Спросить
Войти

Взаимодействие индивида и социума в медиапространстве

Автор: Исмагилов Роман Салаватович

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 40-42.

Р. С. Исмагилов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНДИВИДА И СОЦИУМА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

В статье предлагается социально-философское осмысление взаимодействия людей с миром и между собой в медиапространстве. Взаимодействие как коммуникация способствует воспроизводству социума, в то же время как целенаправленная деятельность формирует персональную идентичность человека. Медиа рассматривается как средство коммуникации, а также как среда взаимодействия людей - медиапространство. Анализ развития медиа показывает, что современное медиапространство представляет собой самостоятельную хаотическую систему, вышедшую из под человеческого контроля.

Взаимодействие людей друг с другом представляет собой деятельность, осуществляемую двумя и более индивидами, и поэтому может быть осмыслено при помощи категорий ‘субъект’, ‘цель’, ‘средство’, ‘продукт’, ‘результат’, которые являются базовыми при рассмотрении вопросов, связанных с исследованием структуры и форм деятельности людей. Деятельность - это совокупность действий, направленных на достижение цели. Во взаимодействии два человека имеют свои субъективные цели, при помощи необходимых средств осуществляют определенные действия, которые пересекаются в сфере результата. Человек ставит цели, для достижения целей он предпринимает необходимые действия, вступает в коммуникацию с другими людьми, когда это требуется, и таким образом получает опыт взаимодействия с внешним миром и с другими людьми, новые знания о мире, людях и самом себе. Так человек самореализуется. Вместе с целенаправленной деятельностью формируются личностные качества человека. Взаимодействие людей между собой представляет собой форму развертывания персональной идентичности человека.

По теории общества Н. Лумана, социум является аутопоэтичной системой, т. е. системой, которая воспроизводит сама себя, причем без разграничения на производителя и продукт. Луман приходит к выводу, что воспроизводство общества осуществляется через коммуникацию. Основополагающим медиумом коммуникации выступает язык1. Таким образом, взаимодействие людей между собой формирует персональную идентичность человека и одновременно делает возможным существование и воспроизводство всего общества. Взаимодействие определяет сознание человека, его поведение, а также структуру общества. Изучением сущности и форм такого взаимодействия занимается социальная философия.

Социально-философский анализ взаимодействия индивида и социума в медиапространстве очевидно предполагает выдвижение на первый план категории средства, однако без отрыва от упомянутых категорий деятельности. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного отношения, связи. В первом случае это личный контакт, а во втором взаимодействие осуществляется при помощи средства коммуникации, медиа. Медиа (от лат. medium) - середина, нечто среднее, находящееся посредине, центр. В английском языке слово ‘medium’ переводится на русский язык как ‘способ, средство; посредничество; средство коммуникации (mass media); окружающая реальность, среда’.

Медиа как средство коммуникации является предметом исследования теории коммуникации. Иной подход используется в медиафилософии, где медиа не предмет познания, а условие познания, деятельности, мысли, и в конечном итоге медиа и есть реальность человека. Знаменитый канадский философ М. Маклюэн рассматривает медиа как внешние расширения человеческих органов и чувств в пространстве и времени и относит к медиа все материальные средства, используемые человеком для передачи информации. При личном контакте человек задействует

Взаимодействие индивида и социума в медиапространстве

41

все органы чувств сразу: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Медиумом здесь выступает язык, как устная форма коммуникации, требующая непосредственного присутствия взаимодействующих лиц. При опосредованном взаимодействии медиа выступают носителем и передатчиком информации различного вида и опосредуют чувственное восприятие мира человеком. Разные медиа воздействуют на разные органы чувств, передают информацию определенного вида. Письмо - медиатехнология, которая воздействует на органы зрения и выступает носителем и передатчиком вербальной информации (текста). Но письмо не передает ни звук, ни осязание, ни вкус. Фотография как медиа воздействует на зрение, передает визуальную информацию (образы). Радио передает аудиальное сообщение, расширяет слуховую функцию. Кино и телевидение воздействуют на зрение и слух, передают визуальное и аудиальное сообщение. Но Маклюэн различает то сообщение, которое передается через медиа-средство, и то сообщение, которое имеет само это средство. Например, конкретный текст несет свое сообщение, а письменность как коммуникационная технология порождает особый мир культуры и цивилизации, и это есть сообщение самого этого медиа-средства. М. Маклю-эн вслед за Г. Иннисом обосновывает процессы личностных и общественных изменений, вызванные появлением и распространением средств коммуникации. Более того, медиа определяют этапы развития цивилизации. По Маклюэну этапы развития цивилизации следующие: 1) дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира; 2) письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций; 3) современный этап - «электронное общество», «глобальная деревня» - развитие электронных средств коммуникации, информационных и цифровых технологий2. Таким образом, медиа опосредуют чувственное восприятие людей, являются носителями и передатчиками различного рода информации и активно используются во взаимодействии людей между собой и с миром. В то же время медиа обуславливают социальные изменения, формируют определенный тип культуры и цивилизации.

Медиа оказываются не столько посредником, сколько средой, включающей в себя субъективную и объективную реальность, индивида и общество3. Если раньше во времена традиционных или «старых» медиа, к которым относятся книги, телефон, радио, кино, телевидение, они воспринимались как средства коммуникации, то с появлением и стремительным распространением новых медиа, прежде всего компьютерных сетей, Интернета, цифровых систем хранения и передачи данных, существование самостоятельного медиапространства стало очевидным. Под воздействием новых медиа произошли существенные изменения коммуникативного и социального пространства. Это связано с характерными особенностями новых медиа: во-первых, они интегрировали в себя «старые медиа» (периодическая печать, ТВ, телефон), в компьютере сочетаются текстовая, визуальная и аудиоинформация, есть возможность различных коммуникаций вовне - вывод на печать, взаимодействие компьютеров в сетях и т. д.). Во-вторых, новые медиа интерактивны, это означает, что получатель может выбирать информацию, отвечать на нее, обмениваться ею напрямую и соединяться с другими получателями. Интерактивность новых медиа качественно изменяет взаимодействие людей. Теперь люди не просто получатели информации, но пользователи, которые активны и сами могут генерировать различную информацию. В результате медиапространство, организованное новыми медиа, разрастается до глобальных масштабов. В Интернете нет никакого управляющего органа, никто не может управлять таким огромным потоком информации. Если раньше можно было следить за тем, что печатают в газетах или показывают по телевидению, то сейчас сотню миллионов человек, говорящих друг с другом с помощью электронных текстов и получающих информацию из архивов, от исследователей, наблюдателей и просто обычных людей, контролировать невозможно. Медиапространство стало сложной комплексной системой. Существует теория «комплексных систем», сравнительно новая отрасль математики, ставшая возможной благодаря появлению компьютеров и требующая применения нового набора правил, если система становится слишком сложной, чтобы ее можно было описать с помощью простых, линейных уравнений, как, например, погода, океан, население земли. Когда

система достигает этого уровня сложности, она становится «хаотической» и демонстрирует совершенно новые свойства. Основные принципы хаоса называются «обратной связью» и «итерацией». Обратная связь - это способность взаимодействовать с окружающей средой4. У всех хаотических систем есть много каналов для обратной связи. Принцип итерации заключается в многократном повторении какого-либо действия, явления. Если система демонстрирует оба этих свойства, она ведет себя «хаотическим» образом.

Изначально планировавшаяся как децентрализованная паутина, всемирная компьютерная сеть эволюционировала в сложнейшую хаотическую систему, способную на обратную связь (интерактивность) и итерацию в непредсказуемых масштабах. Как устройства обратной связи, компьютеры дают беспрецедентные возможности для самовыражения каждому, кто может получить доступ к терминалу и модему. Принцип итерации в медиапространстве гарантировали копиры и факсы, компьютерные конференции, электронная почта, социальные сети и т. д. Видео ролик, снятый обычным человеком на камеру телефона и загруженный в сеть, может быть просмотрен и скопирован тысячами и даже миллионами человек со всего мира. Если появившаяся в Интернете идея вызывает у людей эмоциональный отклик, эта идея начинает копироваться и распространяться по сети без всякой дальнейшей поддержки со стороны запустившего ее лица. Таким образом, медиапространство обладает такими свойствами, как обратная связь и итерация, следовательно, медиапространство - это хаотическая система. В медиапространстве постоянно осуществляется глобальное интерактивное взаимодействие людей, медиа становятся средой новых форм социальной интеграции.

Взаимодействие людей между собой и с миром определяет идентичность человека и структуру общества. Взаимодействие предполагает использование медиатехнологий. Медиа опосредуют взаимодействие человека и мира, а также людей между собой, оказывают влияние на восприятие человека, на его сознание и деятельность. Медиа активно используются обществом и распространяются до такой степени, что существование человека и общества без медиа становится в принципе невозможным. Медиа - не просто средства коммуникации, а самостоятельная

среда, медиапространство, в котором осуществляется взаимодействие людей. Различные медиатехнологии, по сути, представляют собой различные каналы или формы взаимодействия людей в медиапространстве. Что касается содержания медиапространства, то оно в самом широком понимании состоит из знаков, символов и образов. Принцип итерации, суть которого состоит в бесконечном копировании и повторении информации, делает медиапространство сложной системой с огромным и постоянно увеличивающимся потоком информации. Интерактивность или обратная связь дает возможность медиапространству как комплексной системе взаимодействовать с окружающей средой. Эти два свойства медиапространства делают его самостоятельной хаотической системой глобальных масштабов. И в независимости от того, какой точки зрения на медиапространство мы придерживаемся, очевидно, что эта технология хаотична и вышла из-под управления.

Примечания

1 Луман, Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М. : Логос, 2004.
2 Тюрина, И. Великое пророчество : философская концепция Маршалла Маклюэна // Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга : (Становление человека печатающего). М. : Фонд «Мир» : Академ. Проект, 2005.
3 Савчук, В. В. Медиафилософия - формирование дисциплины // Медиафилософия. Основные проблемы и понятия. СПб. : Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2008.
4 Рашкофф, Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / пер. с англ. Д. Борисова. М., 2003.

Список литературы

1. Галкин, Д. В. Новые медиа // Социология : энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко и др. Минск : Книж. Дом, 2003.
2. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа : (Внешние расширения человека) / пер. с англ. В. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, 2003.
3. Невелев, А. Б. Метаморфозы личностного бытия в производстве и коммуникации как предмет исследования медиафилософии // Медиафилософия-УТ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИА МЕДИАПРОСТРАНСТВО ИНТЕРНЕТ ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИНЦИП ИТЕРАЦИИ ХАОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА interaction media
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты