Спросить
Войти

Положение шиитского меньшинства в Саудовской Аравии: социальный и политический аспекты

Автор: указан в статье

В. Кириченко,

соискатель, научный сотрудник (ИВ РАН) ПОЛОЖЕНИЕ ШИИТСКОГО МЕНЬШИНСТВА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Численность шиитского населения Королевства Саудовская Аравия достигает 27,6 млн человек1. Шииты составляют от 10 до 15% от этого числа. Около 80% шиитов - имамиты (умеренное течение, почитающее 12 имамов). Они проживают преимущественно в Восточной провинции. Эта провинция богата нефтью, поэтому большинство населения занято в нефтяном секторе. Кроме того, в провинциях Джизан (юго-восток страны) и Наджран (на границе с Йеменом) проживают зейдиты и исмаилиты. Последние традиционно относятся к крайним шиитам, хотя со времени образования этих течений их сторонники стали более умеренными. На западе Аравийского полуострова в Хиджазе также проживает около 1 тыс. шиитов2.

Как известно, больше всего шиитов живет в Иране и Ираке. Саудовская Аравия последовательно боролась за чистоту ислама и выступала против шиитов. В частности, в 1801 г. мавзолей внука Пророка Хусейна в городе Кербела (Ирак) был разрушен ваххабитами, но со временем шииты его восстановили. Восточная часть Саудовской Аравии - родина выдающихся шиитских правоведов, таких как Ибрагим аль-Катифи (XVI в.), Ахмад Зайн ад-Дин аль-Ахсаи (ск. в 1801 г.) и Али аль-Хунайзи (ск. в 1944 г.). Здесь до середины 40-х годов ХХ в. существовали шиитские образовательные центры. В 1944 г. после их закрытия властями (вследствие дискриминационной политики) большинство студентов-богословов уехали в Ирак3.

Традиционно шииты проживают на территории Аравийского полуострова в районе аль-Хасса (аль-Ахса). Эта область перешла под власть эмира Неджда в 1913 г. после того, как Абдулазиз ас-Сауд отвоевал её у османов. В связи с этим российский восто1 http://business-sunrise.com/naselenie-saudovskoj-aravii/

2 Saudi Arabia 2012. International Я^^юш Freedom Я^рог, р. 2. - Ы1р:// www.state.gov/documents/organization/208622.pdf
3 http://www.currenttrends.org/research/detail/the-shiites-of-saudi-arabia

ковед А.М. Васильев отмечает, что «захват богатой провинции и выход к Персидскому заливу гарантировали жизнеспособность и дальнейшее укрепление государства Саудидов»1. Уставшее от османских поборов население помогло будущему королю Саудовской Аравии укрепить свою власть, но в 1925-1927 гг. под давлением ихванов2 правитель ограничил права шиитов аль-Хассы. Ихваны считали шиитов идолопоклонниками и настаивали на их принудительном обращении в «истинный» ислам. По настоянию Абдаллы аль-Джилауи, губернатора области аль-Хасса, было разрушено несколько шиитских мечетей. Опасаясь дальнейших репрессий, многие шииты были вынуждены бежать в Ирак и Бахрейн, где была небольшая шиитская община. Оставшиеся в аль-Хассе шииты, возмущенные притеснениями, подняли восстание, однако оно было быстро подавлено. Позже, когда Ибн Сауду удалось обуздать ихванов, он разрешил шиитам отправлять свои религиозные обряды в частном порядке. Однако им по-прежнему было отказано строить мечети и религиозные школы3.

В 1932 г., после того как Неджд и Хиджаз были объединены в одно государство, и было провозглашено создание Королевства Саудовская Аравия, положение шиитов ухудшилось. С момента основания Саудовской Аравии в 1932 г. шиитское меньшинство подвергается дискриминации. Шииты не занимают должностей в администрации, их не привлекают к работе в силовых структурах. Периодически шиитское население поднимало восстания, однако власть их подавляла.

После иранской революции, уже в ноябре 1979 г. начались активные выступления местных шиитов. Сначала это были мирные демонстрации, которые разгонялись отрядами национальной гвардии. Наблюдатели отмечали, что столь жесткое отношение властей к демонстрациям шиитов было связано с тем, что эти

1 Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1745 - конец XX в.). - М., 1999. - С. 262-263.
2 Ихваны - исламское религиозное военное ополчение, которое представляло собой главную военную силу первого правителя Саудовской Аравии Ибн Сауда (еще до объединения страны) и сыграло ключевую роль в становлении его в качестве правителя большей части Аравийского полуострова при создании путем объединения различных территорий и племен нового государства - Саудовской Аравии.
3 David Commins. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia I.B. Tauris. -London - New York, 2006. - P. 76.

события произошли почти одновременно с захватом Священной мечети в Мекке1.

Второй всплеск недовольства произошел в феврале 1980 г., когда рабочие, занятые в нефтедобыче (в большинстве своём -шииты), выступили с требованием, чтобы доходы от нефти, добываемой в Восточной провинции, шли на развитие провинции2. Следует отметить, что шииты КСА повсеместно заняты на низкоквалифицированной работе.

Иностранные исследователи на примере компании АРАМКО отмечают, что на высокооплачиваемых постах шиитов практически нет3. В ряде публикаций местных шиитов считают не арабами, а выходцами из Ирана. Власти постоянно подозревают местных саудовских шиитов в связях с Ираном. Тем не менее в 70-80-х годах в Саудовской Аравии постепенно стали появляться религиозно-политические организации шиитов. Они возникли как ответ на притеснения со стороны суннитского большинства.

Старейшей шиитской организацией Саудовской Аравии является «Шиитское исламское движение за реформы», которая возникла в конце 70-х годов, и постепенно были созданы отделения движения в разных районах королевства. С самого начала власти стали пристально наблюдать за работой организации и филиалов, но их деятельность направлена главным образом на образование, благотворительность, программы консультирования и обслуживания мечетей. Наиболее видные деятели, в том числе ее лидер Ха-сан ас-Сафар, стремятся выступить в роли посредников между властями и шиитскими массами. Благодаря усилиям ас-Сафара,

1 20 ноября 1979 г. священный для мусульман город оказался в руках мятежников. Заложниками в главной мечети Мекки оказались 6 тыс. человек. Саудовскому королю Халеду пришлось обратиться за помощью к французским властям. В результате штурма мечети погибло более сотни военных. Из нескольких сот террористов выжило лишь несколько десятков. Позже все террористы были казнены. Количество жертв среди паломников официально названо не было.
2 Ramazani R.K. Revolutionary Iran Challenge and Response in the Middle East. - Baltimore London, 1987. - Р. 40.
3 Goldberg J. The Shii minority in Saudi Arabia. Shiism and Social Protest, New Haven, 1986. - Р. 237. In David Commins. The Wahhabi Mission and Saudi Arabia I.B. Tauris. - London - New York, 2006. - P. 169.

шииты получили разрешение проводить памятные мероприятия в связи с ашурой1.

Еще в 1993 г. король СА Фахд ибн Абд аль-Азиз во время встречи с шиитскими лидерами страны пообещал, что более не будут допускаться никакие формы дискриминации по отношению к шиитам. Была объявлена амнистия политическим эмигрантам. Однако на деле проблема дискриминации по отношению к шиитам осталась нерешенной.

Успех шиитской исламской революции в Иране способствовал радикализации части шиитского населения КСА. В 1987 г. в Саудовской Аравии шиитами была создана организация «Хиз-болла аль-Хиджаз». С самого начала она была клерикальной группировкой, ориентированной на Иран и смоделированной по образцу ливанской организации «Хизболла».

В 1970-х годах группа саудовских шиитов, которые проходили обучение в г. Неджефе у аятоллы Мухаммада Бакира ас-Садра , познакомились с учением Хомейни. После иранской революции они переехали в г. Кум, где в середине 1980-х годов сформировали организацию «Таджму Улама аль-Хиджаз» («Собрание улемов Хиджаза»), ставшую позднее частью «Хизболла аль-Хиджаз». Клерикальное крыло «Таджму Улама аль-Хиджаз» действовало на базе Хаузы аль-Хиджазии (Хиджазской духовной академии) в Куме. По мнению западных исследователей, эти названия указывают на то, что, как и аятолла Рухолла Хомейни, участники организации использовали термин «Хиджаз» (территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии, историческое место возникновения ислама) применительно ко всей Саудовской Аравии, чтобы подорвать легитимность династии ас-Саудов. Члены организации также называли себя «Хиджазин», или «Хатт аль-Имам», т.е. линия Имама (Хомейни): под этим именем они до сих пор известны в Саудовской Аравии. И хотя небольшая община шиитов проживает в Медине, основатели

1 Ашура - 10 мухаррама (т.е. 10 числа первого месяца мусульманского года по Хиджре), поминальный день, когда происходят специальные церемонии в память Хусейна, внука Пророка, погибшего при Кербеле в 680 г.
2 Мухаммад Бакир ас-Садр, великий аятолла, сейид известный также как аш-Шахид аль-Хамис (пятый мученик) (1935-1980), - известный иракский шиитский богослов, правовед, философ, основатель Партии исламского призыва.

«Таджму» и «Хизболлы» были выходцами из Восточной провинции, в основном, из аль-Ахсы1, Сафвы и Тарута.

31 июля 1987 г. во время хаджа у Великой мечети возник инцидент, в который была вынуждена вмешаться саудовская полиция. В ходе столкновений с полицией погибло свыше 400 человек, в основном это были иранские паломники. Власти Ирана и Саудовской Аравии перекладывали вину друг на друга, что привело к серьезному ухудшению отношений между двумя странами. И хотя в инцидент были вовлечены главным образом иранцы, спецслужбы королевства подозревали наличие связей между паломниками из Ирана и саудовскими шиитскими организациями. Ситуация вызвала общественный резонанс в мусульманском мире, причем оба государства стремились повлиять на общественное мнение за рубежом и дискредитировать противоположную сторону.

Спустя неделю после трагического инцидента «Хизболла аль-Хиджаз», созданная в мае 1987 г., выпустила одно из своих первых заявлений с призывом восстать против режима Саудидов. Среди основателей «Хизболлы аль-Хиджаз» были лидеры «Таджму Улама аль-Хиджаз»: шейх Хашим аш-Шахс, шейх Абд аль-Карим Хубайл и Абд аль-Джамиль аль-Маа. С самого начала у «Хизболлы аль-Хиджаз» было два крыла: одно для религиозных и политических действий - «Таджму Улама аль-Хиджаз», второе -для военных целей. В августе 1987 г. произошел взрыв на нефтяном заводе в г. Рас аль-Джуайма. Правительство объявило, что это был несчастный случай, но позднее взрыв был охарактеризован как диверсия «Хизболлы аль-Хиджаз». Через полгода, в марте 1988 г., прогремели взрывы на нефтехимическом заводе Садаф в г. Джубейл, ответственность за которые взяла на себя «Хизболла аль-Хиджаз». Теракт совершила небольшая группировка «Хизбол-лы», состоявшая из четырех выходцев из Тарута. Один из них был служащим завода Садаф, а другой сражался на стороне «Хизболлы» в Ливане и прошел военную подготовку. Несколько бомб также сдетонировали на очистном заводе в Рас Тануре (основной нефтяной порт на берегу Персидского залива). Последовали широкомасштабные аресты, и когда силы безопасности вступили в бой с тремя членами «Хизболлы аль-Хиджаз», было убито и ранено несколько саудовских полицейских. Позже трое участников пере1 Аль-Ахса - крупнейшее губернаторство в Королевстве Саудовская Аравия, известное богатейшими запасами нефти. Сафва и Тарут - города на побережье Персидского залива.

стрелки, еще один член организации были публично казнены. Казнь четырех боевиков была санкционирована фетвой Совета Ассамблеи старших улемов, предписывавшей смертную казнь в отношении диссидентов, обвиненных в «диверсии». В ответ «Таджму Улама аль-Хиджаз» распространила заявление под заголовком «Казнь четырех бойцов на Аравийском полуострове». Аналогично поступила и «Хизболла аль-Хиджаз». Кроме того, с осуждением казни выступил иранский аятолла Хосейн-Али Мон-тазери1, а МИД Ирана обнародовало заявление, в котором отрицало причастность к акциям «Хизболлы аль-Хиджаз».

Некоторые члены «Хизболлы аль-Хиджаз», желая отомстить за казни соратников, убили нескольких саудовских дипломатов и представителей за рубежом. В сентябре 1989 г. 16 кувейтских шиитов были обезглавлены за контрабанду взрывчатых веществ и закладку бомб в районе Великой мечети в Мекке в июле 1989 г. Они были членами группировки «Хизболла аль-Кувейт», но являлись шиитами иранского и саудовского происхождения. Действительно, семейные связи между шиитами аль-Хассы и шиитами-эмигрантами в Кувейте обычно крепки и продолжают играть роль в развитии сети «Хизболлы» в Персидском заливе. Несколько шиитов из аль-Хассы были также арестованы, после чего члены организаций «Хизболла аль-Кувейт» и «Хизболла аль-Хиджаз» на пресс-конференции в Бейруте объявили о грядущем возмездии. Уже в ноябре 1989 г. «Организация Священной войны в Хиджазе» заявила о своей ответственности за убийство саудовского дипломата в Бейруте, в отместку за казнь 16 кувейтцев и четырех саудовцев2.

С конца 1980-х годов несколько членов «Хизболлы аль-Хиджаз» совершали поездки из Ирана в Ливан, где они, скорее всего, проходили военную подготовку. Они использовали погребальный комплекс Сейиды Зейнаб в Дамаске как место вербовки новых членов среди тех, кто совершал паломничество к мечети

1 Великий аятолла Хосейн-Али Монтазери (1922-2009) - один из наиболее влиятельных политиков Ирана в период правления аятоллы Хомейни. Был одним из лидеров исламской революции 1979, с 1980 г. считался официальным преемником Хомейни, однако в 1989 г. впал в немилость в связи с разногласиями с Хомейни по вопросам внешней и внутренней политики.
2 Middle East Journal. Vol. 64. N. 2. Р. 187. Matthiesen T. Hizbullah al-Hijaz: History of the Most Radical Saudi Shia Group.

Сейиды Зейнаб1. Саудовские шииты также сражались на стороне ливанской «Хизболлы» против Израиля на юге Ливана.

В 1996 г. грузовик со взрывчаткой взорвался около американских казарм в саудовском городе аль-Хобар2 на побережье Персидского залива. 19 американцев погибли, 400 были ранены. После того как «Хизболла аль-Хиджаз» была обвинена во взрывах, большинство ее членов были арестованы. Применение репрессивных мер заметно сократило численность организации. В 1997 г. произошло улучшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном, которое последовало вслед за приходом к власти Мохам-мада Хатами3 в 1997 г., что привело к постепенному сворачиванию деятельности «Хизболлы аль-Хиджаз», хотя её духовные лидеры по-прежнему пользуются популярностью в некоторых частях Восточной провинции4.

Отношения между Саудовской Аравией и Ираном, несмотря на периодические улучшения, остаются напряженными со времен исламской революции 1979 г. Эти державы издавна конкурируют за политическое влияние в регионе Персидского залива. Это соперничество имеет и конфессиональный аспект. Иран - шиитская держава, а Саудовская Аравия - претендует на роль лидера суннитского мира. При этом иранцы постоянно критикуют Саудовскую Аравию за прозападную политику. В свою очередь, саудиты недовольны тем, что Иран стремится укрепить свое влияние в арабском мире, опираясь на шиитов арабских стран.

С начала 1990-х годов иранские власти неоднократно выражали пожелание нормализовать отношения с Саудовской Аравией. Со своей стороны Саудовская Аравия также делала шаги навстречу Ирану. В 1999 г. Саудовскую Аравию с официальным визитом

1 Сейида Зайнаб бинт Али ал-Кубра - внучка Пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы аз-Захры и его зятя Али ибн Абу Талиба. Особо почитается мусульманами-шиитами в силу принадлежности к семье Мухаммеда.
2 База была построена в 1979 г. недалеко от города Дахран, Восточной провинции Саудовской Аравии, но не использовалась до войны в Персидском заливе в 1990 г. Во время и после войны там базировались коалиционные силы, действующие на территории Дахрана, в том числе военнослужащих из США, Саудовской Аравии, Франции и Великобритании. Семьи саудовских военных проживают в южной части комплекса.
3 Мухаммад Хатами - пятый президент Исламской Республики Иран в 1997-2005 гг.
4 Middle East Journal. Vol. 64. N. 2. Р. 179. Matthiesen T. Hizbullah al-Hijaz: History of the Most Radical Saudi Shia Group.

посетил президент Мохаммад Хатами (предшественник М. Ахма-динеджада). Подчеркивая значение этого визита, саудовский министр иностранных дел Сауд Аль-Фейсал заявлял, что «обе стороны будут и в дальнейшем прилагать усилия к тому, чтобы ликвидировать все препятствия, стоящие на пути созидания образцовых отношений между Ираном и другими государствами региона, потому что мы разделяем общую судьбу»1. Позднее М. Ахмади-неджад, шестой президент Ирана (2005-2013), также неоднократно встречался с саудовским монархом. Однако внешнеполитические амбиции обеих стран не способствуют сближению позиций двух стран. Примером очередного обострения отношений Саудовской Аравии и Ирана может служить шпионский скандал, разразившийся в марте 2013 г.

19 марта 2013 г. в Министерстве внутренних дел Саудовской Аравии заявили об аресте 18 шиитов по подозрению в шпионаже в пользу Ирана. 16 из них были саудовцами, а двое других - гражданами Ливана и Ирана. Среди арестованных оказались представители шиитской интеллигенции и духовенства2. МИД Ирана опровергло обвинение Саудовская Аравия в подготовке шпионов.

Несмотря на имеющиеся разногласия, в августе 2014 г. представители Саудовской Аравии и Ирана заявили о желании открыть новую страницу отношений. Эти намерения исходят из официально провозглашенного курса иранского руководства на такриб -сближение двух исламских течений - суннизма и шиизма. 25 августа 2014 г. в столицу Саудовской Аравии г. Эр-Рийад с официальным визитом прибыл заместитель министра иностранных дел Ирана Хосейн-Амир. Иранский дипломат встретился с принцем Саудом аль-Фейсалом, министром иностранных дел Саудовской Аравии, который отметил, что его страна готова улучшить отношения с Ираном, добавив, что Саудовское королевство надеется урегулировать любые разногласия с Исламской республикой в ходе будущих переговоров.

26 августа 2014 г. по итогам переговоров, проходивших в г. Джидда, Хосейн-Амир Абдоллахийан и министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал подчеркнули важность открытия новой страницы в политических отношениях между
1 http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-11816.html Косач Г.Г. О визите президента ИРИ М. Ахмадинеджада в Саудовскую Аравию.
2 http://english.alarabiya.net/en/2013/03/26/Espionage-ring-in-Saudi-Arabia-linked-to-Iran-interior-ministry.html

двумя странами. В повестке дня было обсуждение региональных проблем, в частности в районе Персидского залива, а также и угрозы мусульманскому миру. Оба министра выразили особую озабоченность в связи с использованием религии экстремистскими группами в качестве инструмента, что приводит к искажению образа ислама1.

Встреча дипломатов состоялась в то время, когда боевики из террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватили значительные части Сирии и Ирака, имеющего общую границу как с Ираном, так и с Саудовской Аравией. Подобная ситуация не может не беспокоить как Эр-Рийад, так и Тегеран. Можно предположить, что угроза со стороны ИГИЛ будет способствовать улучшению отношений между странами, хотя бы временно. Тем не менее видимость потепления в отношениях ни в коей мере не скрывает жесткой конкуренции обеих держав в регионах, где реализуются приоритеты их внешней полити-ки2. Саудовцев особенно беспокоит влияние Ирана на шиитскую общину, проживающую в королевстве.

В Саудовской Аравии, также как и повсюду в арабском мире, среди народа популярны антиамериканские настроения. Нередко шиитов обвиняют в пособничестве американцам. Шииты же стремятся доказать преданность «арабской родине». Для этого, как отмечает французский исследователь Л. Луэр, шииты КСА, большинство которых, как мы уже отмечали, проживают в богатом нефтью районе аль-Хасса, вынуждены постоянно разоблачать имеющиеся якобы у США планы, согласно которым Саудовскую Аравию ожидает раздел, причем аль-Хасса отойдет к Бахрейну3. Что касается исмаилитов Наджрана, то они также сталкиваются с дискриминацией, но, в отличие от шиитов Восточной провинции, они малочисленны, что заставляет их не вступать в конфликт с властями. То же можно сказать и о саудовских зейдитах4.

Антиамериканизм саудовских шиитов усилился после вторжения США в Ирак и последовавшего за этим падения режима Саддама Хусейна. 30 апреля 2003 г. шиитские активисты передали

1 http://en.trend.az/azerbaijan/politics/2305708.html
2 Там же.
3 Цит. по: Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 9. Востоковедение и африканистика. - 2007. - № 2. - С. 124. Louer L. La Reconfiguration du chiisme politique au Moyen-Orient. Etudes de la documentation française.
4 http://www.iimes.ru/?p=15531

Абдаллаху ибн Абд аль-Азизу, наследному принцу и премьер-министру королевства, документ, названный «Партнеры в Отечестве». В этом документе подчеркивается, что саудовские шииты -«исконная, неотделимая часть дорогого Отечества, которое является для них единственной Родиной и которому они беспредельно преданы»1. В документе от имени саудовских шиитов высказана серьезная озабоченность событиями, происшедшими в Ираке и на Ближнем Востоке, и выражается надежда на то, что руководство королевства возьмет на себя роль гаранта исламской солидарности. Одновременно авторы документа напомнили руководству страны о неравноправном положении шиитов в королевстве.

В этих условиях саудовский режим вынужден был отреагировать и предпринять какие-то шаги. В 2005 г. в Саудовской Аравии была создана Комиссия по правам человека (аль-Ляджна ли хукук аль-инсан). Она состоит из 24 человек, из них шиитов только двое. Комиссия рассматривает жалобы относительно судебных решений, которые можно расценивать с точки зрения фаворитизма. Однако этот орган не занимается делами, связанными с религией или толерантностью в межконфессиональных отношениях. В Меджлис аш-Шура (Консультативный совет, подобие парламента, члены которого могут предлагать законы на рассмотрение совету министров) входит лишь пять депутатов-шиитов из 1502. В первом составе меджлиса, учрежденном в 1993 г., из 60 членов был только один шиит3.

В 2008 г. представители шиитской общественности выдвинули «Проект шиитской интеграции в политические и национальные структуры: Программа действий для решения проблемы конфессиональной дискриминации». Этот проект был представлен наследному принцу, Султану Бен Абдель Азизу, и в него вошли две инициативы.

1. О решении проблемы дискриминации и маргинализации шиитов на основании конфессиональных причин и обеспечении равного отношения к шиитам на основе гражданства.
1 http://www.aljazeera.net/in-depth/shia_saudia/2003/5/5-3l-9.htm
2 Saudi Arabia 2012. International Religious Freedom Report. P. 4. - http:// www.state.gov/documents/organization/208622.pdf
3 Sukkar Atif Abdullah Political Reform and its impact on political stability: A case study of the Kingdon of Saudi Arabia During the period from 1990 to 2010, Michigan, 2010. - P. 167.
2. О прекращении политики государства, которая приводит к разделению по конфессиональному признаку и может поставить шиитов в оппозицию к государству1. Инициативы осталась без внимания властей.

На официальном уровне проблема шиитов почти никогда не обсуждается. В то же время в среде радикалов-ваххабитов активно обсуждаются вопросы о том, насколько шииты лояльны саудовским властям2. Суннитское руководство страны с подозрением относится к шиитам, рассматривая их как потенциальных предателей. Негласная дискриминация шиитов проявляется в фактическом запрете их участия в органах государственного управления, элитных частях Вооруженных сил и органах безопасности. В средствах массовой информации шиитская проблема также не освещается. Хотя шииты на востоке могут использовать принципы Джафарит-ского мазхаба3 в решении вопросов семьи, наследства и дарения, область их постановлений географически ограничена районами Аль-Катиф и Аль-Хасса. Шииты из других частей страны, в том числе на территории провинции Наджран на востоке, и шиитских районов Медины на западе, не имеют доступа в шиитские суды. Более того, власть шиитских судов Восточной провинции ограничена суннитскими судами, которые имеют право наложить вето на решения шиитских судов4.

С точки зрения саудовского правительства, паломничество шиитов в Иран нежелательно, однако позволено совершать паломнические поездки в почитаемые шиитами города в Ираке -Неджеф и Кербелу5. Однако посещать шиитские святыни в Иране по-прежнему не рекомендуют: саудовских шиитов, которых заподозрили в том, что они посещали Иран, на два года лишают

1 http://www.saudishia.com/?act=artcid=328
2 Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 109.
3 Джафаритский мазхаб - школа исламского права (фикха), которой следуют шииты-имамиты. Основатель джафаритского толка - имам Джафар ибн Мухаммад ас-Садик, почитаемый имамитами как шестой непорочный имам.
4 Saudi Arabia 2012. International Religious Freedom Report. P. 4. - http:// www.state.gov/documents/organization/208622.pdf
5 Посещение шиитских святынь - городов Неджефа и Кербела в Ираке -затруднено в связи с ростом военной угрозы в регионе. Иранские власти уже в 2003 г. закрыли пограничный переход «Аль-Мунзирийа» для своих паломников. Шииты, участвующие в ежегодном хадже в Саудовской Аравии, считают своим долгом посетить и иракские святыни. Иначе хадж считается неполным.

паспорта1. Для того чтобы подорвать иранское влияние на шиитов королевства, саудовские власти периодически глушат исходящий от иранского спутника «Бадр» сигнал арабоязычного канала новостей «Аль-Алям»2.

С февраля 2011 г. шиитские демонстрации в КСА участились. Сначала шииты призывали освободить всех политзаключенных, требовали свободы слова, собраний и объединений и выступали за прекращение дискриминации3. Однако позднее их требования стали более радикальными и переросли в выступления против правящей династии. Это произошло после ноября 2011 г., когда при разгоне демонстрации саудовские силы безопасности убили пятерых протестующих, множество было ранено.

Шииты выдвигали многие инициативы, направленные на смягчение общественного напряжения с начала протестов в районе Катиф в феврале 2011 г., которые были представлены губернатору Восточной провинции принцу Мухаммаду бин Фахду. Одной из них стала «Молодежная инициатива» группы молодых саудовцев. В документ были включены пункты, касающиеся прав человека, и в частности религиозных меньшинств. К сожалению, эта и другие инициативы не были реализованы властями.

Примечательно, что после того как 14 марта 2011 г. Саудовская Аравия ввела войска в Бахрейн для подавления акций протеста против правящего режима, шииты Саудовской Аравии потребовали вывода войск, продемонстрировав солидарность с бахрейнскими единоверцами.

В провинции Аль-Хасса шиитов нередко задерживают за публичную молитву или использование баннеров с шиитскими лозунгами. Так, в феврале 2011 г. был арестован шиитский богослов Тауфик аль-Амир, после того как в своей пятничной проповеди он высказался за установление конституционной монархии и соблюдение прав шиитского населения4.

В июле 2013 г. во время рейда по домам антиправительственных активистов в Восточной провинции силы безопасности

1 Шр ^/^^^^Ше. §оу/ш^гиг/§1оЬа1/Ьитап_п§Ь18Лг1У к£_гр1У1999/к1:"_8аи111ага
99.html
2 http://tvsat.cnews.ru/artic1e/2012/03/01/arabskiy_mir_stanovitsya_1iderom_sp utnikovogo_g1usheniya_479666
3 http://www.tehrantimes.com/midd1e-east/108718-saudi-forces-ki11-teenage-boy-in-qatif
4 Wor1d Report 2012: Saudi Arabia https://www.hrw.org/wor1d-report-2012/wor1d-report-2012-saudi-arabia

КСА убили подростка. Инцидент произошел в деревне ат-Туби в области Катиф. 19-летний Али Хасан аль-Махрус стал 17-й жертвой противостояния саудовского режима и протестующих, начиная с 2011 г.1

В июле 2013 г. прошли антиправительственные демонстрации в восточном регионе Катиф. Участники акций выражали солидарность с политическими заключенными и задержанными ранее участниками акции протеста против правящей династии ас-Сауд2. Участники демонстраций потребовали от властей королевства освободить заключенных оппозиционеров и узников совести, в том числе аятоллу Шейха Нимра Бакира ан-Нимра, арестованного в 2012 г. Прежде ан-Нимра арестовывали дважды: в 2004 и 2006 гг. В 2009 г. он выступил за отделение Восточной провинции в случае, если власти продолжат нарушать права шиитов. После этого заявления 35 его сторонников были арестованы, но самого Нимра тогда арестовывать не стали3. В период политической напряженности, вызванной «арабской весной», ан-Нимр выступал против насилия по отношению к полиции. «Оружие слова сильнее, чем мощь свинца», - заявил он. В 2012 г. ан-Нимр был снова арестован4. В 2013 г. появилась информация, что ан-Нимр был приговорен к смертной казни за подстрекательство к беспорядкам и ожидает исполнения приговора. В августе 2014 г. в регионе Аль-Катиф прошли акции, участники которых требовали освободить ан-Нимра и прекратить репрессии по отношению к шиитам5.

Власти Саудовской Аравии стремятся свести к минимуму недовольство среди шиитов. Делая финансовые вливания в социальную сферу, саудовское государство пытается снизить степень напряженности в обществе, существенно ослабляет влияние «арабской весны» на своих граждан. Примером могут служить законодательные акты начала 2011 г. и государственный бюджет на 2012 г. В феврале 2011 г., когда события «арабской весны» были в разгаре, вышли указы о выделении на нужды социального обеспечения (в том числе повышение студенческих стипендий,

1 http://www.tehrantimes.com/middle-east/108718-saudi-forces-kill-teenage-boy-in-qatif
2 В общей сложности в тюрьмах Саудовской Аравии находятся более 40 тыс. политических заключенных. - http://www.tehrantimes.com/middle-east/ 108842-saudis-hold-demo-anti-government-in-qatif
3 http://www.state.gov/documents/organization/208622.pdf
4 http ://www. aljazeera. com/news/middleeast/2012/07/20127819561763436.html
5 http://kayhan.ir/en/news/4219/saudis-demand-release-of-shia-cleric

жилищное строительство, развитие профессиональной подготовки женщин) 121 млрд риалов (более 35 млрд долл.). Это был «королевский дар» подданным, направленный на то, чтобы не допустить общественных волнений, которые охватили другие страны Ближнего Востока1.

Предложенный на 2012 г. бюджет КСА свидетельствовал о продолжении такой политики: он был призван «поддержать последовательное развитие страны», создать «новые рабочие места для граждан», обеспечить «пропорциональное развитие отраслей экономики и регионов государства»2.

Иран пристально следит за событиями в Саудовской Аравии. Шиитские акции протеста широко освещаются в иранских СМИ. Пристальное внимание Ирана к Саудовской Аравии нельзя объяснять только симпатией и солидарностью с шиитами, но и тем, что

королевство - стратегический соперник Ирана в регионе.

Существует несколько факторов, влияющих на отношение саудовских властей к шиитам: ваххабитская идеология, давление со стороны ваххабитских улемов; то, что шииты проживают в богатой нефтью провинции Аль-Хасса; отношения с Ираном. Политическая борьба саудовских шиитов за свои права продолжается. События, которые начались в этой стране на фоне «арабской весны», по-прежнему привлекают внимание руководства крупных держав - Ирана и США.

«Экономические, социально-политические и этноконфессиональные проблемы стран Востока»,

М, 2014 г., с 200-209.

1 Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 2. - С. 111.
2 Там же.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты