КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ
К.Б. Бароикая, аспирант ЮУрГУ
Статья 7 Конституции РФ определяет, что, во-первых, Российская Федерация - социальное государство; и, во-вторых, закрепляет положение о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии1, пособия2 и иные гарантии социальной защиты.
Сущностью конституционно-правового положения пожилых людей является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы закрепили определенный круг субъектов, у которых при наступлении жизненных обстоятельств, перечисленных в указанных правовых актах, возникает право на социальную защиту. В указанных правовых актах перечислены те виды социальной защиты, которые могут быть применены в том или ином конкретном случае. К таким жизненным обстоятельствам, наступление которых влечет необходимость применения мер социальной защиты, можно отнести следующие: болезнь; беременность и роды; старость; инвалидность; смерть; трудовое увечье или профессиональное заболевание; безработица; инфляция; наличие детей в семье, многодетность; неполная семья; одиночество.
Социальная защита населения в настоящее время, с учетом сложной социально-экономической обстановки, стала одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления. Основное направление деятельности указанных органов по обеспечению и созданию условий для достойной жизни индивида направлена, прежде всего, на слабо защищенные группы населения, к которым относятся в первую очередь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми.
В сложившейся социально-экономической ситуации наиболее острой проблемой является государственная поддержка пожилых людей.
Социальная защита пожилых людей и ветеранов в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей и ветеранов определены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О ветеранах»3, соглашениями государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Государственная социальная политика в отношении граждан пожилого возраста является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях от принятия до реализации решений.
В основе политики Российской Федерации как социального государства лежат следующие принципы, которые определяются на основе оценки остроты и значимости выдвигаемых жизнью экономических, финансовых, материальных и других ресурсных возможностей государства: принцип государственной ответственности; равенства всех граждан старшего поколения; преемственности государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения; соединения правового и этического регулирования; социальной эффективности; социального участия; социального партнерства.
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 20 %.
В настоящее время пенсию получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000 учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях.
Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006
Бароцкая К.Б.
Конституционное закрепление прав пожилых людей
на социальную защиту
Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяют более эффективно использовать выделенные государством средства и достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых. Следует отметить, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15 % мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из «поставщиков», кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.
Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:
- социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимуществ);
- социальное обслуживание;
- организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты пожилых
людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий и услуг в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста возможность получения социальных услуг на основе конституционного принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения, - одна из важнейших задач государства в период становления социальноориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.
Серия «Право», выпуск 7