УДК 159.9.072; 376.6
В. В. Ковров
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В трудной ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье рассматриваются результаты исследования психологической безопасности образовательной среды образовательных учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
In the present article the results of the study of educational environment psychological safety for children in difficult life situation are presented.
В практике современной общеобразовательной школы в последние годы все чаще приходится сталкиваться с детской безнадзорностью, жертвами насилия, мигрантами и т. д. Поэтому сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы становится немыслимым без квалифицировано организованного психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудные жизненные ситуации, основанного на научно обоснованных организационных и методических формах деятельности, позволяющего создать безопасную образовательную среду.
Для того чтобы понять, как в рамках образовательного процесса обеспечена безопасность среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, надо иметь объемную многофакторную информацию об этой среде. Такую информацию можно получить, если комплексно оценивать состояние образовательной среды по многим показателям. Потребность в такой информации у органов управления достаточно высока, и её можно получить, если разработать мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, - это комплексная система исследования, позволяющая оперативно предоставлять информацию по научно обоснованным параметрам, характеризующим состояние образовательной среды для детей, попавших в трудные жиз© Ковров В. В., 2012 156
ненные ситуации, для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы.
С психологической точки зрения безопасность определяется как состояние, при котором возможно устойчивое существование и функционирование человека, удовлетворение и реализация необходимых для него потребностей и интересов, предотвращение (устранение) различного рода обстоятельств - угроз своей жизнедеятельности и личностного саморазвития.
Психологическая безопасность реализуется через определенные формы социальных взаимодействий - совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними. Окружающая человека социальная среда может и должна способствовать выработке адаптивных форм поведения, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения человека в социуме (И. А. Баева).
Одной из таких социальных сред, способствующих обеспечению психологической безопасности в процессе взросления человека, является образовательное учреждение, в рамках которого осуществляется процесс развития и социализации ребёнка.
Модель психолого-педагогического мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, была апробирована на базе образовательных учреждений разного вида и типа в четырех административных округах города Москвы, включенных в экспериментальную деятельность научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета.
Предметом мониторинга явились факторы, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом под «психологической безопасностью образовательной среды» понималась смысловая нагрузка этой категории в определении И. А. Баевой «как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников».
В построении модели мониторинга были выделены четыре основных фактора безопасной образовательной среды, представленные на рисунке.
В исследовании приняли участие педагоги и учащиеся средних общеобразовательных учреждений, детских домой и школ-интернатов. Количество детей-респондентов составило 338 человек. Возрастная выборка детей - участников мониторингового исследования составляла от 12 до 14 лет.
Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, проводился в форме анкетирования. Анкета для учащихся включала 24 вопроса, раскрывающих параметры, которые, по нашему мнению, являются условиями, обеспечивающими безопасность образовательной среды для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях: межличностные отношения, защищенность ребенка в образовательной среде школы, эмоциональная комфортность, удовлетворенность образовательной средой.
В анкете использовались следующие индикаторы:
- межличностные отношения: кому ученик доверяет в школе, является ли ученик свидетелем или участником конфликтных ситуаций, может ли свободно высказывать свое мнение;
- защищенность ребенка в образовательной среде школы: был ли ученик свидетелем или объектом агрессивных действий с чьей-либо стороны, был ли свидетелем унижающих действий с чьей-либо стороны, ощущает ли поддержку со стороны взрослых, насколько дружным является класс, в котором он учится, ощущает ли уважение со стороны взрослых;
- эмоциональная комфортность: доминирующее настроение в школе, чувство собственного достоинства;
- удовлетворенность образовательной средой: возможность иметь свою позицию, образование, как ресурс личностного развития; авторитарность педагогов, насыщенность образовательной среды.
Качество меж лично стных отношений
Удовлетворенность
Опрос проводился школьным психологом, заполнение анкет проходило в групповой форме.
Модель была апробирована на разных категориях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные результаты были учтены при обработке данных в целом по выборке респондентов, а для шести групп детей (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом и(или) физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи) - достаточно численно представленных - был проведен сравнительный анализ данных.
Анализ данных мониторингового опроса учащихся (в целом по группе респондентов)
Ключевой вопрос диагностического исследования и последующего анализа полученных результатов анкет учащихся формулировался следующим образом: в какой мере учащиеся, составившие выборку данного мониторингового исследования, оценивают образовательную среду (далее - ОС) как безопасную?
Анализировались четыре параметра безопасной образовательной среды (далее - БОС): качество межличностных отношений ребенка; защищенность ребенка в ОС школы; эмоциональная комфортность ребенка в ОС; удовлетворенность ребенка образовательной средой.
Качество межличностных отношений ребенка как критерий безопасной образовательной среды
Для оценки качества межличностных отношений изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 1. Качественными маркёрами этого параметра выступили оценочные суждения учащихся по вопросам доверительности, конфликтности и принятия в отношениях со сверстниками и учителями образовательного учреждения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «доверие», представлены в табл. 2. Преобладающие ответы выделены цветом.
Анализ показывает, что учащиеся высоко оценивают уровень доверия, существующий между учениками в школе: они готовы поделиться с другими детьми и радостными событиями (74%) и огорчениями (44%).
Не столь однозначно оценивают учащиеся доверительность своих отношений с педагогами. Так, значительное число учащихся готовы обратиться к учителю за помощью, если что-то не получается
Таблица 1
№ Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка
Таблица 2 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «доверие»
Таблица 3 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «конфликтность»
№ вопроса Да Бывает Нет
№ вопроса Да Бывает Нет
Таблица 4
Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «принятие»
№ вопроса Да Бывает Нет
Таблица 5
№ Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка
(62%), значительно меньшее число детей готовы поделиться с учителем радостью (29%) и еще меньше - обратиться к взрослому в школе, когда плохо (21%). То есть отношения со взрослыми доверительны в сфере деловых отношений и характеризуются низкой доверительностью в сфере человеческих, межличностных отношений.
В целом по показателю «доверие» преобладают высокие и средние значения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «конфликтность», представлены в табл. 3. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Анализ показывает, что по всем вопросам, раскрывающим БОС через показатели конфликтности, преобладают высокие или средние значения. Конфликтные отношения существуют также между педагогами и учащимися. Отметим, что в целом отношения между педагогами и учащимися чуть менее конфликтны, чем отношения между самими детьми (25,5% респондентов охарактеризовали их как неконфликтные).
В целом по показателю «конфликтность» преобладают высокие значения.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «принятие», представлены в табл. 4. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Анализ показывает, что отношения между детьми характеризуются средней степенью принятия и уважения. В целом, большая часть респондентов оценила степень уважительности отношений между учащимися как высокую и среднюю.
Отношения с педагогами характеризуются низкой степенью принятия. Преобладающее большинство учащихся отметили, что не могут в присутствии педагогов открыто выражать свое мнение или не уверены в том, что смогли бы это сделать.
В целом результаты ответов на вопросы параметра «Качество межличностных отношений» дают разнородную, неоднозначную оценку БОС. Отношения со сверстниками дают хорошие положительные оценки по показателям доверия и принятия и довольно низкие - по показателю конфликтности. Отношения с педагогами дают низкие или положительные средние оценки по всем трем показателям параметра. Исключение -высокие показатели доверия к педагогам по вопТаблица 6 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «агрессия»
росам, касающимся деятельности учащихся, деловых отношений.
Защищенность ребенка в образовательной среде школы
Для оценки защищенности ребенка в образовательной среде школы изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 5. Маркёрами выступили показатели агрессивности и унижения в отношениях со сверстниками и с учителями, а также субъективная оценка детьми личной безопасности в её психологическом аспекте.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «агрессия», представлены в табл. 6. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Таким образом, агрессивность отношений между учащимися может быть оценена как средняя -48%, примерное равное число учащихся оценили ее как высокую и низкую (24% и 28%).
Агрессивность отношения педагогов по отношению к учащимся большинство учащихся рассматривают как низкую (45%) или среднюю (30%). Однако, учитывая важность и серьезность вопроса, вызывает тревогу значительное число ответов «да» на 15-й вопрос анкеты -25%. Иначе говоря, 85 учеников из 338 ответивших на этот вопрос утверждают, что были свидетелями открытого агрессивного поведения взрослых по отношению к учащимся. В целом, по показателю «агрессия» преобладают средние показатели.
Данные по вопросам, раскрывающим показатель «унижение», представлены в табл. 7. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Анализ ответов показывает, что учащиеся фиксируют большое число актов унижения со стороны своих сверстников и значительно меньше - со стороны педагогов. Однако количество ответов «да» и «бывает» достаточно велико и составляет в сумме 67%. В целом, образовательную среду образовательных учреждений, в которых проводилось исследование, нельзя оценить как безопасную по показателю «унижение».
Данные по вопросам, раскрывающим показатели «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ»,
Таблица 7 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «унижение»
№ вопроса Да Бывает Нет
№ вопроса Да Бывает Нет
представлены в табл. 8. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Анализ ответов показывает, что в целом учащиеся высоко оценивают такой показатель БОС, как «поддержка детской группы». Они также высоко оценивают проявление уважения к ним со стороны взрослых. В меньшей степени они видят ресурсность взрослого как гаранта их безопасности в отношениях с другими ребятами. 26% учеников ответили «нет» на вопрос, защитят ли их взрослые от других ребят, 46% не уверены в том, что это произойдет.
Таким образом, по параметру «Защищенность» можно констатировать неоднородность показателей безопасности образовательной среды. Настораживают высокие значения показателей «агрессивность» и «унижение» как в отношениях между детьми, так и в отношениях детей и взрослых. Отметим также, что взрослые лишь в некоторой степени выполняют функцию «сдерживателей» опасных ситуаций взаимодействия в школе.
Дополнительную информацию дает выведение средних значений для каждого респондента по показателям, измеряемым с помощью нескольких вопросов, и перевод средних значений в уровни. Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8-1,3, высокий уровень - 1,31 и выше среднее значение по показателю. Данные представлены в табл. 9.
Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах
Таблица 8
Распределение ответов респондентов по вопросам «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ»
Мы видим, что в целом безопасность образовательной среды подтверждается по отношению к такому показателю, как «доверие», и не подтверждается по отношению к показателям «конфликтность», «принятие», «агрессия». По показателю «унижение» получены амбивалентные оценки: для 33% учащихся ОС характеризирует-ся низкими показателями, для 39% - высокими.
Эмоционалъная комфортность ребенка в образовательной среде
Для оценки эмоциональной комфортности ребенка в образовательной среде школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 10.
Данные по этим показателям представлены ниже в табл. 11. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.
Анализ показывает, что преобладающее большинство учащихся высоко оценивают образовательную среду школы с точки зрения комфортности. Между тем нельзя сбрасывать со счетов мнение 130 учеников, которые не считают, что у них «в школе хорошо» или не уверены в этом, а также мнение 103 учеников, которые не «чувствуют себя в школе человеком» или не уверены в этом. Это, соответственно, 38 и 30% респондентов. В целом, образовательную среду школ, в которых проходило исследование, нельзя назвать
Таблица 9
Распределение ответов респондентов по уровням на основании средних значений показателей «доверие», «конфликтность», «принятие», «агрессия» и «унижение»
№ вопроса Да Неуверен Нет
Уровни Доверие Конфликтность Принятие Агрессия Унижение
Низкий 45 76 133 156 110
Средний 141 139 120 97 96
Высокий 152 123 85 85 132
Таблица 10
№ Параметры и показатели Вопросы Формулировка
Таблица 11
Распределение ответов респондентов по вопросам параметра «эмоциональная комфортность»
№ вопроса Да Не уверен Нет
безопасной по параметру эмоциональной комфортности для весьма многочисленной группы учащихся.
Удовлетворенность ребенка образовательной средой Для оценки удовлетворенности учащегося образовательной средой школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 12.
Данные по показателям этого параметра БОС представлены в табл. 13. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели -подчеркиванием.
Анализ данных показывает, что по большинству показателей образовательная среда удовлетворяет запросы и интересы учащихся. Наиболее низкие значения удовлетворенности по показателю «авторитетность педагогов»: многие учащиеся ответили, что «среди педагогов нет людей, на которых они хотели бы быть похожими», либо они не уверены в их существовании. Вызывают опасения результаты ответов на вопрос № 20 (показатель «возможность иметь свою позицию»). Большая часть учащихся заявили, что они «не могут свободно высказывать свою точку зрения» или не уверены в этом. Кроме того, значительное число учащихся «не удовлетворены теми возможностями, которые школа представляет для развития их способностей», и «характером проходящих в школе мероприятий и событий» - насыщенностью образовательной
среды. Однако, в целом, по данному параметру образовательная среда может быть оценена как достаточно безопасная.
В завершение рассмотрим средние показатели по каждому из параметров БОС по выборке респондентов в целом (табл. 14).
Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8-1,3, высокий уровень - 1,31 и выше.
Анализ данных табл. 14 показывает, что по параметрам «Качество межличностных отношений» и «Защищенность» в целом по выборке фиксируются средние значения, близкие к 1,0. По параметрам «Эмоциональная комфортность» и «Удовлетворенность ОС» - значения высокого уровня. Можно говорить, что ОС удовлетворяет критериям безопасности по двум из четырех значимых параметров.
Выводы по результатам исследования
Анализ поученных данных позволяет сделать следующие выводы:
№ Параметры и показатели Суждения Формулировка
Таблица 13 Распределение ответов респондентов по вопросам № 20-24
Таблица 14 Средние значения ответов респондентов по четырем основным параметрам БОС
№ вопроса Да Не уверен Нет
Параметры Качество МЛО Защищенность Комфортность Удовлетворенность
Среднее 1,16 1,03 1,54 1,34
ние психологической безопасности ребенка в школьной образовательной среде.
УДК 159:821
Л. А. Мосунова
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Поднимается проблема утраты навыков чтения серьёзной художественной литературы. Предлагается решение проблемы через реализацию программы специального курса в процессе вузовского образования. Раскрывается содержание и структура данной дисциплины. Рассматривается ряд актуальных теоретических вопросов, которые возникают в области психологии чтения художественных текстов: культура чтения, активизация воображения, актуализация мотивационных ресурсов чтения.
The problem of loss of skills of reading serious fiction rises. The solution through implementation of the program of a special subject matter in the course of high school education is offered. The contents and structure of this discipline reveals. A number of topical theoretical issues which arise in the field of psychology of reading art texts is considered: culture of reading, imagination activation, updating of motivational resources of reading.
© Мосунова Л. A., 2012
В психологии давно используются такие понятия, как «психология мышления», «психология общения», «психология искусства», «психология образования» и т. п. Они применяются для краткого обозначения совокупности психологических проблем, закономерностей, явлений, характерных для мыслительной, коммуникативной, художественной или познавательной деятельности человека. В таком контексте понятно и правомерно выражение «психология чтения художественной литературы», в самом первом приближении указывающее область психологических проблем, возникающих в сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование художественных текстов как произведений искусства слова (прежде всего деятельности понимания и осмысления).
Более строгое определение предмета психологии чтения художественной литературы, представляющей собой смежный раздел психологии искусства и педагогической психологии, будет дано ниже. Но уже в начале статьи необходимо сказать о правомерности объединения в одном научном пространстве предметов двух разных областей. Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах.
Среди причин отказа от чтения в первую очередь называют визуализацию культуры и расширение возможности досугового времяпрепровождения, но автору статьи здесь видится ещё один фактор: неготовность прилагать серьёзные усилия для понимания текстов. Восприятие искусства, в частности чтение художественной литературы, представляет собой определённую работу, за которую не каждый человек готов взяться добровольно. Отношение к чтению как форме потребления вырастает на принципах массовой культуры, состоящих в том, чтобы не оказывать долговременного воздействия на личность и не требовать от человека никакой работы, иначе