Спросить
Войти
Категория: Социология

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Автор: П. П. Чуваткин

3. Интернет-сайт компании SHL // https://www.shl.com (дата обращения: 16.05.2020).

4. Локальные тенденции в оценке // https://www.shl.ru URL: https://www.shl.ru/research/latr (дата обращения: 12.05.2020).
5. Краев В.М., Федотова М.А., Тихонов А.И. Управление персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс. Учебное пособие / Ставрополь: ЛОГОС, 2018.
6. Просвирина Н.В. Кадровая политика организации как инструмент управления человеческими ресурсами // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 78.
7. Семина А.П. Роль оценки персонала в системе управления персоналом // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - №1-1. - С. 80-85.
8. Тихонов А.И. Современные методы оценки персонала в компаниях на российском рынке // Финансовая экономика. - 2019. - №12. - С. 204-208.
9. Просвирина Н.В. Учет направлений деятельности по управлению персоналом и его особенности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 83-89.

References:

1. Bazarov T. Yu., Erofeev A. K., Shmelev A. G. Collective definition of the concept of "competence": an attempt to extract semantic trends from blurred expert knowledge // Bulletin Of The Moscow University. Series 14. Psychology. - 2014. -№1. - P. 87.
2. Model of corporate competencies of JSC "Russian Railways" / / https://mzd.rzd.ru (accessed: 14.05.2020).
3. SHL&s website // https://www.shl.com (accessed: 16.05.2020).
4. Local trends in the assessment // https://www.shl.ru URL:
5. https://www.shl.ru/research/latr (accessed date: 12.05.2020).
6. Kraev V. M., Fedotova M. A., Tikhonov A. I. personnel Management of
7. the aerospace industry. Basic course. Textbook / Stavropol: LOGOS, 2018.
1. Prosvirina N.V. Personnel policy of the organization as a tool for managing human resources // Moscow Economic Journal. 2019. № 12. P. 78.
2. Semina A. P. the Role of personnel evaluation in the personnel management system // Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. - 2020. - №1-1. - Pp. 80-85.
3. Tikhonov A. I. Modern methods of personnel evaluation in companies on the Russian market / / Financial Economics. -2019. - №12. - P. 204-208.
4. Prosvirina N.V. Accounting for the areas of personnel management and its features // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. № 1-2. P. 83-89.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10372

П.П. Чуваткин - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, главный научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр, «Субтропический научный центр Российской академии наук», lares@sochi.com,

P.P. Chuvatkin - Doctor of Economics, Professor Head of Department of Economics and Management, Sochi State University, Chief Researcher, Federal Research Centre the Subtropical Scientific, Centre of the Russian Academy of Sciences;

А.А. Горбатова - аспирант, младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр, «Субтропический научный центр Российской академии наук», svet-lana_asa@mail.ru,

A.A. Gorbatova - postgraduate student, Junior Researcher Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ INSTITUTIONAL BASES OF SOCIAL TOURISM IN RUSSIA AND ABROAD

Аннотация. Статья посвящена исследованию институциональных основ социального туризма, проблема развития которого в настоящее время становится особенно актуальной на фоне растущей необходимости стабилизации экономики в целом после её глобального спада и сферы туризма в частности. Авторами предложена классификация институциональных факторов, оказывающих влияние на развитие социального туризма как в России, так и за рубежом, а также выделены основные модели социального туризма, различающиеся по целевым категориям населения и особенностям предоставления социально-ориентированных туристских услуг. Кроме того, проведён сравнительный анализ понятийного аппарата социального туризма, используемого в различных странах. Выявлена взаимосвязь между определениями социального и устойчивого туризма. Представлен аналитический обзор институциональной среды развития социального туризма в России, а также особенностей деятельности основных участников международного рынка социального туризма.

Abstract. The article is devoted to the study of the institutional framework of social tourism, the development of which is currently becoming especially relevant with the growing need to stabilize the economy as a whole after its global recession and the tourism industry in particular. The authors proposed a classification of institutional factors that influence the development of social tourism both in Russia and abroad, as well as highlighted the main models of social

tourism that differ in the target categories of consumers and the features of the provision of socially oriented tourist services. In addition, a comparative analysis of the conceptual apparatus of social tourism used in various countries was carried out. The relationship between the definitions of social and sustainable tourism is revealed. An analytical review of the institutional environment for the development of social tourism in Russia is presented, as well as the features of the main stakeholders of the social; tourism international market.

Введение

Устойчивое развитие социально-экономической сферы государства в целом и регионов в частности во многом определяется уровнем развития туристкой отрасли, в том числе социально-ориентированного туризма. Вопрос о социальной составляющей различных сфер экономической деятельности становится особенно актуальным на фоне глобального спада мировой экономики в связи с пандемией коронавируса, что, в свою очередь, ведёт к повышению социальной ответственности различного рода бизнес-структур. В то же время, несмотря на общемировую экономическую рецессию и замедление темпов развития туристской сферы, совершенствование институциональных основ социального туризма должно оставаться у государства в особом приоритете ввиду того, что реализация права слабо защищённых групп населения на отдых посредством предоставления им частичной или полной компенсации стоимости туристских услуг в настоящее время обуславливает повышение уровня доступности туризма для таких категорий граждан, как молодёжь, пожилые люди, лица с ограниченными возможностями, многодетные семьи, малообеспеченные семьи.

Говоря о становлении и развитии института социального туризма в России, можно смело сказать, что в Советском Союзе данный вид туристской деятельности был чрезвычайно развит. Объём предоставленных социально-ориентированных туристских услуг составлял 80 % туристического оборота. Профессиональные союзы занимались распределением льготных путёвок, покрывая не менее 70 % их стоимости. Компенсация расходов осуществлялась за счет средств социального страхования и бюджетных источников. Помимо этого, специализированные туристские предприятия также получали дотации на постоянной основе. За счёт этих средств они оплачивали заработную плату работникам, пополняли продовольственные фонды и прочее. После распада СССР целостная система предоставления услуг социального туризма распалась, а формировавшийся в течение продолжительного времени опыт развития исследуемого вида туристской деятельности оказался невостребованным с учётом коммерциализации постсоветского туризма [5].

Современная российская система предоставления льготных туристских услуг требует значительного совершенствования. Формирование институциональной среды развития социального туризма в нашей стране должно основываться на соответствующем опыте стран с эффективно функционирующим институтом социального туризма, а также должно учитывать характерные для России экономические, социо-культурные, политические и географические особенности.

Анализ

Понятие социального туризма трактуется в научной литературе по-разному, однако каждое из определений так или иначе связано с доступностью туризма для незащищённых слоёв населения. Так, в Манильской декларации по мировому туризму 1980 года социальный туризм признаётся целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых. В то же время, в Монреальской декларации «К гуманному и социальному видению туризма», принятой Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма 12 сентября 1996 года, социальный туризм назван «дизайнером общества» и двигателем экономического развития. Согласно статье 14 данной Декларации, принадлежность организации к движению социального туризма помимо прочего определяется наличием неотъемлемого элемента предлагаемого социально-ориентированного туристского продукта - добавленной стоимости неэкономического характера.

Институциональный подход к анализу такого экономического явления, как социальный туризм, приобретая особую значимость в период сущностных изменений в механике реализации туристского продукта населению и механизме обеспечения государственных гарантий перед социально незащищёнными категориями граждан, подвергает анализу не только социальный туризм в чистом виде, но и внеэкономические факторы.

Таким образом, с точки зрения институционального подхода социальный туризм представляет собой совокупность субъектов и объектов сферы туризма, ориентированного на слабо защищённые слои населения, и взаимоотношений, возникающих между ними в процессе производства и потребления социального туристского продукта. Государство является основным участником этих взаимоотношений, формируя институциональную среду, в которой взаимодействуют субъекты и объекты социального туризма [6].

В качестве субъектов социального туризма можно выделить как самих получателей социально-ориентированных туристских услуг, так и предприятия и организации, осуществляющие и регулирующие деятельность по удовлетворению потребностей туристов следующих видов туризма: детско-юношеский туризм; молодежный туризм; возрастной туризм; туризм людей с ограниченными физическими возможностями; туризм малообеспеченных слоев населения; туризм географически удаленного (географически изолированного) населения [1] и пр.

К объектам социального туризма можно отнести туристские ресурсы, среди которых, согласно ст. 1 Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации, выделяются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [7].

На рисунке 1 схематично представлены общие институциональные факторы развития социального туризма. К таковым можно отнести следующие группы факторов:

1) Финансово-экономические факторы, включающие:

- уровень спроса на социально-ориентированный туристский продукт, т.е. желание и возможность (наличие свободного времени, финансовая доступность) определённых категорий населения приобретать туристский продукт;

- степень развития социального предпринимательства в сфере социального туризма, наличие системы государственных налоговых и иных льгот для подобного рода предприятий, уровень развития социальной ответственности коммерческих предприятий, степень их заинтересованности в предоставлении туристских услуг социально-незащищённым категориям граждан;

- степень влияния ключевых участников рынка социального туризма на функционирование системы в целом. К основным участникам социально-туристского рынка можно отнести объекты размещения, развлечения и питания социальных туристов, туроператоров и турагентов, транспортные предприятия, государственные органы, осуществляющие компенсацию стоимости туристских продуктов, ассоциации и общества по развитию социального туризма и другие.

ФАКТОР СПРОСА, СОЦИАЛЬНОЕ ФАКТОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ

Рисунок 1 - Институциональные факторы развития социального туризма

В числе факторов находится и государственная политика в области социального туризма, а именно система правового регулирования данного вида туристской деятельности, законодательные акты, приказы, постановления в сфере социальной защиты граждан и реализации ими права на отдых. Установленные на законодательном уровне налоговые льготы и меры поддержки предприятий, функционирующих в социально ориентированной-туристской сфере, оказывают значительное влияние на развитие социального туризма в стране.

К материально-техническим факторам следует отнести фактор предложения, подразумевающий совокупность общих условий производства социально-ориентированного туристского продукта, сервисную интеграцию, высокое качество обслуживания социальных туристов, адаптированные информационные технологии [3]. Существенное значение в развитии социального туризма играет наличие развитой инфраструктуры туристской дестинации, обеспечивающей безбарьерный доступ ко всем туристским объектам лицам с ограниченными физическими возможностями.

Немаловажными в развитии социального туризма являются и внутренние факторы, в том числе фактор неполноты информации, при котором потенциальные потребители социально-ориентированного туристского продукта не владеют полной информацией о системе предоставления льготных туристских услуг, об условиях компенсации их стоимости и прочих условиях. Особенно остро это касается туристов-инвалидов, пожилых людей, ветеранов боевых действий и иных категорий туристов с ограниченными возможностями здоровья. На фоне информационного барьера появляются факторы ожидания и неопределённости, при которых возникают ожидания от действий, предпринимаемых третьими лицами в отношении социального туриста.

При анализе становления и развития института социального туризма в мировом масштабе следует учитывать, что в каждой стране термин «социальный туризм», не смотря на его появление более 60 лет назад, может иметь разное значение. Это связано с тем, что в каждом государстве институт социального туризма зарождался и развивался по-своему. В процессе его развития появлялись характерные для конкретной страны специфические особенности. В связи с этим, в настоящее время в мире действуют разные по своей сути и организационной структуре системы предоставления льготных туристских услуг, включающие взаимодействие разнообразных субъектов социального туризма. В некоторых странах это могут быть различные ассоциации, кооперативы, в других же инициативу развития социального туризма берут на себя профсоюзные организации, в третьих - коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг социального туризма. Поставщики социально-туристических услуг варьируются от небольших благотворительных организаций, предлагающих бесплатные экскурсии школьникам из малообеспеченных семей, до государственных ведомств по развитию социального туризма, стремящихся повысить уровень инклюзивности и доступности рекреационно-туристских услуг по всей стране. Несмотря на эти различия, в каждом государстве термин «социальный туризм» связан с участием в туризме незащищённых слоёв населения.

Анализируя институт социального туризма с точки зрения его много направленности, следует отметить, что мировое сообщество рассматривает два направления данной концепции в зависимости от целевых групп. Во-первых, это предоставление туристских услуг незащищённых группам людей, во-вторых - развитие местных территорий за счёт использования туризма как инструмента для оказания помощи дестинациям в экономическом или экологическом аспектах. Таким образом, в первом случае получателем благ являются туристы с ограниченными финансовыми или физическими возможностями, а во втором - территории, имеющие туристский потенциал, но еще не воспользовавшиеся им. В этом плане туризм будет служить средством развития определённого пространства с целью повышения уровня благосостояния проживающих в нём граждан и улучшит экономическую ситуацию в стране. Однако использование социального туризма для развития дестинации редко применяется в развитых странах. В связи с этим, в рамках настоящего исследования институт социального туризма будет рассмотрен как способ наращивания туристского потока среди незащищённых категорий населения и повышения их социальной вовлеченности.

При исследовании институциональной среды развития социального туризма в зарубежных странах было выявлено, что несмотря на многочисленные различия в процессе формирования и развития института социального туризма в различных государствах, следует выделить четыре основные модели социального туризма, различающиеся по целевым категориям населения и особенностям социально-ориентированных туристских услуг:

1. Модель участия сфокусирована на вовлечении слабо защищённых слоёв населения в туристскую деятельность за счёт устранения различного рода барьеров. При этом, модель не подразумевает создание принципиально нового специализированного туристского продукта, а лишь адаптацию предлагаемых на туристском рынке услуг под нужды социальных туристов.

Данная модель успешно реализуется в Бельгии, основной организацией по развитию социального туризма в которой является Центр Каникулярного Участия (Holiday Participation Center). Данная организация была основана в 2001 году и финансируется за счёт правительства. Деятельность Центра направлена на предоставление гражданам с низким уровнем дохода, безработным или не имеющим образования туристских услуг на льготных условиях. На добровольной основе с Центром взаимодействуют различные хостелы, отели, организаторы мероприятий, организаторы детских лагерей и т.п.

2. Модель включения (инклюзии) подразумевает общую поддержку туризма не только для социально-незащищённых граждан, но и туристов, не сталкивающихся с финансовыми или физическими ограничениями. На практике данная модель широко используется во Франции. Поддержка социального туризма в этой стране входит в компетенцию ANCV13, которая была основана в 1982 году Министерством экономики, финансов и промышленности. ANCV является государственным учреждением, которое уже более тридцати лет осуществляет деятельность, направленную на повышение уровня доступности туризма за счёт реализации отпускных ваучеров.
3. Модель адаптации в противовес модели участия подразумевает создание уникального туристского продукта, ориентированного на удовлетворение специфических потребностей различных неблагополучных групп населения. Данная модель нашла своё применение в Великобритании, где действуют специальные каникулярные программы для детей-инвалидов и детей из малообеспеченных или социально-изолированных семей. Политика некоммерческой организации семейного отдыха, функционирующей в Англии, основана на идее о

том, что социальный туризм, в том числе семейный отдых, способствует укреплению семейных отношений, улучшению здоровья членов семьи и повышению их общей удовлетворенности.

4. Модель стимулирования, в свою очередь, акцентирована на расширение целевой группы потребителей туристского продукта, развитие туристских дестинаций, помощи туристическому бизнесу в получении более высокого дохода, снижение сезонных колебаний и более эффективном использовании туристских ресурсов [2].

Примером такого подхода является Испания, где поддержка социального туризма ориентирована главным образом на пожилых граждан. В 1980-х годах была принята программа IMSERSO, основная цель которой заключалась в улучшении качества жизни пенсионеров путем поддержки их участия в туризме. С 2008 года программой могут воспользоваться пожилые люди, проживающие на территории Европы. Эти субсидируемые программы предоставляют пожилым людям комплексные пакеты услуг, включая транспорт, страхование, проживание и организованные социальные мероприятия.

Основным отличием определения социального туризма, используемого в российском законодательстве, от термина, применяемого в Европе, является наличие условия о полной или частичной компенсации стоимости туристских услуг за счёт средств бюджета, государственных внебюджетных фондов или работодателей. В свою очередь, в большинстве стран Евросоюза под социальным туризмом понимают систему установления доступных цен на туристские услуги для финансово-незащищённых граждан. Однако встречаются и такие определения термина «социальный туризм», как, например, в Германии, которые кардинально отличаются от других и связаны с процессом миграции населения из бедных стран в более развитые.

В то же время, социальный туризм в европейских странах тесно связан с понятием устойчивого туризма, предполагающего долгосрочное туристическое развитие одновременно с сохранением природных ресурсов и социо-культурных ценностей общества. Данную связь можно проследить в деятельности ключевых участников рынка социального туризма.

Так, активную поддержку социального туризма на международном рынке оказывает Международная Организация Социального Туризма (далее - МОСТ), созданная в 1963 году и объединяющая субъекты различных секторов туризма в 39 странах мира с целью пропаганды ответственного и доступного туризма.

Деятельность МОСТ сосредоточена на 5 направлениях развития:

1. Обеспечение доступности туристских услуг для лиц с ограниченными физическими, финансовыми, психологическими возможностями;
2. Сохранение окружающей среды и природных ресурсов при интенсивном развитии туризма;
3. Соблюдение солидарности в развитии туризма, играющего важную роль в укреплении терпимости и мира на всей планете. Поэтому крайне важно сочетать развитие туризма с уважением к местным общинам и культурам.
4. Компетентность и профессионализм субъектов туристской деятельности. Значительная доля мировой экономики связана с туризмом. Субъекты этой сферы должны действовать компетентно и профессионально, с уважением ко всем участникам рынка туристических услуг.
5. Повышение качества жизни за счёт туризма. Субъекты социального туризма уделяют особое внимание пользе отдыха для гостей в культурном, социальном, психологическом, образовательном и физическом плане.

В рамках своей деятельности МОСТ организует форумы, встречи, ярмарки и саммиты, посвящённые проблемам социально-ориентированного туризма, проводит обучающие семинары, лекции и панельные дискуссии по вопросам социального туризма, проводит научные исследования, направленные на инновационное развитие отрасли, опросы и анкетирование участников рынка и потребителей услуг социального туризма.

Таким образом, благодаря действиям МОСТ происходит активное развитие социального туризма в странах Европы, Азии, Америки, Африки, Океании, а также растёт самосознание участников туристского рынка, касающееся необходимости повышения доступности туризма параллельно со стремлением сохранения окружающей среды [4].

Заключение

Вопрос о развитии института социального туризма в настоящее время становится особенно актуальным ввиду усиления роли туристской отрасли как в развитии экономики государства в целом, так и в решении многих социальных проблем. Полноценная реализация закреплённого в Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на отдых возможна лишь в условиях развитой в стране системы социального туризма, а также высокого уровня социальной ответственности участников туристского рынка.

Мировое сообщество также признаёт значимость развития социального туризма. Несмотря на то, что в каждой стране становление и развитие института социального туризма протекают по-своему, каждое из государств стремится повысить доступность туристских услуг для всех категорий населения, включая людей с ограниченными физическими или финансовыми возможностями, детей, многодетные семьи, пожилых туристов. Немаловажное значение в координации социально-ориентированной туристской деятельности на мировом рынке имеет Международная Организация Социального Туризма, признающая своей миссией как обеспечение доступности туризма, так и сохранение окружающей среды и природного богатства при интенсивном туристском потоке, а также объединяющая участников рынка из 39 стран мира.

Анализ понятийного аппарата данного вида туристской деятельности, используемого в различных странах, показал, что термин «социальный туризм» имеет разные значения в каждой из стран. Однако каждое из определений в той или иной степени связано с обеспечением доступности турпродукта. Кроме того, наблюдается взаимосвязь понятий социального и устойчивого туризма, который подразумевает под собой охрану окружающей среды и сохранение природных ресурсов.

В ходе исследования были классифицированы институциональные факторы развития туризма, включающие финансово-экономическую, политическую, внутреннюю и материально-техническую группы. Анализ представленных факторов позволит провести оценку институциональной среды социального туризма современной России в будущих исследованиях. Кроме того, проведённый сравнительный анализ моделей социального туризма в зарубежных странах позволит сформировать более эффективную модель функционирования системы социального туризма в России.

Таким образом, повышение эффективности системы предоставления льготных туристских услуг социально-незащищённым гражданам является важной задачей для российского общества. Взаимодействие ключевых участников рынка социального туризма, в том числе государственных структур, коммерческих и социально-ориентированных предприятий в области социального туризма позволит снизить финансовую нагрузку на государство, обеспечить стабильное развитие туристских территорий даже в период межсезонья и повысить доступность туристских услуг для всех категорий граждан.

Источники:

1. Каранатова Л.Г. Определение групп субъектов социального туризма / Л.Г. Каранатова, А.В. Евсюков // Управленческое консультирование. - 2018. - №4 (112). - С. 63-70.
2. Курилова Ж. Поддержка социального туризма в Чешской республике / Ж. Курилова, Л. Краточвилова // Чешский журнал туризма. - 2014. - №3(1). - С.63-81.
3. Намсараев Д.Б. Роль индустрии туризма в экономике региона и институциональные факторы его развития / Д.Б. Намсараев // Вестник ТГУ. - 2008. - №12. - С. 538-541.
4. Официальный сайт Международной организации социального туризма. - Электронный ресурс. - Режим доступа https://isto.international/ (дата обращения 01.06.2020).
5. Путрик Ю.С. Государственное регулирование туризма как направление социальной политики в Российской Федерации / Ю.С. Путрик // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. -2014. - №3 (14). - С. 5.
6. Самохин Ю.А. Институциональные факторы развития туристско-рекреационного потенциала региона / Ю.А.Самохин, Л.Ю. Никифорова // Региональная экономика УЭкС. - 2015. - № 12. - С. 17.
7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. (ред. от 01 апреля 2020 г.) № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ от 2 декабря 1996 г. № 49 ст. 5491.

References:

1. Karanatova L.G. Opredelenie grupp sub&&ektov social&nogo turizma / L.G. Karanatova, A.V. Evsyukov // Upravlencheskoe konsul&tirovanie. - 2018. - №4 (112). - p. 63-70.
2. Kourilová, J. Social Tourism Support in the Czech Republic / J. Kourilová, L. Kratochvílová // Czech Journal of Tourism. - 2014. - №3(1). - p.63-81.
3. Namsaraev D.B. Rol& industrii turizma v e&konomike regiona i institucional&ny&e faktory& ego razvitiya / D.B. Namsaraev // Vestnik TGU. - 2008. - №12. - p. 538-541.
4. Official web-site of The International Social Tourism Organisation (ISTO). - Electronic resource. - access mode https://isto.international/ (accessed 01.06.2020).
5. Putrik Yu.S. Gosudarstvennoe regulirovanie turizma kak napravlenie social&noj politiki v Rossijskoj Federacii / Yu.S. Pu-trik // Kul&tura i obrazovanie: nauchno-informacionny&j zhurnal vuzov kul&tury& i iskusstv. - 2014. - №3 (14). - p. 5.
6. Samoxin Yu.A. Institucional&ny&e faktory& razvitiya turistsko-rekreacionnogo potenciala regiona / Yu.A.Samoxin, L.Yu. Nikiforova // Regional&naya e&konomika UE&kS. - 2015. - № 12. - p. 17.
7. Federal law of November 24, 1996 (ed. from April 01, 2020) no. 132-FZ "Ob osnovax turistskoj deyatel&nosti v Rossijskoj Federacii" / / Sz RF from December 2, 1996 no. 49 art. 5491.
социальный туризм институциональные основы социально-незащищённые слои населения. social tourism institutional framework socially disadvantaged groups
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты