Спросить
Войти
Категория: Социология

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Автор: Каира Юрий Владимирович

УДК 316.485.2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ БЕДНОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Ю.В. Каира, Е.В. Колмогоров

Представлен анализ основных направлений снижения уровня бедности как фактора социальной напряженности. Авторы полагают, что усугубление положения бедного населения во всех сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, информационной, духовной, культурной, досугово-рекреационной) представляет реальную угрозу стабильности общества, что, в свою очередь, негативным образом может отразиться на уровне социальной напряженности. В статье предлагаются такие направления, как создание рабочих мест, предоставление жилья, помощь при иждивенческой нагрузке, адресные программы социальной помощи, увеличение размера социальных пособий на детей, возможность бесплатного получения квалификации, предоставление рабочих мест, предоставление возможности трудоустройства, получения образования и профессиональной подготовки подросткам, активная пропаганда ЗОЖ, помощь в преодолении вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), предоставление льготных медицинских услуг, лекарственных средств, льгот в системе оплаты тарифов ЖКХ, льгот на проезд, введение продуктовых карточек, создание системы обязательного страхования по уходу за недееспособным населением старших возрастных групп, реформирование системы пенсионного обеспечения, активная политика на рынке труда, государственная поддержка эффективной занятости, улучшение условий труда, рост зарплат, предоставление льгот при обучении, ежегодный пересчет минимальной заработной платы с учетом оценки прожиточного минимума трудоспособного населения, обеспечение безопасности рабочих мест.

Социальная напряженность является неотъемлемой составляющей общественной жизни. Социальная напряженность - явление многоуровневое. Выделяют три уровня ее развития: низкий, практически не влияющий на общественную стабильность; средний, заметно влияющий на жизнедеятельность общности; высокий, дезорганизующий функционирование социальных институтов и общностей. Данные уровни зависят от множества факторов, но одним из основных является бедность. К сожалению, современные реалии таковы, что численность бедного населения не только не будет снижаться, а напротив, будет продолжать увеличиваться. Эскалация неравенства социальных слоев населения современного российского общества, усугубление положения бедного населения во всех сферах жизнедеятельности (социальной, экономической, информационной, духовной, культурной, досугово-рекреационной) представляет реальную угрозу стабильности общества, что, в свою очередь, негативным образом может отразиться на уровне социальной напряженности. Если внимание политических лидеров не будет направлено на решение этой проблемы, то возможны самые деструктивные последствия, такие как дезинтеграция политического пространства, рост протестной активности населения [6].

Бедность определяется авторами как состояние индивида, характеризующееся неспособностью иметь доступ к базовой социальной корзине, низким социально-профессиональным статусом, отнесением себя к низшим социальным слоям населения [2].

В данной работе выявлен ряд факторов, которые приводят население к бедности. Часто они наслаиваются и таким образом еще более усугубляют ситуацию, в которой оказываются люди в состоянии бедности. Выявление и устранение или же минимизация этих факторов будет способствовать сокращению численности бедного населения как в масштабах региона, так и по всей стране:

- финансово-экономические - безработица, низкие производительность труда и заработная плата, низкооплачиваемые рабочие места, убыточные предприятия; конкретно для региона характерно банкротство и разорение предприятий, как следствие - сокращение или полное отсутствие рабочих мест;

- социально-экономические - отсутствие адресной помощи действительно нуждающимся категориям населения, отсутствие социальных гарантий, льгот на проезд, медицинское обслуживание пенсионерам, на обучение детям из многодетных неполных семей, соотношение прожиточного минимума с минимальными социальными выплатами;

- социально-медицинские - увеличение лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие бесплатной качественной медицины, рост числа хронических заболеваний наряду с отсутствием доступных медикаментов, старость, маргинализация населения из проблемных социальных групп, отсутствие возможностей для поддержания здоровья посещать фитнес-клубы, бассейны [1];

- социально-демографические - отсутствие доступного жилья, рост иждивенческой нагрузки, отсутствие государственного жилья, рост числа разводов, неполных семей, одиноких матерей, зачастую многодетных матерей-одиночек;

- образовательно-профессиональные - низкое качество образования, низкий квалификационный уровень, «невостребованность» некоторых профессий на рынке труда; конкретно для региона характерно отсутствие высокооплачиваемых рабочих мест, требующих высокой квалификации и высокого интеллектуального уровня, что приводит к деградации населения, росту неофициальной занятости (наклейка ресниц, шугаринг, наращивание ногтей), распространение на рынке труда таких профессий, как водитель и продавец [4];

- политические - военные конфликты, рост социальной напряженности, недовольство деятельностью властей на местах, вынужденная миграция, межнациональные разногласия, конфликты и противоречия на внешнем, мировом уровне;

- регионально-географические - дифференциация регионов по экономическому развитию, обусловившая существование дотационных, депрессивных моноэкономических регионов с очень низким экономическим потенциалом; северные регионы, которые почти полностью зависят от централизованных поставок продовольствия и ресурсов.

Все перечисленные выше факторы без должного и своевременного государственного вмешательства будут способствовать увеличению численности бедных в стране и регионе. Необходим комплекс мер государственного воздействия на снижение влияния данных факторов. Это должно найти отражение в следующих направлениях [5]:

- предоставлять одновременные пособия и социальные услуги в числе мер по предоставлению комплексной адресной социальной помощи нуждающемуся населению, имеющих максимальную индивидуальную ориентацию и учитывающих потребности конкретных лиц;

- отказаться от выплаты льгот определенным категориям населения, заменив их на адресную социальную помощь людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, связанных с экономическими проблемами. Например, в случае утраты кормильца одинокой матери не выжить на ежемесячные социальные пособия на ребенка, а в случае, если детей несколько, неизбежно наступление состояния бедности. Такие же трудности могут возникнуть в связи с утратой работы, в случае тяжёлого заболевания, когда, с одной стороны, сократятся материальные поступления (не будет заработной платы), а с другой - возрастут затраты на лечение и медикаменты [3]. Для этой же цели (увеличение денег на адресные программы) начать перераспределение бюджетных денег. В данном направлении главное - проводить строгую проверку случаев, на которые будет уходить адресная социальная поддержка, создать специальные комиссии независимых незаинтересованных экспертов.

- активно реализовывать социальные программы выхода населения из состояния бедности с помощью приобретения постоянной работы. Отсутствие постоянной работы у бедного населения может быть связано с низким уровнем образования, низкой квалификацией, алкогольной или наркотической зависимостью. Данные реабилитационные программы должны помогать населению преодолеть наркологическую и алкогольную зависимость. Они должны финансировать обучение и курсы повышения квалификации для бедного населения, для последующего выхода их на постоянное место работы. Такие программы должны иметь в качестве обязательного условия заключение определённого социального контракта, который бы предусматривал переобучение и переквалификацию незанятых членов домохозяйств, находящихся в трудоспособном возрасте. Вышеперечисленные меры оградят от участия в данных социальных программах население, которое реально не является бедным;

- одним из факторов попадания в состояние бедности является наличие иждивенческой нагрузки. Необходимо разработать и внедрить комплекс услуг, которые будут связаны с развитием и воспитанием детей, а также уходом за пожилыми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это даст возможность реализовать имеющейся экономический и трудовой потенциал трудоспособному населению, занятому уходом за недееспособными членами своей семьи. Увеличить нестандартные формы занятости, которые позволят совмещать занятость родителей с иждивенческой нагрузкой;

- выявление граждан, находящихся в состоянии крайней бедности (исключая алкоголиков и маргиналов), и оказание им адресной социальной помощи Усиление взаимодействий между структурами социальной защиты и службами трудоустройства и занятости для оказания помощи и поддержки безработным гражданам из социально уязвимых слоев населения, а также предоставление возможности трудоустройства, получения образования и профессиональной подготовки подросткам из неблагополучных и бедных семей;

- поощрение со стороны государственной власти деятельности таких некоммерческих организаций, которые оказывают спонсорскую помощь бедному населению, предоставляют ему рабочие места, оказывают разовую поддержку. Популяризация среди представителей малого и среднего бизнеса помощи бедным слоям населения. Вовлечение индивидуальных предпринимателей в деятельность, связанную с разработкой и реализацией программ социальной помощи и поддержки бедного населения;

- для того, чтобы адресная помощь оказывалась действительно нуждающимся в ней, необходимо оптимизировать процедуру определения лиц, которые в первую очередь нуждаются в материальной поддержке. Для этого необходимо совершенствовать процедуры определения единых учитываемых доходов, уровня бедности, порядка подачи заявления, периода предоставления социальной помощи и т. п. Все вышеперечисленные действия значительно снизят издержки получателей адресной социальной помощи и сократят административные затраты на ее предоставление;

- необходима государственная поддержка федеральных социальных программ, реализующихся в регионах России, деятельности Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также федеральных и муниципальных социальных проектов, которые направлены на помощь детям из неблагополучных семей, а также другим малоимущим слоям населения;

- для усиления адресности программ социальной помощи гражданам необходимо введение индикаторного теста (proxy means testing) на проверку нуждаемости. Данный тест даст возможность выявить уровень бедности

населения на основе различных характеристик уровня жизни, таких как жилищные условия, состав домохозяйства (пенсионеры, дети, лица с ограниченными возможностями здоровья...), имущественное обеспечение, наличие предметов первой необходимости и др.;

- совершенствование процедуры оценки уровня бедности для предоставления адресной разовой, периодической или постоянной помощи семьям, действительно нуждающимся в ней (уровень доходов, число детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров.);

- проведение регулярных социологических опросов в режиме мониторинга получателей помощи по адресным программам для выявления их эффективности. Развивать программы микрофинансирования, открывающие возможность для населения начать свой собственный бизнес, не имея стартового капитала [7];

- пропаганда и популяризация здорового образа жизни. Со стороны государства необходимо формировать у населения такие ценности, как здоровье, спорт, тренировки. В то же время цена на «здоровое питание» остается для бедного населения неприемлемой, тогда как пиво и дешёвый алкоголь для них более доступны. Отсутствие бесплатных спортивных площадок, стадионов, мест, где население может заниматься физкультурой и спортом, является большой проблемой для бедного населения. Строительство таких помещений наряду с пропагандой здорового образа жизни и помощью в преодолении вредной никотиновой и алкогольной зависимостей должны стать первостепенными направлениями в государственной социальной политике;

- наряду с предоставлением адресной помощи необходимо увеличить размеры минимальных социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования РФ (пособие по рождению и уходу за ребенком, минимальное пособие по безработице с его ежегодной индексацией, пособие по временной нетрудоспособности);

- помочь людям, не имеющим постоянной работы и места жительства (бродягам, бездомным...), интегрироваться в социум с помощью разработки определенных мер для социальной поддержки данной категории населения;

- модернизация системы проверки и учета заявителей на получение адресной помощи с целью отсеивания тех граждан, чей доход позволяет им вести безбедный образ жизни. Напротив, увеличение размеров адресной социальной помощи тем гражданам, которые сохранили статус «бедные», несмотря на ужесточение процедуры контроля доходов [8];

- создание системы обязательного страхования населения старших возрастных групп. Накопленные средства будут направлены на уход и опеку над пожилыми людьми, когда они сами не смогут себя обслуживать. Данная система, активно практикующаяся в западных странах, сделает

жизнь пожилых людей более предсказуемой, стабильной и поможет преодолеть страхи старости, беспомощности и одиночества;

- введение значительных льгот для пенсионеров (особенно пенсионеров по возрасту) в системе здравоохранения. Предоставление льготных медицинских услуг, прохождение бесплатной медицинской комиссии не реже двух раз в год, создание специальных кабинетов для обслуживания людей пенсионного возраста, выдача лекарственных средств и препаратов по льготным ценам, предоставление бесплатных путевок в санатории с достойным медицинским обеспечением;

- для людей пенсионного возраста льготы имеют значение, как в материальном, так и в психологическом (как признание и уважение к их возрасту) аспектах. Необходимо ввести льготы на транспортный проезд для пожилых людей, как на городском транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, маршрутные такси), так и на региональном (автобусы областного значения, электрички) и междугороднем (железнодорожные рейсы и авиаперелеты);

- необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения, о котором говорилось долгие годы и которое активно проводится в настоящее время, заключается, в первую очередь, в увеличении пенсионного возраста. Его цель - за счет уменьшения населения, которое получает пенсию, увеличить ее размер для лиц, которые действительно нуждаются в пенсионных выплатах. Необходимо продолжить совершенствование накопительной составляющей пенсионной компоненты. Данные накопления могут быть направлены на:

- дорогостоящее лечение, отдых в санаториях и домах отдыха самого человека или его ближайших родственников, возникновение расходов связанных с чрезвычайной ситуацией (дорогостоящая операция);

- приобретение социально значимых услуг, для самого человека либо для его близких родственников. Для граждан, находящихся в пенсионном возрасте, получение пакета социальных услуг может быть гораздо важнее, нежели финансовые ресурсы. Возможность использования пенсионных накоплений для приобретения «пакета» таких услуг откроет возможность создания рынка услуг для пожилых граждан и обеспечит прозрачность данного рынка;

- вложение денег в недвижимость, переселение в зону с благоприятным климатом, развитой инфраструктурой, с системой высококачественного здравоохранения. Пенсионные накопления так же можно использовать как залог по ипотеке.

- противодействие появлению «новых» работающих бедных, которое должно быть выражено в активной политике на рынке труда, государственной поддержке эффективной занятости, политике оплаты труда. Повышение интенсивности включения бедных, находящихся в трудоспособном возрасте, в программы повышения профессиональной квалификации,

профессиональной занятости и переквалификации. Увеличение заработной платы, а также реальных доходов от трудовой и предпринимательской деятельности;

- ежегодный пересчет минимальной заработной платы с учетом оценки прожиточного минимума трудоспособного населения (включая стоимость жизни в районе его трудоустройства). Исключить из расчета минимального размера заработной платы стимулирующих, компенсационных и пр. выплат. Установить уровень минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума работника, отрабатывающего норму времени и выполняющего все установленные трудовые нормы. Направить все усилия на то, чтобы минимальный размер оплаты труда составлял не менее 3-х прожиточных минимумов человека в трудоспособном возрасте;

- создание более благоприятных условий труда для работающего населения. Это направление является крайне актуальным для снижения бедности, так как травматизм на рабочем месте, а также профессиональные заболевания работающего населения являются факторами риска «попадания» работника и всей его семьи в состояние бедности. Для рабочих мест, несущих в себе такую потенциальную опасность, необходимо повысить взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование;

- необходимо перевести выплату и финансирование пенсий по инвалидности, а также связанных с гибелью кормильца, произошедших в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, из Пенсионного фонда РФ в Фонд социального страхования (система обязательного социального страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве). Эти действия обусловят повышение ставки взносов работодателей на данный вид страхования, что послужит стимулом для улучшения трудовых условий на предприятиях и организациях;

- совершенствование мер государственной поддержки развития детей, таких как повышение качества предоставляемых образовательных услуг, улучшение качества питания в детских садах и школах, увеличение размера социальных пособий для многодетных семей, повышение эффективности социальной политики в отношении беспризорных и безнадзорных детей, совершенствование комплекса мерпротиводействующих детской маргинализации (попрошайничество, бродяжничество, курение, алкоголизм, наркомания, преступность). Все перечисленные меры представляют собой важные элементы социального механизма защиты детей, закладывающие основы трудового и образовательного и потенциала у современных подростков;

- увеличение размера социальных пособий, выплачиваемых на детей до уровня, который будет способствовать реальному улучшению их благосостояния и позволит удовлетворять определенные насущные потребности. Право на получение такого пособия должно предоставляться не только детям из семей, доходы которых не превышают прожиточный минимум, но и детям из чуть более обеспеченных семей (полтора-два прожиточных минимума). Эти меры позволят снизить риски попадания в бедные слои населения. Размер данных пособий не должен учитываться при расчете эквивалентных (или душевых) доходов, что позволит семьям, получающим социальные пособия на детей, стать участниками других социальных программ поддержки населения.

Из всего вышесказанного следует вывод, что снижение численности бедного населения является приоритетным направлением государственной политики современного российского общества.

Такие направления государственных преобразований, которые связаны непосредственно со снижением уровня бедности и социального неравенства (придание комплексного характера социальной помощи, заключающегося в учете наиболее насущных потребностей семей, повышении размера и эффективности социальных пособий, модернизации рынка социальных услуг и предоставлении свободы выбора населению, которое пользуется данными услугами), требуют от государства осуществления комплекса институциональных преобразований. Данные преобразования необходимо осуществить, в первую очередь, по следующим направлениям.

1. Предоставление социальной защиты наиболее нуждающимся семьям. Для этого необходимо:

- сконцентрировать бюджетные ресурсы на помощь наиболее нуждающимся семьям;

- переориентировать бюджетные потоки от представителей к получателям помощи, другими словами, провести постепенную замену категориальных льгот населению компенсационными выплатами, совершенствовать процедуры оценки уровня бедности;

- предоставлять адресную социальную поддержку, учитывая при этом все виды льгот и социальной помощи, которые были оказаны индивиду (семье) ранее;

- ввести встречные обязательства для граждан, которые получают помощь, например, трудоустройство. Это будет показывать, что человек заинтересован в преодоления жизненных трудностей и использует все возможности для этого.

2. Повышение эффективности предоставляемого социального обслуживания и социальной помощи. Для этого необходимо:

- использовать рыночные механизмы в системе социального обслуживания, развивать конкуренцию, чтобы избежать монополизации данной сферы деятельности;

- расширять формы предоставляемых услуг;

- отказаться субсидировать производителей услуг; ввести платность при условии сохранения компенсаций бедным гражданам и их семьям;

- обеспечивать прозрачность социальных бюджетных расходов, выделять четкие приоритеты государственной социальной поддержки, развивать общественный контроль над соответствующими учреждениями.

В настоящее время недостаточно развита практика участия некоммерческих организаций, органов власти и бизнеса в реализации социальных проектов, которые направлены на снижение уровня бедности.

Основной целью политики в области увеличения доходов граждан является сокращение численности бедного населения. Это достигается путем следующих мер: поддержание высоких темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности, увеличение денежных доходов граждан, повышение эффективности социальной программы защиты населения и совершенствование механизмов социального партнерства.

Для снижения уровня бедности требуется значительное повышение эффективности реализации социальных программ, что возможно при изменении методов и форм работы органов социальной защиты. Основные направления работы должны быть направлены на:

- создание единой системы социальной защиты и обеспечения занятости граждан;

- координацию деятельности органов службы занятости, органов социальной защиты и органов которые осуществляют жилищное субсидирование;

- совместное планирование и реализацию социальных программ с применением единой информационной базы данных о бедном населении.

Программы социальной защиты в настоящее время должны стремиться максимально учитывать факторы социального риска и выдвинуть на первый план:

• смягчающие меры, такие как понижение амплитуды колебания дохода -пенсии по потере кормильца, по старости и другие программы, которые поддерживают у наиболее незащищенных (подверженных риску бедности) категорий населения, включая детей, инвалидов, престарелых, минимальный уровень благосостояния;

• меры, направленные на преодоление негативных последствий (общественные работы, социальные пособия по нуждаемости, предоставление единовременной помощи и оказание социальных услуг для поддержания минимального уровня благосостояния домохозяйств, которые не имеют возможности удовлетворить свои потребности даже на уровне прожиточного минимума);

• превентивные меры (программы инвестиций в человеческий капитал);

Очень часто бедность является следствием невыхода / ухода трудоспособного населения с рынка труда.

Около половины случаев, когда у населения отсутствует желание искать работу, связано с досрочным выходом на пенсию, а каждый пятый - с уходом за детьми и ведением домохозяйства. Но в 9 % домохозяйств с населением, находящимся в трудоспособном возрасте, которое не занимается поиском работы, это связано с отсутствием желания работать. Может быть, люди и занимались поиском работы какое-то время, но не смогли ее найти и прекратили поиск. На самом деле людям просто понравилось ничего не делать, но свое положение безработного они обосновывают отсутствием / поиском работы.

Выводы.

Таким образом, основными мерами по преодолению бедности как основного фактора социальной напряженности должны стать прежде всего:

1. Создание рабочих мест, разработка программ по улучшению жилищных условий, помощь при иждивенческой нагрузке, адресные программы социальной помощи, увеличение размера социальных пособий на детей, предоставление возможности бесплатного получения востребованной на рынке труда квалификации с организацией последующего трудоустройства, получения образования и профессиональной подготовки подросткам, активная пропаганда здорового образа жизни, помощь в преодолении вредных привычек (курение, алкоголь).
2. Предоставление медицинских услуг и лекарственных средств на особых льготных условиях, льготы при оплате тарифов на услуги ЖКХ, льготы на проезд, введение продуктовых карточек, создание системы обязательного страхования по уходу за недееспособным населением старших возрастных групп, реформирование системы пенсионного обеспечения с целью повышения размера пенсий.
3. Активная политика на рынке труда по созданию перспективных рабочих мест, государственная поддержка эффективной занятости, улучшение условий труда с повышением безопасности рабочих мест, рост зарплат с опережением инфляции, предоставление льгот при обучении, ежегодный пересчет минимальной заработной платы с учетом оценки прожиточного минимума трудоспособного населения.

В комплексе данные меры будут способствовать снижению бедности как основного фактора социальной напряженности.

Список литературы

1. Алексеёнок А.А. Государственное регулирование социальной адаптации людей с ОВЗ в информационной сфере общественной жизни // Сборник научных статей международной научно-практической конференции Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы .2019. С. 41-45.
2. Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Кузнецов Д.Н. Бедные слои населения в социальной структуре современного российского общества (на материалах Орловской области). Научная монография. Орел: Изд-во Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, 2020. 160 с.
3. Батанина И.А., Коннова З.И. Особенности социальной дифференциации массовых групп современного российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 203-212.
4. Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2 (91). С. 262-273.
5. Каира Ю.В., Кузнецов Д.Н. Анализ основных направлений государственного регулирования снижения уровня бедности в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 87-95.
6. Проказина Н.В., Каира Ю.В., Колмогоров Е.В. Социологический анализ социальной напряженности в регионе (на материалах Орловской области) // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1. С. 37-50.
7. Тихонова Н.Е. Социальная политика в современной России: новые системные вызовы // Общественные науки и современность. 2019. № 2. С. 5-18.
8. Тихонова Н.Е., Каравай А.В., Латова Н.В. Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4 (97). С. 39-47.

Каира Юрий Владимирович, канд. социол. наук, доцент, kairaaorel.ranepa.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Колмогоров Евгений Владимирович, аспирант, jonsonI974a hk.ru, Россия, Орел, Российская академия народного хозяйства и государственной службы

THE MAIN AREAS OF POVERTY REDUCTION AS A FACTOR OF SOCIAL TENSION

Yu.V. Kaira, E.V. Kolmogorov

This article provides an analysis of the main directions of poverty reduction as a factor of social tension. The authors believe that the exacerbation of the situation of the poor in all spheres of life (social, economic, information, spiritual, cultural, leisure and recreational) poses a real threat to the stability of society, which, in turn, may have a negative impact on the level of social tension. The article proposes such areas as creation of jobs, provision of housing, assistance in case of dependency, targeted social assistance programmes, increase of social benefits for children, possibility of free qualification, provision of jobs, provision of

employment opportunities, education and vocational training for adolescents, active promotion of HRA, assistance in overcoming harmful habits (smoking, alcohol, drugs); Provision of preferential medical services, medicines, benefits in the system of payment of housing and utilities tariffs, travel benefits, introduction of food cards, creation of a system of compulsory insurance for the care of disabled people of older age groups, reform of the pension system; Positive labour market policy, state support for effective employment, improvement of working conditions, wage growth, provision of training benefits, annual recalculation of the minimum wage taking into account the assessment of the subsistence minimum of the working-age population, ensuring job security.

Kaira Yurij Vladimirovich, candidate of sociological sciences, associate professor, kaira@orel.ranepa.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration,

Kolmogorov Evgenij Vladimirovich, postgraduate, jonson1974@bk.ru, Russia, Orel, Russian Academy of National Economy and Public Administration

УДК 32.019.51

ТЕХНОЛОГИИ ИМИДЖЕВОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ ТАБАЧНОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

С.Ю. Белоконев, В.О. Крохина, А.И. Дронов

Проанализированы имиджевые кампании различных хозяйствующих субъектов табачного и фармацевтического рынков в ходе ожесточенной конкуренции в сфере государственного регулирования в области здравоохранения, за оказание влияния на умы тех представителей общества, кто пытается бросить курить. Были исследованы факты комбинирования различных методов формирования имиджа компаний-конкурентов, а также проанализирована гипотеза о трансформации имиджевых кампаний в условиях продвижения здорового образа жизни человека и развития технологий массовой коммуникации.

В настоящее время фармакологическая индустрия во всем мире протестует против имиджевых кампаний электронных сигарет и вейпов табачных корпораций, которые постулируют их как способ бросить курить обычные сигареты. Имиджмейкеры фармакологов выстраивают коммуникационную стратегию, связывающую конкурентов из табачной

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ БЕДНОСТЬ БЕДНЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ ФАКТОРЫ БЕДНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНЕИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ social tension social inequality
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты