Спросить
Войти

К вопросу об источниках изучения истории заграничного пенсионерства выпускников императорской Академии художеств во второй половине XIX в

Автор: указан в статье

К. В. Серова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЗАГРАНИЧНОГО ПЕНСИОНЕРСТВА ВЫПУСКНИКОВ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Известно много источников по истории заграничного пенсионерства, среди которых — переписка пенсионеров императорской Академии художеств, их дневники, мемуары, путевые заметки. Все эти исторические источники объединяет то, что их авторами были сами выпускники Академии. Особое место среди источников по исследованию жизни русских художников за рубежом занимают официальные документы императорской Академии художеств, регламентирующие пребывание каждого пенсионера в Европе.

Одним из наиболее информативных источников по истории заграничного пенсионерства является «Постановление Совета Академии художеств касательно обязательств учеников, получивших золотые медали первого достоинства и отправляемых на казенный счет за границу». Данное официальное распоряжение было принято на заседании Совета императорской Академии художеств 21 марта 1863 г.1, при этом определялось, что необходимое число экземпляров этого документа необходимо разослать всем заграничным пенсионерам для точного исполнения со дня получения каждым печатного экземпляра постановления.

Первые положения этого распоряжения подробно описывают условия посылки выпускников императорской Академии художеств за границу:

«1. По получении 1-й золотой медали, ученик обязывается безотлагательно очистить занимаемую им в Академии мастерскую.

2. По ассигновании Главным Казначейством заграничного пенсиона, ученику, получившему 1-ю золотую медаль, отъезд его за границу делается обязательным и, он должен выехать в чужие края, не далее как чрез 6-ть месяцев. Все время, проведенное в России более 6-ти месяцев со дня ассигнования пенсиона, засчитывается в срок пребывания за границей—без выдачи казенного содержания.
3. Сроки для производства пенсиона определяются точным смыслом устава Академии, по которому, смотря по успехам:

Исторические живописцы и скульпторы оставляются на 6 лет за границей.

Пейзажисты и жанристы на три года за границей и на три года посылаются по России.

Архитекторы, по особому ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 1862 г., посылаются за границу на 4 года.

4. Занятия пенсионеров за границей и отчетность в работах их, определяются следующими §§ и, каждый ученик, посылаемый для усовершенствования за границей, или, путешествующий на казенный счет по России, обязывается исполнять в точности все, изложенное в сем постановлении, как непременное условие для получения казенного

© К. В. Серова, 2008

содержания. Пенсионер, не исполняющий требований Академии, без особо уважительных причин, немедленно лишается права получать пенсионное содержание безвозвратно.

5. Первый год пребывания за границей назначается собственно для ознакомления с великими произведениями искусств, почему пенсионеры, к какой-бы отрасли художества они не принадлежали, обязываются вести журналы их путешествий и в виде отчетов представлять их Совету Академии, к концу года, с перечислением осмотренных ими предметов и с их замечаниями»2.

Из вышеприведенной цитаты следует, что во второй половине XIX в. императорская Академия художеств осуществляла наблюдение за художественными занятиями пенсионеров на протяжении всего периода пребывания их за границей. Кроме этого строго регламентировалось время, отводимое на ознакомление с иностранными произведениями искусства, посещение художественных галерей и музеев. Все заграничные пенсионеры были обязаны также в назначенный срок предоставлять петербургской Академии художеств отчеты о своей жизни и творчестве.

Последующие пункты «Постановления Совета Академии художеств касательно обязательств учеников, получивших золотые медали первого достоинства и отправляемых на казенный счет за границу» посвящены описанию обязанностей заграничных пенсионеров. Круг занятий, обязательных для каждого пенсионера, различался по отраслям избранного им жанра, а именно:

«6. Исторические живописцы обязываются распределить свои заграничные занятия, в следующей последовательности:

Второй год пребывания за границей пенсионер должен посвятить копированию; почему к началу 2-го года, он обязан известить Академию о выбранном им оригинале и, по одобрении его выбора Советом Академии, приступить к работе.

В течение третьего года—исторический живописец обязан приступить к исполнению картины собственного сочинения, для чего предварительно сделанный эскиз должен быть утвержден Советом Академии.

Четвертый, пятый и шестой годы—исторический живописец, исполняя свою картину, по полугодно, непременно извещает Совет Академии о прогрессе его работы и, смотря по возможности, высылает в виде отчета фотографические снимки с картины.

7. Скульпторы — пенсионеры обязаны исполнять следующее:

На второй год пенсионерства, они должны исполнить модель статуи, собственного сочинения, и к концу года прислать фотографический снимок с нее.

В течение 3 года, скульпторы обязываются исполнить барельеф, собственного сочинения, и также как и во 2 год прислать с него снимок фотографический.

Последние три года пребывания за границей, должны быть употреблены на сочинение и исполнение статуи или группы, с тем, чтобы Совет Академии имел по полугодно известия о продвигающейся работе.

8. Для пенсионеров — архитекторов—по изучении остатков древнего зодчества предписывается на 2-й год избрать предмет, достойнейший, по своему убеждению, подробно его измерить и приступить к реставрации на сколько возможно верных данных.

Третий год, употребленный на исполнение реставрации, обязывает пенсионера доносить Совету Академии о степени успеха его работы.

В четвертый год архитектор—пенсионер должен изготовить проект здания, по его выбору, и уже лично представить его Совету Академии, как результат его занятия за границей.

9. Пенсионеры—жанристы, пейзажисты и баталисты обязываются, в два последние года пребывания их за границей, присылать в Совет непременно по картине в конце каждого года. Тоже обязательство принадлежит также к трем годам путешествия их по России;

но если пенсионер — жанрист или баталист уведомит Совет Академии о предпринятой им большой работе, требующей более одного года для окончания, то в таком случае, он обязан доставлять по полугодно, точные сведения о степени успехов его занятий.

10. Граверы и медальеры, отправляемые на казенный счет за границу, снабжаются особыми инструкциями от Совета Академии, согласными с направлением их талантов и с родом изучаемого ими художества»3.

На подлинном постановлении стояла подпись великой княгини Марии Николаевны4: «Утверждаю Мария», а также подписи вице-президента Академии художеств князя Г. И. Гагарина, ректоров К. Тона и Ф. Бруни, профессоров А. Маркова, Н. Пименова, Г. Вилевальде и других.

Не менее важным историческим источником по истории института пенсионерства является «Инструкция пенсионерам Академии художеств, посылаемым за границу». Этот документ был утвержден Его Императорским Высочеством Товарищем Президента Императорской Академии художеств в марте 1870 г. и представляет собой полное описание условий, на которых осуществлялась посылка выпускников Академии в зарубежные страны. Согласно данной инструкции для получения права отправиться в Европу было необходимо иметь первую золотую медаль за выполнение художественной программы:

«1. Получивший золотую медаль первого достоинства поступает в число пенсионеров Академии на 6 лет, за исключением медальеров, которые пользуются пенсионерским содержанием только 4 года»5.

Сроки пенсионерства, число пенсионеров, суммы пенсионного содержания, правила по пребыванию пенсионеров за границей различались в зависимости от вида искусства. Так, для усовершенствования своего образования посылались за рубеж:

«а) Исторические живописцы и скульпторы на 6 лет.

б) Пейзажисты, жанристы и баталисты на 3 года.

в) Архитекторы на 4 года.

г) Граверы на 6 лет.

д) Медальеры на 3 года.

3. Исторические живописцы могут быть возвращаемы Советом Академии, по истечении 4 лет, в тех случаях, когда будут в виду занятия в России по живописи монументальной.
4. Жанристы, баталисты и пейзажисты, по возвращении из-за границы, путешествуют три года по России, и в течение зимних месяцев этих трех лет имеют пребывание в Киеве, где получают бесплатные мастерские.
5. Архитекторы, до отъезда за границу, первые два года пенсионерства занимаются практикой в России, а на седьмой год прикомандировываются к Академии в качестве адъюнкт-профессора при архитектурных классах, получая за это по 50 р. в месяц.
6. Медальеры, по возвращении в Россию, пользуются пенсионерским содержанием еще один год.
7. Пенсионерам Академии производится содержание по 300 червонцев в год и кроме того по 200 червонцев путевых при отправлении за границу и при возвращении.
8. Заграничное содержание пенсионерам производится по третям года, за треть вперед.
9. Время пенсионерства считается с 1-го января следующего, по получении золотой медали, года.
10. Пенсионеры обязаны выехать за границу тотчас по получении пенсиона за первую треть и путевых; причем пейзажисты проводят за границей непременно первые три года своего пенсионерства.
11. Ежегодно к 1-му сентября пенсионеры обязаны присылать письменные донесения о своих занятиях в течение года, независимо от нижеследующего»6.

Следует отметить, что некоторые пункты «Инструкции пенсионерам Академии художеств, посылаемым за границу» повторяют положения «Постановления Совета Академии художеств касательно обязательств учеников, получивших золотые медали первого достоинства и отправляемых на казенный счет за границу» об обязанностях пенсионеров в зависимости от выбранного ими вида искусства. Наибольший интерес для изучения представляют обязанности заграничных пенсионеров по исторической живописи и по жанру баталической живописи и пейзажу, т. к. художники именно этих двух направлений в искусстве составляли большую часть пенсионеров. Согласно инструкции весь срок пребывания художника за рубежом делился на несколько периодов:

«12. по живописи исторической:

а) первый год полагается на путешествия.

б) к сентябрю месяцу второго года пенсионер обязан прислать заказанную ему копию с художественного произведения, выбранного Советом или самим художником.

в) за тем ежегодно доставлять, к сентябрю месяцу, фотографии с работ, произведенных в течение года и каждые два года одну картину.

г) Таким образом пенсионер по живописи исторической, за время своего пенсио-нерства, обязан выполнить заказанную копию и не менее двух оригинальных картин.

13. по жанру баталической живописи и пейзажу:

а) первый год назначается на путешествия.

б) к сентябрю второго года пенсионер обязан прислать заказанную Советом копию, а если такой не было, то оригинальное произведение.

в) за тем к концу третьего года заграничного пребывания и в остальные три года путешествия по России пенсионеры жанра баталической живописи и пейзажа обязаны представить по одной оригинальной картине из русской жизни и природы»7.

Отдельные пункты инструкции посвящены описанию тех ситуаций, когда заграничный пенсионер не выполнял своих обязанностей к определенному сроку:

«18. Пенсионер, не исполнивший по неуважительным причинам своей обязанности к назначенному сроку, не получает уже пенсиона со следующей трети и лишается права на получение путевых на обратный путь.

19. В случае болезни, препятствующей ему работать, пенсионер обязан уведомить об этом тотчас же Конференц-Секретаря»8.

Описание условий пересылки в Петербург художественных произведений, в том числе фотографий картин, сделанных пенсионерами императорской Академии художеств, составляет следующий раздел данного документа.

«20. Пересылка художественных произведений пенсионеров Академии в Петербург принимается на счет Академии, через комиссионеров, которые будут указаны особо; произведения ни в коем случае не могут быть окончательно продаваемы до закрытия выставки: из них одобренные Советом будут приобретаемы для Академии.

Примечание. На счет Академии пересылаются только те художественные произведения, которые представляются пенсионерами обязательно и в числе, обозначенном в инструкции.

21. За представленные, согласно настоящей инструкции, фотографии пенсионер имеет право получить следующие за них деньги, с пересылкою»9.

Согласно этому историческому источнику императорская Академия художеств оставляла за собой право прекращать содержание заграничного пенсионера. Также воспрещалось просить Академию о продлении срока пенсионерства:

«22. Если по представленным произведениям или из письменных донесений Совет усмотрит, что заграничное пребывание не приносит пенсионеру пользы, то пенсион немедленно прекращается и пенсионеру выдаются только путевые на возвращение в Россию.

23. Воспрещается под какими бы то ни было предлогами, входить с просьбами о продлении срока, назначенного для заграничного пребывания»10.

Несколько строк данной инструкции посвящены описанию доставки писем пенсионеров, присылаемых на имя вице-президента или конференц-секретаря императорской Академии художеств. Так, 24-й пункт гласит, что «на письмах, присылаемых из-за границы в Совет, Правление, на имя гг. Вице-Президента или Конференц-Секретаря, неоплаченных отправителем, должна быть сделана надпись: „от пенсионера Академии", иначе письма эти, по принятому почтовым начальством правилу и в видах устранения напрасных трат на уплату за присылаемые письма от лиц, не принадлежащих к Академии, доставляемы не будут»11.

Изучая «Инструкцию пенсионерам Академии художеств, посылаемым за границу» и «Постановление Совета Академии художеств касательно обязательств учеников, получивших золотые медали первого достоинства и отправляемых на казенный счет за границу», можно сделать вывод о том, что Совет императорской Академии художеств пытался контролировать жизнь заграничных пенсионеров. Кроме этого, с 1840 г., по повелению императора, была учреждена особая должность «Начальника над Русскими художниками». Так, в Риме эту должность занимал старший секретарь Русской миссии в этом городе П. И. Кривцов. С его именем связаны многие важные для русских художников инициативы. После его смерти в 1844 г. «начальником» пенсионеров стал генерал-майор Л.И. Киль, один из основателей Общества поощрения художников. С 1851 г. делами художников ведал князь г. П. Волконский12.

П. И. Кривцов первым стал ежегодно составлять отчеты о художественной жизни «колонии» русских художников. Это были сведения об их участии в выставках, устраиваемых по случаю приезда в Рим членов императорской фамилии, или в выставках на Народной площади близ Porta del Popolo, традиционно устраиваемых художниками, живущими в Риме. Он информировал Министерство двора и Академию о занятиях, успехах и поведении пенсионеров. Отчет «Начальника над Русскими художниками в Риме» препровождался предварительно в Совет Академии художеств и потом «с мнением оного» представлялся императору. П. И. Кривцов активно помогал русской художественной молодежи адаптироваться к новой для нее среде, заботился о получении ею заказов от приезжавших в Рим русских путешественников и пересылке в Россию произведений пенсионеров, находящихся в Италии.

Его преемники также отправляли подобные отчеты в Министерство императорского двора. Эти документальные свидетельства о жизни и творчестве пенсионеров петербургской Академии художеств находятся в разных архивах, в том числе и в Архиве внешней политики Российской империи Министерства иностранных дел Российской Федерации13.

Как отмечает Э. К. Липгарт в своем «Кратком историческом обзоре мер, принимавшихся в деле надзора за пенсионерами императорской Академии художеств, пребывавшими за границей, и выполнения ими наложенных художественных занятий»14, в помощь «Начальнику над Русскими художниками» в Риме был назначен особый секретарь и, кроме того, в распоряжение этого начальника ежегодно отпускалась определенная сумма денег на приобретение материалов для работ русских художников.

Э. К. Липгарт подробно описывает должностные обязанности «Начальника над Русскими художниками» в Италии: «Круг ведомства „начальника над русскими художниками в Риме“ заключался в следующем: имея ближайший надзор за пенсионерами,

он являлся посредником между ними и Академией через Министерство Императорского Двора, доносил в названное Министерство о результатах их работ, представлял за каждый год отчет о занятиях и предположениях о будущих работах и т. п.»15.

Данная должность существовала в Риме до 1859 г. С 1851 г. этот пост занимал почетный член императорской Академии художеств князь Г. П. Волконский. В связи с введением в действие устава Академии 1859 г. пост заведующего русскими пенсионерами в Риме был окончательно упразднен. Как писал Э. К. Липгарт, «с уничтожением должности начальника пенсионеров занятия и образ их жизни контролировались периодически тем или иным путем»16.

Интересен для изучения и другой документ, свидетельствующий об установлении контроля за действиями заграничных пенсионеров,—«Записка по делу об обязанностях пенсионеров Академии и о контроле над ними», написанная конференц-секретарем императорской Академии художеств П. Ф. Исеевым17. Он отмечал, что обязанности, изложенные в «Инструкции пенсионерам Академии художеств, посылаемым за границу», выполнялись заграничными пенсионерами или очень дурно, или вовсе не соблюдались. По его мнению, такое положение дел можно было объяснить двумя причинами: слабостью надзора или затруднениями, с которыми были сопряжены письменные донесения пенсионеров, отсылаемые в Петербургскую Академию.

В то же время в своей записке П. Ф. Исеев указал основную цель, которую при-следовала Академия художеств, осуществляя надзор за жизнью своих пенсионеров: «Если в стенах Академии поднимается вопрос о контроле или о надзоре, то вовсе не с целью вторгаться в художественное направление пенсионера, а единственно с целью установить правильный надзор над его личностью, и к последнему Академия побуждается не только на основании фактов, но и по нравственной обязанности, которая вытекает из получения пенсионерами, в течение шести лет, казенного содержания»18.

Одной из обязанностей заграничных пенсионеров являлась отправка в императорскую Академию художеств письменных донесений. Данную форму надзора над пенсионерами П. Ф. Исеев считал малоэффективной и бесполезной: «Из возложенной на пенсионера Академии обязанности присылать письменные донесения, на практике постоянно было, будет и иначе быть не может, что все письменные сведения пенсионеров заключали в себе самый простой и пустой перечень городов; что пенсионеры пишут не для того, чтобы выполнить свои обязанности по существу, а только по форме, прибавляя в конце письма о скорейшей высылке пенсиона и непременно за треть вперед, что всегда и есть главная цель донесения, за весьма немногими исключениями. Подобное донесение есть пустой набор слов, в справедливость которых поверить, без личного надзора, невозможно»19.

Нравственную обязанность императорской Академии художеств как органа, ответственного за своих пенсионеров перед государством, автор «Записки по делу об обязанностях пенсионеров Академии и о контроле над ними» видел во введении строжайшего контроля за использованием пенсиона, выделяемого на содержание каждого русского художника. П. Ф. Исеев отмечал: «Между тем до Академии доходят часто слухи, что пенсионеры, вместо того, чтобы заниматься делом, или просто жуируют, или служат в фотографиях ретушевщиками. Если бы вся эта привольная жизнь велась на трудовые деньги, тогда не было бы и речи о личном надзоре; но так как каждый пенсионер Академии стоит Государству более 6.000 руб. сер., то дело меняет физиономию и всякое послабление со стороны Академии неуместно и служит пенсионеру к свободнейшему эксплуатированию казенных денег. Предупредить это и предупредить всеми возможными мерами есть нравственная обязанность Академии, как лица юридического, ответственного

за своих пенсионеров пред Государем и Государством. С другой стороны, опыт многих лет доказал несостоятельность контроля по письменным донесениям, которых, в том виде как установил Совет, и в каком только они и могут достигнуть цели, невозможно ни требовать, ни ожидать когда и от кого либо»20.

Интересны суждения П. Ф. Исеева об умении заграничных пенсионеров излагать свои мысли на бумаге. В 1850-х—начале 1860-х гг. в императорскую Академию художеств поступали со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Тут были и полуобразованные мещане, и совсем невежественные крестьяне, и люди с университетским образованием. Поэтому конференц-секретарь Академии пришел к выводу, что вместо того чтобы вводить все новые и новые формы ужесточения контроля над заграничными пенсионерами, императорской Академии художеств следовало бы обратить внимание на качество высшего художественного образования. П. Ф. Исеев писал: «Еще недостаточно одного путешествия, впечатлительного ума и сердца, чтобы написать толково донесение, в виде отчета, и выразить на словах то, что перечувствовал художник во время осмотра высоких художественных произведений; для этого нужна иная подготовка,—умение владеть пером и свободно распоряжаться собранными материалами; к сожалению, нам известно, что пенсионеры наши так мало подготовлены научно, что все их донесения во всех отношениях служат скорее вреду их репутации, хотя может быть они, как трудолюбивые пчелы, извлекли всю возможную пользу из своих художественных путешествий, схоронили ее в своем уме, не имея средств выразить все приобретенное на бумаге. Следовательно, вместо того, чтобы налагать на пенсионера обязанности, которые он выполнить не в состоянии, гораздо лучше упростить контроль, сделать его действительнее и тем отнять всякую возможность употреблять во зло преимущества, даруемые с такою высокую, благою целью, как достижение высшего художественного образования. Можно заранее сказать, что строгость личного контроля повлияет на количество пенсионеров, в смысле сокращения, но достойнее значения Академии, как высшего художественного учреждения в Империи,—предпочесть качество»21.

Помимо введения должности «Начальника над Русскими художниками в Риме» императорская Академия художеств время от времени направляла в Италию своих профессоров. Такие командировки предпринимались, по мнению П. Ф. Исеева, «не для вторжения в художественный мир пенсионера, но единственно с целью, посредством осмотра мастерских, чрез обмен мыслей, убедиться, что пенсионер живет за границей для труда, для своего усовершенствования; причем каждый из них может передать профессору письменные сведения о своих занятиях, которые в обработанной форме, дополненные личными наблюдениями профессора, при живом слове очевидца, могут дать Совету действительное понятие о деятельности пенсионера. Таким образом, нимало не вторгаясь в художественное направление пенсионера, профессор должен вступить в сношение с ним не как начальник, а как человек одной профессии, как добрый друг, пришедший на помощь. Только под этими условиями контроль чрез профессоров достигнет благой цели.

При этом нельзя упускать из виду, что заграничные поездки и для самих профессоров принесут огромную пользу, которая, разумеется, отразится не только в их мнениях, но и в их деятельности. Европа в художественном отношении идет вперед быстрыми шагами; там всегда есть, что посмотреть, что изучить, что возобновить в своей памяти. Можно с уверенностью сказать, что при таком условии авторитет Совета Академии в делах художественных выиграет значительно»22.

Таким образом, рассмотрение официальных документов императорской Академии художеств дает нам возможность получить сведения о регламентации жизни заграничных пенсионеров. В первую очередь эти исторические источники позволяют нам сопоставить

официальную точку зрения петербургской Академии художеств с мнением каждого художника в отдельности, прокомментировать не всегда обоснованные жалобы пенсионеров на их пребывание за рубежом. Также эти официальные бумаги позволяют нам судить о приоритетах государства в области искусства. Так, исторические живописцы, пейзажисты, жанристы и баталисты составляли самую многочисленную «колонию» заграничных пенсионеров. В целом эти источники свидетельствуют об активной государственной поддержке национального искусства. Именно на вторую половину XIX в. приходится наибольшее количество русских художников, посылаемых на стажировку в европейские страны.

1 ОР РГМ. Ф. 123. Д. 190.
2 Там же. Л. 1-2.
3 Там же. Л. 2-4.
4 Великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876)—дочь Николая I. Участвовала в управлении женскими учебными заведениями. Председатель Общества поощрения художеств. В 1852 г., после смерти супруга, герцога М. Лейхтенбергского, стала президентом Академии художеств (до 1876 г.).
5 ОР РГМ. Ф. 110. Д. 110. Л. 1.
6 Там же. Л. 1-2.
7 Там же. Л. 2-3.
8 Там же. Л. 5.
9 Там же. Л. 6.
10 Там же.
11 Там же.
12 Волконский Петр Михайлович (1776-1852) — светлейший князь, русский сановник, гене-рал-фельдмаршал, член Государственного совета (с 1821 г.).
13 Погодина А. А. «Записка» князя Г. П. Волконского. Пенсионеры петербургской Академии художеств в Риме в 1854-1855 годах (По материалам Архива внешней политики Российской империи) // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы: Сб. ст. / Ред.-сост. И. В. Рязанцев. М., 2004. Вып. 8. С. 182-183.
14 Липгарт Эрнест Карлович (1877-1932)—русский живописец и рисовальщик.
15 Липгарт Э. К. Краткий исторический обзор мер, принимавшихся в деле надзора за пенсионерами императорской Академии художеств, пребывавшими за границей, и выполнения ими наложенных художественных занятий. СПб., 1911. С. 2.
16 Там же. С. 5.
17 Исеев П. Ф. Записка по делу об обязанностях пенсионеров Академии и о контроле над ними // ОР РГМ. Ф. 123. Д. 190.
18 ОР РГМ. Ф. 123. Д. 190. Л. 1.
19 Там же. Л. 1-2.
20 Там же. Л. 2.
21 Там же. Л. 2-3.
22 Там же. Л. 3.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты