Спросить
Войти

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

Автор: Вялых Ирина Геннадьевна

УДК 631.1

К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

СТАНЦИЙ

Вялых Ирина Геннадьевна, магистрант;

ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрен анализ деятельности машинно-технологических станций. Создание машинно-технологических станций - это, один из главных направлений внедрения прогрессивных технологий и повышения эффективности использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве. Целью машинно-технологической станции служит обеспечение ее техническим потенциалом для выполнения (совместно с сельхозтоваропроизводителями или самостоятельно на арендуемой земле) комплекса работ с применением высоких и интенсивных технологий и получение прибыли как производителями продукции, так и самой станцией. Целесообразность организации машинно-технологических станций определяется не только крайне ограниченными инвестиционными возможностями технического перевооружения каждого отдельно взятого сельскохозяйственного предприятия, но и естественным, объективно обусловленным ходом эволюции аграрного сектора экономики страны. Ключевые слова: машинно-технологическая станция; ремонтообслуживание; машинно-тракторный парк; эффективность, технический потенциал.

ON THE ISSUE OF FUNCTIONING OF MACHINE-TECHNOLOGICAL STATIONS

Vyalyh Irina Gennad&evna, master&s student;

Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article analyzes the activity of machine-processing stations. Creation of machine-technological stations is one of the main directions of introduction of progressive technologies and increase of efficiency of use of machine-tractor park in agriculture. The purpose of the machine-processing station is to provide it with the technical capacity to perform (together with agricultural producers or independently on leased land) a set of works using high and intensive technologies and to make a profit both by the producers of products and the station itself. The feasibility of organizing machine-processing stations is determined not only by the extremely limited investment opportunities for technical re-equipment of each individual agricultural enterprise, but also by the natural, objectively determined course of evolution of the agricultural sector of the country&s economy Keywords: machine-technological station; maintenance; machine-tractor park; efficiency, technical potential.

Для цитирования: Вялых, И. Г. К вопросу функционирования машинно-технологических станций / И. Г. Вялых. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 5 (45). - С. 58-63. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-5-45-2020/5-45-2020/

For citation: Vyalyh I.G. On the issue of functioning of machine-technological stations // Scince without borders, 2020, no. 5 (45), pp. 58-63.

В результате проводившихся ошибочных реформ в сельском хозяйстве сокращены посевные площади и поголовье скота, снижено производство сельскохозяйственной продукции, две трети машинно-тракторного парка

выработало амортизационный срок, упал престиж работы механизаторов, имеет место большая текучесть инженерных кадров. Между тем во многих регионах страны до сих пор не найдены современные формы организации использования и ремонтообслужива-ния машинно-тракторного парка.

Предлагается создание машинно-технологических станций, как одного из главных направлений внедрения прогрессивных технологий и повышения эффективности использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве [1, 2].

В 2001 г. Россельхозакадемия и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации провели научно-производственную конференцию «Научно-технический прогресс в инженерной сфере АПК России» (эффективность использования техники), на которой отмечалось, что одним из радикальных путей решения проблемы повышения эффективности использования техники является создание сети машинно-технологических станций. На тот период их количество превысило 800 станций, из них государственных - 184, коммерческих - 480 и др. Они созданы, как правило, на базе районных структур (РТП, Агро-снаб, ПМК, Сельхозхимия) комплектованием новой техникой. Отмечалось, что в перспективе каждый район Российской Федерации должен иметь как минимум одну машинно-технологическую станцию, в целом по стране это составит 1500 станций, а к 2020 г. их должно быть 2000-2300. Для создания станций предлагается использовать финансовые средства потребителей услуг, районных ремонтно-техниче-ских предприятий, местных банков, федерального и местных бюджетов и

иностранных кредиторов.

Основной целью машинно-технологической станции является обеспечение ее техническим потенциалом для выполнения (совместно с сельхозтоваропроизводителями или самостоятельно на арендуемой земле) комплекса работ с применением высоких и интенсивных технологий и получение прибыли как производителями продукции, так и самой станцией.

Опыт показывает, что в полнокомплектных машинно-технологических станциях техника используется более эффективно за счет совершенствования организации труда и квалифицированного обслуживания [3, 4]. Средняя сезонная наработка тракторов в 2 раза и зерноуборочных комбайнов - в 1,6 раза выше, чем в хозяйствах. Однако в ряде случаев создаются карликовые станции с одним-двумя тракторами и недостаточным количеством сельскохозяйственных машин. Естественно, они не в состоянии оказать действенную помощь сельхозтоваропроизводителям. Так в 2010 г. к крупным по оснащенности (36-38 тракторов) было отнесено только 50 машинно-технологических станций, большинство (550) располагало 2-9 тракторами. В основном машинно-технологические станции выполняют только уборочные работы, в то время как известно, что уборка занимает всего 20 % от общего объема затрат труда по производству зерна, обработка почвы - 59 %, уход -12 %, подработка зерна - 9 %.

Организация машинно-технологических станций в отдаленности от сельхозтоваропроизводителей сопровождается дополнительными затратами на перемещение техники и работников к месту работ, на обеспечение сохранности техники, оплату командировочных, жилья и питания работников. По этой причине и из-за больших первоначальных затрат средств на приобретение техники значительно повышаются цены на оказываемые услуги, что снижает интерес со стороны сельхозтоваропроизводителей, и они не всегда охотно заключают до-говоры с машинно-технологическими станциями [5, 6].

Более того, многочисленные опросы показали, что руководители и специалисты хозяйств и фермеры, как правило, на первый план ставят обеспечение как можно большей независимости в ведении своего хозяйства, затем - кооперацию по каким-то видам деятельности, а только потом в крайних случаях, как на временную меру, рассчитывают на услуги со стороны. Тем более, что большинство машинно-технологических станций созданы в форме независимых от потребителей, сельхозтоваропроизводители не участвовали в принятии решений об их создании.

Все машинно-технологические станции оснащены техникой очень слабо: в среднем на одну приходится не более пяти тракторов, трех зерноуборочных комбайнов, трех кормоуборочных машин. При такой оснащенности и результаты работы низкие: в расчете на одну станцию обработано почвы 814 га, посеяно - 136, убрано зерновых -1604, убрано кормов - 794 га. Кроме того, при большой стоимости оказываемых услуг мал спрос в них, из-за отсутствия средств не происходит дальнейшее пополнение техникой.

Если в бывших МТС 30-50 годов прошедшего столетия одним из недостатков было оторванность от земли, то сейчас предлагается то же самое, но в худшем варианте. В то время каждый регион имел до 90 МТС, а пла-ни-руется организовать в пределах 25 машинно-технологических станций, расположенных, главным образом, в районных центрах.

Однако, учитывая преимущества прокатной формы использования техники, в ремонтно-техни-ческих предприятиях могут быть организованы пункты проката строительно-дорожных машин, передвижных подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, строительно-монтажного и сварочного оборудования и некоторых видов сельскохозяйственных машин.

Благодаря районным пунктам проката при сезонных, краткосрочных и небольших объемах работ появляется возможность более рационально ис-пользо-вать дорогостоящую технику и на этой основе более полно удовлетворять заказы потребителей при минимальных затратах [7, 8].

При организации пунктов проката в ремонтно-технических и других предприятиях района может быть и такой вариант, когда имеется не набор отдельных видов техники, а комплекс машин для проведения технологических операций всего производственного процесса. Например, комплекс машин для заготовки сена, позволяющий производить скашивание, сгребание, уборку в рулоны. Или же имеется комбайновый парк для уборки зерновых и силосных культур. В данном случае бригада работников предприятия, имеющая эту технику, по договору производит заготовку сена или уборку зерновых и силосных культур в том или другом коллективном или крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Опыт создания машинно-технологических станций в различных зонах

страны показал, что существующее экономическое положение в АПК не позво-ляет комплектовать их техникой и оборудованием. Большинство станций работают убыточно. Возлагаемые на них задачи не позволяют вы-пол-нить следующие обстоятельства

[9, 10]:

- как и в ранее существовавших МТС, техника оторвана от земли: сельхозтоваропроизводители, имея землю, не будут иметь техники, а должно быть едино: земля - техника - кадры. Здесь не учитываются проблемы и интересы коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- в современных ремонтно-тех-нических предприятиях техники нет, ее надо приобретать вновь, ремонт-но-сервисная база разрушена, механизаторские кадры отсутствуют, квалифицированные специалисты ремонтников и инженерно-технических работников уволились;

- организация крупных машинно-технологических станций требует больших финансовых вложений, как со стороны федеральных органов, так и местных структур. В период дефицита государственных финансовых средств, и особенно региональных органов, последовательное осуществление поставленной задачи вряд ли возможно;

- наиболее объективным регулятором взаимоотношений между машинно-технологическими станциями и заказчиками их услуг служит сравнительная стоимость этих услуг, выполняемых силами станций и силами сельхозтоваропроизводителей. Большие затраты на приобретение техники, ее содержание, содержание технического и административно-управленческого персонала ведут к увеличению цен на услуги, оказываемые станциями, снижают интерес к их привлечению;

- большое скопление техники - это проблема ее содержания, хранения и поддержания в работоспособном состоянии. А недостаточное количество технических средств в машинно-технологической станции не позволяет проводить в оптимальные сроки такие работы, как уборка зерновых, заготовка кормов, посев и др., одновременно во всех коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, что вызывает большие потери урожая;

- техника, сконцентрированная в ремонтно-техническом предприятии района, потребует больших транспортных расходов по доставке ее к местам работы. Дополнительно надо решать бытовое обеспечение работающих механизаторов и специалистов, командированных на места работы в коллективные и крестьянские (фермерские) хозяйства;

- на территории коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств есть повседневные и даже непредвиденные работы, такие как очистка дорог от снега, подвозка кормов и др. В этих случаях, требуется немедленная помощь техникой машинно-технологической станции, которая находится на значительном расстоянии, и помощь может быть оказана с большим опозданием.

Приведенные выше отрицательные стороны создания машинно-технологических станций в отрыве от сельхозтоваропроизводителей подтверждаются тем, что после выхода Указа Президента Российской Федерации прошло более десять лет, а в регионах созданы только единицы станций и численность машинно-тракторного парка в них составляет 10-25 % от

расчетной потребности. Многие машинно-технологические станции не могут обслуживать даже свою технику. Более того, проведенные исследования показывают, что в регионах с урожайностью зерновых ниже 1,8 т/га организация машинно-технологических станций в текущий период оказывается практически неэффективной, так как с таким урожаем заказчик

механизированных работ не способен рассчитаться с машинно-технологической станцией в случае использования ее услуг. Наиболее рациональный диапазон для их работы в хозяйствах с урожайностью зерновых культур 1,83,0 т/га, где посевы одной культуры занимают большие площади, где они являются структурными подразделениями крупных агрофирм.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых [и др.]. - Текст : непосредственный // Управление рисками в АПК. - 2016. - № 4. - С. 46-57.
2. Кравченко, И. Н. Обоснование структурных элементов машинно-тракторного парка / И. Н. Кравченко, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2019. - № 1 . - С. 14-15.
3. Катаев, Ю. В. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха- Текст : непосредственный // В сборнике: Автотранспортная техника XXI века. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. С. 45-52.
4. Малыха, Е. Ф. Проблема ресурсосбережения в машиноиспользовании / Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина. - 2010. - № 5 (44). - С. 92-94.
5. Катаев, Ю. В. Организация технического сервиса машинно-тракторного парка на региональном уровне / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха, Д. Г. Вялых. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2017. - № 11 (16). - С. 60-64.
6. Малыха, Е. Ф. Оценка технической оснащенности аграрного производства / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 6 - С. 62-68.
7. Катаев, Ю. В. Повышение эффективности дилерских предприятий на основе управления качеством услуг / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - № 5 (22). - С. 73-78.
8. Катаев, Ю. В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - № 6 (23). - С. 62-67.
9. Малыха, Е. Ф. Дилерская форма организации технического сервиса машин / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев, Д. Г. Вялых. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2017. - № 8. - С. 29-34.
10. Катаев, Ю. В. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Наука без границ. - 2018. - № 8 (25). - С. 19-23.

REFERENCES

1. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. et al. Tekhnicheskij servis kak osnovnaya sostavlyayushchaya inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa [Technical service as the main component of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Upravlenie riskami v APK, 2016, no. 4, pp. 46-57.
2. Kravchenko I.N., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Malyha E.F. Obosnovanie strukturnyh elementov mashinno-traktornogo parka [Justification of the structural elements of the machine and tractor fleet]. Sel&skij mekhanizator, 2019, no. 1, pp. 14-15.
3. Kataev Yu.V., Malyha E.F. K voprosu vybora i ispol&zovaniya sovremennyh sredstv tekhnicheskogo obsluzhivaniya mashin [On the issue of choosing and using modern means of machine maintenance]. V sbornike: Avtotransportnaya tekhnika XXI veka. Sbornik statej III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2018, pp. 45-52.
4. Malyha E.F. Problema resursosberezheniya v mashinoispol&zovanii [The problem of resource saving in machine use]. Vestnik Federal&nogo gosudarstvennogo obrazovatel&nogo uchrezhdeniya vysshego professional&nogo obrazovaniya Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina, 2010, no. 5 (44), pp. 92-94.
5. Kataev Yu.V., Malyha E.F., Vyalyh D.G. Organizaciya tekhnicheskogo servisa mashinno-traktornogo parka na regional&nom urovne [Organization of technical service of the machine and tractor fleet at the regional level]. Nauka bez granic, 2017, no. 11 (16), pp. 60-64.
6. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ocenka tekhnicheskoj osnashchennosti agrarnogo proizvodstva [Assessment of technical equipment of agricultural production]. Ekonomika sel&skogo hozyajstva Rossii, 2019, no. 6, pp. 62-68.
7. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Povyshenie effektivnosti dilerskih predpriyatij na osnove upravleniya kachestvom uslug [Improving the efficiency of dealer enterprises based on service quality management]. Nauka bez granic, 2018, no. 5 (22), pp. 73-78.
8. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Analiz napravlenij povysheniya effektivnosti dilerskoj deyatel&nosti na predpriyatiyah [Analysis of ways to improve the efficiency of dealer activities in enterprises]. Nauka bez granic, 2018, no. 6 (23), pp. 62-67.
9. Malyha E.F., Kataev Yu.V., Vyalyh D.G. Dilerskaya forma organizacii tekhnicheskogo servisa mashin [Dealer form of organization of technical service of cars]. Nauka bez granic, 2017, no. 8, pp. 29-34.
10. Kataev Yu.V., Malyha E.F. Rol& inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya v sel&skohozyajstvennom proizvodstve [The role of engineering and technical support in agricultural production]. Nauka bez granic, 2018, no. 8 (25), pp. 19-23.

Материал поступил в редакцию 25.05.2020

© Вялых И.Г., 2020

МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ РЕМОНТООБСЛУЖИВАНИЕ МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ machine-technological station maintenance machine-tractor park efficiency technical potential
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты