Спросить
Войти

Особенности государственного управления экономикой Бурятии в 1950-1960-е гг

Автор: указан в статье

Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 51

УДК 342.518

Б01: 10.17223/19988613/51/10

Е.Т. Протасов

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ БУРЯТИИ

В 1950-1960-е гг.

Представлены вопросы государственного управления экономикой Бурятии во второй половине 1950-1960-х гг. Отражены различные аспекты территориального развития автономной республики с учетом кардинальных изменений структуры и форм работы органов власти и управления различных уровней. Преодолевая проблемы, используя возможности новых хозяйственных структур Восточно-Сибирский и Бурятский советы народного хозяйства добились существенных результатов в развитии производительных сил в регионе. Созданы десятки новых предприятий в промышленности и строительстве с учетом территориальной кооперации и интеграции. Но постепенно проявились и негативные стороны хозяйственной реформы. Ключевые слова: Советы народного хозяйства; территориальное экономическое развитие; отрасли промышленности; предприятия.

Сформировавшееся положение страны на международной арене во второй половине 1950-х гг. выявило целесообразность внесения изменений в экономическую, региональную политику. Кардинальное возрастание доли народного хозяйства для реального осуществления геополитических целей и приоритетов государства требовало изменения подходов к региональному развитию.

Экономика Бурятии была представлена девятью отраслями, состоящими из нескольких отдельных подотраслей. К этому времени валовый выпуск продукции отраслей тяжелой промышленности возрастал быстрее, чем в иных отраслях. Продукция группы «А» уже составляла 62% общих объемов продукции промышленности региона, несмотря на то, что имелись условия для роста промышленности группы «Б» [1. Л. 23]. Устойчивый рост в данный период получили машиностроение и металлообработки, электроэнергетика, угольная, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, стекольная, легкая и пищевая промышленность, а также производство стройматериалов. Большинство предприятий находилось в союзном и республиканском подчинении и всего 10% - в ведении Совета министров Бурятии. Поэтому крупные предприятия в основном выпускали продукцию союзно-республиканских ведомств. Новые перспективы открывались перед народным хозяйством автономной республики, богатой природными ресурсами. Это уголь, железная и марганцевая руды, редкие и цветные металлы, бокситы, асбест, слюда, минералы, лес, запасы водной энергии [2. Л. 222].

Новый этап в изменении форм государственного управления экономическим развитием страны и регионов начинается с 1957 г. К этому времени действовало 37 союзных и союзно-республиканских министерств в сфере промышленности и строительства. Сформировавшаяся структура управления промышленностью позволила создать решающие отрасли индустрии, подготовить кадры. Число промышленных предприятий

превысило 200 тыс., строительных объектов - 100 тыс. Руководство таким количеством предприятий из центра усложнилось. Произошла невиданная сверхцентрализация управления производством [3. Л. 1]. Кроме того, отраслевые барьеры препятствовали специализации и кооперированию предприятий, ограничивали реализацию местной инициативы. Постепенно формировалось мнение о том, что изменить ситуацию можно иной системой управления, не отраслевой, а территориальной.

В соответствии с решениями февральского (1957 г.) Пленума ЦК КПСС в стране проходило всенародное обсуждение мероприятий по проведению реформирования управления ключевыми отраслями экономики. В Бурятии на предприятиях и строительных организациях, в учреждениях, сельскохозяйственных предприятиях, образовательных учреждениях было проведено 2 257 собраний. В них приняли участие более 110 тыс. человек, 10 705 из них выступили с предложениями и замечаниями [4. Л. 5]. Многие опубликовали свои предложения в республиканских газетах. Эти вопросы обсуждались также на V пленуме Бурятского областного комитета партии в апреле того же года [4. Л. 6].

10 мая 1957 г. был принят Закон Союза ССР «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» [5], в котором признавалось необходимым образование в экономических административных районах страны советов народного хозяйства (далее - совнархозы). Происходил переход от отраслевых промышленных министерств к территориальной системе управления.

В стране было образовано 105 экономических районов, из них 70 в РСФСР. Бурят-Монгольский совнархоз вошел в Восточно-Сибирский совнархоз (председатель М. Н. Маркелов) Восточно-Сибирского экономического административного района, в состав которого были включены также Иркутский, Красноярский и Читинский совнархозы. Вместе с тем было упразднено 25 общесоюзных, союзно-федеративных промышленных министерств [6. С. 241]. В Бурятии в этом процессе также сократился управленческий аппарат из-за упразднения нескольких республиканских министерств и ведомств. Так, в Бурят-Монгольский совнархоз (с 1958 г. - Бурятский совнархоз) было отнесено 109 из 229 крупных предприятий республики, его председателем был утвержден директор Улан-Удэнского авиационного завода А.В. Давыдов, первым заместителем стал министр местной промышленности Бурятии Н.Б. Пивоваров, заместителем - Г.П. Ерченков [3. Л. 56]. Руководители и члены совета народного хозяйства входили в состав его коллегии, состоящей из семи человек. В 1960 г. в нее вошли также руководители крупнейших предприятий и строительных организаций.

В ведение совнархоза от упраздненных министерств были переведены промышленные предприятия общегосударственного значения, тресты, строительные подразделения и другие производственные организации и подведомственные учреждения. Объем их валовой продукции в 1957 г. составлял 2 млрд руб., или 87% всего выпуска валовой продукции индустрии региона [4. Л. 20]. Вместе с тем в подчинение местных Советов определено было 90 предприятий регионального значения: местной и значительная часть пищевой промышленности, строительных материалов, топливной промышленности [Там же. Л. 21].

Новый государственный орган управления координировал с Советом министров Бурятской АССР работу по комплексному развитию хозяйства, использованию сырьевой и энергетической базы, осуществлению кооперированных поставок, а также организовывал другие необходимые связи между предприятиями совнархоза и предприятиями союзного, республиканского и местного значения [7].

Структура совнархоза определялась спецификой региона, но организационные подходы оставались едины. В нем имелись отраслевые и функциональные управления и отделы, которые занимались вопросами координации, планирования, контроля исполнения. Бурятский совнархоз имел следующие отраслевые управления:

1. Управление металлообработки и машиностроения.
2. Управление строительства.
3. Управление снабжения и сбыта.
4. Управление лесной и деревообрабатывающей промышленности.
5. Управление горнорудной промышленности.
6. Управление легкой и пищевой промышленности.
7. Энергоуправление.
8. Управление рабочего снабжения.
9. Управление по развитию транспорта.
10. Проектная организация «Промпроект» [3. Л. 9].

Вместе с тем центральный аппарат совнархоза имел

функциональные отделы. Это производственно-технический, планово-экономический, капитального строительства, финансовый, труда и зарплаты, кадров, а также бухгалтерию [Там же. Л. 23]. При отделах создавались технические советы, секции по отраслям [Там же. Л. 29], бюро технической информации [Там же. Л. 37]. На

1958 г. установленная совнархозом численность административно-управленческого персонала по подведомственным учреждениям и организациям составляла 1 136 единиц, а служащих и инженерно-технических работников по предприятиям - 5 335 единиц [3. Л. 72]. Документы по штатному расписанию показывают постепенное увеличение численности управленческого аппарата совнархоза, в том числе его центрального аппарата.

Становление кадрового состава аппарата совнархоза, а также его многих предприятий и учреждений происходило поэтапно. В начальный период была заметна доля работников упраздненных министерств и ведомств, отправленных в регион из столицы страны, и пополнение рядов специалистов, в том числе из вузов Иркутска, Новосибирска, Москвы. Тем не менее наблюдался невысокий образовательный уровень специалистов, работало значительное количество практиков. В дальнейшем усилия совнархоза по комплектованию квалифицированными кадрами были сосредоточены на создание республиканской системы подготовки специалистов различных профилей. В сложившейся ситуации действовали специальные курсы повышения квалификации непосредственно на предприятиях и направлению на учебу с отрывом от производства, а также принимались меры с целью открытия технического вуза в столице Бурятии.

Новый хозяйственный орган при необходимых согласованиях с Советом министров Бурятской АССР решал все основные вопросы: планово-экономические, материально-технического снабжения, вопросы внедрения нового оборудования, достижений науки и техники, капитальных вложений из государственного и республиканского бюджета, утверждение финансовых планов совнархоза, план по труду и себестоимости, план валовой и товарной продукции. Свою деятельность Бурятский совнархоз осуществлял в соответствии с постановлениями, распоряжениями Совета министров РСФСР и Совета министров СССР [Там же. Л. 28], нормативными документами Госплана РСФСР, Восточно-Сибирского совнархоза. Планирование работы на календарный год и месячный период осуществлялось посредством утверждения на заседаниях этих планов работы. Основными нормативными документами совнархоза были принимавшиеся постановления и распоряжения, являвшимися обязательными для нижестоящих организаций.

Все научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и экспериментальные подразделения были переподчинены совнархозам. Содержание и направленность управления научно-техническим прогрессом основательно были преобразованы. Совнархозы сами стали координаторами и исполнителями научно-технической политики. Следует отметить, что членами технико-экономического совета новой структуры являлись первый секретарь обкома партии, а также руководители его отделов, ученые, специалисты

различных направлений, передовики производства, представители советских и общественных организаций. Он обсуждал и принимал рекомендации, решения по наиболее значимым экономико-управленческим проблемам и координировал усилия по их реализации.

В соответствии с Положением о совнархозах в их составе были образованы также научно-технические комитеты на правах совещательного органа, в которые входили научные и инженерно-технические работники, специалисты, передовики производства, также руководители функциональных управлений. На них возлагались обязанности обсуждения и выработки предложений по ключевым вопросам развития промышленности, науки и техники, прогрессивной технологии и организации производственных процессов, воплощения их на предприятиях и строительных объектах конкретного экономического района.

В своей работе Бурятский совнархоз поддерживал деятельность отраслевых научно-технических обществ, создание центра научно-технической информации, технических библиотек. Результатом этой политики явилась возраставшая творческая и политическая активность рабочих и инженерно-технических работников промышленности, находившая конкретное выражение в широком развитии рационализаторства и изобретательства, подъеме массового технического творчества. В 1963 г. насчитывалось около 7 тыс. рационализаторов и изобретателей. За первые пять лет семилетки их численность, а также количество внесенных ими предложений и экономический эффект от их внедрения увеличились вдвое [8. С. 518]. Подразделения совнархоза также контролировали и координировали работу подведомственных учебных заведений по подготовке кадров, утверждали фонды заработной платы для предприятий, учебных заведений, учреждений культуры и здравоохранения.

В шестой пятилетке и семилетке было намечено выполнение значительного объема работ по механизации и автоматизации производственных процессов, уменьшение ручного труда. В Бурятском совнархозе это движение осуществлялось по двум направлениям: посредством технического перевооружения существующих производственных объектов и возведения новых современных мощностей. Уровень ручного труда на промышленных предприятиях был высок. Так, в 1960 г. ручным трудом было охвачено 39,4% рабочих [9. С. 33]. В угольных шахтах республики углепогрузочные машины применялись лишь на 43,9%. Более 60% рабочих в строительстве выполняли вручную трудоемкие погрузочно-разгрузочные и земляные работы, а также транспортные операции, в то время как в большинстве строительных организаций машины и механизмы работали в одну смену, часто простаивали и длительное время находились в ремонте [4. Л. 18].

На предприятиях совнархоза в 1960 г. имелось неустановленного оборудования на сумму более 60 млн руб. [10. С. 41]. Объяснением этого являлось отсутствие у директоров предприятий мотивации к модернизации производства. Основным критерием являлся факт выполнения плановых заданий. Совнархозы, регулярно утверждавшие показатели внедрения нового оборудования и технического перевооружения, применяли в основном административные методы. Более половины современной техники было введено в эксплуатацию в первый период работы совнархозов. В последующие годы из-за этих и других причин данным вопросам не уделялось должного внимания, объемы модернизации значительно снизились.

Вместе с тем ускоренное развитие отдельных местных отраслей в определенной степени затрудняло координацию и эффективное функционирование ряда основных секторов экономики. В сфере управления промышленностью основное внимание было перенесено на места, ближе к производству. Увеличились права нового органа управления в вопросах координации и планирования, материально-технического снабжения, финансирования.

В территориальном размещении промышленного производства, представлявшегося совнархозу одним из ключевых факторов экономического развития, в разных местах республики появились индустриальные зоны [11. С. 32]. Проводилась реконструкция Парово-зовагоноремонтного, Селедумского мотороремонтного, Стекольного, Судостроительного заводов и других предприятий. Наряду с основными отраслями происходит динамичное развитие легкой и пищевой промышленности. В городе Улан-Удэ началось строительство кожевенно-обувного комбината, шерстомоечной, швейной и кондитерской фабрик, хлебозаводов, ово-щеконсервного, маслодельного, сыроваренного заводов, фабрики макаронных изделий, прядильно-трикотажной фабрики в г. Кяхте [4. Л. 28]. Почти две трети товарной продукции вырабатывали в г. Улан-Удэ, при этом его доля постепенно возрастала.

Кроме столичного города и нескольких других населенных пунктов преимущественными территориями размещения производительных сил являлась нижняя часть бассейна реки Уды, где было создано два промышленных района - Заиграевский и Прибайкальский. Расположение заводов и фабрик в крупных промышленных узлах способствовало последующей специализации производства, раскрытия потенциальных возможностей кадров и трудовых ресурсов, установления технологических и хозяйственных связей между отдельными предприятиями, увеличения производительности труда, эффективного развития городского хозяйства [2. С. 223]. Одновременно это обостряло ряд социальных и экономических проблем, прежде всего в г. Улан-Удэ. Территориальная организация промышленного развития содержала опасность экономической и социальной напряженности, что в условиях многонациональной республики имело еще и этнические аспекты.

В целях наилучшего использования передового опыта руководящих и инженерно-технических работников и новаторов производства Бурятский совнархоз, его предприятия, организации и учреждения ежегодно

созывали совещания актива, на которых заслушивались и обсуждались доклады о важнейших партийно-правительственных решениях, главных вопросах производственно-хозяйственной деятельности [12. С. 7879]. Председатель совнархоза А.В. Давыдов на годовом активе 10 марта 1959 г. наряду с производственными проблемами подчеркивал, что «выполнение годовых планов немыслимо без широкого развертывания социалистического соревнования среди коллективов предприятий и строек. Десятки тысяч рабочих приняли обязательства работать по методу Николая Мамая. Задача состоит в том, чтобы всемерно поддерживать это ценное начинание, шире развернуть соревнование за перевыполнение плана каждым предприятием, стройкой, участком, бригадой и отдельными рабочими, оказывать всемерную помощь соревнующимся в выполнении принятых ими обязательств» [3. Л. 42].

Повышение уровня индустриального развития в начале 1960-х гг. создало условия для укрепления хозяйственных связей Бурятского совнархоза с другими областями и территориями. За пределы республики направлялась почти 100% изделий машиностроения и металлообработки, обрабатываемой древесины. Из территорий Восточной Сибири предприятия региона принимали 70% шифера, четвертую часть обогащенного черного металла, кожсырья, тканей, пластмассы. В 1960 г. удельный объем производства Бурятской АССР в экономике Восточной Сибири несколько возрос.

В декабре 1960 г. произошла смена руководителей республики. Постановлением Верховного Совета Бурятской АССР освобожден от обязанностей Председателя Совета министров В. Р. Филиппов в связи с утверждением первым секретарем обкома партии. А. У. Хахалов был избран Председателем Президиума Верховного Совета республики. Председателем Совета министров стал А.У. Модогоев [8. С. 506-508], который в июне 1962 г. был избран первым секретарем обкома партии.

В этот период произошли изменения, касающиеся учебных заведений республики и характеризующие внимание региональных органов власти к вопросам образования. В 1960 г. приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР Бурятский зооветеринарный институт реорганизован в Бурятский сельскохозяйственный институт, Правительство Союза ССР приняло постановление о создании Восточно-Сибирского государственного библиотечного института. В 1961 г. Совет министров Бурятии принял постановление об открытии Улан-Удэнского электротехникума связи и хореографического училища. В 1962 г. союзными органами государственной власти было принято постановление об организации Восточно-Сибирского технологического института в столице республики [13. С. 79].

Закреплению позитивных экономических процессов в рамках совнархоза во многом не позволял недостаток электрической энергии. Партийные, исполнительные органы региона приложили целенаправленные усилия

по преодолению серьезного отставания. В 1959 г. годовое потребление электроэнергии составляло 445 млн кВт, из которых 65% приходилось на потребности промышленности. Для наращивания энергомощностей были предприняты существенные меры. В 1963 г. ВосточноСибирский совнархоз после всестороннего анализа принял решение о развитии энергетики в Бурятии. В начале 1960-х гг. в Баргузинском районе была сооружена и сдана в эксплуатацию автоматизированная сельская электростанция, были установлены опоры для линий электропередач из государственных энергосистем во многих направлениях, постоянно велась подготовка кадров соответствующих профилей. В конце пятилетки было закончено строительство высоковольтных линий электропередач из соседних регионов. В 1964 г. была сооружена двухцепная ЛЭП Иркутск -Улан-Удэ, позволившая войти Бурятской энергосистеме в объединенную энергетическую систему Сибири. Названная ЛЭП связала Улан-Удэ с Гусиноозерском и Кяхтой, что создало бесперебойное энергоснабжение южных районов Бурятии. При этом следует отметить, что энергомощность республики в 1965 г. составляла 712 млн кВт [1. С. 27] и превзошла уровень 1923 г. в 2 365 раз.

Ноябрьский (1962 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопросы об организационной перестройке руководства партии народным хозяйством, положив в его основу так называемый производственный принцип [8. С. 509]. Также были определены основные задачи государства в рассматриваемый период: организация создания материально-технической базы коммунизма; преобразование социалистических отношений в коммунистические; контроль за мерой труда и потребления; подъем благосостояния трудящихся; развитие братского сотрудничества с социалистическими странами, борьба за мир. Существенно изменяются и функции социалистического государства в этот период. Функция хозяйственно-организаторская (т.е. организация общественного производства, руководство экономикой, хозяйством) чрезвычайно усиливается и возрастает в этот период и по объему и содержанию, направлена на обеспечение непрерывного роста производительности труда, подъема благосостояния народа. В этой работе государство начало более широко опираться на профсоюзы и другие общественные организации рабочих и служащих.

В соответствии с решением Правительства РСФСР от 26 декабря 1962 г. состоялась передача предприятий и учреждений упраздненного Бурятского совнархоза укрупненному Восточно-Сибирскому совнархозу. Бурятский совет народного хозяйства прекратил свою деятельность. Руководителем нового ведомства остался М. Н. Маркелов, одним из его заместителей был назначен Н. Б. Пивоваров.

Частые преобразования, структурные изменения и связанная с ними смена кадров имели как позитивные, так и негативные стороны, неоднозначно сказывались на деятельности партийных, советских и хозяйственных органов. Тем не менее и в таких условиях партийные организации, трудовые коллективы работали с должной настойчивостью, возглавляли творческую активность масс и направляли ее на достижение неуклонного подъема экономики и культуры.

В 1960-е гг. принимались крупные решения о перспективах развития и размещения промышленности. Эти вопросы решал Бурятский обком партии в тесном контакте с Восточно-Сибирским совнархозом. В 1963 г. они обсудили схему развития и размещения производительных сил Бурятской АССР до 1970 г., в мае 1965 г. -перспективы освоения высокогорных районов республики, а в ноябре того же года - основные направления генеральной схемы комплексного использования природных ресурсов озера Байкал и его бассейна [14. Л. 5, 30-31]. При этом следует отметить, что органы власти Бурятии в пятидесятые годы не могли активно заняться этими важными вопросами из-за недостаточной геологической изученности территории.

В конце 1950-х гг. природопользование бассейна оз. Байкал вызывало тревогу. Реки и их притоки, находящиеся на территории республики и представляющие места размножения промысловых рыб, подверглись негативному влиянию лесосплава и укрупняющейся промышленности. На берегах рек, в том числе на склонах гор вдоль побережья, велась интенсивная рубка леса [14. Л. 96]. Бурятский и Иркутский совнархозы принимали несколько природоохранных решений, но они являлись частными и недостаточно выполнялись. В 1958-1959 гг. на союзном и республиканском уровнях предпринимались усилия по всестороннему изучению данной проблемы и подготовке к принятию необходимых мер. Были созданы и действовали рабочая, а затем правительственная комиссии по байкальской проблеме с привлечением соответствующих научных учреждений, видных ученых. Инициативу проявляла и общественность смежных регионов с активным участием средств массовой информации.

Бурятский совнархоз наряду с природоохранными мероприятиями предлагал не только расширить зону улова рыбы на Байкале, но и создать в предприятия по ее искусственному разведению, хотя отдел рыбной промышленности Госплана РСФСР не поддерживал эту инициативу. Тем не менее названный вопрос был положительно решен. В 1961-1963 гг. предусмотрели строительство рыбоводных заводов общей мощностью 3 млрд икринок в год. Много иных мероприятий регионального и межрегионального уровня было намечено в принятом 9 мая 1960 г. Постановлении Совета министров РСФСР «Об охране и использовании природных богатств озера Байкал».

В целом же активность совнархозов при разработке таких важных постановлений была менее заметной в сравнении с работой местных советских органов [15. С. 43]. Это отличие во многом объяснялось их статусом. При этом совнархозы во многом являлись органами государственно-хозяйственного центра на местах.

Кроме этого они больше и оперативнее получали сведения о планах центральных органов власти по решению вопросов конкретных территорий.

Экономический потенциал республики возрастал в основном благодаря строительству и вводу в эксплуатацию новых предприятий, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей. Хотя перевод в 1962 г. совнархоза в Иркутск, а затем создание там Главвостоксибстроя Министерства промышленного строительства РСФСР в известной степени затормозили развитие надежной базы стройиндустрии в регионе [16. С. 157].

В 1965 г. в Бурятии выпускали продукцию более 300 предприятий 25 отраслей с общим объемом валовой продукции 2,9 млрд руб. в год [17. С. 4]. В региональной экономике трудились более 240 тыс. рабочих и служащих, в том числе 28 тыс. дипломированных специалистов [Там же. С. 5].

Посредством освоения капитальных вложений основные фонды промышленности Бурятского совнархоза возросли за семилетку (1959-1965) в 2,1 раза, тогда как по стране лишь в 2 раза. Благодаря этому объемы валовой продукции возросли в несколько раз, а выпуск, например, шифера возрос с 1959 по 1965 г. в 9,9 раза, сборных железобетонных конструкций - в 5 раз, мебели в 3,7 раза [1. С. 31]. Ускоренными темпами на этом этапе развивались машиностроение, металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, было возведено 46 предприятий. Это фабрика первичной обработки шерсти, Усть-Баргузинский мясокомбинат, хлебозавод в г. Улан-Удэ, карьер «Татарский ключ» и др. Введена в строй вторая очередь одного из крупнейших на востоке страны механизированного стекольного завода, началось освоение Холбольджинского угольного разреза. Значительно увеличилась география лесозаготовок посредством появления новых леспромхозов комбината «Забайкаллес» и других предприятий. В сравнительно небольшие сроки была проведена реконструкция старых ремонтных предприятий. На их базе образованы более крупные и современные предприятия «Электромашина», «Теплопри-бор». Была сдана в эксплуатацию первая очередь приборостроительного завода Министерства авиационной промышленности страны - очередного крупного предприятия оборонного комплекса. В регионе были созданы новые отрасли индустрии, характеризующие технический прогресс, - приборостроение и электротехническое машиностроение. Эти заводы уже в 1961 г. выпускали соответствующей продукции на сумму более 5 млн руб. На данных производствах увеличивался выпуск востребованных во многих странах электродвигателей и оборудования для кабельной промышленности, средств автоматизации и приборов теплового контроля.

В начале 1960-х гг. на базе родственных предприятий одной отрасли на добровольной основе стали появляться производственные объединения. Их формирование и развитие показывали определенный прогресс в действующей

территориальной системе управления. Структурные сдвиги появились не только на управленческих уровнях, но и в хозяйственных звеньях. Процедуры административного характера в какой-то мере уравновешивались устойчивыми формами эффективной производственно-хозяйственной кооперации. Система совнархозов в значительной мере способствовала возникновению производственно-хозяйственных комплексов [11. С. 32].

В новых условиях укрепилась роль Советов различных уровней. Для более эффективного руководства экономикой в исполкомах организовали отделы промышленности и коммунального хозяйства. В обязанности местных Советов вошли организация планирования, распределения продукции. Они начали заниматься вопросами материально-технического снабжения и распределения выпускаемых товаров и продуктов кооперативной промышленности. При этом общим руководством артелями занимался региональный промсовет.

Период деятельности совнархозов примерно совпадал со сроками семилетки, во время которой в народное хозяйство Бурятии были направлены очень значительные финансовые вложения, составившие 730 млн руб., что определялось общегосударственной политикой. Основной задачей при этом было стремление к последующему выравниванию степени развития регионов [18]. Первостепенное внимание отводилось отстающим районам, которых нужно было ускоренно выводить на более высокий уровень. Развитие территории Бурятии как самой восточной автономной республики в стране и расположенной на рубеже Азиатско-Тихоокеанского региона имело также геополитический, стратегический характер с учетом международной обстановки. В республике постепенно создаются предприятия оборонного комплекса страны.

Деятельность совнархозов первые годы полностью оправдала себя. Однако в последующие четыре года темпы роста стабилизировались и постепенно стали проявляться недостатки этой системы [6. С. 243].

В результате изучения документов Бурятского совнархоза, в частности народнохозяйственных планов, годовых отчетов выполнения планов по всем направлениям предприятий и учреждений и других материалов, находим обоснование происходившим ускорению процессов воспроизводства, повышению технико-экономических показателей промышленности, углублению специализации и кооперирования, улучшению экономических показателей капитального строительства. Вырос национальный доход экономики страны,

его ежегодное увеличение за 1958-1965 гг. достигло в среднем около 8% [6. С. 242]. А промышленность Бурятии за восемь лет увеличила объемы производства более чем в полтора раза.

Следует отметить, что мнения зарубежных исследователей разделились в отношении итогов работы совнархозов в СССР. Французский писатель Н. Верт считал, что реформа управления была проявлением волюнтаризма Н.С. Хрущева [19. С. 338]. Историки-эмигранты М.Я. Геллер и А.М. Некрич также отмечали, что реформа не могла быть успешной из-за ошибочности направлений развития, реализуемых в Советском Союзе [20]. Итальянский историк Дж. Боффа [21] рассматривал реформирование как попытку советского руководства дать новый импульс экономическому развитию страны и решению социальных проблем на основе децентрализации управления экономикой и повышения роли регионов.

Таким образом, совнархозы осуществили качественный прорыв, освежающий импульс в развитии производительных сил. Произошли институциональные изменения в макроэкономике и региональной политике. Территориальные методы управления имели несомненные достоинства. В инфраструктурном отношении решено немало вопросов, которые необходимо было урегулировать на определенном этапе экономического развития Бурятии как многонационального региона. Были созданы возможности по расширению и углублению местного хозяйственного потенциала и активности, проявлению межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах определенной территории. Одновременно существенно ограничивались развитие отраслевой специализации, а также интеграция и рациональные экономические связи между предприятиями, находящимися в разных экономических районах. Это отдаляло научные результаты от производства, создавало многоступенчатую систему руководства отраслями, потерю оперативности в работе. Но суть административно-командной системы была такова, что невозможно было обеспечить полноценного сочетания отраслевого и территориального принципов управления. Оно проявило чувствительный рецидив бюрократизма с его последствиями. Совнархозы убедительно проявили себя в качестве лишнего звена в управлении. Проявлялись также и геополитические проблемы с учетом того, что народное хозяйство страны своевременно не было интегрировано в мировую экономику.

Литература

1. Народное хозяйство Бурятской АССР. Статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. 143 с.
2. История Бурятии : в 3 т. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. Т. 3 : ХХ-ХХ1 вв. 461 с.
3. Государственный архив Республики Бурятия (далее ГАРБ). Ф. Р-900. Оп. 1. Д. 1.
4. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 197. Д. 94.
5. Закон СССР «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». М., 1957. 97 с.
6. Коржихина Т.П. История и современная организация государственных учреждений СССР. 1917-1972. М. : Изд-во РГГУ, 1974. 308 с.
7. Положение о советах народного хозяйства экономических административных районов: Постановление Совета Министров СССР от 26 сентября 1957 г. № 1150 // Собрание постановлений правительства СССР 1957 г. № 12.
8. Очерки истории Бурятской организации КПСС. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970. 612 с.
9. Бурятская АССР в цифрах (1923-1973). Юбилейный статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1973. 197 с.
10. Народное хозяйство Бурятской АССР. Статистический сборник. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1971. 256 с.
11. Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР. М. : Наука, 1990. 288 с.
12. Республика моя Бурятия. Краткая хрестоматия по истории Бурятии. 1946-1997 гг. Улан-Удэ : Изд-во ОАО «Республиканская типография»,
1998. 334 с.
13. Рабочий класс Бурятии (1917-1982). Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 224 с.
14. ГАРБ. Ф. 1п. Оп. 1. Д. 7289.
15. Мерцалов В.И. Реформирование управления промышленностью и строительством в 1957-1964 гг. (на материалах Восточной Сибири) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Иркутск, 2001. 48 с.
16. Модогоев А. У. Годы и люди. 2-е изд., доп. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. 221 с.
17. Бурятия от съезда к съезду. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1986. 117 с.
18. Правда Бурятии. 1986. 18 янв.
19. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М. : Прогресс, 1992. 480 с.
20. Геллер М. Я., Некрич А. М. Утопия у власти : в 4 т. М. : Изд-во «МИК», 1995. Т. 3.
21. Боффа Дж. История Советского Союза : в 2 т. М. : Междунар. отношения, 1994. Т. 2.

Protasov Eugene T. The Buryatskaya state agricultural academy of the name of V. Filippova, (Ulan-Ude, Russia). E-mail: protasov-evg@mail.ru

FEATURES OF STATE ADMINISTRATION BY THE ECONOMY OF BURYATIA in 1950-1960. Keywords: Advices of national economy; territorial economic development; industries of industry; enterprise.

The purpose of the study is to analyze the functioning of the territorial management&s system of the country&s national economy and its regions, including Buryatia. The task is to determine the efficiency and basic results of the East Siberian administrative district&s work in 1957-1965, as well as their industrial and building companies.The work carried out on the basis of legal acts regulating the activities of the government departments of the USSR, the RSFSR and the Buryat ASSR, foreign publications and monographs, archival documents, as well as statistical compilations, shows the main aspects of reforming as an attempt of implementation of a new pulse in coun-try&seconomic development and the decision of social problems on the basis of decentralization of economic management and increasing the role of regions. Management, organizational issues are considered in the activities of the East Siberian and the Buryat Councils of the National Economy, the features of their interaction with party, executive, representative bodies of various levels. Territorial methods of management had obvious advantages. The Soviet national economies achieved significant and impressive successes in the development of the productive forces, especially in the early years. Institutional changes have taken place in macroeconomics and regional policy. In infrastructure many issues have been solved that needed to be solved at a specific stage of Buryatia&s economic development as a multinational region. Conditions were created for expanding and deepening the local economicpotential and activities that would allow the development intersectoral specialization and cooperation of industrial production and buildingon a particular territory. At the same time, the development of industrial specialization, as well as integration and rational economic communications between enterprises located in different regions were limited. This detached scientific results from the production, created a multi-stage system of management of branches, loss of efficiency in work with subsequent deterioration of economic indicators. Thus, in the conditions of the administrative-command system it was impossible to provide a full-fledged combination of sectoral and territorial principles of economic management. There was a serious recurrence of bureaucracy with its consequences. The Soviet national economies have shown themselves as a superfluous link in the management.

REFERENCES

1. Statistical Office of the Buryat ASSR. (1986) Narodnoe khozyaystvo Buryatskoy ASSR. Statisticheskiy sbornik [The national economy of the Buryat

ASSR. Statistics]. Ulan-Ude: Buryatskoe knizhnoe izdatelstvo.

2. Bazarov, B.V. (ed.) (2011) IstoriyaBuryatii: v 3 t. [History of Buryatia. In 3 vols]. Vol. 3. Ulan-Ude: SB RAS.
3. The State Archives of the Republic of Buryatia (GARB). Fund R-900. List 1. File 1.
4. The State Archives of the Republic of Buryatia (gARb). Fund 1. List 197. File 94.
5. USSR. (1957) Zakon SSSR "O dal&neyshem sovershenstvovanii organizatsii upravleniya promyshlennost&yu i stroitel&stvom" [The USSR Law On

Further Improvement of the Organization of Industrial and Construction Management]. Moscow: [s.n.].

6. Korzhikhina, T.P. (1974) Istoriya i sovremennaya organizatsiya gosudarstvennykh uchrezhdeniy SSSR. 1917—1972 [History and modern organisation

ofthe USSR state institutions in 1917-1972]. Moscow: Russian State University for the Humanities.

7. Council of Ministers of the USSR. (1957) Polozhenie o sovetakh narodnogo khozya

СОВЕТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ advices of national economy territorial economic development industries of industry enterprise
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты