Спросить
Войти

Научнометодические и организационные вопросы безопасного использования современных информационнокоммуникационных устройств в системе общего образования

Автор: Кучма Владислав Ремирович

ЗНиСО

АВГУСТ №8 (245)

Ростовской области, а в 15 лет уже в Московском регионе (рис. 2, а и б).

У девочек в возрасте 7 и 11 лет ростовчанки также имеют наибольшие средние значения по массе тела (24,7 и 41,0 кг, соответственно), а в 15 лет их опережают москвички (56,2 кг) и девушки Санкт-Петербурга (57,8 кг).

Различия также получены по разным этническим группам: русские и буряты, русские и ненцы и т. д.

Таким образом, нормативы физического развития должны быть только региональными. Ни международные, ни единые общероссийские нормативы не могут быть использованы в современной России.

Изучение направленности временных сдвигов физического развития имеет важную практическую профилактическую составляющую. Изучение и анализ физического развития детского населения предполагает разработку региональных возрастно-половых нормативов, которые используют специалисты практического здравоохранения, школьной гигиены, спортивного отбора и т. д., что является неотъемлемой частью реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденной Президентом Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милуш-кина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфо-функционального развития детей и подростков в современных условиях //Вестник РАМН. 2012. № 12. С. 35—40.
3. Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. История изучения показателей физического развития детей и подростков в гигиене //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 12—14.
4. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов (выпуск VI) / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.

Контактная информация:

Милушкина Ольга Юрьевна, тел. 8 (916) 656-80-20, e-mail: olga@wintermute.ru

Contad Information: Milushkina Olga, рИопе 8 (916) 656-80-20, e-mail: olga@wintermute.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева

SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ISSUES OF SAFE THE USE OF MODERN INFORMATION AND COMMUNICATIONDEVICES IN GENERAL EDUCATION

V.R. Kuchma, M.I. Stepanova, L.M. Teksheva

ФБГУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, г. Москва

Рассмотрены вопросы использования новых электронных средств обучения с позиций их безопасности для здоровья детей. Обозначены основные факторы риска использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании детей и подростков, намечены актуальные гигиенические проблемы использования средств ИКТ в школе и пути их решения.

Questions ofuse of new electronic tutorials from positions of their safety for health of children are considered. Major factors of risk of use of the information and communication technologies (ICT) in education of children and teenagers are designated, actual hygienic problems of use of means of ICT at school and a way of their decision are planned.

Педагогические информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации в образовательных целях (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Внедрение ИКТ в систему образования способствует индивидуализации обучения, интенсификации работы учащихся, росту объема выполненных на уроке заданий, расширению информационных потоков, повышению мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Значительная часть школьников, даже начальных классов, — пользователи Интернета. По мере увеличения «школьного стажа» растет число детей, у которых особенно в выходные и каникулярные дни непрерывная продолжительность занятий за компьютером превышает 2 ч (20,0 % среди первоклассников и

АВГУСТ №8 (240

13

почти 50,0 % в 4-х классах). Количество детей-пользователей Интернета к окончанию начальной школы достигает 80 %. Достаточно большое количество юных пользователей компьютеров, у которых время занятий за компьютером превышает 4 ч, составляют группу риска по развитию у них информационной зависимости. Установлено, что в крупных городах среди школьников-подростков 10 % страдают этой зависимостью. Вместе с тем стремительное внедрение ИКТ в образовательный процесс происходит без достаточной нормативно-методической базы, в том числе в сфере безопасности для благоприятного роста и развития детей, их здоровья.

Интегрирование в учебный процесс различных Интернет-ресурсов привело к необходимости использования в школьных помещениях системы Wi-Fi, которая к электромагнитным полям, характерным для компьютеров, добавила СВЧ-излучение. Электромагнитные поля радиочастотного диапазона являются новым, постоянно действующим антропогенным фактором внутришкольной среды. Вместе с тем при его гигиенической оценке используются нормативы, установленные для взрослого контингента (10 мкВт/см2), без учета морфофункцио-нальных особенностей растущего организма. С гигиенических позиций основной проблемой использования современных электронных средств обучения в образовании является обеспечение их безопасности для здоровья детей и подростков. Решение этой проблемы предполагает научное обоснование средовых, эргономических параметров, регламентов использования информационно-коммуникационных устройств и требований к предъявлению информации на электронных экранах с учетом возраста учащихся, а также разработку профилактических мероприятий.

В Институте проводятся комплексные физиолого-гигиенические исследования, которые включают: хронометраж, оценку физических факторов внутришкольной среды, экспертизу средств ИКТ, электроэнцефалографию, электро-окулографию, кардиоинтервалографию, оценку функционального состояния зрительного анализатора, изучение умственной работоспособности и уровня невротизации, психоэмоционального состояния, офтальмологический осмотр, оценку острой заболеваемости, анкетный опрос школьников, родителей, педагогов. В исследованиях, которые проводятся в естественных и лабораторных условиях, участвовали 4 500 учащихся от 7 до 18 лет. Общее количество показателей составляет свыше 75 тыс. значений.

Установлено, что к факторам риска электронного обучения следует отнести: интенсификацию и формализацию интеллектуальной деятельности учащихся, обусловливающих увеличение нервной и зрительной нагрузки, психологический дискомфорт, увеличение статических нагрузок, малоподвижность.

Предъявление информации на экранах электронных устройств зачастую носит характер механического переноса страниц традиционного

учебника без учета специфики светящего объекта, дискретности электронного изображения информации. Отличаются и условия работы зрительного аппарата: преимущественно горизонтальная линия зрения. Все это позволяет рассматривать средства ИКТ как визуально-агрессивную среду для детей и подростков. Согласно нашим исследованиям, зрительное утомление при равных объемах зрительной работы, развивающееся при чтении с экрана компьютеров, значимо выше по сравнению с чтением с листа на 65—100 % у младших школьников и на 30 % у учащихся средних и старших классов. О негативном влиянии широкого использования ИКТ, начиная с первых дней обучения в школе, свидетельствуют результаты проводимого в Институте лонгитудинального наблюдения (2005—2011 гг.), которые выявили стремительное увеличение распространенности миопии слабой степени у учащихся с 1 по 7 класс. Более чем у половины из 200 наблюдаемых учащихся происходило ежегодное ухудшение зрения на 0,5 диоптрии и более.

Гигиеническая экспертиза электронных учебников показала, что абсолютные показатели яркости электронных страниц не соответствуют гигиеническим требованиям в 50 % случаев, а превышение допустимой неравномерности яркости наблюдается в 88 % случаев. Чрезвычайно актуальна проблема физиолого-гигиенического обоснования удобочитаемости информации на видеодисплеях. Установлено, что зрительное утомление, развивающееся при чтении с экранов дисплеев, значимо выше по сравнению с чтением с листа при равных объемах зрительной работы. Адекватную поддержку новым образовательным технологиям может обеспечить ридер — специализированное цифровое устройство с неизлучающим экраном для работы с текстами. Наряду с этим он сохраняет и отдельные недостатки компьютерных технологий — дискретность изображения, более низкую по сравнению бумагой контрастность изображения, бликование экрана. Изучение показателей удобочитаемости текста, предъявляемого на экране ридера, установило их промежуточное положение между текстом на бумаге и экране компьютера. При сравнении ЭЭГ у 30 школьников во время чтения на разных носителях информации установлено, что при работе на компьютере и ридере в отличие от листа бумаги наблюдается значимое возрастание относительной мощности дельта-волн, а также низко-частотного альфа-ритма в затылочной зоне коры. Физиологическая стоимость восприятия информации с компьютера наиболее высока. Установлено, что работа за компьютером вызывает более высокое симпатическое напряжение, а ридер — отсроченную симпатическую активацию.

Использование жидкокристаллических мониторов обеспечивает более благоприятные по сравнению с электронно-лучевыми мониторами условия зрительной работы и позволяет повысить устойчивость к развитию зрительного и общего утомления. На уроках с продолжительностью использования компьютеров 20—30 мин показатель плотности занятия (показатель интенсив14

ЗНиСО АВГУСТ №8 (240

ности учебной работы) находился, как правило, в пределах нормы (60—80 %), а работа за компьютером происходила не в навязанном, а свободном ритме, что обеспечивало ее менее утомительное влияние. Таким образом, интенсификация работы вносит более существенный вклад в формирование утомления, прежде всего зрительного, чем ее продолжительность.

Применение интерактивной доски (ИД) расширяет дидактические возможности обучения детей и сопровождается, с одной стороны, увеличением объема учебной нагрузки, а с другой, — способствует повышению уровня учебной мотивации учащихся. Средняя продолжительность использования ИД в процессе уроков в начальных классах, по данным наших исследований, составляет 15 мин, а время непосредственной работы с ней учащихся — в пределах 10 мин. Использование ИД предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий, в первую очередь световой среды для восприятия подаваемой с ее помощью информации. Необходимо отметить значимость эргономических требований к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.). Сегодня такие сведения практически отсутствуют, и широкое внедрение в учебный процесс нового технического средства идет без должного обоснования мер, гарантирующих безопасность применения ИД для здоровья пользователей.

В последние годы широкое распространение в практике школьного образования, особенно в начальных классах, получили ноутбуки. Однако конструктивные особенности ноутбуков не позволяют произвольно перемещать клавиатуру портативного компьютера. Поэтому у большинства школьников отсутствует возможность соблюдать физиологически оптимальную рабочую позу, что увеличивает риск нарушения зрения и костно-мышечной системы. Данные фото-хронометражных наблюдений показали, что чем младше школьники, тем быстрее у них происходит сокращение зрительной дистанции: у второклассников — через 5—10 мин работы, у учащихся 3—4-х классов — через 10—15 мин. После 10 мин работы с ноутбуками лишь не более 13,0 % обследованных школьников сохранили оптимальную рабочую зрительную дистанцию.

Результаты проведенных в Институте исследований послужили основой для разработки современной нормативной базы безопасного использования новых технических средств в образовании детей и подростков.

Несмотря на очевидность гигиенических проблем, связанных с внедрением ридеров в систему

образования, Министерство образования и науки Российской Федерации проводит массовый эксперимент в школах различных регионов, внедряя новые средства ИКТ без гигиенического обоснования безопасных условий их использования. Решение проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся предполагает оперативную оценку методик и режимов обучения с использованием средств ИКТ, модернизацию способов (технологий) обеспечения санэпидблагополучия учащихся, проведение производственного контроля и своевременное информирование населения о состоянии среды в образовательных учреждениях и проводимых профилактических мероприятиях на основе санитарно-эпидемиологического аудита.

Среди актуальных проблем безопасного использования ИКТ, требующих своего решения, можно назвать следующие: обоснование гигиенических нормативных требований, обеспечивающих электромагнитную безопасность внутришкольной среды с учетом комплексного использования средств ИКТ различного функционального назначения, регламентация предельно допустимой продолжительности занятий с использованием средств ИКТ в зависимости от возраста учащихся, содержания занятий, сочетан-ного их использования; по гигиенической оценке дистанционного обучения детей и подростков, а также обучения с использованием 3Б-технологий; поиск эффективных профилактических средств при использовании электронных технических средств обучения.

Практика школьного обучения показывает, что педагоги зачастую не используют весь арсенал средств профилактики нарушений здоровья детей при использовании электронных средств обучения, не уделяют достаточного внимания формированию у них навыков безопасной работы с новыми техническими средствами обучения. В этой связи следует признать очень важным повышение информированности и компетенции педагогов по вопросам создания безопасных условий использования средств ИКТ, как на этапе вузовской, так и последипломной подготовки.

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович, тел.: (495) 917-48-31, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

Contact information: Kuchma Vladislav, phone: (495) 917-48-31, e-mail: niigd-nczd@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧАЩИЕСЯ УДОБОЧИТАЕМОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА ВИДЕОДИСПЛЕЯХ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ information and communication technologies students the readability of information on video displays the prevention of health problems electromagnetic safety
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты