Спросить
Войти

Структура и распространенность цефалгического синдрома у школьников города саранска

Автор: Бойнова Ирина Владиславовна

Неврология

УДК 616.831-009.7-053.5(470.345)

структура и распространенность цефалгического синдрома у школьников города саранска И. В. Бойнова, Н. А. Цыганова

Немаловажной проблемой современной детской неврологии является рост частоты развития первичных форм головных болей у детей школьного возраста. В настоящем исследовании впервые была предпринята попытка собрать воедино сведения о распространенности и структуре цефалгий у подростков города Саранска.

В последнее время все большее число школьников обращается к врачам амбулаторно-поликлинического звена с жалобами на головную боль. В связи с увеличением учебных нагрузок в школе и повышением ритма жизни общества учащиеся нередко оказываются в условиях хронического стресса, и порой данные жалобы связаны с развитием асте-ноневротического синдрома. Но нередко це-фалгии обусловлены развитием первичных форм головных болей, требующих назначения медикаментозной и поведенческой терапии. Особого внимания требуют учащиеся 9 — 11-х классов в связи с большими нагрузками и стрессовыми ситуациями, связанными с проведением единого государственного экзамена.

Целью настоящего исследования было изучение структуры и распространенности це-фалгического синдрома у школьников города Саранска. Соответственно поставленным целям решались следующие задачи:

1) исследовать частоту встречаемости цефалгий среди школьников;
2) изучить структуру цефалгического синдрома у детей;
3) выявить предполагаемые причины возникновения головной боли;
4) выявить и оценить наличие у школьников симптомов невротической депрессии и тревожности;
5) сделать вывод о влиянии выявленных

нарушений на повседневную активность и успеваемость школьников.

Материалы и методы исследования. В

ходе работы проводилось анонимное анкетирование детей 13 — 18 лет с помощью анкеты, позволяющей оценить характер головной боли у школьников. Также исследуемым предлагалась госпитальная шкала тревоги и депрессии, разработанная А. S. Zigmond и R. Р. Snaith в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги.

В анкетировании приняли участие 184 школьника (53 % мальчиков и 47 % девочек). Из них 169 чел. (92 %) предъявляли жалобы на головную боль и только у 15 (8 %) подобных жалоб не было. Выявлено, что у 53 % детей цефалгия носит характер головной боли напряжения, у 34 % — мигренозная головная боль и у 13 % — сочетанная ее форма.

Что касается формы головной боли и половой принадлежности ребенка, оказалось, что у большей половины мальчиков встречается головная боль напряжения — 53 % (46 чел.), на 2-м месте выявлена мигрень — 32 % (28 чел.), сочетанная головная боль зарегистрирована у 13 школьников — 15 %.

У девочек также чаще встречается головная боль напряжения — 52 % (43 чел.), мигрень — у 35 % (29 чел.) и на долю сочетанной формы приходится 12 % (10 чел.). Кластерной головной боли не было выявлено ни у

© Бойнова И. В., Цыганова Н. А., 2013

мальчиков, ни у девочек. Полученные данные не отличаются от статистических данных по России в целом.

Головная боль напряжения выявлена у 89 обучающихся, 52 % из которых мальчики и 48 % — девочки.

При анализе результатов тестов, предложенных школьникам для выявления тревожности, установлено, что у 13 % мальчиков и 30 % девочек есть эти симптомы. Субклинически и клинически выраженная тревога у школьников женского пола встречается в 2,5 раза чаще (25 и 5 % случаев у девочек и 11 и 2 % случаев у мальчиков). Депрессивная симптоматика выявлена у 15 % мальчиков и 32 % девочек.

У 9 % опрошенных успеваемость отличная, у 71 % — хорошая, у 20 % — удовлетворительная. К сожалению, спортом занимаются лишь 39 %, принявших участие в анкетировании. Хобби имеют всего 5 % школьников (игра на фортепиано, рисование). Занимаются с репетитором 32 % обучающихся. В компьютерные игры играют ежедневно от 1 до 6 часов 40 % школьников, периодически — 32 %, в подавляющем большинстве случаев это мальчики; 28 % не играют совсем, преимущественно это девочки.

На выполнение домашнего задания школьники затрачивают от 1 до 5 часов. Максимальное время зафиксировано у девочек. На сон школьники тратят в среднем от 5 до 10 часов в сутки, причем минимальная продолжительность сна отмечена у мальчиков. Установлено, что чем меньше продолжительность сна, тем больше вероятность развития признаков тревоги и депрессии. Кроме того, нарушения режима и структуры сна имеют 40 % учеников, преимущественно мальчики; 25 % детей указали на позднее засыпание, 15 % — на раннее пробуждение.

Раздражительность разной степени выраженности зарегистрирована у 85 % школьников, жалобы на слабость предъявляют 82 % детей, на неспособность сосредоточиться — 88 %, головокружение отмечает каждый второй ученик с головной болью напряжения. 75 % школьников делятся своими проблемами с родителями и друзьями.

Головная боль по типу мигренозных пароксизмов выявлена у 57 обучающихся, несколько чаще у девочек (49 % мальчики и 51 % девочки), что характерно для данной формы головной боли в подростковом возрасте.

По результатам проведенного нами опроса было установлено, что занятость школьников, страдающих мигренью, в спортивных секциях в среднем составляет 39 %, музыкальную школу посещают 11 % (все девочки). С репетитором занимается каждый второй ребенок, в подавляющем большинстве это девочки. За компьютерными играми от 1 до 4 часов ежедневно проводит каждый третий школьник, преимущественно мальчики. Совсем не интересуются этим 42 % школьников, среди них в

3 раза больше девочек. Интересен факт, что социальные сайты («вКонтакте», «Одноклассники») посещают 83 % учеников, причем тратят на это от 1 до 5 часов ежедневно без статистически значимой разницы между полами, а вот на свежем воздухе гуляют ежедневно только 56 % школьников с мигренью, в 56 % случаев это мальчики.

Выявлено, что 9 % опрошенных учатся на «отлично», 74 % — на «хорошо», 17 % — на «удовлетворительно». На подготовку домашнего задания мальчикам требуется от 1 до

4 часов, девочкам — от 2 до 5 часов.

При анализе результатов тестов, предложенных школьникам для выявления тревожности, установлено, что у 82 % мальчиков с мигренью симптомы тревожности отсутствуют, у девочек этот показатель меньше на 20 %. Субклинические признаки тревоги выявлены как у мальчиков, так и у девочек (18 и 21 % соответственно). Клинически выраженная тревога наблюдается только у 17 % девочек. Субклинически и клинически значимые признаки депрессии наблюдаются у 8 школьников с головной болью по типу мигренозных атак, основную долю которых составляют девочки. У подавляющего большинства детей (92 % мальчиков и 80 % девочек) симптомов депрессии не выявлено.

На нарушение сна жалуются 42 % школьников с головной болью по типу мигрени, 20 % из них указывали на поверхностный сон, 16 % — на позднее засыпание, 14 % — на раннее пробуждение.

Раздражительность разной степени выраженности зарегистрирована у 86 % школьников с головной болью по типу мигрени, в основном это девочки. Жалобы на слабость предъявляют 84 % школьников, преимущественно мальчики, на неспособность сосредоточиться — 90 %. Головокружение и ухудшение зрения отмечает каждый второй ученик, причем девочки в 2 раза чаще.

38 % школьников с мигренью высказались

о предполагаемой причине своей головной боли. 60 % из них указали на наследственносемейную предрасположенность, 5 % — на перенесенное сотрясение головного мозга, 5 % — на измененное артериальное давление, 5 % подростков предполагают наличие у себя серьезного заболевания.

Как уже отмечалось, из всех детей, принявших участие в анкетировании и указавших на

80

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2013 | № 1—2

наличие у них головной боли, 13 % страдают сочетанной ее формой. 17 % этих ребят учатся на «отлично», 78 % — на «хорошо», 5 % — на «удовлетворительно». В спортивных секциях занимаются 52 % опрошенных, мальчиков среди них в 2 раза больше.

Четверть обучающихся занимаются с репетиторами. В компьютерные игры играют от

1 до 4 часов ежедневно 30 % школьников, преимущественно мальчики; 34 % не играют совсем. Социальные сайты («вКонтакте», «Одноклассники») посещают 78 % школьников, причем мальчики от 1 до 2 часов, а девочки — от 1 до 8 часов ежедневно.

У половины девочек с сочетанной головной болью выявлены клинически выраженные симптомы тревожности. Субклинические признаки чаще встречаются у мальчиков — 15 %. Отсутствие симптомов наблюдается у 77 % мальчиков и только у 40 % девочек.

У девочек клинически выраженная депрессия встречается почти в 3 раза чаще, чем у мальчиков, — в 30 % случаев, субклинические ее признаки наблюдаются, наоборот, чаще у мальчиков. У 69 % мальчиков и 60 % девочек депрессивной симптоматики не зафиксировано.

Нарушения режима и структуры сна имеют 30 % школьников с сочетанной головной болью, 9 % из которых указали на позднее засыпание, 9 % — на ранее пробуждение, 12 % — на поверхностный сон. Большинство детей беспокоят слабость, раздражительность (91 %) и головокружение (74 %).

Было установлено, что почти все ученики средних и старших классов жалуются на головную боль, причем наиболее распространена головная боль напряжения, несколько реже

Поступила 14.11.2012.

встречается мигрень и у каждого десятого ребенка зафиксирована сочетанная форма головной боли.

Менее половины детей занимаются спортом и только 5 % имеют какое-либо увлечение, обычно это занятие музыкой или рисованием; 40 % детей ежедневно проводят от 1 до 6 часов за компьютерными играми, среди них больше мальчиков. На приготовление уроков ежедневно у современных школьников уходит от 2 до 6 часов. На сон некоторые дети тратят не более 5 часов в сутки. Отмечено, что при уменьшении продолжительности сна растет частота тревожных расстройств. 40 % учеников имеют нарушения режима и структуры сна.

Каждый третий ребенок занимается по одному или нескольким предметам с репетиторами. Большинство детей учится на «хорошо» (71 %) и только каждый девятый — на «отлично». На прогулку регулярно выходит лишь половина подростков.

Тревожная и депрессивная симптоматика у девочек встречается в 2 раза чаще. Подавляющее большинство детей предъявляли жалобы на раздражительность, слабость и неспособность сосредоточиться.

Очевидна необходимость более детального обследования школьников с различными формами головной боли, нормализации режима дня учащихся, регулярных прогулок на свежем воздухе и проведения в большинстве случаев медикаментозной и поведенческой коррекции. Весьма перспективными представляются внедрение дополнительных оздоровительных мероприятий и занятия с психологом на базах средних общеобразовательных учебных заведений нашего города.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты