Спросить
Войти
Категория: Социология

О КОНФЛИКТЕ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Автор: Рангелова Емилия Миленкова

2. Митин Г.В. Полисубъектная общность «педагог—учащийся» как психологическая основа преемственности поколений // Взаимодействие на преподавателя и студента в условията на уни-верситетското образование: теории, технологии, управление. Сборник с научни доклади. Трета книга / Под ред. Е. Рангеловой. — Габрово (Болгария): «ЕКС-ПРЕС», 2019.

3. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. — М.; СПб: Нестор-История, 2014.
4. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. — М.; СПб: Нестор-История, 2018.
5. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. — М., СПб.: Нестор-История, 2019.
6. Просвиркин В.Н. Будущее не за горами. — М.: ООО «Буки Веди», 2018.
7. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15—33.
8. Howe N., Strauss W Millennials Rising: The Next Great Generation, New York: Vintage Books, 2000.
9. Manheim K. The Problem of Generations. In: Manheim K. Essays on the sociology of knowledge, Moscow: INION of the Russian Academy of Sciences, 2000.

О КОНФЛИКТЕ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Рангелова Емилия Миленкова (София, Республика Болгария), доктор пед. наук, профессор, Софийский университет им. Св. Климента Охридского. E-mail: erangelova2012@gmail.com

Аннотация. Конфликт между поколениями является значимой проблемой современной социальной реальности. Эта проблема, с одной стороны, результат качественных изменений в общественно-экономическом развитии нашей страны, с другой стороны, она связана с изменениями системы ценностей поколений и с состоянием основных компонентов структуры сознания.

Проведенные эмпирические исследования показывают, что наблюдается существенное различие систем ценностей поколений. У большой части молодого поколения, в отличие от пожилого поколения, материальные ценности преобладают над духовными. К этому следует добавить и тот факт, что пожилое поколение трудно изменяет свои убеждения. Все это обусловливает возникновение конфликтов между поколениями. Их преодоление требует взаимодействия обеих сторон.

ABOUT INTERGENERATION CONFLICT

Rangelova Emilia Milenkova (Sofia, Republic of Bulgaria), Doctor of Science, Professor Sofia University "St. Kliment Ohridski". E-mail: erangelova2012@gmail.com

Abstract. Generational conflict is a significant problem in contemporary social realities. It is the result, on the one hand, of the qualitative change in the socio-economic development of our country, on the other hand, it is related with the changes in the value system of generations and with the state of the basic components of the structure of the consciousness.

The empirical studies conducted show that there is a significant difference in the value system of the generations. In most of the younger generation, material values, in contrast to the older generation, replace the spiritual. Added to this is the fact that the older generation difficult to change his convictions.

All this also causes the emergence of conflicts between generations. Overcoming them requires a change in both sides of the interaction.

Конфликт между поколениями является значимой социальной и психолого-педагогической проблемой. Анализ этих трех измерений требует анализа сущности двух феноменов — «конфликт» и «поколение».

Этимология понятия «конфликт» связана с латынским словом "сопШс1;ш", что обозначает удар, столкновение. В литературе есть разные определения феномена. Интерес вызывает точка зрения Люиса Коузера. По его мнению, конфликт это «столкновение разных тенденций в поведении и действиях лиц, групп и институтов как следствие борьбы социальных противоположностей; борьба за ценности и претензии к количественно ограниченным позициям, власти и ресурсам, причем оппоненты стремятся нейтрализовать, нанести ущерб или элиминировать своих соперников» [5, с. 212]. Другое мнение выразил французский социолог Ален Турен. «Конфликт — отмечает социолог — имеет значение и утверждает себя в качестве реального общественного конфликта только в той мере, в какой действующие лица, каждое со своей стороны, стремятся управлять областью своего взаимодействия». И добавляет: «конфликт не означает ни противоречия, ни бунта, а является социальной формой самопроизводства общества; конфликт не связан с какой-либо одной сферой социальной деятельности, он повсюду и должен признаваться во всех областях общественной жизни» [1, с. 27].

У обоих авторов есть основание защищать собственную позицию относительно конфликта. Мы считаем, что конфликт между поколениями — это столкновение идей, убеждений, личностной позиции, у которого нет антагонистического характера. Он связан и с особенностями феномена «поколение».

Понятие «поколение» тоже латинского происхождения — &^епегаИо". «В демографическом смысле поколение это среднестатистический возрастной слой, определяемый разницей лет между родителями и детьми. Этот возрастной промежуток теперь в нашей стране 20—25 лет. Он зависит от периода, в который юноши созревают и включаются в общественную жизнь, от среднего возраста замужества и женитьбы и рождения первых детей, а также от времени начала системной трудовой деятельности. Разграничение поколений связано с фактом, что отдельные возрастные слои переживают и интериори-зируют по-разному одни и те же социальные условия и обстоятельства и в одной и той же общественной ситуации связаны с разными объяснительными и поведенческими моделями» [2, с. 75].

Эта разница лежит в основе существующих конфликтов между поколениями. Факт обусловлен рядом причин: разным социальным и профессиональным опытом, разной системой ценностей, тяжелым финансовым положением большей части пожилого поколения в Республике Болгарии и др.

Пожилое поколение накопило достаточно трудового, профессионального и социального опыта. Это обстоятельство дает ему право на самочувствие и убежденность в возможностях. «Исследования как Балканского института труда и социальной политики, так и Европейского агентства по безопасности и здоровью на работе показывают ряд итогов, которые полностью подкрепляют трудовую дятельность пожилых рабочих. Пожилые рабочие посвящают себя работе, реже отсутствуют на работе по болезни и дольше задерживаются на определенной должности. Умения, опыт и зрелость пожилых рабочих являются большим плюсом и в целом превышают потенциальные проблемы, как, например, увеличивающиеся проблемы со здоровьем, соответствующем возрасту» [3, с. 27-31].

Это обстоятельство, однако, создает трудности для профессиональной реализации молодого поколения, то есть создает условия возникновения конфликтных ситуаций.

К этому следует добавить и факт, что пенсии большинства пенсионеров в Республике Болгарии находятся за чертой бедности по SILC. «Поскольку преобладающая часть всех этих пенсионеров рассчитывает единственно или преимущественно на свои доходы пенсий и добавок к ним, они живут на грани выживания, терпят повседневные лишения, а часть из них — в условиях, в которых теряют свой человеческий облик» [4, с. 53]. Речь идет

о нескольких поколениях болгар, к которым реально государство и общество в целом относятся с пренебрежением. К сожалению, часть молодого поколения не только проявляет безразличие к этому факту, но и агрессию.

Другая причина конфликтов между поколениями — это разная система ценностей. Коренное изменение социальной системы в Республике Болгарии в 1989 г. вызвало и качественное изменение системы ценностей большей части молодого поколения. В то время как у большей части пожилого поколения духовные ценности являются ведущими, то у значимой части молодого поколения ведущими являются материальные ценности. Это обстоятельство само по себе ведет к противоречиям между поколениями, к столкновению между молодыми и пожилыми.

В связи с этим выступает и проблема нравственного воспитания молодого поколения. Анализ практики показывает, что в условиях перехода эта проблема реально недооценивается на всех уровнях. Вот почему и молодое поколение не овладело достаточно уважительным отношением к людям в принципе и в частности к пожилому поколению. Причина состоит в том, что воспитательный процесс не реализован оптимально. Речь идет о несформированности одного из основных компонентов сознания — убеждения. Поэтому нередко молодые люди могут говорить хорошо о гуманных взаимоотношениях, но не реализуют вербальное выступление в поведение, то есть можно декларировать знания о необходимости в уважительном отношении к пожилым, но они не превратились в факт сознания, не превратились в убеждения, которые мотивировали бы адекватное поведение.

Открытым остается и вопрос об убеждениях части пожилого поколения. Не учитываются особенности современной макро- и микросреды. Нередко пожилое поколение трудно понимает молодое поколение. Причина в том, что ему трудно изменять свои убеждения. Убеждения, как один из самых важных компонентов сознания, трудно формируются, но и трудно изменяются. Необходимо достаточное количество информации, чтобы изменились взгляды пожилых людей. Этот факт делает пожилое поколение консервативным, конфликтным, непонимающим молодое поколение и его специфические проблемы.

Очерченные проблемы показывают, что возникновение конфликтов между поколениями связано, с одной стороны, с особенностями поколения, а с другой — с взаимодействием, общением между ними. Вот почему, когда ищем решения созданных конфликтных ситуаций, мы стремимся раскрыть причины их возникновения и на этой основе организовать взаимодействие.

Преодоление существуващих конфликтов требует качественной перемены убеждений и системы ценностей обеих сторон взаимодействия — и пожилого поколения, и молодого поколения. А это, со своей стороны, предполагает осознание проблемы и целенаправленную самостоятельную работу обеих взаимодействующих сторон для ее решения.

Литература

1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. Учебник. - М., 2008 г.
2. Мирчев М. Генерационни отношения // Енциклопедичен речник по социология. — София, 1996.
3. Нейков И. Старшата работна сила — време или капитал? // За достоен живот на хората от третата възраст. — София, 2017, с. 25—38.
4. Нинов Д. Бедността сред пенсионерите и борбата с нея.// За достоен живот на хората от третата възраст. София, 2017, с. 48—70.
5. Янова М. Конфликт, Социален // Енциклопедичен речник по СОЦИОЛОГИЯ. София, 1996.
конфликт поколение взаимодействие сознание conflict generation interaction consciousness
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты