Спросить
Войти

ТЕНДЕНЦИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА МАИКЛА КОЛЛИНЗА В ИРЛАНДИИ

Автор: Шишкина Ирина Борисовна

УДК 94(415)

ТЕНДЕНЦИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБ

В плеяде героев и мучеников ирландского национального движения личность Майкла Коллинза, одной из ярчайших фигур Ирландской революции, выделяется не только постоянным и неослабевающим вниманием со стороны историков, политологов, но и постоянно привлекает внимание литераторов, средств массовой информации. Фактически, начиная с момента его трагической гибели и до сегодняшнего дня образ Коллинза как не сходит со страниц специальных изданий, так и проявляет себя в Интернет-ресурсах, таким образом, расширяя круг читающей аудитории. Интернет-сообщество, к тому же, позволяет читателям мгновенно высказывать свою точку зрения на представления различных граней его личности и многогранной деятельности героя. Наблюдается довольно активная трансформация образа Коллинза с течением времени. Новые поколения авторов и потребности и запросы новых генераций читателей диктуют необходимость раскрывать новые стороны личности Коллинза. От традиционной для начала XX в. героизации Коллинза в настоящее время наблюдается трансформация в оценочных характеристиках личности. Всё больше внимания уделяется чисто человеческим характеристикам персонажа. Такие новации продиктованы не только расширением «ойкумены» стандартного образа героя, вторжением в те сферы, например, его личной жизни, которые ранее были либо на периферии интереса, либо вообще не затрагивались. Не

И. Б. Шишкина

МАЙКЛА КОЛЛИНЗА В ИРЛАНДИИ

меньшее влияние на формирование многогранного образа Майкла Коллинза оказывает изменение ментальных особенностей современного общества, формирование нового культурного кода. Такая «всеядность» читателей нового поколения свидетельствует о том, что создана новая историко-культурная парадигма. Трансформация образа Майкла Коллинза в исследовательской литературе, в публицистике, в популярных изданиях, в мировой Сети не призвана каким-то коренным образом изменить представление читающей публики в направлении негатива в отношении героя, а лишний раз свидетельствует о новых «стандартах», свойственных западной культуре. Внимание к персонажам Ирландской революции ожидаемо усилилось в связи со столетней годовщиной этого важнейшего события национальной истории, празднование которого продолжается и в настоящее время. Предложенная тема актуальна, таким образом, в нескольких аспектах и выходит за границы анализа только личности Коллинза. В отечественной историографии нет исследований, посвящённых анализу представления Коллинза в специальной литературе, как и в общественном мнении и восприятии.

I. Shishkina

TRENDS IN IMAGE REPRESENTATION OF MICHAEL COLLINS IN IRELAND

In the galaxy of heroes and martyrs of the Irish national movement, the personality of Michael Collins, one of the most prominent figures of the Irish Revolution, stands out not only by constant and unflagging attention from historians, political scientists, but also constantly attracts the attention of writers and the media. In fact, from the moment of his tragic death to the present day, the image of Collins both does not leave the pages of special publications and manifests itself in Internet resources, thus expanding the areola of the reading audience.

The online community, in addition, allows readers to instantly express their point of view on the representations of the various facets of his personality and the mul-tifaceted activities of the hero. A rather active transformation of the Collins image over time is observed. New generations of authors and the needs and demands of new generations of readers dictate the need to reveal new aspects of Collins& personality. From the Collins&s heroization, traditional for the beginning of the 20th century, a transformation is currently observed in the evaluative characteristics of the personality. More and more attention is paid to the purely human characteristics of the character. Such innovations are dictated not only by the expansion of the "ecumenical" standard image of the hero, by the invasion of those areas, for example, his personal life, which were previously either on the periphery of interest or were not touched at all. No less influence on the formation of the multifaceted image of Michael Collins has a change in the mental characteristics of modern society, the formation of a new cultural code. This "omnivorous" readers of the new generation indicates that a new historical and cultural paradigm has been created. The transformation of the image of Michael Collins in research literature, in journalism, in popular publications, on the World Wide Web is not called to somehow fundamentally change the reading public&s direction in the direction of negative attitude towards the hero, but once again testifies to new "standards" inherent in Western culture. The attention to the characters of the Irish Revolution was expectedly strengthened in connection with the centennial of this most important event in national history, the commemoration of which continues to this day. The proposed topic is, therefore, relevant in several aspects and goes beyond the analysis of only Collins& personality.

In domestic historiography there are no studies devoted to the analysis of Collins& representation in the specialized literature, as well as in public opinion and perception.

Майкл Коллинз является одной из ключевых политических фигур Ирландской революции - член националистической организации Ирландское Республиканское Братство и партии Шинн Фейн впоследствии, он занимал посты министра внутренних дел и министра финансов в Правительстве самопровозглашенной в 1918 г. Ирландской Республики и был одним из подписантов Англо-ирландского договора. После этого он стал главой временного правительства и главнокомандующим Ирландского Свободного Государства. При этом дополнительный авторитет его фигуре придавало участие в Пасхальном Восстании 1916 г., с которого началась Ирландская революция, и участники которого стали героями в глазах ирландского общества. Безусловно Майкл Коллинз, будучи яркой фигурой на политической арене Ирландии, не мог ещё при жизни не стать объектом живого интереса населения, средств массовой информации и спецслужб Великобритании.

Но особенно характерен образ, сформировавшийся post mortem, вошедший навсегда в историю. Здесь стоит отметить, что первая половина века после его смерти - это время, когда его имя звучало со страниц прессы, которая и была главным рупором и фактором формирования общественного мнения. Позднее акценты смещаются, про него снимают фильмы, телепередачи, однако публикации в прессе, теперь зачастую в Интернет-изданиях, продолжают играть важную роль - они доступны населению, написаны простым языком, на знакомство с ними требуется совсем немного времени. Кроме того, это удобный индикатор, который мгновенно подстраивается под читательский интерес и отражает его в большей степени. Хотя с исторической точки зрения конечно на первый план выходят варианты его биографии, число которых продолжает расти, особенно в последние годы, когда страна отмечает «десятилетие столетия» революции. Монографии о Коллинзе отчасти отражают трансформацию его образа, но стоит отметить, что серьезные исторические издания не подвержены существенным пересмотрам в силу изначально высокого уровня своей объективности.

Образ Коллинза, представляемый на первых порах в основном средствами массовой информации, проходил определенные этапы трансформаций. Во-первых, стоит отметить, что прижизненный этап характеризуется, по мнению историков, сознательными усилиями Коллинза по формированию имиджа активного политика, «человека действия» [10, p. 19-21]. Подобный вывод делается из двух фактов:

1) Коллинз в переписке поднимал тему важности роли средств массовой информации,

прессы и фото- и кинофиксации в информационной политике и «политике памяти», как мы бы сегодня сказали, молодого государства. То есть, он демонстрировал уверенное понимание важности визуальных средств пропаганды [10, р. 19-20].

2) Его отказ от статичного позирования для фото. Все его фотографии - это образы Коллинза, спешащего [10, р. 20-21]. В Вестминстер на обсуждение статей договора Ирландии и Великобритании,в Правительство Ирландии, в военный штаб... В большинстве случаев Майкл Коллинз не останавливался ни на минуту видя, что его фотографируют, какие бы важные для страны моменты это ни были, например, не пожелал позировать он в самый кульминационный момент борьбы за независимость - при передаче полномочий английской стороной национальному Правительству, хотя данную церемонию можно было обставить со всей пышность и это было бы уместно с учетом ее исторического значения.

Считается, что такой подход в сочетании с первым фактором означает его стремление создать имидж «занятого» политика, непрерывно заботящегося о государственных интересах и экономящего каждую минуту для этого. Но нам кажется, что такой до крайности целостный, продуманный и прагматичный подход, достойный скорее протестанта, чем католика, является в большей степени поздним конструктом, современной и не обязательно благожелательной интерпретацией поведения Коллинза. Так мы знаем, что и в ранний период своей жизни он старался избегать фотографирования. Объясняется это как правило тем, что, будучи весьма активным не только в риторике, но и в делах националистом, он не желал снабжать британскую разведку своим фото. Когда фотографии избегать не удавалось, например, на свадьбе у боевого соратника, он использовал головной убор и наклон головы, чтобы «смазать» портрет. Возможно, дело не только в разведке, т.к. «легализовавшемуся», полностью угодно у Великобритании фристейтеру Коллинзу не имело никакого смысла продолжать играть в игры в упоминаемый выше момент трансфера власти. Поэтому с нашей точки зрения его настойчивую «неуловимость» для фотографов можно объяснить помимо традиционной трактовки и личной антипатией к позированию.

Сразу после гибели Майкла Коллинза начинает формироваться окружающий его ореол павшего в неравном бою героя. В прессе, вышедшей в последующие дни, прослеживается характерный посмертный образ, который с

интересом анализируется современными исследователями, например, Йеном МакКином, который дает подробное освещение последовавших за национальной трагедией статей [8]. Он отмечает, что большой вклад в формирование такого образа внесло одно из старейших националистических изданий страны Freeman&s Journal, который не только напомнил читателям о лучших чертах павшего героя, о его смелости и готовности пожертвовать жизнью ради своей страны, но и положил начало формированию мифа вокруг его гибели. Характерно, что Freeman&s Journal с момента своего основания в 1763 г. никогда не являлся сторонником революционного направления в ирландском национальном движении. Однако его влияние на массы было всегда значительным, и в этом смысле издание, безусловно, внесло свою лепту в формирование такого стереотипа личности Коллинза.

Журнал сильно преувеличил количество нападавших и показал Коллинза не только ожесточенно и упорно обороняющимся, что в общем-то не вполне согласовалось с длительностью столкновения, но и символически простившим в предсмертное мгновение своих политических оппонентов [8, p. 24].

На этом фоне отличалась сравнительной «политизированностью» традиционно оппонирующая Freeman&s Journal Irish Independent, так как в посмертных статьях больше внимания уделяла деятельности Коллинза, в том числе и антибританской [8, p. 24]. Издание также акцентирует причины, которые побудили его поддерживать Договор даже ценой раскола страны. Таким образом, газета не останавливала своей деятельности по убеждению населения в правильности позиций Коллинза и новых официальных властей Ирландии и в неправоте сил, сплотившихся вокруг де Валеры и развязавших Гражданскую войну.

Главный рупор противников англо-ирландского договора Poblacht na hEireann опубликовал статью Эрскина Чайлдерза, бывшего соратника Коллинза, генерального секретаря ирландской делегации, подписавшей Англо-ирландский договор, который, однако, стал ярым противником документа и присоединился к лагерю де Валеры. В статье Чайлдерз выражал сожаление о гибели старого товарища и признавал его храбрость, вину же за происходящее он возлагал на британцев, приведших, по его мнению, Ирландию к Гражданской войне [8, p. 25].

The Irish Times, принадлежащая протестантским кругам, старалась быть сдержанной, однако обращала внимание на то, что Майкл Коллинз несомненно был позитивной политической фигурой, здравомыслящим и заботящимся об интересах страны политиком [8, p. 24-25].

Belfast Telegraph также счел необходимым выдержать нейтральный и уважительный тон, однако обратил внимание на то, что практика нападения на силы правопорядка из засады, столь распространившаяся в Южной Ирландии за время борьбы за независимость, ударила по их собственному главнокомандующему [8, p. 25]. Здесь стоит отметить, что он и был одним из инициаторов использования подобных методов, что добавляет статье некоторой остроты. Также газета выразила надежду, что соотечественники последуют тем путем, к которому их призывал Коллинз - откажутся от Гражданской войны и решат придерживаться англоирландского договора.

Cork Examiner, который в тот момент строго цензурировался в связи с особо напряженной ситуацией в Корке, был корректно информативен, но в одном был солидарен с британской прессой - после смерти Коллинза Гражданская война станет более ожесточенной [8, p. 25]. Данная мысль повторяется в разных изданиях по обе стороны от Ирландского моря. Очевидно, что Коллинз выглядел наиболее трезвомыслящим, сдержанным и рациональным политическим деятелем, с которым можно было успешно сотрудничать. Хорошей иллюстрацией позиций британской прессы можно считать статьи в The Times, например, от 24 августа 1922 г., где еще раз дается обзор жизни Коллинза с упоминанием и участия в событиях 1916 года, и периодах тюремного заключения, и того времени, когда он скрывался от британских властей [12]. Тем не менее, статья рисует Коллинза в некоторой степени авантюристом, в частности внимание привлекают красочные истории о том, как ловко он уходил от сил правопорядка. Однако звучат и ноты уважения в упоминаниях его преданности своей миссии на посту министра финансов, его борьбы за Англоирландский договор и стремления выйти из Гражданской войны с наименьшими потерями. Характеристика Коллинза как «самого прилежного из тех, кто трудился ради свободы Ирландии» является лейтмотивом статьи [12].

В итоге подобные публикации заложили фундамент дальнейших оценок Коллинза в прессе, историографии и общественном мнении Ирландии. В относительно современной рефлексии отмечается несколько моментов характерных для тона посмертных статей. Во-первых, это гиперболизация военного героизма Коллинза в конкретном бою, масштабы которого часто преувеличивались, во-вторых, смещение акцентов с государственной деятельности Майкла Коллинза на военную [10]. Вторая точка зрения остается дискуссионной из-за многогранного характера его деятельности. Тем не менее, долгое время эти особенности

репрезентации образа оставались типическими. Вероятно, не в последнюю очередь это связано с тем, что подобная подача материала добавила легитимности молодому ирландскому государству.

Здесь стоит обратить внимание на особенности культурных героев Ирландии. Безусловно, временное отсутствие суверенной государственности на протяжении долгого времени и борьба за нее привели к тому, что в Ирландии сложился культ павших борцов за независимость, возведенных в ряд сакральных фигур, которые почитаются вне зависимости от их конкретных политических взглядов, и в то же время не сложилось традиции почитания государственных деятелей. Хотя Коллинз - это одна из фигур, заложивших ирландскую государственность, за которую так долго боролись. Таким образом, здесь стоило бы его возвести его в более высокую степень почитания именно в этом качестве, как человека, реализовавшего цель, ради которой пали эти сакральные герои, а не ставить его искусственно в один ряд с ними. Однако фактически мы наблюдаем сакрализацию Коллинза именно как павшего в бою борца за независимость, особенно в первые полвека после его смерти.

Стоит отметить и ещё один момент. Коллинз - чуть ли не единственный почитаемый командующий гражданских войн, причём почитаемый обеими сторонами. Здесь в некоторой степени смерть «спасла его» от молвы. При жизни его могли обвинять и обвиняли в том, что он продался Ллойд Джорджу и подписал «предательский» договор. Но он оплатил свои взгляды жизнью, чем заслужил уважение своей позиции. Кроме того, он был избавлен от ошибок, которые совершают все политические деятели, например, тот же Имон де Валера, который остается дискуссионнейшей фигурой. К слову, по мнению автора ряда книг о революционном периоде Тима Кугана и однобокое «боевое», и долгое более скромное освещение образа Коллинза, может быть связано с позицией Имона де Валеры, занимавшего противоположную сторону в Гражданской войне, впоследствии закрепившегося на ключевых государственных постах до 1973 года [3]. Ни освещение смерти прославленного лидера фристейтеров от рук формально подконтрольных де Валере вооруженных формирований, ни формирование имиджа Коллинза как яркого политического деятеля не были в интересах весьма авторитарного де Валеры, который, очевидно, как раз старался закрепиться в качестве первого представителя нового образа культурного героя - строителя ирландской государственности. Казалось бы, это правильная оценка применительно к суверенному государству, республике, но традиционно отсчет «новой эры» независимой Ирландии начинается все же с Ирландского Свободного Государства, в котором Коллинз бесспорно был первой ключевой фигурой. Здесь стоит отметить, что вероятно причины опасаться подобного у де Валеры были, и сравнения и аналогии естественны в отношении этих двух ярких лидеров революции. Небезынтересно и то, что впоследствии в фильме «Майкл Коллинз» Нила Джордана мы видим не только игру на этих сравнениях, но и то, что подспудно де Валера становится антагонистом и гораздо более слабым героем по сравнению с Коллинзом.

Наконец, в современном изображении Майкла Коллинза последних десятилетий появляется указанная рефлексия, новые ракурсы. Начинает более равномерно освещаться его политическая и административная деятельность, пересматриваются прошлые оценки на предмет объективности, наблюдается уход от пропагандистской риторики в публицистических публикациях и исторических исследованиях. Кроме того, обращается внимание на ранее малоизвестные грани его деятельности. Так, например, Джим Пауэр, видный экономический эксперт, приглашенный в качестве почетного гостя на церемонию одной из последних годовщин смерти героя, отметил, что Коллинз - представитель наиболее прогрессивных экономических взглядов среди представителей революционного поколения, равный Шону Лемассу, знаменитому реформатору ирландской экономики [11]. Он обратил внимание на то, что идеи Коллинза во время его пребывания в должности министра экономики были весьма прогрессивны, однако его ранняя гибель привела к тому, что на многих начинаниях был поставлен крест, и страна обратилась к протекционизму, введшему ее в многолетнюю стагнацию.

Обращает на себя внимание символизм происходящего - в 2019 году, когда прошел почти век после гибели человека, занимавшего пост министра финансов, впервые на почетной церемонии выступает экономист. Это очень важный поворот к адекватному оцениванию фигуры Коллинза.

Стоит отметить также, что подобные церемонии, в том числе и с привлечением военных, проводятся ежегодно, и всегда привлекают внимание патриотов, их посещение становится доброй традицией в некоторых семьях [1].

Однако, возвращаясь к современным оценкам Майкла Коллинза, можно констатировать, что совсем уйти от символизма не получается, так как, несмотря на разницу в подходах к оценке, его фигура и сегодня остается краеугольным камнем, лежащим в фундаменте ирландской государственности. Поэтому традиция символической репрезентации продолжена

в современных работах, здесь, например, интересны повторяющиеся аналогии с апостолами и, вероятно, еще более возвышенные христо-логические намеки [2, 7]. Безусловно, это особое и крайне важное прочтение фигуры Коллинза для католической Ирландии, подчеркивающее сакральность героя революции. Стоит отметить, что его религиозные воззрения также вызывают живой интерес [4].

Еще одной характерной чертой сегодня становится романтизация и сексуализация образа, что в большей степени прослеживается на материалах массовой прессы и Интернет-изданий. В частности, отношения между Майклом Коллинзом и Китти Кирнан позиционируются не только как романтические, а зачастую и как любовные. Этому начинает уделяться больше внимания, начиная с 90-х годов, а недавно эта пара была включена в список шести великих ирландских историй любви по версии The Irish Times, что придало новый символизм фигуре Коллинза [9]. В немалой степени обогатила данную грань личности героя Меда Райан, историк, написавшая книгу «Майкл Коллинз и женщины в его жизни» [13]. Она существенно «расширила список» женщин, связанных с Коллинзом, включая сюда и его родственниц, добрых знакомых, женщин, активно участвующих в ирландском национальном движении и его секретаря. Позже книга была переиздана в несколько исправленном и дополненном виде с еще более громким заголовком «Майкл Коллинз и женщины, которые шпионили в пользу Ирландии» [14]. Тенденция продолжается в новом веке, в частности ведутся исследования, «дорисовывающие» образ Коллинза через изучение его «любовных» писем, в которых, тем не менее, основной темой являются военно-политические события [6]. Кроме того, появляются и упоминания о других женщинах, которые были близки в каком-либо смысле с Коллинзом. В частности, в прессе активно освещалась продажа на аукционе его переписки с Мойей Ллевелин-Дэвис, сотрудничавшей с Коллинзом и предоставляющей ему убежище, когда он скрывался от британских властей [15]. Эти тенденции заходят настолько далеко, что в прессе встает вопрос не только о наличии сексуального опыта у Коллинза, но и о количестве партнеров и о его ориентации [5].

На наш взгляд, такое «очеловечивание» героя созвучно современным тенденциям в отношении видных персон мировой или национальной истории. Герои, не переставая быть таковыми, получают черты, пусть не ординарного, но всё-таки человека. Это вполне нормальный подход, однако крен в интимную жизнь нередко приводит даже не к перекосам в характеристике персонажей, а невольно затеняет их деяния, их

значимость в истории. Грань эта тонка и часто неуловима. Хотелось бы полагать, что в большинстве случаев, «интимизация» той или иной личности носит характер не столько сенсационности, сколько является попыткой дать всеобъемлющую характеристику персоны.

Проследив отдельные, представляющие на наш взгляд наибольший интерес, этапы трансформаций образа Майкла Коллинза в Ирландии, можем заметить, что, безусловно, сегодня наиболее актуальными являются кажущиеся довольно нестандартными, непервостепенными, измерения его личности и деятельности. Объективно мы должны отметить, что ключевые аспекты - это его революционная деятельность в Ирландском Республиканском Братстве и Шинн Фейн, политическая - на посту министра финансов, и военная - в качестве главнокомандующего. Тем не менее, сегодня ярко проявляется интерес к иным граням. И здесь мы должны понимать, что это вопрос не характеристик Коллинза, а характеристик современного общества. Какой бы не была фигура, ее восприятие и оценка возможны только сквозь призму общественного восприятия, обусловленного определенной культурной парадигмой. И данная парадигма естественно динамична, эту динамику мы и наблюдаем - образ Майкла Коллинза ожидаемо трансформируется, и процессы, происходящие в ирландском обществе, проходящие в ирландском ментальном пространстве, подсвечивают то одну, то другую грань его личности и деятельности, при этом отражая не столько их важность в жизни самого героя или в истории страны, а именно эти культурные трансформации. Вероятно, происходящие трансформации помогают адаптировать образ Майкла Коллинза для современного поколения ирландцев, замещая экспрессивно-символический и военный аспекты почитанием объективных заслуг и «очеловечиванием» Майкла Коллинза, что показывает важные изменения в мировоззрении, ценностях и культуре Ирландии. Безусловно, в некоторых моментах мы видим негативный аспект в виде происходящего некоего искажения картины, как в случае с гипертрофированным вниманием к его личной жизни. Однако помимо естественности данного процесса, что не позволяет нам его каким-либо образом оценивать, есть и позитивное его измерение, которое заключается в обогащении образа Майкла Коллинза, реактуали-зации его как культурного героя для новых поколений ирландцев. И, вероятно, мы увидим и новые трансформации его образа, а настоящие тенденции позволяют надеяться на то, что это будет как минимум более сбалансированный, с более пропорционально выстроенными характеристиками, реалистичный образ.

Источники и литература / References

1. Beal na mBlath Annual Commemoration. URL: http://www.bealnamblathcommemoration.com/ (Accessed: 05.09.2019).
2. Coogan T. P. The Twelve Apostles: Michael Collins, the Squad, and Ireland&s Fight for Freedom. New York: Skyhorse, 2018.
336 p.
3. Coogan T. P. Michael Collins: A Biography. London: Hutchinson, 1991. 480 p.
4. Kenny M. Michael Collins&s Religious Faith // Studies: An Irish Quarterly Review. Vol. 96. No. 384 (Winter 2007). P.423-431.
5. McEvoy D. Michael Collins was a great lover as well as a fearsome fighter // Irish Central. 2016. Nov 15. URL: https://www.irishcentral.com/roots/history/was-michael-collins-irelands-answer-to-don-juan-a-virgin-or-gay (Accessed: 05.09.2019).
6. McEvoy D. New Michael Collins love letters to Kitty Kiernan discovered // Irish Central. 2018. Oct 18. URL: https://www.irishcen-tral.com/roots/history/new-michael-collins-love-letter-to-kitty-kiernan-discovered (Accessed: 05.09.2019).
7. McEvoy D. The 13th Apostle: A Novel of Michael Collins and the Irish Uprising. New York: Skyhorse Publishing, 2014. 592 p.
8. McKeane I. Michael Collins and the media-then and now // History Ireland. 1995. Vol.3. No. 3 (Autumn). P.23 - 27.
9. O&Connell S. Six great Irish love stories, six great romantic getaways // The Irish Time. - 2019. Feb 9. URL: https://www.irishtimes.com/life-and-style/travel/ireland/six-great-irish-love-stories-six-great-romantic-getaways-1.3774497 (Accessed: 05.09.2019).
10. Regan J. Looking at Mick Again; demilitarising Michael Collins // History Ireland. 1995. Vol.3. No. 3 (Autumn). P.17-23.
11. Roche B. Michael Collins most progressive economic view of revolutionaries - Jim Power // The Irish Time. 2019. Aug 15. URL: https://www.irishtimes.com/news/ireland/irish-news/michael-collins-most-progressive-economic-view-of-revolutionaries-jim-power-1.3987499 (Accessed: 01.09.2019).
12. Romantic career. Elusive Michael Collins. Hairbreadth escapes // The Times. 1922. August. 24.
13. Ryan M. Michael Collins and the Women in His Life. Cork: The Mercier Press Ltd, 1996. 208 p.
14. Ryan M. Michael Collins and the Women who Spied for Ireland. Cork: Mercier Press, 2006. 224 p.
15. The women in Collins&s life // The Irish Time. 2007. May 5. URL: https://www.irishtimes.com/news/the-women-in-collins-s-life-1.120466 2 (Accessed: 01.09.2019).

Информация об авторе

Шишкина Ирина Борисовна - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры истории зарубежных стран и востоковедения Воронежского государственного университета (Воронеж) / shi-alte@mail.ru

Information about the author

Shishkina Irina - PhD in History, Lecturer, Chair of History of Foreign States and Oriental Studies, Voronezh State University (Voronezh) / shi-alte@mail.ru

МАЙКЛ КОЛЛИНЗ ИРЛАНДИЯ ИРЛАНДСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ШИНН ФЕЙН ИРЛАНДСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ БРАТСТВО ИМОН ДЕ ВАЛЕРА ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ИРЛАНДИИ michael collins ireland irish nationalism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты