Спросить
Войти

Стратегия экономической помощи СССР Афганистану накануне вывода советских войск

Автор: указан в статье

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Т. 10. Вып. 1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

УДК 327

Стратегия экономической помощи СССР Афганистану накануне вывода советских войск

М. М. Набат

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3

Для цитирования: Набат М. М. Стратегия экономической помощи СССР Афганистану накануне вывода советских войск // Вестник СПбГУ Востоковедение и африканистика. 2018. Т. 10. Вып. 1. С. 118-132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2018.110

В статье исследуется стратегия экономической помощи СССР Афганистану накануне вывода советских войск на основании недавно открытых материалов из фондов Российского государственного архива социально-политической истории. Подробно анализируются основные аспекты советской стратегии экономической помощи, которые включали сотрудничество с афганским частным сектором, программу «прямых связей» республик СССР и провинций Афганистана, а также многократное увеличение объемов безвозмездной помощи. Автор делает вывод, что в связи со сложившейся военно-политической ситуацией накануне вывода советских войск СССР разработал целенаправленную стратегию экономической помощи Афганистану, основной задачей которой стало расширение поддержки Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) и президента Наджибуллы среди населения этой страны. Ключевые слова: Афганистан, экономическая помощь, СССР, экономическое и техническое сотрудничество, безвозмездная помощь.

Введение

Тема экономической помощи Афганистану актуальна и сегодня, потому что, несмотря на огромную финансовую помощь США и международного сообщества, Афганистан по-прежнему остается одной из беднейших стран мира, зависимой от внешней помощи. Экономика страны занимает 207-е место из 230 по уровню ВВП на душу населения [1].

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 118 https://doi.org/10.21638/11701/spbu13.2018.110

В статье рассматривается стратегия экономической помощи СССР накануне вывода советских войск из Афганистана. По этой теме существует недостаточное количество публикаций, так как многие документы остаются засекреченными, а также вследствие снижения интереса к экономическому аспекту советской помощи Афганистану после 1990-х годов со стороны российских авторов. Поэтому особого внимания заслуживают недавно открытые архивные документы Николая Григорьевича Егорычева, который был Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Афганистане с февраля по октябрь 1988 г.1 Архивные материалы содержат огромное количество информации, связанной с экономической помощью Советского Союза накануне вывода советских войск: доклады, записи Н. Г. Егорычева для выступлений на заседаниях Комиссии Политбюро, справки, протоколы переговоров по вопросам советско-афганского сотрудничества, справки о распределении безвозмездной помощи СССР Афганистану, отчеты об итогах визита премьер-министра Республики Афганистан М. Х. Шарка в СССР в сентябре 1988 г., рабочие записи Н. Г. Егорычева и другие материалы.

За последние годы было опубликовано несколько работ зарубежных авторов, посвященных экономической помощи Советского Союза Афганистану. Наиболее подробно эта тема, начиная с 1950-х годов, представлена в книге П. Робинсона и Д. Диксона "Aiding Afghanistan: A History of Soviet Assistance to a Developing Country" («Помощь Афганистану: история советской помощи развивающейся стране») [2]. Также канадские ученые А. Миньков и Г. Смолинец, специалисты в области обороны и стратегического анализа, написали исследование, состоящее из трех частей, посвященных сотрудничеству СССР и Афганистана. Так, в третьей части "4-D Soviet Style: Defense, Development, Diplomacy, and Disengagement in Afghanistan Düring the Soviet Period. Part III: Economic Development" («4-Д в советском стиле: оборона, развитие, дипломатия и высвобождение в Афганистане в советский период. Часть III: Экономическое развитие») [3] анализируется экономическое сотрудничество СССР и Афганистана. Заслуживает внимания статья А. Дорре и Т. Краудзуна "Persistence and Change in Soviet and Russian Relations with Afghanistan" («Настойчивость и изменение в отношениях СССР и России с Афганистаном») [4], в которой анализируются сотрудничество Советского Союза и перспективы взаимоотношений России и Афганистана в сфере экономики и безопасности.

Исследуемые нами архивные документы свидетельствуют о том, что Советский Союз разработал целенаправленную стратегию экономической помощи Афганистану с целью расширения поддержки Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) и президента Наджибуллы накануне вывода советских войск. Недавно рассекреченные документы открывают новые факты по уже изученным аспектам, а также уточняют полученную прежде информацию, тем самым подтверждая актуальность анализируемой темы.

Общая картина экономической помощи СССР Афганистану

Экономическое и техническое сотрудничество СССР с Афганистаном осуществлялось на основе соглашений и межправительственных документов еще с начала 1950-х годов. В соответствии с этими документами, начиная с 1954 г. Совет1 Н. Г. Егорычев заменил заболевшего П. П. Можаева. 14 октября 1988 г. Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Афганистане стал Ю. М. Воронцов.

ский Союз предоставлял Афганистану государственные кредиты, необходимые для финансирования строительства объектов сотрудничества, на льготных условиях. К 1988 г. с помощью СССР были построены 130 предприятий и объектов, среди которых гидроэлектростанция «Наглу» мощностью 100 тыс. кВт, завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе, авторемонтный завод в Кабуле, ирригационные системы в районе Джелалабада и Сарде, две государственные сельскохозяйственные механизированные фермы, автодороги протяженностью около 1500 км (на 1988 г. общее количество дорог с твердым покрытием составляло 2800 км) [5, с. 87], три аэропорта международного класса (всего в Афганистане четыре аэропорта) [6, с. 265].

Важное место в сотрудничестве занимало совместное проведение геологоразведочных работ и освоение природных ресурсов Афганистана, в результате которых были открыты месторождения газа, нефти, железной и медной руды, полиметаллов, золота, ртути, нерудных полезных ископаемых. Советский Союз оказал помощь в разработке газового месторождения Шиберган (годовая добыча до 3 млрд куб. м) и строительстве газопроводов до границы СССР (протяженностью 101 км и пропускной способностью 4 млрд куб. м в год) и до города Мазари-Шари-фа (88 км) [6, с. 262-263].

В открытых в последние годы архивных документах приводятся следующие цифры по поставкам газа из Афганистана, которые дают более точную картину экономических отношений между двумя странами, а также подчеркивают исключительную важность развития газовой отрасли для афганской экономики. Так, на 1 февраля 1988 г. поступило около 47 млрд куб. м газа на сумму свыше 1,6 млрд руб., в том числе в 1987 г. было поставлено около 1,7 млрд куб. м на сумму около 141 млн руб. Погашение советских кредитов и оплата значительной части советского экспорта происходили за счет поставок в СССР афганского природного газа, а продажи природного газа в СССР обеспечивали около 40 % доходов Афганистана от внутренних источников [5, с. 89].

В период военного присутствия, несмотря на непрекращающиеся военные действия, СССР продолжал оказывать экономическую помощь Афганистану. В 1980-х годах с помощью Советского Союза было построено и введено в эксплуатацию более 50 объектов, среди которых три автотранспортных предприятия по обслуживанию автомобилей КамАЗ и предприятие по обслуживанию бензовозов в Кабуле, автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударью, консервный завод в Джелалабаде, нефтебазы, хлебозаводы в Кабуле и Мазари-Шарифе и др. [5, с. 88].

Советский Союз также финансировал и поддерживал образовательные проекты в Афганистане. После Апрельской революции 1978 г. были приняты определенные меры по реформированию системы образования, науки и здравоохранения. В конце 1978 г. была создана первая в истории Афганистана Академия наук [7, с. 100]. При содействии СССР в Афганистане были построены Кабульский политехнический институт [6, с. 265] и Институт общественных наук ЦК НДПА [8, с. 39]. В 1982-1984 годах были открыты восемь профессионально-технических училищ для подготовки квалифицированных рабочих [9, с. 72], а к 1988 г. количество таких училищ достигло 50, в них получили образование почти 13 тыс. человек [10, с. 13].

Отличительной чертой экономической помощи СССР Афганистану являлось стремление как можно шире привлечь самих афганцев к участию в сооружении

и эксплуатации новых предприятий и объектов. В ходе строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры советскими специалистами было подготовлено более 80 тыс. рабочих. Также за годы сотрудничества профессиональную подготовку в СССР прошли около 10 тыс. афганцев, а в учебных заведениях, созданных в Афганистане при помощи Советского Союза, — более 5 тыс. человек [10, с. 31]. Что касается здравоохранения, то в 1977-1978 годах в стране был всего 901 врач (один врач на 20 тыс. жителей), работало 76 больниц на 5419 коек (одна койка на 3 тыс. жителей) [11, с. 151]. К сентябрю 1988 г. уже насчитывалось 111 больниц с 9,7 тыс. коек. Численность врачей уже составляла 2,9 тыс. человек, а среднего медперсонала — 7,1 тыс. человек [10, с. 14]. Однако, несмотря на помощь СССР и видимую положительную динамику, здравоохранение по-прежнему было развито слабо.

Следует особо отметить тот факт, что СССР оказывал экономическую помощь в широких масштабах, делая упор на государственный сектор, и в период военного присутствия советских войск экономическое сотрудничество с Афганистаном не только не снижалось, а, наоборот, увеличивалось. К началу 1988 г. обязательства СССР перед Афганистаном в области экономического и технического сотрудничества предусматривали оказание помощи в создании 319 объектов и предприятий, из них 142 объекта были введены в эксплуатацию (в том числе 60 эксплуатировались с помощью советских специалистов). К сожалению, в связи с неблагоприятной политической обстановкой в некоторых районах Афганистана выполнение обязательств по 36 объектам было приостановлено. Необходимо отметить, что созданные предприятия играли важную роль в укреплении экономики Афганистана и объем производства составлял более 60 % всей продукции заводской промышленности и 75 % государственного сектора [10, с. 30].

Таким образом, изучение архивных данных, а также опубликованных ранее материалов позволяет утверждать, что помощь СССР Афганистану была широкомасштабной, направленной в основном на развитие государственного сектора экономики. По нашему мнению, тот факт, что продажи в СССР природного газа обеспечивали около 40 % доходов Афганистана от внутренних источников, говорит о важности данной отрасли для стабильности экономики Афганистана.

Кроме того, новые архивные данные также помогают лучше понять обстановку и внутри самого Советского Союза, изменения в которой в конечном итоге привели к пересмотру подходов к дальнейшему развитию ситуации в Афганистане и советско-афганских отношений, что не могло не сказаться на экономическом и техническом сотрудничестве двух стран.

Необходимость изменения стратегии СССР в отношении Афганистана — требование новой политической ситуации в Республике Афганистан и вокруг нее

С приходом к власти М. С. Горбачева была определена линия по урегулированию афганского вопроса, и на заседании Политбюро в октябре 1985 г. М. С. Горбачев заявил: «Цель, которую мы поставили, заключалась в том, чтобы ускорить вывод наших войск из Афганистана и в то же время обеспечить дружественный нам Афганистан» [12, с. 239].

В 1986 г. президентом Афганистана стал Наджибулла, и НДПА разработала политику национального примирения, которая предполагала интеграцию оппозиции и прекращение военных действий.

После длительных переговоров 14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны документы политического урегулирования положения вокруг Афганистана, которые включали Двустороннее соглашение между Афганистаном и Пакистаном о принципах взаимоотношений, невмешательстве и отказе от интервенции. Также СССР и США подписали Декларацию о международных гарантиях. Результатом подписанных документов стал вывод советских войск из Афганистана.

Еще в середине 1980-х годов советские лидеры пришли к выводу, что предыдущая политика СССР в Афганистане потерпела неудачу и необходимо изменить стратегию своего присутствия в этой стране. Так, на заседании Политбюро ЦК КПСС 13 ноября 1986 г. Ю. М. Воронцов, первый заместитель министра иностранных дел СССР, отметил: «Афганистан — страна крестьянская. Но именно им революция дала меньше всего». В данном вопросе Воронцова поддержал С. Ф. Ахро-меев2: «Мы проиграли борьбу за афганский народ. Правительство поддерживает меньшинство народа» [12, с. 237].

В докладе на научно-практической конференции МИД СССР по Афганистану, проходившей 25-27 июля 1988 г., подчеркивалась главная задача советской внешней политики в отношении Афганистана, которая заключалась в том, «чтобы в новых условиях, возникающих в результате сложения двух процессов — борьбы за реализацию женевских соглашений и политики национального примирения в Афганистане, внешних и внутренних аспектов урегулирования афганского регионального конфликта, — обеспечить сохранение Афганистана в качестве суверенного, независимого, неприсоединившегося, нейтрального и дружественного нам государства» [13, с. 25].

Таким образом, в новой сложившейся военно-политической ситуации перед Советским Союзом стояла задача сохранить дружеские отношения с Афганистаном, и советские лидеры делали акцент на усиление экономического и технического сотрудничества. Это было особенно важно в связи с тем, что в 1987 г. экономическое и финансовое положение страны оставалось напряженным в результате значительного увеличения расходов на оборону и безопасность (61 % текущего бюджета, или 51,1 млрд афгани)3. Не работали многие промышленные предприятия, были нарушены транспортное сообщение и внутрихозяйственные связи, разрушены многие объекты социальной сферы. Общий прямой ущерб экономике Афганистана от действий муджахедов оценивался в 60 млрд афгани [10, с. 7].

Тем не менее начиная с 1987 г. в связи с политикой национального примирения и планируемым выводом советских войск была поставлена задача расширить социальную базу правящего режима НДПА, а также создать такие условия, при которых помощь СССР почувствует афганский народ. В связи с этим советским руководством были разработаны новые стратегические направления экономической помощи. С нашей точки зрения, важным аспектом нового подхода было то, что Советский Союз впервые начал сотрудничество с частным сектором, также была разработана

2 Маршал Советского Союза (1983), начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, первый заместитель министра обороны СССР (1984-1988).
3 По данным Госбанка СССР, 100 афгани = 1,07 руб. [10, с. 19].

программа «прямых связей» — сотрудничество напрямую советских республик с афганскими провинциями. И следующим важным стратегическим шагом было увеличение объемов безвозмездной помощи накануне вывода советских войск.

Частный сектор

Что касается частного сектора, то смещение акцента с государственного сектора на увеличение роли частного сектора происходило и в самом Советском Союзе в период перестройки. Но были и внутренние причины, связанные с ситуацией в самом Афганистане. В архивных документах подчеркивается, что в частном секторе создавалось 80 % всего национального дохода Афганистана, в котором работала основная часть населения страны. Также говорится о том, что в прошлом данный факт игнорировался из-за непонимания афганской действительности и политики афганского правительства после Апрельской революции 1978 г. Советские лидеры, в свою очередь, делали вывод, что недооценка данного фактора ограничивала возможности активно влиять на военно-политическую обстановку в Афганистане [13, с. 29]. Важно отметить, что изначально экономическая помощь СССР Афганистану была направлена на развитие государственного сектора и расширение участия государства в экономике.

Таким образом, в целях привлечения на сторону афганского правительства частных предпринимателей было принято решение о создании совместных государственно-частных предприятий, на которые СССР выделил кредит на сумму 50 млн руб. Задача состояла в том, чтобы создать небольшие, быстро окупаемые предприятия в области пищевой, кожевенной промышленности, переработки шерсти, производства некоторых потребительских товаров, сборки велосипедов и т. д. [5, с. 92]. С этой целью были созданы советско-афганские торговые акционерные общества «Афторг» и «Афтенто», задача которых заключалась в продвижении советских товаров на афганский рынок, а также в увеличении закупок афганских товаров и расширении их ассортимента [14, с. 67].

Западные исследователи экономической помощи СССР Афганистану П. Робинсон и Д. Диксон отмечают, что сумма в 50 млн руб., выделенная для помощи частному сектору, была незначительной по сравнению с суммами, которые выделялись для государственного сектора, а все проекты были мелкомасштабными [2, с. 142]. Однако, как становится очевидным из архивных документов, именно небольшие предприятия были целью данного направления новой стратегии экономической помощи, в связи с тем что небольшой размер проектов обеспечивал их быструю результативность и уменьшал сроки выполнения сделок в режиме плановой советской экономики.

Н. Г. Егорычев в своем докладе на заседании Политбюро 27 июня 1988 г. отмечал, что сотрудничество с афганским частным сектором оказывало положительное воздействие на отношение к СССР со стороны этой влиятельной части афганского общества, делая особый акцент на том, что необходимо максимально учитывать интересы афганского предпринимателя и максимально сокращать сроки поставок оборудования. Он подчеркивал, что у Советского Союза имеется реальная возможность утвердиться на афганском рынке (частного сектора) комплектного оборудования, и если эту возможность не использовать, то западные предприниматели займут эту нишу рынка [15, с. 64-65].

Для того чтобы оценить размер помощи СССР (50 млн руб.), выделенной на развитие частного сектора, достаточно сказать, что она составила 106,2 % от стоимости общего объема продукции на сумму 4,4 млрд афгани4, произведенной за весь 1366 год по хиджре (1987/88) частным сектором на предприятиях фабрично-заводской промышленности, занимавшим ведущие позиции по выпуску синтетических тканей, кожи, пластмассовой обуви, красок, мыла, ядохимикатов, безалкогольных напитков, фармацевтической и другой продукции [10, с. 10]. Возможно, выделенная сумма может показаться не столь впечатляющей по сравнению с субсидиями, предоставляемыми, например, на развитие государственного сектора, но, на наш взгляд, следует учитывать тот факт, что начиная с 1950-х годов Советский Союз делал основной акцент на развитии госсектора и внутри СССР развитие частного сектора в этот период (1980-е годы) являлось новым шагом. Сам факт такого сотрудничества имел большое значение для того, чтобы поддержать этот сектор афганской экономики, а также в целях привлечения на сторону афганского правительства частных предпринимателей, являясь своего рода пилотным проектом.

Прямые связи советских республик с провинциями Афганистана

Вторым важным аспектом стратегии экономической помощи накануне вывода советских войск из Афганистана была новая форма сотрудничества — прямые связи между советскими республиками и областями и провинциями Афганистана. По решению ЦК КПСС от 10 июля 1987 г., Советам Министров 12 союзных республик было разрешено осуществлять прямые связи с отдельными провинциями Афганистана без обращения в Совет Министров СССР. Программа прямых связей включала сотрудничество в области науки и культуры, обмен производственным опытом, помощь в области подготовки афганского персонала, а также поставки товарно-материальных ценностей за счет ресурсов соответствующих республик СССР [16, с. 67]. Советский Союз планировал, что общая сумма поставок по прямым связям составит 60 млн руб. [17, с. 138].

В мае 1988 г. в своем докладе на Комиссии Политбюро ЦК КПСС Н. Г. Егоры-чев отметил: «Установленные в 1987 г. прямые связи создают такой политический и психологический фон, благодаря которому дружескую и братскую помощь советского народа зримо и непосредственно чувствуют афганские массы» [18, с. 26].

Прямые связи в значительной степени активизировали взаимодействие между провинциями и советскими республиками, что видно из следующих цифр: на конец марта 1988 г. в Афганистане побывало около 30 делегаций республик и областей, а в СССР — 50 афганских делегаций представителей провинций, 600 афганских детей отдохнули в пионерлагерях, а также около 200 афганских граждан прошли курс обучения в СССР [19, с. 122].

К августу 1988 г. программа прямых связей уже имела следующие результаты:

— отгружено товаров на сумму около 80 млн руб. из предусмотренных к поставке в 1987-1988 гг. на 120 млн руб. [16, с. 70];

— поступило свыше 32 тыс. т товаров из Советского Союза и союзных республик, из которых отгружено в провинции около 24 тыс. т [16, с. 70];

4 Курс афгани см. в сноске 3.

— осуществлены поставка специализированных машин для вакцинации животных, передача оборудования для швейных мастерских, типографского оборудования и инструментов, а также оказана помощь автомашинами, тракторами, сельхозоборудованием [16, с. 70-71];

— силами «Таджикглавэнерго» введена в эксплуатацию ЛЭП 10 кВт протяженностью около 10 км до афганского населенного пункта Шигнан в провинции Бадахшан, и с 7 ноября 1987 г. осуществлялась подача электроэнергии с советской территории для освещения 100 хозяйств и зданий этого населенного пункта [16, с. 71];

— между Госкомиздатом СССР и Госкомиздатом РА была достигнута договоренность о расширении сотрудничества Госкомитета РА с госкомитетами РСФСР, УзССР, ТаджССР, ТуркССР, АзССР в области издательской деятельности, полиграфии и книжной торговли (в провинцию Саманган было поставлено типографское оборудование, изготовлено на языке дари четыре вида календарей общим тиражом 40 тыс. экз., передано четыре комплекта оборудования для книготорговых точек подшефным провинциям Афганистана) [16, с. 72].

Позитивный отклик у местных афганских властей и населения провинций вызывал тот факт, что прямые связи подразумевали конкретные мероприятия, что, на наш взгляд, было важно, поскольку приносило реально ощутимые результаты. Более того, мы считаем, что программа прямых связей, будучи нацеленной на конкретные задачи и свободной от сложных бюрократических процедур согласования с вертикалью власти, позволяла оперативно оказывать помощь по нескольким направлениям одновременно. Значительную роль в этом играл и географический фактор территориальной близости южных республик, что позволяло сократить сроки доставки товаров. Кроме того, участие среднеазиатских республик СССР в этой программе давало возможность привлечь к участию в этих мероприятиях и национальные меньшинства Афганистана, для которых языки узбеков, туркменов и другие были родными, что также облегчало общение между провинциями Афганистана, населенными этими народами, и республиками СССР. Такое участие позволяло также привлечь на сторону СССР население тех областей Афганистана, которые ранее могли враждебно относиться к присутствию советских войск в этой стране, что, несомненно, являлось положительным фактором.

Однако существовали и трудности по доставке товаров на места, связанные с условиями безопасности, отсутствием необходимого количества транспортных средств в провинциях, не всегда была четко налажена система информирования о поступлении грузов как с советской, так и с афганской стороны, что, по нашему мнению, осложняло выполнение программы прямых связей.

Все рассмотренные выше виды помощи представляют собой вариант взаимовыгодного сотрудничества двух стран. Помимо помощи, предоставляемой на основе долгосрочных кредитов, СССР также оказывал Афганистану и безвозмездную помощь.

Безвозмездная помощь

Третьим и не менее важным аспектом стратегии экономической помощи СССР накануне вывода войск было оказание безвозмездной помощи. Советский Союз начал оказывать безвозмездную помощь Афганистану с середины 1950-х годов. По

материалам архива, в период 1978-1986 гг. безвозмездная помощь СССР по каналам Министерства внешней торговли (МВТ) составила более 600 млн руб. в экспортных ценах. Дополнительно к этому на сооружение объектов советско-афганского сотрудничества по линии Государственного комитета по внешним экономическим связям (ГКЭС) была предоставлена безвозмездная помощь на сумму свыше 200 млн руб. В связи с просьбой афганской стороны об увеличении безвозмездной помощи ЦК КПСС и Совет Министров СССР 26 февраля 1987 г. пересмотрели планы и приняли постановление, в соответствии с которым в 1987 г. было предусмотрено оказать Афганистану гуманитарную помощь на 950 млн руб. При этом на обеспечение денежного и вещевого довольствия вооруженных сил Афганистана было выделено 525 млн руб., для бесплатного распределения товаров народного потребления среди беднейших слоев населения, племен и возвращающихся беженцев — 260 млн руб. и для выплаты денежного пособия беженцам — 45 млн руб. [17, с. 129].

Структура объема гуманитарной помощи свидетельствует о том, что в свете планируемого вывода советских войск из Афганистана СССР понимал, что основным аспектом помощи должны стать поддержка и укрепление афганской армии как силы, на которую должен был опираться режим президента Наджибуллы для обеспечения безопасности в стране после вывода советского военного контингента. Большое внимание также уделялось поддержке возвращавшихся беженцев с целью скорейшего возобновления ими мирной жизни.

В последние годы объем безвозмездной помощи, предоставляемой по линии внешней торговли и экономического сотрудничества, возрос, составив за период с 1978 по 1988 г. свыше 1,4 млрд руб. Более половины этой суммы приходилось на 1987-1988 годы [20, с. 84].

Долгосрочная программа экономического, технического и торгового сотрудничества между СССР и Афганистаном на период до 2000 г.

Несмотря на вывод советских войск из Афганистана, СССР не планировал прекращать экономическое сотрудничество. В своем выступлении на заседании Политбюро ЦК КПСС 27 июня 1988 г. Н. Г. Егорычев подчеркивал, что в соответствии с утвержденными планами советские войска покидают Афганистан, тем не менее Советский Союз должен сохранить свое влияние в этой стране, и прежде всего путем экономического сотрудничества [15, с. 62].

Важным шагом для поддержания уже налаженных отношений между двумя странами стало подписание Долгосрочной программы экономического, технического и торгового сотрудничества на период до 2000 г. во время визита в Москву премьер-министра Афганистана М. Х. Шарка 19-20 сентября 1988 г. В частности, планировалось предоставить 300 млн руб. на проведение проектно-изыскатель-ских и первоочередных работ по объектам, предусмотренным Долгосрочной программой. В рамках визита был подписан Протокол о продолжении в 1989-1993 годах приема на обучение в вузы и техникумы СССР 1500 афганских граждан ежегодно. Кроме того, СССР согласился осуществлять на безвозмездной основе поставки товаров в Афганистан в течение пяти лет, предоставить на 1989 г. дополнительно

безвозмездную товарную помощь в объеме 120 млн руб., а также подтвердил готовность оказать в том же году товарную помощь на 150 млн руб. в рамках разрабатываемой ООН Программы чрезвычайной помощи Афганистану — всего 270 млн руб. Также предусматривалось предоставить кредит для сбалансирования клиринговых расчетов между СССР и Афганистаном (на 12 лет под 2 % годовых) и отсрочку платежей на десять лет по советским государственным кредитам [21, с. 334]. На наш взгляд, отсрочка платежей по кредитам на длительный срок под минимальный процент, несомненно, должна была иметь положительное влияние на общее состояние афганской экономики, так как в результате высвобождались значительные финансовые и материальные ресурсы.

В своей работе "Aiding Afghanistan" П. Робинсон и Д. Диксон высказывают мнение, что договор между СССР и Афганистаном с подписанием Долгосрочной программы до 2000 г. стал чрезвычайно амбициозным документом, который был абсолютно оторван от политических реалий как в Афганистане, так и в Советском Союзе [2, с. 139]. Напротив, архивные документы свидетельствуют о том, что СССР имел самые серьезные намерения продолжать экономическое сотрудничество с Афганистаном с целью закрепиться там экономически.

Советские руководители также полагали, что любой режим в Афганистане проявит интерес к сотрудничеству с СССР в области дальнейшего освоения природных ресурсов, эксплуатации уже построенных объектов, в осуществлении транзитных операций и коммерческой торговли [13, с. 31].

Однако, несмотря на усилия и новую стратегию, разработанную накануне вывода советских войск, непростая ситуация сложилась в области развития природных ресурсов, в частности добычи газа.

В период 1979-1984 гг. в связи с военно-политической обстановкой СССР не удалось расширить проведение геолого-разведочных работ на газ и обеспечить прирост запасов газа по новым месторождениям. При этом добыча газа без принятия дополнительных мер должна была снизиться к 1990 г. до 1,3 млрд куб. м в год при уровне 2,6 млрд куб. м в 1986 г., т. е. вдвое [5, с. 89].

По мнению профессора Нью-Йоркского университета Б. Рубина, шоком для афганской экономики стало снижение и дальнейшее прекращение добычи газа. В феврале 1989 г., к моменту вывода советских войск, газовые скважины были законсервированы. Афганское правительство объяснило это неадекватным обслуживанием оборудования, отсутствием профессиональных рабочих, нехваткой электричества и дизельного топлива и проблемами со сбытом. Однако, по словам министра горных дел и промышленности М. И. Кавы, основная причина прекращения добычи газа заключалась в том, что советские специалисты, которые управляли газовыми месторождениями, уехали вместе с советскими войсками [22, с. 163-164].

А. Миньков и Г. Смолинец в своей работе также связывают фактор снижения добычи газа с отъездом советских специалистов из Афганистана и утверждают, что Советский Союз не обучил достаточное количество специалистов, способных работать в газовом и горнодобывающем секторах, тем самым усилив экономическую зависимость афганского режима от СССР [3, с. 605-607]. Во-первых, информация из архивных документов свидетельствует о том, что советские специалисты предвидели снижение добычи газа в уже разработанных месторождениях и ставили задачу расширить геолого-разведочные работы, чего не произошло в связи с военно-политической обстановкой в стране. Во-вторых, СССР обучил достаточное количество афганских специалистов в области добычи газа и нефти: для этой цели специально был открыт горно-нефтяной техникум в г. Мазари-Шарифе [10, с. 13]. Существует и другое мнение, в частности Валерий Иванов5 в интервью, которое цитируют в своем исследовании П. Робинсон и Д. Диксон, утверждает, что большое число афганских специалистов, работавших на данных предприятиях, также покинули Афганистан с выводом советских войск в связи с тем, что они опасались за свои жизни, так как обучались в СССР и не принадлежали ни к одной из группировок муджахедов [2, с. 154].

Мы разделяем мнение Валерия Иванова. Во-первых, основываясь на материалах архива, можно сделать вывод, что Советский Союз подготовил достаточное количество национальных кадров для газового сектора, которые работали совместно с советскими специалистами, и, во-вторых, нельзя не согласиться с фактом, что после вывода советских войск угроза жизни афганцам, которые поддерживали и сотрудничали с режимом, возглавляемым НДПА, возрастала. Также важно отметить, что к моменту вывода советских войск в феврале 1989 г. газовые скважины были законсервированы в целях безопасности.

Заключение

Как следует из рассмотренных документов, разработав и частично внедрив новую стратегию накануне вывода своих войск, Советский Союз сделал все возможное, чтобы поддержать экономику Афганистана и режим президента Наджибуллы. Несомненным преимуществом экономической помощи СССР для Афганистана было то, что, во-первых, он имел возможность получать долгосрочные кредиты для реализации своих военно-политических и экономических планов на льготных условиях; во-вторых, оплата этих кредитов производилась в основном за счет продажи газа в СССР, расчеты за который проходили по большей части в форме бартера и клиринговых операций; в-третьих, в Афганистан поступали техника, товары народного потребления и продукты из СССР, которые были значительно дешевле таких же товаров, произведенных на Западе. Несмотря на то что помощь Афганистану со стороны СССР оказывалась на льготных условиях, Афганистан все же являлся потребителем товаров и техники, произведенных в СССР, что было выгодно и для советской экономики. Советский Союз также отправлял в эту страну своих специалистов в различных областях, задачей которых было нести положительную информацию об СССР и советском образе жизни. Поэтому, на наш взгляд, оказание не только военной, но и технико-экономической помощи имело огромное значение для формирования политического климата в Афганистане в годы присутствия советских войск в этой стране.

Ввиду планируемого вывода своих войск из Афганистана СССР одновременно увеличил расходы на укрепление обороноспособности этой страны и объемы экономической помощи, включая безвозмездную помощь афганскому народу по обеспечению продуктами первой необходимости. Была разработана целенаправ5 Валерий Иванов, бывший экономический и торговый представитель РФ в Афганистане в 1992-1996 и 2002-2005 годах.

ленная стратегия экономической помощи, которая заключалась в развитии частного сектора Афганистана, а также в установлении прямого сотрудничества между советскими республиками и областями и провинциями Афганистана с целью развития объектов социальной инфраструктуры и налаживания дружеских отношений между двумя народами.

Однако из-за нестабильности обстановки в стране вследствие военно-политической ситуации СССР не удалось расширить месторождения добычи газа, а действующие месторождения были законсервированы, что имело критические последствия для слабой экономики Афганистана.

Были и объективные факторы, которые находились вне сферы влияния СССР, к ним относится то, что Пакистан и США не прекратили финансовую и военную поддержку муджахедов, а, согласно архивным документам, даже увеличили ее размер. В условиях вывода советских войск усилился раскол в НДПА между фракциями Хальк (народ) и Парчам (знамя), который существовал на всем протяжении функционирования партии. Это не способствовало единству и укреплению партии, росту ее авторитета в стране перед лицом возрастающей угрозы самостоятельной борьбы за Афганистан с муджахедами, которых активно поддерживали Пакистан и США.

Автор согласен с мнением генерал-полковника Б. В. Громова, который в своей книге «Ограниченный контингент» подчеркивал: «Мы сделали немало для оказания афганским друзьям содействия в экономической области применительно к тем особым обстоятельствам, в которых находится Афганистан. Эта помощь, несмотря на всевозможные трудности, с которыми и мы, и афганцы сталкивались при ее доставке и распределении, несомненно, предотвратила многие нежелательные повороты в развитии обстановки» [12, с. 320].

Литература

1. The World Factbook, Central Intelligence Agency, URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/rankorder/2004rank.html af (дата обращения: 25.09.2017).
2. Robinson P., Dixon J. Aiding Afghanistan: A History of Soviet Assistance to a Developing Country. London: Hurst Company, 2013. 226 p.
3. Minkov A., Smolynec G. 4-D Soviet Style: Defense, Development, Diplomacy, and Disengagement in Afghanistan During the Soviet Period. Part III: Economic Development // Journal of Slavic Military Studies. 2010. No. 23. P. 597-616.
4. Dorre A., Kraudzun T. Persistence and Change in Soviet and Russian Relations with Afghanistan // Central Asian Survey. 2012. Vol. 31. No. 4. P. 425-443.
5. Справка об экономическом и техническом сотрудничестве Советского Союза и Республики Афганистан // Архив РГАСПИ. Ф. 797. Оп. 1. Д. 27. С. 87-93.
6. Теплинский Л. Б. СССР и Афганистан 1919-1981. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 296 с.

7. Аристова Л. Б. Социальная инфраструктура Афганистана (системы просвещения и здравоохранения в конце 70-х — середине 80-х г?

АФГАНИСТАН ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СССР ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПОМОЩЬ afghanistan economic assistance soviet economic and technical assistance gratis aid
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты