Спросить
Войти

Напряженность в районе Персидского залива может перерасти в войну

Автор: указан в статье

стран. Нужно отметить, что сами хуситы отрицают связь с Тегераном.

Ситуацию осложняет и то, что с 2009 г в Йемене действует ячейка «Аль-Каиды». К тому же Йемен занимает стратегически важное положение в юго-западной части Аравийского полуострова. Таким образом, с данной территории легко контролировать движение танкеров, проходящих из Аденского залива через Баб-эль-Мандебский пролив в Красное море. Неконтролируемая береговая линия длиной в 1200 миль в Аденском заливе и Красном море и сухопутная граница с Саудовской Аравией и Оманом длиной в 1000 миль, проходящая в основном по пустыне, делают Йемен идеальным укрытием для «Аль-Каиды», боевики которой могут безнаказанно перемещаться между Афганистаном и Пакистаном, а также через Йемен в Сомали, а тотальная нищета, господствующая в этих четырех странах, обеспечивает им постоянный приток новых боевиков. Внутриполитические и межрелигиозные противоречия, а также слабая экономика сделали Йемен одним из очагов напряженности на Ближнем Востоке.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

К. Азимов,

кандидат исторических наук,

Институт востоковедения (Узбекистан) НАПРЯЖЕННОСТЬ В РАЙОНЕ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА МОЖЕТ ПЕРЕРАСТИ В ВОЙНУ

Современные конфликты - многослойны. Иногда в их основе лежит какая-либо древняя причина - территориальные претензии, религиозная вражда и т. д., а сегодня к ним подключаются и интересы других государств, которые стремятся ослабить одну из конфликтующих сторон или создать ситуацию, из которой можно извлечь выгоду. Российская пословица «ловить рыбку в мутной воде» отражает суть подобной ситуации.

Типичную картину представляют противоречия между государствами, расположенными в зоне Персидского залива. Большинство из них получили независимость от Великобритании во второй половине ХХ в.: Кувейт - 19 июня 1961 г., Оман - 23 июля 1970 г., Бахрейн - 14 августа 1971, Катар - 3 сентября 1971, ОАЭ - 2 декабря 1971 г.

В этом же районе находятся крупные и экономически важные государства: Иран, Ирак и Саудовская Аравия. Иран1 -древнейшее государство региона, его письменная история охватывает почти пять тысяч лет. Более двух тысячелетий Персия входила в число влиятельнейших государств Азии. В 632 г. начались набеги арабов на Персию, которая затем была включена в государство Омейядов. К концу IX в. персам удалось восстановить свою независимость. Летом 1918 г. британские войска оккупировали Иран, и 9 августа 1919 г. было подписано англо-иранское соглашение, устанавливающее британский контроль над экономикой и армией страны. Англичане оставались в Иране при шахе до 1971 г. После низвержения монархии в 1979 г. Иран был провозглашен исламской республикой.

Ирак, с 1534 г. бывший в составе Османской империи, в период 1914-1918 гг. попал под контроль Великобритании. Однако мандат Лиги Наций на территорию Месопотамии, выданный Великобритании, действовал до 1932 г. 3 октября 1932 г. Ирак получил независимость, но реальная власть еще долгое время оставалась у Лондона. В 1958 г. после уничтожения монархии была провозглашена республика (14 июля), хотя английские базы в стране просуществовали еще три года.

Королевство Саудовская Аравия, зарождение которого началось в 1744 г., после объединения Неджда и Хиджаза, было объявлено независимым государством 23 сентября 1932 г. В отличие от вышеперечисленных государств, Саудовская Аравия не была под властью Великобритании. Сегодня на ее территории находятся 12 американских баз (авиабаза короля Абдуль-Азиза в Захране, авиабаза принца Абдуллы бен Абдуль-Азиза в Джидде, авиабаза короля Фахда в аль-Хувият /Таиф/, авиабаза короля Фейсала в Та-буке, авиабаза короля Халида в Хамисе /Машита/, авиабаза принца Султана в аль-Харадже, авиабаза Эр-Рияд, авиабаза Джафр аль-Батин, Военно-морская база короля Абдуль-Азиза в Демаме, Королевская база ВМС в Джубайле, Военно-морская база в Джидде, База поисково-спасательных операций ан-Наайрия - в 60 км от границы с Ираком).

Впрочем, военные базы есть в других государствах региона. Естественно, что столь масштабное присутствие иностранных армий (кроме США, здесь базируются вооруженные силы Великобритании и Франции) связано с важностью этого региона, где со1 Название «Персия» оставалось общепринятым до 1935 г.

средоточены колоссальные запасы углеводородов. В начале 2012 г. запасы углеводородного сырья стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)1 оценивались в 65 трлн долл. Еще 23% мировых запасов углеводородного сырья сосредоточены в соседних Ираке и Иране2.

Впрочем, в США из района Персидского залива поступает всего 17% экспортируемой нефти. И тем не менее этот район объявлен «зоной жизненно важных интересов США». Дело в том, что в глобальной конкуренции Вашингтон таким образом контролирует поставки нефти в страны ЕС, Японию и Китай. В свою очередь монархические режимы региона считают США гарантом региональной безопасности3. Подразумевается, что США будет защищать их от Ирана. До недавнего времени именно Саудовская Аравия была главным политическим союзником США на Ближнем и Среднем Востоке, поэтому сдерживание Ирана, как главного конкурента КСА в регионе, позволяло США иметь здесь мощное военное присутствие. Здесь проходят морские пути через Ормузский пролив, который является единственным морским путем, позволяющим экспортировать газ и нефть в третьи страны, в частности в США4.

До получения независимости четко зафиксированных границ между государствами региона не существовало. Это логично, если вспомнить, что до недавнего времени значительная часть населяющих регион племен кочевала. Отношения между племенами базировались на контроле за пастбищами. Иногда племена объединялись, а иногда - особенно после начала кампании по проведению границ между государствами - распадались. Например, из племени Аназа выделилось сообщество Бани Утба, чьи родственники присутствуют в Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии и Бахрейне. Из племени Мудар выделилось сообщество Бану Тамим, представители которого проживают как в Саудовской Аравии, так и в Ираке и Катаре. Когда между племенами возникают противоре1 В состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.

2 http://www.belta.by/worldview/zapasy-nefti-i-gaza-shesti-stran-persidskogo-zaliva-otseneny-v-65-trln.-94325-2012
3 http://dergachev.ru/geop_events/300311-02.html
4 По данным Lloyd&s, в 2006 г. через Ормузский пролив проходило 33 % глобального экспорта нефти по морю. В середине 2013 г., через пролив проходила пятая часть глобальных поставок нефти.

чия, шейхи вспоминают, какие из них относятся к «благородным», а какие к «низшим». Принадлежность к почитаемому племени или роду и сегодня имеет значение при получении важной государственной должности. Кроме арабских племен в регионе проживают также кушитские семитоязычные племена (из Судана и Эфиопии), а также выходцы из Ирана и африканских стран.

В современной Саудовской Аравии насчитывается более 100 племенных объединений и племен. Не меньше подобных сообществ и в соседних странах. Так, на официальном сайте женщин племени Бани Яс (банат Бани Яс) размещены названия 878 племен современных ОАЭ1. Таким образом, племенной мир Аравии представляет особый общественный организм, на котором, как на каркасе, сохраняется история региона и народов его населяющих.

Границы между государствами до недавнего времени были условными, большая часть которых была создана в колониальный период. Особенно это касается пустынных территорий на Аравийском полуострове. Уже в ХХ в. на Аравийском полуострове неоднократно вспыхивали вооруженные инциденты, обусловленные взаимными территориальными претензиями государств региона. В 1930-е годы ситуация на Аравийском полуострове изменилась: предоставление иностранным компаниям нефтяных концессий сделало необходимым начать процесс демаркации национальных границ. Одновременно активизировались территориальные претензии, особенно в отношении тех районов, в которых была обнаружена нефть.

Таким образом, территориальные споры, которые изначально существовали между аравийскими государствами, приобрели новый характер: они превратились в схватку за полезные ископаемые, борьбу за участки континентальной и шельфовой частей бассейна Персидского залива, где обнаружены месторождения нефти или природного газа. В качестве примера приведем противостояние между Ираком и Кувейтом (1990). При этом Багдад, претендуя на нефтеносные участки соседнего Кувейта, пытался доказать всему миру, что территория Кувейта издавна принадлежала Ираку. Багдад даже получил поддержку у представителей так называемой «арабской улицы», которая поверила С. Хусейну, который обещал потратить доходы от нефти (отобранной у Кувейта) на то, чтобы «стереть Израиль с карты Ближнего Востока».

1 Шр://гш81апетка11е8.сот/соп1еп1/геЛ1е1аП.рЬр?ГО=56775

Кроме межарабских претензий стоит рассмотреть и претензии Ирана. Он, в частности, периодически заявляет о своих правах на Бахрейн и острова Большой и Малый Томб и Абу Муса, находящиеся в Ормузском проливе. Острова имеют стратегическое значение, ибо через Ормузский пролив проходит до 40% мирового экспорта нефти.

В свою очередь даже такое небольшое государство как Бахрейн долгое время претендовал на архипелаг Аль-Хувар (находящийся в 40 км от сухопутной границы Катара)1. Кроме того, Бахрейн заявил претензии на полуостров Зубара, находящейся под юрисдикцией Катара (северо-западное побережье страны). Еще в 1986 г. Бахрейн предпринял попытку в одностороннем порядке закрепить за собой часть спорной территории (полуостров Зубара), однако армия Катара воспрепятствовала этому. Только благодаря усилиям Саудовской Аравии, конфликт был потушен.

С XIX в. вокруг оазиса Аль-Бурейми бушевали страсти. За него боролись племена, населяющие Королевство Саудовская Аравия, эмират Абу-Даби (входит в состав Объединенных Арабских Эмиратов) и Султанат Оман. За это время оазис неоднократно переходил из рук в руки. Но в 1952 г. проведенные геологические изыскания выявили наличие нефти в районе оазиса, и тогда власти КСА оккупировали оазис. Спустя три года в конфликт вмешалась Великобритания. В конце концов, Саудовская Аравия признала претензии Абу-Даби и Омана на территорию оазиса, в обмен на предоставление сухопутного коридора для выхода к водам Персидского залива, а также долю в разработках спорного нефтяного месторождения. Что касается территориальных взаимоотношений между КСА и Оманом, то пограничные карты между ними, составленные на основе двустороннего соглашения о демаркации от 1990 г., были окончательно утверждены спустя два года, в 1992 г.

Создав в 1981 г. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, государства - его члены до сих пор не урегулировали многие проблемы. Похоже, что у некоторых из них есть основание не торопиться с демаркацией границ, так как еще неизвестно, что находится в подземных кладовых спорных районов.

1 Архипелаг Аль-Хувар является важным районом для рыболовства и сбора жемчуга. Не исключалась возможность наличия здесь месторождений нефти и природного газа. Что касается полуострова Зубара, то свои претензии они обосновывали тем, что здесь некогда жили предки правящей в Бахрейне династии Аль Халифы.

Аналогичная ситуация наблюдается в вопросе морской границы между КСА и Кувейтом. Эр-Рияд претендует на острова Карух и Умм-аль-Марадим. В марте 2001 г. вступили в силу соглашения, демаркирующие саудовскую границу с Катаром, включая богатый нефтью район Аль-Хофуз. Но до сих пор не определена большая часть саудовской границы с Йеменом. Еще осенью 1992 г. КСА предложило йеменскому правительству провести демаркацию границы на базе Таифского договора 1934 г., однако тогда йеменская сторона не приняла окончательного решения. В конце 90-х годов это привело к пограничному конфликту. Наконец, стороны создали совместную саудовско-йеменскую комиссию, что привело к снижению напряженности в отношениях, однако, несмотря на подписание в июне 2000 г. договора, определившего разграничение спорной территории, демаркация так и не была осуществлена. Причиной этого стали возражения со стороны ряда племен спорного региона.

Территориальный спор между Оманом и Йеменом в 1988 г. привел к вооруженным столкновениям. В октябре 1992 г. результатом предпринятых усилий Оман и Йемен заключили соглашение о демаркации, ратифицированное в конце 1993 г. И только после этого Оман отвел свои войска со спорной территории.

Аналогичный спор имел место между Оманом и ОАЭ. Последние претендовали на мыс Рас-Мусандам и район Аль-Мадха. Пограничная линия между федерацией эмиратов и султанатом была определена в 1999 г., однако этот территориальный спор был окончательно урегулирован только в 2003 г., когда обе страны наконец-то ратифицировали соглашение о границе на всей ее протяженности, включая мыс Рас-Мусандам и район Аль-Мадха.

Сложные отношения существуют между Йеменом и Саудовской Аравией. В 1934 г. между ними разразилась война. Еще весной 1933 г. йеменский эмир Ахмед захватил Наджран1, который считался частью Йемена, и заблокировал транспортные пути из Асира2 в Неджд3. Уже в следующем году саудовцы отбили эту

1 Наджран - значимый центр производства благовоний ладана и смирны. В древности через город проходил торговый путь, известный как «путь благовоний».
2 Асир - административный округ на юго-западе Саудовской Аравии, где преобладают шииты зейдитского толка.
3 Неджд - территория в центре Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Здесь расположена столица королевства - Эр-Рияд.

территорию. Характерно, что за спиной каждого из противников стояло европейское государство: Великобритания поддерживала саудовцев, а Италия (опоздавшая к разделу Ближнего Востока) -Йемен. Год спустя стороны согласились разделить спорную территорию. Тем не менее в исторической памяти йеменцев отделение части Наджрана рассматривается как проявление несправедливости.

После нападения Ирака на Кувейт руководство Йемена поддержало С. Хусейна, что противоречило позиции Саудовского королевства. Пытаясь наказать Йемен, саудовские власти выслали из страны более 800 тыс. йеменских гастарбайтеров. Этот недружественный шаг сопровождался антийеменской кампанией в аравийских СМИ, что реанимировало старые обиды в обеих странах.

Недовольство Саудитов вызывает и стремление Ирана сохранить свое влияние на шиитские общины, имеющиеся во всех странах Аравийского полуострова, в том числе и в Йемене. Именно в этом вопросе сталкиваются интересы Саудовской Аравии и Ирана. Обе державы претендуют на региональное лидерство и обе имеют сильные стратегические позиции. Как уже сказано выше, Иран контролирует Ормузский пролив. Вторым не менее значимым путем в этом районе является Баб-эль-Мандебский пролив1, выход из Красного моря между территорией Йемена и африканским побережьем, где расположены государства Джибути и Сомали. Через Баб-эль-Мандебский пролив выходят в Аденский залив Аравийского моря суда, прошедшие через Суэцкий канал, и экспортируется значительная часть нефти и других товаров. Этот путь является наикратчайшим из Европы в Аравию, а затем в Индию или Восточную Африку. Бывший президент Йемена Мансур Хади (2012-2015) по этому поводу сказал, что «если Иран возьмет под свой контроль Баб-эль-Мандебский пролив, то ему уже не надо будет иметь атомную бомбу». Дело в том, что блокирование этого морского прохода вынудит танкеры переориентироваться на маршрут вокруг Африки, а это может заметно поднять цену на перевозку нефти.

1 Баб-эль-Мандебский пролив расположен между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и Африкой. Ширина Баб-эль-Мандебского пролива в самом узком его отрезке составляет 29 км, что затрудняет движение танкеров, для которых отведено два фарватера по две мили шириной - по одному для каждого направления.

Таким образом, пограничные споры в зоне Аравийского полуострова (в ряде случаев, даже если их разрешение зафиксировано документально) остаются важной причиной сохраняющейся напряженности в этом регионе. Однако территориальные претензии, а также религиозная составляющая конфликтов (суннито-шиитские противоречия) полностью не отражают причину столь длительного существования этих споров. Существует и экономическая мотивация, связанная с наличием в этом районе залежей углеводородов, на контроль за поставками которых претендуют США.

В современной ситуации свою роль играют и интересы региональных «центров силы» - Исламской Республики Иран и Королевства Саудовская Аравия. Даже сам конфликт между этими странами дает возможность США заработать на поставках оружия Эр-Рияду. В 2010 г. КСА истратило на закупку вооружений 45,2 млрд долл., а в 2013 - 52,9 млрд (оценка), что составило 8,9% ВВП1. Если ранее Саудовская Аравия была единственной арабской страной, которая постоянно входила в первую десятку государств с огромным военным бюджетом, то в 2104 г. КСА заняло первое место по закупкам вооружений, обойдя Индию. Резкое увеличение оборонных расходов королевства при наличии латентных и актуализированных конфликтов свидетельствует о возможном усилении напряженности в Аравийском регионе.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

А. Другов,

доктор политических наук (Институт востоковедения РАН) ИНДОНЕЗИЯ. 70 ЛЕТ БОРЬБЫ, ПРЕОДОЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

17 августа 2015 г. Республика Индонезия, четвертая страна в мире по численности населения (до 250 млн человек), входящая в первую десятку государств по объему ВВП, отмечает 70-летие суверенного существования. Но фактически ее возникновение как национального образования произошло значительно раньше. Если согласиться с тем, что одним из факторов формирования нации
1 Les armées du Golfe face à l&état islamique. - P., 2015. - P. 68.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты