Спросить
Войти

Инновационные технологии в организации высокотехнологичных медицинских услуг

Автор: Рыбальченко И.Е.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

© Рыбальченко И.Е.*

Медико-санитарная часть, г. Астрахань

Автор ставит проблему использования горизонтальных связей в управлении национальной системой высокотехнологичной медицинской помощи. На конкретных примерах показаны возможности аутсорсинга в здравоохранении, а также ведомственных систем оказания высокотехнологичных медицинских услуг гражданам России.

Среди множества проблем развития российского здравоохранения за последние годы все большую актуальность приобретают вопросы высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) населению. Анализируя порядок ее оказания, установленный в конце 2010 г. Минздравсоцразвития России, можно видеть, что решение об оказании ВМП больному принимается только после реализации длинной цепочки мероприятий, в которой преобладают вертикальные связи [1]. В силу этого неизбежна определенная заор-ганизованность при оказании ВМП со всеми присущими такой структуре недостатками: запаздывание с организационными нововведениями, избыточность информационных потоков, нерациональное расходование ресурсов, негибкие системы оплаты труда, невозможность индивидуального подхода к больному т.п. Часть имеющихся недостатков может быть устранена при внедрении инновационных технологий организации ВМП, что видно на двух конкретных примерах из реальной практики.

В качестве первого примера можно рассматривать недавно появившуюся в практике отечественного здравоохранения организационную схему с преобладанием горизонтальных управленческих связей, основанную на технологии аутсорсинга. Последняя состоит в передаче стороннему исполнителю различных секторов деятельности, которые ранее реализовывались внутри данного ЛПУ Организационные механизмы на основе аутсорсинга начинают все шире распространяться в российском здравоохранении. Показателен в этом отношении опыт Пермского края, где рассматриваемая система коснулась, главным образом, поликлиник, при этом сторонние частные организации ежегодно выполняют порядка 10-12 процентов объема необходимых работ, получая около 600 млн. руб. из системы обязательного медицинского страхования [2].

Возможности аутсорсинга применительно к оказанию ВМП можно показать на примере действующей в Санкт-Петербурге с 2003 г. организации «Медицина для всех - международный лечебно-диагностический центр»

* Начальник, кандидат экономических наук.

(далее - МЛДЦ), созданной под руководством и при участии автора в форме автономной некоммерческой организации и специализирующейся в области организации ВМП. В рамках сетевой структуры МЛДЦ управляет процессом оказания ВМП в рамках нескольких последовательных операций:

1. Отбор по медицинским показаниям контингента больных, нуждающихся в оказании ВМП.
2. Направление каждого больного на лечение в тот стационар, который располагает оптимальным ресурсным обеспечением (оборудование, технологии, кадры) для лечения данной конкретной патологии.
3. Обеспечение каждого больного набором лекарств и расходных материалов, подобранным в индивидуальном порядке в соответствии с конкретными особенностями его патологии.
4. При наличии необходимых показаний - перевод больного из одного стационара в другой, располагающий на данный момент большими возможностями для качественного лечения данной патологии.
5. Сопровождение каждого больного на каждой из перечисленных стадий специально выделенной парой «врач + менеджер», в обязанности которых входит решение любых вопросов, возникающих в ходе лечения - от подбора конкретных ЛПУ и специалистов до решения бытовых проблем пациента.

Все перечисленные выше функции передаются в порядке аутсорсинга от ЛПУ, включенных в сеть, в ведение МЛДЦ. В чем состоят преимущества рассмотренной организационной схемы?

а) деятельность МЛДЦ направлена на оказание ВМП конкретным больным с данной патологией, а не на реализацию обезличенных квот;

б) соответственно, система оказания ВМП в Санкт-Петербурге рассматривается не как группа отдельных ЛПУ а как единая совокупность больничных коек, отличающихся друг от друга только по возможностям оказания высокотехнологичных услуг требуемого качества. При сохранении формальной принадлежности этих коек больной может, например, начать лечение в одном ЛПУ, а закончить в другом, где на данный момент имеются лучшие условия для лечения данной конкретной патологии.

Многолетний успешный опыт деятельности МЛДЦ в Санкт-Петербурге показал, что технология аутсорсинга вполне применима в деятельности медицинских учреждений по оказанию ВМП, обеспечивая сокращение затрат времени и повышение качества лечения больных.

Другим примером инновационных организационных технологий при оказании ВМП может служить деятельность ЛПУ, находящихся в ведении ОАО «Российские железные дороги». Система железнодорожного здравоохранения в России по состоянию на конец 2009 года включала 256 учреждений здравоохранения. Услугами железнодорожной медицины пользуются

около 10 млн. чел. в год, т.е. примерно 7 % населения России, при этом железнодорожные ЛПУ принимают также и граждан, не работающих в компании [3]. В настоящее время из федерального бюджета учреждения здравоохранения ОАО «РЖД» не получают никаких средств, при этом общие расходы на выполнение положений колдоговора в области здравоохранения, например, в 2009 году составили 14,7 млрд. рублей [4]. По имеющимся данным, в 26 регионах России действуют крупнейшие железнодорожные клиники, где каждый год ВМП получают 40 000 россиян [5]. Центры медицины высоких технологий созданы в железнодорожных ЛПУ 15 городов России, в целом же по стране работают более 60 высокотехнологичных медицинских центров, созданных в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» [3].

Организация оказания медицинской помощи в железнодорожных ЛПУ имеет ряд особенностей, связанных со спецификой деятельности отрасли. В качестве примера можно сослаться на такую инновационную организационную технологию, как деятельность передвижных консультационно-диагностического центров («поездов здоровья»). Летом 2005 года в Воронеже был построен первый в России передвижной железнодорожный медицинский центр «Хирург Николай Пирогов». Сегодня поезда-поликлиники полного цикла - «Хирург Николай Пирогов», «Терапевт Матвей Мудров» и последний, недавно выпущенный поезд «Здоровье», имея самое современное оборудование, постоянно курсируют по отдаленным станциям Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. Поезда обслуживают свыше 1 млн. человек в 19 субъектах Российской Федерации. Благодаря спутниковым антеннам, телемедицинскому оборудованию и автономной системе энергоснабжения, врачи таких поликлиник на рельсах принимают, обследуют и имеют возможность, при необходимости, провести экстренные консультации пациентов с ведущими медицинскими центрами страны [6]. При этом свыше 40 % пациентов «поездов здоровья» были не железнодорожниками [7].

За революционную концепцию «доставки» ВМП жителям труднодоступных мест группе разработчиков этого проекта была присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники за 2006 год [6].

Таким образом, при всей жесткости организационных структур, обусловленной спецификой деятельности здравоохранения, вполне возможны инновационные технологические решения, позволяющие совершенствовать соответствующие организационно-экономические механизмы и добиваться на этой основе повышения качества высокотехнологичной медицинской помощи гражданам России.

Список литературы:

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 31 декабря 2010 г. № 1248н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2011 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
2. Грицюк М. Врач взаймы // Российская газета. - 2008. - 3 сентября.
3. Система здравоохранения ОАО «РЖД». - М., 2009.
4. РЖД выполнило колдоговор // Гудок. - 2010. - 29 апреля.
5. Краснопольская И. Нескорая помощь // Российская газета. - 2008. -26 сентября.
6. Воронежские медицинские поезда отправились в Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.voronezhobl.ru/news/news32010.php (дата обращения: 20.10.2012).
7. Медицинские поезда ОАО «РЖД» совершат более 20 выездов до конца 2008 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.lenta.ru/news2/ 2008/09/03/^ (дата обращения: 20.10.2012).
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты