Спросить
Войти

2009. 02. 025. Майоло Дж. А. Англо-советская дипломатия в области морских вооружений перед второй мировой войной. Maiolo J. A. Anglo-Soviet Naval armaments diplomacy before the second world war // English historical rev. - Oxford, 2008. - Vol. 73, n 501. - p. 351-378

Автор: указан в статье

2009.02.025. МАЙОЛО Дж.А. АНГЛО-СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ОБЛАСТИ МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ ПЕРЕД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ.

MAIOLO J.A. Anglo-Soviet naval armaments diplomacy before the Second world war // English historical rev. - Oxford, 2008. - Vol. 73, N 501. - P. 351-378.

В реферируемой статье анализируются причины провала советско-британского военно-морского сотрудничества накануне Второй мировой войны, которое должно было выполнять роль сдерживающего фактора нацистской Германии. Автор рассматривает доказательства своих предшественников, которые «ругают Британию за отсутствие сотрудничества между двумя державами против Гитлера», «подчеркивают отсутствие реализма в британской политике как коренную причину этого.., чрезмерный антикоммунизм» (с. 351).

Англо-советская морская дипломатия 1935-1939 гг. базировалась на жизненно важных стратегических интересах обеих держав: Великобритания, крупнейшая морская держава мира, пыталась сохранить свои позиции, а СССР начинал модернизировать свой флот, чтобы противостоять возраставшей угрозе в Европе и Азии. Стремление каждой из держав к своей цели, а не идеологические разногласия или «отсутствие политического реализма» стали, по мнению автора, причиной провала двустороннего сотрудничества. Кроме того, причинами этого провала Дж.А. Майоло называет взаимную враждебность и подозрительность сторон (там же).

Инициатива переговоров о военно-морских вооружениях принадлежала Великобритании. Цель Лондона заключалась в том, чтобы добиться от СССР приверженности глобальной мировой системе морских вооружений. Начало этой системе положил Вашингтон Морским договором 1922 г. Ее усилила Великобритания в 1930 г. Лондонским морским соглашением. Эти два договора определили мощь основных морских держав (количественное ограничение) и характеристики каждой категории военных кораблей. Наиболее важным с точки зрения национального престижа и государственной силы было соотношение линкоров. Великобритания и США договорились о паритете в линкорах тоннажем 525 тыс. тонн каждый. В июне 1935 г. Великобритания заключила морское соглашение с Германией, согласно которому последняя могла создать небольшой флот. Этот договор был элементом усилий Лондона «по контролю... характера мировой морской экспансии» (с. 352).

В марте 1936 г. был заключен Лондонский морской договор. Великобритания, Франция и Соединенные Штаты Америки согласовали качественные ограничения по каждой категории военных кораблей и договорились об улучшении мер по повышению прозрачности в области содержания и модернизации флота. Великобритания добилась также запрещения на тяжелые крейсеры типа «Вашингтон».

Переходя к англо-советским отношениям, автор задается вопросом, каковы были цели Советского Союза на переговорах с Великобританией, и находит в документах ответ, что Кремль стремился получить передовые технологии в области морских вооружений и помощь Великобритании для советского флота, находящегося в Арктике, Балтийском и Черном морях, Тихом океане. Советские стратеги думали не только о безопасности морских побережий, но и о силовом контроле над ними и об экспорте революции. При этом в Кремле понимали, что серьезной помехой для СССР как морской державы является его технологическая и промышленная отсталость. Значительная часть существовавших до 1914 г. российских кораблей была утрачена в годы первой мировой войны и в период послереволюционного хаоса. Желание СССР обладать большим флотом проявилось еще в 1924 г. на конференции в Риме под патронатом Лиги наций, где советская делегация заявила о своих претензиях на значительное количество кораблей, почти равноценное флоту Великобритании и США (общим тоннажем 490 тыс. т.).

Советские стратеги считали, что флот СССР должен иметь более сильные корабли, чем корабли тех же категорий в других странах. СССР, по их мнению, мог потребовать супер-линкоры весом 45 тыс. тонн каждый и с орудиями в 18 дюймов. Это было нужно для того, чтобы Советский Союз мог успешно сражаться на географически изолированных театрах военных действий, т. е. в войне с Великобританией, Германией и Японией одновременно.

Первый раунд англо-советских переговоров прошел в Форин Оффис в мае-июле 1936 г. Роль НКИД в этих переговорах была сведена к техническим вопросам по формулировкам в подготавливавшемся морском соглашении. На первой встрече главной задачей советских дипломатов стало сокрытие далеко идущих целей морской экспансии СССР. В практическом смысле советской делегации удалось добиться подтверждения права Москвы на создание военных кораблей на Тихом океане вне рамок качественных ограничений. Советская сторона настаивала также на строительстве 10 крейсеров измещением 7 тыс. тонн каждый для Балтийского флота, вооруженных орудиями в 7,1 дюйма, и других особенностях модернизации своего флота. Британские дипломаты сразу согласились только на требование СССР сохранить его права на корабельные орудия свыше 14 дюймов. В то время все флота крупнейших морских держав мира имели корабли с орудиями в 15-16 дюймов.

Отдельно рассматривались претензии Москвы на 10 крейсеров типа «Киров», так как этот вопрос усложнялся тем, что Берлин и Москва настаивали на совместной приверженности принципу качественного ограничения. Поэтому главной проблемой был баланс германских и российских тяжелых крейсеров в Балтийском море. В июне 1937 г. английской стороне удалось договориться с Москвой о строительстве 7 крейсеров типа «Киров» на Балтике вместо 10. Немцы же смогли получить право только на три крейсера типа «Вашингтон». Англичане согласились на это, поскольку надеялись, что эти крейсеры станут последними в своем роде, и «им удастся положить конец строительству тяжелых крейсеров» (с. 366).

В августе 1936 г. И.В. Сталин лично вмешался в англосоветские переговоры и настоял на том, чтобы % оставшегося советского кредита, некогда полученного от Великобритании, были использованы на нужды судостроительства, то есть «турбины и части турбин для эскадренных миноносцев, крейсеры, линкоры, модели тяжелой морской артиллерии и даже целые батареи [орудий] и снаряжение [для новой верфи] в Архангельске» (с. 368).

Британская техническая помощь СССР должна была стать платой за подпись советских дипломатов на двустороннем морском соглашении. Но английская сторона стремилась контролировать те вооружения и снаряжение, которые британские фирмы продавали СССР, чтобы избежать утечки военно-технических секретов. В результате компромиссных решений 17 июля 1937 г. в Лондоне было подписано англо-советское морское соглашение. Формально СССР присоединился к системе качественных ограничений, инспирированной Великобританией. На деле И.В. Сталин и его соратники продолжили проводить политику, противоречившую принципам сдержанности, единообразия и прозрачности в области создания морских вооружений. Возросли усилия по строительству мощного военно-морского флота. В начале 1938 г. судостроительство было реорганизовано. К концу года 200 предприятий обеспечивали 21 верфь. Строительство кораблей в СССР выходило за рамки системы качественных ограничений. Планировалось создать военные корабли с лучшими в мире вооружениями. К 1941 г. должны были появиться 4 линкора типа «А» и 4 крейсера типа «Б».

Автор статьи приходит к выводу о том, что различные цели Великобритании и СССР появились из глубоких источников национальной политики. У пытавшихся договориться сторон не могло быть уверенности в возможности построения длительных отношений, основанных на сходных далеко идущих целях. Внешняя политика Великобритании 1930-х годов имела целью сохранить статус-кво в мировой политике и особенно свою позицию как лидирующей капиталистической великой державы. Советское правительство же не желало поддерживать «систему, гарантировавшую морское и имперское превосходство Великобритании» (с. 373).

О. В. Бабенко

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА СОВЕТСКО-БРИТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКО-БРИТАНСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты