Спросить
Войти
Категория: Социология

Психологическая безопасность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в образовательной среде школы: опыт эмпирического исследования

Автор: Ковров Владимир Викентьевич

УДК 159.9.072; 376.6

В. В. Ковров

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В трудной ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ: ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье рассматриваются результаты исследования психологической безопасности образовательной среды образовательных учреждений для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

In the present article the results of the study of educational environment psychological safety for children in difficult life situation are presented.

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы все чаще приходится сталкиваться с детской безнадзорностью, жертвами насилия, мигрантами и т. д. Поэтому сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы становится немыслимым без квалифицировано организованного психолого-педагогического сопровождения детей, попавших в трудные жизненные ситуации, основанного на научно обоснованных организационных и методических формах деятельности, позволяющего создать безопасную образовательную среду.

Для того чтобы понять, как в рамках образовательного процесса обеспечена безопасность среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, надо иметь объемную многофакторную информацию об этой среде. Такую информацию можно получить, если комплексно оценивать состояние образовательной среды по многим показателям. Потребность в такой информации у органов управления достаточно высока, и её можно получить, если разработать мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации.

Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, - это комплексная система исследования, позволяющая оперативно предоставлять информацию по научно обоснованным параметрам, характеризующим состояние образовательной среды для детей, попавших в трудные жиз© Ковров В. В., 2012 156

ненные ситуации, для прогноза, коррекции и управления в рамках образовательной системы.

С психологической точки зрения безопасность определяется как состояние, при котором возможно устойчивое существование и функционирование человека, удовлетворение и реализация необходимых для него потребностей и интересов, предотвращение (устранение) различного рода обстоятельств - угроз своей жизнедеятельности и личностного саморазвития.

Психологическая безопасность реализуется через определенные формы социальных взаимодействий - совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними. Окружающая человека социальная среда может и должна способствовать выработке адаптивных форм поведения, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения человека в социуме (И. А. Баева).

Одной из таких социальных сред, способствующих обеспечению психологической безопасности в процессе взросления человека, является образовательное учреждение, в рамках которого осуществляется процесс развития и социализации ребёнка.

Модель психолого-педагогического мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, была апробирована на базе образовательных учреждений разного вида и типа в четырех административных округах города Москвы, включенных в экспериментальную деятельность научно-исследовательской лаборатории «Психологическая безопасность в образовании» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета.

Предметом мониторинга явились факторы, обеспечивающие психологическую безопасность образовательной среды для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом под «психологической безопасностью образовательной среды» понималась смысловая нагрузка этой категории в определении И. А. Баевой «как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников».

В построении модели мониторинга были выделены четыре основных фактора безопасной образовательной среды, представленные на рисунке.

В исследовании приняли участие педагоги и учащиеся средних общеобразовательных учреждений, детских домой и школ-интернатов. Количество детей-респондентов составило 338 человек. Возрастная выборка детей - участников мониторингового исследования составляла от 12 до 14 лет.

Мониторинг безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации, проводился в форме анкетирования. Анкета для учащихся включала 24 вопроса, раскрывающих параметры, которые, по нашему мнению, являются условиями, обеспечивающими безопасность образовательной среды для детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях: межличностные отношения, защищенность ребенка в образовательной среде школы, эмоциональная комфортность, удовлетворенность образовательной средой.

В анкете использовались следующие индикаторы:

- межличностные отношения: кому ученик доверяет в школе, является ли ученик свидетелем или участником конфликтных ситуаций, может ли свободно высказывать свое мнение;

- защищенность ребенка в образовательной среде школы: был ли ученик свидетелем или объектом агрессивных действий с чьей-либо стороны, был ли свидетелем унижающих действий с чьей-либо стороны, ощущает ли поддержку со стороны взрослых, насколько дружным является класс, в котором он учится, ощущает ли уважение со стороны взрослых;

- эмоциональная комфортность: доминирующее настроение в школе, чувство собственного достоинства;

- удовлетворенность образовательной средой: возможность иметь свою позицию, образование, как ресурс личностного развития; авторитарность педагогов, насыщенность образовательной среды.

Качество меж лично стных отношений

Удовлетворенность

Опрос проводился школьным психологом, заполнение анкет проходило в групповой форме.

Модель была апробирована на разных категориях детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Полученные результаты были учтены при обработке данных в целом по выборке респондентов, а для шести групп детей (дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом и(или) физическом развитии; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи) - достаточно численно представленных - был проведен сравнительный анализ данных.

Анализ данных мониторингового опроса учащихся (в целом по группе респондентов)

Ключевой вопрос диагностического исследования и последующего анализа полученных результатов анкет учащихся формулировался следующим образом: в какой мере учащиеся, составившие выборку данного мониторингового исследования, оценивают образовательную среду (далее - ОС) как безопасную?

Анализировались четыре параметра безопасной образовательной среды (далее - БОС): качество межличностных отношений ребенка; защищенность ребенка в ОС школы; эмоциональная комфортность ребенка в ОС; удовлетворенность ребенка образовательной средой.

Качество межличностных отношений ребенка как критерий безопасной образовательной среды

Для оценки качества межличностных отношений изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 1. Качественными маркёрами этого параметра выступили оценочные суждения учащихся по вопросам доверительности, конфликтности и принятия в отношениях со сверстниками и учителями образовательного учреждения.

Данные по вопросам, раскрывающим показатель «доверие», представлены в табл. 2. Преобладающие ответы выделены цветом.

Анализ показывает, что учащиеся высоко оценивают уровень доверия, существующий между учениками в школе: они готовы поделиться с другими детьми и радостными событиями (74%) и огорчениями (44%).

Не столь однозначно оценивают учащиеся доверительность своих отношений с педагогами. Так, значительное число учащихся готовы обратиться к учителю за помощью, если что-то не получается

Таблица 1

№ Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка

1 Качество межличностных отношений (МЛО)
1.1 1.1.1. До вер ж в отношениях со сверстниками 1.1.2. До вер ж в отношениях с педагогами № 1 №2 № 16 № 11 № 12 Если у тебя радостное событие, расскажешь ли ты о нем кому-то из ребят? Если тебе плохо, ты расскажешь кому-то из ребят? Если тебе плохо, поделишься ли ты этим с учителем? Если у тебя что-то не получается, ты попросишь помощи у учителя? Если у тебя радостное событие, расскажешь ли ты о нем кому-то из учителей или взрослых?
1.2 1.2.1. Конфликтность в отношениях со сверстниками 1.2.2. Конфликтность в отношениях с педагогами №3 №4 № 13 Тебе приходилось видеть, что кош-то из ребят в вашей школе били другие ученики? Обычно ребята в вашей школе не уступают друг другу, стараются добиться своего? Бывает, что учитель придирается к тебе?
1.3 1.3.1. Принятие в отношениях со сверстниками 1.3.2. Принятие в отношениях с педагогами №5 № 14 В вашей школе ребята уважают друг друга? В вашей школе можно говорить при учителях то, что думаешь?

Таблица 2 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «доверие»

Таблица 3 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «конфликтность»

№ вопроса Да Бывает Нет

2 1 0
1 251/74,3% 55/16,3% 32/9,4%
2 150/44,4% 103/30,5% 85/25,1%
11 207/61,2% 82/24,3% 49/14,5%
12 95/29,1% 130/38,5% 113/33,4%
16 72/21,3% 109/32.2% 157/46,5%

№ вопроса Да Бывает Нет

2 1 0
3 182/53,8% 101/29.9% 55/16,35%
4 126/37.3% 172/50,9% 40/11,8%
13 139/41,1% 113/33,4% 86/25,5%

Таблица 4

Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «принятие»

№ вопроса Да Бывает Нет

2 1 0
5 95 180 63
14 61 124 153

Таблица 5

№ Параметры и показатели | Вопросы | Формулировка

2 Защищенность
2.1 2.1.1. Агрессия в отношениях со сверстниками 2.1.2. Агрессия вотношенияхс педагогами №6 № 15 Часто ли ты видишь, как в твоей школе ученики задирают другах ребят, портят или отбирают их вепда? Часто ли ты видишь в школен что взрослые кричат, отнимают вещи у учеников?
2.2 2.2.1. Унижение в отношениях со сверстниками 2.2.2. Унижение в отношениях с педагогами №7 № 17 Часто ли ты ввдишь, как в твоей школе ученики обижают, унижают, дразнят других ребят? Часто ли ты слышишь, что учителя твоей школы говорят обидные слова об учашках, их вещах, одежде?
2.3 2.3.1. Поддержка детской группы №8 Можно ли сказать про тебя и твоих одноклассников: «Мы дружный класс»?
2.4 2.4.1. Поддержка взрослого (взрослый -гарант безопасности) № 18 Можешь ли ты сказать про большинство взрослых вашей школы: «Взрослые не позволят другим ребятам меня обидеть»?
2.5 2.5.1. Безопасность личностных границ № 19 Можно ли сказать, про учителей твоей школы: «Взрослые меня уважают, они не лезут мне в душу»?

(62%), значительно меньшее число детей готовы поделиться с учителем радостью (29%) и еще меньше - обратиться к взрослому в школе, когда плохо (21%). То есть отношения со взрослыми доверительны в сфере деловых отношений и характеризуются низкой доверительностью в сфере человеческих, межличностных отношений.

В целом по показателю «доверие» преобладают высокие и средние значения.

Данные по вопросам, раскрывающим показатель «конфликтность», представлены в табл. 3. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Анализ показывает, что по всем вопросам, раскрывающим БОС через показатели конфликтности, преобладают высокие или средние значения. Конфликтные отношения существуют также между педагогами и учащимися. Отметим, что в целом отношения между педагогами и учащимися чуть менее конфликтны, чем отношения между самими детьми (25,5% респондентов охарактеризовали их как неконфликтные).

В целом по показателю «конфликтность» преобладают высокие значения.

Данные по вопросам, раскрывающим показатель «принятие», представлены в табл. 4. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Анализ показывает, что отношения между детьми характеризуются средней степенью принятия и уважения. В целом, большая часть респондентов оценила степень уважительности отношений между учащимися как высокую и среднюю.

Отношения с педагогами характеризуются низкой степенью принятия. Преобладающее большинство учащихся отметили, что не могут в присутствии педагогов открыто выражать свое мнение или не уверены в том, что смогли бы это сделать.

В целом результаты ответов на вопросы параметра «Качество межличностных отношений» дают разнородную, неоднозначную оценку БОС. Отношения со сверстниками дают хорошие положительные оценки по показателям доверия и принятия и довольно низкие - по показателю конфликтности. Отношения с педагогами дают низкие или положительные средние оценки по всем трем показателям параметра. Исключение -высокие показатели доверия к педагогам по вопТаблица 6 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «агрессия»

росам, касающимся деятельности учащихся, деловых отношений.

Защищенность ребенка в образовательной среде школы

Для оценки защищенности ребенка в образовательной среде школы изучались показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 5. Маркёрами выступили показатели агрессивности и унижения в отношениях со сверстниками и с учителями, а также субъективная оценка детьми личной безопасности в её психологическом аспекте.

Данные по вопросам, раскрывающим показатель «агрессия», представлены в табл. 6. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Таким образом, агрессивность отношений между учащимися может быть оценена как средняя -48%, примерное равное число учащихся оценили ее как высокую и низкую (24% и 28%).

Агрессивность отношения педагогов по отношению к учащимся большинство учащихся рассматривают как низкую (45%) или среднюю (30%). Однако, учитывая важность и серьезность вопроса, вызывает тревогу значительное число ответов «да» на 15-й вопрос анкеты -25%. Иначе говоря, 85 учеников из 338 ответивших на этот вопрос утверждают, что были свидетелями открытого агрессивного поведения взрослых по отношению к учащимся. В целом, по показателю «агрессия» преобладают средние показатели.

Данные по вопросам, раскрывающим показатель «унижение», представлены в табл. 7. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Анализ ответов показывает, что учащиеся фиксируют большое число актов унижения со стороны своих сверстников и значительно меньше - со стороны педагогов. Однако количество ответов «да» и «бывает» достаточно велико и составляет в сумме 67%. В целом, образовательную среду образовательных учреждений, в которых проводилось исследование, нельзя оценить как безопасную по показателю «унижение».

Данные по вопросам, раскрывающим показатели «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ»,

Таблица 7 Распределение ответов респондентов по вопросам показателя «унижение»

№ вопроса Да Бывает Нет

2 1 0
6 81/24% 161/48% 96/28%
15 85/25% 100/30% 153/45%

№ вопроса Да Бывает Нет

2 1 0
7 142/42% 155/46% 41/12%
17 81/24% 115/43% 142/33%

представлены в табл. 8. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Анализ ответов показывает, что в целом учащиеся высоко оценивают такой показатель БОС, как «поддержка детской группы». Они также высоко оценивают проявление уважения к ним со стороны взрослых. В меньшей степени они видят ресурсность взрослого как гаранта их безопасности в отношениях с другими ребятами. 26% учеников ответили «нет» на вопрос, защитят ли их взрослые от других ребят, 46% не уверены в том, что это произойдет.

Таким образом, по параметру «Защищенность» можно констатировать неоднородность показателей безопасности образовательной среды. Настораживают высокие значения показателей «агрессивность» и «унижение» как в отношениях между детьми, так и в отношениях детей и взрослых. Отметим также, что взрослые лишь в некоторой степени выполняют функцию «сдерживателей» опасных ситуаций взаимодействия в школе.

Дополнительную информацию дает выведение средних значений для каждого респондента по показателям, измеряемым с помощью нескольких вопросов, и перевод средних значений в уровни. Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8-1,3, высокий уровень - 1,31 и выше среднее значение по показателю. Данные представлены в табл. 9.

Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах

Таблица 8

Распределение ответов респондентов по вопросам «поддержка детской группы», «поддержка взрослого» и «безопасность личных границ»

0,8-1,3, высокий уровень - 1,31 и выше среднее значение по показателю.

Мы видим, что в целом безопасность образовательной среды подтверждается по отношению к такому показателю, как «доверие», и не подтверждается по отношению к показателям «конфликтность», «принятие», «агрессия». По показателю «унижение» получены амбивалентные оценки: для 33% учащихся ОС характеризирует-ся низкими показателями, для 39% - высокими.

Эмоционалъная комфортность ребенка в образовательной среде

Для оценки эмоциональной комфортности ребенка в образовательной среде школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 10.

Данные по этим показателям представлены ниже в табл. 11. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели - подчеркиванием.

Анализ показывает, что преобладающее большинство учащихся высоко оценивают образовательную среду школы с точки зрения комфортности. Между тем нельзя сбрасывать со счетов мнение 130 учеников, которые не считают, что у них «в школе хорошо» или не уверены в этом, а также мнение 103 учеников, которые не «чувствуют себя в школе человеком» или не уверены в этом. Это, соответственно, 38 и 30% респондентов. В целом, образовательную среду школ, в которых проходило исследование, нельзя назвать

Таблица 9

Распределение ответов респондентов по уровням на основании средних значений показателей «доверие», «конфликтность», «принятие», «агрессия» и «унижение»

№ вопроса Да Неуверен Нет

2 1 0
8 112 156 70
18 92 157 Ш
19 139 129 70

Уровни Доверие Конфликтность Принятие Агрессия Унижение

Низкий 45 76 133 156 110

Средний 141 139 120 97 96

Высокий 152 123 85 85 132

Таблица 10

№ Параметры и показатели Вопросы Формулировка

3 Эмоциональная комфортность
3.1 3.1.1. Настроение №9 У вас в школе хорошо?
3.2 3.2.1. Человеческое достоинство № 10 В школе ты чувствуешь себя человеком?

Таблица 11

Распределение ответов респондентов по вопросам параметра «эмоциональная комфортность»

№ вопроса Да Не уверен Нет

2 1 0
9 208 90 40
10 235 62 41

безопасной по параметру эмоциональной комфортности для весьма многочисленной группы учащихся.

Удовлетворенность ребенка образовательной средой Для оценки удовлетворенности учащегося образовательной средой школы изучались следующие показатели и конкретные вопросы к ним, представленные в табл. 12.

Данные по показателям этого параметра БОС представлены в табл. 13. Преобладающие ответы выделены цветом, тревожные показатели -подчеркиванием.

Анализ данных показывает, что по большинству показателей образовательная среда удовлетворяет запросы и интересы учащихся. Наиболее низкие значения удовлетворенности по показателю «авторитетность педагогов»: многие учащиеся ответили, что «среди педагогов нет людей, на которых они хотели бы быть похожими», либо они не уверены в их существовании. Вызывают опасения результаты ответов на вопрос № 20 (показатель «возможность иметь свою позицию»). Большая часть учащихся заявили, что они «не могут свободно высказывать свою точку зрения» или не уверены в этом. Кроме того, значительное число учащихся «не удовлетворены теми возможностями, которые школа представляет для развития их способностей», и «характером проходящих в школе мероприятий и событий» - насыщенностью образовательной

среды. Однако, в целом, по данному параметру образовательная среда может быть оценена как достаточно безопасная.

В завершение рассмотрим средние показатели по каждому из параметров БОС по выборке респондентов в целом (табл. 14).

Низкий уровень - значение средних показателей меньше 0,7, средний показатель в границах 0,8-1,3, высокий уровень - 1,31 и выше.

Анализ данных табл. 14 показывает, что по параметрам «Качество межличностных отношений» и «Защищенность» в целом по выборке фиксируются средние значения, близкие к 1,0. По параметрам «Эмоциональная комфортность» и «Удовлетворенность ОС» - значения высокого уровня. Можно говорить, что ОС удовлетворяет критериям безопасности по двум из четырех значимых параметров.

Выводы по результатам исследования

Анализ поученных данных позволяет сделать следующие выводы:

1. Субъективно воспринимаемый детьми вклад педагогов в создание и поддержку их психологической безопасности гораздо ниже желаемого, возможного. Педагог является для ребенка гарантом безопасности, значимой фигурой, эмоциональным защитником преимущественно в ситуациях делового взаимодействия, в вопросах, касающихся деятельности ребенка. Что касается межличностных отношений, то в этой сфере педагог вносит незначительный вклад в обеспечеТаблица 12

№ Параметры и показатели Суждения Формулировка

4 Удовлетворенность образовательной средой
4.1 4.1.1. Возможность иметь свою позицию №20 В нашей школе я могу свободно высказывать свою точку зрения
4.2 4.1.2. Образование как ресурс для жизни №21 В нашей школе нас готовят к самостоятельной взрослой жизни
4.3 4.1.3. Возможность развивать свои способности №22 В школе есть интересные для мая занятия, кружки, факультативы
4 4 4.1.4. Авторитетность педагогов №23 Среди моих учителей есть люди на которых я хочу быть похожим
4.5 4.1.5. Насыщенность ОС №24 В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий

Таблица 13 Распределение ответов респондентов по вопросам № 20-24

Таблица 14 Средние значения ответов респондентов по четырем основным параметрам БОС

№ вопроса Да Не уверен Нет

2 1 0
20 165 104 69
21 242 65 31
22 216 46 Ж
23 122 84 132
24 198 86 54

Параметры Качество МЛО Защищенность Комфортность Удовлетворенность

Среднее 1,16 1,03 1,54 1,34

ние психологической безопасности ребенка в школьной образовательной среде.

2. В целом по выборке можно говорить о том, что образовательная среда исследуемых образовательных учреждений обладает невысокими оценками по шкалам безопасности. Очень высока конфликтность, много проявлений агрессии, фактов унижения, причем не только между детьми, но и между детьми и педагогами. Самая драматичная ситуация складывается по таким параметрам БОС, как «защищенность» и «качество межличностных отношений»
3. В целом, тенденции, выявленные для всей выборки респондентов, характерны и для участников мониторинга, относящихся к различным группам детей, попавшим в трудные жизненные ситуации. Можно говорить о том, что нет принципиальной разницы в том, выстраивать ли мониторинг БОС для всех детей, определенного типа (вида) образовательного учреждения или для определенной категории (группы) детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Наиболее специфичными с точки зрения данных мониторинга оказались две группы детей: дети с проблемами развития и дети с проблемами в поведении. Для первой характерно завышение результатов, некоторая неадекватность в выборах ответов, что может говорить о том, что детям было трудно работать с анкетой, понимать ее содержание и инструкции. Для второй группы характерно снижение значений по всем параметрам и показателям БОС школы.

УДК 159:821

Л. А. Мосунова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поднимается проблема утраты навыков чтения серьёзной художественной литературы. Предлагается решение проблемы через реализацию программы специального курса в процессе вузовского образования. Раскрывается содержание и структура данной дисциплины. Рассматривается ряд актуальных теоретических вопросов, которые возникают в области психологии чтения художественных текстов: культура чтения, активизация воображения, актуализация мотивационных ресурсов чтения.

The problem of loss of skills of reading serious fiction rises. The solution through implementation of the program of a special subject matter in the course of high school education is offered. The contents and structure of this discipline reveals. A number of topical theoretical issues which arise in the field of psychology of reading art texts is considered: culture of reading, imagination activation, updating of motivational resources of reading.

© Мосунова Л. A., 2012

В психологии давно используются такие понятия, как «психология мышления», «психология общения», «психология искусства», «психология образования» и т. п. Они применяются для краткого обозначения совокупности психологических проблем, закономерностей, явлений, характерных для мыслительной, коммуникативной, художественной или познавательной деятельности человека. В таком контексте понятно и правомерно выражение «психология чтения художественной литературы», в самом первом приближении указывающее область психологических проблем, возникающих в сферах человеческой деятельности, обеспечивающих функционирование художественных текстов как произведений искусства слова (прежде всего деятельности понимания и осмысления).

Более строгое определение предмета психологии чтения художественной литературы, представляющей собой смежный раздел психологии искусства и педагогической психологии, будет дано ниже. Но уже в начале статьи необходимо сказать о правомерности объединения в одном научном пространстве предметов двух разных областей. Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы. По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах.

Среди причин отказа от чтения в первую очередь называют визуализацию культуры и расширение возможности досугового времяпрепровождения, но автору статьи здесь видится ещё один фактор: неготовность прилагать серьёзные усилия для понимания текстов. Восприятие искусства, в частности чтение художественной литературы, представляет собой определённую работу, за которую не каждый человек готов взяться добровольно. Отношение к чтению как форме потребления вырастает на принципах массовой культуры, состоящих в том, чтобы не оказывать долговременного воздействия на личность и не требовать от человека никакой работы, иначе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ educational environment the sphere of education psychological safety of the educational environment children in difficult life situation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты