требует государственного регулирования для широкомасштабного внедрения, является разработанная во ФГУП НИИР индивидуализированная услуга управления спасением абонентов ИКС при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) природного и техногенного происхождения.

Несмотря на обширный план развернутых в РФ работ по построению цифровой экономики, правовое регулирование сферы обеспечения физической безопасности человека в современной окружающей среде, которая с каждым годом становится все более техногенной, пока остается недостаточным14. Отметим, что такое же положение характерно для всех без исключения стран. Исследования показывают, что в современном мире мегамасштабов и сверхскоростей сенсорные способности человека резко снижаются, а это значительно увеличивает риски людских и материальных потерь при возникновении ЧС. Единственной возможностью повысить сенсорные возможности человека является использование достижений информационно-коммуникационных технологий.

Работы, проведенные в течение 2010— 2019 гг. в ФГУП НИИ радио15, показали, что сенсорные способности человека можно поднять до необходимого уровня с помощью современных ИКТ, в частности «интернета вещей» (Internet of Things, далее — IoT). ИК услуги на базе новой технологии IoT предполагают включенность в ИКС самостоятельно взаимодействующих между собой или с окружающей средой объектов материального мира: вещей, датчиков. Примерами развития услуг на базе IoT являются «умный дом», который сам включает и выключает свет,

14 Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции : материалы VI Московского юридического форума, XVI Международной научно-практической конференции : в 4 ч. М. : Проспект, 2019. Т. 1. 408 с.
15 Назаренко А. П., Сарьян В. К., Ермаков В. В. [и др.] Междисциплинарное сотрудничество в период с 2014 по 2019 г. по формированию массовой услуги по индивидуализированному спасению людей при возникновении ЧС природного и техногенного происхождения // Труды НИИР (Научно-исследовательского института радио) : сборник научных статей. М., 2019. С. 39—54.

отопление и выполняет иные функции, «умный транспорт» — автомобили без водителя. Предлагается новое направление развития услуг на базе 1оТ: предоставление массовому абоненту услуги по индивидуализированному управлению спасением при возникновении любого вида ЧС в зоне пребывания абонента.

Сегодня во всем мире уделяется огромное внимание разработке и эксплуатации систем мониторинга за глобальными процессами, систем прогнозирования ЧС, систем оповещения населения о ЧС. К сожалению, многие из них не могут решить главной проблемы — обеспечить адекватное поведение граждан при реальной угрозе и непосредственно во время ЧС. Поэтому основная идея повышения сенсорных способностей личности заключается в расширении области взаимодействия человека со смарт-средой, которая в нужное время даст ему предупредительные сигналы о предстоящих ЧС. Указанные сигналы человек получает на любое персональное интеллектуальное абонентское устройство, которым может быть и сотовый телефон. На абонентском устройстве способны отображаться разработанные модели возможных аварийных ситуаций с привязкой к определенному месту, отображается цифровая карта местности, а также указатели индивидуального маршрута эвакуации в безопасное место — персональный навигатор в ЧС.

В случае возникновения ЧС специальные датчики 1оТ, размещенные повсеместно на определенной территории и объединенные в самоорганизующиеся сенсорные сети, подают соответствующий сигнал на принимающее устройство абонента. В зависимости от изменения внешней ситуации датчики корректируют сигнал, а система меняет алгоритм спасения. При этом могут учитываться различные обстоятельства, например появление искусственных препятствий (разрушений, завалов и т.п.) на путях эвакуации, возможные скопления граждан на маршрутах пешей эвакуации населения.

Система индивидуализированного спасения людей может быть исключительно полезна случайным посетителям объекта, незнакомым с его географическими параметрами. Сенсорная сеть связана с оперативно-диспетчерскими службами МЧС, что повышает эффективность работы по ликвидации последствий ЧС. Если ЧС возникает вне зоны нахождения абонента, сигнал о ЧС поступает по каналам связи на вход сенсорной сети объекта, где находится абонент, а затем с соответствующими распоряжениями — на принимающие устройства абонентов. Для достижения должной эффективности распространение системы должно быть массовым, повсеместным. Последнее же невозможно представить в отсутствие прямо выраженной воли государства в соответствующих императивных нормах права.

В доисторическую эпоху человек сам обеспечивал свою безопасность. В эпоху государственности в этом ему стали помогать государственные институты. Безопасность граждан — одна из ключевых целей государства. Государство можно представить в виде огромной корпорации, целью которой является не получение прибыли, а стремление к счастью, благополучию человека. И мы все акционеры. Риторический вопрос: нужна ли нам безопасность? Безопасность достигается функцией достоверного отражения вызовов и угроз природной и социальной среды и составления на этой основе оптимальной программы устойчивого развития. Можно рассматривать вопрос внедрения системы спасения в большей степени не в правовом, а в политико-правовом аспекте, но это никак не умаляет актуальности и значения проблемы. Мы считаем, что на примере индивидуализированной услуги управления спасением абонентов при возникновении ЧС природного и техногенного происхождения система администрирования услуг может выполнить функцию контроля за соблюдением прав потребителя услуг и за качеством услуг, поэтому эта система должна быть

16 Сарьян В. К., Фролов А. И., Назаренко А. П. Информационные системы индивидуализированного управления как средство реализации исполнительной власти // Административно-правовые формы реализации исполнительной власти в условиях цифровизации государственного управления : сб. трудов XIII Международной научно-практической конференции, посвящ. памяти Ю. М. Козлова. М. : МГЮА, 2020.

точкой приложения государственного регулирования.

Обязанность государства по обеспечению права на жизнь, провозглашенного в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека ООН от 10.12.1948 и ст. 20 Конституции РФ, порождает необходимость учета современных технических возможностей по спасению жизни. Российская Федерация как социальное государство (ст. 7 Конституции РФ) обязана исполнять не только негативные обязательства по нелишению жизни, но и позитивные обязательства — обязательства обеспечить активными действиями государства уровень безопасности, требуемый в целях реализации права на жизнь.

Информационно-коммуникационная госуслуга по индивидуализированному спасению людей в ЧС природного и техногенного характера должна рассматриваться как средство реализации государственной власти по защите гражданского общества16.

Цифровые технологии позволяют наиболее оперативным образом донести до подвластных субъектов необходимые для спасения жизни и сохранения здоровья граждан распоряжения.

Распоряжения эти могут даваться ответственным должностным лицам. Наибольшую эффективность государственное управление приобретает в случае обеспечения возможности направления управляющих распоряжений непосредственно гражданам посредством имеющихся при них средств связи. Распоряжения гражданам могут даваться в целях управления их действиями по самостоятельному выходу из зоны действия поражающих факторов ЧС или в целях совершения гражданами посильных действий, направленных на спасение жизней иных граждан.

В заключение отметим, что отсутствие комплексного междисциплинарного подхода к исследованию проблем и разработке алгоритмов внедрения цифровых государственных услуг делает проблематичной заданную скорость освоения новых технологий. В настоящее время возникла острая необходимость системной социальной,политической, правовой и экономической оценки внедрения и оптимизации процессов формирования государственной системы администрирования безопасности и достоверности предоставления информационных услуг гражданам.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бутенко В. В., Назаренко А. П., Сарьян В. К. Проблемы современного этапа и пути дальнейшего развития информационного общества // 4-я отраслевая конференция-форум «Технологии информационного общества», 05—07.04.2010, МТУСИ : тезисы. — М., 2010.
2. Вернадский В. И. Избранные сочинения. — М. : Изд-во АН СССР, — 1954. — Т. 1. — 696 с.
3. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н. Поварова ; под ред. Г. Н. Поварова. — 2-е изд. — М. : Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. — 344 с.
4. Дебор Г. Общество спектакля. — М. : Логос, 2000. — 184 с.
5. Левашов В. К., Афанасьев В. А., Новоженина О. П., Шушпанова И. С. Экспресс-информация. Как живешь, Россия? XLVIII этап социологического мониторинга, ноябрь — декабрь 2018 года / под общ. ред. В. К. Левашова. — М. : Перспектива, 2019. — 59 с. — URL: https://goo.gl/2ZAze1 (дата обращения: 08.03.2020).
6. Назаренко А. П., Сарьян В. К., Ермаков В. В. [и др.] Междисциплинарное сотрудничество в период с 2014 по 2019 г. по формированию массовой услуги по индивидуализированному спасению людей при возникновении ЧС природного и техногенного происхождения // Труды НИИР (Научно-исследовательского института радио) : сборник научных статей. — М., 2019. — С. 39—54.
7. Назаренко А. П., Сарьян В. К. О возрастании роли администрирования услуг КВНО на современном этапе // Труды ИПА РАН. — 2017. — Вып. 43. — С. 3—13.
8. Российская правовая система в условиях четвертой промышленной революции : материалы VI Московского юридического форума, XVI Международной научно-практической конференции : в 4 ч. — М. : Проспект, 2019. — Ч. 1. — 408 с.
9. Сарьян В. К. Определение эффективности телерадиовещания в современных условиях // Brodcasting. — 2005. — № 2. — С. 42—45.
10. Сарьян В. К., Фролов А. И., Назаренко А. П. Информационные системы индивидуализированного управления как средство реализации исполнительной власти // Административно-правовые формы реализации исполнительной власти в условиях цифровизации государственного управления : сб. трудов XIII Международной научно-практической конференции, посвящ. памяти Ю. М. Козлова. — М. : МГЮА, 2020.
11. Gilbert F. S., Peterson T. B. and Schramm W. Four Theories of Press. — Urbana : University of Illinois Press, 1956.

Материал поступил в редакцию 8 марта 2020 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Butenko V. V., Nazarenko A. P., Saryan V. K. Problemy sovremennogo etapa i puti dalnejshego razvitiya informacionnogo obshchestva // 4-ya otraslevaya konferenciya-forum «Tekhnologii informacionnogo obshchestva», 05—07.04.2010, MTUSI : tezisy. — M., 2010.
2. Vernadskij V. I. Izbrannye sochineniya. — M. : Izd-vo AN SSSR, — 1954. — T. 1. — 696 s.
3. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz v zhivotnom i mashine / per. s angl. I. V. Soloveva i G. N. Povarova ; pod red. G. N. Povarova. — 2-e izd. — M. : Nauka; Glavnaya redakciya izdanij dlya zarubezhnyh stran, 1983. — 344 s.
4. Debor G. Obshchestvo spektaklya. — M. : Logos, 2000. — 184 s.
5. Levashov V. K., Afanasev V. A., Novozhenina O. P., Shushpanova I. S. Ekspress-informaciya. Kak zhivesh, Rossiya? XLVIII etap sociologicheskogo monitoringa, noyabr — dekabr 2018 goda / pod obshch. red. V. K. Levashova. — M. : Perspektiva, 2019. — 59 s. — URL: https://goo.gl/2ZAze1 (data obrashcheniya: 08.03.2020).
6. Nazarenko A. P., Saryan V. K., Ermakov V. V. [i dr.] Mezhdisciplinarnoe sotrudnichestvo v period s 2014 po 2019 g. po formirovaniyu massovoj uslugi po individualizirovannomu spaseniyu lyudej pri vozniknovenii ChS prirodnogo i tekhnogennogo proiskhozhdeniya // Trudy NIIR (Nauchno-issledovatelskogo instituta radio) : sbornik nauchnyh statej. — M., 2019. — S. 39—54.
7. Nazarenko A. P., Saryan V. K. O vozrastanii roli administrirovaniya uslug KVNO na sovremennom etape // Trudy IPA RAN. — 2017. — Vyp. 43. — S. 3—13.
8. Rossijskaya pravovaya sistema v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii : materialy VI Moskovskogo yuridicheskogo foruma, XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 4 ch. — M. : Prospekt, 2019. — Ch. 1. — 408 s.
9. Saryan V. K. Opredelenie effektivnosti teleradioveshchaniya v sovremennyh usloviyah // Brodcasting. — 2005. — № 2. — S. 42—45.
10. Saryan V. K., FrolovA. I., Nazarenko A. P. Informacionnye sistemy individualizirovannogo upravleniya kak sredstvo realizacii ispolnitelnoj vlasti // Administrativno-pravovye formy realizacii ispolnitelnoj vlasti v usloviyah cifrovizacii gosudarstvennogo upravleniya : sb. trudov HIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashch. pamyati Yu. M. Kozlova. — M. : MGYuA, 2020.
11. Gilbert F. S., Peterson T. B. and Schramm W. Four Theories of Press. — Urbana : University of Illinois Press, 1956.
СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА СОЦИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты