Спросить
Войти
Категория: Социология

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

Автор: Никифорова Светлана Андреевна

УДК 316.6 + 304.2 + 159.9.07

DOI 10.38163/978-5-6043858-6-9_2020_207

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМАЯ ЛИЧНОСТНО -ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО СПЕЦИАЛИСТА

Никифорова Светлана Андреевна.

Казахстан, г. Караганда, НАО «Медицинский университет Караганды», магистр психологии и педагогики, ассистент-профессор, Svetlanik_krg@mail.ru.

Тулеппова Асема Яковлевна.

Казахстан, г. Караганда, НАО «Медицинский университет Караганды», студент, k_minami@mail.ru.

Абиева Лейла Хасановна.

Казахстан, г. Караганда, НАО «Медицинский университет Караганды», студент, laveiba328@gmail.com.

Аннотация. В статье рассматриваются проявления толерантности и интолерантности в медицинской среде. Обращается внимание на необходимость формирования толерантности, как одной из важнейших профессиональных характеристик современного врача. Объектом исследования выступили студенты медицинских учебных заведений Казахстана. Анализируются данные о наличии толерантных и интолерантных характеристик опрашиваемых, полученные с помощью анкетирования.

TOLERANCE AS A NECESSARY PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPONENT OF A MODERN MEDICAL SPECIALIST

Nikiforova Svetlana Andreevna.

Kazakhstan, Karaganda, NCJSC "Medical University of Karaganda", Master of Psychology and Pedagogy, Assistant Professor, Svetlanik_krg@mail.ru.

Tuleppova Asema Yakovlevna.

Kazakhstan, Karaganda, NCJSC "Medical University of Karaganda", student, k_minami@mail.ru.

Abieva Leila Khasanovna.

Kazakhstan, Karaganda, NCJSC "Medical University of Karaganda", student, laveiba328@gmail.com.

Abstract. The article discusses the manifestations of tolerance and intolerance in the medical environment. Attention is drawn to the need for tolerance, as one of the most important professional characteristics of a modern doctor. The object of the

study was students of medical schools in Kazakhstan. The data on the presence of tolerant and intolerant characteristics of the respondents obtained using the questionnaire are analyzed.

В течение последних лет проблемы толерантности оказываются в центре внимания мировой общественности. Яркой чертой современного социума являются различные формы нетерпимости, экстремизма и терроризма.

Казахстан выступает одним из государств мира, где присутствует огромное этническое и конфессиональное разнообразие. Разработка и реализация эффективной системы мер по дальнейшей гармонизации национальных и религиозных отношений в стране, формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма в казахстанском обществе является той комплексной задачей, решение которой требует постоянных скоординированных усилий всех общественных структур и подразделений. Система высшего образования также должна эффективно работать в данном направлении, являясь одним из значимых институтов социализации личности. Студенческий возраст - важнейший этап формирования этнорелигиозного самосознания, когда воздействие стереотипов и установок может оказаться наиболее результативным. Максимализм и скептицизм юношества, при наличии личных и социальных проблем, оказавшись под влиянием определенных заинтересованных сил, может привести к формированию в сознании молодых людей зачатков этноцентризма, шовинизма, национализма [1; 2].

Еще до того, как мир глобально обратился к проблеме толерантности, она уже рассматривалась как особо значимое качество в медицинской среде. Одной из важнейших профессиональных характеристик врача является терпимое отношение к каждому человеку без исключений, невзирая на его личностные особенности, специфические мировоззренческие черты и инакомыслие [3; 4].

Выяснением уровня и особенностей толерантности и интолерантности студентов-медиков мы заинтересовались и как их гипотетически возможные будущие пациенты, стремящиеся к адекватному и лояльному отношению к себе со стороны медицинских работников. В целях проверки гипотезы о достаточно высоком проявлении толерантности как личностных особенностях студентов -будущих медиков было проведено социологическое исследование, где путем анкетирования собиралась информация о наличии толерантных и интолерантных характеристик у опрашиваемых. Объектом исследования выступили студенты медицинских учебных заведений Казахстана. Среди них 48% мужчин и 52% женщин в возрастных категориях: от 16 до 18 лет -34%, от 19 до 21 года - 34%, от 22 до 25 - 32%. В анкетировании были задействованы студенты 1-6 курсов. На вопросы анкеты отвечали представители казахской, русской, украинской, узбекской и других национальностей, проживающих в Казахстане.

Обратим внимание на некоторые позиции студентов -респондентов, выявившиеся в результате обработки полученных данных.

Так, например, при ответе на вопрос «Является, по вашему мнению, толерантность важным аспектом общественной жизни?», лишь около половины респондентов уверенно выбрали ответ «Да, является, так как отвечает за целостность общества». Остальные придерживаются мнений «Все зависит от конкретной ситуации» и «Нет, в современном обществе каждый должен поддерживать интерес своей группы».

Около 30% студентов-медиков мужского и женского пола признались, что они редко проявляют черты толерантности или вообще не являются толерантными людьми. Причем отчетливо заметно, что большинство таковых - представители мужского пола.

При обозначении отношения к представителям других национальностей подавляющее большинство студентов выбрали ответ «Мы не выбираем, кем родиться, поэтому национальность не является важным критерием оценки человека», однако 12% респондентов - мужчины ответили, что «люди, принадлежащие к некоторым нациям, вызывают у меня неоднозначные чувства», причем многие назвали этносы, вызывающие противоречивые чувства.

Определяя общий уровень толерантности, вопросы анкеты могли выходить за пределы только лишь этнических или конфессиональных аспектов отношений. И опять результаты заставляли задуматься о допустимых границах толерантности. Так, отвечая на вопрос «Как вы относитесь к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией?», 16% мужчин и 10% женщин ответили «Мне неприятно общаться с такими людьми, они противоречат природе».

Отвечая на вопрос «Важно ли защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение?», 20% мужчин и 30% женщин ответили утвердительно, остальные выбрали ответы «нет, это не столь важно, потому что общество может функционировать без них» и « Меня это не касается, это их проблемы»

Более 50% респондентов так или иначе соглашаются с утверждением, что «было бы правильнее отделять приезжих из проблемных стран или регионов в специально организованные группы, а не в общие, где обучаются остальные студенты»

При ответе на вопрос «Считаете ли Вы, что Казахстан относится к числу стран с более высоким уровнем общей толерантности населения, нежели другие страны?, 36% согласились, 48% не считает, что Казахстан как-то отличается от остальных стран, оставшиеся 16%, наоборот, считают, что уровень толерантности в Казахстане намного ниже, чем в остальных странах.

В итоге, проанализировав ответы респондентов, мы пришли к выводу, что, далеко не все студенты-медики показывают требуемый уровень толерантности. Среди них имеются как толерантные, так и интолерантные субъекты. Поэтому мы считаем необходимым развивать у студентов -медиков

черты толерантности как особо важного в медицинской сфере личностно -профессионального качества, от наличия и проявления которого также зависят здоровье и самочувствие пациентов.

Конечно, в Казахстане толерантность всегда являлась одной из ключевых гражданских ценностей, но, ведь медицинский работник должен быть максимально толерантен ко всем, особенно в сложной ситуации современных вызовов. От этого зависит, по крайней мере, здоровье и благополучие всего населения страны.

Библиографический список.

1. Гутман, Е. В., Шибанкова, Л. А., Захарова, П. И. Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде ВУЗа.//Казанский педагогический журнал. - 2015.
2. Луценко, Е. Л., Ефимова, Д. В., Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты. // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №11(19).
3. Паина, Л. И., Неволина, В. В. Значение развития коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде медицинского ВУЗа. // Дискуссия. Журнал научных публикаций.- 2015. - С. 132-136.
4. Ядрина, С. Р. Формирование толерантности студентов медицинских специальностей в условиях многонациональной образовательной среды// Педагогика и Психология. -2011.- С. 183-189.
толерантность этническое многообразие профилактика экстремизма медицинский специалист личностно-профессиональные качества врача. tolerance ethnic diversity extremism prevention medical specialist personal and professional qualities of a doctor
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты