Спросить
Войти
Категория: Социология

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Автор: Киселева Ангелина Евгеньевна

2. Еремеева, Т.С., Щека, Н.Ю. Современные миграционные процессы в мире : сборник учебно-методических материалов для направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа». - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/7955.pdf. (дата обращения 10.10.2018).

3. Конвенция о статусе беженцев http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения 05.10.2018).
4. Огнев, Д.В., Тулаева, Я.И. Обучение иностранных граждан как один из приоритетных показателей конкурентоспособности вуза: состояние, проблемы и перспективы развития // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 19-22. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5746/ (дата обращения: 20.11.2018).

УДК 364

А.Е. Киселева, Л.Л. Романова

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются безработные, а также направления и формы деятельности социального работника в Центре занятости населения с целью решения этих проблем.

SPECIFICITY OF SOCIAL WORK IN THE CENTER OF EMPLOYMENT POPULATION

This article discusses the problems faced by the unemployed, as well as the directions and forms of work of a social worker in the Center for Employment of the Population in order to solve these problems.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть работоспособного населения (экономически активного) не занята в производстве товаров и услуг [3].

Проблема безработицы в России появилась в конце XX века, в годы перестройки, в связи с изменениями экономической ситуации в стране. С учетом складывающейся в сфере труда обстановки 19 апреля 1991 г. был принят Закон РФ №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Он определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы [1].

Переход в категорию безработных воспринимается людьми достаточно болезненно, и это связано не только с тем, что люди испытывают экономические трудности из-за потери постоянного источника средств существования. Трудовая деятельность также дает человеку социальный престиж и самоуважение, а при отсутствии работы наступает состояние напряженности, отчуждения от своей социальной среды, человек боится потерять свою значимость в глазах окружающих. Безработный выпадает из привычного жизненного ритма, и ему необходима адаптация к изменившимся условиям жизни. Это сопровождается сильными стрессами, негативными переживаниями, перенапряжением физических и психических функций, развитием психосоматических и других заболеваний.

Следствием того, что человек не получает стабильности в трудовой деятельности и выплате заработной платы, могут стать психологический кризис, низкая самооценка, депрессия, асоциальное по50

Вестник АмГУ

Выпуск 84, 2019

ведение и т.д. Такие состояния безработных как чувство вины, страх, комплекс «неудачника», подавленность препятствуют поиску работы, профессиональной самореализации, усугубляя ситуацию [3].

Выход безработного из кризиса, а также достойное существование в обществе лежит в основе теории и практики социальной работы. Социальный работник на основе знания социальных технологий и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека.

Деятельность социального работника в Центре занятости населения можно классифицировать по нескольким направлениям.

1. Профессиональная помощь. Представляет собой или прямой вид помощи, который направлен на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизнедеятельности, устранение отрицательных психических состояний, или опосредованный вид помощи с социальным окружением (например, с семьей, друзьями, родственниками) через различные государственные службы, фонды и организации.
2. Помощь в преодолении стрессовой ситуации. Осуществляется в виде психологической поддержки, включающей мероприятия, направленные на эмоциональную коррекцию, и индивидуальную беседу.
3. Обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, повышения конкурентоспособности на рынке труда. Сюда входит обучение безработного навыкам эффективного трудоустройства, самопрезентации, поиска работы (составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению, поведению и т.д.).
4. Восстановление утраченных коммуникативных способностей, повышение самооценки, участие в групповых тренинговых занятиях. Например, занятия в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Безработным предоставляется бесплатная государственная услуга по социальной адаптации, главными задачами которой являются: обеспечение безработных данными о состоянии рынка труда; обучение навыкам поиска работы, навыкам самопрезентации; оказание практической помощи по применению полученных навыков.
5. Помощь безработным в создании объединений, которые могут стать для них толчком и в последующем помочь реализовать свои планы относительно собственных предприятий.
6. Консультационная помощь безработным, обращающимся за помощью.
7. Сбор информации о существующих группах безработных и направление туда клиентов.
8. Проведение профилактических мероприятий, способствующих сокращению возможной безработицы (например, просветительская работа в общеобразовательной школе).
9. Информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии, проведение профориентации.

Деятельность социального работника направлена на формирование у безработных граждан таких качеств поведения как:

1) способность к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;
2) психологическая готовность к приобретению новой профессии, освоению знаний, умений и навыков, конкурентоспособность на рынке труда;
3) умение преодолевать трудности в процессе профессионального становления;
4) способность к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность социальным работником используется ряд конкретных мер с целью восстановления у безработного веры в

свои силы, возвращения его к активной трудовой деятельности, к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

1. Баскина, А. С. Основы экономической теории. Курс лекций / А. С. Баскина, О.И. Боткина. - Саранск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000. - С. 51-52.
2. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1(ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. - Режим доступа : http://base.garant.ru - 29.11.2018.
3. Карпушкина, О.И. Пути совершенствования социальной работы с безработными гражданами / О.И. Кар-пушкина, Н.В. Сотникова // Социально-экономические аспекты развития современного общества. - 2013. - № 2 - С. 50-55.

УДК 159.99

С.А. Костин

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ И ПРОЖИВАНИЯ, ПРИБЛИЖЕННЫХ К СЕМЕЙНЫМ

Статья посвящена стилю воспитания как профессионально важного качества сотрудников сиротских учреждений. Описываются психологические основы создания условий проживания и воспитания, приближенных к семейным. Предпринята попытка содержательной интерпретации отдельных статей Постановления Правительства РФ № 481 от 24.05.2014 г. Обозначены проблемы отсутствия профессиограммы воспитателя детского дома, а также профильной профессиональной подготовки кадров для работы в сиротских учреждениях.

SOME PROBLEMATIC ASPECTS OF THE CREATION IN ORPHANAGES CONDITIONS OF EDUCATION AND LIVING CLOSE TO THE FAMILY

The article is devoted to the role of parenting style as a professionally important quality of employees of orphanages. The article describes the psychological basis of creating living conditions and education close to the family. An attempt of interpreting selected articles of the Decree of the RF Government No. 481 from 24.05.2014 g. The problem of the lack of a professional chart of a kindergarten teacher, as well as the lack of specialized professional training for work in orphanages is outlined.

Несмотря на усилия государства в сфере сиротских учреждений, ситуация в некоторых регионах по-прежнему далека от благополучной. Главная проблема сиротского учреждения - это то, что

БЕЗРАБОТИЦА БЕЗРАБОТНЫЕ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА unemployment unemployed social work
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты