Спросить
Войти

Манифест об учреждении министерств

Автор: указан в статье

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

Памятники права

МАНИФЕСТ

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МИНИСТЕРСТВ1

Высочайшш Манифестъ объ учреждены Министерствъ (1802 г., Сентября 8).

[БОЖ1ЕЮ МИЛОСТ1Ю МЫ, АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ, ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС1ЙСК1Й, и прочая, и прочая, и прочая.]

Благоденств1е народовъ, премудрымъ промыс-ломъ Скипетру НАШЕМУ ввЪренныхъ, есть священная и главнзйшая ц8ль, которую МЫ поставили СебЪ, Дж. Доу

пр1явъ бремя Царствовашя надъ обширною Импер1ею Портрет императора Александра |. 1825. Россшскою, — надъ Импер1ею, которая столь-же разнообразна климатами, местными выгодами и естественными произведешями, какъ и обитатели ея релипею, нравами, языками и образомъ жизни. Воспламененные ревностнымъ желашемъ изыскать и употребить всГ удобные способы къ скорГйшему и благопосп^шн^йшему достижешю сего, толь драгоцГннаго сердцу НАШЕМУ предмета, устремили МЫ внимаше свое на всЬ причины и обстоятельства, содгЬйствующ!я или препятствующ1я оному; и по строгомъ испытанш и сравненш ихъ между собою, твердо увГрились, что благоденств1е народа незыблемо и ненарушимо утверждено быть можетъ тогда единственно, когда Правительство бу-детъ имГть спасительныя средства не только исправлять всякое явное пагубными слЪдствшми обнаруживаемое зло; но въ особенности

1 Привод. по: Российское законодательство X—XX вв. : в 9 т. М. : Юрид. литература, 1988.

Т. 6 : Законодательство первой половины XIX века.

Составители разделов «Право в историческом преломлении» и «Постскриптум»: Ю. Г. Шпаковский — главный редактор журнала «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор; И. В. Потапчук — начальник редакционно-издательского отдела Росимущества России

216

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

университета

университета

имени О.Е. Кугафина(МПОА)

ЕСТНИК

искоренять самое начало онаго, отвращать все причины, могущ1я подать поводъ къ нарушешю общаго и частнаго спокойств1я, открывать нужды народа, предупреждать ихъ, и благоразумно, ревностно и деятельно способствовать соблюдешю и утверждешю не-обходимаго во всемъ порядка, и умножешю богатства природныхъ и искуственныхъ произведенШ, основашемъ силе и могуществу Имперш служащихъ.

Примеры древнихъ и новейшихъ временъ удостовЪряютъ каж-даго, что чЪмъ удобнее были средства къ сему употребляемы, и правила Государственнаго Правлешя тому соответственнее; тЬмъ стройнее, тверже и вершеннЪе было все политическое тело, тЪмъ довольнее и щастливЪе каждый членъ ему принадлежащ1й. Следуя сему правилу и внушешямъ сердца НАШЕГО, следуя великому духу Преобразителя Россш Петра Перваго, оставившаго НАМЪ следы Своихъ мудрыхъ намеренш, по коимъ старались шествовать достойныя Его преемники, МЫ заблагоразсудили разделить Государственныя дела на разныя части, сообразно естественной ихъ связи между собою, и для благоуспешнейшаго течешя поручить оныя ведешю избранныхъ НАМИ Министровъ, постановивъ имъ главныя правила, коими они имеютъ руководствоваться въ исполненш всего того, чего будетъ требовать отъ нихъ должность, и чего МЫ ожидаемъ отъ ихъ верности, деятельности и усерд1я ко благу общему. — На Правительствующей же Се-натъ, коего обязанности и первоначальную степень власти МЫ указомъ НАШИМЪ въ сей день даннымъ утвердили, возлага-емъ важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность разсматривать деяшя Министровъ по всемъ ча-стямъ ихъ управлешю ввереннымъ, и по надлежащемъ сравненш и соображенш оныхъ съ Государственными постановлешями и съ донесешями прямо отъ местъ до Сената дошедшими, делать свои заключешя и представлять НАМЪ докладомъ. Учреждая Министерство на таковыхъ правилахъ, МЫ имеемъ лестную надежду, что оно споспешествовать НАМЪ будетъ къ утверждешю народнаго спокойств!я, сего истиннаго и ненарушимаго оплота Царей и Царствъ; къ сохранешю и возвышешю общаго всехъ благосостояшя, и къ воздаяшю каждому должнаго отъ лица правосуря; къ оживлешю трудолюб!я промышленности и торговли; къ распространена наукъ и художествъ, столь необходимыхъ для благоденств1я народовъ: словомъ, къ приведешю всехъ частей Государственнаго управлешя въ прочное и намерешю НАШЕМУ соответственное устройство.

)университета

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

По сему въ слЪдующихъ статьяхъ означаются все сш части въ естественной ихъ связи между собою, все предметы къ нимъ принадлежащ1е, равно какъ и главныя обязанности Министровъ, коихъ вЪдешю оныя препоручаемъ.

I. Управлеше Государственныхъ д^лъ разделяется на 8 отдЬленш, изъ коихъ каждое заключая въ себе век части, по существу своему къ нему принадлежащ1я, составляетъ особое Министерство и находится под непосредственнымъ управлешемъ Министра, коего МЫ назначаемъ ныне, или впредъ назначить заблагоразсудимъ.

ОтдЬлешя сш суть слкдующш: i) Военныхъ Сухопутныхъ; 2) Мор-скихъ Силъ; 3) Иностранныхъ Дклъ, по которымъ дкла производятся въ первыхъ Государственныхъ Коллег1яхъ; 4) отдЬлеше Юстицш; 5) Внутреннихъ Дклъ; 6) Финансовъ; 7) Коммерцш, и 8) Народнаго Просвещешя.

II. Три первыя Государственныя Коллегии, Военная, Адмирал-тействъ и Иностранныхъ Дклъ, состоятъ каждая въ ведомстве своего Министра, который также управляетъ и всеми местами и делами, отъ нее зависящими; къ последней изъ нихъ присоединяются и дела Церемоншмейстерсмя.

III. Какъ должность Министра Юстицш особенно определена быть имеетъ при изданш сочиняемаго уложешя законовъ; то и повелеваемъ до того времени оставаться оной на основании Инструкцш Генералъ-Прокурора.

IV. Должность Министра Внутреннихъ Делъ обязываетъ его пе-щись о повсеместномъ благосостоянш народа, спокойствш, тишине и благоустройстве всей Империи. Въ управлении своемъ имеетъ онъ все части Государственной промышленности, кроме части Горной; въ веденш его находится также построеше и содержаше всехъ публичныхъ зданш въ Государстве. Сверхъ того возлагается на него долгъ стараться всеми мерами объ отвращении недостатка въ жизненныхъ припасахъ и во всемъ, что принадлежитъ къ необходимымъ надобностямъ въ общежитш. А дабы доставить случай и способы къ достижешю той цели, какую МЫ при учрежденш сего Министерства себе предполагаемъ; то повелеваемъ съ объявлешя сего Манифеста НАШЕГО: i) всемъ Военнымъ, по Гражданской и Полицейской части, равно и Гражданскимъ Губернаторами какъ по личнымъ должностямъ своимъ, въ числе коихъ > находится и должность ихъ по Приказу Общественнаго Призрешя, такъ и вообще по всемъ деламъ до Губернскаго Правлешя касающимся, и особеному разсмотрешю или разрешению НАШЕМУ подлежащимъ, относиться къ сему Министру НАШЕМУ, равнымъ

Т I И К И

218

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

университета

университета

имени О.Е. Кугафина(МПОА)

ЕСТНИК

образомъ чрезъ него доставлять НАМЪ рапорты какъ обыкновенные, такъ и о чрезвычайныхъ произшеств1яхъ; 2) Казеннымъ Палатамъ относиться къ нему чрезъ Начальниковъ Губернш обо всемъ касающемся до публичныхъ зданш и содержашя ихъ, и при томъ доставлять ему чрезъ нихъ же ведомости о числЪ народа и ревизсшя сказки; 3) Губернскимъ Предводителямъ, когда уполномочены будутъ Дворянствомъ и вообще владельцами своей Губернш представлять о нуждахъ и пользахъ общественныхъ не токмо Гу-бернаторамъ (какъ сказано въ 47 статье Дворянской грамоты) но и непосредственно ему Министру НАШЕМУ. Сверхъ того 4) препо-ручаемъ въ непосредственное ведете его 1) Мануфактуръ-Коллепю кромГ Зкспедицш о заготовленш и храненш вексельной и гербовой бумаги; 2) Медицинскую Коллепю; 3) Главную Соляную Контору со всГми зависящими отъ нея мГстами; 4) Главное Почтовое Правлеше, и 5) Зкспедицш Государственнаго Хозяйства, Опекунства Иностранныхъ и Сельскаго Домоводства, кромГ той части ея, которая вГдаетъ дГла по Камеральному столу, и печаташю векселей и заемныхъ писемъ.

V. Должность Министра Финансовъ имГетъ два главные предмета: управлеше казенными и Государственными частями, кои доставляютъ Правительству нужные на содержаше его доходы; и генеральное всГхъ доходовъ разсигноваше по разнымъ частямъ Государственныхъ расходовъ.

Управлен1е частями доставляющими Правительству доходы должно быть основано на такихъ правилахъ, чтобы удаляя всякое отягощеше народа, было столь же выгодно для казны, какъ и вообще удобно къ умножешю богатства въ Имперш НАШЕЙ, и чтобы источники Государственныхъ доходовъ не токмо не истощались, но сколь возможно дГлались обильнГе; разсигноваше же сихъ доходовъ должно быть сообразно съ самымъ точнымъ, яснымъ и хозяйственному распоряжешю соотвГтственнымъ порядкомъ.

Для достижен1я сихъ предметовъ признали МЫ за нужное ввГрить собственному его вГдешю и распоряжешю всГ нижеслГдующ1я мГста: 1) Бергъ-Коллепю со всГми ей подчиненными мГстами; 2) Монетной Департаментъ со всГми зависящими отъ него дГлами; 3) Мануфактуръ-Коллегш Зкспедицш о заготовленш

• и л

и храненш вексельной бумаги, отпуска и продажи оной въ раз-ныя мГста, и вступлешя за оную денежной казны: равно и часть Зкспедицш Государственнаго Хозяйства, имеющую въ вЪденш своемъ дГла по Камеральному столу и печаташю векселей и заемныхъ писемъ, которыя обГ, смотря по удобности, онъ можетъ

)университета

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

присоединить къ другимъ местамъ въ ведомстве его находящимся; 4) ЛЪсной Департаментъ; 5) оброчныя статьи, отдачу ихъ въ содержаше, приведете въ лучшее состояше и умножеше съ нихъ дохода; 6) хозяйственное управлеше казенныхъ земель, деревень, гаковъ, староствъ, арендъ и манталовъ, вмЪстЪ съ делами до раздачи оныхъ касающимися; 7) Государственные Банки съ принадлежащими къ нимъ Правлешями и съ Зкспедищею заготовлешя листовъ для ассигнацюнаго; 8) Придворныхъ Банкировъ и Коммисс1онеровъ, также и Контролера для свидЪтельствовашя Банкирской кассы оиредЪлениаго, которые до сего времени состояли въ вЪдомствЪ Государственнаго Казначея; 9) всЬ Казенныя Палаты по вин-нымъ подрядамъ и откупамъ, по всЬмъ расчетамъ и жалобамъ, кои встречаются по симъ двумъ предметамъ и по взыскашю недоимокъ по онымъ, по ассигнована суммъ на построеше и починку вин-ныхъ магазиновъ и питейныхъ домовъ; по учреждешю и отдаче въ содержаше герберговъ; словомъ, по всЪмъ дЪламъ, до умножешя Государственныхъ доходовъ и разсигновашя суммъ касающимся.

Сверхъ того возлагается на него обязанность при конце каждаго года делать для наступающаго подробный штатъ общихъ Государственныхъ расходовъ. Сей штатъ долженъ заключать въ себе, какъ суммы, кои по сметамъ Министровъ окажутся необходимо нужными для годичнаго содержашя въ должномъ порядкЪ ввЪренныхъ имъ частей, такъ и Государственные доходы на то ассигнованные; и для сего каждый Министръ по своей части обязанъ доставлять ему ежегодно въ начале Октабря месяца ясный и подробный планъ или табель тЬхъ расходовъ, на кои употребляемы будутъ требуе-мыя имъ для будущаго года суммы. Министръ Финансовъ долженъ окончить таковый штатъ въ НоябрЪ мЪсяцЪ и вмЪстЪ съ гене-ральною ведомости о доходахъ следующаго года, представить на разсмотреше и утверждеше НАШЕ. После чего Министръ сей от-сылаетъ его къ Государственному Казначею для надлежащаго по немъ исполнешя.

Должность сего послЪдняго, равно какъ и присутствующихъ въ Экспедищяхъ о Государственныхъ доходахъ, которая по с1е время не имеетъ еще точнаго постановлешя, МЫ оставляемъ на основанш указа 1780 года Октября 24-го, впредь до воспоследовашя отъ НАСЪ полнаго по сей части Устава, съ такою разностда, что >

1) ведомству Государственнаго Казначея подлежатъ Казенныя Палаты только по части казенныхъ сборовъ, законами установлен-♦ ♦ 1 ♦ « ныхъ, доставлены оныхъ въ надлежащш места и хранены денежной

казны; следственно все Губернсме и Уездные Казначеи со всеми

Т I И К И

пп<-| ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ

220 ПРЕЛОМЛЕНИИ

ПРЕЛОМЛЕНИИ /^университета

должностямъ ихъ принадлежащими дГлами; Счетная Зкспедищя Казенныхъ Палатъ, равно какъ и Статное и Остаточное Казначейство; 2) что Государственный Казначей безъ воли НАШЕЙ, чрезъ Министра Финансовъ ему объявляемой, ни какихъ расходовъ и ни какихъ ассигнацш чинить не можетъ; и что наконецъ 3) онъ дол-женъ быть въ сношенш съ Министромъ Финансовъ по всГмъ до-ставляемымъ ему вГдомостямъ о доходахъ, какъ-то: сколько собрано, чего недостаетъ, сколько изъ собранныхъ доходовъ употреблено въ разходъ, по какимъ частямъ, сколько за кГмъ въ остатке состоитъ, и где оные остатки находятся.

VI. Должность Министра Коммерцш, управляющаго Коммерцъ-Коллепею и имЪющаго главное начальство надъ всГми Таможенными чиновниками, остается на основанш прежде изданныхъ узаконены.

VII. Министръ Народнаго ПросвЪщешя, воспиташя юношества и распространешя наукъ имЪетъ въ непосредственномъ вЪденш своемъ Главное Училищное Правлеше со всГми принадлежащими ему частями, Академ1ю Наукъ, Россшскую Академ1ю, Университеты и всЪ друпя училища, кромЪ предоставленныхъ особенному попечешю Любезнейшей Родительницы НАШЕЙ Императрицы Марш веодоровны, и находящимся по особенному повелЪшю НАШЕМУ въ управленш другихъ особъ или мЪстъ, Типографш частныя и казенныя, изключая изъ сихъ послЪднихъ состоящая

также под непосредственнымъ чьимъ-либо вЪдомствомъ Цензуру, • 1 « * »« издаше ведомостей и всякихъ перюдическихъ сочинен1й, народныя Библютеки, собрашя редкостей, натуральные кабинеты, музеи и всямя учреждешя, камя впредь для распространешя наукъ заведены быть могутъ.

VIII. Министры Внутренихъ и Иностранныхъ ДЪлъ, Министръ Юстицш или Генералъ-Прокуроръ, Министръ Финансовъ и Ма-нистръ Народнаго Просвещены, имЪютъ каждый своего помощника съ звашемъ товарища Министра.

IX. Всякш Министръ долженъ имГть непрерывное сношеше со всГми местами под управлешемъ его состоящими, и быть свЪдущъ о всЪхъ дЪлахъ, которыя въ нихъ производятся. По сему каждое мГсто обязано посылать къ своему Министру еженед^льныя мемор1и о всЪхъ текущихъ дЪлахъ, о дЪлахъ же затруднительныхъ, или ско-раго решетя требующихъ особенныя представлешя. Министръ, сообразивъ всякое дЪло съ пользою и выгодами всЪхъ частей ему ввЪренныхъ, если найдетъ за нужное, дЪлаетъ свои зам^чанш, а на представлешя даетъ решительные ответы, и какъ сш послЪдше,

)университета

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

такъ и первые сообщаетъ предложениями. Если мЪста мя не согласны будутъ съ замечашями Министра на ихъ меморш, то пред-ставляютъ ему о томъ свои разсуждешя. Но когда не взирая на вторичное ихъ представление, Министръ настоять будетъ, чтобъ исполнено было по его замЪчашямъ; тогда записывается мнЪше присутствующихъ въ журнале, и чинится исполнеше.

X. Если въ какомъ нибудь дЬлЬ власть Министра, которой пределы ясно означены будутъ въ тЪхъ инструкщяхъ, коими не оставимъ МЫ снабдить каждаго изъ нихъ, не позволяетъ ему разрЪшить сомнЪшя мЪстъ или чиновниковъ, въ вЪдомствЪ его состоящихъ, или отвратить камя-нибудь по вверенной ему части могущ!я встретиться неудобства, влекущ1я за собою потерю времени, излишшя издержки, безпорядокъ въ производстве, или камя последств!я, кои преграждаютъ путь къ приведешю чего-либо въ лучшее состояше; въ такихъ случаяхъ Министръ придумавъ удобное средство къ преодолЪшю таковыхъ затруднений входитъ къ НАМЪ докладомъ, изъ котораго бы ясно можно было видЪть, въ чемъ состоитъ предлагаемый имъ способъ, причину заставившую его предложить оный, и наконецъ пользу отъ того произойти долженствующую. По изследованш жъ сего доклада, ежели МЫ при-знаемъ предлагаемыя имъ средства за полезныя, и увидимъ, что они не требуютъ ни отмены существующихъ законовъ, ни введешя или учреждешя новыхъ: то МЫ утвердивъ собственноручно сей до-кладъ Министра НАШЕГО, возвращаемъ къ нему для учинешя по ономъ исполнешя и объявлешя Правительствующему Сенату для вЪдешя; къ чему онъ и приступаетъ немедленно. Если жъ представленный имъ въ докладе способъ окажется сопряженнымъ съ отменою существующихъ законовъ, или будетъ требовать новыхъ узаконений, то МЫ повелимъ Министру представившему НАМЪ сей докладъ, написать указъ, который за подписашемъ НАШИМЪ и контросигнировашемъ сего Министра НАШЕГО, и будетъ объяв-ленъ учрежденнымъ на то порядкомъ Правительствующему Сенату.

XI. Каждый Министръ прежде поднесешя НАМЪ таковаго доклада, долженъ предварительно его предложить прочимъ Министрамъ для надлежащаго сображешя со всеми Государственными частями, въ веденш ихъ находящимися; въ случае же нарушешя сего уза-коняемаго НАМИ порядка, всякой Министръ имеетъ право сделать > НАМЪ о томъ свое представлеше.

XII. Каждый изъ Министровъ въ концЪ года долженъ подавать НАМЪ чрезъ Правительствующей Сенатъ письменный от-четъ въ управленш всЬхъ вверенныхъ ему частей, изключая изъ

222 ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ^^рШ^ШЖ
222 ПРЕЛОМЛЕНИИ

ПРЕЛОМЛЕНИИ /^университета

нихъ д^ла особенной тайн^ подлежащ1я. Отчетъ сей долженъ изо-браженъ быть такъ, чтобы можно было въ немъ видЪтъ, какое употреблеше сделано изъ денегъ, отпущенныхъ на годичное сихъ частей содержаше, каме успехи каждая изъ нихъ им^ла, въ какомъ положенш всГ онГ находятся и чего въ будущ!я времена отъ нихъ ожидать можно.

XIII. Правительствующей Сенатъ изслЪдовавъ сей отчетъ въ присутствш самаго Мининистра, требуетъ отъ него, когда нужда въ томъ настоять будетъ объяснены, сравниваетъ его показашя съ рапортами, прямо отъ мЪстъ Правительствующему Сенату въ течете того года доставленными, разсматриваетъ всГ указы, по части его отдЪлешя въ томъ году НАМИ изданные, равно и доклады НАМИ конфирмованные, и симъ Министромъ Правительствующему Сенату объявленные; и наконецъ по учиненш всЪхъ сихъ соображенш, входитъ къ НАМЪ докладомъ и представляетъ означенный отчетъ Министра вмЪстЪ со мнЪшемъ своимъ о управленш и состоянш дЪлъ ему порученныхъ.

XIV. Ежели Сенатъ и прежде окончашя года усмотритъ изъ по-лучаемыхъ имъ рапортовъ, или изъ доношенш Губернскихъ Проку-роровъ, что въ какую-нибудь часть вкрались злоупотреблешя, и что д^ла до нее касающ!яся, производятся безпорядочно и противозаконно: въ такомъ случай Сенатъ долженъ, не отлагая до другаго времени, тотчасъ требовать объяснешя отъ Министра той части, и ежели отвЪтъ его не будетъ признанъ удовлетворительным^ то представить НАМЪ о томъ докладъ.

XV. ВсЪ Министры суть Члены Совета и присутствуютъ въ Сенате. СовЪтъ не наче приступаетъ къ разсмотрЪшю дЪлъ, какъ въ присутствш по меньшой мЪрЪ 5 Министровъ, въ числЪ кото-рыхъ долженъ находиться и Министръ, по части коего дЪло будетъ трактовано. Д^ла обыкновенныя трактуются въ Комитет^, составле-номъ единственно изъ нихъ; для другихъ же особенную важность въ себЪ содержащихъ, проч1е Члены Совета будутъ собираться одинъ разъ въ неделю.

XVI. Товарищъ, какъ помощникъ Министра, употребляется имъ по всЪмъ дЪламъ ввЪренныхъ ему частей, и везде заступаетъ его мЪсто, гдЪ по какимъ-либо причинамъ онъ самъ присутствовать не можетъ; но отвЪчаетъ только за тГ д^ла, кои имъ самимъ подписаны будутъ.

XVII. Каждому Министру будутъ назначены дни въ нед^л^, въ которые бы могли всГ имЪющ1е до него надобность по его Министерству, безпрепятственно его видеть и представлять ему о сво)университета

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

ихъ нуждахъ въ положенные на то часы. Дни сш не прежде могутъ быть переменены, какъ по предварительномъ уведомленш о томъ въ ведомостяхъ.

XVIII. Министры должны немедленно заняться образовашемъ своихъ Канцелярш, постановлешемъ порядка производству имЬющихъ вступить къ нимъ дЬлъ, и сочинешемъ для нихъ шта-товъ; и кончивъ все с^е въ течении 3-хъ мЪсяцевъ, представить НАМЪ на утверждеше.

XIX. Но дабы ничто не препятствовало министрамъ немедленно вступить въ ихъ должности, то повелЪваемъ каждому изъ нихъ составить для себя временную Канцелярш изъ чиновниковъ тЪхъ мЪстъ, кои состоятъ у него въ непосредственномъ вЪденш. Существоваше таковыхъ Канцелярш должно простираться не далее вышеозначеннаго срока.

[Данъ въ Санктпетербурге, Сентября 8-го дня, 1802 года.

Подлинный подписанъ Собственною

ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою тако:

АЛЕКСАНДРЪ.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты