Спросить
Войти
Категория: Социология

Социально-политическая значимость образования мигрантов и членов их семей

Автор: Воронова К.П.

очередь направлена на уменьшение количества административных правонарушений в такой сложной сфере как экономическая деятельность.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Юрат-издат., 2010.
2. Арбитражно-процессуальный кодекс. М.: Омега-Л., 2010.
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Омега-Л., 2010.
4. Шилов Ю.В. Административная ответственность юридических лиц: процессуальный аспект. Омск, 2003.
5. Каленский П.В. Некоторые проблемы применения дисквалификации в административном праве. // Современное право. 2004. № 3.
6. Кузнецов А.П., Макарейко Н.В. Соотношение дисквалификации и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью // Юрист. 2005. № 2.
7. Максимов И.В. Административные наказания, М.: Норма, 2009.
8. Цуканов К.В. Актуальные вопросы порядка применения административного приостановления деятельности и дисквалификации. // Современное право. 2009. № 9.
9. Обзоры Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии практики применения органом по контролю (надзору) полномочий, предоставленных КоАП РФ, 2007-2009 гг., и I полугодие 2010 г.
10. Аналитические записки о деятельности отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Хабаровскому краю за период с 2003 по 2010 г.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ МИГРАНТОВ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

К.П. ВОРОНОВА,

аспирант кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета 23.00.04 - политические проблемы международных отношений, политические

институты и процессы ksyusha_v.85@mail.ru Н.М. ТВЕРДЫНИН,

профессор кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета, кандидат технических наук,

09.00.08 - философия науки и техники

^етюк@ mail.ru

Рецензент доктор философских наук, профессор Г.Т. ТАВАДОВ,

Аннотация. Рассмотрены проблемы адаптации детей мигрантов в образовательной среде исходя из социальных реалий современного мегаполиса. Показано, что широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс при обучении детей мигрантов требует от педагога дополнительной подготовки.

SOCIO-POLITICAL SIGNIFICANCE OF EDUCATION OF MIGRANTS AND

THEIRFAMILIES

K.F. VORONOVA, W.N. TVERDYNIN, The Moscow City Teachers& Training University

Annotation. Problems of adaptation of migrants& children in the educational environment have been considered. It is shown that introduction of information technologies in the process of education of migrants& children requires additional qualification of the teacher.

Мигранты в социально-политическом плане выступают категорией, которую массовое общественное сознание стремится воспринять как однородную, но которая в действительности не только не является, но и не может быть таковой. Неоднородность трудовых мигрантов не может быть оценена по какому-либо одному параметру, поскольку данная категория неоднородна экономически, профессионально, национально (включая в ряде случаев внутринациональные отличия: племя, клан, тейп, род и др.), конфессионально. Естественно, что потребности мигрантского сообщества в значительной мере различаются.

Основное отличие мигрантов из стран ближнего зарубежья в России от других эмигрантских сообществ — специфическая потребность в ряде образовательных услуг, и в первую очередь необходимость в изучении русского языка. Это ключ к дальнейшему образованию и, как следствие, к лучшей социальной адаптации для себя и своих детей. Последним важен также и иностранный язык; при этом и русский и иностранный языки в значительной степени направлены на преодоление социального неравенства, поскольку элита мигрантов и так выучит иностранный, не говоря о русском.

Соответственно организация изучения этих языков нужна не только мигрантам, но и их работодателям. Именно поэтому проблема овладения русским языком среди мигрантской молодежи становится особо значимой и для представителей российской администрации всех уровней

Есть два пути привлечения мигрантов в систему национального образования той или иной страны. Первый — обучение прибывших в страну мигрантов непосредственно в стране, куда они прибывают, главным образом за счет работодателей, т.е. это своего рода повышение квалификации в интересах соответствующей фирмы. Второй — обучение потенциальных мигрантов в их собственной стране в соответствующих образовательных центрах. Первый вариант исторически более известен, второй стал развиваться в последние десятилетия и характерен для развитых стран Запада. Эта система предварительной подготовки в отношении языка и той или иной профессии призвана регулировать миграционные процессы. В настоящее время она стала развиваться и в России применительно к странам ближнего зарубежья, например Кыргызстану, где появились профессиональные училища, целенаправленно готовящие кадры для последующей работы на российских предприятиях, но данное межгосударственное сотрудничество в образовательной сфере пока не слишком развито.

Необходимо отметить, что обе эти схемы ориентированы лишь на самих мигрантов и не рассматривают дальнейшее повышение их образования в случае, если приехавшие работники остаются в стране пребывания. За бортом остаются и дети мигрантов.

Многие публикации, посвященные социальной стороне миграции, показывают, что реальная интеграция детей мигрантов в новой стране происходит достаточно безболезненно, если они не просто учатся в школе, а смогли посещать дошкольные учреждения.

Достаточно сложны социальные проблемы вхождения в систему образования. Например, правительству

Москвы пришлось принимать специальные административные меры, чтобы обязать директоров школ принимать детей мигрантов в свои учебные заведения, соблюдая нормы российского законодательства, и не отказывать родителям этих детей под разными предлогами. Данная проблема нашла отражение в полемике, в которую, помимо научных, включился и ряд массовых изданий, в том числе газета «Комсомольская правда». За последнее пятилетие ежегодно она печатала не менее 10—15 различных материалов на эту тему.

Интересно, что если относительно других проблем российского образования тема информационных технологий затрагивается достаточно широко, то относительно информатизации в рассматриваемом образовательном сегменте материалов практически нет. Данное обстоятельство не может не настораживать. Ведь дети мигрантов имеют повышенную социальную чувствительность. Они хотят в перспективе (в отличие от своих пап и мам) «чистой» работы, и родители их в этом часто поддерживают.

Далее хотелось бы остановится на том, как связано обучение мигрантов и их детей с процессом социализации в современном мегаполисе. Москва и другие крупнейшие города России предоставляют достаточно большое количество рабочих мест для приезжающих из стран ближнего зарубежья в промышленности, строительстве, коммунальном хозяйстве и сфере обслуживания. При этом профессии, которые достаются мигрантам, являются не востребованными местными жителями по двум причинам. Это либо низкая оплата труда, либо восприятие данного рода деятельности как непрестижного занятия, а очень часто и то и другое одновременно. Соответственно можно говорить о нескольких сценариях поведения мигрантов и их детей относительно образования: 1) стремление мигранта повысить свой образовательный уровень, а значит, и доходы за счет получения более высокой квалификации по месту работы (в связанной с работой профессией); 2) стремление мигранта за счет повышения своего образования получить более «чистую» работу, т.е. работу, имеющую больший социальный престиж; 3) ничего не менять в своей деятельности, но дать образование детям; 4) вернуться со временем домой, улучшив там свое положение и положение своей семьи за счет скопленных за время работы средств.

Рассмотрим вероятность каждого из сценариев и их связь с образовательной политикой в отношении мигрантов.

Первый сценарий относительно маловероятен, поскольку те мигранты, которые заняты на тяжелых работах просто не располагают возможностью учиться, у них нет для этого ни времени, ни денег, поскольку образовательные услуги для них являются платными. Только небольшое число молодых мигрантов, которые приехали в целях получения российского образования, ищут работу или подработку.

Второй сценарий, по сути, совпадает с первым, поскольку на практике вопрос стоит так: или зарабатывай, или учись. Для некоторых наиболее мотивированных молодых мигрантов это представляется выходом. Наиболее востребованными образовательными услугами для них являются курсы по специальности и русский язык.

Третий сценарий весьма вероятен среди мигрантов среднего и старшего возраста, которые по ряду причин не желают возвращаться на родину. Самые важные предметы для них — русский и иностранный (чаще всего английский) языки и дисциплины, которые могут помочь поступить в вуз. Психологически эти люди настроены на то, чтобы дети не повторили их судьбу, отсюда и несколько может быть более утрированный подход к престижным специальностям, чем у коренного населения (чем, кстати, достаточно часто пользуются в ряде негосударственных образовательных учреждений, скатываясь к обычному мошенничеству).

Четвертый сценарий: особой нужды в образовательных услугах нет и родителям в принципе все равно, как учатся их дети. Эти дети наиболее проблемны, поскольку не хотят интегрироваться в местные сообщества, создают, свои проявляя достаточную агрессивность.

Возникает вопрос: кто из детей мигрантов нуждается в тех или иных мероприятиях (мерах, образовательных услугах, проводимых в рамках государственной образовательной политики), как должна строиться образовательная политика с учетом тех или иных социальных мигрантских общностей?

Если обратиться к рассмотренным выше сценариям, то становится понятным, что необходимо четко разграничивать направления образовательной политики по отношению к различным категориям мигрантов; отслеживать изменения в мигрантской среде — без этого предыдущее положение не имеет смысла. Однако вразумительной политики в этом направлении пока просто нет.

Каждый из приведенных сценариев требует расстановки акцентов на определенных видах образовательных услуг. Если назвать соответствующие группы по номерам сценариев, то первая группа нуждается в помощи Российского государства — необходимо оказание давления на работодателей, чтобы создать для мигрантов приемлемые условия труда и отдыха. В этом случае часть из них, безусловно, проявят желание в получении образовательных услуг. Каковы преференции для российского общества? Социальные отношения гармонизируются, антирусские настроения не возникают, качество рабочей силы в лице мигрантов улучшается, а значит, и повышается качество их работы.

Второй сценарий ориентирован на получение образования молодыми мигрантами. Здесь политика должна быть направлена на то, чтобы без правовых ограничений направлять молодых мигрантов в необходимые России, но относительно мало востребованные коренным населением профессии. Плюсы — приток в депрессивные отрасли хозяйства квалифицированных кадров с возможным там их закреплением. Минусы — если довести до абсурда, то возникнет кастовость. Вовлечение мигрантов в русскоязычную среду, ассимиляция их наиболее качественной части, подготовка дружественных России кадров для стран ближнего зарубежья.

Третий сценарий наиболее востребован в больших городах. Дети относительно легко вовлекаются в российскую культуру (через язык); стираются анклавы, мигранты включаются в единое социокультурное пространство. Плюсы — гармонизация межнациональных отношений, но необходима очень взвешенная этнокультурная политика. Дети мигрантов, получающие образование, должны иметь равные социальные права. Очень важно изучение не только русского, но и иностранного языка, однако нельзя забывать и про родной язык.

Четвертый сценарий — дети наиболее сложные, могут не желать учиться из-за плохого знания русского языка. Нельзя допустить их криминализации. Путь Франции и ряда других европейских стран (асоциальное поведение молодежи и беспорядки на национальной почве) для нас весьма и весьма опасен. Вероятно, программным здесь должен стать лозунг «Русский язык для всех желающих, но без нажима». Необходим целый комплекс мер, чтобы эти дети испытывали к России дружественные чувства, и даже если родители уедут на родину, сами бы хотели вернуться к нам уже в качестве людей, чья жизнь развивается по второму сценарию.

Можно констатировать, что для решения проблем, связанных с обучением мигрантов и их детей, необходимо ответить ряд вопросов, связанных не только с образовательным пространством, но относящихся с сфере государственной политики по отношению к странам ближнего зарубежья.

1. Следует творчески учитывать опыт стран Запада, которые ране,е чем Россия, столкнулись с трудовой миграцией и соответственно с необходимостью решать вопросы, связанные с образовательной политикой в отношении мигрантов.
2. Следует разделять мигрантов на различные группы и учитывать их социально-экономические особенности.
3. Необходимо рассматривать действия по обучению мигрантов и их детей с учетом социального положения семей и их национально-этнической принадлежности; такой подход облегчит процесс вхождения мигрантов в российскую социально-культурную среду и позволит избежать развития конфликтных ситуаций.
4. Необходима специализированная подготовка учителей для работы с такими детьми.
5. Необходимо создание специализированных центров в национальных республиках для обучения потенциальных мигрантов русскому языку.
6. Безусловно, назрела необходимость разработки не просто программы, а целой системы последовательно проводимых и контролируемых государством мер по гармоничной интеграции мигрантов (тех, кто этого желает) в российское общество

Без работы по указанным направлениям, пусть даже весьма трудной и далеко не всегда дающей быстрые и ощутимые результаты, проблемы в межнациональных отношениях будут только нарастать, что, как показывает опыт событий в Москве в декабре 2010 г., приводит к самым печальным и даже трагическим последствиям. Думается, что в нашей стране можно избежать повторения тех ошибок, с которыми столкнулись страны Запада при проведении непоследовательной политики по выстраиванию взаимоотношений местного населения с мигрантами из разных стран, и в первую очередь с экономическими мигрантами. Последствия таких ошибок — конфликты, взаимное недоверие и даже озлобление, появление устойчивого негативного образа России среди жителей ближайших и еще недавно дружественных государств.

В заключение хотелось бы высказать мнение о том, что современный учитель, работающий с детьми мигрантов, должен быть не только профессионалом в своей предметной области; ему необходимо обладать значительным объемом общих знаний и высокой культурой общения. Без этого нельзя рассчитывать на успех. Необходимо больше внимания уделять расширению кругозора относительно обычаев и культур народов, с представителями которых приходится работать. Лишь такое сочетание обеспечивает успех.

Выводы:

Ф проблема обучения мигрантов и членов их семей превратилась из проблемы политической и экономической в проблему, захватившую и сферу образования;

Ф проблема требует безотлагательного своего решения;

Ф само решение может носить только комплекс -ный характер;

Ф особую роль игрет подготовка специалистов педагогов по данному направлению;

Ф в программу подготовки таких педагогов должны быть включены элективные курсы политологической и этнологической направленности, адаптированные к условиям соответствующего региона

Литература

1. Твердынин Н.М. Технознание и техносоциум: взаимодействие в образователиьном пространстве. М.: Социальный проект, 2009.
2. Воронова К..П. Объективные тенденции современной миграционной политики России в сфере трудовой миграции. // Социология и социальная политика. 2010. №1. С. 59—68.
3. Воронова К.П. Отражение процессов современного техногенного общества в массовой культуре и их анализ с помощью ИКТ-технологий / / Сборник научных трудов преподавателей и студентов факультета технологии и предпринимательства ГОУ ВПО МГПУ. Вып. № 1. М.: Изд-во МС КОМПАНИ, 2009. С. 32-37.
4. Воронова К.П, Твердынин Н.М. Проблемы образовательной политики в странах Африки // Международные аспекты конфликтных ситуаций в Африке. Вып. № 15 / Институт Африки РАН. М., 2009. С. 93-97.
5. Крештель В.В. Регулирование миграционных процессов в различных условиях обстановки // Четвертое заседание Научного совета ФМС России. М., 2009, 10 апреля.
6. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base=LAW;n=81309
7. Тюрюканова Е.В. Новая миграционная политика в области трудовой миграции: первые итоги. // Четвертое заседание Научного совета ФМС России. М., 2009. 10 апреля.
8. Подвойский Г. Сколько трудовых мигрантов требуется Москве? // Человек и труд. 2007. №10. С. 34-37.
9. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=88329

Рецензия на книгу: Прокурорский надзор. 7-е изд. / Под ред. O.A. Галустьяна, A.B. Ендольцевой, И.И. Сыдорука. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011. 511 с.

В.С. ДЖАТИЕВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Российского государственного торгово-экономического университета

Одно из непременных условий осуществления образовательной деятельности в высших учебных заведениях (вузах) России — наличие качественной, отвечающей требованиям широкого внедрения инновационных технологий учебной литературы. Как правило, в вузах используется учебная литература, подготавливаемая узким кругом специалистов этих же вузов и страдающая излишней упрощенностью и однобокостью изложения материала. Реже встречаются учебники, подготовленные солидными авторскими коллективами, объединяющими известных ученых из разных вузов и научных учреждений, которые в формате единого литературного источника распространяют согласованные или методично разграниченные концепции, выработанные различными научными школами. Именно к таким относится рецензируемый учебник.

Выход в свет данного учебника следует приветствовать еще и потому, что в нем отражены тенденции и последние законодательные решения, а равно изменившаяся

ОБУЧЕНИЕ ДЕТИ МИГРАНТОВ ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ education children of migrants ethnic and social problems an information technology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты